это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3797691
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеАктуальность темы исследования. На сегодняшний день вопрос медицинского обслуживание населения является, пожалуй, одним из самых обсуждаемых и злободневных.Медицинская проблематика постоянно находится в центре внимания исследователей — историков, врачей, юристов, философов. Это связано с тем, что здравоохранение — одно из первостепенных направлений деятельности государства, позволяющее сохранить человеку здоровье и продлить ему жизнь.Вторая половина XIX века занимает особое место в истории. В этот период в медицине сложилась полностью естественно-научная концепция понимания процессов жизни, смерти и появления болезней. Это в корне перевернуло представление о важности и необходимости развития диагностических методов. На государственном уровне появляются законопроекты и программы по улучшению экологии в городах, профилактике дорожного травматизма, эпидемий, поддержанию качественных санитарных условий в местах общего пребывания. В связи с выявлением влияния на человека факторов быта, промышленности, климатических условий начинают вводиться гигиенические стандарты для рабочих на фабриках, для больниц, богаделен. Объектом исследования является медицина и здравоохранение.Предмет исследования – медицина и здравоохранение во второй половине XIX в.Цель данной работы – рассмотреть успехи медицины и здравоохранения во второй половине XIX в.Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:- дать общую характеристику медицины во второй половине XIX века;- изучить развитие основных клинических дисциплин во второй половине XIX века;- рассмотреть историю развития педиатрии и гигиены в Европе во второй половине XIX века;- охарактеризовать общее положение здравоохранения во второй половине XIX века;- провести анализ европейских стран в сфере здравоохранения во второй половине XIX века.Методы исследования – теоретический анализ, синтез и обобщение литературы по теме исследования.Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.1. Успехи медицины во второй половине XIX века1.1. Общая характеристика медицины во второй половине XIX векаДля большинства стран Европы XIX век был периодом утверждения и расцвета капитализма, периодом промышленного капитализма, «зенита капитализма». В последней трети XIX века ряд стран вступил в последнюю стадию капитализма — империализм. XIX век для стран Западной Европы характеризовался быстрым ростом промышленности: расширялись старые, ранее существовавшие отрасли промышленности, возникали новые отрасли производства. Бурными темпами развивалась промышленность, получили широкое использование пар и электричество. Технический базис производства требовал все большего овладения естественными богатствами и силами природы, изучения законов природы и использования их на службе развивающейся промышленности.Во многих фактах развития естествознания и медицины в XIX веке ясно отразились запросы правящего класса капиталистического общества, часто даже прямой заказ буржуазии. С другой стороны, растущий в условиях капитализма рабочий класс своей борьбой за экономические требования по улучшению условий труда и быта (длительность рабочего дня, заработная плата, медицинская помощь и т. п.) заставил медицину XIX века учитывать их. Родившаяся под давлением пролетариата новая форма организации медицинской помощи — социальное страхование — побудила врачей пересмотреть ряд установок, причем, кроме лечебных вопросов, влияние рабочего движения отразилось на развитии гигиенических дисциплин.В XIX веке капитализм стал проникать в сельское хозяйство. Развитие промышленности и сельского хозяйства выдвинуло новые требования к науке. В XIX веке особенно ясно выступила зависимость между потребностями производства и открытиями естественных наук: физики, химии и биологии. Запросы сельского хозяйства, повышение урожайности, потребности в искусственных удобрениях поставили ряд вопросов перед учеными, и последние своими работами отвечали на этот социальный заказ. В период капитализма буржуазия проявила двойственный характер своего отношения к науке и технике. Даже в восходящий период истории капитализма буржуазия выступала носителем научного и технического прогресса постольку, поскольку без этого прогресса невозможно было ее обогащение и усиление эксплуатации трудящихся масс. Буржуа заинтересован в развитии науки, так как это может увеличить производство прибавочной стоимости. Жажда наживы — таков движущий мотив буржуазного общества и его «цивилизации», основанной на частной собственности и угнетении народа. В условиях антагонистического общества достижения науки и техники служат прежде всего обогащению имущих классов. Капиталисты весьма охотно использовали науку, когда она служила их целям повышения прибылей. Они с большим нежеланием и запозданием прибегали к ней, чтобы применять ее для блага общества, как, например, для целей здравоохранения и просвещения. Капиталисты категорически отказывались использовать науку, когда речь шла об изучении и, быть может, об изменении строя, из которого они черпали свое богатство.