это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3792456
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Объектом исследования является семантико-стилистическая организация и особенности функционирования причастных и деепричастных оборотов в современном русском языке.Предметом исследования являются все виды причастных и деепричастных оборотов, встречающихся в языке 21 века. В ходе работы проанализировано 220 контекстов (простых и сложных предложений- контекстов), содержащих обороты.Для осуществления поставленных научных задач исследования используются различные общенаучные методы:1) описание - метод, позволяющий рассмотреть каждый оборот относительно его семантико-стилистического функционирования;2) сравнение - метод, который устанавливает сходства и различия предметов и явлений действительности, в данном случае этот метод применился при сопоставлении разных видов оборотов друг с другом, в результате чего были выявлены особенности (дифференциальные признаки) функционирования.Также используется собственно лингвистический метод системного изучения языка - метод контекстуального (контекстного) анализа. Этот метод позволяет рассмотреть конкретную анализируемую единицу в непосредственном взаимодействии с контекстом; этот анализ частного через целое. Данный интралингвистический метод лексико-семантического уровня языка применялся при анализе семантики конструкций, в результате чего были выявлены значения, актуализирующиеся сочетаниями в конкретном лингвистическом окружении.1. Нормы употребления причастий и деепричастий в письменной речиПричастный оборот – принадлежность книжной речи.При их использовании в речи соблюдайте следующие нормы.1. Определяемое слово должно находиться или перед всем оборотом, или после него.Нельзя сказать: Лежащая на столе книга прочитана (правильно: Книга, лежащая на столе… или Лежащая на столе книга…)2. Соблюдайте нормы согласования причастия с определяемым словом.3. Не допускайте нагромождения причастных оборотов. Это затрудняет восприятие речи.4. Не забывайте, что причастия имеют только две формы времени – настоящего и прошедшего, поэтому не образовывайте причастий от глаголов совершенного вида.Нельзя сказать: пленник, попытающийся убежать… (правильно: пленник, который попытается убежать…)5. Причастия не образуются от глаголов в форме условного наклонения.Нельзя сказать: каждый, пожелавший бы выступить… (правильно: каждый, кто пожелает…)6. Правильно используйте залоговые значения причастий.Нельзя сказать: девочка, воспитывающаяся бабушкой (правильно: девочка, воспитываемая…)Деепричастный оборот – принадлежность книжной речи.1. При использовании деепричастных оборотов следует помнить, что, как правило, называемое ими действие обозначает действие подлежащего. Например: Проезжая березовую рощу, я вспомнил родную деревню (я проезжал, и я вспомнил).2. Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего. Например: Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль.3. Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях.1) Если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.Нельзя сказать: Проезжая березовую рощу, у меня закружилась голова (правильно: Когда я проезжал березовую рощу…)2) Если в безличном предложении имеется логическое подлежащее, выраженное косвенным падежом, и нет инфинитива.Нельзя сказать: Проезжая мимо березовой рощи, мне стало грустно (правильно: Когда я проезжал березовую рощу…)3) Если предложение представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастием.Нельзя сказать: Убежав из дома, мальчик был найден родителями (два субъекта: убежал мальчик, нашли родители). Правильно: убежавший из дома мальчик…2. Стилистическое использование причастных и деепричастных оборотовПричастие имеет четыре формы: действительную и настоящего времени, страдательную прошедшего и настоящего времени.Все 4 формы образуются только переходными глаголами несовершенного вида. Глаголы совершенного вида не образуют причастия настоящего времени.Бесприставочные глаголы с -ну- (гаснуть) образуют причастия, сохраняя суффикс.Приставочные глаголы с -ну- (отвергнуть) образуют вариантные формы причастий, варианты равнозначны.Изобрести и приобрести образуют формы приобретший, изобретший.Изобилующие глаголы образуют вариантные формы причастий, которые различаются, как и личные формы глаголов.Оканчивающиеся на -щийся и страдательные настоящего времени и на –мый часто синонимичны. Предпочтение - страдательные форме причастия.Стилистические ошибки, связ. с употреблением причастий и прич. оборотов.1. Неправильный порядок слов (определяемое слово должно находиться перед/ после причастного оборота, но не в середине.2. Образование причастия будущего времени или условного наклонения.3. Ошибки в употреблении причастий с постфиксом -ся. Смешение возвратных причастий и страдательных может привести к нежелательной двусмысленности4. Смещение времени причастия и глагола сказуемого.5. Нарушение благозвучия речи вследствие скопления причастий с шипящими в суффиксах.