это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3795348
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕАктуальность работы. Стойкое и активное формирование государственной экономики, ее результативность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках напрямую объединены с экономической безопасностью государства. Определение «финансовая безопасность страны» отображает умение определенных политических, правовых и экономических институтов государства охранять круг интересов своих основных субъектов в рамках государственных хозяйственных традиций и ценностей. Как свидетельствует мировой опыт, предоставление финансовой безопасности – это гарантия независимости страны, условие устойчивости и успешной жизнедеятельности общества, достижения преуспевания. Это разъясняется тем, что экономика предполагает собой одну из актуально значимых сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, определение государственной безопасности станет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её стабильности при вероятных внешних и внутренних угрозах. По этой причине обеспечение финансовой безопасности страны считается актуальным вопросом на данный период времени. Финансовую безопасность любого государства определяет, прежде всего, ее финансовая независимость, которой, в отличие от независимости политической, еще никому не удавалось достичь лишь с помощью декларативных актов. Финансовая независимость или есть, или ее необходимо приобретать целенаправленными настойчивыми усилиями в течение определенного времени. При этом весомое значение имеют внешние финансовые источники, в первую очередь – международные финансовые организации, правительства стран-кредиторов, транснациональные корпорации, корпоративные и частные иностранные инвестиции и т.д.Проблемы обеспечения финансовой безопасности России как непременного условия ее восстановления притягивают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Подобный интерес отнюдь не случаен. Масштабы угроз и даже реальный урон, причиненный финансовой безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни. Неоправданный рост финансовых потерь обусловил особую значимость формирования адекватной системы учета финансовых потоков и укрепления системы государственного финансового контроля. Особое место в этой системе занимает Федеральная службы по финансовому мониторингу, сформированная в целях противостояния не только угрозам финансовой безопасности, но и финансированию терроризма как наиболее злободневной угрозе национальной безопасности государства.Объект работы – финансовая безопасность.Предмет - основные риски и направления государственного регулирования финансовой безопасности России.Цель работы – провести анализ основных рисков и направлений государственного регулирования финансовой безопасности на примере Кемеровской области, а также изучить, какую значимость они несут в себе к настоящему времени. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:1. Рассмотреть основные термины и содержание финансовой безопасности;2. Изучить показатели, критерии оценки финансовой безопасности России;3. Раскрыть модель финансовой безопасности региона;4. Проанализировать направления государственного регулирования финансовой безопасности в регионе;5. Изучить риски финансовой безопасности, их негативные последствия в регионе.При написании данной работы были использованы методы исследования:1. Теоретические:а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.2. Эмпирические:а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику. В частности, это: Абрютина М. С. «Анализ финансово-экономической деятельности предприятия», Войтехович Е. Н. «Основы финансовой деятельности», Войтоловский Н. В. «Комплексный экономический анализ предприятия», Воробьев А. Е. «Национальная экономическая безопасность России. Методология управления государственными долгами» и т.д.Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты финансовой безопасности. Во второй главе проведен анализ основных рисков и направлений государственного регулирования финансовой безопасности России. В заключении обобщены основные выводы и предложения.1. Теоретические особенности финансовой безопасности России1.1 Основные термины и содержание финансовой безопасностиТермин «экономическая безопасность» по историческим меркам экономической теории является сравнительно молодым. Согласно словарю Роббера, термин «безопасность» начал употребляться с 1190 г. и означал спокойное состояние духа человека, который считал себя защищенным от любой опасности. Однако, на протяжении нескольких веков он практически не использовался. Только в XVII - XVIII вв. практически во всех странах утвердилась точка зрения, что государство имеет своей главной целью общее благосостояние и безопасность. Наиболее широкое распространение получает трактовка безопасности как состояния, ситуации спокойствия, появляющейся в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной), а также материальных, экономических, политических условий, соответствующих органов и организаций, способствующих созданию данной ситуации. Из данного определения видно, что «безопасность» как научная категория находилась в то время на стадии своего зарождения [5, с. 162-187].