это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3773916
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Профессиональная деятельность специальных подразделений МЧС, спасателей и пожарных в своей практике связана с воздействием на специалистов большого числа стрессогенных факторов и относится к категории экстремальных. Поэтому с требованиями высокого уровня профессиональных знаний, умений, навыков, высокие требования предъявляются и к уровню психологической подготовки специалистов данной профессий.Спасатель, как специалист, прошедший обучение и аттестованный для проведения аварийно-спасательных работ обязан постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки по психологической подготовке. Он должен знать приемы снятия нервно-психического напряжения в экстремальных условиях и управлять своим психическим состоянием.Целью работы является изучение аспекта профессионально психологических особенностей действий спасателей в чрезвычайных ситуациях.В соответствии с поставленной целью, последовательно будут выполнены следующий задачи:Рассмотреть понятие, сущность и особенности психологической готовности к действиям в ЧС.Рассмотреть экстремальные условия и их типы, воздействующие на спасателей при чрезвычайной ситуации.Изучить факторы способствующее психологической готовности спасателей.Изучить формы и методы по созданию психологической готовности спасателей.1. Понятие, сущность и особенности психологической готовности к действиям в ЧСПсихологическая подготовка спасателей - это комплекс мероприятий, направленных на профилактику нарушений психической адаптации и оптимизацию личностных особенностей и психического состояния специалистов. Совершенствование психологической подготовки спасателей проводится в режиме повседневной деятельности и в режиме повышенной готовности.Психологическая подготовка спасателя к действиям в чрезвычайных ситуациях неразрывно связана с воспитательной работой, тактико-специальной, медицинской и физической подготовкой. Большое значение в воспитательной работе со спасателями имеет коллектив и его традиции. Под влиянием коллектива человек вырабатывает свои убеждения и взгляды. Воспитание коллектива - одна из главных задач руководителя аварийно-спасательного формирования.Спасатели с низким уровнем психологической подготовки не могут быть допущены к проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Одних профессиональных навыков и умений для успешных действий в экстремальной обстановке недостаточно. Важно не допускать ухудшения их под влиянием психического перенапряжения, ярких и сильных эмоций, которые нередко возникают в такой обстановке. Например, работоспособность спасателей от психологического перенапряжения может снизиться на 40-60%, а иногда и на 80-90%. Поэтому, в ходе профессиональной подготовки, а также специальных занятий по психологической подготовке важно повышать психологическую устойчивость у спасателей с целью поддержания их работоспособности.Специальная психологическая подготовка предусматривает выработку у личного состава психологической готовности и устойчивости при подготовке к конкретным видам аварийно-спасательных и других неотложных работ. Она осуществляется путем формирования высокой эмоционально-волевой устойчивости, т.е. способности не поддаваться страху, сохранять самообладание в опасных для жизни ситуациях, готовности к решительным коллективным и одиночным действиям. Специальная психологическая подготовка осуществляется в процессе учебы, проведения специальных психофизических тренировок.Постоянное пребывание спасателей в ситуациях опасности, актуализация необходимых психических качеств личности формирует многочисленные модели поведения в условиях ЧС. Личный состав должен владеть простейшими приемами разрядки напряженности, психической саморегуляции и волевой мобилизации, восстановления психических и физических сил, снятие угнетающего воздействия возможных неудач.Специальная психологическая подготовка предполагает:адаптацию психики спасателя к факторам обстановки ЧС;формирование способности преодолевать страх и противостоять стрессогенным факторам ЧС;приобретение опыта действий в экстремальных, опасных ситуациях и выработку на этой основе психологической устойчивости;формирование навыков психологической адаптации и реадаптации для стимуляции психических познавательных процессов и состояний;выполнение задач в условиях дефицита времени;необходимость принятия самостоятельных ответственных решений в экстремальных условиях и т. д.2. Экстремальные условия и их типы, воздействующие на спасателей при чрезвычайной ситуацииВ профессионально-служебной деятельности спасателей нередко возникают психологически насыщенные ситуации, отличающиеся от нормальных (оптимальных, благоприятных), называемые обычно экстремальными, критическими, напряженными, особыми, чрезвычайными. Наиболее распространенными источниками такого рода ситуаций являются:Производственные аварии или процесс их непосредственного предупреждения и пресечения (пожары, спасение людей).