Находившаяся в периоде роста буржуазия в XIX веке была заинтересована в прогрессе естествознания, развитии производительных сил и поддерживала материализм в естествознании, но эти явления по-разному проявлялись в различных странах Европы. В период подготовки французской революции конца XVIII века буржуазия Франции поддерживала материализм. В Пруссии, Австрии и России в первой половине XIX века еще царили феодальные порядки; туда бежали от революции многие французские дворяне. В 1815 г. на Венском конгрессе был создан Священный союз, ставивший целью борьбу с французской буржуазией в политике и с материализмом в идеологии. Носителями реакционной идеологии в это время были остатки феодалов, дворян, аристократы, в связи с чем идеалистическая реакция того времени и носит название «аристократической реакции». С середины XIX века, после революционных выступлений рабочих в 1848 г., особенно после Парижской коммуны (1871), буржуазия перестала поддерживать материалистическую философию, перешла к реакционной философии. Сначала реакционная философия мало затрагивала естествознание. В последнее десятилетие XIX века, в эпоху империализма, философская реакция коснулась и естествознания. Буржуазия стала поддерживать религию даже в естествознании. XIX век в области медицины очень богат: в течение его были созданы новые методы, сделано много великих открытий. В развитии медицины в XIX веке нашли яркое отражение связи медицины с естественными науками и техникой, с общественными явлениями, двойственный и изменявшийся на протяжении века характер отношения к науке и материалистической философии со стороны господствующего класса капиталистического общества — буржуазии, пришедшей к этому времени к политической власти в основных странах Западной Европы.Влияние этих многочисленных факторов получило отражение в деятельности и воззрениях ряда крупных представителей медицины капиталистического периода и обусловило связанную с этим двойственность их воззрений, противоречивость и внутренний разлад у некоторых из них. Многие известные ученые — естествоиспытатели и врачи — в своих воззрениях отразили идеологические установки буржуазии и проявили двойственность. Многие ученые были крупными величинами в своей научной специальности, творцами фактических достижений и открытий. В то же время в своем мировоззрении, в своих теоретических обобщениях они или отказывались номинально от философии, были слабыми философами, непоследовательными материалистами, дуалистами, эклектиками, или переходили к откровенному идеализму. Непонимание видными биологами и физиологами XIX века жизни как особой новой формы движения материи с присущими только органической форме материи свойствами и закономерностями (при которых закономерности механики, физики, химии остаются в живом, «снятом» виде не как ведущие, определяющие закономерности, а как побочные формы движения) приводило естествоиспытателей при попытке теоретического обобщения их крупных и важных экспериментальных открытий в тупик механицизма, агностицизма и витализма.1.2. Развитие основных клинических дисциплин во второй половине XIX векаУспехи патологической анатомии к началу XIX века выявили недостатки клинической семиотики и необходимость новых способов исследования патологических изменений внутренних органов. Отражением этого во Франции и других странах была реформа медицинского образования. Приближение преподавания медицины к постели больного заставило врача-преподавателя действовать и думать по-иному. Под влиянием развития естественных наук — физики, химии — в XIX веке, особенно во второй его половине, клиническая медицина стала приобретать характер естественнонаучной дисциплины. На клинические дисциплины оказало большое влияние развитие анатомии, а в середине и во второй половине XIX века развитие экспериментальной .физиологии и микробиологии.Круг знаний клинических дисциплин увеличился. Частная патология расширилась, так как в XIX веке одно за другим следовали исследования и описания новых форм болезней. Существенно изменились в XIX веке диагностика и терапия. В начале XIX века были введены два новых метода клинического исследования — перкуссия и аускультация. Клиническая медицина в XIX веке обогатилась множеством более точных и совершенных методов диагностики. В середине XIX века широко было введено в практику измерение температуры тела больного, лабораторные клинические анализы и получили широкое применение в медицине исследования с помощью зеркал: были предложены маточное зеркало (Эгинет), глазное зеркало, офтальмоскоп (Гельмгольц, 1852). Гортанное зеркало (ларингоскоп) было 'первоначально применено для физиологического исследования гортани и для наблюдения над движениями ее при образовании звуков-и голоса. С 1838—1840 гг. оно было предложено для целей диагностики, но затем оставлено и только в 1857—1858 гг. введено в клиническую практику Тюрком и Чермским. Изобретение кимографа (Людвиг, 1847) не только способствовало разработке методов экспериментального физиологического и патологического исследования, но, сделав возможным регистрацию изменяющихся явлений, содействовало разработке ряда методов функционального исследования, получивших приложение как в эксперименте, так и в клинической практик-- изучение электричества позволило применить его в клинике. Были созданы методы электродиагностики.Всередине и второй половине XIX века диагностическая методика быстро совершенствовалась. Клиника использовала созданные физикой осветительные и оптические приборы, благодаря чему глаз врача проник во внутренние полостные органы живого человека. Цистоскоп (Нитце), гастроскоп (Куссмауль), бронхоскоп, тождественные по своей идее приборы, не только открыли новые диагностические возможности, но и получили применение при внутриполостных терапевтических вмешательствах. Созданные физиками измерительные приборы и методы позволили врачам по-новому ставить вопросы функциональной диагностики (измерение кровяного давления, сфигмоманометрия, электрокардиография и т. д.). Благодаря развитию органической химии клиническая медицина значительно усовершенствовала диагностику путем применения ряда лабораторных методов химического анализа (для исследования мочи, желудочного содержимого, крови и т. д.). Наряду с качественным и количественным анализом в клинической лаборатории все больше внимания стали уделять физико-химическим методам (криоскопия мочи и крови и т. п.). Крупное место в клинике завоевала морфологическая диагностика, т. е. изучение гистологических структур и форменных элементов жидких и плотных частей и выделений организма (лейкоцитарная формула крови, морфологические элементы мочи, эксудатов, спинномозговой жидкости, тканей опухолей и т. д.). В середине XIX в. для отыскания паразитов был применен микроскоп.