это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3764911
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеАктуальность темы. Введение ограничения свободы в отечественную систему уголовных наказаний вполне соответствует тенденции гуманизации современной российской уголовной и уголовно-исполнительной политики. Однако эффективность данного наказания зависит не только от создания надлежащих условий его исполнения, но и от правильного применения норм уголовного закона при его назначении.Ограничение свободы является наказанием, которое несет в себе карательный элемент. Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным. Изменение сущностного характера рассматриваемого наказания дает судам возможность уже сейчас его назначать, что, несомненно, также свидетельствует о прогрессивном шаге законодателя. Данный аспект реформирования уголовно-правовых норм способствует решению проблемы реальных альтернативных наказаний, причем при минимальных государственных затратах, поскольку исполнение наказания в виде ограничения свободы, по сути, возложено, в частности в отношении несовершеннолетних, на родителей и иных законных представителей. Не надо создавать исправительные центры, как задумывалось ранее согласно первоначальной законодательной идее. Это, соответственно, и огромная экономия денежных средств.Правовую основу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, а также иные нормативные акты.Объектом работы выступают общественные отношения, урегулированные нормами права в исполнения наказания.Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие ограничения свободы.Целью курсовой работы является исследование и системный анализ порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде ограничения свободы. В работе поставлены следующие задачи:1. Проанализировать ограничение свободы как вид уголовного наказания;2. Рассмотреть порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде ограничения свободы.Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.Методология и методика исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, а также ряд частно-научных методов: системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический, аналитический. Эмпирическим методом является изучение нормативных актов и судебной практики по теме работы.1. Ограничение свободы как вид уголовного наказания1.1. Понятие и сущность ограничение свободы Ограничение свободы в действующем варианте введено в УК РФ Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ и является новым наказанием, альтернативным лишению свободы. Его содержание в соответствии со ст. 53 УК РФ состоит в установлении судом осужденному ряда правоограничений, например таких, как не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и т.п. без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. Таким специализированным органом является уголовно-исполнительная инспекция.При назначении наказания суд возлагает на осужденного обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Данная обязанность возлагается на осужденного в обязательном порядке, а на усмотрение суда в данном отношении остается только установление числа явок. К числу обязательных ограничений законом отнесены и ограничения на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования.За исключением обязательных ограничений, все остальные устанавливаются по усмотрению суда с учетом их воздействия на исправление конкретного осужденного. Это может быть вся совокупность ограничений или ее отдельная часть. Ограничение свободы может назначаться и в качестве основного, и в качестве дополнительного наказания. Как основное наказание ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести. За тяжкие и особо тяжкие преступления ограничение свободы в качестве основного наказания назначаться не может. Это обусловлено сравнительной мягкостью рассматриваемого вида наказания. В качестве дополнительного вида наказания ограничение свободы назначается на срок от шести месяцев до двух лет и только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями особенной части УК РФ. По действующему УК РФ ограничение свободы назначается в качестве дополнительного наказания лишь к лишению свободы.Срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией. При назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. Уголовный закон устанавливает и иные ограничения назначения рассматриваемого вида наказания. В частности, запрещено назначать ограничение свободы отдельным категориям граждан. Так, ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.Указанный запрет означает необходимость установления социального статуса подсудимого, его гражданства, наличия постоянного места проживания на территории России, что не всегда принимается во внимание при назначении наказания. Например, не всегда учитывается фактор гражданства, и ограничение назначается лицам без гражданства (дело Галстяна) или иностранному гражданину (дело Рвачева).