это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3792920
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеОсуществление социально-экономических преобразований в стране привело к повышению роли регионов во всех сферах жизни общества. Регионы стали субъектами самостоятельных политических, экономических, социальных, культурных и других решений.Обострение проблем регионального развития России связано в первую очередь с необходимостью ликвидации неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, необходимостью освоения природных ресурсов, поддержания экологического баланса, совершенствования территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости, и т.д. Поэтому в современных условиях большое значение придается актуальности изучения и использования новых, эффективных методов воздействия на социально-экономические процессы в регионе, например, прогнозирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.Анализ и прогнозирование социально-экономического развития является отправной точкой работы по управлению региональным развитием. На основе обоснованного прогноза определяются цели социально-экономического развития региона, определяются программные мероприятия и приоритеты развития регионального хозяйственного комплекса.Прогнозирование социально-экономического развития региона - это прогноз будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, направленная на определение направления развития регионального комплекса и его структурных элементов. . Результаты прогнозных расчетов используются органами государственной власти для обоснования целей и задач социально-экономического развития, для разработки и обоснования государственной социально-экономической политики и способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов.Современная экономическая ситуация в России требует знания перспектив развития не только страны в целом, но и отдельных регионов, что определяет актуальность данной курсовой работы.Цель курсовой работы – изучить прогнозирование как метод социально-экономического развития регионаК основным задачам исследования можно отнести:1. Изучить понятие, сущность и принципы прогнозирования социально-экономического развития регионов;2. Рассмотреть функции, подходы и методы прогнозирования;3. Проанализировать современное состояние Московской области;4. Представить прогноз социально-экономического развития Московской области на среднесрочный период 2022-2024 годов.Объектом исследования является система прогнозирования социально-экономического развития региона.Предметом исследования выступают управленческие отношения, возникающие между субъектами системы прогнозирования социально-экономического развития региона.В ходе написания курсовой работы были использованы следующие методы исследования: критический анализ литературы, сравнение и сопоставление, анализ и синтез, логическое рассуждение.Так же, при написании работы был изучен ряд источников информации, а именно труды Андреевв А., Борисовой Л., Плучевскаой Э., Житковой Е.Л.Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1.1 Понятие, сущность и принципы прогнозирования социально-экономического развития регионовВажнейшей функцией органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является разработка научно обоснованного прогноза, стратегии и программы социально-экономического развития региона. На их основе определяются задачи социально-экономического развития регионов, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.Несмотря на бурное развитие теории прогнозирования, понятию «прогнозирование» не дано единого четкого определения. В литературе существует несколько интерпретаций. Поэтому, исходя из существующих подходов к определению прогноза, мы можем сформулировать его следующим образом. Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем.Под прогнозом социально-экономического развития региона понимается прогноз будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, направленная на определение направления развития региона. Комплекс и его компонентный состав. Результаты используются региональными органами власти для обоснования целей и задач социально-экономического развития, выработки адекватной региональной политики.Выяснение сущности предсказания неразрывно связано, как отмечается в литературе, с необходимостью «разработки специфически прогностической системы понятий», в том числе «правильного определения понятия «предвидение» и отграничения его от таких понятий, как предсказание, предсказание, план, программа, проект, ожидание, догадка, гипотеза.Прогноз не носит директивного характера. Другими словами, качественное отличие прогноза от конкретного плана заключается в том, что прогноз дает информацию для обоснования решения и выбора методов планирования. Он указывает на возможность того или иного пути развития в будущем, а план выражает решение о том, какую из возможностей будет реализовывать общество.Прогноз социально-экономического развития региона включает в себя комплекс частных прогнозов, отражающих будущее отдельных сторон жизни общества, и комплексный экономический прогноз, широко отражающий развитие экономики и социальной сферы региона.