Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Метод эксперимента в психолого-педагогических исследованиях. Виды экспериментов, планирование и обработка данных.

Тип Реферат
Предмет Психолого-педагогическое исследование

ID (номер) заказа
3790740

200 руб.

Просмотров
1087
Размер файла
130.12 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение

Любое научное исследование начинается с изучения истории и современного состояния проблемы. Также важно определить, какие подходы существуют к его рассмотрению? В чем же суть каждого из них? Каковы их преимущества и недостатки, какие ученые придерживаются той или иной точки зрения? Такой анализ даст богатую пищу для размышлений, которая в дальнейшем подлежит проверке при организации экспериментальных работ.Важной особенностью психологического исследования является его реконструктивный характер. Психику нельзя наблюдать непосредственно (как, впрочем, и явления многих других наук, таких как физические поля, вселенная, гены и т.д.). Проще говоря, психика невидима. Следовательно, создание адекватных процедур косвенного исследования становится критическим, на основе которых можно строить реконструкции непосредственно ненаблюдаемых явлений.Эксперимент в психологии имеет своей целью изучение психических особенностей для улучшения его жизни, оптимизации работы и борьбы с различными проблемами, и поэтому основным требованием к разработке методов исследования является их этичность, поскольку результаты экспериментальных экспериментов могут вызвать необратимые изменения, которые изменят последующую жизнь человека.Современная наука использует различные виды экспериментов. Его роль в естественных науках особенно велика. Экспериментальный метод наиболее полно охватывает все задачи научного познания. Эксперимент как метод исследования зародился в естествознании еще Нового времени в работах У. Гилберт, Г. Галилей. Впервые он получил философское осмысление в работах Ф. Бэкона, разработавшего первую классификацию экспериментов.Целью данного исследования является выявление места эксперимента в психолого-педагогических исследованиях и особенностей его планирования и обработки данных.Объект исследования: методы психолого-педагогического исследования.Предмет исследования: особенности планирования, проведения эксперимента и обработки данных его результатов.Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:1. Рассмотреть основные подходы к понятию «эксперимент», его основные виды. 2. Выявить, какие этапы проходит эксперимент, каковы особенности их проведения.3. Проанализировать проблемы и перспективы экспериментальной работы в психолого-педагогических исследованиях. 4. Рассмотреть всевозможные способы обработки данных, полученных в ходе эксперимента. 5. Сделать выводы по теоретическому исследованию.Методы исследования: анализ, сравнение, синтез, обобщение, систематизация. Вопросами экспериментальных исследований занимались Бессель, Э.Вебер, В. Вундт, А. Бине, Г.Т. Фехнер, В.М. Бехтеревым, Н.Н. Ланге и многие другие, в работе их труд будет отмечен. Реферат по своей структуре представлен содержанием, введением, 2 главами (теоретическими), заключением, списком различных источников и приложением.Глава 1. Эксперимент как метод психолого-педагогического исследования 1.1 Понятие эксперимента: многообразие подходовЭксперимент как метод научного познания интересовал людей еще в древности. Область и раздел психологии, в которых эффективно применяется метод эксперимента, имеет название экспериментальная психология, от англ. «experimental psychology». Первые опыты лабораторных исследований по психологии были проведены астрономами, а не психологами - Бесселем в 1823 году. Физиолог Э. Вебер экспериментально исследовал пороги ощущений в 1834 году. Первая лаборатория – Лейпцигская, лаборатория В. Вундта, в ней были начаты систематические экспериментальные исследования в 1879 году. Но еще намного раньше теоретические и методологические основы психофизического эксперимента разработал Г.Т. Фехнер (1860). В России же первая экспериментальная лаборатория была основана в Казани В.М. Бехтеревым в 1885 году. Почти все психологи конца XIX — начала XX века, сыгравшие значительную роль в развитии своей науки, были выдающимися экспериментаторами. 9, с.556 Рассмотрим, что такое «эксперимент» и как ученые и исследователи определяют его сущность и содержание. В этом будет состоять цель нашей подглавы. В науке сегодня существует множество подходов к определению понятия «эксперимент». Для того, чтобы понять, что же такое эксперимент, важно определить характеристики и признаки экспериментальной деятельности. Эксперимент определяется как «планомерно проведенное наблюдение; планомерная изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений». Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении. Наблюдение, условия, знания о закономерностях - наиболее существенные, на наш взгляд, признаки, характеризующие данное определение. 4, с.535 Метод эксперимента (англ. experimental method) состоит в организации целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя изменяется частично ситуация, в которой находятся участники эксперимента-испытуемые. 9, с.259 Психолого-педагогический эксперимент рассматривается как «один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования, в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. 12, с.457 В.И. Загвязинский, определяя сущность эксперимента, за основу берет понятие эксперимента в науке, где экспериментом называется изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях. Характерной чертой эксперимента он выделяет планомерное вмешательство человека в изучаемое явление, возможность многократного воспроизведения исследуемых явлений в постоянно изменяющихся условиях. Это дает возможность прослеживать развитие отдельных сторон и связей, более или менее точно фиксировать полученные результаты. 2, с.127Циулина М.В. рассматривает эксперимент как метод исследования, который позволяет активно и целенаправленно воздействовать на педагогические явления путем создания новых условий или введения в него новых (экспериментальных) факторов для выявления причинно-следственных зависимостей. 16, с.130 М.М. Поташник, рассматривая применение понятия «эксперимент» в психолого-педагогической практике, выделяет множественность употребляемых содержаний. Но все они, как пишет автор, «эквивалентны, из любого можно вывести все остальные, каждое из них сильнее высвечивает ту или иную сторону рассматриваемого явления». На наш взгляд, это не всегда так, так как по одной стороне рассматриваемого явления, даже если она является наиболее значимой, трудно воссоздать целостность многогранного явления. Эксперимент (по Поташнику М.