Дорожно-транспортные происшествия, извлечение пострадавших из разрушенных транспортных средств.Пожары и взрывы в жилых и других помещениях из-за противоправного использования гражданами источников повышенной опасности.Спасение людей после террористических актов.Катастрофы, вследствие действий стихийных сил, расчистка завалов, оказание помощи людям, пострадавших при этом.Длительные и интенсивные повседневные нагрузки сотрудников и руководителей.Введение в регионе или стране чрезвычайного положения, усиленного варианта службы.В самом общем плане экстремальная критическая ситуация характеризуется как ситуация невозможности, то есть как такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и т.д.).Экстремальная ситуация - это такое состояние системы жизнедеятельности, которое опасно для жизни и здоровья, неблагоприятно для функционирования психики человека и при его осознании может вызвать напряженность.Экстремальные (критические) ситуации характерны наличием в них факторов (объектов, условий, изменений), оказывающих сильное психологическое воздействие на людей. Критические ситуации в современной психологии сводятся к четырем основным типам их проявлений: стрессу, фрустрации, конфликту и кризису.Стресс - это такое состояние психической напряженности, при котором особое воздействие на человека какого-либо фактора, вызывает общее изменение психической или физической деятельности.Фрустрация - это состояние психической напряженности, которое возникает у человека в условиях сильной мотивированности к достижению цели и наличия преграды (объективно или субъективно переживаемой), препятствующей этому достижению.Конфликт - состояние психической напряженности, возникающее в результате противоборства альтернативных мотивов поведения у нескольких лиц или при осознании двух или более мотивов (побуждений к деятельности) у одного человека.Кризис - это такое состояние психической напряженности, которое характеризуется невозможностью разрешения экстремальной ситуации конкретной личностью человека и вызывает перестройку всей психологической структуры личности, принятия новых ценностей, мотивов, нового образца - Я.Каждый из источников экстремальных ситуаций может вызвать один из ее четырех типов проявлений, либо несколько типов проявлений одновременно.К числу факторов, вызывающих состояние психической напряженности, а значит, и различные формы ее проявления относятся опасность, дефицит времени, неожиданность, новизна, непривычность, быстрые изменения, значимость происходящего, перегрузки, дефицит информации, значительные трудности и т.д. Знание содержание экстремальных ситуаций, факторов, порождающих эти ситуации, психологическая подготовленность сотрудника позволяют организовать эффективное решение профессиональных задач в различных условиях.3. Факторы способствующее психологической готовности спасателейНемаловажная роль в воспитании спасателей принадлежит самовоспитанию. Заниматься самовоспитанием - значит требовать от себя повседневного проявления настойчивости, принципиальности, решительности, смелости. Спасатели должны научиться анализировать и оценивать свое поведение, свои решения, находить результаты успехов и закреплять их, выяснять причины неудач, чтобы не повторять их в будущем. Формы самовоспитания могут быть самыми различными: самокритика, само-убеждение (самооценка), само-принуждение.Однако какая бы большая роль в системе психологической подготовки спасателей не отводилась самовоспитанию, руководитель аварийно-спасательных формирований (АСФ) должен помнить, что целенаправленная воспитательная работа с личным составом является наиболее эффективной по формированию психологической устойчивости. Важной задачей психологической подготовки личного состава спасателей является развитие и совершенствование важных психологических качеств и, прежде всего волевых качеств. Управлять своим поведением в экстремальной ситуации значительно труднее, чем в обычной. Поэтому спасателям необходимо развитие таких волевых качеств, как:Настойчивость и упорство - волевые качества, проявляющиеся в способности человека к волевому усилию, направленному на достижение намеченной цели в условиях длительно или повторно возникающих трудностей. Эти качества необходимы спасателю для успешного выполнения работы в экстремальной ситуации.Смелость и решительность выражается в способности при трудных обстоятельствах принимать обоснованные решения и без колебаний и задержек претворять их в жизнь. Нередко о решительности спасателей судят только по тому, насколько быстро они предпринимают какие-либо действия в критической ситуации.Самообладание и выдержка характеризуют способность человека управлять своим поведением. При проведении аварийно-спасательных работ спасатели сталкиваются с условиями, которые могут вызывать растерянность, чрезмерное волнение, несдержанность, подавленность. Справляться с отрицательными эмоциями, регулировать свое поведение спасателям помогают выдержка и самообладание. Спасатели, умеющие контролировать свои действия и поступки, всегда проявляют выдержку, хладнокровие, стойкость. Они находят правильный выход из самого трудного положения.