К началу XX века диагностические возможности врача расширились в результате успехов, достигнутых микробиологией и иммунологией (методы микробиологии по выделению болезнетворных возбудителей, иммунобиологические пробы различного характера, реакции связывания комплекта, аллергические и антитоксические реакции при туберкулезе, скарлатине, дифтерии и других инфекционных заболеваниях). Усовершенствование диагностических методов способствовало уточнению клинической симптоматологии и облегчало распознавание болезней. Постепенно клиническая медицина все больше отходила от врачебной интуиции и становилась научно обоснованной дисциплиной.Методы лечения во второй половине XIX века также претерпели существенные изменения. В первую очередь это сказалось на лекарственной терапии. Развитие ее шло параллельно с развитием аналитической и синтетической химии. Одним из наиболее выдающихся открытий было синтетическое получение в 1842 г. отечественным химиком, профессором Казанского университета Н. Н. Зининым анилина из нитробензола. Синтез анилина, этого важнейшего полупродукта анилокрасочной промышленности, положил начало бурному развитию этой отрасли химической промышленности, имеющей близкое отношение к медицине. В середине XIX века развитие химии как науки в значительной степени было обусловлено тем., что зародившаяся уже на почве технического переворота крупная химическая промышленность требовала научно обоснованной технологии. Разработка этого нового направления в химии была завершена не в странах Западной Европы, где она была начата, а в России А. М. Бутлеровым, создавшим в 1861 г. новую теорию химического строения органических веществ. Исключительную роль в развитии химии сыграло открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.В фармакологии были применены физиологические методы и таким путем создалась экспериментальная, опытная фармакология. В первую очередь были исследованы фармакологически и химически многие природные лекарственные вещества (главным образом растительного происхождения), установлены их важнейшие действующие начала; многие из этих веществ были получены в химически чистом виде, благодаря чему появилась возможность более обоснованного научного их применения и точной дозировки. Развитие синтетической химии и химической промышленности обеспечило получение синтетическим путем ряда лекарственных веществ, как подобных получаемым из природных естественных материалов, так и совершенно новых. В связи с успехом физики, химии и промышленности вторая половина XIX века характеризовалась быстрым ростом фармацевтической промышленности и медикаментозной терапии.В клинической медицине в странах Западной Европы во второй половине XIX века преобладало учение Вирхова. Оно способствовало изучению материального субстрата болезни, углубляло понимание тонких изменений клеток и отдельного органа при определенной болезни. Морфологический подход дал плодотворные для клиники результаты, и казалось, что он окончательно решил вопрос не только о локализации болезни («sedes morbi», по терминологии Морганьи), но и о самой сущности болезни (causa morbi).Локалистический подход фиксировал внимание врача на статике патологического процесса в ущерб биологическому пониманию болезни как явления динамического. Локалистический подход вирховской школы господствовал в клинике второй половины XIX века и даже был расширен многими последователями Вирхова значительно дальше границ, поставленных самим основателем этой теории. В терапии локалистический подход привел к стремлению повлиять на местоположение болезни, на больной орган, к исканию лечебных средств, действующих не на самую сущность болезни или на весь организм, а только на клетки больного органа. Локалистический метод не мог найти достаточно научного морфологического обоснования для терапевтических приемов, влияющих на весь организм, а не на больной орган, на местный болезненный процесс, и потому отвергал их.В Западной Европе большинство клиницистов пошли за Вирховом, но изредка все же делались критические замечания. Так, французский клиницист Труссо, разбирая основные положения Вирхова, писал в 60-х годах: «Поневоле спросишь себя, не ведет ли прямо к уничтожению всякой терапии микрография в своем последнем выражении, в целлюлярной патологии Вирхова... Ибо, смотря на живой организм, как на небольшой мирок, состоящий из разнородных и независимых один от другого элементов, она, естественно, отвергает всякое общее лечение, которое не может оказывать влияния на элементы, не сходные и до некоторой степени противодействующие один другому. Она (целлюлярная патология) забывает о человеке и думает лишь о клеточках и теряется, таким образом, в бездне бесконечно малых величин».Основные ошибочные положения клеточной патологии Вирхова оказали задерживающее влияние на развитие теоретических обобщений в области клинической медицины. За Вирховым последовали некритически воспринявшие его учение многие даже крупные представители клинической медицины в разных странах. Среди наиболее ортодоксальных последователей Вирхова в Западной Европе надо назвать Траубе. Людвиг Траубе (1818—1878), ученик Пуркинье, Мюллера и Шкоды, профессор терапии в Берлине, был в Германии представителем экспериментального метода в патологии. При экспериментальной перерезке блуждающего нерва Траубе отметил изменения в легких. Он изучал явления кризиса, лихорадку, связь между заболеванием сердца и почек, действие наперстянки и других лекарственных веществ. Траубе опубликовал исследования, касающиеся происхождения сердечных тонов, тромбоза, эмболии и др. После исследований Траубе систематическое измерение температуры у лихорадящих больных стало общепризнанным методом клинического наблюдения. В своих теоретических обобщениях Траубе был в плену клеточной патологии Вирхова, его локалистических воззрений и анатомического направления. Траубе полностью разделял локалистические концепции и удовлетворялся морфологической трактовкой патологических процессов.