В период отбывания наказания поведение осужденного оценивается уголовно-исполнительной инспекцией и в случае необходимости корректируется путем применения средств исправления, применения мер поощрения и взыскания. При этом оценивается также действенность правоограничений, которые были наложены на осужденного судом. Поэтому при нарушении осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности дополнения ранее установленных осужденному ограничений, начальник уголовно-исполнительной инспекции или замещающее его лицо может внести в суд соответствующее представление. Суд же в свою очередь может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения.Кроме того, следует обратить внимание на то, что Верховный Суд РФ ориентирует суды не только на установление формальных признаков тех или иных конкретных обстоятельств, от которых зависит решение вопроса о назначении ограничения свободы, но и на углубленное изучение всех обстоятельств дела. Так, рассматривая дело Прасолова, Верховный Суд отметил следующее.По смыслу закона, при решении вопроса о возможности применения ограничения свободы с учетом положений ч. 6 ст. 53 УК РФ одно лишь отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица не может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания на территории Российской Федерации. Отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания на территории Российской Федерации в совокупности с данными о его личности, которые, например, указывают на склонность лица к постоянной смене места жительства или неспособность обеспечить себе постоянное место проживания. Сам осужденный в судебном заседании показал, что после освобождения из мест лишения свободы по домашнему адресу не проживал, проживал в Н-ской области, после освобождения по адресу, указанному в справке об освобождении, не вернулся, постоянной работы не имел, перебивался заработками. Указанные обстоятельства свидетельствуют о склонности Прасолова к постоянной смене места жительства, неспособности обеспечить себе постоянное место проживания, а в совокупности с отсутствием регистрации на территории Российской Федерации - об отсутствии у него места постоянного проживания на территории Российской Федерации, что с учетом положений ч. 6 ст. 53 УК РФ является препятствием для назначения Прасолову дополнительного наказания в виде ограничения свободы, а поэтому указание о его применении подлежит исключению из приговора. Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. В частности, вопросы исполнения ограничения свободы регламентированы нормами главы 8 УИК РФ.1.2. Замена ограничения свободы на лишение свободы, причины и порядокУголовное наказание в виде ограничения свободы может быть заменено судом лишением свободы на определенный срок при наличии следующих условий: ограничение свободы назначено в качестве основного вида наказания; осужденный злостно уклонился от отбывания наказания в виде ограничения свободы; отсутствуют ограничения, установленные ч. 6 ст. 88 УК РФ; соблюдены ли требования применения к осужденным мер предупреждения (ч. 2 ст. 58 УИК РФ). В соответствии с ч. 5 ст. 53 УК РФ в случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания, может заменить неотбытую часть наказания лишением свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы. Согласно ч. 4 ст. 58 УИК злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается: осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений; осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля; скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней; осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, указанным в ч. 3 ст. 47.1 УИК РФ.При решении вопроса о замене наказания в виде ограничения свободы на лишение свободы подлежат выяснению другие обстоятельства, свидетельствующие о нежелании осужденного отбывать ограничение свободы. Между тем уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы может быть признано злостным после применения к осужденному уголовно-исполнительной инспекцией официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений.Злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, влечет ответственность в соответствии со ст. 314 УК РФ.Кроме того, согласно п. 5.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 N 21 "О практике применения судами законодательства об исполнении приговора" в соответствии с ч. 5 ст. 53 УК РФ в случае злостного уклонения лица от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд вправе заменить неотбытый срок наказания лишением свободы на срок менее чем два месяца (соответственно из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы).Можно учесть, что эти положения применяются судом независимо от того, предусмотрено ли наказание в виде лишения свободы санкцией статьи Особенной части УК РФ, по которой было назначено наказание.