это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3739360
Ознакомительный фрагмент работы:
Изменения в международном положении Российской империи в правление Екатерины II
На протяжении XVIII в. международное положение России коренным образом изменилось. Россия получила выход к Балтийскому и Черному морям. Русские эскадры барахтались в водах Средиземного моря. Русские правители считали своей стратегической задачей овладение Босфором и Дарданеллами, потеснить Турцию на Балканском полуострове. Россия выступила освободительницей православных христиан (греков, сербов, болгар и др.) от турецкого ига, продолжавшегося несколько столетий [1].В 80-х годах XVIII в. Екатерина II выступила с так называемым «греческим проектом». Австрийскому императору Иосифу II было предложено создать буферное государство между Российской, Османской и Габсбургской империями в составе Молдавии, Валахии и Бессарабии под названием Дакия во главе с христианским монархом. Планировалось также освободить Грецию от османов.Экономическая мощь Русского государства постоянно росла. Русская армия на протяжении 18 века. практически непобежденным. «Ни одна пушка не выстрелит в Европе без моего решения», — сказала Екатерина II.Первыми европейцами, посетившими Аляску 21 августа 1732 г., были члены «Св. Гавриила» под командованием геодезиста М. С. Гвоздева и штурмана И. Федорова. Это была экспедиция А. Ф. Шестакова и Д. И. Павлуцкого в 1729-1735 гг. В 1867 году Аляска оказалась под контролем Российско-Американской компании.Г. И. Шелихов (1747—1796) с 1775 организовал торговое торговое мореплавание между Курильской и Алеутской островными грядами. В 1783—1786 возглавил экспедицию в Русскую Америку, во время которой основал первые русские поселения в Северной Америке.За внешнеполитическими успехами России, укреплением ее геополитических позиций, ее активной колониальной политикой с большой тревогой следили в Англии, Франции и других странах Европы.Русская культура XVIII века: от петровских начинаний до «века просвещения».В духовно-культурной сфере благодаря широте кругозора и энергии Петра I появилось много новшеств.Образование получило значительный импульс. В начале XVII в. Борис Годунов думал о создании университета, но из первой группы, отправленной на учебу за границу, никто не вернулся. Славяно-греко-латинская академия была открыта в России в 1687 г., но зарождение высшего образования обычно связывают с именем Петра Великого, учредившего в 1701 г. в Москве Штурманское училище. В 1715 г. Штурманское училище было переведено в Санкт-Петербург. Она называлась Военно-морской академией, Морским кадетским корпусом, но больше известна как Высшее военно-морское училище. М. В. Фрунзе — старейшее учебное заведение Санкт-Петербурга. Штурманская, Артиллерийская и другие школы готовили специалистов для армии, флота и государственной службы [2].Первые университеты в Европе появились в 11 веке. Одни считают, что это был университет в Константинополе (1045 г.), другие отдают предпочтение Болонскому университету (1051 г.). В 1200 г. в Париже появилась знаменитая Сорбонна, затем Оксфорд, Кембридж и др. К концу 15 в. В Европе действовало 60 «храмов науки». Их слуги - профессора (от лат. учитель) - имели значительные права в организации внутренней жизни университетов, имели автономное самоуправление. Профессорские корпорации избирали деканов, ректоров, присваивали профессорские должности, учили, экзаменовали и наказывали студентов. Студенты быстро превратились в особую группу горожан, они отличались энергией, сообразительностью и свободолюбием. В студенческой среде возникали разного рода корпорации. Корпоративный дух был очень характерен для формирующейся европейской интеллигенции.В 1725 году в России была основана Академия наук, а вместе с ней и университет. В университете была академическая гимназия.Первым музеем была Кунсткамера. Начала выходить газета «Ведомости». Санкт-Петербург, основанный в 1703 году, стал новой столицей страны. В новом городе масштабное строительство велось по единому архитектурному проекту.