это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3772961
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1. Классификация научных методов исследования 4
2. Методы эмпирического познания 6
3. Методы теоретического познания 9
Заключение 11
Список использованной литературы 13
Введение
Актуальность темы исследования. Успех научных исследований
зависит не только от творческой мысли исследователя, его способности к
анализу и синтезу, от его интеллекта.
Успех во многом зависит от правильного выбора методов
исследования. Исследователь, хорошо знающий методы исследования и
возможности их применения, затрачивает меньше энергии и работает с
большим успехом, чем тот, кто в своих исследованиях опирается только на
интуицию или действует по методу «проб и ошибок».
Познание – это совокупность процессов и методов, с помощью которых
можно получить знания об окружающем мире.
Это широкое понятие, охватывающее как естественное стремление
найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, так и
искусственно созданные способы получения и накопления знаний.
Все методы познания можно разделить на две большие группы:
эмпирические и теоретические.
Цель данной работы – рассмотреть классификацию научных методов, а
также методы эмпирического и теоретического познания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
- изучить классификацию научных методов;
- охарактеризовать методы эмпирического познания;
- рассмотреть методы теоретического познания.
1. Классификация научных методов исследования
Исследовательский проект автора направлен на осмысление
конкретного вопроса, темы, области знаний или сферы деятельности.
Научное исследование определяется несколькими критериями:
- четко поставленная цель;
- желание открыть неизвестное;
- систематизация процесса и результатов;
- объяснение и проверка выводов.
Научное исследование отличается от обычного тем, что в нем
используются определенные методы, которые выступают как способы
достижения целей проекта. Наука-методология может объединить в себе все
методы. Суть метода заключается в объекте и субъекте, в том, как
осуществляется деятельность человека, какими средствами и методами.
Если автор смог выбрать наиболее правильные методы, это будет
способствовать точному и быстрому достижению цели, поставленной в
начале проекта. Кроме того, они послужат своеобразным компасом,
помогающим избежать ошибок в ходе прокладывания верного пути.
Методы – способы и средства достижения цели максимально быстро,
точно и эффективно. Речь идет о конкретном количестве действий и практик,
помогающих решить проблему.
Само слово «метод» в переводе с греческого означает «путь или след»,
на этом основан термин и рассматривается как способ познания,
помогающий достичь цели с помощью определенной последовательности
действий.
Успех работы во многом определяется правильным выбором комплекса
методов исследования, позволяющих решить поставленные задачи и достичь
поставленной цели. Использование тех или иных методов в исследовании
должно быть обосновано, методы должны дополнять друг друга, быть
взаимосвязанными и объединяться на основе принципов системности.
Выбранный набор методов исследования уникален для каждого
исследования.
В научной литературе существует множество различных
классификаций методов исследования по разным основаниям, например,
выделяют:
- экспериментальные методы, методы обработки эмпирических
данных, методы построения научных теорий и их проверки, методы
представления научных результатов;
- общие (философские), общенаучные и специальные (конкретно-
научные) методы;
- методы качественного и количественного изучения действительности.
Классификация методов исследования по степени общности и широте
применения представлена на рисунке.
В научном познании различают эмпирические и теоретические
исследования.
Эмпирические методы познания строятся на наблюдении за
определенными явлениями. Теоретические основаны на анализе имеющейся
информации и рациональных рассуждениях.
2. Методы эмпирического познания
Эмпирическое познание – это познание, основанное на
непосредственном изучении реальных предметов и явлений. Основным
источником знаний на этом уровне являются сенсорные ощущения,
возникающие при взаимодействии с изучаемыми объектами. Несмотря на
существование различных способов восприятия внешнего мира, основным
источником эмпирического познания является созерцание.
К этому уровню относятся такие виды познавательной деятельности,
как:
- сбор и первичное обобщение фактов;
- составление формулировок и описаний;
- накопление информации, полученной в ходе наблюдений;
- систематизация и классификация информации.
Эмпиризм как раздел гносеологии возник в 17—18 вв. Сторонники
этого направления считали, что только чувственное знание и опыт являются
источниками истинного знания.
