это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3743466
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: в данной статье рассматриваются теория и история модернизационного
процесса, а также причины, вызывающие необходимость модернизации вообще и
политической в частности. Анализируются типы и модели модернизации, условия, при
которых общество переходит в эпоху постмодерна.
Ключевые слова: модернизация, политическая модернизация, вестернизация,
догоняющая модернизация, неомодернизация, постмодернизация, экологическая
модернизация.
Annotation: This article examines the theory and history of the modernisation process, as well
as the reasons for modernisation in general and political modernisation in particular. The types
and models of modernisation and the conditions under which society transitions to the
postmodern era are analysed.
Keywords: modernisation, political modernisation, westernisation, catch-up modernisation, neo-
modernisation, post-modernisation, ecological modernisation.
Введение. Модернизация — это процесс социокультурной
трансформации. Это глубокий процесс изменений, затрагивающий ценности,
нормы, институты и структуры.
Политические аспекты модернизации предполагают создание
современного национального государства и развитие ключевых институтов -
политических партий, бюрократических структур, законодательных органов
и системы выборов, основанной на всеобщем избирательном праве и тайном
голосовании. [1]
Культурная модернизация предполагает приверженность
националистической идеологии, веру в равенство, свободу и гуманизм,
рациональное и научное мировоззрение.
Экономическая модернизация предполагает индустриализацию,
сопровождающуюся монетизацией экономики, усилением разделения труда,
использованием методов управления и усовершенствованных технологий,
расширением сферы услуг. [2]
Социальная модернизация включает в себя универсалистские ценности,
мотивацию достижения, повышение мобильности как социальной, так и
географической, рост грамотности и урбанизации, а также упадок
традиционной власти.
Светское и научное образование выступает в качестве важного
средства модернизации. Оно помогает в распространении современных
ценностей равенства, свободы и гуманизма. [3]
Современная школьная система может привить мотивацию
достижения. Эти ценности могут стать основой новых отношений в
обществе, а рост рациональности может способствовать развитию
административной системы. Распространение ценностей равенства, свободы
и гуманизма может заложить основы демократической политической
системы.
Распространение современного образования во второй половине XIX
века привело к появлению современной политической элиты, которая
обеспечила лидерство в борьбе за свободу. [4]
Распространение научных и технических знаний современными
образовательными учреждениями может помочь в создании
квалифицированной рабочей силы для выполнения профессиональных ролей,
требуемых индустриальной экономикой.
Другие ценности, такие как индивидуализм, универсалистская этика и
т.д., также могут быть привиты через образование.
Таким образом, образование может стать важным средством
модернизации. О важности образования можно судить по тому, что все
модернизирующиеся общества стремятся к универсализации образования, а
модернизированные общества уже достигли этого.
Основная мысль. Модернизация или модернизация относится к
модели эволюционного перехода от "досовременного" или "традиционного"
к "современному" обществу.
Телеология модернизации описывается в теориях социального
эволюционизма, существуя как шаблон, которому обычно следуют общества,
достигшие современности. [5]
Хотя теоретически возможно, что некоторые общества могут
совершить переход совершенно иными путями, достоверные источники не
приводят никаких контрпримеров.
Историки связывают модернизацию с процессами урбанизации и
индустриализации, а также с распространением образования. Урбанизация
сопровождала модернизацию и быстрый процесс индустриализации. В
социологической критической теории модернизация связана с
всеобъемлющим процессом рационализации. Когда модернизация
усиливается в обществе, индивид приобретает все большее значение, в
конечном итоге заменяя семью или общину в качестве основной ячейки
общества. [6]
Теория модернизации. Теория модернизации — это большая теория,
охватывающая множество различных дисциплин, поскольку она стремится
объяснить, как общество прогрессирует, какие переменные влияют на этот
прогресс и как общество может реагировать на этот прогресс. Теория
модернизации фокусируется конкретно на типе модернизации, который, как
считается, зародился в Европе в XVII веке и привел к тому, что социальные
нравы и технологические достижения перешли в новую эпоху. [7]
Основы теории модернизации восходят к эпохе Просвещения, когда
ряд философов начали изучать, как изменяется и развивается общество. Были
выдвинуты теории о том, что технический прогресс неизбежно ведет к
социальному прогрессу, что, в свою очередь, привело к изучению
взаимосвязи различных аспектов прогресса.