При Екатерине II (1762-1796) впервые возникла стройная система народного образования, основанная на начальных школах. Священников стали готовить в духовных семинариях, а светское гражданское образование получали в гимназиях. Образование было классовым. Еще в 1730 году только для дворян был создан закрытый кадетский корпус. Образование было обязательным для дворян. Стало обычным получать образование за границей или с помощью частных преподавателей-репетиторов, часто тоже иностранцев. Смольный институт давал образование в основном дворянским девушкам. Для основной массы населения получение образования было весьма проблематичным.В области техники русские изобретатели работали в русле общеевропейских, особенно британских усилий. Иван Ползунов изобрел паровую машину. Иван Кулибин придумал множество оригинальных механизмов и конструкций, которыми пользовался царский двор. А.К. Нартов был выдающимся изобретателем оригинальных машин и механизмов. После Петра Великого, который сам владел 14 ремеслами, долгое время некому было оценивать и финансировать русские достижения. Казалось проще покупать новинки за границей.Печатное слово становится все более важным. При Петре I появились первые газеты - Ведомости, журнал, новые типографии. Во второй половине XVIII века заметный след в поэзии оставили Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, в прозе — Д. И. Фонвизин, М. Новиков, А. Н. Радищев.В 18 веке архитектура сделала огромный шаг вперед. Многие объекты, украшающие обе российские столицы, были построены за эти сто лет. Петербург считается столицей с 1712 года, когда царский двор переехал из Москвы на берега Невы. Специального указа об объявлении нового города столицей не было. В 1712 году царь утвердил именной список из одной тысячи двухсот дворян, которые были обязаны переселиться в Петербург. В 1713 г. в Петербург переехал правящий Сенат - коллегиальное законодательное учреждение, пришедшее на смену Московской Боярской думе.Сам Петр Великий считается автором идеи генерального плана Санкт-Петербурга, проектов Петропавловской крепости, Адмиралтейства, типовых проектов застройки Санкт-Петербурга жилыми домами для дворянских и "злых" людей. Детальную разработку первого плана «северной столицы» выполнил П. М. Еропкин. Он же перевел на русский язык первую книгу по архитектуре. В 1714-1715 годах Петр I лично руководил развитием Выборгской стороны, Васильевского острова, строительством загородных дворцов в Петергофе, Екатерингофе, Ораниенбауме. По всей стране запрещено каменное строительство; каменщики и «прочие мастера» строительного дела сосредоточены в новой столице. С приездом из Франции Ж.-Б. Леблона было создано 19 мастерских, готовивших кадры строителей, владеющих самыми передовыми методами и идеями той эпохи [3].В Петербурге быстро развивалась промышленная инфраструктура, связанная с обслуживанием нужд армии, флота, государственных учреждений, двора, строящегося города. Петербург на глазах одного поколения превратился в крупнейший центр русской внешней торговли. Здесь располагались правительственные учреждения. В 1722 году началось строительство монументального здания Двенадцати коллегий, предназначенного для Сената и других высших государственных учреждений. (В этом здании сейчас находится Санкт-Петербургский государственный университет). Петропавловский собор стал усыпальницей русских царей, начиная с Петра Великого.В 1703-1760 годах в архитектуре господствовал роскошный, яркий, несколько вычурный стиль барокко. В этом стиле крупнейший мастер Ф. Б. Растрелли построил Зимний дворец и Смольный монастырь, Екатерининский дворец в Царском Селе и Большой дворец в Петергофе.Классицизм господствовал с 1760-х по 1840-е годы. В. И. Баженов построил Дом Пашкова в Москве (здание библиотеки имени В. И. Ленина), Инженерный замок в Петербурге, разработал грандиозный план реконструкции Кремля. М. Ф. Казаков построил в этом стиле Сенат Кремля, старое здание Московского университета и Дворянское собрание с Колонным залом в Москве. В Петербурге классиком Д. Кваренги построен павильон «Концертный зал» в Петербурге и Александровский дворец в Царском Селе, Ассигнационный банк (ныне Университет экономики и финансов), Эрмитажный театр, Смольный институт.В живописи наиболее разработан портрет. Галерею прекрасных образов создали художники И. Аргунов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский и другие.