Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Классификация научных методов исследования. Методы эмпирического и теоретического познания.

Тип Доклад
Предмет Методология научных исследований

ID (номер) заказа
3772961

300 руб.

Просмотров
950
Размер файла
53.26 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Содержание

Введение 3
1. Классификация научных методов исследования 4
2. Методы эмпирического познания 6
3. Методы теоретического познания 9
Заключение 11
Список использованной литературы 13

Введение

Актуальность темы исследования. Успех научных исследований
зависит не только от творческой мысли исследователя, его способности к
анализу и синтезу, от его интеллекта.
Успех во многом зависит от правильного выбора методов
исследования. Исследователь, хорошо знающий методы исследования и
возможности их применения, затрачивает меньше энергии и работает с
большим успехом, чем тот, кто в своих исследованиях опирается только на
интуицию или действует по методу «проб и ошибок».
Познание – это совокупность процессов и методов, с помощью которых
можно получить знания об окружающем мире.
Это широкое понятие, охватывающее как естественное стремление
найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, так и
искусственно созданные способы получения и накопления знаний.
Все методы познания можно разделить на две большие группы:
эмпирические и теоретические.
Цель данной работы – рассмотреть классификацию научных методов, а
также методы эмпирического и теоретического познания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
- изучить классификацию научных методов;
- охарактеризовать методы эмпирического познания;
- рассмотреть методы теоретического познания.

1. Классификация научных методов исследования

Исследовательский проект автора направлен на осмысление
конкретного вопроса, темы, области знаний или сферы деятельности.
Научное исследование определяется несколькими критериями:
- четко поставленная цель;
- желание открыть неизвестное;
- систематизация процесса и результатов;
- объяснение и проверка выводов.
Научное исследование отличается от обычного тем, что в нем
используются определенные методы, которые выступают как способы
достижения целей проекта. Наука-методология может объединить в себе все
методы. Суть метода заключается в объекте и субъекте, в том, как
осуществляется деятельность человека, какими средствами и методами.
Если автор смог выбрать наиболее правильные методы, это будет
способствовать точному и быстрому достижению цели, поставленной в
начале проекта. Кроме того, они послужат своеобразным компасом,
помогающим избежать ошибок в ходе прокладывания верного пути.
Методы – способы и средства достижения цели максимально быстро,
точно и эффективно. Речь идет о конкретном количестве действий и практик,
помогающих решить проблему.
Само слово «метод» в переводе с греческого означает «путь или след»,
на этом основан термин и рассматривается как способ познания,
помогающий достичь цели с помощью определенной последовательности
действий.
Успех работы во многом определяется правильным выбором комплекса
методов исследования, позволяющих решить поставленные задачи и достичь
поставленной цели. Использование тех или иных методов в исследовании
должно быть обосновано, методы должны дополнять друг друга, быть
взаимосвязанными и объединяться на основе принципов системности.
Выбранный набор методов исследования уникален для каждого
исследования.
В научной литературе существует множество различных
классификаций методов исследования по разным основаниям, например,
выделяют:
- экспериментальные методы, методы обработки эмпирических
данных, методы построения научных теорий и их проверки, методы
представления научных результатов;
- общие (философские), общенаучные и специальные (конкретно-
научные) методы;
- методы качественного и количественного изучения действительности.
Классификация методов исследования по степени общности и широте
применения представлена на рисунке.

В научном познании различают эмпирические и теоретические
исследования.
Эмпирические методы познания строятся на наблюдении за
определенными явлениями. Теоретические основаны на анализе имеющейся
информации и рациональных рассуждениях.