Использование причастного оборота придает речи лаконичность, позволяет избежать повторения который, помогает сохранить ясность предложения с придаточными определительными частями, когда непонятно к какому слову относится придаточная.Деепричастные оборотыМогут образовываться от глаголов несовершенного и совершенного видов.Несов. в:от основы настоящего времени глагола при помощи суффиксов –а, -я.Нельзя образовать деепричастие несовершенного вида:от большинства односложных глаголовот глаголов, основа настоящего времени которых оканчивается на шипящий.от глаголов, основа настоящего времени которых оканчивается на г,к.С –уче-/-юче- стилистически окрашены. Имеют устаревший характер и употребляются в составе фразеологизмов.(припеваючи).Совершенного вида: от основы инфинитива + -в-, -вши, -ши.Некоторые глаголы совершенного вида образуют вариантные формы –в-, -вши, которые имеют стилистические отличия (с –вши- разг.характер). Употребляются в составе фразеологизмов (несолоно хлебавши).Некоторые глаголы совершенного вида образуют вариантные формы с суффиксами –вши-/-ши- и –а-/-я-(простившись/простясь, явившись/явясь. Форма с а/я используется в художественной литературе и в составе фразеологизмов.Деепричастный оборот может предшествовать глаголу-сказуемому или находиться после него.Препозиция:Если действие предшествует действию, которое обозначает сказуемое.Если деепричастный оборот имеет значение уступки.Если деепричастный оборот имеет значение причины, условия.Постпозиция:1) значение образа действия2) если действие происходит после действия, которое обозначает сказуемое.Ошибки в употреблении деепричастного оборота:Отсутствие единого субъекта действий, которые обозначают деепричастие и глагол-сказуемое.Употребление до в безличном предложении.ИСКЛ: в инфинитивном предложении, где сказуемое выражено конструкциями: следует, надо, нужно + инфинитив.Использование конструкций, в которых дееприяастный оборот относится не к глаголу-сказуемому, а к причастию или отглагольному сущ.у.Несоответствие видовых форм однородных деепричастий.Преимущества использования деепричастного оборота: краткость и динамичность. Хотя чаще предпочтение отдается придаточной обстоятельтвенной части: а) союзы помогают уточнить смысл, б) придаточная помогает избежать неясности.3. Ошибки при употреблении причастных и деепричастных оборотовПричастия и деепричастия — это «книжные» обороты, поэтому пользоваться ими умеют не все. Чтобы не выглядеть глупо, запомните несколько правил:Не употребляйте с причастиями частицу «бы». Неправильно: «Нужен человек, сделавший бы эту работу для нас». Правильно будет заменить причастный оборот придаточным предложением: «Нужен человек, который сделал бы для нас эту работу».Не добавляйте к причастному обороту союзы. Неправильно: «Собеседник, поскольку удивленный моими словами, замолчал». Правильно — без вспомогательного слова: «Собеседник, удивленный моими словами, замолчал».Ставьте причастный оборот прямо перед определяемым словом или сразу после него. Не вставляйте между оборотом и определяемым словом ничего лишнего. Неправильно: «Дети бегут в класс, спешащие на уроки». Правильно — причастный оборот сразу после главного слова: «Дети, спешащие на уроки, бегут в класс».Не ставьте определяемое слово внутри причастного оборота. Неправильно: «У него было раскрасневшееся лицо от мороза». Правильно: «У него было раскрасневшееся от мороза лицо».Учитывайте время. «Продукция, производимая заводом в 1960-е годы, была некачественной» — неправильно. Речь идет о событиях прошлого, так что правильнее сказать: «Продукция, производившаяся заводом в 1960-е годы, была некачественной».Не путайте действительные и страдательные причастия. Следите — где субъект, а где объект действия. Действительное причастие — «мальчик, прочитавший книгу». Страдательное причастие — «книга, прочитанная мальчиком».Будьте осторожны с суффиксом -ся. Он подразумевает, что речь идет о субъекте, который активно действует сам. Поэтому неправильного говорить: «Детали, производящиеся на фабрике». Детали не производят сами себя, так что правильно сказать: «Детали, производимые на фабрике»Заменяйте неблагозвучные обороты. В суффиксах причастий порой встречается избыток шипящих: «ищущий», «тащащий», «встретившийся». Это звучит нехорошо, и лучше заменять подобные обороты на придаточные предложения. Например, лучше сказать не «человек, затащивший в помещение большую сумку», а «человек, который затащил в помещение большую сумку».4. Отличие причастие от деепричастиеЧтобы правильно отличить деепричастие от причастия, нужно разобраться, что это такое. Или же листайте в самый конец статьи, там ответ, но постарайтесь не спутать их еще с чем-либо еще (например, с прилагательным).