это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3734890
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития отечественной и зарубежной психологии, существует смешение таких понятий, как «индивид», «индивидуальность», «личность». В связи с тем, что понятия определяют предмет изучения любой науки, правильное понимание и сознательное использование данных понятий дают возможность правильной выработки практических процедур, приемов и правил их научного исследования. В социологии, психологии и ряде гуманитарных наук широко используются такие понятия как «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность». На современном этапе развития общества значительно возросла роль личности в социальном прогрессе. Надо четко понимать, что понятия содержат в себе самих смысл того, о чем они говорят и, следовательно, их необходимо трактовать адекватно этому смыслу, а ни чему-либо другому. Многие воспринимают их как синонимы, однако каждое из этих слов имеет собственный смысл и подразумевает конкретный набор характеристик. Поэтому, эти термины не являются взаимозаменяемыми и при их употреблении нужно хорошо понимать контекст. Цель исследования: изучить понятие человек, индивид, личность в гуманитарных науках.Задачи исследования:- Рассмотреть определения понятий человек, индивид, личность в гуманитарных науках.- Ознакомиться с проблемой определения понятия личности.- Выявить отличия и взаимосвязь понятий человек, индивид, личность.Объект исследования: гуманитарные науки.Предмет исследования: различные аспекты и определение понятий человек, индивид, личность в гуманитарных науках.Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.Определения понятий человек, индивид, личность в гуманитарных наукахЧеловек – это социальное существо, обладающее сознанием и разумом. В данное понятие может вкладываться биологический смысл или физический. При этом оно является наиболее обобщённым, поэтому этим словом можно обозначить как вполне конкретного человека, так и абстрактного.Индивид – это отдельный представитель человеческого рода. Этим словом обозначают отдельно взятого уникального человека, абстрагируясь при этом от его морфологических, психологических и социальных характеристик. Очевидно, что у индивида есть некий набор уникальных качеств, но в рамках данного понятия они несущественны.Индивидуальность – это совокупность биологических, психологических и социальных свойств, составляющих своеобразие индивида, делающих его уникальным и отличающих его от других людей. Составляющими индивидуальности являются темперамент, характер, интеллект, мировоззрение, накопленные знания и жизненный опыт, морфологические и прочие свойства.Личность – это совокупность социальных качеств индивида, которые он так или иначе реализует в своей общественной жизни. Это слово можно использовать как характеристику индивида, либо для того, чтобы обозначить конкретного человека в контексте изучения его социальных особенностей.Необходимо рассмотреть каждое из этих понятий подробнее, чтобы более точно понять, чем они отличаются, что между ними общего и в каких случаях какой из терминов следует применять.Человек.Человек – это обобщающее понятие, которым обозначают социальное существо, обладающее сознанием и разумом. Человек сформировался в результате эволюционного развития, а также ряда социально-исторических процессов. Используя данный термин, обычно подразумевают представителя человеческого рода со всеми качествами и особенностями, присущими биологическому виду Homo Sapiens (человек разумный).С точки зрения психологии, термин «человек» сочетает в себе биологические и общие социальные характеристики, а также способность заниматься различными видами деятельности, специфичными для данного биологического вида.С точки зрения биологии, человек – это существо, отличающееся от остальных млекопитающих такими особенностями как:прямохождение и особое строение тела;использование членораздельной речи для общения;наличие сознания, способность понимать суть и причину различных явлений;способность осмысленно и целенаправленно выполнять сложную работу с целью получить определённый результат (а не повинуясь инстинктам, как это происходит у животных);способность создавать и использовать орудия труда.С точки зрения философии, человек – это целостная система, имеющая физическое и психическое начала, обусловленные генетически. Это единство биологических, социальных и духовных качеств.Чтобы запомнить, чем понятие «человек» отличается от понятия «личность», следует понять одну простую вещь: новорождённый ребёнок уже является человеком, поскольку ему присущи все элементы человеческойприроды. При этом личностью он становится позже – в процессе социализации, когда обретает свою индивидуальность.