Судам следует иметь в виду, что положения ч. 5 ст. 53 УК РФ неприменимы к тем категориям несовершеннолетних осужденных, которым в соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ не может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Порядок замены уголовного наказания в виде ограничения свободы лишением свободы регламентирован ч. 5 ст. 58 УИК РФ, а именно путем внесения уголовно-исполнительной инспекцией в суд представления о замене осужденному неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 399 УПК РФ вопрос, связанный с исполнением приговора, в части замены уголовного наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы рассматривается судом по представлению учреждения, исполняющего наказание.Осужденный, уголовно-исполнительная инспекция и другие заинтересованные лица (пример, прокурор) должны быть извещены о дате, времени и месте судебного заседания не позднее 14 суток до дня судебного заседания. В судебное заседание вызывается представитель учреждения, исполняющего наказание, или компетентного органа, по представлению которого разрешается вопрос, связанный с исполнением наказания. При наличии ходатайства осужденного об участии в судебном заседании суд обязан обеспечить его непосредственное участие в судебном заседании либо предоставить возможность изложить свою позицию путем использования систем видео-конференц-связи. Вопрос о форме участия осужденного в судебном заседании решается судом (ч. 2 ст. 399 УПК РФ).В данном судебном заседании вправе участвовать прокурор (ч. 6 ст. 399 УПК РФ). Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 N 21 "О практике применения судами законодательства об исполнении приговора", обоснованность исчисления неотбытого осужденным срока наказания проверяется судом при рассмотрении представления. На суд также возложена обязанность проверять, применялись ли к осужденным уголовно-исполнительной инспекцией предупреждения, указанные ч. 2 ст. 58 УИК РФ. Согласно ч. 1 ст. 401 УПК РФ на постановление суда, вынесенное при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, могут быть поданы апелляционные жалоба или представление в порядке, установленном гл. 45.1 УПК РФ.2. Порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде ограничения свободы2.1. Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободыИсполнение ограничения свободы законом возложено на уголовно-исполнительные инспекции. Порядок исполнения наказания регламентируется Инструкцией по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы.Не позднее 15 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного вручает ему под роспись официальное уведомление о необходимости явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. В свою очередь, осужденный к наказанию в виде ограничения свободы в течение трех суток после получения указанного уведомления обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет. Несовершеннолетнего осужденного инспекция вызывает с его родителями или иными законными представителями.В день явки осужденного инспекция проводит с ним первоначальную беседу, в ходе которой: проверяет документы, удостоверяющие личность осужденного, составляет анкету, в которой отражаются гражданство, место регистрации и жительства, работы, учебы, контактные телефоны, сведения о родственниках и лицах, проживающих совместно с ним, а также входящих в круг его общения; осуществляет дактилоскопирование осужденного, его фотографирование; выясняет сведения, имеющие значение для исполнения приговора (постановления, определения) суда (наличие документов, необходимых для трудоустройства, прежних судимостей, состояние здоровья, материальное положение и др.).В ходе первоначальной беседы инспекция разъясняет: порядок и условия отбывания наказания, назначенного приговором суда, права и обязанности осужденного, ответственность за их несоблюдение; последствия совершения повторного преступления; права осужденного, сопряженные с отбыванием наказания, в том числе о праве на обращение в органы социальной защиты населения для оказания социальной помощи при тяжелом материальном положении (по оплате оформления документа, удостоверяющего личность, и др.).Постановка осужденных на учет осуществляется на основании копии обвинительного приговора (определения, постановления) суда, вступившего в законную силу, соответствующего акта о помиловании в отношении лиц, которым в порядке помилования лишение свободы заменено более мягким видом наказания.В случае обнаружения неясностей в копии приговора (определения, постановления) суда и возникновения сомнений в части его исполнения в целях их устранения в установленном законом порядке инспекция разъясняет осужденному его право на обращение в суд для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора, и внесения соответствующих изменений.