М.) - метод исследования, предполагающий выделение существенных факторов, влияющих на результаты психолого-педагогической деятельности, и позволяющий варьировать эти факторы с целью достижения оптимальных результатов. 10, с.148В.С. Лазарев пишет, что под экспериментом «понимается ...общенаучный метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности». 9, с.168Немов Р.С. считает, что «специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего». 7, с.23 Он отмечает основное его достоинство: эксперимент позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Но, не забывает напомнить, что организовать и провести полноценный, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике очень сложно, этот процесс трудоемкий, требующий тщательного осмысления, планирования, подготовки и проведения. Хотелось бы также рассмотреть некоторые существующие определения, которые аналогичны определениям в подходах, представленных в работах В.В. Краевского, В.С.Лазарева, А.М.Новикова, М.М.Поташника и др. Мы это делаем для представления интегральной версии, отражающей многообразие существенных признаков эксперимента.Эксперимент может трактоваться с разных позиций. Эксперимент от латинского, - проба, опыт, может характеризоваться как научно-обоснованный опыт. Эксперимент также это проверка гипотезы. Если нами будет разработана какая-либо методика, то эксперимент в данном случае - воспроизведение данной методики в новых условиях другим специалистом или управленцем. Экспериментом может называться и исследовательская работа в учреждении по определенной проблеме.Эксперимент в педагогике - метод познания, с помощью которого в естественных или искусственно созданных контролируемых и управляемых условиях исследуется педагогическое явление, ищется новый способ решения задачи, проблемы. Эксперимент - строго направленная и контролируемая педагогическая деятельность по созданию и апробированию новых технологий обучения, воспитания, развития детей, управления школой. Эксперимент - метод исследования, предполагающий выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности, и позволяющий варьировать эти факторы с целью достижения оптимальных результатов. Очень важно рассматривать признаки, позволяющие отличить экспериментальную деятельность от какой-либо другой деятельности. Наиболее существенными признаками, по мнению Петровского А.В., являются: активность исследователя, характерная для поискового и формирующего типов эксперимента, а также проверка гипотезы. 12, с.312Загвязинский отмечает наиболее существенными признаками воспроизводимость, проверка гипотезы, установление и уточнение фактов. 2, с.73Исходя из выше выявленных признаков, можно отметить наиболее важные следующие:наличие цели и программы эксперимента;наличие гипотезы;ориентация на получение нового психолого-педагогического знания;наличие научного языка описания;наличие способов воздействия на предмет экспериментирования;наличие экспериментальной разработки;наличие способов диагностики.Таким образом, несмотря на многообразие подходов к понятию «эксперимент», наиболее емко и доступно раскрывающим нам представляется подход Р.С. Немова и А.В. Петровского. Существенными признаками эксперимента, если дополнить ранее рассмотренные признаки, являются естественно или искусственно созданные контролируемые условия, исследовательская работа. Можем самостоятельно выстроить такое определение понятия «эксперимент» - это исследовательская деятельность, предназначенная для проверки выдвинутой гипотезы, организуемая в естественных или искусственно созданных контролируемых и управляемых условиях, результатом которой является новое знание, включающее в себя выделение существенных факторов, влияющих на результаты психической и педагогической деятельности. Сущность и содержание каждого из признаков эксперимента – это проблема уже другого исследования. Здесь важно определить, в чем логика эксперимента, каковы его этапы и структурных компонентов экспериментального цикла. Об этом речь пойдет в следующих подглавах.1.2 Эксперимент как метод: проблемы и перспективыМы уже упоминали экспериментальную психологию как область, которая организует знания об исследовательских проблемах, общих для большинства областей психологии, и способах их решения. Давным-давно она перешла от наблюдательной науки к практической науке.Как мы знаем, объектом изучения психологии является человек и его психика, а также поведение. Его поведение в той или иной ситуации, реакции на различные раздражители являются предметом изучения психологии. Как мы знаем, эксперимент является подтверждением теории. Если с другими экспериментальными науками, например, такими как физика, химия ситуация понятна, то результаты эксперимента в психологии догматичны и практически не меняются ни от места проведения эксперимента, ни от погодных факторов и других условий. В экспериментальной психологии существуют некоторые факторы, в результате которых один и тот же эксперимент может дать разные результаты. Ведь, как известно, поведение, эмоциональность и темперамент человека индивидуальны, и невозможно встретить людей с одинаковым психологическим профилем. 17Именно уникальность человеческой личности, а, следовательно, и его индивидуальность психики, является так называемой одной из проблем экспериментальной психологии. При проведении эксперимента на одном человеке экспериментатор получает определенный результат. А при проведении аналогичного эксперимента на другом объекте (человеке) велика вероятность получения совершенно противоположного результата. Также на результаты экспериментов в экспериментальной психологии влияют особенности воспитания экспериментальных объектов в детстве.Климат и место проведения экспериментов имеют немаловажное значение. Считается, что люди, живущие в жарком климате, более активны и темпераментны, чем северные народы. Один и тот же эксперимент, проведенный на севере и на юге, даст разный результат, если выборка была составлена с учетом наличия примерно одного и того же психологического портрета. На результаты эксперимента также могут повлиять погода и время года. Но при условии, что объект исследования один. Погодные и климатические условия влияют на психику человека в определенной степени, в зависимости от особенностей личности. Это в свою очередь вносит какие-либо изменения в результаты эксперимента. 