В научном мире эмпирическое познание представляет собой
накопление информации об изучаемых объектах и явлениях посредством
экспериментов и наблюдений. Сюда входят как визуальные наблюдения, так
и всевозможные измерения. Также на этом уровне возможно построение
эмпирических закономерностей (то есть таких закономерностей, для которых
еще не найдено теоретического объяснения, но экспериментально доказано
их наличие).
К эмпирическим методам познания относятся:
- наблюдение,
- измерение,
- эксперимент,
- описание.
Наблюдение является исходным методом эмпирического
познания.«Научное наблюдение — это восприятие предметов и явлений
действительности, осуществляемое с целью их познания. В акте наблюдения
можно выделить: 1) объект наблюдения; 2) предмет; 3) средства; 4) условия
наблюдения; 5) система знаний, на основе которой ставится цель наблюдения
и интерпретируются его результаты. Все эти составляющие акта наблюдения
следует учитывать при сообщении результатов наблюдения, чтобы его мог
повторить любой другой наблюдатель. Важнейшим требованием к научному
наблюдению является требование интерсубъективности. Это означает, что
наблюдение может быть повторено каждым наблюдателем с тем же
результатом. Только при соблюдении этого требования результат
наблюдения будет включен в науку.
Измерение - совокупность действий, выполняемых с помощью средств
измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в
принятых единицах измерения. Различают прямые измерения (например,
измерение длины градуированной линейкой) и косвенные измерения,
основанные на известном соотношении между искомым значением и
непосредственно измеренными значениями.
Измерение предполагает наличие следующих основных элементов:
- объект измерения;
- единицы измерения, т.е. эталонный объект;
- измерительные приборы;
- метод измерения;
- наблюдатель (исследователь).
Эксперимент (от лат. experimentum - испытание, опыт). Эксперимент
является основным эмпирическим методом. Это метод познания, с помощью
которого в контролируемых условиях исследуются явления
действительности. Эксперимент проводится на основе теории,
определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов.
Эксперимент является связующим звеном между эмпирическим и
теоретическим уровнем науки. С одной стороны, он мыслится как дело
теории, обращенное к практике, а с другой стороны, по используемым
средствам и непосредственным контактам с объектами эксперимента
представляет собой эмпирический метод науки.
Существуют разные виды экспериментов. В зависимости от целей
эксперимента различают исследовательский (поисковый) и проверочный
(контрольный). В свою очередь проверочный эксперимент может быть
решающим, подтверждающим или опровергающим по отношению к
теоретическим гипотезам. По объектам экспериментирования различают
физический, биологический, химический, социальный и другие виды
эксперимента. Происходит качественный эксперимент, направленный на
установление наличия или отсутствия предполагаемого теорией явления.
Количественный эксперимент выявляет количественную достоверность
любого свойства объекта. Вычислительный эксперимент основан на расчете
с помощью ЭВМ вариантов математических моделей процесса и выборе
наиболее оптимальной из них.
Описание – этот метод заключается в фиксации и формальном
описании результатов познавательной деятельности (данных, полученных
путем наблюдения, эксперимента или другого метода познания). При этом
используются специальные термины и обозначения, гарантирующие
однозначное толкование описаний.
3. Методы теоретического познания
Теоретическое познание состоит в отражении явлений и происходящих
процессов внутренних связей и закономерностей, что достигается методами
обработки данных, полученных из эмпирических знаний. Теоретические
методы научного познания имеют одну главную задачу, направленную на
получение объективной конкретной истины всего процесса. Они имеют
следующие характерные черты:
- преобладание таких рациональных моментов, как законы, теории,
понятия и другие формы мышления;
- основным подчиненным аспектом методов является чувственное
знание;
- ориентироваться на изучение самого познавательного процесса (его
методов, форм и понятийного аппарата).
Теоретические методы познания отражают явления и процессы со
стороны их всеобщих внутренних связей и закономерностей, постигаемых
путем рациональной обработки данных эмпирического знания. Задача:
достижение объективной истины в ее полноте содержания. Характерные
черты:
- преобладание рационального момента - понятий, теорий, законов и
др. форм мышления;
- чувственное познание — второстепенный аспект;
- направленность себя (изучение самого процесса познания, его форм,
приемов, понятийного аппарата).
Методы теоретического познания позволяют провести логическое
изучение собранных фактов, выработать понятия и суждения, сделать
выводы.