Днем постановки осужденного на учет инспекции считается день регистрации копии приговора (определения, постановления) суда.Поскольку ограничение свободы является наказанием более мягким, чем лишение свободы, то последний вид наказания может быть в соответствии со ст. 80 УК РФ заменен ограничением свободы. В этом случае осужденный, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, а также осужденный, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы, освобождаются из учреждения, в котором они отбывали наказание в виде лишения свободы, и следуют к месту жительства самостоятельно за счет средств федерального бюджета.Предписание о выезде осужденного к месту жительства вручается осужденному администрацией исправительного учреждения. В предписании указывается маршрут следования осужденного и время его явки в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет. Постановка осужденного на учет осуществляется в указанном выше порядке. О выезде осужденного к месту жительства администрация исправительного учреждения незамедлительно уведомляет в письменной форме уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного.В свою очередь, уголовно-исполнительная инспекция в течение трех суток со дня постановки на учет осужденного к ограничению свободы извещает об этом орган внутренних дел по месту жительства осужденного.При исполнении наказания в виде ограничения свободы уголовно-исполнительные инспекции проводят воспитательную работу с осужденными. В осуществлении этой работы могут принимать участие и представители общественности.2.2. Исчисление срока ограничения свободыПравила исчисления сроков наказания имеют важное значение для исполнения срочного наказания любого вида. Они необходимы для того, чтобы правильно определить начало отбывания срока назначенного наказания и его окончание. Срок ограничения свободы исчисляется в месяцах и годах.Законом определены разные позиции исчисления начала срока отбывания ограничения свободы. Если этот вид наказания назначается судом в качестве основного наказания, то началом отбывания наказания является день постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией. При этом в срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы.Однако ограничение свободы может назначаться и в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы. В таких случаях осужденный первоначально отбывает основное наказание, а начало срока ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. При этом время следования осужденного из исправительного учреждения к месту жительства или пребывания засчитывается в срок отбывания наказания в виде ограничения свободы из расчета один день за один день.Время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин в срок ограничения свободы не засчитывается. В подобного рода случаях срок окончания отбывания назначенного судом наказания исчисляется с учетом незасчитанного времени. О незачете в срок наказания времени, в течение которого осужденный самовольно отсутствовал по месту жительства, инспекция информирует заинтересованные службы органов внутренних дел, территориальный орган Федеральной миграционной службы, военный комиссариат, производит соответствующие отметки в журнале учета осужденных.2.3. Порядок отбывания наказания в виде ограничения свободыВ целях сохранения социально полезных связей осужденного, в том числе семейных связей, трудовых отношений и т.д., законом установлено, что ограничение свободы отбывается по месту жительства осужденного.К числу обязанностей осужденного к ограничению свободы относится соблюдение тех ограничений, которые установлены для него приговором суда. В частности, к числу таких ограничений относятся: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа (уголовно-исполнительной инспекции), осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.Если судом в отношении осужденного не установлено ограничение на изменение места работы и (или) учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции, осужденный обязан не позднее семи дней до дня изменения места работы и (или) учебы уведомить об этом уголовно-исполнительную инспекцию. Как представляется, данные ограничения не относятся к числу обязательных и могут применяться по усмотрению суда.