Можно с уверенностью сказать, что своему утверждению, как научной категории, понятие «безопасность» обязано XX в. и связано это с многочисленными кризисными ситуациями в национальных и мировой экономиках.Термин «экономическая безопасность» ввел в лексикон Президент США Т. Рузвельт в 1934 г., создав федеральный Комитет по экономической безопасности в связи с осознанием необходимости государственного регулирования экономики и отказом от классической в то время практики невмешательства государства в экономическую жизнь. С тех пор вопрос об экономической безопасности не терял своей актуальности, а в период обострения экономической ситуации звучал особенно громко. Так, в начале 1970-х гг. в США в ситуации неудержимой инфляции из-за войны во Вьетнаме и «холодной войны» Президент Р. Никсон создал Совет по экономической политике. Дальнейшее нарастание угроз в сфере экономической безопасности привело к созданию уже при Президенте Б. Клинтоне Национального экономического совета с теми же правами в области экономики, что и у Совета национальной безопасности в политической области [12, с. 142-164].По мнению зарубежных ученых, финансовая безопасность государства обусловливается, прежде всего, необходимостью обеспечения его суверенитета в принятии решений, касающихся как внутренних вопросов, так и международного положения; сохранением экономической самостоятельности страны и поддержанием, а также дальнейшим повышением достигнутого уровня жизни населения. Учет данных обстоятельств прослеживается в большинстве определений. Например, Н. Maull под финансовой безопасностью понимает отсутствие острой угрозы минимально приемлемому уровню основных ценностей, который нация считает первостепенно необходимым. По его мнению, эта угроза возникает в том случае, когда внешние экономические параметры изменяются настолько, что возникают условия, способные разрушить существующую социально-политическую систему.С точки зрения С. Murdoch, угроза финансовой безопасности государства возникает в том случае, когда происходят негативные изменения: в объеме и распределении доходов и богатства; в уровне занятости, инфляции, доступе на рынок, снабжении сырьем; в экономическом суверенитете, т.е. возможности контролировать широкий круг инструментов политики и ресурсов.В России вопрос об финансовой безопасности встал в связи с переходом от административной системы хозяйствования к рыночной. На рубеже XX и XXI вв. в условиях трансформации политической и экономической систем, подверженности отечественной экономики не только внутренним преобразованиям и их последствиям, но и влиянию других государств и мировой экономики в целом, национальная, и в частности экономическая, безопасность приобрели особое значение. В связи с этим данная тема чрезвычайно актуальна как в отечественной экономической науке, так и в политической практике.Финансовая безопасность страны сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого различного профиля, работающих в сфере экономики, политики, международных отношений Проблемами обеспечения финансовой безопасности занимаются государственные органы практически всех стран мира, так как эти проблемы относятся к числу приоритетных в силу их жизненной важности.Стратегия обеспечения финансовой безопасности России строится на основе официально принятых в стране нормативных актов, основными из которых являются: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992г. № 2446-1, Государственная стратегия экономической безопасности РФ, Концепция национальной безопасности Российской Федерации [3, с. 44-67].Финансовая безопасность - это материальная основа национальной безопасности. Она выступает гарантией устойчивого, стабильного развития страны, ее независимости. Подобную основополагающую роль подтверждает, хотя и опосредованное, определение, данное рассматриваемому понятию в Государственной стратегии финансовой безопасности РФ. В данном документе сказано: «Цель государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз». Следовательно, от экономических условий зависит не только положение отдельного гражданина или региона, но всего государства, всех сфер деятельности, которые, на первый взгляд, никак с данным понятием не соприкасаются.