2. Методы эмпирического познания

Эмпирическое познание – это познание, основанное на
непосредственном изучении реальных предметов и явлений. Основным
источником знаний на этом уровне являются сенсорные ощущения,
возникающие при взаимодействии с изучаемыми объектами. Несмотря на
существование различных способов восприятия внешнего мира, основным
источником эмпирического познания является созерцание.
К этому уровню относятся такие виды познавательной деятельности,
как:
- сбор и первичное обобщение фактов;
- составление формулировок и описаний;
- накопление информации, полученной в ходе наблюдений;
- систематизация и классификация информации.
Эмпиризм как раздел гносеологии возник в 17—18 вв. Сторонники
этого направления считали, что только чувственное знание и опыт являются
источниками истинного знания.
В научном мире эмпирическое познание представляет собой
накопление информации об изучаемых объектах и явлениях посредством
экспериментов и наблюдений. Сюда входят как визуальные наблюдения, так
и всевозможные измерения. Также на этом уровне возможно построение
эмпирических закономерностей (то есть таких закономерностей, для которых
еще не найдено теоретического объяснения, но экспериментально доказано
их наличие).
К эмпирическим методам познания относятся:
- наблюдение,
- измерение,
- эксперимент,
- описание.
Наблюдение является исходным методом эмпирического
познания.«Научное наблюдение — это восприятие предметов и явлений
действительности, осуществляемое с целью их познания. В акте наблюдения
можно выделить: 1) объект наблюдения; 2) предмет; 3) средства; 4) условия
наблюдения; 5) система знаний, на основе которой ставится цель наблюдения
и интерпретируются его результаты. Все эти составляющие акта наблюдения
следует учитывать при сообщении результатов наблюдения, чтобы его мог
повторить любой другой наблюдатель. Важнейшим требованием к научному
наблюдению является требование интерсубъективности. Это означает, что
наблюдение может быть повторено каждым наблюдателем с тем же
результатом. Только при соблюдении этого требования результат
наблюдения будет включен в науку.
Измерение - совокупность действий, выполняемых с помощью средств
измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в
принятых единицах измерения. Различают прямые измерения (например,
измерение длины градуированной линейкой) и косвенные измерения,
основанные на известном соотношении между искомым значением и
непосредственно измеренными значениями.
Измерение предполагает наличие следующих основных элементов:
- объект измерения;
- единицы измерения, т.е. эталонный объект;
- измерительные приборы;
- метод измерения;
- наблюдатель (исследователь).
Эксперимент (от лат. experimentum - испытание, опыт). Эксперимент
является основным эмпирическим методом. Это метод познания, с помощью
которого в контролируемых условиях исследуются явления
действительности. Эксперимент проводится на основе теории,
определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов.
Эксперимент является связующим звеном между эмпирическим и
теоретическим уровнем науки. С одной стороны, он мыслится как дело
теории, обращенное к практике, а с другой стороны, по используемым
средствам и непосредственным контактам с объектами эксперимента
представляет собой эмпирический метод науки.
Существуют разные виды экспериментов. В зависимости от целей
эксперимента различают исследовательский (поисковый) и проверочный
(контрольный). В свою очередь проверочный эксперимент может быть
решающим, подтверждающим или опровергающим по отношению к
теоретическим гипотезам. По объектам экспериментирования различают
физический, биологический, химический, социальный и другие виды
эксперимента. Происходит качественный эксперимент, направленный на
установление наличия или отсутствия предполагаемого теорией явления.
Количественный эксперимент выявляет количественную достоверность
любого свойства объекта. Вычислительный эксперимент основан на расчете
с помощью ЭВМ вариантов математических моделей процесса и выборе
наиболее оптимальной из них.
Описание – этот метод заключается в фиксации и формальном
описании результатов познавательной деятельности (данных, полученных
путем наблюдения, эксперимента или другого метода познания). При этом
используются специальные термины и обозначения, гарантирующие
однозначное толкование описаний.

3. Методы теоретического познания

Теоретическое познание состоит в отражении явлений и происходящих
процессов внутренних связей и закономерностей, что достигается методами
обработки данных, полученных из эмпирических знаний. Теоретические
методы научного познания имеют одну главную задачу, направленную на
получение объективной конкретной истины всего процесса. Они имеют
следующие характерные черты:
- преобладание таких рациональных моментов, как законы, теории,
понятия и другие формы мышления;
- основным подчиненным аспектом методов является чувственное
знание;
- ориентироваться на изучение самого познавательного процесса (его
методов, форм и понятийного аппарата).
Теоретические методы познания отражают явления и процессы со
стороны их всеобщих внутренних связей и закономерностей, постигаемых
путем рациональной обработки данных эмпирического знания. Задача:
достижение объективной истины в ее полноте содержания. Характерные
черты:
- преобладание рационального момента - понятий, теорий, законов и
др. форм мышления;
- чувственное познание — второстепенный аспект;
- направленность себя (изучение самого процесса познания, его форм,
приемов, понятийного аппарата).
Методы теоретического познания позволяют провести логическое
изучение собранных фактов, выработать понятия и суждения, сделать
выводы.
Теоретические методы включают в себя:
- анализ - процесс мысленного или реального расчленения предмета,
явления на части (признаки, свойства, отношения);
- синтез - соединение выявленных при анализе сторон предмета в
единое целое;
- классификация - объединение различных объектов в группы на основе
общих признаков (классификация животных, растений и т. д.);
- абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых
свойств предмета с целью углубленного изучения одной конкретной его
стороны (результатом абстрагирования являются абстрактные понятия, такие
как цвет, красота и т. п.);
- формализация - отображение знаний в знаковой, символической
форме (в математических формулах, химических символах и т. п.)%
- аналогия - вывод о сходстве предметов в определенном отношении на
основании их сходства в ряде других отношений;
- моделирование - создание и исследование заменителя (модели)
объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
- идеализация - создание понятий для объектов, не существующих в
реальности, но имеющих в ней прототип (геометрическая точка, шар,
идеальный газ);
- дедукция - движение от общего к частному;
- индукция - движение от частного (фактов) к общему утверждению.
Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Итак, хотя сама
индукция является теоретико-логической операцией, она все же требует
экспериментальной проверки каждого отдельного факта, а потому
основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким
образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве,
дополняя друг друга. Все перечисленные выше методы являются методами-
приемами (конкретными правилами, алгоритмами действий).

