это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3758468
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Финансовая система, прежде всего ее государственная и муниципальная сферы, оказывает существенное воздействие на развитие экономики, рост национального дохода и, следовательно, повышение эффективности народного хозяйства и благосостояния населения. В практическом плане актуальность данной работы определяется тем, что в условиях экономической нестабильности государственные и муниципальные финансы призваны стать в руках органов власти основным инструментом государственного регулирования экономики. Радикальные преобразования, происходящие в экономике и социальной сфере РФ, делают чрезвычайно актуальной задачу целенаправленного использования финансов в интересах развития страны, ее регионов и муниципальных образований.Целью данной работы является изучение сущности государственных и муниципальных финансовых ресурсов, а также источников их финансирования.Исходя из целей работы, задачи работы следующие:раскрыть понятие и сущность государственных и муниципальных финансов;изучить источники финансирования государственных и муниципальных финансовых ресурсов;выявить роль государственных и муниципальных финансов в социальной структуре общества.Объектом исследования является категория финансов.Предмет исследования: основные направления эффективного использования финансов в общественном воспроизводстве.Методы исследования: анализ теоретической литературы по проблеме исследования.Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВГосударственные и муниципальные финансы – это совокупность финансовых ресурсов, обеспечивающих основы функционирования государства, органов государственного управления федерального и регионального уровня, органов муниципального управления в целях реализации финансовой политики [4].В Российской Федерации государственные финансы включают в себя два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ. Муниципальные финансы – низовое звено и они обособлены в самостоятельный структурный уровень, что видно на рисунке 1.1.2597156350Рисунок 1.1 - Структурный уровень государственных и муниципальных финансовВ структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней — федерального, регионального (субъекта РФ) и местного [9].Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней [8].Государственные и муниципальные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций:Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение внутреннего валового продукта (ВВП) и части национального дохода обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы Российской Федерации. Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе. Таким образом, сущность распределительной функции государственных и муниципальных финансов заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики [2].Регулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в установлении контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям: а) контроль за правильным и своевременным переначислением средств в бюджеты; б) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития [5].Таким образом, государственные финансы вступают в качестве мощного рычага макроэкономического регулирования. За счет использования данного инструмента государство способно решить целый комплекс задач, в том числе: Во-первых, обеспечивать регулирование темпов экономического роста страны; Во-вторых, осуществлять поддержку стабильности денежной единицы; В-третьих, осуществлять регулирование уровня ссудного процента; В-четвертых, обеспечивать сглаживание конъюнктурных колебаний.2 ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВВ странах с централизованной управляемой экономикой преобладают финансовые ресурсы государства и муниципальных образований, а в странах с рыночной экономикой существенную часть финансовых ресурсов представляет предпринимательский капитал, однако используемые государственные и муниципальные финансовые ресурсы также могут быть значительными. Источниками финансовых ресурсов являются: вновь созданы за определенный период чистый доход; часть национального богатства; средства, заимствованные и привлеченные из внешних источников [10].Государственные финансовые ресурсы образуются за счет:взимания налогов и сборов;поступлений от использования, а также продажи государственного имущества;средств от продажи золотого запаса страны;выпуска и продажи государственных облигаций и других ценных бумаг;прибыли от государственной предпринимательской деятельности;получения денежных средств путем внешнего и внутреннего заимствования;добровольных взносов юридических и физических лиц [6].Финансовые ресурсы делятся на ресурсы Федерации и ресурсы субъектов Федерации.Основу государственных финансов составляет бюджет. Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Это финансовый план государства на один финансовый год, имеющий статус закона и отражающий формирование его доходов и расходов [2].Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финансирования дефицита бюджета [1].Бюджетный кодекс РФ предусматривает следующий виды доходов бюджетов, (Рисунок 1.2)10731566675Рисунок 1.2 – Виды доходов бюджетаДоходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ.Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организациеоперации по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, или в бюджет государственного внебюджетного фонда.Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации [6].Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям и соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации [1].К неналоговым доходам относятся:1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;2) доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;3) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;4) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;5) средства самообложения граждан;6) иные неналоговые доходы [7].Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета [3].К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, (Рисунок 1.3)1212215231775Рисунок 1.3 – Виды налоговК безвозмездным поступлениям относятся:1) дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;2) субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);3) субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;4) иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;5) безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, включая добровольные пожертвования [4].Таким образом, основными источниками формирования государственных финансов служат:взимание налогов и сборов;продажа, иное использование государственного имущества;экспорт нефти и газа;продажа части золотого запаса государства;выпуск и продажа государственных облигаций и других ценных бумаг;платное оказание государственных услуг;использование резервных и страховых фондов;добровольные взносы физических и юридических лиц;внешние и внутренние заимствования и др.Основными источниками формирования муниципальных финансов являются:взимание местных налогов и сборов;деятельность муниципальных предприятий;использование собственного (муниципального) имущества;добровольные пожертвования физических и юридических лиц;часть государственных финансовых средств, направляемых на муниципальные нужды.3 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВАПод финансовым регулированием социальных вопросов понимают непосредственное воздействие на комплекс различных экономических и социальных процессов, которое направлено на изменение существующих диспропорций, а также обеспечение социальной устойчивости в обществе, социального развития посредством перераспределения денежных средств [6]. На сегодняшний день система финансового регулирования социальных процессов является сложным механизмом, каждый элемент которого выполняет определенные функции, направленные на достижение поставленных государством целей и задач, и в то же время работающий как единая система, выступающая в качестве одного из средств реализации экономической и социальной политики, утвержденной на государственном уровне.Финансовыми методами воздействия на социальные процессы являются:1) финансирование гарантированных государством прямых денежных выплат гражданам (пенсии, пособия, стипендии, компенсации, субсидии, денежная материальная помощь);2) финансирование льгот отдельным категориям граждан при оплате или получении товаров и услуг;3) государственная финансовая поддержка жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство потребительских товаров и услуг первой необходимости;4) налоговое регулирование доходов граждан и юридических лиц (дифференциация налоговых ставок, налоговые льготы, в том числе направленные на стимулирование благотворительной деятельности);5) бюджетное финансирование учреждений социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание), а также государственная поддержка других некоммерческих организаций, действующих на рынке подобных услуг для обеспечения их доступности населению;6) финансовое стимулирование создания новых рабочих мест, а также начала индивидуальной предпринимательской деятельности, финансирование общественных работ;7) государственное финансовое регулирование рынка жилья [7].Стоит отметить, что во все времена существовали, и будут существовать те сферы жизни общества, эффективное развитие которых в рамках чисто рыночной организации производства либо в целом невозможно, либо возможно, но с достаточно низкой степенью эффективности. Так, например, вмешательство государства в развитие социальной сферы требуется для обеспечения наиболее благоприятных условий жизнедеятельности, обеспечения правопорядка и безопасности, защиты прав, а также развитие личностей. В Российской Федерации за счет средств бюджетов разных уровней и государственных социальных внебюджетных фондов финансируются социальные выплаты:пенсии по старости, потере кормильца, инвалидности, за выслугу лет;пособия при временной и постоянной нетрудоспособности, на детей, на погребение, по безработице, вынужденным мигрантам;стипендии студентам, в том числе социальные стипендии студентам из малоимущих семей;жилищные субсидии;материальная помощь малоимущим гражданам [3].