Теоретические методы включают в себя:
- анализ - процесс мысленного или реального расчленения предмета,
явления на части (признаки, свойства, отношения);
- синтез - соединение выявленных при анализе сторон предмета в
единое целое;
- классификация - объединение различных объектов в группы на основе
общих признаков (классификация животных, растений и т. д.);
- абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых
свойств предмета с целью углубленного изучения одной конкретной его
стороны (результатом абстрагирования являются абстрактные понятия, такие
как цвет, красота и т. п.);
- формализация - отображение знаний в знаковой, символической
форме (в математических формулах, химических символах и т. п.)%
- аналогия - вывод о сходстве предметов в определенном отношении на
основании их сходства в ряде других отношений;
- моделирование - создание и исследование заменителя (модели)
объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
- идеализация - создание понятий для объектов, не существующих в
реальности, но имеющих в ней прототип (геометрическая точка, шар,
идеальный газ);
- дедукция - движение от общего к частному;
- индукция - движение от частного (фактов) к общему утверждению.
Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Итак, хотя сама
индукция является теоретико-логической операцией, она все же требует
экспериментальной проверки каждого отдельного факта, а потому
основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким
образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве,
дополняя друг друга. Все перечисленные выше методы являются методами-
приемами (конкретными правилами, алгоритмами действий).
Заключение
Таким образом, важным элементом научного знания являются способы
осуществления познавательной деятельности, т. е. разнообразные методы и
приемы, с помощью которых человек открывает новые знания,
обосновывает, доказывает и систематизирует уже полученные. Метод
представляет собой более сложную когнитивную процедуру, чем техника,
хотя иногда в литературе эти термины используются взаимозаменяемо.
Метод – совокупность принципов, приемов, правил, требований,
которым необходимо следовать в процессе познания.
Все методы познания можно разделить на две большие группы:
эмпирические и теоретические.
Эмпирические строятся на наблюдении за определенными явлениями.
Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и
рациональных рассуждениях.
Эмпирические методы:
- Наблюдение – это изучение объекта в его естественной среде без
воздействия на происходящие процессы.
- Измерение - получение числовых характеристик наблюдаемого
объекта путем сравнения его свойств с образцовыми значениями.
- Эксперимент – это намеренное создание особых условий и
дальнейшее изучение объекта, помещенного в эти условия.
- Описание – этот метод заключается в фиксации и формальном
описании результатов познавательной деятельности.
Теоретические методы:
- Анализ – это разделение объекта на составляющие и детальное
изучение.
- Синтез — это воссоздание целостной картины из отдельных деталей.
- Сравнение - сравнение нескольких объектов, выявление одинаковых и
разных свойств.
- Классификация – это объединение изучаемых объектов в группы по
наличию одинаковых свойств.
- Конкретизация – это более глубокое изучение некоторых свойств.
- Абстракция – это изучение предмета под новым углом (с упором на
одни свойства и игнорированием других).
- Систематизация – это объединение накопленных знаний в систему, в
которой указываются связи и закономерности.
- Индукция – умозаключения, направленные от частного к общему.
- Дедукция – умозаключения, направленные от общего к частному.
- Идеализация – это создание образа вымышленного объекта с
идеальными свойствами и использование его в качестве частного примера.
- Моделирование – это создание модели объекта для детального
изучения его свойств, что невозможно на реальном объекте.
Список использованной литературы
1. Асхаков, С. И. Основы научных исследований: учебное пособие / С.
И. Асхаков. — Карачаевск: КЧГУ, 2020. — 348 с.
2. Голубева, А. И. Методология научного исследования: учебно-
методическое пособие / А. И. Голубева. — Ярославль: Ярославская ГСХА,
2019. — 72 с
3. Дудяшова, В. П. Методология научных исследований: учебное
пособие / В. П. Дудяшова. — Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2021. — 80
с.
4. Розанова, Н. М. Основы научных исследований. Учебно-
практическое пособие / Н.М. Розанова. — М.: КноРус. 2020. – 328 с.
5. Ренгольд, О. В. Методология научных исследований: учебно-
методическое пособие / О. В. Ренгольд. — Омск: СибАДИ, 2019. — 46 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!