В частных прогнозах оцениваются:1) демографическая ситуация в регионе;2) состояние природной среды, включая такие сферы, как разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы;3) будущее состояние научно-технических достижений и возможность их внедрения в производство;4) основные факторы производства (капитал, труд, инвестиции);5) величина и динамика спроса населения на товары и услуги;6) платежеспособный спрос населения на отдельные товары и услуги;7) темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности.Глобальный экономический прогноз отражает будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разработка глобального прогноза базируется на научной основе, адекватно объясняющей функционирование и развитие регионального хозяйственного комплекса.Для составления прогнозов социально-экономического развития проводится комплексный анализ ситуации в регионе по следующим направлениям:- демографическая ситуация (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, миграция);- природная среда (полезные ископаемые, климат, водные и земельные ресурсы, состав почв, растительный и животный мир);- социальная сфера (состояние образования, здравоохранения, культуры, науки, уровень преступности);- региональные финансы (состояние бюджета, фискальный потенциал территории, финансовое положение хозяйствующих субъектов);- уровень жизни населения (среднедушевой доход, заработная плата, прожиточный минимум, потребительская корзина);- производственная площадь (общие объемы производства, отраслевая структура, динамика производства).В теории прогнозирования существует множество оснований, по которым классифицируются прогнозы.Таблица 1 – Классификация прогнозовПризнаки классификации прогнозовВиды прогнозовВременной охват (горизонт прогнозирования)краткосрочныесреднесрочныедолгосрочныеТипы прогнозированияпоисковыенормативныеоснованные на творческом виденииСтепень вероятности будущих событийвариантныеинвариантныеСпособ представления результатов прогнозаточечныеинтервальныеОднако наиболее подходящей для социально-экономических прогнозов будет классификация социально-экономических прогнозов по временному критерию. По этому критерию прогнозы социально-экономического развития делятся на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.Долгосрочные прогнозы социально-экономического развития разрабатываются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации один раз в 5 лет сроком на 10 лет. В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза используются при разработке среднесрочных прогнозов, в концепции и в программах социально-экономического развития страны.Среднесрочные прогнозы социально-экономического развития разрабатываются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации на срок от 3 до 5 лет с ежегодной корректировкой данных. В среднесрочных прогнозах на первый план выходят показатели платежеспособного спроса населения и других агентов воспроизводственной деятельности (регион, предприниматели, население).Долгосрочные и среднесрочные прогнозы служат основой для определения стратегического выбора региона, обоснования целей устойчивого, сбалансированного развития, их количественных параметров или нормативов с учетом сильных сторон и диспропорций региональной системы, возможностей финансового обеспечения, предполагаемого влияния внешних условий.Краткосрочные прогнозы ежегодно разрабатываются органами исполнительной власти Российской Федерации. Данные этих прогнозов служат основой для составления областного бюджета. При построении модели краткосрочного прогнозирования первое место занимают показатели, характеризующие финансовое состояние экономики в целом и по отдельным группам хозяйствующих субъектов: домохозяйствам, малым и средним предприятиям, бизнесу. отрасли и населения.Социально-экономический прогноз основывается на следующих принципах: согласованность, научная обоснованность, адекватность, альтернативность, целеустремленность.Принцип системного прогнозирования предполагает изучение количественных и качественных моделей в экономических системах, построение такой логической цепочки исследований, согласно которой в основе процесса выработки и обоснования любого решения лежит определение общей цели экономической системы. системы и на подчинении деятельности всех ее подсистем достижению этой цели.Принцип научной обоснованности означает, что в социально-экон омическое прогнозирование, углубленное рассмотрение требований объективных экономических законов должно основываться на использовании научного инструментария, углубленном изучении достижений отечественного и зарубежного опыта прогнозирования.Принцип адекватности прогнозов объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку тенденций и устойчивых связей в развитии экономики и создание теоретического аналога реальных экономических процессов с их полным и точным описанием. имитация. Реализация принципа адекватности предполагает учет вероятностного и стохастического характера реальных процессов. Это подразумевает необходимость оценки как преобладающих отклонений, так и тех, которые могут иметь место, а также преобладающих тенденций; определение возможной зоны их расхождения, т.е. оценка вероятности возникновения выявленного тренда.