это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3797024
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеКачество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов.Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.Актуальность темы – изменение экономических отношений в России, возникновение многообразных форм собственности, развитие предпринимательской деятельности. Все это повлияло на формирование законодательства, в том числе и на регулирование качества продукции, работ и услуг.Введение новых правил требует глубокого осмысления и на теоретическом уровне, и в правоприменительной деятельности.Целью данной работы является изучение правового регулирования качества продукции, работ и услуг.Среди основных задач, можно выделить следующие:Рассмотреть техническое регулирование в системе обеспечения качества продукции;Определить понятие технического регулирования;Рассмотреть стандартизацию в системе обеспечения качества продукции;Разобрать переход стандартизации к техническому регулированию;Рассмотреть виды технических регламентов. Общий и особый порядок разработки и принятия технических регламентов;Определить правовое регулирование сертификации продукции и услуг.ГЛАВА 1. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИПонятие технического регулированияТехническое регулирование - это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.В современных условиях развития экономики во всех странах мира остро стоят проблемы гарантирования качества материальных товаров и услуг, предлагаемых потребителям. Особое значение приобретают и тесно связанные с этим вопросы безопасности продукции и услуг, производственных процессов, а также процессов реализации, хранения, перевозки, эксплуатации и утилизации продуктов труда.Области технического регулирования:В законе четко устанавливаются области технического регулирования. Это обязательные требования и требования к объектам технического регулирования, принимаемые на добровольной основе, а также оценка соответствия данных объектов.К объектам технического регулирования относятся материальная продукция, различные услуги и работы, а также процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продуктов труда.В системе технического регулирования Российской Федерации применяются следующие документы.Технические регламенты, требования которых являются обязательными для исполнения на территории и всеми организациями Российской Федерации;Стандарты, устанавливающие требования, принимаемые организациями на добровольной основе;Сертификаты для оценки и подтверждения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказание услуг требованиям технических регламентов или рекомендуемым нормам стандартов.Техническое регулирование в нашей стране с 2003 г. строится на новых принципах. Основными принципами технического регулирования являются следующие:Применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;Соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;Независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;Единая система и правила аккредитации;Единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;Единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;Недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;Недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;Недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;Недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.В Российской Федерации могут применяться общие технические регламенты и специальные технические регламенты.Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Такие регламенты принимаются для решения следующих проблем:Безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;Безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;Пожарной безопасности;Биологической безопасности;Электромагнитной совместимости;Экологической безопасности;Ядерной и радиационной безопасности.Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов, а степень риска причинения вреда выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.При этом обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации могут определяться совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов.Технический регламент может быть принят международным договором (в том числе договором с государствами ─ участниками Содружества Независимых Государств), подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В этом случае проект технического регламента также разрабатывается в упрощенном порядке.Проведенное нами рассмотрение порядка разработки и принятия технических регламентов позволяет сделать вывод о том, что он, с одной стороны, призван защитить потребителей и окружающую среду от вредных продуктов труда, а с другой - направлен на минимальное ограничение предпринимательской деятельности в Российской Федерации, создание условий для ее дальнейшего развития.Система стандартизации и сертификации в Российской Федерации установлена Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 84 «О техническом регулировании», другими нормативными правовыми актами и регламентами федеральных органов исполнительной власти.Техническое регулирование основывается на следующих принципах:Применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;Соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, материально-технической базы и научно-технического развития;Независимости органов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;Единой системы и правил аккредитации;Единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;Единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;Недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;Недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;Недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;Недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.На основании п.1 постановления Правительства РФ от 02.06.2003 г. № 316 «О мерах по реализации Федерального закона «О техническом регулировании» функции органов РФ по стандартизации и техническому регулированию исполняет Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии.Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Технические регламенты бывают двух видов: общие и специальные.