Если же суд устанавливает указанные правоограничения, то согласие на уход из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, на посещение определенных мест, расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования, либо на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования дается уголовно-исполнительной инспекцией осужденному при наличии определенных исключительных личных обстоятельств. Аналогично обстоит дело и тогда, когда устанавливается ограничение на изменение места постоянного проживания без согласия уголовно-исполнительной инспекции. Таковое может быть дано при наличии следующих исключительных личных обстоятельств: изменение семейного положения осужденного; предоставление осужденному либо близким родственникам, с которыми он проживает, или приобретение осужденным либо близкими родственниками, с которыми он проживает, жилого помещения; тяжелая болезнь близкого родственника осужденного, угрожающая жизни больного; невозможность дальнейшего нахождения осужденного по месту постоянного проживания (пребывания) в связи со стихийным бедствием или иным чрезвычайным обстоятельством; необходимость получения осужденным медицинской помощи, если требуемая медицинская помощь не может быть получена по месту постоянного проживания (пребывания) осужденного либо в медицинских организациях, расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования; необходимость прохождения промежуточной или итоговой аттестации при получении осужденным образования в заочной форме обучения за пределами территории соответствующего муниципального образования. Закон определяет и перечень обстоятельств, служащих основанием для дачи согласия на изменение места работы и (или) обучения. Обратиться в уголовно-исполнительную инспекцию с соответствующим ходатайством об изменении места жительства (и др.) могут сам осужденный, его адвокат (законный представитель), а также близкий родственник. Ходатайство подается в письменном виде. В нем должны содержаться сведения о необходимости изменения места постоянного проживания (пребывания) осужденного, изменения места работы и (или) обучения осужденного, ухода осужденного из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, посещения осужденным определенных мест, расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования, либо выезда осужденного за пределы территории соответствующего муниципального образования.По результатам рассмотрения ходатайства уголовно-исполнительная инспекция выносит постановление с указанием мотивов и оснований принятого решения не позднее 10 суток со дня поступления письменного ходатайства, а в случае смерти или тяжелой болезни близкого родственника осужденного, угрожающей жизни больного, - не позднее трех суток со дня поступления письменного ходатайства. Постановление уголовно-исполнительной инспекции может быть обжаловано в установленном законом порядке.Правоограничения могут назначаться осужденному в различном сочетании и в различных количествах. При этом в период отбывания ограничения свободы суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения. Однако, думается, правом отмены обязательных ограничений суд не обладает. К числу обязанностей осужденного к ограничению свободы относится и возлагаемая судом обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию от одного до четырех раз в месяц для регистрации. В период отбывания наказания осужденный обязан являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию и для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания.Судам следует особенно внимательно относиться к установлению фактического места жительства подсудимого. При этом необходимо руководствоваться объективными данными, полученными из достоверных источников, в то время как установление места жительства подсудимого только с его слов является явно недостаточным. Необходимо иметь в виду положения ч. 6 ст. 53 УК РФ о том, что лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории РФ, ограничение свободы не назначается.Так Московским областным судом изменен приговор Шатурского городского суда Московской области от 10 апреля 2014 г. в отношении С., исключено указание о назначении дополнительного наказания в виде ограничения свободы и об установлении ограничений. Судом не было учтено, что осужденный не имеет постоянного места жительства и регистрации на территории РФ, а квартира, в которой он проживал, принадлежит другому собственнику, что пояснял сам С. в судебном заседании. По этим же основаниям президиумом Верховного суда Республики Коми изменен приговор Ухтинского городского суда Республики Коми от 9 сентября 2011 г. в отношении Ш., исключено назначение дополнительного наказания в виде ограничения свободы. Аналогичная практика сформирована и президиумами Забайкальского краевого суда и Саратовского областного суда.Таким образом, можно заключить, что практика назначения наказания в виде ограничения свободы еще пока только складывается.2.4. Поощрения и ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы и за уклонение от его отбыванияВ ч. 1 ст. 57 УИК РФ определены основания применения мер поощрения к осужденным, отбывающим ограничение свободы, а также приведен перечень этих мер. Первым основанием является хорошее поведение осужденных. Закон не раскрывает этого понятия, но очевидно, что при отбывании наказания хорошее поведение прежде всего связано с соблюдением ограничений, возложенных на осужденного судом, а также в это понятие входит выполнение законных требований уголовно-исполнительной инспекции и адекватное реагирование на действия сотрудников инспекции при исполнении ими служебных обязанностей (вежливое обращение, нечинение препятствий, точное исполнение требований и т.