Волевые качества не являются врожденными. Они проявляются и развиваются только в процессе преодоления трудностей. При подготовке спасателей такие трудности могут быть созданы на занятиях по тактико-специальной подготовке и учениях. В ходе организации занятий по психологической подготовке спасателей, направляемых в зону ЧС, необходимо предусматривать проведение комплексных занятий на местности, напоминающей условия, в которых им наиболее вероятно предстоит действовать в реальности. В результате проводимой подготовки каждый спасатель должен до мелочей знать, что, как, в какой последовательности и почему надо делать при выполнении работ, чтобы успешно решить задачу и исключить возможность травматизма.В ходе проведения мероприятий по психологической подготовке происходит формирование у спасателей психологической устойчивости.Психологическая устойчивость - это устойчивое состояние психической сферы человека, которая обеспечивает регулирование сознательно-волевых и коммуникативно-оценочных проявлений личности в ее деятельности.Специальная психологическая устойчивость - компонент специальной психологической подготовленности, заметно укрепляющий экстремальную устойчивость личности. Она повышается, когда у человека есть опыт восприятий обстановочных факторов психогенного риска. Все, что может вызвать у человека, готовящегося к определенным экстремальным ситуациям, повышенные психологические нагрузки и негативные реакции, он должен увидеть, услышать, ощутить в первый раз не тогда, когда грянет беда, а раньше, в учебной обстановке, причем многократно. По мере накопления опыта человек перестает обостренно реагировать на них, эмоции приглушаются, становятся не такими трудными и перестают негативно отражаться на поведении. Устойчивость человека повышается по мере накопления им опыта преодоления познавательных, физических, волевых трудностей опять-таки характерных для того типа экстремальных ситуаций, к которым он готовится, и иных, схожих с ними. Смелость, мужество - это не отсутствие страха, а способность человека не дать страху овладеть сознанием, которая достигается силой ума, активизацией позитивных мотивов, усилиями воли, применением специальных приемов самоуправления. Они обеспечивают доминирование в сознании разума, долга, ответственности, совести и отодвигают страх на периферию психической деятельности, приглушают, подавляют, тормозят его притязания на господство.Формирование психологической устойчивости осуществляется в режиме повседневной деятельности. Задача руководителя состоит в том, чтобы заблаговременно, еще в ходе обучения смоделировать обстановку возможной аварии, катастрофы и поставить обучаемого в такие условия, при которых будут выработаны необходимые для профессиональной деятельности психологические качества. Другими словами, в ходе проведения занятий до минимума сократить все то новое, неизвестное, с чем человек может встретиться при выполнении аварийно-спасательных работ.Известно, что страх начинается там, где кончается уверенность в себе. Именно сознание собственной слабости, неверие в свои силы, в силы и возможности коллектива, в конечный успех дела парализует волю и действия. Вот почему большое значение в психологической подготовке имеет воспитание веры в способы борьбы с последствиями стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, уверенности в надежности находящихся на оснащении средств и техники. Это достигается не только разъяснением и показом эффективности их действий, но, прежде всего систематическими тренировками, во время которых население и личный состав формирований учатся правильно пользоваться техникой и средствами защиты.4. Формы и методы по созданию психологической готовности спасателейГлавным содержанием психологической подготовки является выработка и закрепление необходимых психических качеств с помощью средств педагогики, главным из которых является максимальное приближение обучения к реальным условиям решения предстоящих задач. Основными формами и методами работы по формированию психологической устойчивости у спасателей являются:включение элементов психологической подготовки в систему профессиональной подготовки;определение среди личного состава спасателей, круга лиц, которые по своим личностным и профессиональным качествам могут оказать помощь менее опытным спасателям;выявление среди спасателей круга лиц, нуждающихся в индивидуальной помощи и поддержке;выпуск и распространение оперативных полиграфических материалов, оказывающих психологическое воздействие на спасателей;организация встреч со специалистами, имеющих опыт решения профессиональных задач в экстремальных условиях;разбор и обсуждение конкретных ситуаций, связанных с выполнением аварийно-спасательных работ;проведение групповых бесед со спасателями на морально-этические темы;индивидуальная работа руководителя АСФ с личным составом спасателей;оперативное информирование личного состава аварийно-спасательных формирований о положительных примерах в деятельности спасателей;проведение воспитательной работы с личным составом спасательных формирований.