Индивид. Данный термин имеет особое значение в таких научных дисциплинах как обществознание и правоведение. Индивид – это единичный и вполне конкретный представитель человеческого рода. Подразумевается, что у каждого индивида есть уникальный набор антропологических и психологических особенностей, однако они выносятся за скобки.С точки зрения права, индивид – это субъект правоотношений, носитель прав и обязанностей, рассматриваемый как юридическая абстракция. Его внешность, характер, жизненный опыт, состояние здоровья, личностные качества и прочие особенности не имеют значения. Значимым свойством является его правоспособность.В обществознании под индивидом подразумевается человек как некая статистическая единица общества, обладающая определённым социальным статусом и положением, занимающаяся какой-то деятельностью. По сути, индивид – это «техническая характеристика» человека, некий «идентификатор», делающий его уникальным. Статус «индивида» ребёнок получает сразу после рождения (хотя это спорный вопрос, и многие авторы считают, что индивидом можно считать плод в утробе матери уже на втором месяце беременности, поскольку к этому времени у него формируется нервная система).С точки зрения психологии, каждый индивид обладает индивидуальностью – особым набором свойств и особенностей, которые определяют его уникальность и неповторимость. При этом не следует путать понятия «индивид» и «индивидуальность». Индивидом называют человека, а индивидуальность – это его уникальная характеристика. Она определяет такие особенности как предпочтения, интересы, поведение и прочее.Таким образом, человек рождается индивидом, но индивидуальности пока не имеет. Она формируется по мере взросления под влиянием среды, в которой он растёт и социализируется. По сути, формирование индивидуальности и личности происходит параллельно, но эти понятия также не следует путать.Личность.Личность – это субъект, обладающий самосознанием, эмоциональными переживаниями и способностью к познанию. Личность формируется исключительно в процессе социализации, и её основные свойства проявляются во взаимодействии с другими личностями. С точки зрения психологии, одним из ключевых свойств личности является способность играть определённую роль, соответствующую ожиданиям окружающих.Основными характеристиками личности являются её потенциалы:творческий – способность целенаправленно создавать материальные и нематериальные ценности;познавательный – способность и стремление учиться;коммуникативный – способность взаимодействовать с другими личностями и развиваться за счёт этого взаимодействия, сохраняя при этом собственную идентичность;ценностный – система ценностей, идеалов, стремлений и убеждений, приобретаемая личностью в процессе социализации;художественный – уровень художественных потребностей личности, проявляющийся как в создании, так и в потреблении произведений искусства.Основой развития личности считается её способность контролировать свою жизнь, принимать волевые решения и действовать рационально, руководствуясь логикой и здравым смыслом, а не сиюминутными желаниями. Человека, который прекрасно справляется с этим, называют сильной личностью. Очевидно, что пятилетний ребёнок не может быть сильной личностью. Он ещё не понимает, почему и ради чего он долженотказывать себе в сиюминутных удовольствиях. Кроме того, у него ещё не выработалась ответственность, поскольку он не представляет, насколько тяжелыми могут быть последствия безобидного, на первый взгляд, поступка.Бывает и так, что вполне взрослый человек не является зрелой личностью. Он подчиняется желаниям и не может подчинить их своей воле. При этом он не обязательно является таким уж повесой. Это может быть порядочный человек с хорошим образованием и работой, личность которого всё ещё находится в стадии формирования.Становление личности – это весьма длительный процесс, включающий 4 ключевых элемента:выбор социальных ролей и связанных с ними функций.осознание правил поведения, действующих в обществе.умение строить отношения и другие социальные навыки.способность принимать решения и отвечать за их последствия.Человека, являющегося сформировавшейся личностью, легко заметить. Как правило, он является достаточно самостоятельным и не беспокоится о том, что про него подумают, поэтому не особо старается соответствовать ожиданиям окружающих. Но это отнюдь не мешает ему вести себя достойно. Благодаря такому сочетанию окружающие часто выбирают таких личностей в качестве примера для подражания.2.