это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3738848
Ознакомительный фрагмент работы:
Современное общество характеризуется культурной, языковой,
конфессиональной мозаичностью. Осознание и принятие факта многообразия
окружающего нас мира, людей, явлений, вещей и т. д. во многом определяет
мировоззренческую позицию человека, наиболее ярко проявляющуюся в
межэтнических отношениях, от интеграции до изоляции. Поиск
оптимального, рационального и взаимоприемлемого пути формирования
межэтнических отношений является одной из самых важных и насущных
проблем современности. Перспективным направлением в изучении
межэтнических отношений может быть понимание роли и значения
психологических факторов в формировании, развитии, разрешении
межэтнических конфликтов.
Наиболее ярко межэтнические отношения проявляются в конфликтных
ситуациях. Конфликтная ситуация между этническими группами в форме
этнического конфликта высвечивает все стороны и аспекты межэтнических
отношений. «Возможно, это связано с тем, что именно в конфликтной
ситуации наиболее ярко проявляются этнические маркеры и наиболее
жестко „держатся“ этнические границы».
Наиболее общее определение этнического конфликта представлено в
этнопсихологическом словаре. Под «этническим конфликтом понимается
форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми
интересами поляризуются по этническому признаку». Источником
этнических конфликтов являются внеэтнические социально-политические и
экономические противоречия.
Денис Сендол (Dennis J. D. Sandole) под этническим конфликтом
понимает динамический феномен, который характеризуется следующими
фазами:
инициирование, подъем, управляемое обслуживание, непосредственно
управление и завершение в виде рефлексивного урегулирования, решения или
преобразования.
В. П. Ратникова к межэтническим конфликтам относит конфликты
любых форм (организованные политические действия, массовые беспорядки,
сепаратистские выступления, гражданские войны и пр.), в которых
противостояние проходит по линии этнической общности.
Во многих странах мира уже многие десятилетия существуют службы,
нацеленные на разрешение этнических конфликтов. Например, в США
начиная с 50-х гг. анализ этнических конфликтов организован в рамках
Службы общинных отношений. В нашей стране конфликтологические
аналитические центры и исследовательские группы возникли только на
рубеже 90-х гг., и предметом практических усилий работающих там
специалистов стали прежде всего этнические конфликты (см. Гостев,
Соснин, Степанов, 1996).
Сферой приложения социальных психологов должна стать работа в
междисциплинарных конфликтологических службах с целью выявления
эффективности тех или иных стратегий при урегулировании конфликтов
разной степени интенсивности и масштабности. Обычно выделяется три
основные стратегии разрешения этнических конфликтов на макроуровне: 1)
применение правовых механизмов; 2) переговоры; 3) информационный путь.
Основная форма участия психологов в конфликтологической службе –
организация посредничества в ведении переговоров с субъектами
конфликтов. В нашей стране работа в этом направлении начата лишь в
последние годы.
Когда говорят об информационном пути разрешения конфликтов,
имеется в виду взаимный обмен информацией между группами с
соблюдением условий, способствующих изменению ситуации. Психологи
должны участвовать в выборе способов подачи информации в средствах
массовой коммуникации при освещении острых конфликтов, так как даже
нейтральные с точки зрения стороннего наблюдателя сообщения могут
привести к вспышке эмоций и эскалации напряженности.
Но кроме консультаций журналистов о форме подачи информации,
психологи участвуют в проектах по повышению психологической
компетентности членов конфликтующих групп. Социально-психологическая
информация дает представление о процессах, влияющих на межэтнические
отношения, о психологическом понимании конфликта. Предоставление такой
информации основано на предположении, что знакомство людей с тем, как
психологические явления влияют на их восприятие и поведение по
отношению к «чужакам», содействует гармонизации межэтнических
отношений.
Сторонники рассмотрения межгрупповой враждебности как продукта
универсальных психологических характеристик подчеркивают, что нет
шансов избежать насильственного разрешения конфликта интересов, так как
невозможно ликвидировать агрессивные склонности человека. Но и при
столь пессимистических взглядах они ищут методы борьбы с
деструктивными формами межгрупповых отношений. По мнению З. Фрейда,
надо пытаться так изменить направление человеческой агрессии, чтобы она
не обязательно находила свое выражение в виде войны. В этом может помочь
установление эмоциональных связей между людьми через идентификацию,
понимаемую Фрейдом как достижение общности чувств.
Несколько способов, помогающих справиться с деструктивной
агрессией, предлагает К. Лоренц. Он вводит понятие «переориентированная
агрессия», которая, с его точки зрения, способна предотвратить социально
вредные проявлений агрессии. Например, может быть использована
культурно-ритуализированная форма борьбы – спорт.