Как уже отмечалось, теория экономической безопасности государства получила широкое освещение в отечественной экономической науке. Активные научные исследования в этой области нашли отражение в публикациях, монографиях и коллективных работах таких ученых, как Л.И. Абалкин, В.К. Сенчагов, Е.А. Олейников, Г.М. Лонской, С.В.Степашин, А.И. Илларионов, В.И. Лисов и др.При этом существуют два основополагающих момента. Один из них является общим для большинства определений и определяет суть понятия «финансовая безопасность» как фактора обеспечения защиты национальных интересов, независимости, стабильности, развития государства. Второй же выявляет принципиальное расхождение в подходах авторов, разделяя их на две группы. В определении группы авторов (Л.И. Абалкина, А.И. Илларионова), финансовая безопасность определяется как совокупность условий, обеспечивающих соблюдение национальных, в том числе экономических, интересов. Однако при более детальном рассмотрении данных определений выясняется, что факторами обеспечения экономической безопасности выступает та же совокупность условий, которая определяет саму суть данного понятия. Кроме того, сама совокупность условий не приводит одномоментно и безоговорочно к состоянию безопасности [10, с. 23-64].Интерес к финансовой безопасности определяется ролью самих финансов и финансовой системы государства в его существовании, тем влиянием, которое они оказывают на экономическое развитие страны.1.2 Показатели, критерии оценки финансовой безопасности РоссииСущность финансовой безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Критерий финансовой безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность финснасовой безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: а) ресурсного потенциала и возможностей его развития; б) уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; в) конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; г) суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению.Для финансовой безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции [2, с. 32-41].Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья.Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения - к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т.д. [11, с. 98-112].Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства.Среди показателей финансовой безопасности можно выделить:а) показатели экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);б) показатели, характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;в) показатели, характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);г) показатели качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д.).Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности [8, с. 12-35]:а) предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательно-квалификационного потенциала;б) предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального «человеческого капитала» и нации как органичной части цивилизованной общности;в) предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.Обобщая выше сказанное, можно сказать, что финансовая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, финансовая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.Из этого можно сделать два вывода [18, с. 184-197].Во-первых, финансовая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.Во-вторых, обеспечение финансовой безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.2. Анализ основных рисков и направлений государственного регулирования финансовой безопасности на примере Кемеровской области2.1 Модель финансовой безопасности регионаДля наблюдения внутригодовой динамики развития экономики Кемеровской области предусмотрен расчет темпа изменения объемов производства базовых отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, розничная торговля и общественное питание, транспорт), которые в структуре производства регионов составляют от 60% до 80%.По данным Федеральной службы государственной статистики РФ ВРП Кемеровской области в 2020 г. составил 132106,6 млн. руб., что выше уровня 2014 г. на 95706,8 млн. руб. или на 262,93%. Однако этот рост обусловлен влиянием двух факторов – ростом цен и изменением физического объема производства. Поэтому более адекватно динамику результатов регионального производства отражает показатель «реальный ВРП», исчисляемый в сопоставимых ценах (см. табл. 2.1) [16, с. 112-134].Таблица 2.1. Динамика номинального ВРП Кемеровской областиГодВРП, млн. руб.