17Следующей проблемой можно назвать длительность проведения экспериментов. Например, при изучении особенностей развития детей и их изменений. Важно пройти с ними весь путь взросления и формирования свойств личности. Конечные результаты могут обнаружиться только к их подростковому возрасту. После, важно провести анализ и обработку результатов и данных, что опять же требует длительной работы, так как эксперимент длился много лет. Контрольный этап этого эксперимента, желательно проведенный дважды, еще больше продлевает процесс. Подключается новая проблема – за годы может изменится состав экспериментаторов, мнение которых также меняется, меняется и время и взгляды. Наука не стоит на месте, меняется и техническое оснащение. Состав выборки, группы лиц, также за долгие годы однозначно изменится.  Все это скажется, скорее всего, не положительным образом, на результатах и выводах эксперимента.Психолого-педагогический эксперимент имеет ряд своих сложностей. В него уже включено большее количество участников, осуществляющих процесс. Это и педагоги, и родители детей, и другие специалисты. Важно ответить на вопрос, соответствует ли педагогический эксперимент отмеченным выше требованиям и признакам? Методологические трудности с использованием экспериментального метода в педагогике можно разделить на объективные (связанные с содержанием эксперимента как метода исследования) и субъективные (обусловленные деятельностью тех исследователей, которые проводят экспериментальную работу). 3, с.32Сегодня лавинообразно растет количество исследований в области педагогики и, как следствие, снижается качество теоретической и экспериментальной части исследований, возникает объективная необходимость повышения внимания теоретиков к методологии педагогического эксперимента, рассмотрения его роли и места в научных исследованиях.Далее, при проведении эксперимента трудно сделать выбор объектов, чаще всего отмечается их неоднородность. В психологии и педагогике объектами эксперимента являются студенты, преподаватели, учебные группы, колледжи, университеты и т.д. На развитие учащихся, приобретение знаний и формирование навыков и умений влияет множество различных факторов в семье, учебном заведении, обществе - разные учителя, разные команды, разные формы досуга, разные уровни общего развития и подготовки. Это влияет на все этапы планирования и анализа эксперимента.В педагогическом эксперименте мы имеем дело в первую очередь с личностью, которая формируется в стенах учебного заведения. Поэтому в педагогике на первый план должны выходить качественные параметры явлений, здесь очень важна роль субъективного фактора.Выбор методологии играет еще одну важную роль, которая часто вызывает трудности у экспериментатора. Нецелесообразно выбранная методика, не соответствующая целям, задачам и образцу эксперимента, естественно, приведет к неудачным результатам.Очевидно, что измерение явлений в различных видах науки осуществляется на принципиально разных основаниях, и в связи с этим необходима разработка иной метрологии. В связи с этой особенностью педагогических явлений к требованию строгого количественного измерения в педагогическом эксперименте следует относиться с осторожностью. Он имеет очень значительные ограничительные рамки и может быть отнесен главным образом к измерению знаний. Что касается способностей, умений, навыков и других личностных свойств, то для измерения этих явлений лучше использовать качественные методы, например, экспертные оценки. 3, с.33В психолого-педагогических науках, в которых объектом эксперимента является человек, его развитие и становление, точное повторение экспериментальной ситуации практически невозможно. Поэтому, полная и точная воспроизводимость результатов педагогического эксперимента принципиально недостижима. Педагогические явления многомерны, они характеризуются множественностью интерпретаций и сложной многофакторной детерминацией, в результате чего линейные, простые причинно-следственные связи оказываются весьма проблематичными.Из всего многообразия взаимодействующих факторов трудно выделить основные определяющие факторы, чтобы рассматривать их действие в чистом виде, вне других взаимосвязей. Иногда бывает трудно установить, что мы на самом деле контролируем.Педагогический эксперимент сводится не к описанию изменений, произошедших с конкретным учеником, а к анализу средних данных по группе, учебному заведению и т.д.; ослабление внимания к анализу и интерпретации результатов эксперимента. Последнее подразумевает опору на математические и статистические методы, использование которых резко сократилось. 3, с.35Таким образом, можем сказать, что индивидуальность людей на планете, является их достоинством, с одной стороны, для исследования и изучения она же представляет некоторые трудности. К факторам изменения результатов эксперимента можно отнести: место проведение эксперимента, климат, погоду, время года проведения эксперимента и др. Это всего лишь ряд освещенных проблем, связанных с проведением эксперимента. Решение данных проблем на наш взгляд, имеет несколько направлений, но рассмотрение данного вопроса не является целью нашей работы. Можно кратко отметить, что нужно начинать совершенствование и коррекцию процедуры эксперимента с анализа всех его признаков, тщательного планирования и соблюдения последующих этапов для исключения риска бесполезного накопления и описания не связанного логически материала, бесполезной траты времени и сил. 1.3 Основные виды эксперимента и их краткая характеристикаЭкспериментальный метод наиболее полно охватывает все задачи научного познания. Единой классификации эксперимента четко не обозначено, в источниках литературы можно встретить описание видов, как схожих, так и отличающихся по своему предназначению. Нуркова В.В. характеризует эксперимент как формальное испытание с целью проверки гипотезы в контролируемых условиях, в ходе, которого выделяется несколько стадий. Она выделяет эксперимент естественный, полевой или лабораторный; констатирующий (выявляющий уже сложившиеся структуры) или формирующий (предполагающим целенаправленное воздействие на испытуемого в целях выработки у него определенных качеств). 8, с.34В словаре Зинченко, дается следующее описание естественного и лабораторного видов эксперимента, которое нам представляется удачным и понятным. Люди, участвующие в естественном эксперименте, не знают о том, что они выступают в роли испытуемых, он проводится в обычной обстановке учебной или трудовой деятельности. Вследствие его специфики в нем применимо лишь ограниченное число сигнальных и регистрирующих устройств, а потому его результаты в значительной доле выражаются в описательной форме. Лабораторный эксперимент проводится в специально оборудованных сигнальными и регистрирующими устройствами помещениях - лабораториях. Испытуемый может не знать о всем замысле исследования, но знает, в качестве кого он участвует в эксперименте. В современных лабораториях данные эксперимента прямо поступают для обработки на ЭВМ, а результаты обработки - к исследователю, который по мере надобности может воздействовать на условия, в которых протекает деятельность испытуемых. 