это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3747640
Ознакомительный фрагмент работы:
Психологическая коррекция при нарушении адаптации, ограниченная рамками семьи (подростковый возраст)В подростковом возрасте девочки и мальчики начинают испытывать первые серьёзные чувства, переживают душевные кризисы, преодолевают сложные жизненные ситуации, а также вовлекаются в конфликты со сверстниками, учителями и родителями. Все это негативно отражается на учебной успеваемости и затрудняет межличностные отношения. Но за этими внешними поведенческими реакциями скрываются настоящие внутриличностные проблемы. Одной из них и, пожалуй, самой опасной, является проблема социальной адаптации. Социальная адаптация - это процесс активного приспособления человека к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. В подростковом возрасте она проявляется через включение подростка в новую систему отношений и общение со взрослыми и сверстниками, где он занимает новое место, выполняя новые функции. Подростки начинают включаться в различные виды деятельности, что расширяет их сферу социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирование нравственных качеств личности.Однако на пути к социальной адаптации подростки встречаются с рядом трудностей, обусловленными биологическими факторами (генетическими, физиологическими, психофизиологическими), психологическими (психопатологиями, акцентуацими характера), социально - педагогическими (семейным, общественным, школьным воспитанием), особенностями личности подростка (самооценкой, затянувшимся инфантилизмом, агрессивностью, раздражительностью, апатичностью, тревожностью). Дезадаптация и отклоняющееся поведение подростков, каковы бы ни были его формы, всегда представляют для общества определенную опасность дестабилизации и потому всегда определяются как социальная проблема, требующая обязательной психоррекции.Психокоррекция при нарушении адаптации в подростковом возрасте чаще всего ограничена рамками семьи, то есть направлена на оптимизацию детско-родительских отношений, так как всем известно, что именно из семьи “растут корни” многих проблем ребенка, подростка и даже взрослого.Помочь подростку вернуться к нормальной жизни родители могут путем оказания психологической поддержки. Однако для того чтобы поддержать подростка, родители сами должны испытывать уверенность. Они не смогут оказывать поддержку подростку до тех пор, пока не научатся принимать себя, не достигнут самоуважения и уверенности. Взрослый, стремящийся поддержать подростка, не только рассматривает события (поступки) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для подростка, стороны. Поддержка основана на вере в способность подростка преодолевать жизненные трудности при помощи значимых для него взрослых. Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый долженпользоваться теми словами, которые работают на развитие положительнойсамооценки и чувства адекватности ребенка. В течение дня взрослые имеют немаловозможностей для создания у ребенка чувства собственной полезности и адекватности. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь - научить ребенкасправляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у ребенкаустановку: «Ты можешь это сделать». Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом. Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т.п. Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, взрослый должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились.Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответствует ожиданиям взрослых. Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою «нужность». Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка, в отличие от похвалы, может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе. Когда взрослые выражают удовольствие тем, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или предпринять новые попытки. Но, к сожалению, зачастую для нормального развития подростка нужна коррекция всех его семейных взаимоотношений, на которые могут оказывать сильное влияние завышенные требования родителей, соперничество братьев и сестер, чрезмерные амбиции подростка. Тогда к совместной работе необходимо подключать специалиста - семейного психолога, который предложит ряд методик для психокоррекции нарушенной подростковой адаптации через улучшение семейных взаимоотношений.Чаще всего в таких случаях применяется техника “указания или директива”, представляющая собой прямые или косвенные указания психолога о необходимости определенных действий со стороны всей семьи или отдельных ее членов для того, чтобы другие добились своих целей (решение проблемы социальной адаптации подростка). Указание может касаться конкретных действий: необходимость сменить место жительства, жить отдельно или, напротив,вместе и т.д. В случае парадоксальной директивы истинная ее цель противоположна провозглашаемой. Психотерапевт в этом случае требует поступить определенным образом, рассчитывая, что члены семьи поступят как раз наоборот. Еще одной эффективной техникой для психоррекции подростковой дезадаптации в кругу семьи является семейная дискуссия. Это, в первую очередь, обсуждение членами семьи широкого круга проблем, касающихся не только самого подростка, но и остальных его родственников. Цель дискуссии – не доказать свою правоту, а совместно найти истину. Именно в ходе семейной дискуссии родители учатся понимать своих детей, оказывать им необходимую психологическую поддержку. Управление семейной дискуссией требует от психолога немалого искусства. Заслуживают внимание основные приемы, используемые психологами при ведении семейной дискуссии. Это эффективное использование молчания, умение слушать, обучение с помощью вопросов, повторение, обобщение, экспликация эмоциональных состояний членов семьи, конфронтация с определенным мнением или даже с членом семьи.