Психологическая подготовка спасателей идет более успешно, если обучение их осуществляется в условиях, максимально приближенных к реальным. Нельзя подготовить спасателей к эффективным практическим действиям одними разъяснениями, не дав им на себе прочувствовать особенности действия стресс-факторов, возникающих при ЧС. Если обучение проводится слишком просто, то интерес к нему падает. Иное дело, когда на учениях спасатели ощущают значительное нервно - психическое напряжение. Поэтому очень важно, чтобы занятия были насыщены элементами внезапности, непрерывной динамики, высокой скорости, неясности, новизны, опасности и риска, предельной сложности, длительных максимальных нагрузок. Эти факторы требуют от спасателей па занятиях и учениях активной работы мысли, напряжения ума и воли.Психологическая подготовка спасателей организуется и проводится в аварийно-спасательных формированиях согласно плану профессиональной подготовки. Руководители аварийно-спасательных служб и начальники аварийно-спасательных формирований на основе знаний психологической науки обязаны проводить плановые занятия по психологической подготовке. Все руководители АСФ и спасатели обязаны быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую и психологическую подготовку. В целях быстрой адаптации спасателей к условиям чрезвычайной ситуации и сохранения здоровья и работоспособности необходимы продуманные мероприятия по психологической подготовке на каждом этапе выполнения аварийно - спасательных работ.В морально-психологической подготовке к ведению спасательных работ в районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф особое место занимает подготовка коллективов -личного состава объектов экономики, органов управления и формирований гражданской обороны. Главное внимание при этом уделяется выработке четких правильных представлений о возможных стихийных бедствиях, крупных авариях и катастрофах, их особенностях, характере действий в ходе спасательных работ, повышению коллективной стойкости к психологическим нагрузкам, развитию выносливости, самообладания, быстрой ориентации, неуклонному стремлению к выполнению полученных задач, развитию взаимовыручки и взаимодействий.Такая подготовка должна обязательно проводиться дифференцированно с учетом особенностей предназначения каждого формирования и той психологической обстановки, с которой может столкнуться конкретный коллектив. При этом следует начинать с индивидуальной подготовки, а затем переходить к обучению отдельных подразделений и коллектива в целом.Личный состав формирований ГО должен постоянно совершенствовать свои знания и демонстрировать высокую выучку в ходе тактико-специальных занятий и учений, для проведения которых строятся учебные городки, оборудуются натурные участки, учебные места, позволяющие моделировать условия ведения спасательных работ с созданием очагов пожаров, зон задымления, участков повреждений коммунально-энергетических сетей, различного рода завалов, заграждений, разрушений, затоплений, а также звуковых и световых эффектов. Во время занятий обучаемые, помимо получения необходимых знаний и навыков, испытывают психологические нагрузки, подобные тем, с которыми личный состав формирований и население могут столкнуться при ликвидации последствий стихийных бедствий.Известно, что ночью даже при хорошем освещении активность человека снижается на 15 -20%, ухудшаются его внимание и четкость движений, увеличивается нервное напряжение. Указанная психологическая особенность должна учитываться при организации занятий и учений с формированиями и населением. Некоторые из них обязательно должны проводиться в ночное время и при различной погоде. Учения рекомендуется начинать со сбора формирования по тревоге и постановки задачи на выдвижение к району предстоящих работ. Это способствует активизации психических процессов, приучает личный состав к преодолению неожиданных трудностей, а в целом повышает готовность формирований к немедленным действиям, что в условиях внезапно возникшего бедствия имеет большое значение. Темы и цели учений должны соответствовать тем видам стихийных бедствий и техногенных катастроф, которые характерны для данной местности. По ходу отработки учебных вопросов следует увеличивать степень сложности решаемых задач таким образом, чтобы не возникло спада в работе личного состава.Волевой закалке способствуют только те цели, осуществление которых требует больших усилий, собранности и напряжения. Вот почему работа личного состава формирования в ходе учения должна протекать активно, в высоком темпе, со значительной физической и психологической нагрузкой. В то же время при обучении следует руководствоваться принципом последовательности и доступности, поскольку необходим постепенный переход от незнания к знанию, от легкого к трудному, от действий в простой обстановке к действиям в обстановке сложной, опасной, требующей большого эмоционального напряжения. Во время разбора учения надо не только анализировать тактические действия формирования и отдельных его бойцов, но и подчеркивать морально-психологические особенности выполнения отрабатываемой задачи. Особое внимание следует уделять объективному разбору упущений и ошибок, что не только предупреждает их повторение, но и способствует формированию у личного состава правильного представления о характере действий в районе стихийного бедствия.