Основная предпосылка этого этапа теории модернизации заключалась
в том, что люди способны изменить свое общество в течение жизни одного
поколения, и что этим изменениям часто способствуют достижения в области
технологий, производства и потребления. [8, 9]
В современную эпоху теория модернизации рассматривает, как новые
технологии и системы приводят к тому, что мир становится более
гомогенизированным.
Теория модернизации охватывает мир глобализации, где культурные
нравы и идеи легко распространяются по всему миру, что приводит к
созданию своего рода универсальной культуры, которая служит базой для
всех культур. По мере того, как общества в мире модернизируются в
технологическом плане, некоторые теоретики теории модернизации считают,
что эти культуры будут становиться все более похожими друг на друга. [10]
Типы модернизации. Существует два типа модернизации социальной
— органическая и неорганическая.
Органическая – это когда развитие страны происходит изнутри, под
действием внутренних факторов. Это происходит благодаря культурным и
психологическим особенностям населения страны. Считается, что при
органической модернизации один народ совершает открытия в науке и
технике, ничего не заимствуя у других наций. [11]
Неорганическая, или как ее еще принято называть, вторичная,
модернизация происходит под действием внешних факторов, когда страна
сталкивается с более развитыми государствами. В такой ситуации она
вынуждена заимствовать у более развитого народа их технологии,
культурные и политические институты. Вторичную часто называют
«догоняющей модернизацией» и в основном этот термин относится к
бывшим колониям и полуколониям.
Модели модернизации. Существуют две основные модели
модернизации: вестернизация и догоняющая модель.
Вестернизация — это процесс перехода от традиционных обществ к
современным путем прямого переноса структур, технологий и образа жизни
западных обществ. [12]
Догоняющая модернизация, подобно вестернизации, может быть
моделью развития (как это является для России, Турции и Мексики), а может
быть всегда существующей частью процесса модернизации. Так и
вестернизация имела одной из своих составляющих попытку отсталых стран
приблизиться к развитым. Такой стране, как Япония, хотя она и не следовала
ни догоняющей модели, ни вестернизации, удалось реально догнать Запад в
технологическом отношении. [13]
Влияние модернизации. Образование играет важнейшую роль в
обществе, создавая знания, передавая их учащимся и способствуя
инновациям. Модернизация — это процесс социокультурной трансформации.
Это глубокий процесс изменений, затрагивающий ценности, нормы,
институты и структуры.
Согласно социологической перспективе, образование не возникает в
ответ на индивидуальные потребности человека, оно возникает из
потребностей общества, членом которого является человек. [14]
В статичном обществе основной функцией системы образования
является передача культурного наследия новым поколениям. Но в
изменяющемся обществе они продолжают меняться от поколения к
поколению, и система образования в таком обществе должна не только
передавать культурное наследие, но и способствовать подготовке молодежи к
адаптации к любым изменениям, которые могли произойти или могут
произойти в будущем. [15, 16]
Распространение научных и технических знаний современными
образовательными учреждениями может помочь в создании
квалифицированной рабочей силы для выполнения профессиональных ролей,
требуемых индустриальной экономикой.
Другие ценности, такие как индивидуализм, универсалистская этика и
т.д., также могут быть привиты через образование. Таким образом,
образование может стать важным средством модернизации. О важности
образования можно судить по тому, что все модернизирующиеся общества
стремятся к универсализации образования, а модернизированные общества
уже достигли этого. [17]
В древние времена образование было сосредоточено в руках одной
определенной группы. Но с модернизацией образования теперь каждый
имеет доступ к образованию, независимо от своей касты, религии, культуры
и экономического положения.
Влияние модернизации можно увидеть и в школах. Современные
школы полностью оснащены технически совершенными устройствами,
которые помогают детям развивать свои знания в более понятной форме.