В XVIII в. Российские правители сделали крупные приобретения, которые до сих пор являются гордостью страны: коллекция скульптур для Летнего сада, картины для Эрмитажа, раритеты и уникальные предметы для Кунсткамеры, украшения для Золотого и Алмазного фондов, Оружейной палаты. Покровителями выступили члены царской семьи, крупные землевладельцы, церковь.В XVIII в. Плодами культуры поверхностной вестернизации пользовалась меньшая часть общества. Творцами и носителями культуры были в основном дворяне, часто иностранцы. Принимают участие и другие слои населения, даже выходцы из крепостных.2 Идеологическое обеспечение советского политического режима и личной власти И.В. СталинаРезультаты сталинских преобразований во многом «измеряются» Великой Отечественной войной. Не успели внедрить страну в 1930-е гг. индустриальный переход - само его существование будет под вопросом. Не проводилась бы элитарная кадровая ротация, и на третьих ролях была бы плеяда советских маршалов и генералов жуковского призыва, а руководство вооруженными силами осуществлялось бы по опыту Гражданской войны. Если бы не была осуществлена идеологическая инверсия национал-большевистского типа, вместо обращения Сталина в 1941 году к ценностно-историческим накоплениям России прозвучали бы призывы к классовому революционному сознанию трудящихся [4].И.В. Сталин, признавая жертвы, связанные с осуществлением промышленного рывка, объяснял их объективную необходимость следующим образом: «Не было бы у нас тогда ни тракторной, ни автомобильной промышленности, не было бы металла для производства машин — и мы были бы беззащитны перед капиталистическим окружением, вооруженным новой техникой... У нас не было бы тогда всех тех современных средств обороны, без которых невозможна государственная независимость страны, без которых страна превращается в объект военные действия внешних врагов. Наше положение было бы тогда более или менее аналогично положению современного Китая, не имеющего своей тяжелой промышленности, не имеющего своей военной промышленности и который теперь клюют все кому не лень. Словом, в таком случае мы имели бы военную интервенцию, не пакты о ненападении, а войну, войну опасную и смертоносную, войну кровавую и неравную, ибо в этой войне мы были бы почти беззащитны перед врагами, имеющими в своем распоряжении использование всех современных средств. нападки... Понятно, что уважающая себя государственная власть, уважающая себя партия не могла стоять на такой гибельной точке зрения.Как уже отмечалось, фигура И.В. Сталин прочно связан с национал-большевистским направлением в развитии СССР. Миф о тайном православном монархисте возник еще в 1930-е годы в левых интернационалистских рядах партии. В действительности И.В. Сталин принципиально не отличался от других своих соратников в идеологическом и мировоззренческом плане. Принятый им псевдоним «Коба» — отцеубийца — скорее подчеркивал его антитрадиционалистскую позицию.Можно выделить как минимум два сталинских периода в развитии идеологии советского государства. С середины 1930-х гг. И. В. Сталин действительно проводил курс на возврат к цивилизационно-ценностной матрице российской государственности. Реабилитация русских национальных героев и святынь, восстановление патриаршества, борьба с «безродным космополитизмом» — все это отличительные черты второго сталинского периода. Но был и первый период.Кульминация большевистской антирелигиозной кампании пришлась на 1931-1932 годы, когда в Москве был взорван храм Христа Спасителя, снесен храм Парасковьи Пятницы и ликвидировано 30 православных монастырей. 15 мая 1932 года был опубликован декрет о «безбожной пятилетке». Задача состояла в том, чтобы за пять лет полностью забыть имя Бога в стране.Это был И.В. Сталина, стоявшего в те годы во главе партийной организации, а соответственно и государства. Если бы его политическая карьера была по какой-либо причине прервана в 1933 году, то сталинский исторический образ был бы совсем другим. Он остался бы в истории как революционер-интернационалист, борец с «русским шовинизмом» и православием. Однако в 1933 году ситуация в мире коренным образом изменилась. Фашистская партия приходит к власти в Германии.