Знания не могут быть глубокими и прочными, если они не подкреплены практическим опытом. Вот почему при проведении занятий с личным составом формирований ГО по ведению спасательных работ в районах ЧС нужно не только давать словесное описание необходимых действий, но и отрабатывать с обучаемыми приемы и способы локализации и тушения пожаров, проведения работ по защите от наводнения, оказания первой медицинской помощи и т.п. При этом не следует недооценивать, ни тем более преувеличивать силу стихии. Схема такого обучения выглядит следующим образом: объяснение - показ - тренировка - сдача нормативов. После того как обучаемый уяснит последовательность действий, он должен практически опробовать и путем неоднократных повторений отшлифовать эти действия до уровня автоматического выполнения.Иными словами, используется такая система обучения, когда от усвоения знаний, закрепленных в памяти, образов и понятий переходят к приобретению умения психологического образования, успешно объединяющего знания с практическим действием в конкретной обстановке, и в дальнейшем - к выработке навыка - такого действия, которое выполняется быстро, правильно, экономно, с наибольшей концентрацией внимания автоматически. Приобретение навыков особенно важно потому, что они позволяют четко выполнять работу в условиях больших физических и психологических нагрузок. Прочные навыки способны противостоять дезорганизующему воздействию значительных по силе отрицательных эмоций. В основе выработки навыка лежит сознательное многократное повторение действий (упражнение). При этом отрабатываемые приемы повторяются не механически, а постоянно усовершенствуются. В начале основное внимание уделяется правильности выполнения действий (в медленном темпе), затем скорости выполнения и, наконец, четкости исполнения в различных по степени сложности условиях. Нарушение данной последовательности может привести к появлению и закреплению ошибок, устранение которых в дальнейшем требует больших усилий.При обучении следует широко использовать испытанные педагогикой принципы, методы и формы. Большое внимание должно уделяться индивидуальному подходу, к каждому обучаемому с учетом его темперамента и особенностей протекания нервных процессов, наличия знаний, уровня сознания, уровня образования, профессии и т.п.В ходе учебного процесса, необходимо уделять большое внимание поддержанию активности обучаемых, всемерно развивать у них находчивость, выдержку, инициативу, решительность.
Заключение
Аварийно-спасательные работы в зоне чрезвычайной ситуации характеризуются чрезвычайно высокой ответственностью за выполнение своего служебного долга по спасению жизни людей, животных, материальных ценностей, объектов экономики от уничтожения в очаге поражения. Выполнение этих важнейших задач требует высокого сознания личной ответственности каждого члена формирования ГОЧС. Вместе с тем, чувство ответственности не должно подавлять активности, побуждать к чрезмерной осторожности, сковывать мышление. Верность профессиональному долгу, преданность святому делу защиты и спасения людей, высокая самодисциплина, отсутствие страха перед повышенной ответственностью, честность - вот те качества, которые позволяют сотрудникам МЧС РФ быть достойными возвышенной на них ответственности спасателей.В целях быстрой адаптации спасателей к условиям чрезвычайной ситуации и сохранения здоровья и работоспособности необходимы продуманные мероприятия по психологической подготовке на каждом этапе выполнения аварийно- спасательных работ.Спасатель, как специалист, прошедший обучение и аттестованный для проведения аварийно-спасательных работ обязан постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки по психологической подготовке. Он должен знать по психологической подготовке приемы снятия нервно-психического напряжения в экстремальных условиях и управлять своим психическим состоянием.
Список использованных источников
Корчемный, П.А. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях / П.А. Корчемный, А.П. Елисеев. - М.: Академика, 2020. - С. 27-81.Лукацкий, М.А. Психология: учебник / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. - М.: Эксмо. 2019. - 180 с.Мерзлякова, Д.Р. Психологическая устойчивость человека в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / Д. Р. Мерзлякова. - СПб: Изд-во Логос, 2020. - 205 с.Немов, Р. Психология: учебник / Р. Немов. - М.: Высшее образование, 2021. - С. 149-186.Шойгу, Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Ю.С. Шойгу. - М.: Инкам-М, 2021. - 257 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!