9, с.387Немов Р.С. отмечает достоинства и недостатки обоих видов. Он утверждает, что «…данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни…». 7, с.23Исходя из существующих этапов эксперимента, можно выделить следующие виды: констатирующий, формирующий и контрольный виды эксперимента. При проведении констатирующего эксперимента исследователь, осуществляя определенные воздействия на испытуемого, пытается выявить характеристики уже сложившихся психических функций. Но его недостаточно для понимания особенностей психических явлений. Валеев Г.Х предлагает классификацию экспериментов по следующим признакам 1, с.134: по длительности во времени, по структуре, по целям, по организации проведения, по степени гласности. Представить их на схеме следующим образом (рис.1).Рисунок 1 – Виды экспериментаРассмотрим подробнее виды эксперимента, представленные на схеме.По времени выделяют эксперименты:- длительный;-кратковременный.Определение необходимой длительности эксперимента проводится в соответствии с поставленной целью. По структуре:- простой:-сложный. Практически в любом эксперименте используется комплекс методов: наблюдение, опросы, изучение продуктов творческой деятельности, организация определенных видов групповой и индивидуальной работы. Таким образом, эксперимент приобретает комплексный характер. По целям:- формирующий;- констатирующий. Формирующий эксперимент есть метод запланированного осуществления и регистрации изменений, происходящих в психолого-педагогическом процессе. Формирующий эксперимент позволяет раскрывать сущность, закономерности, механизмы, динамику, тенденции учебно-воспитательного процесса. Формирующий эксперимент более точно называют опытно-экспериментальной работой. В научной психолого-педагогической литературе также используются следующие синонимы: обучающий, воспитывающий, созидательный, преобразующий, генетико-моделирующий эксперимент. По организации проведения:- лабораторный;- естественный;- комплексный. Данные виды рассмотрены выше. Комплексный же эксперимент соответственно предполагает исследование как в специально оборудованной лаборатории, так и в повседневной обстановке. По степени гласности:- открытый;- закрытый. При открытом эксперименте испытуемые знают его задачи. В случае открытого эксперимента результаты могут вольно или невольно искажаться участниками событий, поэтому и разрабатывают закрытые эксперименты. Закрытым эксперимент бывает тогда, когда испытуемые ни о чем не догадываются, они не знают цели и тот факт, что эксперимент вообще проводится. В некоторых экспериментальных учреждениях могут быть специально оборудованные классы с видеокамерой или скрытым микрофоном. Возможно, что между лаборантской комнатой и другой аудиторией есть небольшое окошечко со специальным стеклом, как у солнцезащитных очков. По функции:- разведочный;- основной;- контрольный.Разведочный эксперимент может организовываться только в случае необходимости. Он предшествует основному, уточняет задачи. За основным опять в случае необходимости может быть проведен контрольный, дополнительный эксперимент. Контрольный эксперимент осуществляется с целью дополнительной проверки каких-либо зависимостей. Пилотажный эксперимент (пилотажное исследование) выделяется в том случае, когда изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует. Результаты пилотажного эксперимента могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. В зависимости от факторов:- традиционный (классический);- многофакторный. В традиционном эксперименте изменяется только одна часть - независимая переменная, а в многофакторном эксперименте изменяется несколько переменных. Например, изучаются две переменные, каждая из которых имеет два уровня, так как экспериментатор изучает групповую форму обучения по сравнению с фронтальной, например, при использовании двух методов обучения - проблемного и традиционного. 1, с.18По логической структуре доказательства гипотезы различают эксперимент:- линейный;- параллельный. Линейный эксперимент отличается тем, что анализируется одна и та же группа, являющаяся одновременно контрольной и экспериментальной. В этом случае еще до начала эксперимента четко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики группы (или условия ее функционирования), и по истечении определенного, заранее определенного времени состояние объекта снова измеряется в соответствии с его контрольными характеристиками. В параллельном эксперименте участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть одинаковым во всех контрольных, а также нейтральными характеристиками, которые могут повлиять на исход эксперимента. Характеристики нейтральной группы остаются постоянными на протяжении всего эксперимента, в то время как характеристики экспериментальной группы меняются. Затем сравниваются контрольные характеристики и делаются выводы о причинах произошедших изменений. В ходе параллельного эксперимента иногда используется техника перекрестного допроса, когда экспериментальный и контрольный классы попеременно меняются местами, что способствует выявлению изменений под влиянием экспериментальной системы мер, проводимых как самим исследователем, так и остальных лиц, участвующих в эксперименте.Также Зинченко отмечает обучающий и производственный виды эксперимента. 9, с.259 Метод обучающего эксперимента строится на сравнении результатов испытуемых, первоначально сходных во всех отношениях, но различающихся по объему опыта, полученному группами в процессе обучения, что позволяет выдвинуть более содержательную гипотезу о факторах, влияющих на развитие. 18, с.17Таким образом, мы рассмотрели различные точки зрения и подходы на понятие «эксперимент». Зачастую исследователи слабо понимают разницу понятий «эксперимент» и «опыт», что приводит весь процесс к бесполезным безобъективным результатам. Эксперимент должен иметь определенные признаки и характеристики, которые его отличают от понятия «научный опыт» и т.