Требования общих технических регламентов обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Эти регламенты принимаются по вопросам безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования, безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений, безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной, биологической, экологической, ядерной, радиационной безопасности и др.Требования специальных технических регламентов учитываю технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферам производства и обращения продукции, работ или услуг. Документами в области стандартизации являются национальные стандарты. Они применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполи нения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия ему.Рассмотрим порядок принятия национального стандарта. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов и обеспечивает ее доступность заинтересованным лицам для ознакомления.Разработчик (им может быть любое лицо) публикует уведомление о разработке проекта национального стандарта, после чего проходит публичное его обсуждение.Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц направляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы, готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта и направляет его в национальный орган по стандартизации.Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.Сертификация -- форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, подведомственные им уполномоченные государственные учреждения.Лицензирование услуг осуществляется в целях обеспечения защиты интересов потребителей, повышения качества обслуживания, соблюдения экологических и санитарных норм. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, устанавливаются нормативными правовыми документами. Лицензирование осуществляют органы государственной власти и управления. Разрешающим документом на занятие определенным видом деятельности является лицензия. Деятельность гостиниц лицензированию не подлежит. Лицензируемыми видами деятельности в гостиницах являются: медицинская, негосударственная (частная) охранная и деятельность казино и др.В РФ отменена система лицензирования деятельности туристских организаций и введена система финансовых гарантий с внесением туроператоров в Единый федеральный реестр.Стандартизация в системе обеспечения качества продукцииНормативно-правовая база обеспечения качества продукции строится с широким использованием двух развитых и широко распространенных во всем мире систем: стандартизации и сертификации.Стандартизация ─ деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.Таким образом, деятельность по стандартизации предусматривает достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач. В частности, эта деятельность проявляется при разработке, опубликовании и применении стандартов.Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству. Объектами стандартизации могут быть продукция, процесс, услуга, система, требования, методы и т.д. Основным итогом деятельности по стандартизации является стандарт.Международная организация по стандартизации (ИСО) определила стандарт как документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. При этом под консенсусом (согласием) понимают общее согласие, характеризующееся отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремлением учесть мнения всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Иными словами, консенсус не предполагает полного единодушия.По определению, данному в законе Российской Федерации «О техническом регулировании», стандарт ─ это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются обеспечение безопасности продукции и процессов, повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству.Стандартизация осуществляется в соответствии со следующими принципами:Добровольного применения стандартов;Максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;Максимально возможного применения международных стандартов;Недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;Недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;Обеспечения условий для единообразного применения стандартов.Различают международную, региональную и национальную стандартизацию.Международная стандартизация ─ это стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран.Сертификация в системе обеспечения качестваВажнейшее условие объективности оценки качества — достоверность испытаний. Любой вид испытаний предполагает наличие необходимой нормативной базы, регулирующей параметры изделия, устанавливающей планы контроля и программы проведения испытаний, а также обеспечение современным испытательным оборудованием. Высокая стоимость контрольных проверок и испытаний делает необходимым взаимное признание результатов испытаний.Высший уровень такого признания — сертификация, гарантирующая, что товар отвечает определенным требованиям и имеет заданное качество.Сертификация — совокупность действий и процедур с целью подтверждения того, что продукт или услуга соответствует определенным стандартам или техническим условиям. Подтверждение осуществляется посредством выдачи сертификата соответствия или знака соответствия.Сертификат соответствия — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции требованиям нормативных актов и конкретных стандартов или других нормативных документов по стандартизации.Знак соответствия — это знак, зарегистрированный в установленном порядке, которым по правилам системы сертификации подтверждается соответствие маркированной продукции требованиям нормативных акто и конкретных стандартов или других нормативных документов по стандартизации.Основными видами сертификации по субъекту проведения являются: самосертификация, осуществляемая изготовителем; сертификация, осуществляемая потребителем; сертификация, проводимая специализированной организацией, независимой от изготовителя или потребителя. Последняя является наиболее весомой и достоверной.В развитии сертификации отмечается смещение акцента от сертификации продукции к сертификации используемых на предприятиях систем обеспечения качества. Она может осуществляться по трем моделям, установленным международными стандартами ИСО 9001-87, 9002-87, 9003-87 и соответствующим государственным стандартам.Сертификация может носить добровольный или обязательный характер. Обязательной сертификации подлежат товары определенных групп и категорий, что связано с безопасностью, охраной здоровья и защитой окружающей среды. Статус сертификации зависит от статуса стандартов, на соответствие которым она проводится.