Принцип альтернативного прогнозирования связан с возможностью развития фирмы и ее отдельных звеньев по разным траекториям, с разными структурными связями и отношениями. При переходе от имитации существующих процессов и тенденций к прогнозированию их будущего развития возникает необходимость построения альтернатив, т.е. определяют один из двух или более возможных, а часто противоположных, взаимоисключающих путей развития экономики.Принцип преднамеренности предопределяет активный характер прогноза, так как содержание прогноза не ограничивается прогнозом, но включает в себя и цели, которые должны быть достигнуты в экономике за счет активного действия органов государственной власти и управления.Прогноз регионального развития строится по общим принципам прогнозирования и территориального прогнозирования. Среди этих принципов особое значение имеют непротиворечивость и непротиворечивость, дисперсия и преемственность, а также надежность и точность прогнозов.1.2 Функции, подходы и методы прогнозированияОсновными функциями прогнозирования являются: научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций; изучение объективных связей между социально-экономическими явлениями в развитии экономики в конкретных условиях определенного периода; оценка объекта прогноза; выявление объективных альтернатив экономического и социального развития; накопление научного материала для обоснованного выбора тех или иных решений. Рассмотрим некоторые особенности более подробно.Научный анализ проходит в три фазы, или фазы: ретроспектива, диагностика, разведка. Под ретроспективой понимается этап прогнозирования, на котором изучается история развития объекта прогноза с целью получения его системного описания. На этапе ретроспективы происходит сбор, хранение и обработка информации, источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация как состава источников, так и методов измерения и предоставления ретроспективной информации, уточнение и окончательное формирование структуры и состава характеристик предмет прогноза.Диагностика – этап прогнозирования, на котором изучается систематическое описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденции его развития и выбора моделей и методов прогнозирования. На этапе диагностики проводится анализ объекта прогнозирования, лежащего в основе модели прогнозирования. Этот анализ заканчивается не только разработкой модели прогнозирования, но и выбором адекватного метода прогнозирования.Проспект – этап прогнозирования, на котором по данным диагностики разрабатываются прогнозы развития объекта прогнозирования в будущем, оценивается достоверность, точность или обоснованность прогноза, а также реализация поставленной цели. прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования. На этапе разведки выявляют недостающую информацию об объекте прогнозирования, уточняют ранее полученную информацию, вносят коррективы в модель прогнозируемого объекта в соответствии с вновь полученной информацией.Изучение объективных связей социально-экономических явлений осуществляется в процессе разработки механизма использования экономических законов, являющихся отражением существенных причинно-следственных связей явлений, выражающих их повторяемость при определенных условиях. В то же время при прогнозировании необходимо учитывать неопределенность, обусловленную вероятностным действием экономических законов, неполнотой их знания, наличием субъективного фактора при принятии плановых решений, несовершенством и недостаточной достоверностью информации.Оценка объекта прогноза основана на сочетании аспектов детерминизма и неопределенности. Детерминизм — философская концепция, признающая объективную закономерность и причинность всех явлений в природе и обществе. Определить значит определить, определить. При абсолютном детерминизме исчезает возможность альтернативного выбора решений. При абсолютной неопределенности конкретное представление о будущем невозможно. Поэтому при отсутствии одного из аспектов прогноз теряет смысл.Выявление объективных альтернатив исследуемого процесса и тенденций его развития на перспективу предполагает необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями. Необходимо ставить под контроль экономические и социальные процессы, определять в соответствии с поставленными перспективными целями оптимальные пропорции на длительный период.Реализация функций прогнозирования позволяет определить общие и специфические подходы, составляющие его научную основу. В прогнозировании используются следующие общенаучные подходы: исторический и комплексный. Исторический подход заключается в рассмотрении каждого явления и процесса во взаимосвязи его исторических форм. В процессе прогнозирования следует исходить из того, что современное состояние исследуемого объекта есть закономерный результат его предшествующего развития, а будущее -- закономерный результат его развития в прошлом и настоящем. Комплексный подход предполагает рассмотрение объекта исследования в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями. В его рамках выделяют в качестве специфических генетический (исследовательский, поисковый) и нормативный (целевой) подходы.