Невозможность найти морфологический субстрат для действия лекарств и терапевтических мероприятий многих клиницистов середины и второй половины XIX века привели к очень сдержанному отношению к вопросам терапии, отношению, граничившему часто с терапевтическим нигилизмом. В наибольшей степени такой «терапевтический нигилизм» проявился у труппы клиницистов так называемой новой венской школы в середине XIX века. Они признавали закономерным только «естественнонаучное исследование» болезни и игнорировали «лечебное искусство», г. е. терапию. Представители венской школы считали, что медицина должна быть наукой, а не искусством. Но к середине XIX века была научно обоснована только диагностика. Ее новая венская школа и относила к науке. Слабо разработанную терапию оставили за пределами науки, т. е. предоставили ей далее оставаться сферой интуиции и эмпирии. Считая лечение, особенно лекарственное, знахарством, представители так называемого терапевтического нигилизма ие только не способствовали научной разработке и обоснованию лечения, нона деле предоставили эту практически важнейшую область знахарям. Сторонник венской школы краковский терапевт И. Дитль в 1845 г. писал: «Уже пробил последний час лишенной почвы эмпирии; только то, что имеет строго научное, естественноисторическое обоснование, должно переноситься в практическую медицину; все остальное относится к области мистики. Наши предшественники интересовались результатами лечения, мы интересуемся результатом нашего исследования. Врач должен быть только естествоиспытателем, но не представителем лечебного искусства. Медицина — наука, а не искусство. В знании, а не в нашей практической деятельности наша сила». В этом высказывании характерно противопоставление знания практической деятельности. Другой представитель терапевтического нигилизма И. Шкода заявлял: «Лучшее, что можно делать при лечении внутренних болезней, — это ничего не Делать». Отрицая лечебную сторону врачебной деятельности, представители «терапевтического нигилизма» мешали развитию научной медицины.Вторая половина XIX века характеризовалась значительной дифференциацией медицинских наук. Накопилось большое количество новых Фактов, в результате всестороннего изучения которых значительно развились диагностические и терапевтические методы, усложнились методы обучения. Все это создало необходимость разделения медицины как науки И предмета преподавания на большее число разделов. В это время из терапии выделились в качестве отдельных отраслей медицины и самостоятельных предметов -преподавания невропатология, психиатрия, дерматология с венерологией и педиатрия. Из хирургии в то же время таким же путем выделились гинекология, офтальмология и оториноларингология. Процесс дробления основных медицинских дисциплин и выделение новых специальностей продолжается в XX веке. Царящая в медицинских кругах капиталистических стран конкуренция между врачами доводит такую специализацию до вредных крайностей. Вирховекая локалистическая патология в известной мере является и «теоретическим обоснованием» для появления специалистов по заболеваниям одного органа, одного метода, забывающих необходимость учитывать состояние всего организма больного.Конец XIX века ознаменовался рядом открытий, оказавших большое влияние на развитие медицины и способствовавших созданию новых ее практических отраслей (рентгенологии, эндокринологии). Такую роль сыграли открытия Броун-Секара, Рентгена и супругов Кюри. Французский физиолог и невропатолог Ш. Э. Броун-Секар (1817—1894), автор многих экспериментальных работ по физиологии и патологии нервной системы, животной теплоте, исследовал функции желез внешней и внутренней секреции. Исследования желез внутренней секреции (надпочечник и др.) привели его к мысли о возможности использовать препараты их желез для лечения. В 1889 г. Броун-Секар выступил с сообщением об опытах с шгъекциями водных вытяжек из яичка собак и морских свинок, поставленных им на себе на 72-м году жизни. Эти опыты Броун-Секара положили начало научной опотера-пии и способствовали развитию учения о железах внутренней секреции-В 80—90-х годах XIX века новая наука бактериология (микробиология, по современной терминологии) значительно повлияла на развитие клинических дисциплин. Многим врачам и исследователям этого периода, так называемой бактериологической эры, казалось, что все проблемы медицины будут разрешены по пути бактериологии—открытием возбудителей патологических процессов и специфических мер, воздействующих на возбудителей. Успехи бактериологии повели и к односторонней переоценке лабораторных исследований в клинике. Многие врачи были тогда склонны первостепенное значение придавать лабораторной диагностике, отодвинув на второе место клиническое наблюдение у постели больного. Лабораторные исследования стали заменять непосредственное наблюдение над больным. Особенное распространение этот «техницизм» в распознавании и лечении заболеваний получил в Германии. Некоторые немецкие врачи (Кох) считали, например, что с открытием туберкулезной бактерии и получением туберкулина полностью решены задачи лечения и ликвидации туберкулеза, что достаточно выработать надлежащее количество туберкулина и туберкулез исчезнет.Вильгельм-Конрад Рентген (1845—1923), профессор физики в Вюрцбурге, изучал свечение ь круксовских трубках в зависимости от формы анода. В затемненной комнате работал индуктор. Когда Рентген включил ток, то он увидел кусочек экрана, флуоресцирующего под воздействием ультрафиолетовых лучей. К своему изумлению Рентген заметил, что каждый раз при включении индуктора экран светится и трубка работает. Рентген загородил трубку картоном, затем книгой, позднее доской, но экран продолжал светиться. Семь недель интенсивной работы Рентген потратил на исследование свойств новых, неизвестных до того времени человечеству лучей. В декабре 1895 г. он сделал первое сообщение о новом виде лучей, способных проникать сквозь непрозрачные тела и вызывать изменения фотографической пластинки. В 1896 г. последовало второе сообщение и в 1897 г. — третье. В этих трех небольших сообщениях Рентген описал основные физические свойства открытых им лучей, которые в его честь получили название рентгеновых.