Эффективные учреждения обеспечивают безбарьерный доступ для
людей с ограниченными возможностями, не представляют угрозы для
здоровья и окружающей среды, предлагают достаточное пространство для
учащихся и учителей и оснащены соответствующими технологиями для
использования в классе и на уроках. [18]
Срок службы школьного здания зависит от того, как учителя и ученики
работают вместе в процессе обучения. По мере изменения методов
преподавания могут потребоваться изменения и в зданиях. Современные
модели обучения требуют большей гибкости в учебных помещениях, чем
модель одного класса. Например, ученики, работающие вместе в небольших
группах, могут использовать общие пространства между классами в
некоторых новейших начальных школах округа. [19]
Модернизация обычно ассоциируется с развитием городов и
промышленности. В течение 20-го века города выросли как экономические и
культурные центры, а новые технологии изменили почти все аспекты жизни.
Хотя модернизация имеет много преимуществ, некоторые обеспокоены ее
долгосрочными последствиями для стран и людей.
Преимущества и недостатки модернизации. Модернизация обычно
ассоциируется с развитием городов и промышленности. В XX веке города
выросли как экономические и культурные центры, а новые технологии
изменили почти все аспекты жизни. Хотя модернизация имеет много
преимуществ, некоторые обеспокоены ее долгосрочными последствиями для
стран и людей.
Культура. С одной стороны, модернизация способствовала развитию
новых форм творческого самовыражения, таких как кино и телевидение. Эти
формы можно легко экспортировать и смотреть по всему миру. Однако в
результате модернизации может произойти потеря культуры.
Распространение западной культуры привело к тому, что молодые люди в
незападных странах отказываются от традиционных обычаев и ценностей.
Даже языки начинают исчезать, поскольку урбанизация побуждает людей
изучать доминирующий в стране язык. [20]
Бизнес. Новые технологии произвели революцию в скорости и
точности производства. Кроме того, рост мировой торговли позволяет
предприятиям продавать свою продукцию где угодно. Однако рост
глобального производства может нанести ущерб отечественному бизнесу,
когда международные компании могут предложить продукцию по более
низким ценам. Производство товаров в зарубежных странах, где трудовое
законодательство более мягкое, по мнению некоторых людей, равносильно
эксплуатации. [21]
Окружающая среда. В модернизированном обществе часто
перерабатываются природные ресурсы, такие как древесина, вода и нефть, а
небоскребы и заводы начинают преображать ландшафт. Считается, что
экологические проблемы, такие как изменение климата, являются
результатом промышленного развития и производства. Однако во многих
бедных странах обнаружение нефти и внедрение новых технологий
приветствуется в связи с открывающимися финансовыми возможностями.
Связь и путешествия. Новые изобретения, такие как телефоны,
телевизоры и компьютеры, позволяют людям мгновенно общаться в любой
точке земного шара. Увеличение числа путешествий по миру позволяет
людям посещать иностранные культуры для бизнеса или отдыха. Контакт с
иностранными культурами способствует развитию международного
сотрудничества, но также может привести к дальнейшей потере культуры,
поскольку люди начинают перенимать иностранные культуры и языки, с
которыми они сталкиваются. [22. 23]
Модернизация и наука. Модернизация страны невозможна без
помощи науки и техники. Цифровизация является неотъемлемой частью этой
модернизации. Чтобы страна была действительно модернизирована, она
должна принимать во внимание научные достижения, которые были сделаны
во всем мире. Даже если государство укоренено в своих традициях, оно
должно принять научный прогресс в области образования, здравоохранения,
банковского дела, страхования, тяжелой промышленности, сельского
хозяйства и других подобных отраслях. Для того чтобы государство стало
частью глобальной экономики, оно должно принять эти технологические и
научные достижения. [23]
Более того, она должна быть уверена, что сможет внедрить эти
достижения в свою экономику. В условиях глобализации нация не может
выжить в одиночку. Следовательно, она должна принять научный прогресс и
двигаться вместе с ним.