Проблема определения понятия личностиПроблема определения понятия личности является одной из главных проблем в системе гуманитарных наук, изучающих человека и общество, а также философию. Она пронизывает все остальные проблемы, поэтому ей необходимо уделить особое внимание. Определения понятия личности и феномен личности неоднократно становились предметом исследований в области философии, психологии, социологии, педагогики, медицины и других наук. Проблема личности интересовала известных мыслителей и ученых разных эпох — Аристотеля, Н. А. Бердяева, Дж. Дьюи, М. Хайдеггера, К.-Г. Юнга и др. Среди современных авторов, в работах которых анализируется проблема саморазвития личности в контексте общества и культуры, следует назвать А. А. Гулова, М. С. Кагана, М. С. Подопригору, И. Г. Сухину , Г. А. Цукермана и др. Вместе с тем присутствует необходимость раскрытия особенностей динамики личностного развития. Личность рассматривается, как отдельный человек с определенными чертами характера, индивидуальными способностями и склонностями. Это понятие употребляется только по отношению к отдельному человеку, начиная с определенного этапа его развития. Личностью в узком смысле этого слова является человек, у которого есть сформировавшееся мировоззрение, убеждения, ценности и отношение к жизни. Неотъемлемыми атрибутами личности выступают разумность, владение языком, способность к труду и творчеству, самостоятельность, стремление к свободе, сила воли, неповторимость чувственно-эмоциональных переживаний, ответственность и др. Эти признаки обусловлены общим социокультурным контекстом, в котором происходит формирование и развитие личности. Личность, таким образом, выступает социокультурным конструктом: общество формирует личность путем ее социализации, путем воздействия на нее факторов социокультурной среды. В свою очередь, личность не только формируется социумом и культурой, но и сама влияет на них в зависимости от своего образования, профессии, общественного положения и созидательной или разрушительной активности. Но, все же, определяющая роль в этом контексте принадлежит обществу, которое создает благоприятные (или, наоборот, неблагоприятные) условия для деятельности и развития личности. Изучение феномена личности неразрывно связано с социокультурным контекстом, обусловленным историческими особенностями той или иной эпохи. Идея о наличии внутренних источников развития личности сформировалась лишь в эпоху Возрождения. Новая концепция развития основывалась на гуманистической философии с ее акцентом на личность как высшую культурную и общественную ценность, а также на представление о божественной природе всего сотворенного Богом мира, в котором человек — это венец Творения, сам выступающий творцом в социальном бытии. В эпоху Нового времени в европейской философии под влиянием христианских идей, а также институализации науки утверждается идея прогресса и верховенства разума; новые мировоззренческие установки определили и взгляды мыслителей на личностное саморазвитие. Философия и наука в целом в XVII — XIX вв. трактовала человека как самозаводящийся сложный механизм, нацеленный на самосохранение и самовоспроизводство (Р. Декарт, П. Гольбах, Ж. Ламетри, Ж.-Б. Ламарк, Т. Гоббс). В марксизме акцент делается на том, что личность развивается в социуме, в процессе труда, творческой духовной и материальной деятельности, преодолевая диалектическое противоречие между типичным и индивидуальным. Русская религиозная философия (Н. Бердяев П. Флоренский и другие) способствовала утверждению персоналистической трактовки личностного развития, согласно которой саморазвитие происходит через объективацию личностной свободы в творчестве, являющемся актом выхода личности за пределы себя в сферу трансцендентального. С утверждением постнеклассического типа рациональности в науке конца ХХ — начала ХХI вв. изменяется и понимание проблемы развития личности. Идея развития трансформировалась в идею саморазвития, акцент в которой переносится с идеи социализации личности в обществе на идею самосозидания личности на основе ее ценностного выбора, а также осознания связи личностного, социального и природного бытия (В. И. Вернадский, А. Швейцер, Н. Н. Моисеев, В. А. Лекторский, М. С. Каган, В. С. Степин и др.). Таким образом, личность — это всегда интегральная система, которая тесно связана с самостью. Существует философская и психологическая трактовка самости. В философской интерпретации самость представлена в философии М. Хайдеггера как бытие «Я» (самобытие), реализуемое как забота о собственном существовании. У И. Г. Фихте самость — это самодвижение мысли, а «Я» — предпосылка