Рентген произвел и первые снимки: костей рук, набора разновесов в деревянном ящике и т. п. В 1905 г. в рентгенодиагностике применена висмутовая каша как контрастное вещество. Рентгеновы лучи получили широкое применение в медицине для диагностики и терапии. Работы Рентгена послужили фундаментом для создания новой науки—рентгенологии и стали исходной точкой ряда экспериментальных и теоретических научных работ.После открытия Рентгеном его лучей французский физик А. Беккерель в связи с этим открытием исследовал явления флуоресценции, т. е. способность некоторых веществ светиться, если на них падают световые лучи. В качестве вещества, освещение которого вызывает сильную флуоресценцию, Беккерель изучал соединения урана, помещая их на фотографическую пластинку и выставляя на солнечный свет. Беккерель держал в одном шкафу урановые соли и фотографическую пластинку и в 1896 г. неожиданно обнаружил, что фотографическая пластинка изменилась, хотя находившиеся рядом с ней урановые соли не были освещены солнечными лучами. Оказалось, что уран сам по себе выделяет лучистую энергию. Такое свойство урана было названо радиоактивностью (излучающая деятельность).В1897 г. французский физик Пьер Кюри (1859—1906) и его жена, полька но происхождению, Мария Склодовская-Кюри (1867— 1934) начали исследования радиоактивности, обнаружив два радиоактивных вещества — радий и полоний. Радиоактивная способность радия оказалась значительно выше, чем урана. В 1910 г. Мария Склодовская-Кюри выделила радий в чистом виде. Физики доказали материальную природу радиоактивных излучений. В. И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» отмечал, что открытие радия и исследования радиоактивности дали новое подтверждение научного материализма. Открытие радиоактивности способствовало развитию медицины. Лучи радия применяют при лечении злокачественных новообразований. Использование лучей Рентгена и радия в целях распознавания и лечения разнообразных болезней очень быстро завоевало признание.1.3. История развития педиатрии и гигиены в Европе во второй половине XIX векаВо второй половине XIX века, после Великой французской революции, педиатрия стала формироваться как самостоятельная научная дисциплина, главным образом, благодаря трудам французских врачей. Первая больница для детей была открыта в Париже в 1802 г. Она стала ведущим центром Европы первой половины XIX века по подготовке специалистов в области детских болезней. Французскими врачами были изучены дифтерия и круп у детей, разработана техника операции трахеотомии, был создан первый атлас патологической анатомии детских болезней.В 1844 г. во Франции были открыты первые ясли для детей, а в 1892 г. организовано научное общество детских врачей.Вторая в Европе (и первая в России) специальная детская больница на 60 коек была основана в 1834 г. в Санкт-Петербурге. А в 1842 г. в Москве открылась первая в мире больница для детей раннего возраста на 100 коек. Обе больницы содержались на благотворительные средства.Особенно бурное развитие педиатрия получила в середине XIX века. В разных странах Европы стали открываться детские больницы, были изданы оригинальные работы и учебники, организованы новые научные центры. Начали выходить первые педиатрические журналы.Основоположником научной педиатрии в России был Степан Фомич Хотовицкий. Он первым начал читать отдельный курс детских болезней из 36 лекций и в 1847 г. издал их под названием “Педиятрика”. Это было первое в России руководство по педиатрии, в котором детский организм изучался с учетом его анатомо-физиологических особенностей, изменяющихся в процессе развития.Во второй половине XIX века педиатрия стала самостоятельным предметом преподавания на медицинских факультетах. Первоначально преподавание велось при кафедрах акушерства и женских болезней, затем стали образовываться самостоятельные кафедры. В Европе первая кафедра детских болезней была организована в Германии, которая в то время занимала передовые позиции в области педиатрии. В России самостоятельная кафедра педиатрии была создана в 1870 г. в Петербургской медико-хирургической академии, а в 1885 г. начало свою работу первое российское научное общество детских врачей.В Московском университете самостоятельная кафедра детских болезней была организована в 1888 г. Руководил ею один из основоположников российской педиатрии и создатель крупной научной школы Нил Федорович Филатов. Он впервые выделил и описал такие заболевания, как ветряная оспа и скарлатинозная краснуха, открыл ранний признак кори, получивший название пятен Филатова-Бельского, организовал в Москве общество детских врачей и много лет был его председателем. Кроме того, Н.Ф. Филатов издал несколько трудов по педиатрии, которые выдержали множество изданий.Развитие гигиены. В начале XIX века произошло коренное преобразование экономической жизни общества, наступила эпоха промышленного капитализма. На частнокапиталистических предприятиях создавались исключительно тяжелые условия труда, плохие бытовые условия, недостаточное питание, 13—14-часовой рабочий день, жестокая эксплуатация труда детей й подростков. Все это вынуждало рабочих выступать в защиту своих прав и принуждало капиталистов принять хотя бы самые элементарные меры к улучшению санитарных условий труда, питания, быта и жилищ рабочих. К этому следует добавить, что, поскольку индивидуальная профилактика мало помогала буржуазии спастись от инфекционных заболеваний и эпидемии не прекращались (к прежним вспышкам присоединилась еще занесенная с Востока эпидемия азиатской холеры), стала оживать общественная санитария, и в городах появились водопровод, канализация и другие виды городского благоустройства. Результаты сказались довольно быстро: вспышки холеры стали реже, снизилось число кишечных инфекций, паразитарных тифов, уменьшилась смертность и пр.