Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Теории фрустрации-агрессии в изучении развития личности

Тип Реферат
Предмет Теория и практика саморазвития, психология

ID (номер) заказа
3778576

200 руб.

Просмотров
1125
Размер файла
46.29 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение
Актуальность темы. Слово агрессия происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось, приняло научный характер, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление, так как этим видом поведения человека занимались различные школы и направления в психологии, социологии, педагогике. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Изучением проявлений агрессии педагогическая психология занимается давно, и чаще всего связывает данный вид поведения с недостатками воспитания. Зачастую семейная среда, доброжелательная, не направленная на проявление агрессии, создает все предпосылки для нормального развития ребенка. Дети, воспитывающиеся вне семьи – явление хоть и позорное для общества, аномальное по сути, но всё же это факт социальной действительности, оформившийся в отдельный институт. Такими детьми занимаются государство, направляя в детские дома, приюты, школы-интернаты. Дети, выходящие из этих стен, естественно, отличаются от домашних. Цель работы изучить теории фрустрации-агрессии в изучении развития личности.1. Фрустрационная теория: агрессия и фрустрацияЭта теория возникла как противопоставление концепции влечений. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основоположником этого направления исследования человеческой агрессивности считается Д. Доллард. Его основной вывод: «агрессия всегда есть следствие фрустрации». Был высказан вывод о том, что возможна психологическая разрядка агрессии: можно высказаться, сочинить рассказ, нарисовать картину. И все это выступает в качестве реакций, замещающей реальное проявление агрессии и насилия - это эффект катарсиса. Эффект катарсиса используют для реконструкции агрессивного поведения. Согласно воззрениям Долларда, агрессия - не автоматически возникающие в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия. Теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации, и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Схема агрессия - фрустрация базируется на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение, замещение [7].Агрессия - понимается, как намерение навредить другому своим де акт целенаправленной реакции, который является нанесение вреда организму.Фрустрация - возникает, когда появляется помеха осуществления реакции. Величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия к достижению цели и количества целенаправленных действий ( попыток ) после которых наступает фрустрация. Торможение - это тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий. Установлено, что торможение любого акта агрессии прямо пропорционально силе ожидаемого нападения. Торможение актов агрессии является дополнительной фрустрации, которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого виновником этого торможения, и усиливающая побуждение к другим формам агрессии. Замещение - это стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против какого-либо другого лица, а не истинного источника фрустрации.Фрустрационная теория имела много замечаний в свой адрес. Критиковалась схема «агрессия - фрустрация». Замечено было, что люди, которые испытывают фрустрацию, не обязательно ведут себя агрессивно и наоборот. В дальнейшем сторонники фрустрационной теории видоизменили свою позицию. Представителем такой модифицированной формы теории обусловлевания агрессии фрустрации является Л. Берковец. Он показывал влияние социально - психологических параметров - т.е. социального окружения, взаимоотношениями с другими социальными субъектами на проявление агрессивности в действиях человека [1].1. Это дополнительная переменная, характеризующая возможные переживания, возникающие в результате фрустрации, - гнев, как эмоциональная реакция на фрустрирующий раздражитель.2. Агрессия не всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может подавляться.Он ввел три существенных поправки в схему « агрессия - фрустрации »а) Фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним.б) Даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий.в) Выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.В процессе своего развития фрустрационный подход претерпел значительные изменения и разделился на два значительных самостоятельных течения [4].