п., иначе все средства, время и силы экспериментатора будут потрачены впустую. Эксперимент, как метод, предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность и поведение испытуемого, с помощью создания специальных условий, с применением специального оборудования. За счет чего он считается методом одним из достоверных и точных. Несомненно, эксперимент имеет и свои минусы, а также трудности, которые мы кратко изложили в исследовании. Настоящий, качественно проведенный эксперимент требует тщательной подготовки, больших временных затрат, наличия и сил испытуемых, экспериментатора, средств на оборудование и прочих расходов. Выбор определенного вида эксперимента зависит от поставленной цели, проблемы, выборки испытуемых и других факторов. Разнообразие экспериментов позволяет исследователю подобрать адекватный цели эксперимента необходимый вид. Очень важно объективно констатировать полученные результаты эксперимента, логически их фиксировать, особенно если эксперимент запланирован на несколько лет. Успех эксперимента и его качество зависит от умения экспериментатора тщательно его продумывать и планировать, о чем и пойдет речь во второй главе нашей работы. Глава 2. Выявление особенностей проведения эксперимента2.1 Особенности планирования и проведения экспериментаЭффективность экспериментальной деятельности во многом обусловливается соблюдением исследователем последовательности основных этапов эксперимента. Отдельные шаги его необходимо специальным образом проектировать, ориентируясь на логику экспериментального цикла.Под планированием эксперимента понимается его наиболее общая логика. План эксперимента отражает характер отдельных этапов и порядок их проведения. При планировании эксперимента необходимо продумать и определить: 11, с.177количество и категории испытуемых, включенных в эксперимент; критерии отбора экспериментальных групп; этапы проведения эксперимента; выделение и уточнение ресурсов эксперимента (кадровых, информационных, материальных). Вместе с этим необходимо предусмотреть критерии оценки достоверности полученных результатов и правильную их интерпретацию. План эксперимента выстраивается в логике его программно - целевого планирования. Каждое учреждение обладает только ей присущей организационной культурой, философией развития. Поэтому и план будет своеобразным. Примерный план экспериментальной работы включает: цель эксперимента, задачи эксперимента, состав рабочей группы, ведущей разработку и мониторинг эксперимента, состав других специалистов, ведущих эксперимент по конкретным направлениям, группы, принимающие участие в эксперименте, время проведения эксперимента (годы, сроки и т.д.), где будет проводиться эксперимент (возможно привлечение других партнерских учреждений), задействованные ресурсы (кадровые, информационные, материальные),планируемое качество результатов, анализ актуальных и отсроченных негативных и позитивных последствий эксперимента, оценка возможных рисков. Предложим примерный вариант разработки структуры эксперимента (см. таблицу 1). Таблица 3. Структура методики эксперимента ЭтапЗадачи этапаСодержание эксперимента на этапеСрокиПланируемые результатыКритерии эффективности этапаУчастники: исполнитель и группыПредложенный вариант таблицы носит примерный характер, и может быть видоизменен в зависимости от вида эксперимента, цели, задач, выборки и пр. Он облегчает планирование и проведение эксперимента и позволяет предположить его результаты. Рассмотрим подробнее вопрос об этапах экспериментальной деятельности. На данном этапе анализа содержания каждого из этапов, составим схему, отражающую их иерархию.Этап 1. Подготовительный этап, как известно, определяет успех эксперимента. Он заключается в реализации диагностических, прогностических и организационных функций. Этап сложный, потому что решает многие проблемы. Диагностическая функция предполагает построение «картин» состояния исследуемого объекта, формулировку и обоснование проблемы, поиск решения, на которое будет направлен эксперимент. Реализация этой функции позволяет диагностировать состояние практики и выстраивать конкретное «знание о незнании». Источником проблемы в данном случае являются узкие места, противоречия, трудности в конкретной практике. Они формируют потребность в их преодолении. В соответствии с ними идея эксперимента рождается или привносится извне. Дальнейшие шаги в решении проблемы связаны с реализацией прогностической функции экспериментатором. 12, с.32Существенной характеристикой реализации прогностической функции экспериментатором является разработка экспериментальной программы. В нем должна содержаться цель эксперимента, идея, замысел, гипотеза, прогноз ожидаемых положительных результатов и учет возможных негативных проявлений, механизмы компенсации, этапы эксперимента, критерии оценки результатов и т.д.Разработка экспериментальной программы является особенно важным вопросом для экспериментатора, поэтому его следует рассматривать более подробно. С нашей точки зрения, разработка экспериментальной программы логически связана с организацией цикла экспериментальной деятельности. После разработки экспериментальной программы экспериментатор должен ответить на вопросы: каковы условия для ее реализации в реальности, и, какие условия необходимо дополнительно обеспечить, чтобы программа могла быть запущена? Отвечая на эти вопросы, экспериментатор выполняет деятельность, которая служит по отношению к самому эксперименту, или реализует организационную функцию.2. Практический этап реализуется после подготовки условий для эксперимента, в ходе которого реализуется исполнительная функция. В зависимости от типа эксперимента (констатирующий, поисковый, формирующий) результаты этого этапа могут существенно отличаться. Для проведения такого рода эксперимента необходимо заранее определить параметры сбора объективной информации; количество тестовых образцов, необходимых для получения достоверного результата; необходимо определить выборку, достаточную для контроля и проведения последующего анализа состояния дел (предмета исследования). Таким образом, основной характеристикой констатирующего эксперимента является регистрация выявленных факторов. Тогда все идеи и мысли превращаются в рабочую гипотезу. Если область, изучаемая экспериментатором, относительно неизвестна и нет реальной (стабильной) гипотезы, то говорят о поиске или пилотном эксперименте. Рабочая гипотеза может выступать в качестве разумного и временного предположения для систематизации имеющегося фактического материала и использоваться для проверки любых зависимостей. Далее рабочая гипотеза должна быть уточнена, развита и преобразована в реальную гипотезу или систему гипотез, научно обоснованных предположений о способах решения проблемы. Построенная система гипотез проверяется в формирующем эксперименте (образовательном, преобразующем, творческом). Это позволяет развивать, например, высшие психические функции. Характер протекания тех или иных процессов, влияющих на развитие испытуемого, зависит от методов воздействия экспериментатора. Существенной особенностью формирующего эксперимента является активное влияние экспериментатора на личность испытуемого. Результатом завершения педагогического эксперимента формирующего типа является проверенная система гипотез, которая выявляет факторы, закономерности, динамику, механизмы и тенденции развития.3. На этапе обобщающем ведущей функцией является аналитическая функция. Его реализация на практике предполагает получение двух продуктов деятельности экспериментатора:1) анализ результатов эксперимента и их соотнесение с заявленными целями, закрепленными в программе эксперимента;2) оформление и описание хода и результатов эксперимента.