деятельностного проявления личности. К. Ясперс считал основным проявлением самости свободу. Искажая или реализуя свою свободу, личность либо развивается и актуализирует свою самость, либо разрушает ее. В психологическом смысле понятие самости в юнгианской концепции является одним из архетипов, выражающих глубинную целостность личности и сочетающим сознательный и бессознательный компоненты. Благодаря архетипу самости личность осознает себя как нечто особенное, отличное от окружающего мира. Как пишет Г. А. Цукерман, «саморазвитие — это сознательное изменение и (или) столь же сознательное стремление сохранить в неизменности мою «Я-самость». Цели, направления, средства этих изменений определяю я сам». Таким образом, идея того, что личность не заложена в биологии человека, что для ее развития требуются определенные условия и факторы, приводят нас к выводу, что личностью обладает не каждый индивид. М. С. Каган пишет, что личность — это «особое качество индивида, но не врожденное, не имманентное, а формирующееся в результате овладения индивидом определенным культурным содержанием». При всем многообразии подходов и определений понятия личности можно выделить три базовых аспекта ее формирования, которые являются общими для всех этих подходов и определений: самосознание, свобода и творчество. Самосознание — это особый уровень сознания, на котором осуществляется функция внутреннего контроля личности за деятельностью собственного сознания и поддержание его целостности. Самосознание предполагает выделение и отличие личностью самой себя, своего «Я» от всего, что ее окружает. Это способность посмотреть на себя как бы со стороны, осознать свои действия, чувства, мысли, мотивы поведения, интересы, свое положение в обществе. Самосознание возникает под влиянием определенных культурных и общественных условий, которые требуют от личности умения оценивать свои поступки, слова и мысли с точки зрения определенных социокультурных норм. Самосознание личности тесно связано с феноменом рефлексии. У Р. Декарта рефлексией назывался внутренний самоотчет, упорядоченное отражение бытия в сознании. Этот подход выразила его знаменитая формула: «Я мыслю — я существую». В современном понимании рефлексия — это размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней психической жизни. Уровни рефлексии могут быть разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием и т.д. Осмысливая собственные духовные процессы, личность нередко критически оценивает негативные стороны своего внутреннего мира. Именно в процессе рефлексии осуществляется основная часть личностного развития и изменения. Свобода — это также важнейший аспект и непременное условие становления и развития личности. Следует различать социальную свободу как более широкое понятие и личностную свободу как ее часть. Свобода в широком социальном смысле напрямую зависит от уровня самосознания отдельных личностей и их способности к самоопределению. При этом свобода диалектически связана с понятиями ответственности, права и равенства возможностей. Социальная и индивидуальная свобода являются факторами личностного творчества как процесса реализации своей внутренней субъективной реальности во внешнем мире, в ходе которого формируются новые уникальные (в отличие от процесса производства) материальные и духовные ценности. Здесь следует также сказать, что в философских работах по саморазвитию личности часто фигурирует понятие «самосозидание». Как пишет в своем исследовании С. Я. Подопригора, самосозидание — это общая индивидуальная стратегия личностного развития, в то время как самовоспитание и самореализация — это особенные индивидуальные стратегии. Самосозидание, самовоспитание и самореализация являются инструментами культурной идентификации личности. Личностное саморазвитие всегда включает в себя самопознание. Самопознание — это изучение личностью своих духовных и физических особенностей, которое начинается в раннем детстве и продолжается в течение всей жизни. Согласно К. Роджерсу, самопознание является условием личностного роста. Саморазвитие всегда предполагает самопознание, которое осуществляется на трех уровнях — физическом, социальном и личностном. На физическом уровне личностное самопознание направлено на познание своей телесности и своих физических возможностей. На социальном уровне самопознание — это познание себя как субъекта социальных отношений, культурных норм и ценностей. На личностном, наиболее глубоком уровне самопознания оно предстает как свобода, творчество, поиск путей самоактуализации и реализации своего внутреннего потенциала. К практическому аспекту самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ, самопонимание, самопринятие, самоуправление (саморегуляция), а также самовыявление и самосовершенствование. Самосовершенствование — это целенаправленная деятельность личности по систематическому формированию и развитию у себя положительных качеств и устранению отрицательных. Слово «самосовершенствование» восходит к греческому корню telos — «верх», «полнота», «цель». В целом, понятие самосовершенствования является синонимом саморазвития личности. Таким образом, развитие личности — это процесс ее постоянного становления, развития и совершенствования, в ходе которого формируются качества, свойства и функции личности, относящиеся к физическому, социальному и духовному аспектам ее бытия. Развитие личности происходит под влиянием как биологического, так и социокультурного факторов. 3. Отличия и взаимосвязь понятий человек, индивид, личностьРассматривая отличия в понятиях личности и индивида, следует сказать следующее. Личность определяется социальным окружением, а индивид всего лишь относится к какой-либо группе. В отличие от индивида личность обладает не только качествами, отличающими ее от других, но и способна оказывать влияние на окружение. В каждом из нас находится одновременно три этих составляющих. Индивидуальность как уникальный набор качеств, индивид, как представитель человеческого вида и личность, как сформированный или формирующийся индивидуум. Отличие индивида от личности в том, что первый – это просто человек из массы себе подобных, а вторая – поступки, характер, внешность.Различие между понятием индивида и личности видны, когда личность проявляется под давлением обстоятельств. Просто сидящий на берегу человек – индивид, но если он встаёт на ноги и ведёт за собой армию – это уже личность. Конечно, чтобы быть личностью необязательно становиться военачальником, каждый взрослый человек имеет личностные качества, а ребёнок – задатки личности, но все мы можем развиваться или деградировать в пределах жизни, становиться ничтожными, выдающимися или незаметными.Личность обладает свойством изменяться, приобретать новые черты вместе с жизненным опытом и накопленными знаниями. Личность не может сформироваться в изоляции от общества, а индивидуальность может. Вообще, эти понятия тесно переплетены в человеческой природе, но именно личность отличает нас от других представителей животного мира. Обладая индивидуальностью, козёл или собака не становятся личностями в полной мере, из-за малого интеллекта, это присуще только людям.В некоторых социумах не приветствуется проявление индивидуальности, но личность всё равно формируется в процессе жизни, как ответ на окружающую действительность. В мире, где все одинаково одеваются, поют одни и те же песни, где существует жёсткая цензура и кодекс поведения, личности стёрты и незаметны, но они есть, как и индивидуальности. Примером могут служить страны с социалистическим строем или авторитарные государства.Даже в таких условиях появляются люди, которым становятся тесны общепринятые рамки поведения, и они стремятся выделиться. Личности планетарного масштаба появляются раз в столетия, но просто сильные или слабые будут всегда, пока существует человечество в целом и разделение на страны, общества, семьи, одним словом, окружающий социум.Рассматривая внешнее сходство в написании и прочтении термины индивид и индивидуальность, следует отметить, что это совершенно разные понятия.Индивид – это класс и принадлежность к виду. Индивидуальность – это характеристика или признак, которая как раз таки выделяет человека из своего вида. Индивидами являются все люди, а индивидуальность еще нужно приобрести и не у всех это получается. Кроме того индивидуальность говорит о человеке, что он в какой-то степени «выше» других, ведь он не такой как все.Несмотря на свои отличия понятия индивидуальность, индивид, человек, личность связаны между собой и в какой-то степени проистекают друг от друга.Человек – это автоматически индивид, то при этом чтобы получить индивидуальность он должен выделиться из всех индивидов, например, своими суждениями, взглядом на вещи, наличием точки зрения, мировоззрением. Если индивид имеет таковые, то он получает индивидуальность, а значит, становится личность. По сути человек без индивидуальности не является личностью, но в то же время они не являются синонимами.