Однако только со второй половины прошлого столетия гигиена из чисто практической дисциплины, основывающейся на рассуждениях и богатой санитарной практике, постепенно становится экспериментальной наукой, которая использует для изучения и решения гигиенических проблем лабораторный эксперимент и статистические методы. Научной основой этого нового направления послужил быстрый расцвет в первой половине XIX века таких наук, как физика, химия, биология, физиология и др. Полученные наблюдения и разработанные научно обоснованные методы дали возможность оценивать внешнюю среду и влияние ее на организм объективными способами, а не только путем описания наблюдаемых явлений, как это было раньше. Особенно большую роль сыграло развитие бактериологии, которая благодаря открытиям Пастера, Листера, Коха и др. позволила выяснить специфическую природу возбудителей инфекционных заболеваний, изучить пути их проникновения в организм, добиться больших успехов в борьбе с эпидемиями. Таким образом, благодаря физико-химическим и бактериологическим методам гигиена становится самостоятельной отраслью медицинских знаний, направленной в сторону общественного здравоохранения, разрабатывающей гигиенические нормы на основе лабораторных исследований и успешно проводящей в широком масштабе оздоровительные мероприятия общественного и личного характера.Впервые это новое направление в гигиене развил в своих трудах, опубликованных во второй половине XIX века, крупнейший немецкий гигиенист Макс Петтенкофер, применивший экспериментальные методы для гигиенического изучения факторов внешней среды (воды; воздуха, почвы и др.). Именно его многолетние лабораторные и статистические исследования, а также исследования его учеников М. Рубнера, К. Флюгге и др. способствовали превращению гигиены в точную науку. Во многих странах возникли первые научные гигиенические учреждения, а в высших учебных заведениях появились кафедры гигиены с лабораториями, которые занимались санитарной оценкой внешней среды, разрабатывали новые методы ее исследования, решали вопросы, связанные с созданием благоприятных бытовых условий, обеспечением рационального питания, оздоровлением населенных мест и др. К этому времени большое развитие получили технические науки, давшие толчок санитарной технике, которая на основе научно обоснованных гигиенических исследований реализовала эти достижения путем устройства в населенных пунктах различных коммунальных сооружений для снабжения населения доброкачественной водой, очистки и обеззараживания сточных вод, освещения городов и т. д. Появились монографии и учебники по гигиене, в которых систематизировались и суммировались все научно-теоретические и научно-практические материалы, полученные гигиенической наукой и санитарной практикой. Широко стал применяться в общественном здравоохранении статистический метод (санитарная статистика) для изучения заболеваемости, смертности, рождаемости, физического состояния населения. Эффективные результаты были достигнуты в борьбе с эпидемиями, что явилось следствием улучшения санитарного благоустройства населенных мест и обширного применения других мероприятий общественного и личного характера. Возрастает значение гигиены в государственном масштабе, в результате чего появляются специальные санитарные законодательства. 2. Здравоохранение во второй половине XIX века2.1. Общее положение здравоохранения во второй половине XIX векаРазвитие медицины берет начало во Франции, где появилось первое медицинское учреждение. Хотя еще римляне строили специальные места для больных людей. Однако подобие госпиталя было создано на базе французского отеля – Дье в 300 годах. В России первый госпиталь появился в Москве в 1653 году.Для Европы этого времени характерно развитие викторианской медицины. На нее повлияло обострение экологической обстановки и многочисленные заболевания среди жителей. Во второй половине XIX века в Европе значительно выросло количество больниц. Большинство из них было направлено на лечение рабочих и бедняков. Такие больницы финансировались как государством, так и благотворителями. Богатые граждане могли вызвать врача на дом, поэтому не нуждались в больничном обслуживании. В США во второй половине XIX века активно развивалось строительство психиатрических клиник. Дело в том, что психически больным могли посчитать даже здорового человека, поэтому клиник были переполнены. Из-за отсутствия детских медицинских учреждений, больных детей направляли в психиатрические клиники для взрослых, где они могли жить годами.Больницы в России во второй половине XIX века. В XIX веке больницы занимали ведущее место среди иных учреждений. В это время начали активно развиваться приказные больницы. Чаще всего, они строились на деньги благотворителей.Самые крупные больницы располагались в Одессе, Воронеже, Нижнем Новгороде и др. Медицинское учреждение в Одессе имело 500 коек. В большинстве случаев, больницы имели от силы 30 коек, поэтому больные располагались прямо на полу.На развитие медицины повлияло введение положения о лечебных учреждениях в 1826 году. Исходя из него, больницы должны были отвечать определенным требованиям: одинаковая форма, мебель, медицинское оборудование, единообразные каталоги лекарств с похожими ценами.Во второй половине XIX века начали появляться больницы для чернорабочих. Они строились на средства от ежегодного 70-копеечного сбора с чернорабочих. Больница для чернорабочих, находившаяся в Москве, имела 750 коек. Эта больница часто была переполнена, имела недостаточное финансирование, но врачи в ней отличались особым профессионализмом. Стоит отметить Екатерининскую больницу. Она финансировалась Московской городской думой, что было редкостью. Эта больница является примером самого благополучного московского лечебного учреждения. Екатерининская больница отличалась хорошим оснащением, она никогда не была переполнена, за больными хорошо ухаживали.