п.). Характер поведения определяется в результате совокупной оценки действий осужденного за определенный период времени. Основанием применения мер поощрения может быть одно из рассмотренных обстоятельств или их совокупность. Однако основания для поощрения будут отсутствовать, если имеет место отрицательное поведение хотя бы по одному из перечисленных направлений, например осужденный соблюдает ограничения, но нарушает трудовую дисциплину, или хорошо учится и работает, но нарушает ограничения, установленные судом.Применение мер взыскания к осужденным является одним из способов воздействия на их поведение. Сущность мер взыскания состоит в отрицательной оценке поведения осужденного и в ряде субъективных оценок случаев - воздействии на его правовой статус путем наложения определенных ограничений. Однако меры взыскания не должны применяться произвольно, на основе субъективных оценокЗначительную долю среди нарушений условий и порядка отбывания ограничения свободы составляет неявка осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин. Уважительность причины неявки в каждом конкретном случае подлежит самостоятельной оценке. В частности, уважительной причиной является болезнь осужденного, существенное нарушение работы транспорта, нахождение на работе по распоряжению администрации и т.д.Аналогично подлежит оценке уважительность причины и при несоблюдении осужденным установленных судом ограничений. При совершении осужденным нарушения, указанного выше в п. "е", также должны устанавливаться причины несообщения и оцениваться их уважительность.Что касается нарушения общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности, то к нарушениям условий и порядка отбывания наказания в виде ограничения свободы оно может быть отнесено при наличии двух условий. Первое - нарушение должно посягать на общественный порядок. Все иные по характеру нарушения в рассматриваемом нами аспекте не принимаются во внимание. И второе - осужденный за нарушение общественного порядка должен быть привлечен к административной ответственности, т.е. к нему должно быть применено административное наказание - любая мера ответственности, установленная в ст. 3.2 КоАП РФ. Злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы влечет за собой более серьезные негативные последствия для осужденного, чем меры взыскания. Характер этих последствий зависит от того, в каком качестве применено ограничение свободы. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, ответственность наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, за злостное уклонение лица, осужденного к ограничению свободы, от отбывания наказания установлена уголовная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 314 УК РФ.Статья 59 УИК РФ регламентирует процедурные вопросы применения мер поощрения и взыскания к осужденным к наказанию в виде ограничения свободы. Во всех без исключения случаях решение о применении к осужденным мер поощрения и взыскания выносится исключительно в письменной форме. Нарушение этого правила влечет за собой недействительность взыскания или поощрения. Поэтому, например, устное предупреждение осужденного не является взысканием.Решение о применении мер взыскания должно быть справедливым и объективным. Поэтому при применении мер взыскания необходимо учитывать как обстоятельства совершения нарушения, так и личность, а также поведение осужденного.Очень важным фактором применения взыскания является и время его реализации. Слишком позднее применение взыскания снижает его актуальность, вызывает чувство несправедливости, делает взыскание малоэффективным.Меры взыскания ограничены не только сроком наложения, но и сроком действия. Осужденный считается имеющим взыскание в течение одного года со дня его наложения. Однако если в течение года к осужденному применяется новое взыскание, он считается имеющим взыскание. Новый годичный срок будет исчисляться со дня наложения последнего взыскания.Вместе с тем закон предусматривает и возможность досрочного снятия ранее наложенного взыскания. Оно допускается не ранее трех месяцев со дня наложения предупреждения и не ранее шести месяцев со дня наложения официального предостережения. Досрочное снятие ранее наложенного взыскания является мерой поощрения, предусмотренной ст. 57 УИК РФ, основанием применения которой является хорошее поведение и добросовестное отношение к труду и (или) учебе. Правом применения предусмотренных УИК РФ мер поощрения и взыскания пользуется в полном объеме начальник уголовно-исполнительной инспекции или замещающее его лицо.