Таким образом, модернизация — это прогрессивное экономическое
понятие, имеющее множество аспектов. Она учитывает изменения,
вызванные глобализацией, цифровизацией, а также изменения,
произошедшие в самом капитализме. Современный капитализм уже не тот,
каким он был вначале, когда капиталисты владели компаниями, а рабочая
сила была сведена к простым наемным работникам. С модернизацией это
понятие тоже изменилось с появлением класса акционеров, класса
менеджеров и людей, заинтересованных в выживании капиталистической
формы экономики. Тем не менее, согласно теории модернизации,
модернизация невозможна без активного участия правительства страны. [24]
Развитие современного рабочего класса. Другой важной частью
теории модернизации является развитие нового рабочего класса. С ростом
индустриализации и, впоследствии, глобализации, стало необходимо
защищать права рабочего класса. С глобализацией рабочий класс стал
самостоятельным, который в настоящее время занимает важнейшие
управленческие позиции. В отличие от представителей рабочего класса,
которые образовали профсоюз во время начала индустриализации, нынешние
управленческие классы сами являются акционерами. Следовательно, они
имеют значительное влияние на работу компании. [22, 23, 24]
Более того, при наличии публичных холдинговых компаний акционеры
заинтересованы в росте и развитии современной капиталистической формы
экономики, где защищаются интересы как капиталистов, так и рабочего
класса. Кроме того, оба класса зависят друг от друга. Эта взаимная
зависимость привела к диверсификации предшествующего рабочего класса в
современную буржуазию. Хотя это не уменьшило неравенства или различия
между имущими и неимущими, оно было выявлено и включено в диалог. Это
включение необходимо для появления понятия государства всеобщего
благосостояния. [25]
Модернизация как развитие государства всеобщего
благосостояния. Государство всеобщего благосостояния — это государство,
которое заботится об интересах, комфорте и благополучии граждан. Такое
государство является по-настоящему современным, потому что оно не только
демократично, его главная цель - счастье граждан.
В такой стране отлично развита инфраструктура. Хорошие
инфраструктурные объекты означают беспрепятственное перемещение
товаров и услуг в пределах страны. Кроме того, в стране будут уникальные
медицинские учреждения.
Цель развития государства всеобщего благосостояния означает, что
правительству страны придется инвестировать значительные средства в
развитие экономики страны. [23, 24]
Строительство объектов здравоохранения и образования — это два
сектора, требующие значительных инвестиций.
Инвестиции в образовательный сектор означают, что правительство
страны заботится о подготовке квалифицированной рабочей силы. Это может
оказаться продуктивным и полезным в будущем. Улучшение медицинского
обслуживания означает создание более сильной и эффективной рабочей
силы.
Аналогичным образом, государство всеобщего благосостояния сможет
обеспечить своим гражданам продовольственную безопасность. Когда все
это объединяется, население страны превращается в актив, который известен
как рабочая сила. Главная цель модернизации - превратить потенциальный
актив в производительный. Это возможно только тогда, когда правительство
страны активно работает над созданием так называемого государства
всеобщего благосостояния. [25]
Заключение и выводы. Термин "модернизация" вызывает в
воображении образы социальных изменений в направлении общего
улучшения по сравнению с прошлым.
В современных социальных науках это понятие легло в основу
теоретической ориентации, которую по-разному называют теорией
модернизации, подходом, парадигмой или рамками для изучения развития
стран третьего мира или слаборазвитых обществ.
Концепция развития как процесса модернизации получила широкое
распространение в период после Второй мировой войны, но ее популярность
пошла на убыль в 1960-х годах.
В социальных науках существовали конкурирующие определения
модернизации; однако в данной статье речь пойдет главным образом об
использовании этого термина для обозначения общей теоретической
ориентации, набора связанных между собой предположений, обрамляющих
анализ и дебаты о природе и проблемах развития.
В этом отношении модернизация представляет собой исторически
уникальный тип социальных изменений, который является неумолимым,
трансформационным по своим последствиям и прогрессивным по своим
последствиям.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Антипьев А.Г. О путях модернизации экономики и современного
российского общества // Труд и социальные отношения. – 2011. - № 1. – С. 3-
11.