- Сторонники первого течения остались приверженцами фрустрационно - агрессивной гипотезы, продолжают исследовать условия, при которых ситуация фрустрации ведет к возникновению агрессивных действий.- Сторонники второго течения создали собственную концепцию фрустрации, в основу которой положен анализ фрустрационных ситуаций, классификация и типологии реакций на фрустрацию.Представителем был С. Розецвейг. Он выделил три типа причин, вызывающий фрустрацию.1. Лишение (privation) - отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности. Выделяют « внутренние лишения » и «внешние лишения ». «Внешние лишения» - когда фрустратор находится вне самого человека; «внутренние лишения» - когда фрустратор находится в самом человеке.2. Потери (deprivation) утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности.3. Конфликт - одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений.Агрессия рассматривается как один из возможных выходов из фрустрирующей ситуации. При фрустрации личность реагирует целым комплексом защитных реакций.2. Эмоциональное проявление фрустрации личностиФрустрация в психологии - это состояние человека, которое выражается в характерных переживаниях, а также поведении, вызываемое при этом непреодолимыми объективными трудностями, возникшими перед достижением цели или поставленной задачи [5].Причинами возникновения фрустрации могут являться:- незаметные для самого человека, но в то же самое время постоянные стрессы;- мелкие неудачи, подрывающие уверенность человека и снижающие его самооценку;- разочарования;Опасна фрустрация, прежде всего, тем, что под ее влиянием человек пытается защититься от реальности, меняясь при этом в худшую сторону. Последствиями фрустрации нередко становятся:- замещение реального мира миром иллюзий и фантазий;- необъяснимая агрессия;- комплексы;- общий регресс личности.Фрустрация возникает в ситуации, которая воспринимается субъектом как угроза удовлетворению той или иной его потребности. Она проявляется в ряде эмоциональных процессов, таких как разочарование, тревога, раздражение.Нередко путают фрустрацию и депривацию, хотя причины их в корне различны. Если фрустрация связана с последствиями неудовлетворённых желаний или неудачами в достижении поставленной цели, то депривация вытекает из отсутствия самого предмета или возможности, необходимой для удовлетворения. Тем не менее, как фрустрационная, так и депривационная теория невроза сходятся в утверждении общего механизма, когда депривация ведёт к фрустрации; фрустрация ведёт к агрессии; агрессия ведёт к тревоге; и, наконец, тревога ведёт к возникновению защитных реакций. Несмотря на патогенную роль тревожных состояний, в психоанализе принято общее мнение, что развитие Эго начинается именно с фрустрации. Фактически, фрустрационные теории невроза исходят из предпосылки, что как депривация, так и фрустрация становятся патогенными только при превышении определённого порога интенсивности.Состояние фрустрации провоцируют разные ситуации. Это могут быть замечания от других людей, которые человек считает преувеличенными и несправедливыми. Подобные ситуации могут легко испортить настроении. Но для психологии фрустрация является большим, чем просто неприятности, которые потом забываются [6].Человек в фрустрации переживает отчаяние, разочарование, тревогу, раздражительность. При этом значительно снижается эффективность деятельности. Индивид при отсутствии желаемого результата продолжает вести борьбу, даже если не знает, что для этого делать. Личность сопротивляется, как внешне, так и внутренне. Сопротивление может быть активным и пассивным, а в ситуациях человек проявляет себя как инфантильная или зрелая личность.Личность с адаптивным поведение (способная подчинятся, а также приспосабливаться к социальному окружению) продолжает усиливать мотивацию, а также повышает активность для достижения цели.Неконструктивное поведение, присущие инфантильной личности, обнаруживает себя в агрессии на себя, вовне или в уходе от решения для личности сложной ситуации.А. Маслоу в своих работах отмечает, что удовлетворение потребностей провоцирует развитие данного состояния. После удовлетворения потребностей низкого уровня у индивида возникают потребности более высокого уровня. До тех пор, пока высокие потребности не возникли в сознании, они не являются источником фрустрации.Люди по своей сути обречены желать того, чего у них нет, и по этой причине появляются мысли, что их усилия, зачастую, направленные к достижению желаемой цели, бессмысленны. Из этого выходит, что проявление фрустрации неизбежно, поскольку человек обречен к постоянному чувству удовлетворенности.