Обратимся к рассмотрению основных аспектов проявлений сталинской имперской реставрации.Сталинская модель государственности строилась по формулам Цезаря. Характерно, что с 1934 г. И.В. Сталин не занимал никаких государственных постов. Его власть основывалась не на служебных функциях, а на признании лидера.Конституция 1936 г. закрепила за ВКП(б) ведущее положение в системе государственного управления. Однако партийные структуры в этот период отходят на второй план. Это стало особенно очевидным после XVII съезда, не вполне удачного для И.В. Сталин. Формируется модель не партийно-коллегиального, а автосубъектного правления. Явные компоненты реанимации просматриваются в видоизмененной форме традиционного для России царского культа [5].В первое послереволюционное десятилетие доброжелательное, особенно извиняющееся, отношение к представителям царской семьи считалось недопустимым. Обвинение в монархизме было самой клеймящей формулировкой определения «классового врага». Принцип вождизма, лежавший в основе политического режима большевиков, восстановил де-факто монархическую власть, лишенную внешнего лоска царскосельского периода. Особенности государственного функционирования Римской и даже Византийской империй, прикрывающих беспредельный монархизм республиканской формой правления, представляют собой исторический прецедент, вызывающий ассоциации с монархической республикой большевистской власти. Сталинский авторитаризм был, видимо, сознательным выбором Генсека в пользу монархии, как наиболее исторически приемлемой формы правления для России. Еще в 1920-е гг. Сталин говорил о царском менталитете русского народа, который шокировал партийных «коммунистов». Р.А. Медведев сослался на слова генсека, сказанные им еще в 1926 году: «Мы живем в России, в стране царей. Русский народ любит, когда во главе государства стоит один человек».По другому свидетельству, Сталин за обедом у С.М. Кирова, на замечание хозяина о том, что после смерти Ленина остается только опираться на ЦК и Политбюро, то есть на институты коллегиальной власти, возразил: «Да, правильно — партия, ЦК, Политбюро. Но имейте в виду... веками народ в России был под властью царя. Русский народ есть царь. Русский народ, русские крестьяне привыкли иметь во главе одного человека».При Сталине происходит историческая реабилитация если не института монархии как такового, то отдельных представителей монархической власти. Создаются апологетические художественные полотна литературно-кинематографического производства, ориентированные на деятельность Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Грозного, Петра I. Любимый исторический персонаж Сталина Иван IV в одной из заметок, не предназначенных для служебного пользования, получил оценку Генсек как учитель (не Ленин, а царь, жупел тиранической литературы!). В рекомендациях для С.М. Эйзенштейна «Иван Грозный» Сталин сформулировал свое понимание смысла политического курса царя, подразумевая его как исторический опыт построения собственной модели государственности: «Мудрость Ивана Грозного в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцы не пускали его в свою страну, защищая страну от проникновения иностранного влияния. Сталин не был монархом, подобным императорам петербургского периода русской истории, он возродил архетип опричного царя старой Московской Руси.Несмотря на декларируемый идеологией советского общества диалектический материализм, в период сталинской инверсии происходит реанимация православной идеи. Демонизации образа Сталина в литературе противоречит оценка Генерального секретаря духовным писателем, отцом Дмитрием Дудко: «…если смотреть на Сталина с Божественной точки зрения, то он действительно был особенным человек, Богом данный, богом охраняемый Сталин спас Россию, показал, что это значит для всего мира… Сталин снаружи атеист, а на самом деле он верующий… Не случайно в Русской Православной Церкви пропели ему, когда он умер, даже вечную память, так что это не могло произойти случайно в самое «безбожное» время. Неслучайно он тоже учился в Духовной семинарии, хотя и потерял там веру, но для того, чтобы по-настоящему приобрести ее. И мы этого не понимаем... А на самом деле все равно, что Сталин заботился о России, как об отце...».