При генетическом подходе конечной целью является определение возможных состояний объекта прогнозирования в перспективе, с учетом сохранения существующих тенденций развития этого объекта. При этом не учитываются условия, которые могут изменить эти тенденции.При нормативном подходе принимается в качестве цели определение путей и сроков достижения возможного состояния объекта прогнозирования в будущем. Исследуются и прогнозируются возможные пути изменения тенденции за счет интенсификации производства, изменения его структуры, динамика экономических показателей, производительности труда и т.д. Оба названных подхода связаны между собой, взаимно дополняют друг друга и, как правило, используются в совокупности, обеспечивая комплексное изучение прогнозируемого явления или процесса.-9779026225500Рисунок 1 – Генетический и нормативный подходыВ прогнозировании большое значение имеет выбранный метод, а также приём. Приём прогнозирования - это одна или несколько математических, или логических операций, направленных на получение конкретного результата при прогнозировании. В качестве примеров таких приёмов можно назвать сглаживание или выравнивание динамического ряда, расчёт средневзвешенного значения величин.В развитии методологии прогнозирования социально-экономических процессов большую роль сыграли научные разработки отечественных и зарубежных ученых. Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.По оценкам отечественных и зарубежных ученных, в настоящее время насчитывается свыше 200 методов прогнозирования, однако число базовых значительно меньше (15-20). Многие из этих методов относятся скорее к отдельным приемам и процедурам, учитывающим нюансы объекта прогнозирования. Другие представляют собой набор отдельных приемов, отличающихся от базовых или друг от друга количеством частных приемов и последовательностью их применения.В существующих источниках представлены различные классификационные принципы методов прогнозирования. Одним из наиболее важных классификационных признаков методов прогнозирования является степень формализации, которая достаточно полно охватывает прогностические методы. Вторым классификационным признаком можно назвать общий принцип действия методов прогнозирования, третьим - способ получения прогнозной информации.По степени формализации (по первому классификационному признаку) методы экономического прогнозирования можно разделить на интуитивные и формализованные.Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования.В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.left22161500Рисунок 2 – Классификационная схема методов прогнозированияВ состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод "интервью", при котором осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме "вопрос - ответ"; аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные записки; метод написания сценария, который основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях.Методы коллективных экспертных оценок включают в себя метод "комиссий", "коллективной генерации идей" ("мозговая атака"), метод "Дельфи", матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи.В группу формализованных методов входят две подгруппы: экстраполяции и моделирования. К первой подгруппе относятся методы: наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних. Ко второй - структурное, сетевое и матричное моделирование.2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ2.1 Современное состояние Московской областиМосковская область – крупный промышленно развитый регион, характеризующийся значительным вкладом в экономику страны. Регион занимает 2 место по численности населения (7,7 млн. человек на 01.01.2021, или 5,3% от общей численности населения страны) и 2 место – по объему ВРП (по итогам 2019 года – 5,2 трлн. рублей, или 5,4% суммарной валовой добавленной стоимости Российской Федерации).По итогам I полугодия 2021 года отмечен рост по основным показателям социально-экономического развития:промышленного производства – на 15,3%, в частности, производства обрабатывающих отраслей – на 16,4% (по объемам – 4 и 2 место в России соответственно);производства продукции сельского хозяйства – на 2,7%;объема строительных работ – на 4,9% (3 место по объему);ввода жилья – на 42,2% (1 место по объему);розничного товарооборота – на 16,8% (2 место по объему);оборота оптовой торговли – на 20,7% (3 место по объему), объем платных услуг – на 35,3% (2 место по объему), оборот общественного питания – на 22,2%, уровня среднемесячной заработной платы – на 9,7%;среднесписочной численности работников – на 0,3%.В среднем за отчетный период потребительские цены на товары и услуги выросли на 5,98% к соответствующему уровню предыдущего года, в том числе на продовольственные товары – на 7,16%, непродовольственные – на 7,55%, услуги – на 2,99%.Численность официально зарегистрированных безработных на конец июня 2021 года составила 71 тыс. человек, что на 45,3% ниже уровня конца июня прошлого года. Уровень зарегистрированной безработицы составил 1,7 процента от численности рабочей силы.Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по полному кругу организаций Московской области в I полугодии 2021 года составила 2,3 млн. человек, что на 0,3% выше уровня I полугодия 2020 года. Из общей численности работников 19,3% заняты в торговле, 18,9% – в обрабатывающих отраслях, 8,8% – в образовании, 8,6% – в транспортировке и хранении грузов, 7,9% – в здравоохранении и социальных услугах, 6,1% – в области профессиональной, научной и технической деятельности. Уровень общей безработицы по методологии МОТ в Московской области в среднем за апрель-июнь 2021 года составил 3,5%, что ниже среднероссийского значения на 1,4 п.п. (4,9%). Уровень зарегистрированной безработицы на конец июня 2021 года составил 1,71% (в среднем по России – 1,6%). В I полугодии 2021 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Московской области составила 60 793,1 рубля, что выше уровня I полугодия 2020 года на 9,7%. На протяжении семи лет регион по уровню заработной платы стабильно занимает 12-13 место в рейтинге субъектов, уступая гг. Москва и Санкт-Петербург, а также регионам Крайнего Севера (и приравненных к ним территориям), жители которых получают соответствующие надбавки за условия проживания. Наиболее высокий размер оплаты труда наблюдался в финансовых и страховых организациях (97 913,9 рубля), в организациях, осуществляющих профессиональную научную или техническую деятельность (82 734,8 рубля), деятельность в области информации и связи (77 755,4 рубля). Выше среднеобластного уровня также сложилась заработная плата в добыче полезных ископаемых (68 396,7 рубля), здравоохранении и предоставлении социальных услуг (67 903,7 рубля), транспортировке и хранении (65 568,2 рубля), производственной деятельности по обеспечению электроэнергией, газом и паром, кондиционированию воздуха (64 695,7 рубля), обрабатывающих производствах (62 164 рубля).В структуре валового регионального продукта более четверти добавленной стоимости приходится на оптовую и розничную торговлю (20,5% по итогам 2019 года). Оборот розничной торговли Московской области в I полугодии 2021 года составил 1 526,7 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 16,8% превышает уровень I полугодия 2020 года. По объемам оборота среди других субъектов России регион уступает лишь городу Москве (2 776,6 млн. рублей). В общем объеме розничного товарооборота 98,7% приходилось на торгующие организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары вне рынка (относительно I полугодия 2020 года прирост их оборота составил 16,5%), 1,3% – на розничные рынки и ярмарки (рост оборота на 47,7%). В товарной структуре оборота 55,7% занимали непродовольственные товары (132,7% к уровню I полугодия 2020 года в сопоставимых ценах) и 44,3% – пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия (рост на 1,7%). Общий оборот оптовой торговли в отчетном периоде составил 4 361,4 млрд. рублей с ростом относительно соответствующего периода прошлого года на 20,7%. Оборот общественного питания увеличился на 22,2% и составил 60,5 млрд. рублей. В I полугодии 2021 года населению Московской области оказано платных услуг на общую сумму 307,3 млрд. рублей, что на 35,3% выше уровня I полугодия 2020 года. Наибольшая доля в их структуре (24% от общего объема) приходилась на коммунальные услуги, 18,8% – на бытовые и 11,6% – на жилищные. Также 10,8% общего объема платных услуг составили медицинские услуги. По сравнению с I полугодием 2020 года цены на потребительском рынке товаров и услуг в Московской области выросли на 5,98%, в том числе продукты питания подорожали на 7,16%, непродовольственные товары – на 7,55%, услуги – на 2,99%.Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в I полугодии 2021 года достиг 102,7%. За I полугодие 2021 года хозяйствами всех категорий произведено 356,8 тыс. тонн молока (102,1% к уровню I полугодия 2020 года), 156 тыс. тонн скота и птицы на убой (101,7%), 70 млн. штук куриных яиц (104,6%). Средний надой молока на одну корову молочного стада в сельскохозяйственных организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в отчетном периоде составил 4 186 кг против 3 980 кг в I полугодии 2020 года (рост на 5,2%). По объему производства молока Московская область занимает 2-е место в ЦФО и 10-е место в РФ. Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий в отчетном периоде увеличилось на 2,1% (208,3 тыс. голов, из них 99,1 тыс. голов коров), свиней – на 4,2% (345,2 тыс. голов), овец и коз – на 6,2% (75,1 тыс. голов). Поголовье птицы – снизилось на 2,4% (10,6 млн. голов).В I полугодии 2021 года индекс промышленного производства составил 115,3%, в том числе в добыче полезных ископаемых – 99%, обрабатывающих производствах – 116,4%, обеспечении электрической энергией, газом и паром – 112,6%, водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, ликвидации загрязнений – 93,9%. Объем отгруженной промышленной продукции (выполненных работ и услуг) составил 1 861,7 млрд. рублей. Добывающий комплекс в Московской области представлен в основном добычей камня, песка и глины, объем отгруженной продукции по которым в I полугодии 2021 года составил 5,4 млрд. рублей. 