М. Шериф, который видел цель своих исследований в выявлении
стратегий для трансформации враждебных межгрупповых отношений в
кооперативные, предложил простое лекарство для лечения межгрупповых
конфликтов – введение надгрупповых целей, имеющих равную
привлекательность для обеих групп, но достичь которых они могут, только
объединив усилия.
Среди известных и используемых техник, стратегий по
урегулированию межэтнических конфликтов в последнее время занимает
преимущественную позицию интеграционный подход. Печально известные
события на Северном Кавказе остаются в фокусе общественного внимания не
только кавказских и российских ученых, исследователей, но и зарубежных
специалистов, экспертов. В 2004 г., во время пребывания В. Путина в
Германии, была опубликована совместная декларация о борьбе с
международным терроризмом. Координатор правительства ФРГ по
российско-германским отношениям и член руководства фракции Социал-
демократической партии в бундестаге
Гернот Эрлер предложил заключить международный «Пакт
стабильности для Кавказа», комментируя, что «против чувства изоляции и
обиды поможет жест солидарности». Г. Эрлер назвал три шага к
урегулированию на Северном Кавказе, без которых невозможно прийти к
решению проблемы.
Шаг первый. Инициирование и проведение открытых политических
дебатов. Российское руководство обязано дать своему населению трезвый и
честный отчет о реальном состоянии дел на Северном Кавказе.
Шаг второй. Необходимо признать, что у той легкости, с какой
чеченские экстремисты могут рекрутировать свои подкрепления, есть только
одно объяснение — непоследовательные, противоправные действия части
российских войск и т. н. «кадыровцев». Не начав преследовать за такие
действия, российские власти не могут рассчитывать на успех в стабилизации
положения.
Шаг третий. Это начало широкомасштабного восстановления
экономики Северного Кавказа, прежде всего наиболее пострадавших
районов.
Модель демократического режима сообщественного типа или
согласительной демократии (Э. Кисриев). Преодоление этностатусных
конфликтов возможно при наличии следующих предпосылок:
• большой коалиции (политические лидеры всех значительных
сегментов многосоставного общества сотрудничают в управлении страной);
• взаимного вето (права меньшинства накладывать вето на решения,
принятые большинством и затрагивающие жизненные интересы
меньшинства);
• принципа пропорциональности (пропорциональное распределение
постов в системе государственной службы между представителями
различных сегментов);
• автономии сегментов (т. е. самоуправления меньшинств в сфере своих
исключительных интересов).
Психологическая модель «комплиментарности» (С. Д. Гуриева).
Состоит из последовательных действий, мероприятий, направленных на
нейтрализацию межэтнической напряженности. По закону действия
установки, невозможно поменять векторную полярную направленность
установки, с одного полюса в зону другого, не переведя ее в этап
аккомодации, на котором возможны нейтрализация, угасание негативной
установки, с последующей ее корректировкой. Логика построения и
функционирования психологической модели «комплиментарности»
заключается в том, что первостепенной задачей является не вопрос
урегулирования и поиска компромисса между двумя сторонами, а
постепенный, поэтапный, и системный процесс нейтрализации
межэтнической напряженности. Решение обозначенной задачи предполагает
разработку социально-психологических методов, приемов, направленных на
урегулирование межэтнических конфликтов, но приоритетной задачей
является создание и поддержание «психологической модели
комплиментрности» между народами, не допуская ни в какой форме и ни на
каком этапе развития негативных межэтнических форм взаимодействия. Как
показывает исторический опыт межэтнического взаимодействия, качества,
ценности, которыми обладает одна сторона по принципу избыточности или
недостаточности компенсируются наличием или отсутствием их у другой
стороны. Трудолюбие, высокая работоспособность, выносливость и
адаптивность, которые наиболее ярко проявляются в характеристиках одной
стороны, уравновешиваются компенсационными качествами другой стороны,
у которой отмеченные качества не являются доминирующими и
преобладающими в национально-культурном образе народа.
Таким образом, урегулирование межэтнических конфликтов является
главным условием существования современного общества.
Список использованной литературы:
1. Лебедева, Н. М. Этнопсихология: учебник и практикум для
академического бакалавриата / Н. М. Лебедева. — М.: Издательство
Юрайт, 2017. — 491 с.
2. Лебедева Н. М., Чирков В. И., Татарко А. Н. Культура и отношение
к здоровью: Россия, Канада, Китай. М., 2007.
3. Конфликтология. Вопросы — ответы: учеб. пособие для вузов / под
ред. проф. В. П. Ратникова. М., 2004. С. 126.
4. Савин Л.В. Этнопсихология. Народы и геополитическое мышление.
- М.: ИД «Кислород», 2019. - 272 с.
5. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология [Текст]: учебник для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по направлению
подготовки и специальности психология / Т. Г. Стефаненко. - 5-е
изд., испр. и доп. - Москва: Аспект Пресс, 2014.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!