Некоторые психологи предпочитают использовать технику обусловленного общения, цель которого дать возможность членам семьи самим откорректировать привычные нарушения в отношениях. Один из приемов – обмен между членами семьи записками: при обсуждении какого-либо вопроса члены семьи не говорят, а переписываются. Это в определенных случаях позволяет искусственно замедлить процесс коммуникации и сделать его более наблюдаемым для всех. В результате родители и дети начинают замечать те особенности своей коммуникации, которые обычно ускользают от их внимания. Искусственное добавление к обычным взаимоотношениям дает родителям возможность лучше понять своего ребенка, прочувствовать его проблемы, сформировать правильное отношение к нему как к личности.Однако когда мы говорим о психологической коррекции дезадаптированных подростков, то рассматриваем лишь те методики, которые направлены на проработку и усовершенствование межличностных отношений в благополучных семьях, забывая при этом, что есть неблагополучные, в которых внутрисемейные отношения нарушены. Какие же методики психокоррекции применять в этих случаях? Ученые предлагают использовать технику “соломенной башни”, предложенную Пекманом. Она довольно проста и заключается в том, что членов семьи просят взять коробочку с соломкой, клейкую ленту и вместе построить соломенную башню. Можно использовать другие материалы, например, строительные блоки. Данная методика позволяет наблюдать поведение членов семьи в ситуации, требующей совместных усилий. При выполнении данной задачи члены семьи ведут себя так же, как и в обычной жизни. Это упражнение позволяет определить лидера в семье, тупики во взаимоотношениях, взаимную поддержку, внутрисемейные союзы, изолированных членов семьи, границы семьи и другую динамику в системе семейных взаимоотношений, которые могут помочь в выявлении основных причин социальной дезадаптации подростка.Другая методика «Родительский семинар» предложена А.С.Стеваковской для решения задач изменения сферы сознания и самосознания родителей и систем социально-перцептивных стереотипов, а также реальных форм взаимодействия в семье. Основной психокоррекционной задачей выступает изменение отношения людей к собственной семейной жизни и задачам воспитания. Так как зачастую именно особенности воспитания подростков оказываются основной причиной их дезадаптации в социуме. На семинаре совершенствуется восприятие супругами друг друга, меняется представление о своем ребенке, расширяется палитра педагогических приемов воздействияна ребенка, которые уже дома, в повседневной жизни, апробируются родителями. Во время семинара родители обсуждают и обдумывают семейные отношения, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе группового обсуждения вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.Возможные варианты исхода психокоррекционной работы с подростками в период нарушения дезадаптации: возросший интерес к учебному процессу; добросовестное отношение к выполнению домашнего задания; снижение уровня тревожности; повышение самооценки; снижение уровня агрессивности и конфликтности, а также эгоцентризма; адекватность поведения на уроке (подростки перестали вскакивать с места во время урока, выкрикивать с места без указания, есть на уроке и разговаривать); оздоровление общего эмоционального фона наблюдаемых подростков; исчезновение компенсаторно-защитных форм поведения на уроках (уход в мечты, порождающий невнимательность, рассеянность, а также постоянно сдерживаемое нервно-психическое напряжение и внутренняя тревога); адекватность реакций на замечания; исчезновение негативных эмоциональных реакций и отказ от деятельности.При повторной психокоррекции наблюдается заметное повышение успеваемости с низкого уровня до среднего (82% исследуемых) и даже хорошего (18% исследуемых). Агрессивное поведение утрачивает свою значимость для большей части подростков. Уровень тревожности с очень высокого снижается до среднего и даже повышенного. Исчезает зависимость от взрослых членов семьи, переносимая на учителей. Импрессивность (склонность к задержке эмоциональных ответов и накоплению отрицательных эмоций) трансформируется в экспрессивность, непосредственность в выражении чувств, в более взвешенный и менее пессимистический взгляд на жизнь. У подростка повышается самооценка, он принимает самого себя. Хронические конфликты исчезают. Негативное отношение к дому сменяется позитивным. Повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, импульсивность сглаживаются на фоне увеличения рациональности и критичности.
Список литературы
Коррекция детско-родительских отношений: Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей. – г.о. Новокуйбышевск, 2009 г. – 103 стр.Костакова, И.В. Психологическая коррекция личности : электрон. учеб. пособие / И.В. Костакова. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2016. – 1 оптический диск.Кочергова С.А. Психокоррекция и профилактика дезадаптации младших школьников // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2011. №1.Яковлева Е.П. Проблемы социальной адаптации и дезадаптации личности в подростковом возрасте // ЧиО. 2009. №1.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!