Вопреки расхожему клише, церковное возрождение началось уже в предвоенные годы и поэтому не было исключительно следствием военной катастрофы и перспективы демонтажа режима в 1941 г. С середины 1930-х гг. наблюдается тенденция возвращения в епархиальные ведомства храмов, ранее выведенных из патриаршества. Осуществляется историографическая переоценка миссии христианства в пользу признания значительного вклада Православной церкви в развитие древнерусской национальной культуры и в отражение внешней агрессии со стороны иноверцев. С 1935 года «реабилитируется» ранее табуированная елка, которая, однако, став атрибутом празднования Нового года, теряет прямую связь с христианской семиотикой. Благодаря личному вмешательству Сталина в разработку проекта Конституции 1936 г. были сняты поправки к статье 124 о запрещении осуществления избирательных прав священнослужителям.Вероятно, материалы Всесоюзной переписи 1937 года сыграли важную роль в изменении политики Советского государства по отношению к Церкви. Вопрос о религиозной принадлежности был включен в переписные листы по личной инициативе И.В. Сталин. Полученные результаты были настолько ошеломляющими, что власти не решались публиковать сводные статистические материалы. Спустя два года была проведена вторая переписная кампания, которая уже не содержала пункта, устанавливающего принадлежность человека и какое-либо вероисповедание. Во всех последующих переписях отсутствовал важный вопрос.По статистике, полученной в 1937 г., большинство согласившихся заполнить соответствующий пункт анкеты отнесли себя к верующим - 56,7%. Очевидно, к ним следует отнести и тех, кто на вопрос об отношении к религии вообще не ответил. Те из общего числа, которые участвовали в переписи, составляли до 20%. Эту группу можно определить как скрытых верующих. Отказ от заполнения соответствующего пункта анкеты, как и неучастие в переписи вообще, определялся религиозными мотивами. С одной стороны, был страх преследований всех тех, кто исповедовал свою религиозность. С другой стороны, запись в анкете как неверующий означала религиозное отступничество. Религиозные деятели, представляющие различные конфессии, обратились к народу с призывом не участвовать в переписной кампании. Перепись проводилась в самый канун Рождества 5-6 января, что послужило дополнительным источником экзальтации активизации верующей части населения. Таким образом, не менее 76,7% советских граждан к 1937 г. оставались среди религиозно идентифицируемых. Судя по всему, их доля была еще выше, поскольку для многих верующих соображения личной безопасности оказались достаточно весомым обстоятельством при ответе на соответствующий пункт анкеты.Таким образом, не будет преувеличением утверждать, что победу в Великой Отечественной войне одержал народ, сохранивший прежде всего свою религиозную идентичность. Власть, надо отдать ей должное, получив соответствующие статические материалы, смогла эффективно использовать ресурс религиозности народа в общегосударственных целях. Неоинституционализация патриархата была прямым следствием этой переоценки.К подготовленной в 1948 г. под общим руководством М. А. Сусловой резолюции «О задачах антирелигиозной, атеистической пропаганды в новых условиях», в которой провозглашалась задача искоренения религии как непременного условия перехода от социализма к коммунизму, Сталин фактически применил санкцию вето. В послевоенные годы атеистическая пропаганда была практически сведена на нет. Именно тогда был распущен Союз воинствующих безбожников. Пытаясь поднять статус Московской Патриархии в экуменическом православном движении, Сталин стремился присвоить ей первую позицию вместо пятой порядковой линии.