Результатом обобщающего этапа могут быть определены подходы, условия, принципы, механизмы, способы и средства формирования свойств.4. Этап внедренческий связан с реализацией функции социализации полученного результата. Этап внедрения предусматривает определение пакета условий для реализации эксперимента и воплощения его результатов в массовую практику. Кроме того, на этом этапе эксперимента необходимо формализовать выделенные существенные факторы, закономерности, принципы, механизмы, условия и т.д. в виде текста. Опубликованные и изученные результаты эксперимента, ход его реализации, выявленные параметры ситуации, в которой был получен положительный результат реализации программы эксперимента, а также условия для возможного перевода результатов в массовую практику - все это обеспечивает реализацию разработки и способствует социализации результата эксперимента. 14, с.92На рисунке 2 представлены этапы эксперимента и выполняемые на данных функции схематично.Рисунок 2 – Основные этапы экспериментаИтак, нами были рассмотрены основные этапы экспериментальной деятельности, которые отвечают логике появления и удовлетворения потребностей психолого-педагогической практики в разрешении проблем и противоречий сегодняшнего дня путем создания, апробации и внедрения экспериментальных разработок. Каковы же способы обработки данных результатов эксперимента, рассмотрим в следующем параграфе.2.2 Способы обработки данных, полученных в ходе экспериментаПосле проведения диагностических процедур перед исследователем встает необходимость не только собрать, но и упорядочить (систематизировать и классифицировать) факты, события, идеи, положения, которые лягут в основу вывода о степени подтверждения гипотезы, а значит, и всей исследовательской работы.Существует многочисленные способы обработки данных эксперимента: количественные методы, поэлементный и пооперационный методы анализа, шкалы измерений, расчеты среднего арифметического и стандартного отклонения, проверка статистических гипотез, статистических критериев, методы корреляционного и дисперсионного анализа. Рассмотрим некоторые из них, наиболее часто используемые.Измеряя характеристики объекта, экспериментатор собирает первичный статистический материал. Дальнейшая задача состоит в такой обработке и представлении первичных данных, которые позволили бы оценить и сравнить результаты, проверить гипотезы, выявить существенные свойства и закономерности педагогического процесса. Методы обработки основаны на предварительном упорядочении, систематизации первичных данных и расчете их статистических характеристик. 15, с.204Обобщенный алгоритм подготовки данных может быть представлен следующими операциями:все данные сформулированы и записаны в необходимой краткой форме;осуществляется группировка данных, то есть распределение их по однородным группам в соответствии с интересующими экспериментатора особенностями. Данные в каждой группе упорядочены - классифицированы, отсортированы, структурированы в соответствии с моделью, которая была разработана при составлении плана программы (линейный, параллельный или перекрестный эксперимент).;устанавливаются характеристики (признаки, параметры каждой группы данных и рассчитывается абсолютное количество факторов, характеризующих группу (количество учащихся, уроков, оценок, ответов и т.д.).;данные внутри каждой сформированной группы расположены в строке (строка вариантов) в порядке убывания или возрастания атрибута. Определяются наибольшее и наименьшее значения атрибута;ранжируются вариационные ряды данных, полученных по номинальной или порядковой шкале. Интервалы группировки по рангу выбраны как оптимальные (слишком большие интервалы скрывают нюансы явлений, слишком дробные - затрудняют проработку). В результате этой операции появляются новые количественные данные;проводится статистическая обработка полученных количественных данных, которая заключается в вычислении некоторых статистических характеристик и оценок, позволяющих глубже понять особенности экспериментальных явлений;составляются наглядные материалы, отображающие полученную информацию: таблицы, графики, диаграммы, диаграммы и т.д., в соответствии с которыми в дальнейшем устанавливаются и анализируются связи между параметрами экспериментальных объектов.13, с.84Измерение - это специальная процедура присвоения числовых форм объектам или явлениям. Более того, измеряются их свойства или отличительные особенности. Вся процедура проводится в соответствии со строго определенными правилами, которые заимствованы или разработаны самим исследователем. Правила заключаются в том, чтобы установить соответствие между уровнем выраженности измеряемого свойства или качества индивида и количественными показателями. Другие качества не принимаются во внимание. С помощью измерения происходит процесс формализации качественных признаков психолого-педагогического явления, что неизбежно делает переход от качественного изучения к его количественному описанию.Формализация предмета исследования предполагает введение символических обозначений, выбор измерительных приборов, определение границы вариаций и шкалы оценок, описание составляющих предмета и его связей. В практике исследований формализация осуществляется следующими способами 5, с.194:- регистрация - выявление определенного качества в явлениях данного класса и подсчет количества его проявлений (например, количество проявлений высокого, среднего и низкого уровней познавательного интереса у школьников);- ранжирование – расположение данных в порядке возрастания или убывания, определяющее место (рейтинг) в ряду изучаемых объектов;- шкалирование - присвоение цифровых показателей исследуемым характеристикам. Кроме того, в процессе измерения необходимо определить количественные и качественные характеристики совокупности испытуемых. Непременным требованием к исследуемой популяции является ее качественная однородность, например, по уровню знаний, уровню развития логического мышления, гендерной идентичности и другим характеристикам.Измерение выраженности изучаемых качественных характеристик может дать, как отмечалось выше, количественные показатели в виде ряда значений. В математической статистике это определяется как «ряд распределения значений признаков». Признак означает любое измеримое психолого-педагогическое явление: акцентуацию характера, уровень развития наглядно-образного мышления, тревожность, агрессивность и т.