ГодВРП, млн. руб.201115 507,9201656 383,1201222 033,9201776 506,1201330 167,7201886 624,9201436 399,82019104 045,7201545 309,42020132 106,6Валовой региональный продукт области составил в 2020 г., что на 5,2% выше уровня 2019 г. По отношению к 2014 г. валовой региональный продукт в реальном объеме увеличился в 1,4 раза. В 2020 г. индекс физического объема ВРП к уровню предыдущего года составил 109,3%. На основе использования взаимосвязи цепных коэффициентов роста был исчислен базисный показатель динамики ВРП: в 2020 г. рост физического объема выпуска в Кемеровской области составил 53,87% по отношению к уровню 2014 г. (см. табл. 2.2).Таблица 2.2. Динамика физического объема ВРП в сопоставимых ценах, % к предыдущему годуГод201520162017201820192020Индекс ВРП, %107,8110,5107,5104,5105,2109,3Экономика области представлена широким спектром видов экономической деятельности с разной степенью развития. Ведущими отраслями, обеспечивающими основной объем ВРП Кемеровской области, являются промышленность, сельское хозяйство, торговля и коммерческая деятельность по реализации товаров и услуг, строительство, транспорт и связь [15, с. 15-42].Финансовые ресурсы государственного сектора (консолидированного бюджета) - это размер бюджета области в рассматриваемом периоде (см. табл. 2.3).Таблица 2.3. Состав и структура финансовых ресурсов Кемеровской областиСектор экономикиОбъем финансовых ресурсов, млн. руб.Удельный вес, %Темп роста, %2019202020192020Нефинансовые коммерческие организации137091965528,629,4143Финансовые коммерческие организации15797,222930,633,034,3145Домашние хозяйства947,51207,121,8127Страховые организации6718111,41,2121Государственный сектор167002229635,033,3134Построим секторную диаграмму, отражающую смоделированный объем финансовых ресурсов в разрезе источников их поступления (см. рис. 2.1).Рис. 2.1. Объем финансовых ресурсов в разрезе источников их поступления в 2020 г.Исходя из определения финансовой безопасности региона можно сделать вывод, что модель финансовой безопасности Кемеровской области строится на стабильном экономическом развитии региона. Это осуществляется посредством государственной экономической политики [7, с. 7-15].По данным, представленным в таблице 2.3, можно сказать, что наибольший удельный вес в финансовых ресурсах области имеют ресурсы «государственного сектора», на втором месте сектора «нефинансовые коммерческие предприятия». В части увеличения финансовых ресурсов наиболее ярко это выражено в секторе «нефинансовые коммерческие организации», где темп роста составил 143%. Наименьший рост наблюдался в секторе «Страховые организации», где темп роста составил 121%.Если рассматривать в динамике развитие региона можно сделать вывод, что экономика области развивается стабильно и устойчиво. О чем говорит темп прироста финансовых ресурсов в 2020 году по отношению к 2019, который составил 40%.2.2 Направления государственного регулирования финансовой безопасности в регионеРассматривая основные направления обеспечения финансовой безопасности Кемеровской области, можно выделить такие параметры функционирования финансовой системы, как [17, с. 82-94]:а) устойчивость экономического развития и основных финансово-экономических параметров функционирования экономики;б) стабильность функционирования платежно-расчетной системы;в) способность финансовой системы противостоять финансовым кризисам. Важными элементами финансовой безопасности Кемеровской области являются также способность органов государственной власти различного уровня противостоять утечке капиталов из экономики, переориентации финансовых потоков на сырьевой сектор. Финансовая безопасность также тесно переплетается с обеспечением органами государственной власти режима законности и правопорядка, предотвращения преступлений и административных правонарушений в финансовой сфере, в том числе противодействие отмыванию и легализации доходов, полученных преступным путем. Критериями устойчивости финансовой системы являются такие показатели, как стабильность цен, устойчивость банковской системы, защищенность интересов участников финансовых отношений, снижение уровня дефицита бюджета, а также создание и поддержание финансовых условий для активизации инвестиций в реальные секторы экономики.Современные угрозы финансовой безопасности можно разделить на внешние и внутренние. К внутренним угрозам относятся неэффективность внутренней финансовой политики, неадекватность принимаемых решений реально складывающимся в финансовой системе условиям ее развития, злоупотребления, нарушения действующего финансового законодательства, в том числе бюджетные и налоговые правонарушения и преступления. Данные действия способны существенно ослабить финансовую систему государства, создавая реальные угрозы для внешних атак и ее неспособность стабильно функционировать в условиях обеспечения интересов экономики.