Фрустрация провоцирует агрессию, враждебность. В состоянии агрессии на первое место выходит потеря самоконтроля, неоправданные действия, гнев. Фрустрация появляется, когда возникает помеха к осуществлению условной реакции. При этом величина данного проявления напрямую зависит от количества попыток, силы мотивации, значительности препятствий, после которых она наступает.Явление фрустрации порождает разные модели поведения, а агрессия выступает одной из них. Агрессия может возникнуть при отсутствии фрустрирующих моментов [2].Теория фрустрации объясняет агрессию не как автоматически возникающее в недрах организма влечение, а как следствие фрустраций, т.е. внешних препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же мешающих достижению желаемого состояния. Согласно этой теории в первоначальном варианте агрессия – это всегда следствие фрустрации, а фрустрация всегда влечет за собой агрессию. (Dollart and others, 1939). Однако, очевидно, что не всякая агрессия (например, инструментальная) обусловлена фрустрацией, и не всякая фрустрация вызывает агрессию. Миллер (1941) внес поправки в теорию фрустрации, описывая фрустрацию как механизм, порождающий различные модели поведения, среди которых агрессия является лишь одним из возможных способов реагирования.Основные факторы, побуждающие к агрессии: - Интенсивность агрессивного возбуждения, вызванного блокированием цели;- Сила препятствия на пути достижения к достижению цели;- Количество последовательных фрустраций. Теория фрустрации породила массу экспериментов, в которых исследовались взаимоотношения между агрессивными реакциями и различными переменными (сила – слабость фрустрации; влияние на агрессию отношения к происходящему, включая когнитивные оценки и атрибуцию ответственности за фрустрацию; влияние социальных факторов и научения и т.д.).Выявились также существенные различия в индивидуальных реакциях на фрустрацию. В исследованиях Л. Берковица, А.Бандуры и др. было показано, что фрустрация вызывает агрессию, прежде всего, у людей, которые усвоили привычку реагировать на фрустрацию агрессивным поведением. С другой стороны, люди, для которых привычны иные реакции, могут и не вести себя агрессивно при переживании фрустрации.Наиболее существенные поправки к теории фрустрации внес Л.Берковиц, который считал, что фрустрация является только аверсивным стимулом, который способен лишь спровоцировать реакцию, но не приводит к агрессии напрямую, этот стимул только создает готовность к агрессивным действиям.В рамках теории социального научения агрессия рассматривается как некоторое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Одним из ведущих авторов этого направления является А.Бандура, который считал, что исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: способов усвоения подобного действия, факторов, провоцирующих подобное поведение, условий, при которых агрессивное поведение закрепляется.Склонность к агрессивному поведению, согласно этой теории, приобретается через непосредственный опыт и наблюдение на фоне биологических факторов (особенности гормональной и нервной системы).Биологические факторы, по мнению А.Бандуры, играют свою роль в осуществлении агрессивных реакций, но эта роль очень ограничена.Более важным является непосредственный опыт, который связан с положительным подкреплением агрессивного поведения. Таким подкреплением может служить получение различных желаемых вещей - игрушек, сладостей, денег и т.д.; более приемлемое отношение со стороны сверстников в группе; более высокий социальный статус, например, лидерская позиция в подростковой группе. Часто в коллективах трудных подростков старшими или ответственными назначаются агрессивные дети, способные посредством силы и угрозы подчинять себе других и т.д [3].Научение посредством наблюдения может оказывать на развитие агрессивного поведения даже большее воздействие, чем непосредственный опыт. Исследования показали, что дети и взрослые легко перенимают новые для них агрессивные реакции, к которым ранее не были предрасположены, просто в процессе наблюдения за поведением других людей (А.Бандура). Еще большую силу получают наблюдения за таким поведением и одобрением его. Существуют три типа поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение индивидуума: поощрение со стороны других, возможность наблюдать, как поощряется либо осуждается агрессивное поведение других, и, наконец, человек сам может назначать себе поощрение или наказание. Агрессивное поведение часто вознаграждается со стороны: дети, склонные нападать на других могут получать игрушки, привилегии, занимать лидерскую позицию в группе, легко находить себе друзей, так как могут защитить их и т.