2 Обрабатывающие производства являются основой промышленного комплекса Московской области (доля в объеме отгруженной промышленной продукции – 87,5%, или 1 629,7 млрд. рублей). В I полугодии 2021 года объем отгруженной продукции по виду деятельности «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» составил 177,1 млрд. рублей, в том числе 90,1 млрд. рублей пришлось на производство, передачу и распределение электроэнергии, 67,7 млрд. рублей – на производство, передачу и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха, 19,3 млрд. рублей – на производство и распределение газообразного топлива. Объем выполненных работ и услуг по виду деятельности «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» составил 49,4 млрд. рублей, в том числе по забору, очистке и распределению воды – 8,9 млрд. рублей, сбору и обработке сточных вод – 8,6 млрд. рублей, сбору, обработке и утилизации отходов, обработке вторичного сырья – 31,8 млрд. рублей, по предоставлению услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов – 0,1 млрд. рублей.По итогам I полугодия 2021 года объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах относительно соответствующего уровня 2020 года увеличился на 17,6% и составил 371,4 млрд. рублей. По данному показателю Московская область занимает 4 место в Российской Федерации (1 место – г. Москва, 2 место – ЯНАО, 3 место – ХМАО). Наибольшие объемы инвестирования приходились на машины 3 и оборудование – 41,8% (в I полугодии 2020 года – 31,7%), здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель – 30,3% (46,5%), жилищное строительство – 23% (17,6%). Согласно данным Единой автоматизированной системы «Перечни инвестиционных проектов, реализуемых и предполагаемых к реализации на территории Московской области, в том числе с участием Московской области» на территории муниципальных образований Московской области в I полугодии 2021 года привлечено 27 новых инвесторов. В I полугодии 2021 года отмечен рост деловой активности в сфере строительства. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составил 229,5 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 4,9% выше соответствующего уровня предыдущего года. В отчетном периоде на территории Московской области введено в эксплуатацию 15,4 тыс. зданий жилого и нежилого назначения общей площадью 5,7 млн. кв. метров. В I полугодии 2021 года в Московской области построен 131 многоквартирный дом. Населением построено почти 15 тыс. жилых домов, из них 10,4 тыс. домов – на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства. За счет всех источников финансирования введено 47,8 тыс. новых квартир. Общая площадь жилья составила 3 654,3 тыс. кв. метров, что на 42,2% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Значительную роль в формировании жилого фонда региона играют индивидуальные застройщики. Объем построенного населением жилья за счет собственных и заемных средств составил 2 111,4 тыс. кв. метров (или 57,8% от общего объема введенного жилья). С начала года восстановлены права 10 038 граждан – участников долевого строительства по 143 многоквартирным жилым домам (по состоянию на 11.08.2021). Внешняя торговля По данным Московской областной таможни в I полугодии 2021 года предприятия и организации, зарегистрированные в Московской области, осуществляли торговлю со 182 странами мира, что на 13 стран больше, чем в соответствующем периоде 2020 года. Внешнеторговый оборот Московской области в I полугодии 2021 года составил 19 898,7 млн. долларов США, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 36,8%. При этом почти 60% внешнеторгового оборота приходилось всего на 8 стран, которые стали основными торговыми партнерами региона (Китай – 20,8%, Беларусь – 9,2%, Германия – 7%, Казахстан – 5,1%, США – 4,8%, Италия – 4,5%, 4 Япония – 4%, Франция – 3,5%). Экспорт товаров из Московской области составил 4 385 млн. долларов США (рост относительно I полугодия 2020 года на 41,9%), в том числе в государства СНГ – 2 405 млн. долларов США (рост на 26,6%), страны дальнего зарубежья – 1 980 млн. долларов США (рост на 66,5%). Импорт товаров в Московскую область составил 15 513,6 млн. долларов США (рост относительно I полугодия 2020 года на 35,4%), в том числе из государств СНГ – 1 520,8 млн. долларов США (рост на 24,9%), стран дальнего зарубежья – 13 992,8 млн. долларов США (рост на 36,6%). По сравнению с I полугодием 2020 года отрицательное сальдо торгового баланса Московской области (т.е. преобладание импорта над экспортом) увеличилось на 2 756,8 млн. долларов США (или на 32,9%) и сложилось в размере 11 128,6 млн. долларов США.2.2 Прогноз социально-экономического развития Московской области на среднесрочный период 2022-2024 годовБюджет Московской области является социально ориентированным и сохранит такую направленность в среднесрочном периоде.Формирование параметров консолидированного бюджета Московской области на 2022-2024 годы произведено с учетом основных показателей прогноза социально-экономического развития Московской области на 2022 год и плановый период до 2024 года по двум вариантам: базовому и консервативному.Общий объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Московской области по базовому варианту на 2022 год прогнозируется в сумме 892 296,7 млн. рублей, на 2023 год – 972 177,4 млн. рублей и на 2024 год – 1 059 257,3 млн. рублей. В прогнозируемом периоде в составе безвозмездных поступлений предусмотрены межбюджетные трансферты, получаемые областью из федерального бюджета, а также прочие межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней.По сравнению с оценкой объема безвозмездных поступлений в 2021 году в сумме 91 141,7 млн. рублей, их объем прогнозируется в следующих размерах: в 2022 году – в сумме 73 061,1 млн. рублей, в 2023 году – в сумме 74 784,1 млн. рублей, в 2024 году – 51 812,4 млн. рублей.Безвозмездные поступления запланированы исходя из распределения межбюджетных трансфертов, предусмотренных в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», а также в соответствии с соглашениями между Правительством Москвы от имени города федерального значения Москвы и Правительством Московской области.Расходы консолидированного бюджета Московской области по базовому варианту на 2022 год прогнозируются в объеме 1 012 082,3 млн. рублей с увеличением к уровню 2021 года на 6,2 %. В 2023 и 2024 годах прогнозируется рост расходов консолидированного бюджета Московской области соответственно на 6,4% и 4,9% к уровню предыдущего года. Объем расходов консолидированного бюджета Московской области в 2023 году составит 1 076 844,6 млн. рублей, в 2024 году – 1 130 098,4 млн. рублей.В прогнозируемом периоде экономический рост Московской области будет базироваться на реализации инвестиционных проектов в области промышленного производства и строительства, дальнейшем развитии потребительского рынка и увеличении оборота розничной и оптовой торговли, расширении номенклатуры товарной продукции и предоставляемого спектра услуг населению, совершенствовании мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктурном развитии всех сфер экономики Московской области, а также развитии импортозамещения.В качестве приоритетных задач, которые обеспечат экономический рост Московской области, закладывается увеличение внешнеэкономического потенциала, развитие наукоемких отраслей и сельского хозяйства для повышения самообеспеченности Московской области по ключевым направлениям, как главного критерия продовольственной безопасности, брендирование Московской области как субъекта Российской Федерации на внутреннем туристическом рынке с привлечением иностранных туристов и обеспечением муниципальных образований Московской области необходимой инфраструктурой.В 2022-2024 годах ежегодные темпы экономического роста ожидаются на уровне 4,1-5,1 % по второму варианту прогноза, с увеличением объема ВРП Московской области до 7 617,9 млрд. рублей к 2024 году.В среднем на одного жителя Московской области в 2024 году будет приходиться 970,3 тыс. рублей ВРП по второму варианту прогноза против 670,8 тыс. рублей в 2019 году.В 2022-2024 годах в промышленном производстве Московской области сохранится сложившаяся структура видов деятельности и тенденции отраслевого развития, модернизация (реконструкция) действующих и строительство новых производственных мощностей на промышленных предприятиях за счет собственных средств, привлечение инвестиций и кредитных ресурсов, поиск и взаимодействия с потенциальными инвесторами, создание условий для внедрения инновационных технологий, обеспечение профессиональными кадрами промышленных предприятий, увеличение объемов производства важнейших видов продукции, расширения ее ассортимента, улучшение качества продукции за счет внедрения современного технологического оборудования будут способствовать наращиванию промышленного производства Подмосковья. Ежегодный рост сохранится на уровне 110,5-110,7 %, что позволит увеличить объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по всем видам промышленной деятельности, до 5 829,2 млрд. рублей к 2024 году.Для энергосистемы Московской области в 2019 и 2020 годах сохраняется положительная динамика электропотребления.Рост потребления электрической энергии по оценке 2021 года и на среднесрочный период 2022-2024 годов обусловлен сохранением высоких темпов прироста жилищного строительства, реализацией крупных инвестиционных проектов в промышленном и аграрном секторах, в сфере услуг, в том числе благодаря созданию индустриальных парков, крупных тепличных комплексов круглогодичного использования, активному развитию предприятий сферы услуг и транспортного обслуживания.В 2022 году будет наблюдаться оживление агропромышленного комплекса после пандемии и наращивание темпов производства как в растениеводстве, так и животноводстве. Объем производства продукции сельского хозяйства составит 127,0 млрд. рублей. В 2022 планируется создать, реконструировать и модернизировать не менее 21 предприятия агропромышленного комплекса с общим объемом инвестиций не менее 34 млрд. рублей, создать не менее 2,8 тысяч новых рабочих мест.К 2024 году прогнозируется увеличение производства продукции сельского хозяйства до 151,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составит 107,5% к уровню 2021 года. Прогнозируемый рост объемов производства продукции сельского хозяйства позволит в перспективе обеспечить население Московской области основными продуктами питания в соответствии с рациональными нормами потребления.Повышение доступности жилья для населения и обеспечение комфортных условий проживания жителей региона является одним из приоритетных направлений Московской области.В 2020 году значение показателя «Количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда» составило 30,8 тыс. кв. м. По оценке в 2021 году значение показателя может составить 42 тыс. кв. м.