Все источники финансирования различных областей социальной сферы можно разделить на две большие группы: государственные (включающие источники различных уровней) и частные. Среди государственных источников финансирования можно выделить следующие: Государственный бюджет; Бюджет отдельных субъектов; Бюджет муниципалитетов [2]. Среди внебюджетных источников финансирования социальной сферы на сегодняшний день выделяют следующие: Денежные средства государственных и муниципальных социальных внебюджетных фондов; Собственные финансовые ресурсов государственных и муниципальных организаций, функционирующих в области социальных услуг. Образовательные, медицинские услуги, услуги в сфере культуры и искусства, мероприятия по социальному обслуживанию могут на сегодняшний день быть профинансированы за счет трех основных источников финансирования, среди которых: Финансовые ресурсы бюджета или ресурсы социального страхования, Финансовые ресурсы домохозяйств;Финансовые ресурсы работодателей, спонсоров и благотворителей [3].Соотношение между этими источниками определятся национальными особенностями и моделью рыночной экономики. Например, во Франции на сегодняшний день значительная доля расходов на высшее образование (в т.ч. образование иностранных студентов) финансируется за счет бюджета центрального правительства, а в США высшее образование преимущественно платное, исключение составляют государственные стипендии особо одаренным студентам. Таким образом, важнейшая роль в разработке и реализации социальной политики принадлежит государственному аппарату управления, так как прочие коммерческие и частные субъекты, реализующие мероприятия в социальной сфере, выступают лишь в качестве институтов достижения утвержденных на государственном уровне целей и функционируют в рамках, которые также определяются государством.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственные и муниципальные финансы – это совокупность финансовых ресурсов, обеспечивающих основы функционирования государства, органов государственного управления федерального и регионального уровня, органов муниципального управления в целях реализации финансовой политикиГосударственные и муниципальные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций:Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение ВВП и части национального дохода обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ. Регулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в установлении контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ и включают в себя следующие виды: налоговые, неналоговые и безвозмездные.Основными источниками формирования государственных финансов служат: взимание налогов и сборов; продажа, иное использование государственного имущества; экспорт нефти и газа; продажа части золотого запаса государства; выпуск и продажа государственных облигаций и других ЦБ; платное оказание государственных услуг; использование резервных и страховых фондов; добровольные взносы физических и юридических лиц; внешние и внутренние заимствования и др.Основными источниками формирования муниципальных финансов являются: взимание местных налогов и сборов; деятельность муниципальных предприятий; использование собственного (муниципального) имущества; добровольные пожертвования физических и юридических лиц; часть государственных финансовых средств, направляемых на муниципальные нужды.Финансовыми методами воздействия на социальные процессы являются:1) финансирование гарантированных государством прямых денежных выплат гражданам (пенсии, пособия, стипендии, компенсации, субсидии, денежная материальная помощь);2) финансирование льгот отдельным категориям граждан при оплате или получении товаров и услуг;3) государственная финансовая поддержка жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство потребительских товаров и услуг первой необходимости;4) налоговое регулирование доходов граждан и юридических лиц (дифференциация налоговых ставок, налоговые льготы и т.д.);5) бюджетное финансирование учреждений социальной сферы;6) финансовое стимулирование создания новых рабочих мест, а также начала индивидуальной предпринимательской деятельности, финансирование общественных работ;7) государственное финансовое регулирование рынка жилья.Таким образом, цели и задачи данной работы были достигнуты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 23.01.2022).Белов А.В. Финансы и кредит. Структура рыночной экономики: Курс лекций / А.В. Белов. - М.: Форум, 2018. - 224 cБольшаков С.В. Основы управления финансами: Учебное пособие. – М.: ФБК-Пресс, 2019. – 365 с.Голодова Ж.Г. Финансы и кредит: Учебное пособие / Ж.Г. Голодова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 448 c.Золотарева Г.И. Бюджетная система РФ: Учебник / Г.И. Золотарева, Н.И. Смородинова. - М.: КноРус, 2017. - 176 c.Кузнецова Е.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие / Е.И. Кузнецова. - М.: Юнити, 2017. - 56 c.Малиновская О.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. - М.: КноРус, 2017. - 480 c.Перекрестова Л.В. Финансы, денежное обращение и кредит: практикум: Учебное пособие / Л.В. Перекрестова. - М.: Academia, 2017. - 77 c.Тренев Н.Н. Управление финансами: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 495 с.Чернецов С.А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие / С.А. Чернецов. - М.: Магистр, 2018. - 352 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!