Реабилитация православия не предполагала реализации принципа религиозного плюрализма. Православный прозелитизм сопровождался гонениями на исторических соперников Московской Патриархии. В постановлении Совета по делам культов 1948 г., вопреки тезису об отделении церкви от государства, религиозные течения были дифференцированы по степени их приемлемости для режима. В первую группу входила только Православная Церковь, которой надлежало оказывать помощь; ко второму - армяно-григорианская, исламская и буддистская конфессии, занявшие толерантную позицию; к третьей - католицизм, лютеранство, иудаизм, старообрядчество, объявившие учения враждебными советской власти. В 1946-1949 гг. отменяется легальное существование униатской церкви в СССР, что осуществлялось в условиях вооруженного сопротивления террористических группировок сепаратистского движения. На Московском совещании глав и представителей Православной Церкви, состоявшемся в 1948 г. по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, экспансионизм Римской курии и экуменические тенденции развития христианства в Запад был осужден.Семинарское образование Сталина говорит в пользу того, что его обращение, человека, знавшего тонкости вероучения и культа, в православие не было исключительно квазирелигиозным народничеством. Даже в период апогея «штурма небес» Союзом воинствующих безбожников Сталин оценивал атеистическую литературу как антирелигиозную макулатуру. Он настаивал на удалении атеистической пропаганды из библиотеки, предназначенной для его личного пользования.При Сталине реабилитируется сама русская тема. Находясь у власти, он отождествлял себя с русской, а не с грузинской национальной культурой.Девиз «Выстрелим пулей в Святую Русь» или «Сдернем подол России-матушки» сменились настроениями отомстить космополитическому лобби разрушителей устоев. И, опять же, процесс был намного шире, чем просто отражение свойств одной фигуры. Сталин отразил движение масштаба исторического преобразования страны и мира.С середины 1930-х гг. в государственном строительстве возобладали центростремительные тенденции. Еще будучи наркомом по делам национальностей, Сталин, несмотря на придворную осторожность, рисковал попасть в опалу, выступил против ленинского проекта административного устройства. Он противопоставил республиканскому принципу предоставления максимальной независимости национальной периферии модели автономных образований, лишенных де-факто суверенитета. Несмотря на декларируемый федерализм, в действительности административная политика Сталина основывалась на унитарной системе государственности.В сталинские годы реабилитируется идея «патриотизма», обвинение в котором прежде приравнивалось к ярлыку «контрреволюционера» (была такая формулировка: «осужден как контрреволюционер и патриот»). Испанский полигон продемонстрировал бесперспективность классовой идеологии в опыте создания «интербригад», в военном соперничестве с фашистской армией, императивом которой являлось торжество национальной идеи.Л.Д. Троцкий в духе левых идей предсказывал будущее столкновение СССР и Германии, как новое издание Гражданской войны классов в мировом масштабе. «Опасность войны и поражения в ней СССР, — предупреждал он, — есть реальность… Судьба СССР будет решаться в последнем счете не на карте генеральных штабов, а на карте борьбы классов. Только европейский пролетариат, непримиримо противостоящий своей буржуазии… сможет оградить СССР от разгрома…». Военно-патриотическая пропаганда И.В. Сталина была сосредоточена на ином, на апелляции не к классовому сознанию пролетариата, а к национальным историческим чувствам народа.Вектор кадровой политики И.В. Сталина был направлен на обеспечение преобладающего положения в институтах власти лиц славянского происхождения. На авансцену идеологического фронта выдвигаются такие фигуры как А.А. Жданов, которого митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) определил как «партийного славянофила». По воспоминаниям Л.М. Кагановича, Сталин не допускал ситуации, чтобы заместителем у управленца, представляющего национальное меньшинство, был бы другой представитель нацменьшинств. Через такие ограничения создавались реальные препятствия формирования этнических кланов.В преддверии войны из РККА в массовом порядке увольнялись представители «иностранных национальностей» — поляки (26,6% уволенных), латыши (17,3%), немцы (15%), эстонцы (7,5%), литовцы (3,7%), греки (3,1%), корейцы (2,1%), финны (2,6%), болгары (1,2%), венгры, чехи, румыны, шведы. Превентивной мерой стало переселение из приграничных районов «неблагонадежного» по этническим признакам населения поляков и немцев — с Украины, корейцев и китайцев — с Дальнего Востока, курдов — из Закавказья. Те же мотивы военной угрозы лежали в основе решения 1937 г. о расформировании признанных вредными национальных школ — финских, латышских, немецких, польских, английских, греческих и др. Утверждалось, что в них велась враждебная советской власти деятельность.