Национальным органом по сертификации является Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь (Госстандарт Республики Беларусь), который выполняет следующие функции:Формирует и реализует государственную политику в области сертификации;Организует работы по обязательной сертификации продукции и услуг;Утверждает номенклатуру продукции, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации;Руководит Национальной системой сертификации Республики Беларусь;Устанавливает общие правила и порядок проведения сертификации продукции, работ и услуг, систем качества, гармонизированные с международными нормами и стандартами.В области сертификации систем качества в Национальной системе сертификации Республики Беларусь осуществляется сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 и систем экологического управления на соответствие стандартам ИСО серии 14000. В рамках защиты внутреннего рынка от некачественной отечественной и импортной продукции обязательна сертификация товаров, потенциально опасных для здоровья и окружающей среды. В номенклатуру производимых в стране и ввозимых на территорию Республики Беларусь товаров, безопасность которых подлежит подтверждению, включены следующие группы товаров:Товары для детей;Продукты народного потребления, контактирующие с пищевыми продуктами и питьевой водой;Товары бытовой химии;Парфюмерия и косметика;Ядохимикаты, стимуляторы роста растений и животных, минеральные удобрения, реализуемые гражданам;Продукция машиностроения и приборостроения бытового назначения; Товары народного потребления, при применении которых допускается контакт с незащищенными частями тела человека.Номенклатура товаров, подлежащих обязательной сертификации, постоянно корректируется и дополняется.Число предприятий, использующих добровольную сертификацию выпускаемой продукции для подтверждения высокого качества и получения дополнительных конкурентных преимуществ, постоянно растет. Это особенно характерно для товарных рынков, конкуренция на которых постоянно ужесточается, а возможности потребителей самостоятельно ориентироваться в колоссальном многообразии сложных товаров невелики.ГЛАВА 2. ПЕРЕХОД ОТ СТАНДАРТИЗАЦИИ К ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ2.1. Виды технических регламентов. Общий и особый порядок разработки и принятия технических регламентовДлительное время, до расширения договорного способа определения требований к качеству, задача государственного регулирования качества решалась, в основном, с использованием систем стандартизации и сертификации продукции, товаров, работ и услуг. Ведущая роль в правовом регулировании качества принадлежала Закону от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации», который определял меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.Понятие стандартизации определяется этим Законом как деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.Согласно данному Закону, к нормативным документам по стандартизации принадлежали:- государственные стандарты РФ; применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации;- стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно — технических, инженерных обществ и других общественных объединений (под отраслью в данном случае понимается совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительное или функциональное назначение).Параллельно со стандартизацией, качество продукции регулировалось системой сертификации. Термин «сертификация» происходит от латинского слова «certum» — определенный, верный, правильный, и означает проверку правильности изготовления товара, выполнения работ, оказания услуг. Существовали два основных способа подтверждения соответствия продукции установленным требованиям. Первый из них представлял собой заявление изготовителя (поставщика) о том, что его продукция соответствует предъявляемым требованиям.Такое заявление могло быть включено в каталог товаров, отгрузочные документы, руководство по эксплуатации, этикетку товара и т.п. Однако такое прямое подтверждение соответствия допускалось только в том случае, если продукция не подлежала сертификации как особой процедуре подтверждения соответствия товара установленным требованиям со стороны третьего лица, компетентного в избранной сфере деятельности.В соответствии с Законом от 10 июня 1993г. №5151-1 «О сертификации продукции и услуг», сертификация продукции — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.Несмотря на то, что область прямого административного регулирования качества продукции в последнее время значительно сокращена в пользу договора, тем не менее, возможности для дебюрократизации в этой сфере еще не исчерпаны. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» направлен на дальнейшее расширение прав изготовителей и потребителей продукции в части определения ее качества и максимальное ограничение императивных способов регулирования качества.С момента введения в действие этого Закона (с 1 июля 2003 г.) утратили силу Законы «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации», а также некоторые иные связанные с ними акты федерального законодательства.Основная идея этого Закона состоит в создании единой сферы регулирования, которая ранее была подведомственна двум Законам (о стандартизации и о сертификации) и в создании существенно иных способов государственного регулирования в области качества продукции, которые отвечали бы требованиям интеграции России в международное экономическое сообщество при вступлении ее в ВТО.По определению данного Закона, техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.При таком подходе существенно изменяется понимание стандарта. Последний полностью лишается признака обязательности. Теперь стандарт — это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.Стандартизация же определяется в соответствии с новым Законом как деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. В ст. 12 Закона в качестве первого принципа стандартизации указан принцип добровольности применения стандартов.Тем не менее, система технического регулирования не отказывается и от установления обязательных правил, формой выражения которых теперь становятся технические регламенты.Технический регламент — это документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).