д. Наблюдение за поощрением или наказанием определенного агрессивного поведения также может настроить на ожидание аналогичных наград или наказаний. В случае, когда наблюдаемое агрессивное действие поощряется, оно воспринимается как приемлемое в репертуаре поведения индивидуума. Модели открытой агрессии могут регулироваться поощрением или наказанием, которые человек устанавливает для себя сам. В зависимости от того гордиться ли он своим таким поведением или осуждает его, степень агрессивности может увеличиваться или уменьшаться.3. Основные теории агрессииПо мнению А.А.Реана выделяется пять основных теоретических направлений, объясняющих феноменологию агрессии [7]: - направления, в основе которых, лежит инстинктивная природа агрессии (З.Фрейд, К.Лоренц);- теория фрустрации (Дж.Доллард, Н.Миллер); - теория социального научения (А.Бандура);- теория переноса возбуждения (Д.Зилман);- когнитивные модели агрессивного поведения (Л.Берковиц).Наиболее известной теорией биологического происхождения агрессии является теория К.Лоренца, который много занимался исследованиями поведения животных. По К.Лоренцу агрессия берет начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей, также как и у других живых существ. К.Лоренц предполагал, что этот инстинкт развивался в ходе длительной эволюции и считал агрессию важным компонентом в процессе эволюции: благодаря агрессии происходит расширение географического пространства обитания вида, агрессия помогает улучшить генетический фонд за счет выживания наиболее сильных и энергичных, наконец, сильные животные лучше защищают и, следовательно, обеспечивают лучшее выживание своего потомства.К.Лоренц считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, непрерывно накапливаясь с течением времени. Таким образом, агрессивные проявления являются результатом двух функций: количества накопленной энергии и силы и наличия особых облегчающих разрядку агрессии стимулов в непосредственном окружении. Эти функции взаимосвязаны, и, если агрессивной энергии накопилось достаточно много, то агрессивное поведение может развернуться и спонтанно при полном отсутствии освобождающих импульсов.По К.Лоренцу представители различных видов животных наделены очень разными возможностями в подавлении агрессии в зависимости от степени опасности проявлений агрессии. Опасные хищники имеют очень сильное сдерживающее начало. Человеческое стремление к насилию он считал превалирующим над сдерживающим началом.К.Лоренц полагал, что, несмотря на то, что агрессия всегда присутствует в людях, ее количество можно уменьшать посредством самых различных действий, не связанных с причинением вреда. Кроме того, любовь и дружба могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и значительно блокировать ее [4].Представление о том, что агрессия берет начало из врожденных инстинктивных сил, впервые наиболее целостно было представлено в теории З.Фрейда. Фрейд считал, что все человеческое поведение проистекает из сложного взаимодействия двух инстинктов – «эроса», инстинкта жизни, чья энергия направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни и «танатоса», влечение к смерти, энергия которого направлена на разрушение и прекращение жизни. Ввиду того, что существует острый конфликт между влечением к жизни и ее разрушением, в человеческой психике существуют механизмы, которые помогают направлять энергию «танатоса» вовне, сохраняя Эго. Внешнее проявление эмоций, сопровождающее агрессию, может вызывать разрядку разрушительной энергии и, таким образом, уменьшать вероятность проявления более опасных действий. Основным механизмом, который приводит к разрядке агрессивной энергии, является катарсис. Этот механизм был описан З.Фрейдом и Дж.