Деепричастие – это устойчивая форма глагола, которая обозначает дополнительное действие или состояние подлежащего и сочетает свойства глагола и наречия.В предложении подчеркивается точкой с тире и отвечает на вопросы: Что делая? Что сделав?Прочитав книгу (что сделав?), он узнал много нового.Обгоняя соперников (что делая?), велосипедист мчался к финишу.Вымыв окна (что сделав?), хозяйка принялась за полы.Слушая музыку (что делая?), она забыла обо всем.Причастие указывает на признак предмета или явления, которые они сами осуществляют или которым подвергаются извне.В предложении выделяется волнистой линией и отвечает на вопросы: Какой? Что делающий? Что сделавший?Опоздавший самолет (какой? что сделавший?) наконец приземлился.Прыгающий мячик (какой? что делающий?) привлек внимание малыша.Растаявшее мороженное (какое? что сделавшее?) капало из стаканчика.Разрисованный витраж (какой? что сделанный?) переливался на солнце.Причастие и деепричастие в связке с зависимыми словами образуют соответственно причастный и деепричастный оборот.По правилам деепричастный оборот обосабливается с двух сторон запятыми. Бывает, что к одному сказуемому присоединяются несколько таких оборотов через союз и. Тогда знаки препинания ставят перед первым и после второго оборота.Со склона, поднимая пыль и обгоняя друг друга, посыпались камни.Главное отличие между этими частями речи в том, что деепричастие – это неизменная форма, оно не меняется по числам, падежам или родам. Эту характеристику оно унаследовало от наречия.В то же время причастие может изменяться по всем трем признакам. Это свойство осталось от прилагательного. Например, причастие пропавший:о пропавшем шарфе.У этих двух частей речи разные словообразующие суффиксы. Сравните:- дышать – дышащий воздухом;- проиграть – проигравший пари человек;- штопать – заштопанный носок;- грохотать – грохочущая музыка;- тают – тающий снег;- привезти – привезенные подарки;- наесться – наевшись досыта;- дышать – тяжело дыша;- лаять – громко лая;В схеме наглядно отражены различия между деепричастием и причастием.Рисунок 1 - Различия между деепричастием и причастиемСравните два варианта написания этих частей речи:Нарисовав портрет, художник решил отдохнуть. (деепричастие: что сделав?)Рисуя портрет, художник решил отдохнуть. (причастие: что делая?)Переплыв реку, друзья заметили лису на берегу. (деепричастие: что сделав?)Переплывая реку, друзья заметили лису на берегу (причастие: что делая?)Таким образом, зная свойства этих частей речи, можно достаточно просто определить, какая из них представлена в предложении.Если же вы абсолютно уверены, что слово, в котором сомневаетесь, это деепричастие либо причастие (а не что-то другое), то просто постарайтесь изменить его по родам, падежам или числам. Если получается – то перед вами причастие, нет – деепричастие.
Заключение
Причастие - это особая форма глагола, имеющая признаки как глагола, так и прилагательного (род, число, падеж, полная или краткая форма). Глагольные признаки причастия: управление, вид, залог (выделяются действительные и страдательные причастия) и время. Эти признаки постоянны. Причастный оборот всегда состоит из причастия и зависимых от него слов.Деепричастие — это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии. В этой части речи сочетаются признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы: что делая? что сделав? Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие.При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету; часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается); возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве.
Список использованных источников
1. Аникин А.И. Функции вставных конструкций в современном русском языке // Учен.зап. МГПИ, М., 2018. – 315 с.2. Болгова Е.Я. Причастные обороты в языке прозы 1 пол. XIX века (Некоторые особенности образования и употребления причастий) // Учеб. пос. Красноярского гос. пед. ун-та, Красноярск, 2018. – 300 с.3. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита, роман. Воронеж, Центрально-Чернозёмное книжное изд-во, 2019. – 288 с.4. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка. М., 2018. – 611 с.5. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове), М., 2017. – 290 с.6. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык, ч.II , 2019. – 342 с.7. Гордейчук Л.В., Даниленко Л. П. Место причастного оборота относительно определяемого слова // Вопросы преподавания русского языка иностранцам. Межвуз. сб., Л., Изд-во ЛГУ, 2018. – 255 с.8. Кавецкая Р.К. Рус. яз.: Сб. тр. М: Изд-во МГПИ, 2017. – 294 с.9. Камынина А.А. Причастия и имена прилагательные в роли обособленного определения ( к вопросу о языковом статусе полупредикативных атрибутов существительных) // Вестник МГУ. Сер. 9. М., 2019. – 330 с.10. Каншин И.А. Причастные и деепричастные конструкции в роли членов предложения. // Русский язык в школе, 2017. – 287 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!