Согласно ст. 47.1 УИК РФ специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является уголовно-исполнительная инспекция (далее - УИИ). Надзор согласно ст. 60 УИК РФ заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных УИИ вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.2.5. Обязанности уголовно-исполнительной инспекцииОбязанностями уголовно-исполнительных инспекций являются: учет осужденных; надзор за осужденными; предупреждение нарушений установленного порядка отбывания наказания; помощь в трудоустройстве; проведение воспитательной работы; применение мер поощрения и взыскания; внесение в суд представления об отмене частично либо о дополнении ранее установленных для осужденных ограничений, а также о замене осужденным, уклоняющимся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.остановка осужденных на учет осуществляется на основании обвинительного приговора (определения, постановления) суда, распоряжения судьи или председателя суда об исполнении приговора.В отношении лица, которому неотбытая часть срока лишения свободы заменена ограничением свободы, администрация исправительного учреждения направляет в инспекцию две копии определения (постановления) суда об освобождении, две копии приговора о лишении свободы, подписку осужденного о явке в инспекцию в трехдневный срок со дня прибытия, а также справку с указанием установочных данных, даты освобождения, родственных и других близких связей осужденного. Должностные лица УИИ разъясняют осужденным их права и обязанности, порядок и условия исполнения и отбывания наказания, о чем у осужденных отбирается соответствующая расписка об ознакомлении.Воспитательная работа представляет собой комплекс мер, способствующих преодолению осужденными личностных деформаций, интеллектуальному, духовному развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации, а также целенаправленное позитивное воздействие на осужденных путем включения их в различные сферы жизнедеятельности (трудовую, общеобразовательную, общественную).Воспитательная работа осуществляется с учетом личности осужденного, совершенного им преступления, отношения его к труду, исполнения возложенной обязанности, а также других значимых обстоятельств.Основными формами воспитательной работы являются: индивидуальные и групповые беседы с осужденными по разъяснению порядка и условий отбывания исправительных работ; беседы с родственниками осужденных и лицами, способными оказывать на них положительное или отрицательное воздействие; посещение осужденных по месту жительства в целях изучения их поведения в быту и образа жизни; посещение рабочих мест осужденных, проведение бесед с ними и представителями администрации организаций, на которых возложен контроль за поведением осужденных на производстве и проведение с ними воспитательной работы; проведение иных воспитательных мероприятий, способствующих исправлению осужденных.Надзор за поведением осужденных осуществляется инспекциями по месту жительства условно осужденных.В порядке, предусмотренном законодательством РФ и нормативными правовыми актами, в контроле за поведением осужденных к ограничению свободы, соблюдением ими общественного порядка и исполнением возложенных судом обязанностей участвуют сотрудники органов внутренних дел.ЗаключениеОграничение свободы представляет собой новый вид наказания, ранее неизвестный уголовному и уголовно-исполнительному праву России.Следует отметить, что по сути дела, под новым названием восстановлены ранее существовавшие правовые институты: условное осуждение с обязательным привлечением осужденного к труду и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду (ст. 24.2 и 53.2 УК РСФСР).Ограничение свободы - это смешанный вид наказания. Оно может назначаться судами в качестве основного вида наказания за преступления небольшой или средней тяжести или дополнительно к лишению свободы в случаях, предусмотренных Особенной частью УК РФ.Ранее ограничение свободы принадлежало к числу основных наказаний. Теперь оно может применяться и в качестве основного, и в качестве дополнительного, иными словами, отнесено к категории так называемых "смешанных" видов уголовных наказаний. С учетом последних законодательных корректив основаниями назначения ограничения свободы являются: характер и степень общественной опасности (степень тяжести) преступления; особенности субъекта преступления (гражданско-правовая принадлежность и социальный статус - субъект должен быть гражданином РФ, но вместе с тем не должен относиться к категории военнослужащих); оседлость (наличие места постоянного проживания на территории РФ); вид основного наказания при назначении ограничения свободы в качестве наказания дополнительного. Поэтому ограничение свободы не может быть назначено иностранным гражданам и лицам без гражданства, гражданам РФ, не имеющим места постоянного проживания на территории РФ, военнослужащим.