Закрытию подлежали Коммунистический университет национальных меньшинств Запада (имевшего в своем составе секторы — литовский, еврейский, латышский, немецкий, польский, румынский, белорусский, болгарский, итальянский, молдаванский, югославский, эстонский, финский) и Коммунистический университет трудящихся Востока. Постановлением от 7 марта 1938 г. расформировывались существовавшие со времен Гражданской войны национальные части и формирования РККА. Важнейшим политическим шагом по восстановлению национальной идентичности стало введение «пятого пункта» (о национальной принадлежности) в паспорта и официальную кадровую документацию (с 1935 г.). Следствием такой фиксации стало введение в преддверии войны национальных квот на занятие должностей, связанных с поддержкой государственной безопасности. Решением Политбюро от 11 ноября 1939 г. отменялись все прежние инструкции (включая указания В.И. Ленина от 1 мая 1919 г. о преследовании «служителей русской православной церкви и православноверующих»).В годы войны и первые послевоенные годы осуществляются спецоперации по депортации ряда народов, обвиненных в коллективном пособничестве немцам. Основанием для репрессий послужили факты сотрудничества некоторой части населения депортированных народов с оккупационными германскими силами во время войны. Безусловно, ответственность за отдельные проявления коллаборационизма неоправданно распространялась на целые народы, среди которых к тому же имелось немало представителей, героически сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Однако в контексте рассматриваемой темы важна констатация преемства с депортационной практикой применяемой (зачастую к тем же народам) во времена Российской империи.Широкий резонанс вызвал произнесенный И.В. Сталиным 24 мая 1945 г. на торжественном приёме для советских военачальников в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца тост «За русский народ». Было два его важных смысловых контекста.Первый контекст — акцентировка роли народа, как истинного творца истории. Тост был произнесен на приеме не случайно среди представителей военной, политической и культурной элиты. Напыщенные генералы, писатели, номенклатура — все они позиционировались как триумфаторы. И.В. Сталин опустил их с небес на землю. Им давалось понять, что победителем в войне являлся народ, а не элита.Второй контекст — акцентировка сталинского тоста на русской идентичности. Основные тяготы в войне легли, по оценке И.В. Сталина, на плечи русского народа. Советский Союз по-прежнему позиционировался как многонациональное государств, однако русский народ был выделен как главная государствообразующая и культурообразующая сила. Со слов об интеграционной миссии «великой Руси» начинался текст принятого с 1944 г. государственного гимна СССР. Формировалась идеология позиционирования русского народа как «старшего брата» в единой многонациональной семье.Тост за русский народ был не просто тостом, а идеологической манифестацией. Бывшим космополитам, которых сохранялось еще не мало в среде элитарной части советской интеллигенции, предписывалось теперь полюбить русский народ и его культуру.
Список использованной литературы
Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е.В. Анисимов. - СПб.: Питер, 2013. - 592 c.Ахиезер, А.С. История России: конец или новое начало? / А.С. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко. - М.: Новое Изд.-во, 2013. - 496 c.Вурста, Н.И. История России: Даты, события, личности / Н.И. Вурста. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 191 c.Земцов, Б.Н. История России для студентов технических вузов / Б.Н. Земцов, А.В. Шубин, И.Н. Данилевский. - СПб.: Питер, 2014. - 416 c.Карамзин, Н.М. Полная история России с древнейших времен до наших дней / Н.М. Карамзин. – М.: Вече, 2011. – 512 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!