Брейером в работах, посвященных исследованиям истерии. Фрейд и Брейер считали, что в основе истерии лежат нереализовавшиеся переживания травматического характера. Если удается вспомнить и заново пережить этот опыт, то «ущемленный» аффект получит выход и травмирующее переживание будет преодолено. Позднее эта энергетическая модель накопления и разрядки была перенесена на понимание агрессии и возможностей изживания ее в процессе терапии и воспитания. По мнению А. Адлера, ощущение собственной неполноценности неизбежно возникает у любого ребенка в процессе становления его самосознания в силу того, что ребенок чувствует себя слабым, неумелым, неполноценным по сравнению с взрослыми. Стремление компенсировать свою слабость, преодолеть неполноценность может являться как движущей силой развития, физического, интеллектуального и личностного роста, так и принимать болезненные формы, одной из которых является агрессия. С этой точки зрения агрессивность следует рассматривать не как самостоятельное явление (по крайней мере — в определенных случаях), а как симптом внутреннего неблагополучия, неудовлетворенности своим положением, ощущением отсутствия перспектив его улучшения. В таких случаях эффективная помощь ребенку с агрессивным поведением с необходимостью требует адекватной диагностики имеющегося неблагополучия, устранения его причин [6].Таким образом, в рамках психоаналитической теории агрессия представляется как проявление энергии в виде некоторого агрессивного драйва, который обуславливает широкий спектр поведенческих актов, многие из которых не являются по своей природе явно агрессивными, и основной способ снижения агрессии и управления ею – это катарсис. В дальнейшем развитии психоаналитической теории агрессия рассматривается как результат глубокого личностного конфликта.В теории переноса возбуждения (Д.Зилмана) агрессия обусловлена возбуждением, т.е. конструктом, который можно наблюдать и измерять. Одним из наиболее важных аспектов теории Д.Зилмана является положение о том, что возбуждение от одного источника может накладываться на возбуждение от другого источника, таким путем усиливая или уменьшая силу эмоциональной реакции. В какой то мере теория переноса возбуждения позволяет понять неожиданные и выраженные агрессивные проявления подростков в группе. Такие реакция могут быть результатом заражения друг от друга, а также аккумуляцией агрессии, спровоцированной различными источниками.Когнитивные модели агрессивного поведения (Л.Берковиц) рассматривают, прежде всего, эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения. Согласно теориям данного направления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьихлибо действий оказывает определенное влияние на его чувства и поведение. Так, агрессивность увеличивается, если человек оценивает препятствие как результат произвольных и преднамеренных действий других людей. Приписывая окружающим злой умысел, мы делаем себя более несчастным.Рассматривая взаимосвязь между провоцирующими стимулами и агрессией, Л.Берковиц считал, что, при столкновении с неприятными стимулами (жара, теснота и т.п.), человек обладает возможностями выбора соответствующей реакции: он может нападать на подходящую жертву или избегать самих стимулов. Он подчеркивал, что процесс формирования агрессии может подвергаться значительному изменению под влиянием осознания и понимания того, что с человеком происходит, отношения к происходящему, и под воздействием социальных норм.Так подросток, которому в тесноте и в жару в транспорте наступили на ногу, может посчитать что человек, который это сделал, специально демонстрировал свое пренебрежение и решить, что он не должен позволять обращаться с собой таким образом. Ему может казаться, что его друзья с пренебрежением станут относиться к нему, если он не даст отпора. Такое отношение может в значительной мере усилить гнев и привести к нападению на ни в чем не повинного человека. Возможно другое осознание этой ситуации - понимание, что раздражение связано с жарой и духотой, что человека толкнули, что не принято набрасываться и нападать на человека, случайно наступившего на ногу, и т.п. Такое отношение к ситуации будет приводить к другим реакциям на нее.Несмотря на то, что теории агрессии значительно различаются в объяснениях происхождения, возможностях контроля, факторах, усиливающих или уменьшающих агрессивное поведение, большинство из них подчеркивают значимую роль семьи в формировании детской агрессивности.Теория социального учения гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации.Социализацией агрессии - процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражение их в формах, приемлемых в определенном сообществе. В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные требования, вандализм и другие тактические приемы. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные им­пульсы в физическом насилии.На социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора:1.Наблюдение соответствующего способа действий.2. Социальное подкрепление. Под подкреплением обычно понимается какое-либо действие, призванное усилить определенную реакцию.