Законодатель четко определяет цели, на достижение которых направлено принятие технических регламентов, а также содержание последних. Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений.Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществления предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения вышеперечисленных целей.Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.Законом предусмотрено принятие общих и специальных технических регламентов. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.Согласно ст. 8 Закона, специальные регламенты устанавливают требования только к отдельным видам объектов технического регулирования, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общими техническими регламентами. Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов.Общие технические регламенты принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности.Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные Федеральным законом для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.В соответствии с п. 7 ст. 46 Закона период реформирования системы технического регулирования в РФ, в течение которого должны быть приняты технические регламенты, составляет семь лет со дня вступления в силу Закона (т.е. до 1 июля 2010 г.).Действующие в этот период обязательные требования к продукции, процессам производства и пр., в отношении которых технические регламенты не будут приняты в установленный срок, прекращают свое действие. На практике это положение вызывает определенные затруднения в применении, поскольку нарушения законодательства могут иметь место в период действия прежних нормативных актов, регулирующих качество продукции, а ответственность за такие нарушения применяется уже после отмены соответствующих актов.Законом предусмотрен общий и особый порядок принятия технического регламента. В общем случае технический регламент принимается федеральным законом. В процедурном плане прохождение и принятие такого закона имеет существенные особенности. Необходимо различать разработку проекта самого технического регламента и разработку проекта закона о техническом регламенте.Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.Уведомление о разработке проекта технического регламента должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования, с кратким изложением цели этого технического регламента, обоснованием необходимости его разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории РФ в момент разработки проекта данного технического регламента, и информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента, наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта данного технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым должен осуществляться прием в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента.Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.Срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем 2 месяца. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента доработанный проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.2.2. Правовое регулирование сертификации продукции и услугСертификация - деятельность органа, независимо от изготовителя продукции, исполнителя, работ и услуг, по подтверждению их соответствия требованиям нормативных документов по стандартизации.Порядок проведения сертификации установлен Законом «О сертификации продукции и услуг».Закон различает два вида сертификации - добровольную и обязательную. Добровольная сертификация проводится по усмотрению заявителя-изготовителя, продавца на соответствие продукции и услуг любым нормативным документам по стандартизации.Сертификация продукции и услуг обязательна и проводится в ГОСТах на которые установлены обязательные требования, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости. Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждаются государственными органами управления в пределах их компетенции.Например, перечень продукции, на которую должен быть гигиенический сертификат, утвержден Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России).Реализация продукции и услуг, подлежащих сертификации, без сертификата соответствия, выданного в установленном порядке, запрещается.Сертификация продукции и услуг проводится в системе сертификации. Система состоит из органов управления, уполномоченных проводить обязательную сертификацию; органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), центральных органов системы сертификации, создаваемых в необходимых случаях для организации и координации работы в системах сертификации однородной продукции.Каждая система сертификации устанавливает свои правила сертификации и подлежит регистрации в порядке, определенном Госстандартом России. В настоящее время Госстандартом России утверждена Система сертификации ГОСТ, которая определяет основные цели и принципы Системы, правила Системы, требования, предъявляемые к органу по сертификации и порядок его аккредитации, а также порядок проведения сертификации продукции в Системе.Система сертификации ГОСТ взаимодействует с другими системами сертификации, которые функционируют под руководством специально уполномоченных на проведение сертификации органов государственного управления (Госгортехнадзор России, Госатомнадзор России, Госсанэпиднадзор России и др.).Для проведения сертификации в рамках Системы отечественный или иностранный заявитель (изготовитель, продавец, исполнитель) направляет в аккредитованный орган сертификации этой продукции декларацию-заявку. Не позднее месяца после ее получения орган по сертификации сообщает заявителю решение, которое содержит основные условия сертификации и наименование испытательной лаборатории (центра), которая будет выполнять испытания.Испытания могут проводиться по разным схемам сертификации, определяемым Госстандартом России с учетом особенностей производства, испытаний, поставки и использования данной однородной продукции.Порядок проведения сертификации. Заявитель представляет в указанную ему испытательную лабораторию (центр) образец (образцы) и техническую документацию к нему. Количество образцов, порядок их отбора, идентификации и хранения устанавливаются документами по сертификации и методикам испытаний.При положительных результатах испытаний лаборатория (центр) направляет органу по сертификации протокол испытаний, а его копию - заявителю.