Заключение

Таким образом, важным элементом научного знания являются способы
осуществления познавательной деятельности, т. е. разнообразные методы и
приемы, с помощью которых человек открывает новые знания,
обосновывает, доказывает и систематизирует уже полученные. Метод
представляет собой более сложную когнитивную процедуру, чем техника,
хотя иногда в литературе эти термины используются взаимозаменяемо.
Метод – совокупность принципов, приемов, правил, требований,
которым необходимо следовать в процессе познания.
Все методы познания можно разделить на две большие группы:
эмпирические и теоретические.
Эмпирические строятся на наблюдении за определенными явлениями.
Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и
рациональных рассуждениях.
Эмпирические методы:
- Наблюдение – это изучение объекта в его естественной среде без
воздействия на происходящие процессы.
- Измерение - получение числовых характеристик наблюдаемого
объекта путем сравнения его свойств с образцовыми значениями.
- Эксперимент – это намеренное создание особых условий и
дальнейшее изучение объекта, помещенного в эти условия.
- Описание – этот метод заключается в фиксации и формальном
описании результатов познавательной деятельности.
Теоретические методы:
- Анализ – это разделение объекта на составляющие и детальное
изучение.
- Синтез — это воссоздание целостной картины из отдельных деталей.
- Сравнение - сравнение нескольких объектов, выявление одинаковых и
разных свойств.
- Классификация – это объединение изучаемых объектов в группы по
наличию одинаковых свойств.
- Конкретизация – это более глубокое изучение некоторых свойств.
- Абстракция – это изучение предмета под новым углом (с упором на
одни свойства и игнорированием других).
- Систематизация – это объединение накопленных знаний в систему, в
которой указываются связи и закономерности.
- Индукция – умозаключения, направленные от частного к общему.
- Дедукция – умозаключения, направленные от общего к частному.
- Идеализация – это создание образа вымышленного объекта с
идеальными свойствами и использование его в качестве частного примера.
- Моделирование – это создание модели объекта для детального
изучения его свойств, что невозможно на реальном объекте.

Список использованной литературы

1. Асхаков, С. И. Основы научных исследований: учебное пособие / С.
И. Асхаков. — Карачаевск: КЧГУ, 2020. — 348 с.
2. Голубева, А. И. Методология научного исследования: учебно-
методическое пособие / А. И. Голубева. — Ярославль: Ярославская ГСХА,
2019. — 72 с
3. Дудяшова, В. П. Методология научных исследований: учебное
пособие / В. П. Дудяшова. — Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2021. — 80
с.
4. Розанова, Н. М. Основы научных исследований. Учебно-
практическое пособие / Н.М. Розанова. — М.: КноРус. 2020. – 328 с.
5. Ренгольд, О. В. Методология научных исследований: учебно-
методическое пособие / О. В. Ренгольд. — Омск: СибАДИ, 2019. — 46 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
46 527 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
РГУТиС
как обычно неизменно превосходный результат. Большое спасибо за работу. Очень приятное сот...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Тамара,благодарю за проделанную работу, работа выполнена досрочно качественно и грамотно. ...
star star star star star
ГИТИС
Спасибо Руслану, все сделал очень быстро и хорошо. Даже подобрал иллюстрации по моей просьбе.
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.