2. Горохов, В. Ф. Социология в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум
для вузов / В. Ф. Горохов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство
Юрайт, 2022. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08963-9.
— Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/489905 (дата обращения: 21.01.2022).
3. Горохов, В. Ф. Социология в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум
для вузов / В. Ф. Горохов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство
Юрайт, 2022. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08963-9.
— Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/489905 (дата обращения: 21.01.2022).
4. Данилюк, А. Я. Развитие человеческого потенциала средствами
воспитания и социализации в условиях модернизации России / А. Я.
Данилюк, А. М. Кондаков // Педагогика. - 2011. - N 1. - С. 3-13.
5. Лапин, Н. И. Социология. Хрестоматия в 2 т. Том 2: учебное
пособие для вузов / Н. И. Лапин, А. Г. Здравомыслов; под общей редакцией
Н. И. Лапина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт,
2022. — 266 с.
6. Петраков, Н. Я. К вопросу об интеграции России в мировое
сообщество / Н. Я. Петраков // Инновации. - 2010. - N 10. - С. 30-33.
7. Плискевич, Н. М. Тупики инструментальной модернизации / Н.
М. Плискевич // Общественные науки и современность. - 2010. - N 2. - С. 78-
85.
8. Рукавишников, В.О. Социологические аспекты модернизации
России и других посткоммунистических обществ / В.О. Рукавишников //
Социс. - №1, 1995. - С. 35.
9. Сирота, Н. М. Социология: учебное пособие для вузов /
Н. М. Сирота, С. А. Сидоров. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022. — 128 с.
10. Сухов, А. Н. Социальная модернизация: учебное пособие для
вузов / А. Н. Сухов. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 178 с. —
(Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14429-1. — Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/497036 (дата обращения: 21.01.2022).
11. Тихонова, Н. Е. Социокультурная модернизация в России: (опыт
эмпирического анализа). Ст. 2 / Н. Е. Тихонова // Общественные науки и
современность. - 2008. - № 3. - С. 5-20: ил. - (Общество и реформы). -
Библиогр.: с. 20.
12. Ульрих, Б. Общество риска: на пути к другому модерну / Б.
Ульрих. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.- 384 с.
13. Федотова, В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения
/ В.Г. Федотова // Вопросы философии №4, 2000 - С. 10.
14. Хорос, В. Модернизация в России и Японии (цивилизационные
аспекты) / В. Хорос// Мировая экономика и международные отношения. -
№8, 1991. - С. 70-79.
Зарубежные источники
15. Etzioni A. and Etzioni E. (eds.) Social Change: Sources, Patterns, and
Consequences. — N.Y.: Basic Books, 1973.
16. Finkle, J.L., Gable, R.W. (eds.). Political Development and Social
Change. — N.Y., London, Sydney, 1966.
17. Giddens, A. The Consequences of Modernity. — Stanford. Ca, 1990.
18. Grancelli, B. (ed.). Social Change and Modernization: Lessons from
Eastern Europe. — Berlin; N.Y.: De Gruyter, 1995.
19. Haferkampf, H., Smelser, N.J. (eds.). Social Change and Modernity.
— Berkeley: University of California Press, 1992.
20. Hansen, B. Jan Tinbergen. An Appraisal of His Contributions to
Economics // Swedish Journal of Economics, 1969. -Vol. 71. — № 4. — p. 325-
336.
21. Janos, Andrew C. (1986). Politics and Paradigms: Changing Theories
of Change in Social Science. Stanford, Calif.: Stanford University Press.
22. Lee, Raymond. (1994)."Modernization, Postmodernism, and
Development." Current Sociology 42, no. 2
23. Rostow, Walt W. (1960). The Stages of Economic Growth: A Non-
Communist Manifesto. Cambridge, U. K., and New York: Cambridge University
Press,
24. Sheri Berman, "Modernization in Historical Perspective: The Case of
Imperial Germany," World Politics, Volume 53, Number 3, April 2001, pp. 431-
462
25. Tipps, Dean. (1973)."Modernization Theory and the Comparative
Study of Society: A Critical Perspective." Comparative Studies in Society and
History 15, no. 2: 199–226.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!