д. Количественные показатели записываются в виде числового ряда. В математической статистике такой ряд называется рядом распределения значений атрибутов. Каждый член ряда является случайной величиной. Им называется значение, которое в результате теста принимает то или иное ранее неизвестное числовое значение. Случайная величина может принимать различные значения из определенного набора чисел. В результате испытаний эти значения могут быть получены с разной степенью вероятности. Взаимосвязь между возможными значениями и их вероятностным возникновением определяется алгоритмом и называется законом распределения признака или просто распределением. 11, с.177Ряд распределений случайных величин или ряд распределений значений атрибутов могут быть представлены в виде специальных шкал измерения. В шкале (от латинского «лестница») отношения между различными свойствами объектов выражаются свойствами числового ряда.Существует четыре типа весов:– номинативная (шкала имен)–- порядковая (шкала рангов);- интервальная (шкала равных интервалов);- пропорциональная (шкала отношений).Данные, полученные в результате психолого-педагогического эксперимента, проведенного на конкретной выборке, призваны послужить основой для выводов о возможности распространения выявленных связей и зависимостей между компонентами предмета исследования на все население в целом. В то же время психолого-педагогические измерения, проводимые с использованием диагностических методов, всегда сопровождаются некоторой погрешностью из-за того, что изучаемый предмет никогда точно не отражает его суть. Количественные данные представлены в виде случайных чисел, а результаты измерений являются вероятностными. Следовательно, существует необходимость доказать статистическую достоверность (статистическую значимость) полученных результатов. При наличии этих характеристик данные, полученные в ходе исследования небольшой выборки населения, могут быть распространены на всю общую совокупность (или признать выборку репрезентативной неотъемлемой частью общей совокупности). Процедура распознавания свойств небольшой выборочной совокупности как принадлежащих к общей совокупности осуществляется с использованием статистических гипотез. Суть проверки гипотез состоит в том, чтобы попытаться опровергнуть нулевую гипотезу и тем самым подтвердить альтернативную. Для этого с помощью статистического анализа необходимо установить, согласуются ли экспериментальные данные и выдвинутая гипотеза с ответами на поставленные вопросы, основанными на концепции уровня значимости. Уровень значимости - это вероятность ошибочного отклонения гипотезы, хотя на самом деле она оказывается верной. Уровень значимости показывает, в скольких случаях из ста мы можем ошибиться, объявив исследуемое событие неслучайным.Сравнение проводится с использованием «оси значимости», которая представляет собой прямую линию в виде оси абсцисс декартовой системы координат (нулевая точка подразумевается, но не отмечена). Табличные значения критерия наносятся на числовую строку, в результате получаются три зоны: зона значимости, зона неопределенности, зона незначимости.T-критерий Вилкоксона. Критерий используется для сравнения показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Это позволяет определить не только направление изменений, но и их степень выраженности. Его можно использовать для определения того, является ли сдвиг показателей в одном направлении более интенсивным, чем в другом.Коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена. Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить близость (силу) и направление корреляции между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.U-критерий Манна-Уитни - это критерий, предназначенный для оценки различий между двумя выборками по уровню любого количественного признака. Это позволяет выявить различия между небольшими выборками, когда n1 , n2 > 3 или n1 =2, n2 > 5.Информация о результатах исследования может быть представлена в наглядной форме. Этот материал называется экстралингвистическим, то есть он не относится к словесному описанию, а имеет вид таблицы, диаграммы, графика, диаграммы, фотографии и т.д. Из всех иллюстративных материалов чаще всего используются таблицы, где четко проведена группировка объектов по каждому из признаков. Таблицы могут быть нескольких типов: таблица списков, комбинированная таблица. Он составлен на основе количественных данных по одному из признаков. Комбинированная таблица содержит данные исследования по двум или более функциям. С помощью такой таблицы можно наглядно отобразить зависимость уровня сформированности навыков, например, самообслуживания дошкольников от принадлежности к одному из типов семей.Диаграммы используются для целостного представления результатов исследования. Принято различать линейные диаграммы, ленточные диаграммы, столбчатые диаграммы (гистограммы) и секторные диаграммы. О достоверности результатов. Как уже отмечалось, главным свойством педагогических процессов и явлений является их вероятностный характер (при этих условиях они могут происходить, реализовываться, но могут и не происходить). Для таких явлений понятие вероятности играет существенную роль. Вероятность (P) означает степень, в которой данное событие, явление или результат, возможны. Вероятность невозможного события равна нулю, вероятность достоверного события равна единице (100%). Вероятность любого события лежит в пределах. 13, с.146Если в эксперименте получен какой-то количественный результат (X), то возникает вопрос: какова вероятность того, что этот результат будет получен в повторном эксперименте при тех же условиях.Математическая статистика отвечает на этот вопрос так: вероятность точного повторения результата приближается к нулю.Но, если задать некоторую область значений результата (так называемый доверительный интервал  ХДОВ), то можно говорить об определенной вероятности того, что результат повторного эксперимента будет находиться в пределах этой области. Достоверностью (надежностью, значимостью) Р среднего результата серии педагогических измерений будем называть вероятность того, что среднее значение измеряемого параметра при повторном эксперименте попадает в данный доверительный интервал. 6, с.45Таким образом, результат серии психолого-педагогических измерений должен быть выражен средним арифметическим с указанием доверительного интервала и достоверности.ДОВ (с достоверностью=Р) (5). 6, с.50При любых расчетах и интерпретации результатов любого исследования и метода, имеется риск субъективизма. В других же, считающихся гораздо более объективными, методах измерения психолого-педагогических характеристик (к примеру, подсчет количества ошибок, действий, реакций, времен, сил и т. п.) субъективный фактор присутствует не в меньшей степени, чем в балльной оценке.