Субкультура и средства массовой информации представляют собой широкий выбор агрессивных моделей поведения.В рамках теории социального научения существует мнение, свидетельствующее о том, что переживания, вызываемые даже пассивным наблюдением агрессии и насилия, происходящих как на экране, так и в реальной жизни ведут к возбуждению агрессии.Еще одна промежуточная точка зрения, соединяет побуждение и приобретение, гипотеза о фрустрации - агрессии.Фрустрационная модель. Она возникла как противопоставление концепциям влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс.Ортодоксальный подход. Основоположником этого направления исследования человеческой агрессивности считается Дж. Доллард. Согласно его воззрениям, агрессия — это реакция на фрустрацию (фрустрация- это все, что препятствует достижению цели): попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.Ревизионистский подход. Представителем такой модифицированной теории, обусловливая агрессии фрустрацией является Л. Берковитц. Он ввел новую дополнительную переменную, характеризующую возможные переживания, возникающие в результате фрустрации — гнев как эмоциональную реакцию на фрустрирующий раздражитель. Т.е. он считал, что фрустрация вызывает гнев, озлобление, эмоциональную готовность реагировать агрессивно. Помимо этого, по его мнению, агрессия не всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может подавляться.В концептуальную схему «фрустрация — агрессия» Л. Берковитц ввел три существенные поправки: а) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним; б) даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий; в) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.В процессе своего развития фрустрационный подход претерпел значительные изменения и разделился на два относительно самостоятельных течения.1.Сторонники первого течения остались приверженцами фрустрационно-агрессивной гипотезы и продолжают, в основном, исследовать условия, при которых ситуация фрустрации ведет к возникновению агрессивных действий. К таким важным условиям относятся: сходство-несходство агрессора и жертвы, оправданность-неоправданность агрессии, уровень агрессивности как личностной характеристики человека.2.Сторонники второго течения создали собственную концепцию фрустрации, в основу которой положен анализ фрустрационных ситуаций, классификации и типологии реакций на фрустрацию.
Заключение
В обыденном языке слово "агрессия" означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению.Такого рода антисоциальный оттенок заставляет относить к одной и той же категории столь различные явления, как детская ссора и войны, упреки и убийство, наказание и бандитское нападение. Мотивационно-психологический анализ деятельности предполагает не только фенотипическую, но и генотипическую дифференциацию этих явлений. Однако, когда речь идет об агрессивных действиях, выяснение условий их совершения представляет собой особо сложную задачу.Фрустрационная теория агрессии, предложенная Джоном Доллардом, Нилом Миллером, Леонардом Дубом, Орвалом Маурером и Робертом Сирсом в 1939 году и далее разработанная Нилом Миллером в 1941 году и Леонардом Берковицем в 1969 году гласит, что агрессия является результатом блокирования или фрустрирования усилий человека, направленных на достижение цели.Все сказанное не означает, однако, что идея «фрустрация - агрессия» не отражает действительности.Научение и опыт могут повысить или понизить вероятность того, что блокирование достижения цели приведет к открытой агрессии, но всегда остаются некоторые шансы на то, что фрустрация вызовет стимуляцию агрессии.
Список использованных источников

1. Антонян, Ю. М. Теория человеческой агрессии. Почему жестоки люди / Ю.М. Антонян. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 312 c.2. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. - 526 c.3. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2016. - 480 c4. Лоренц, Конрад Агрессия / Конрад Лоренц. - М.: Римис, 2017. - 707 c.5. Налчаджян, Альберт Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы и их генезис / Альберт Налчаджян. - Москва: СИНТЕГ, 2013. - 448 c.6. Психология человеческой агрессивности. - М.: Харвест, 2016. - 656 c.7. Чиркова, Т.И. Психология разрушения: Моногр. / Т.И.Чиркова - М.: Вуз. уч.: НИЦ ИНФРА-М, 2015 - 192с. (Науч. книга) / Т.И. Чиркова. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 182 c.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.