Индивидуальность – это признаки, которые отличают человека от других людей, но в некоторой степени они врожденные. Не зря к этому слову можно применить эпитеты яркая, творческая и прочие. Это не приобретенные, а врожденные качества, но при этом их можно и нужно развивать. Личность – это тоже отличие человека от других, но в ней заложена работа, которую человек сам ведет над собой и в этом кроется основное отличие. Сформированная личностная и социальная идентичность выражается в притязаниях личности и предъявляется ею в ходе самопрезентации. Предъявляя себя, человек реконструирует свою идентичность, которая определяется культурным и историческим контекстом, выстраивается в процессе взаимодействия с другими людьми и общественными институтами. Идентичность динамична, она постоянно изменяется, т.к. полна противоречий. Социальный характер общения детерминирует выбор тех качеств и характеристик, на которых личность акцентирует свое внимание, и определяет стратегии и тактики их презентации окружающим в различных ситуациях. Стремление индивида к положительной идентификации, к совершенствованию своего личностного и социального портрета является естественным.Подытоживая вышесказанное, перечислим ещё раз основные особенности и отличия рассматриваемых понятий. Соотношение понятий человек, индивид, личность представлено на рисунке 1.Соотношение этих трёх понятий таково: несмотря на различия в этих понятиях, можно проследить ступени восхождения в цепочке «человек» - «индивид» - «личность». Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся. Рис.1. Соотношение понятий человек, индивид, личностьИндивид — единичный, самобытный представитель всего человеческого рода, другими словами — конкретный человек. С латинского переводится как «неделимое, целостное». Его характеристики: психическая и физическая целостность, устойчивость по отношению к окружающему миру, активность.Различают следующие потребности индивида (нужды, которые побуждают человека к определенным действиям):Естественные. Потребности, которые нужны для сохранения и поддержания жизни. Это еда, питье, сон, нуждаемость в жилье, одежде и отношениях с существом противоположного пола.Культурные. Возникают на протяжении жизни. Как известно, человек зависит от общества, он нуждается в общении и деятельности внутринего. Могут быть материальными (предметы быта, инструменты, современная техника) и духовными (желания смотреть фильмы, слушать музыку, ходить в театр).Социальные. Подвид духовных потребностей. Осуществляется в готовности общаться с другими людьми, иметь статус в обществе, желание быть членом определенной социальной группы.Чтобы оставаться индивидом, человеку достаточно просто быть собой. А вот личностью он может стать лишь через социальное взаимодействие, которое проявляется либо в сотрудничестве, либо в противостоянии. Достаточность. Всякий человек рождается индивидом, а вот личностью он становится только в процессе сознательной жизни. Количество. Индивидов в мире – около 7 миллиардов, а личностей, по разным оценкам, от нескольких сотен до нескольких десятков миллионов. Признание. Каждый человек является равным в правах с другими людьми, то есть его право на индивидуальность – неотъемлемо. Однако личности выражают себя несколько ярче, получая определённые социальные привилегии (авторитет, власть, признание). Осознанность. Чтобы оставаться индивидом, достаточно просто жить, вписываясь в рамки социума либо изолировавшись от него. Путь к становлению личности – это осознанное действие, доступное лишь избранным.Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности как человеческий род. Человечество отличается от всех иных общностей природного мира только ему свойственным способом жизнедеятельности. Благодаря этой особенности человек на всех этапах исторического развития во всех точках земного шара сохраняет свой определенный онтологический статус. Человечество — это абстрактный философско-социальный образ, состоящий из конкретных своих представителей — людей. Отдельный представитель человечества обозначается понятием «индивид». Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. п. Поэтому понятие «индивид» употребляется в значении «конкретный человек», не учитывая при этом его биологические и социальные особенности, такие как возраст, пол, социальный статус, образовательный и культурный уровень и т. п. Однако для того чтобы отразить все вышеперечисленные социальные достоинства человека, в которых отражен его социальный статус, чаще всего используется термин «личность». С точки зрения социальной философии личность рассматривается как целостность социальных качеств человека, продукт общественных отношений, результат исторического развития. Главной особенностью личности выступает наличие в ней автономности, выражающейся в некоторой степени независимости от общества, способности отстаивать в нем своп идеалы. Личность владеет собой, что становится свидетельством ее высокой внутренней самоорганизации, возникшей благодаря рассудительности, адекватной самооценке и самоконтролю. Высокая самоорганизация личности возникает благодаря ее самосознанию, которое трансформируется в жизненную позицию. Последняя представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах.Личность не заложена в биологии человека, что для ее развития требуются определенные условия и факторы, приводят нас к выводу, что личностью обладает не каждый индивид. Личность — это особое качество индивида, но не врожденное, не имманентное, а формирующееся в результате овладения индивидом определенным культурным содержанием. При всем многообразии подходов и определений понятия личности можно выделить три базовых аспекта ее формирования, которые являются общими для всех этих подходов и определений: самосознание, свобода и творчество.
Заключение
Итак, человек – это обобщающее понятие. В отличие от остальных, оно может использоваться в биологическом смысле для обозначения представителя вида Homo Sapiens. При этом практически в любом контексте термины «личность» и «индивид» можно заменять словом «человек». Но высказывание при этом получится более обобщённым.Индивид – это конкретный человек. Это техническое или юридическое понятие, используемое в правовых документах. Оно не включает каких-либо личностных особенностей, но строго указывает на конкретного человека. С точки зрения права, индивид – это субъект правоотношений (собственник, наследник, виновник ДТП). Рассматривая людей как индивидов, мы считаем их одинаковыми и пренебрегаем всеми их особенностями, кроме тех, которые важны в рамках решаемой задачи.Личность – это социализированный человек, обладающий характером, темпераментом и мировоззрением, активно взаимодействующий с другими личностями. Личность не возникает сама по себе, она формируется благодаря социализации, которая происходит в процессе взросления.Индивидуальность – это совокупность свойств и качеств, делающих человека уникальным. Она формируется параллельно с личностью. Чтобы лучше понять, чем личность отличается от индивидуальности, стоит обратить внимание на то, с какими эпитетами обычно используются эти слова. Про личность можно сказать, что она «сильная», «независимая», «самостоятельная». К индивидуальности больше подходят такие эпитеты как «яркая», «запоминающаяся» или «неповторимая».Всё вышесказанное относилось в основном к различиям между рассматриваемыми понятиями. При этом между всеми ними присутствует взаимосвязь, которую также нельзя оставлять без внимания. Понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность» можно рассматривать как ступени личной эволюции человека. Каждый человек становится индивидом сразу после рождения. По мере взросления он приобретает индивидуальность, которая состоит из генетически обусловленных и приобретённых свойств.Личность не заложена в биологии человека, что для ее развития требуются определенные условия и факторы, приводят нас к выводу, что личностью обладает не каждый индивид. Личность — это «особое качество индивида, но не врожденное, не имманентное, а формирующееся в результате овладения индивидом определенным культурным содержанием. При всем многообразии подходов и определений понятия личности можно выделить три базовых аспекта ее формирования, которые являются общими для всех этих подходов и определений: самосознание, свобода и творчество. Сформированная личностная и социальная идентичность выражается в притязаниях личности и предъявляется ею в ходе самопрезентации. Предъявляя себя, человек реконструирует свою идентичность, которая определяется культурным и историческим контекстом, выстраивается в процессе взаимодействия с другими людьми и общественными институтами. Идентичность динамична, она постоянно изменяется, т.к. полна противоречий. Социальный характер общения детерминирует выбор тех качеств и характеристик, на которых личность акцентирует свое внимание, и определяет стратегии и тактики их презентации окружающим в различных ситуациях. Стремление индивида к положительной идентификации, к совершенствованию своего личностного и социального портрета является естественным. Личность и индивидуальность формируются параллельно, в значительной мере под влиянием одних и тех же факторов. Развиваясь психологически, индивид приобретает уникальные черты, которые помогают ему лучше взаимодействовать с обществом и окружающей средой. При этом к нему применимы все три понятия, которые характеризуют его с разных сторон. Каждый человек является индивидом, личностью и индивидуальностью. А то, как его называть, зависит от поставленных целей и задач.