Важно обсудить вопрос о том, насколько верное, точное место в системе наказаний (ст. 44 УК РФ) занимает сейчас ограничение свободы, если соглашаться с сохранением за ограничением свободы статуса уголовного наказания. Изменение сущности наказания, его функционального назначения должны были сменить и его место в иерархической лестнице наказаний, однако законодатель этого не сделал, данный аспект не был продуман. В связи с этим ограничение свободы по идее законодателя - наказание более строгое, нежели исправительные и обязательные работыОграничение свободы предполагает установление судом осужденному определенных ограничений. Их исчерпывающий перечень закреплен в ч. 1 ст. 53 УК РФ. Из анализа судебной практики следует, что суды назначают осужденным такие ограничения, как не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток; не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования; не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. Остальные виды ограничений (не посещать определенные места, места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях), перечисленные в ст. 53 УК РФ, остаются невостребованными, что объясняется содержательной неопределенностью названных видов ограничений.В части установления осужденному ограничений рассматриваемый вид наказания имеет некоторое сходство с условным осуждением, где на осужденного возлагаются обязанности не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, не посещать определенные места (ч. 5 ст. 73 УК РФ). Это обстоятельство обусловливает в ряде случаев конкуренцию норм об условном осуждении и ограничении свободы, поэтому правоприменителю при назначении осужденному наказания предстоит выбирать между условным осуждением и ограничением свободы.Список использованных источников и литературыКонституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. – 1993 – (25 декабря). // Российская газета. – 2020. – (04 июля).Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, N 2, ст. 198Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954Федеральный закон от 27.12.2009 N 377-ФЗ (ред. от 07.12.2011) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы" // Собрание законодательства РФ, 28.12.2009, N 52 (1 ч.), ст. 6453Приказ Минюста России от 11.10.2010 N 258 (ред. от 02.11.2016) "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2010 N 18780) // Российская газета, N 243, 27.10.2010Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 N 21 (ред. от 18.12.2018) "О практике применения судами законодательства об исполнении приговора" // Ведомости уголовно-исполнительной системы", N 3, 2012Постановление Правительства РФ от 31.03.2010 N 198 "Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы" //Собрание законодательства РФ, 05.04.2010, N 14 ст. 1663Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 6 июля 2016 г. N 59-АПУ16-5 и Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 10 марта 2016 г. N 127-АПУ16-2Апелляционное постановление Московского областного суда от 5 июня 2014 г. N 22-3321/14 // СПС «Консультант-Плюс»Постановление президиума Верховного суда Республики Коми от 25 сентября 2013 г. N 44у-165 // СПС «Консультант-Плюс»Постановление президиума Забайкальского краевого суда от 12 сентября 2013 г N 44-у-148/к // СПС «Консультант-Плюс»Постановление президиума Саратовского областного суда от 9 июня 2014 г. N 44у-45/14 // СПС «Консультант-Плюс»Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 17 августа 2016 г. N 88-АПУ16-7 // СПС «Консультант-Плюс»Бриллиантов А.В. Ограничение свободы: вопросы назначения наказания // Уголовное право. 2017. N 3. С. 13Долгих Т.Н. Некоторые особенности правового и организационного характера назначения и исполнения уголовного наказания в виде ограничения свободы // Российская юстиция. 2015. N 1. С. 2Кауфман М.А. Уклонение от исполнения и отбывания наказания как вид негативного посткриминального поведения и его уголовно-правовое значение // Уголовное право. 2018. N 1. С. 53Калинина О.М. Ограничение свободы: проблемы реализации // Российский юридический журнал. 2012. N 1. С. 10Малышева О.А. Осуществление осужденным права на судебную защиту при замене уголовного наказания, не связанного с изоляцией от общества, лишением свободы // Журнал российского права. 2021. N 2. С. 9Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / А.Х. Абашидзе, З.Г. Алиев, К.Ф. Амиров и др.; под ред. Р.М. Валеева. М.: Статут, 2011. С. 79Прокурорская проверка. Методика и тактика проведения: учебное пособие / Е.А. Бурмистрова, И.И. Головко, Г.В. Дытченко и др.; под ред. О.Н. Коршуновой. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юстиция, 2019. С. 64Тимошенко Ю.А. Новые разъяснения Пленума Верховного Суда РФ о Уголовно-правовое воздействие: монография / Г.А. Есаков, Т.Г. Понятовская, А.И. Рарог и др.; под ред. А.И. Рарога. М.: Проспект, 2012. С. 58Якимович Ю.К. Актуальные вопросы дифференциации российского уголовного судопроизводства // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 12 С. 25
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!