На ее базе работала клиника Медико-хирургической академии, где находились лучшие профессора медицины. За 10 лет в ней выучились более 1700 студентов-медиков. Это повлияло на открытие университетских больниц на базе некоторых лечебных заведений. Такое положение благоприятно влияло на состояние медицинских учреждений, поскольку профессора и студенты работали безвозмездно. Так же строились больницы на базе работного дома, сиротского учреждения.Московские и петербургские больницы могли обеспечить граждан сносным лечением. Например, Городская клиническая больница имени Пирогова отвечала всем требованиям медицинского обслуживания. Она было построена в 1802 году на деньги князя Дмитрия Голицына. Она состояла из 3 лечебниц, внутри были расположены палаты для больных, церковный зал, аптека и квартиры для персонала.Однако в периферийных городах дела обстояли намного хуже. В небольших подмосковных городах больницы могли достигать 5 коек, а их размер был равен небольшой комнате. Медицинский персонал в нем так же отсутствовал, за больными ухаживали добровольцы.Во второй половине XIX века в губерниях начали создаваться земские больницы. Они были призваны оказывать бесплатное и общедоступное медицинское обслуживание. Благодаря им удалось снизить риск развития эпидемий, крестьяне стали получать медицинскую помощь. Земские больницы становились не только местом лечения, но и центром общественной жизни. Так в Тверской губернии в больнице создавали библиотеку для развития культуры больных. Смоленская земская больница считалась показательной, поскольку в ней отмечались хорошие условия содержания больных: 4-х разовое питание, подушки из пера и одеяла из шерсти, теплые отхожие места, смена белья. Однако, эта больница была исключением из правил, поскольку другие земские больницы не могли похвастаться таким качеством содержания. Земские больницы были развиты в 34 губерниях. Их главным достижением было то, что они оказывали помощь и городскому, и сельскому населению. Это положило начало развитию бесплатной медицины. В земских больницах стали появляться первые стоматологические кабинеты для крестьян.На промышленных предприятиях развивалась фабрично-заводская медицина. На фабриках должны были иметься больницы с койками из расчета 10 штук на 100 рабочих. Лечение было бесплатным, но труднодоступным, потому что руководство фабрик было заинтересовано в том, чтобы меньшее количество рабочих отдыхали. Таким образом, в фабричную больницу могли попасть лишь покалеченные на производстве. 2.2. Анализ европейских стран в сфере здравоохранения во второй половине XIX векаВо второй половине XIX в европейском пространстве мы можем наблюдать зарождение процессов международного сотрудничества государств в сфере охраны здоровья. Тогда ещё речь не шла о защите права на здоровье или вообще каких-либо субъективных прав. Главной целью государств того периода было найти золотую середину между жёсткими ограничениями, направленными на сдерживание и противодействие эпидемиям (карантинный механизм), и интересами мировой торговли, которая к тому времени развивалась стремительно. Глобализация общественного здравоохранения привела к развитию международной дипломатии в сфере здравоохранения и международным режимам в этой сфере во второй половине XIX ст. Несмотря на то, что актуальность и важность вопросов здравоохранения и сотрудничества государств в этой области не вызывали сомнения, государства, в большинстве своём, неохотно участвовали в международных форумах, потому что видели в этом угрозу своему суверенитету, а также не хотели брать на себя юридические обязательства в сфере охраны здоровья. Дженнифер Джолли называет этот подход классическим реализмом, который рассматривал полный суверенитет и независимость государств в качестве высшего блага, а потому отвергал надгосударственные институции, и взятие государствами обязательств по международному праву. Большинство определений глобализации указывают на то, что она относится к процессам роста взаимосвязанности обществ таким образом, что события в одной части света имеют влияние на людей и общества в другой его части. Вопросы торговли ставились во главу угла, поэтому государствам Европы в конце XIX ст., всё же пришлось взять на себя международные обязательства, связанные с карантином, правилами пересечения государственных границ по суше и морю, введением корабельных сертификатов и санитарных проверок. Эти меры принимались с целью профилактики эпидемий, с одной стороны, и недопущения неоправданных или произвольных ограничений в международной торговле с другой. Вторая половина XIX ст. ознаменовались разрушительными пандемиями холеры, которая сотрясала Европу и была завезена из Индии, морскими путями и сухопутными через Оттоманскую Турцию. Осознавая необходимость кооперации в борьбе с холерой и уничтожении барьеров в международной торговле, 12 государств Европы собрались для обсуждения насущных вопросов эпидемиологической борьбы и санитарного контроля, в Париже на Первую санитарную конвенцию в 1851 году, где помимо холеры обсуждались вопросы борьбы с чумой и жёлтой лихорадкой. Эта Конференция закончилась подписанием Первой международной санитарной конвенции в 1853 году, которая установила систему санитарного и карантинного контроля в бассейне Средиземного моря.Так как вопросы охраны здоровья тесно переплетались с коммерческими выгодами от всеобъемлющей торговли, межгосударственная кооперация в рамках международных стала предметом всеобщего интереса развитых государств. Что примечательно, изначально круг участников переговоров по здравоохранительной дипломатии ограничивался европейскими странами. Это происходило по трём причинам: 1) Европа подвергалась разрушительным последствиям пандемий холеры и других заболеваний, преимущественно заносимых английским королевским флотом из Индии, а также паломниками, совершающими Хадж через Оттоманскую империю. 