Список литературы
Аристотель Сочинения: в 4 т. Т. 1. - М.: Мысль,2018. - C. 371—448. Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 2017. - 445 с.Гулов А. А. Самосовершенствование человека как философско-антропологическая проблема. – Душанбе: Знамя, 2017. - 325 с.Дьюи Дж. Общество и его проблемы. - М.: Идея-Прогресс, 2018. -169 с. Ильенков Э. В. Что же такое личность? С чего начинается личность / Под общей ред. Р. И. Косолапова. – М.: ИнфраМ, 2019. – 374 с.Каган М. С. Формирование личности как синергетический процесс // Обсерватория культуры. 2005. № 2. С. 4—10. Кочетков А.В. Социализация и самоидентификация. – Спб.: Азбука, 2020. – 307.Логунова Л. Ю. Социология личности: теоретические основания / Л. Ю. Логунова. — Кемерово : КемГУ, 2020 — 345с.Левина Н.О. Понятие личности. – М.: Мир, 2020. – 189с.Подопригора С. Я. Индивидуальная стратегия самосозидания как способ культурной идентификации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 348 с. Сухина И. Г. Ценности и человеческое бытие в хронотопе культуры. - Донецк: Донбасс, 2016. - 444 с. Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Академический проект, 2018. - 465 с. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - Рига: ПЦ Эксперимент, 2017. - 276 с.Шитов С.М. Определения понятий человек, индивид, личность в гуманитарных науках. – Спб.: Питер, 375с.Шевцов А.В. Понятия: человек, индивид, личность в гуманитарных науках. – М.: Орион, 2018. – 395с.Юнг К.-Г. Психология бессознательного. - М.: Канон, 2017. - 250 с.Ядов В.А. Социальная идентификация личности / Под ред. В.А.Ядова. – М.: АльтПресс, 2018. – 305с.Ярославцева А.С.Отличия и взаимосвязь понятий человек, индивид, личность. – М.: Мысль, 2020. – 377с.Подопригора С. Я. Индивидуальная стратегия самосозидания как способ культурной идентификации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 348 с. Сухина И. Г. Ценности и человеческое бытие в хронотопе культуры. - Донецк: Донбасс, 2016. - 444 с. Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Академический проект, 2018. - 465 с. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - Рига: ПЦ Эксперимент, 2017. - 276 с.Шитов С.М. Определения понятий человек, индивид, личность в гуманитарных науках. – Спб.: Питер, 375с.Шевцов А.В. Понятия: человек, индивид, личность в гуманитарных науках. – М.: Орион, 2018. – 395с.Юнг К.-Г. Психология бессознательного. - М.: Канон, 2017. - 250 с.Ядов В.А. Социальная идентификация личности / Под ред. В.А.Ядова. – М.: АльтПресс, 2018. – 305с.Ярославцева А.С.Отличия и взаимосвязь понятий человек, индивид, личность. – М.: Мысль, 2020. – 377с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Расчет параметров участка электроэнергетической системы
Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника
Срок сдачи к 8 янв.
Доклад на тему "личность в теории деятельности а. н. леонтьева" + презентация
Доклад, Психология личности
Срок сдачи к 27 дек.
Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций малого предприятия, проставив в нем корреспонденцию счетов
Другое, Финансовый учет и анализ
Срок сдачи к 4 янв.
9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг
Реферат, История государства и права России
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!