Отмеченное свидетельствует о том, что на современном этапе формирование и обеспечение условий для обеспечения финансовой безопасности Кемеровской области является одним из приоритетных направлений государственной внутренней и внешней экономической политики. При этом основными направлениями формирования условий для повышения резистентности финансовой системы по отношению к негативным воздействиям со стороны как мировой финансовой системы в целом, так и отдельных финансовых институтов, являются такие меры, как [6, с. 100-117]:а) формирование эффективной и стабильной бюджетной системы;б) снижение уровня дефицита бюджета;в) повышение эффективности функционирования органов финансового контроля;г) снижение дефицита торгового баланса. Кроме того, необходимо отметить, что обеспечение финансовой безопасности Кемеровской области предполагает, прежде всего, определение основных проявлений угроз финансовой безопасности и их носителей, а также критериев и параметров функционирования финансовой системы, отвечающих параметрам финансовой безопасности в конкретных социально-экономических условиях ее развития.Сложившаяся на настоящий момент политическая обстановка свидетельствует об активизации процессов перераспределения сфер политического и экономического влияния между экономически развитыми государствами, субгосударственными институтами и транснациональными корпорациями. Происходящие процессы не только влияют на стабильность функционирования финансовой системы, но и используют ее институты для влияния на внутреннюю и внешнюю политику государств. В сложившихся условиях обеспечение финансовой безопасности предопределяет необходимость определения для геофинансовых зон влияния, основываясь на экономической, этнонациональной и иной общности народов России. В настоящий момент необходима разработка и использование финансовых инструментов для влияния на мировые финансовые потоки, воздействующие на Россию в соответствии с ее национальными интересами. Необходима защита национальной финансовой системы от искусственных финансовых кризисов, а также защиты национальных финансовых институтов от нарушения прав и законных интересов со стороны иностранных и международных финансовых институтов [1, с. 15-47].В рамках вопроса о путях обеспечения финансовой безопасности Кемеровской области необходимо подчеркнуть, что основным условием ее обеспечения является стабильность финансовой системы и ее максимально возможная автономность от влияния негативных факторов финансовой системы. Данное условие можно обеспечить только путем устойчивого роста национальной экономики, развития реального сектора производства, установление пределов иностранного участия в отечественных организациях, а также установления отраслевых ограничений для иностранных инвестиций, контроля за эффективностью и обоснованностью привлечения и использования иностранных займов. Важнейшим фактором финансовой безопасности является устойчивость финансовых институтов и расчетно-платежной системы.Вместе с тем, действующие на настоящий момент стратегические документы, регламентирующие основные направления государственной экономической и финансовой политики, не учитывают вызовов со стороны мирового сообщества, политического конфликта на фоне украинских событий и применения в отношении России финансово-экономических санкций. В связи со сложившейся ситуацией становятся актуальными меры, направленные на оказание поддержки на государственном уровне, как отдельным финансовым институтам, так и финансовой системе в целом, направленные на повышение ее стабильности и конкурентоспособности на мировых финансовых рынках.Следует подчеркнуть, что финансовая безопасность в сложившихся условиях международного противостояния и использования финансовых механизмов манипулирования международными отношениями становится приоритетным направлением государственной политики и нуждается в глубокой социологической рефлексии, как на теоретическом, так и практическом уровне с тем, чтобы обеспечить безопасное развитие России в современном глобальном экономическом пространстве.2.3 Риски финансовой безопасности, их негативные последствия в регионеИменно вероятностный характер того, на что указывают риски, в значительной степени осложняет изучение последних, поскольку иметь дело с динамической категорией всегда было более сложной научной задачей, нежели - со статической. Итак, риск при первом к нему приближении в Кемеровской области отражает в себе оценку вероятности возникновения в будущем неких обстоятельств - вызовов, которые требуют принятия определенных управленческих решений и соответствующего реагирования [4, с. 84-97].Следует обратить внимание, что в настоящее время отдельные риски финансовой безопасности обозначены в отдельных политико-правовых документах. Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации указаны финансовые риски, в том числе носящие привнесенный извне характер. В частности, обращено внимание на то, что попытки применения отдельными государствами инструментов финансовой политики для решения своих геополитических задач ослабляют устойчивость системы международных экономических отношений. Стратегия экономической безопасности Кемеровской области помимо прочего направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности в финансовой сфере. В частности, в качестве рисков экономической безопасности обозначено усиление структурных дисбалансов в мировой финансовой системе и колебаний конъюнктуры мировых финансовых рынков, ограниченность доступа к долгосрочным финансовым ресурсам и др.В одном из последних информационно-аналитических материалов Кемеровской области отмечается, что в настоящий момент ситуация в глобальной финансовой системе остается стабильной. Но это не означает, что при проведении политики нужно перестать проявлять осторожность и снизить внимание к возможным рискам. Глобальная финансовая система потенциально остается подвержена системным рискам, реализация которых более вероятна в среднесрочной перспективе. Наибольшие опасения вызывает продолжающееся увеличение долговой нагрузки в корпоративном секторе, причем риски все больше смещаются из банковского сектора в небанковскую финансовую систему [5, с. 162-187].В ряду факторов, которые могут привести к нежелательному, с точки зрения обеспечения финансовой безопасности, изменению обстановки, могут наличествовать самые различные обстоятельства. является уклонение от уплаты налогов, в основании которого коренится нежелание отдельных налогоплательщиков своевременно и в полном объеме исполнять свои фискальные обязанности. Как видно, в данном случае фактор носит в значительной степени субъективный характер. В свою очередь подобное отношение налогообязанных лиц может быть обусловлено другими объективными факторами, в том числе низким уровнем доходности или убыточностью предпринимательской деятельности, высокими издержками производства, наличием коммерческих задолженностей, неплатежей со стороны контрагентов и т. д. Таким образом, может иметь место взаимосвязь и взаимообусловленность субъективных и объективных факторов, которые порождают риски финансовой безопасности.Риски финансовой безопасности Кемеровской области характеризуются вариативностью и изменчивостью. Так, развитие современных финансовых технологий и возникновение новых цифровых сущностей порождают принципиально новые факторы, которые необходимо учитывать в интересах финансовой безопасности. Так, отдельные специалисты своевременно подметили возникновение принципиально новых рисков в кредитно-финансовой сфере, связанных с использованием технологии распределенного реестра при совершении криптовалютных транзакций. В частности, обращается внимание на уязвимость этой технологии в аспекте совершения таких транзакций и хранения криптовалюты. При этом прогнозируется увеличение компьютерных атак, направленных на эксплуатацию уязвимости соответствующей инфраструктуры, констатируется отставание количества и качества средств защиты подобных систем [6, с. 15-47].Утрата денежных средств фактически означает юридическую ситуацию при которой их собственник лишается возможности ими владеть, пользоваться и распоряжаться. В свою очередь, разрушение инфраструктуры, в зависимости от обстоятельств, может воспрепятствовать нормальному движению и использованию денежных средств либо вовсе исключить такое движение и использование. С точки зрения категорирования рисков важным являются масштабы негативных последствий. В частности, опасность рисков финансовой безопасности возрастает пропорционально размеру утрачиваемых денежных средств и степени повреждения объектов финансовой инфраструктуры. Утрата денежных средств и повреждение финансовой инфраструктуры может иметь место в силу определенных событий [4, с. 196-214].Приведенными выше примерами негативные последствия рисков финансовой безопасности, конечно, не исчерпываются. Большую опасность также представляют собой риски, имеющие своим последствием резкое снижение объема публичных доходов, чрезмерное увеличение государственного долга, значительное падение курса национальной валюты и дестабилизацию на валютном рынке, приостановку или прекращение функционирования банковской и платежной систем, сбои в деятельности казначейской системы исполнения бюджета, системы налогового администрирования и т. д.ЗАКЛЮЧЕНИЕФинансовую безопасность любого государства определяет, прежде всего, ее финансовая независимость, которой, в отличие от независимости политической, еще никому не удавалось достичь лишь с помощью декларативных актов. Финансовая независимость или есть, или ее необходимо приобретать целенаправленными настойчивыми усилиями в течение определенного времени. При этом весомое значение имеют внешние финансовые источники, в первую очередь – международные финансовые организации, правительства стран-кредиторов, транснациональные корпорации, корпоративные и частные иностранные инвестиции и т.