Заключение
Теоретическое исследование позволило в процессе подведения итогов работы отметить следующие важные моменты: 1. Эксперимент – это метод активного вмешательства исследователя в деятельность и поведение испытуемого, с помощью создания специальных условий, с применением специального оборудования. 2. Отличие психолого-педагогического эксперимента от опытно-педагогической работы заключается в фиксировании условий психолого-педагогических воздействий, в комбинировании исследуемых связей и зависимостей, осуществлении точных измерений.3. Эксперимент имеет как метод исследования свои положительные и отрицательные стороны. 4. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. 5. Наиболее существенными признаками эксперимента являются: активность исследователя, воспроизводимость, характерная для поискового и формирующего типов эксперимента, а также проверка гипотезы, установление и уточнение фактов. 6. Недооценка значения теории в эксперименте, некачественная его подготовка и планирование ведет к самоцельному экспериментаторству, к пустому, к большим сложностям при анализе и интерпретации результатов. Качество эксперимента зависит и от того, насколько ясно и доступно исследователь раскрывает в методике этапы эксперимента, обозначает задачи, средства изучения и интерпретации явления на каждом этапе.7. При проведении эксперимента в качестве самостоятельных видов, осуществляют наиболее часто констатирующий, формирующий и заключительный эксперименты. Виды экспериментов разнообразны, единой классификации не существует, как показал обзор источников.8. В структуру классического эксперимента включен четыре этапа: подготовительный, констатирующий, основной (или формирующий), заключительный. 9. На заключительном этапе экспериментатор проводит заключительный срез с использованием тех же методов, что и на первом, констатирующем, этапе. Ведет обработку полученных результатов, проверку их на достоверность. Проводит качественный и количественный анализ данных, полученных в ходе педагогического эксперимента с помощью методов математической статистики.10. Эксперимент в психологии и педагогике сегодня нуждается в широком обсуждении с привлечением, как ученых-исследователей, так и руководителей и преподавателей учебных заведений. Существует ряд проблем с его определением, процедурой проведения и недостаточно высоким уровнем подготовки исследователей по данному вопросу.Таким образом, эксперимент как метод интересен и сложен одновременно. Для исследователей выбор данного метода в перспективе обернется большим полезнейшим опытом работы. Обучение проведению эксперимента – важный и необходимый процесс, в ходе работы над которым экспериментатор совершенствует свои профессиональные и личностные характеристики. Все поставленные задачи для достижения цели были решены в результате нашего исследования. В перспективе, интересным исследованием может стать проблема подмены понятий «эксперимент» и «опытная работа», которая имеет неоднозначное значение и искажает объективность и точность результатов психолого-педагогических экспериментов.
Список использованных источников

Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология».– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.– 134 с.Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Педагогика, 1981. - 160с. Ибрагимов, Г.И. Эксперимент в педагогических исследованиях: проблемы и перспективы // Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» : Казанский педагогический журнал. Науки об образовании. - 2014.Краткая философская энциклопедия. - М.: Энциклопедия, 1994. – 576 с. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1980. - 391 с.Мкртычян, Г.А. Параметры педагогической экспериментальной деятельности Н Педагогика. - 2001. - № 5. - С.45-50.Немов, Р.С. Психология. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. Общие основы психологии.Нуркова, В.В. Общая психология : учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 524 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М. : Педагогика-Пресс, 1996.Поташник, М.М. Эксперимент в школе: организация и управление. - М.: МГПУ, 1991. - 215с.Просветова, Т.С. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учебное пособие / Т.С. Просветова. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 210 с.Психология. Словарь./Под общ. ред. А.В. Петровского. -М.: Политиздат, 1990. – 494 с. Середенко, П. В. Психолого - педагогическое исследование : методология и методы : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / П. В. Середенко . – Южно -Сахалинск : СахГУ, 2010. – 188 с.Сиденко, A.C. Нужен ли эксперимент практику? // Инновационные технологии. -1997. - № 1.Сиденко, А.С., Хмелева В.С. Педагогический эксперимент: понятие и этапы деятельности занятие 2 трактовки понятия «Эксперимент» // Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»: Журнал «Эксперимент и инновации в школе». – 2008.Циулина, М.В. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие [Текст] / М.В. Циулина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 239 с.Электронные ресурсыЛасько, А.И. Проблемы экспериментальной психологии // Психология, социология и педагогика. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/10/1136 (дата обращения: 24.01.2022).Кагермазова, Л.Ц. Возрастная психология (Психология развития): электронный учебник / Автор-составитель: Кагермазова Л.Ц. - кафедра педагогики и психологии ДПО КБГУ, 2011 – 276 с. URL: https://1lib.education/book/3090015/5dae3a?id=3090015&secret=5dae3a


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.