Сертификат соответствия на продукцию выдается органами по сертификации после получения протокола (ов) испытаний на партию продукции, каждое изделие или на тип продукции и регистрируется им в Государственном реестре Системы.Срок действия сертификата устанавливается органом по сертификации, но не более чем на три года. Сертификаты соответствия, выданные органами по сертификации других стран, действительны на территории Российской Федерации лишь в случае признания их Системой сертификации ГОСТ. Для признания иностранного сертификата заявитель направляет заявку в орган по сертификации и прилагает к ней документы, установленные правилами международной сертификации или соглашением о сертификации.В случае признания иностранного сертификата орган по сертификации выдает заявителю сертификат установленного в Системе образца, а продукция вносится в Государственный реестр Системы. Все работы по сертификации продукции и услуг, а также по признанию иностранных сертификатов оплачивает заявитель.В целях защиты прав и интересов потребителей определенные государственные органы осуществляют государственной контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком и дисциплиной цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также борются с злоупотреблениями в сфере обслуживания населения.Объектами контроля этих органов являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности. К этим государственным органам относятся: Комитет РФ по торговле (Роскомторг) и Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция).Роскомторг действует на основании положения о Роскомторге, утвержденного Правительством РФ 1 декабря 1994 г.Госторгинспекция действует на основании положения о ней, утвержденного Правительством РФ 27 мая 1993 г. Госторгинспекция состоит из Главного управления и подчиненных ему территориальных управлений в субъектах РФ, должностные лица которых непосредственно осуществляют контроль и принимают предусмотренные законодательством меры в случае обнаружения нарушения правил и норм торговли.Административная ответственность за нарушения правил торговли предусматривается КОАП РФ, также законодательством предусматривается уголовная и гражданско-правовая ответственность за правонарушения в сфере торговли и обслуживания населения.ЗаключениеНаша современность требует новой, современной высококачественной жизни. Одна из ее составляющих компонентов – качество продукции. Для модернизации последнего и постоянного обновления «в ногу» с потребностями рынка необходимо эффективное управление этим качеством и его регулирование.Управление качеством продукции на предприятии – это руководящая деятельность по обеспечению проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей.Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно – технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках.Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.В целях защиты прав и интересов потребителей определенные государственные органы осуществляют государственной контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком и дисциплиной цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также борются с злоупотреблениями в сфере обслуживания населения. Библиографический списокНормативные правовые актыЗакон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) "О защите прав потребителей"Закон от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации» (утратил силу)Закон от 10 июня 1993г. №5151-1 «О сертификации продукции и услуг»Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»Положение о Комитете Российской Федерации по торговле (утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. N 1325) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» [Электронный источник] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ Федеральный закон от 2 января 2000г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [Электронный источник] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/ Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности»//СЗ РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982 (в ред. от 14.05.2016 г.) «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»//СЗ РФ. 2009. № 50. Ст. 6096.Специальная литератураБасовский, Л. Е. Управление качеством: Учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. — 2-e изд., перераб. и доп. — М.: НИЦ Инфра-М, 2019. — 253 с. Витрянский, В.В. Ответственность за нарушения договорного обязательства/Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. -М.: «Статут», 2018. -675с. Глотова, Т.И., Глотов, Г.В. Обеспечение качества продукции – основа конкуренции на рынке товаров / Экономика и эффективность организации производства. 2019. № 22. С. 75-76. Голубенко, О. А. Товароведение непродовольственных товаров: Учебное пособие / Голубенко О.А., Новопавловская В.П., Носова Т.С. — М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2017. — 336 с Жинкина, Е.А., Белый, В.И. Управление качеством в торговле / Новое слово в науке: перспективы развития. 2018. № 1-2 (7). С. 239-240. Камалова, Т.А. Качество и безопасность товаров и услуг / Апробация. 2019. № 7. С. 59-61. Кандакова, Г.В. Место и роль малого бизнеса в решении проблемы обеспечения продовольственной безопасности/Кандакова Г.В., Гурова Г.А., Чудакова Е.А.//Экономика и предпринимательство. 2020. № 5-2 (58-2). С. 934-938. Карпычев, М. В. Гражданское право: Учебник: В 2 томах Том 1 / Карпычев М.В., Хужин А.М. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 400 с. Крусс, В. И. Право на предпринимательскую деятельность — конституционное полномочие личности / В.И. Крусс. — М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 672 с. Кутузова, К.Ю. Качество продукции как одна из важнейших экономических категорий//Перспективное развитие науки, техники и технологий: материалы 3-й Международной научно-практической конференции (18 октября 2019 года)/редкол.: Горохов А.А.(отв. Ред.); Юго-Зап. гос. ун-т. В 3 томах, Том 2, Курск, 2019. -С. 236-240. Молотников, А. Е. Актуальные проблемы предпринимательского права: Выпуск II. Монография/А.Е.Молотников, Р.С.Куракин — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 264 с.: Наумов, В. Н. Основы предпринимательской деятельности: Учебник / В.Н. Наумов. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 313 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!