д. Во многом финансовая безопасность государства определяется характером финансово-кредитной политики, которую оно проводит, причем как внутренней, так и внешней. На финансовую безопасность государства влияет политический климат страны. Так, если предвыборная гонка наносит огромные убытки финансовой системе страны в виде неуплаченных налогов и рост внутреннего и внешнего долга, то, скажем, после напряженного ожидания преимущественно сразу после выборов на финансовых рынках, как правило, появляются признаки оживления. Финансовой безопасности государства в целом, безусловно, способствует организация нормального обмена финансовыми ресурсами между отраслями, регионами, странами. На финансовой безопасности государства сказывается также значительное расширение арсенала финансовых инструментов, используемых отечественными субъектами хозяйствования. Исходя из изученного материала, можно сделать вывод, что понятие финансовой безопасности настолько же широкое, как и собственно толкование финансов как системы экономических отношений, которые возникают в процессе создания и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Кроме того, финансовая безопасность является чрезвычайно сложной многоуровневой системой, образованной рядом подсистем, каждая из которых имеет собственную структуру и логику развития. Сложность, комплексность самого явления финансовой безопасности делает возможным в понятийном плане характеризовать его лишь благодаря системному методу, в обобщающем виде с возможным выделением важнейших элементов этой системы в конкретном выражении. Оценка уровней финансовой безопасности должна базироваться на адекватности оценочных параметров сущности процессов, являющихся предметом анализа, комплексности, выделении главных элементов опасностей и угроз, последовательности оценочных мероприятий. Повышение уровня финансовой безопасности государства может быть достигнуто только в результате взаимодополняющего использования комплекса финансовых, социальных, общеполитических мер.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно-правовые акты1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022).3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ.4. Указ Президента РФ от 17.12.1997 N 1300 (ред. от 10.01.2000) «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации».5. Указ Президента РФ от 29.04.1996 N 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации».6. «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период (новая редакция)» (утв. Правительством РФ 14.05.2015).Библиографический список7. Абрютина, М. С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина. - М.: Дело и сервис, 2019. - 272 c.8. Войтехович, Е. Н. Основы финансовой деятельности / Е.Н. Войтехович. - Москва: Мир, 2018. - 102 c.9. Войтоловский, Н. В. Комплексный экономический анализ предприятия / Н.В. Войтоловский. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 576 c.10. Воробьев, А. Е. Национальная экономическая безопасность России. Методология управления государственными долгами / А.Е. Воробьев. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2018. - 420 c.11. Гордиенко, Д. В. Основы финансовой безопасности государства. Курс лекций / Д.В. Гордиенко. - М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2020. - 224 c.12. Даник, Д. Организация экономической безопасности коммерческого банка / Д. Даник. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 417 c.13. Завгородний, В. И. Информация и финансовая безопасность предприятия / В.И. Завгородний. - М.: Синергия, 2017. - 569 c.14. Калинина, А. Комплексный экономический анализ / А. Калинина. - М.: Питер, 2017. - 256 c.15. Лубин, Е. Обеспечение экономической безопасности государства / Е. Лубин. - М.: Моя Россия, 2018. - 448 c.16. Русских, А. Ю. Денежный фактор в системе экономической безопасности России / А.Ю. Русских. - М.: Научная книга, 2017. - 208 c.17. Седегов, Р.С. Оптимизация информационно-финансовой системы предприятия / Р.С. Седегов. - М.: Экономика, 2020. - 320 c.18. Толстых, В. М. Основы финансовой безопасности предприятия / В.М. Толстых. - М.: ДЕАН, 2019. - 352 c.Электронные ресурсы18. Министерство финансов РФ. Электронный источник: URL.: http://www.minfin.ru/ru/ 19. Министерство экономического развития РФ. Электронный источник: URL.: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/ 20. Официальный сайт ФСГС. Электронный источник: URL.: www.gks.ru
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!