В среднесрочной перспективе значение показателя будет расти и к 2024 году может достичь 101,6 тыс. кв. м. В прогнозном периоде ожидается умеренный рост численности занятых в экономике: в 2022 году – до 3 527,1 тыс. человек, в 2023 году – до 3 573 тыс. человек, в 2024 году – до 3 615,8 тыс. человек. В прогнозном периоде рост численности занятых ожидается во всех отраслях экономики.ЗаключениеВ условиях сложного федеративного устройства Российского государства, состоящего из 85 территориально, политически и экономически обособленных, но связанных целями общего развития субъектов, важная роль отводится региональным прогнозным исследованиям. Определение компромиссных вариантов развития, которые бы отвечали, как общенациональным, так и региональным интересам, возможно в результате совместных усилий органов государственной власти федерального и субфедерального уровней. В этом направлении наиболее трудоемкая и детальная часть работы выполняется непосредственно субъектами РФ, поскольку в региональных прогнозных документах важно отразить целевые ориентиры и потенциальные возможности развития конкретной территории.Прогноз – основной инструмент анализа экономической политики. Он позволяет получать аналитическую информацию, необходимую для управленческих решений. При прогнозировании социально-экономического развития территорий выявляются объективно действующие тенденции развития отраслей экономики и социальной сферы, осуществляется комплексная оценка социально-экономического развития территорий, формируются мероприятия, способствующие оперативному решению проблем.Достоверный прогноз возможен при условии обеспечения качественной информацией органами статистики. Поэтому система взаимодействия территориальных комитетов госстатистики с органами власти субъектов Федерации и местного самоуправления должна совершенствоваться.Прогнозирование играет ключевую роль в системе управления процессами социально-экономического развития региона, как объективная функция процесса принятия решений. Выбор ошибочных управленческих решений, основанный на ложном прогнозе, может привести к негативным последствиям развития региональной системы.Список используемой литературыАндреев А., Борисова Л., Плучевская Э. Региональная экономика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2012. - 464с.Антохонова, И.В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов. Учебное пособие для вузов / И.В. Антохонова. - М.: Юрайт, 2017. - 323 c.Василенко, Ж.А. Анализ системы стратегического планирования федерального, регионального и муниципального уровней [Текст] / Ж.А. Василенко // Экономика и социум — №11(42) – 2017. – С. 57-59Житкова Е.Л. Планирование развития территории. // Проблемы прогнозирования. - 2007. - № 3. - С. 87-91.Кукарекая Л.И. Актуальные вопросы прогнозирования социально-экономического развития в контексте стратегирования // Вестник Алтайской академии экономики и права 2013. - №1. - С. 45-49.Митрофанова И.В. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона. // Социально-гуманитарное знание. - 2006. - № 2. - С. 36-50.Светуньков, И. С. Методы социально-экономического прогнозирования. В 2 томах. Том 1. Теория и методология. Учебник и практикум / И.С. Светуньков, С.Г. Светуньков. - М.: Юрайт, 2019. - 352 c.Светуньков, И.С. Методы социально-экономического прогнозирования в 2-х томах. Том 2. Модели и методы. Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.С. Светуньков. - М.: Юрайт, 2016. - 937 c.Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 416 с.Халин, Д.С. Правовые основы стратегического планирования в современной России [Текст] / Д.С. Халин // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Москва). — №3(30) – 2019. – С. 167-168Цопа, Н.В. Методологические аспекты управления развитием территориальных образований [Текст] / Н.В. Цопа // Экономика и экология территориальных образований. 2017. № 2. С. 15-21.Мониторинг социально-экономического развития Московской области // Официальный сайт Министерства экономики и финансов Московской области URL: https://mef.mosreg.ru/dokumenty/socialno-ekonomicheskoe-razvitie/prognoz-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya (дата обращения: 04.02.2022).Прогноз социально-экономического развития Московской области на среднесрочный период 2022-2024 годов // Официальный сайт Министерства экономики и финансов Московской области URL: https://mef.mosreg.ru/dokumenty/socialno-ekonomicheskoe-razvitie/prognoz-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya (дата обращения: 04.02.2022).Прогнозирование социально-экономического развития регионов России [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://region.prognoz.ru/reg_prognoz_publication.aspx (дата обращения: 04.02.2022).Социально-экономическое развитие Московской области в 2021 году // Официальный сайт Министерства экономики и финансов Московской области URL: https://mef.mosreg.ru/dokumenty/socialno-ekonomicheskoe-razvitie/monitoring-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-moskovskoi-oblastisotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-moskovskoy-oblas (дата обращения: 04.02.2022).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!