2) Транспортное сообщение в Европе было развито лучше, чем где бы то ни было, что создавало хорошую почву для распространения инфекции по континенту. 3) Европейские страны, особенно те, которые располагаются на Севере, были настроены решительно против карантинов как методов предупреждения эпидемий. Сорок дней карантина стоили больших потерь развитым промышленным экономикам европейских стран, поэтому они предлагали альтернативные способы борьбы с эпидемиями. Тем не менее, Пятая международная санитарная конференция прошла в Западном полушарии, в столице США Вашингтоне, в 1881 году. Её нельзя назвать успешной, как и попытки правительства США навязать европейским делегатам своё видение санитарно-эпидемиологической безопасности.Всего за полвека было проведено 12 международных санитарных конференций. Квинтэссенцией этих встреч стало подписание в 1907 году двадцатью государствами Международного санитарного кодекса (Кодекс). В соответствии с ним период карантина был ограничен 5 днями, также была возможность замены карантина медицинской инспекцией судна. Также важной новеллой стала обязанность государства, зафиксировавшего на своей территории вспышку эпидемического заболевания, уведомить об этом подписантов Конвенции. В свою очередь государства, предупрежденные об ухудшении эпидемиологической ситуации, не должны были вводить ограничения против этого государства, свыше тех, что предусмотрены Кодексом. Несмотря на скованность и неповоротливость европейской дипломатии тех времён, конференции, и принимаемые на них санитарные конвенции имели позитивный эффект на нормализацию эпидемиологической и торгово-экономической ситуации в бассейне Средиземного моря. С момента Первой санитарной конференции и до Первой мировой войны международное сотрудничество государств в области здоровья осуществлялось преимущественно в следующих направлениях: - борьба с инфекционными заболеваниями; - производственная безопасность и промышленная гигиена; - трансграничное загрязнение водоёмов и воздуха; - борьба с незаконным распространением алкоголя, табака и наркотических веществ; - ведение санитарной статистики.ЗаключениеТаким образом, XIX век — время стремительной мировой экспансии западной медицины, основными центрами развития которой в этот период становятся университетские и медицинские центры Франции, Германии, Австрии, Англии, США и России. Экспансия осуществлялась как за счет геополитического влияния названных стран, так и благодаря прорывным достижениям в области диагностики, лечения и профилактики болезней, обеспечившим западной медицине колоссальные конкурентные преимущества по сравнению с традиционными системами китайской, индо-тибетской и греко-арабской медицины.Медицина второй половины XIX в. добилась весомых успехов на этом пути – и в понимании природы болезней и механизмов их развития, и в их распознавании. Характерными чертами этого этапа истории клиники внутренних болезней были создание крупных научных клинических школ, обеспечивавших преемственность научно-врачебного знания; начавшаяся дифференциация терапевтической клиники с выделением новых самостоятельных научно-учебных дисциплин и разделов, а соответственно, и врачебных специальностей На протяжении второй половины XIX века происходили крупные изменения во всей структуре здравоохранения: строились новые лечебные учреждения, появлялись новые, талантливые врачи. Но, помимо положительных сторон в области медицины, существовали и отрицательные: на все том же низком уровне оставалась медицина в провинции, медикаментов катастрофически не хватало, в принципе, как и кадров. Острый недостаток медицинских кадров был серьезным препятствием для деятельности приказных лечебных заведений.Первые санитарные конференции, объединившие развитые государства Европы единой целью – защиты их границ от высококонтагиозных заболеваний, сыграли важную роль в зарождении и эволюции международного сотрудничества в сфере здравоохранения.Список использованной литературы1. Болезнь и здоровье. Новые подходы к истории медицины. - М.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, Алетейя, 2020. - 304 c.2. Бородулин, В. И. История клинической медицины от истоков до середины 19-го века / В.И. Бородулин. - М.: Медицина, 2019. - 180 c.3. Больницы 19 века. - https://www.istmira.com/drugoe-novoe-vremya/17949-bolnicy-19-veka.html (дата обращения: 10.02.2022).4. Васильев, Л.С. Всеобщая история. В 6-и т. Т. 4. Новое время (XIX в.): Учебное пособие / Л.С. Васильев. — М.: КДУ, 2016. — 680 c.5. Выдающиеся деятели медицины ХIХ-го века. - https://www.sechenov.ru/univers/structure/library/tsentralnaya-nauchnaya-meditsinskaya-biblioteka/persons/dey1/ (дата обращения: 10.02.2022).6. Заблудовский, П.Е. История медицины / П.Е. Заблудовский. - М.: Медицина, 2017. - 352 c.7. История медицины. - https://www.historymed.ru/training_aids/textbook/development_of_medicine_success_of_science/ (дата обращения: 10.02.2022).8. История становления и развития педиатрии. - https://murzim.ru/nauka/medicina/istorija-mediciny/28174-istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-pediatrii.html (дата обращения: 10.02.2022).9. Калганова, И.Б. История медицины / И.Б. Калганова. - М.: Издательские решения, 2019. - 317 c.10. Кветной, И.М. 30 величайших открытий в истории медицины, которые навсегда изменили нашу жизнь. Жизни ради жизни. Рассказы ученого клоунеля / И.М. Кветной. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2019. - 320 c.11. Красняк, О.А. Всемирная история / О.А. Красняк. – М.: Либроком, 2018. – 280 с.12. Медицина XIX века: важные моменты развития. - https://liteiniimed.spb.ru/articles/meditsina-xix-veka-vazhnye-momenty-razvitiya (дата обращения: 10.02.2022).13. Открытия и достижения медицины 19 века. - https://history-doc.ru/zarubezhnaya-istoriya/otkrytiya-i-dostizheniya-mediciny-19-veka/ (дата обращения: 10.02.2022).14. Общие черты развития медицины в XIX веке. - https://cyberpedia.su/10x48cf.html (дата обращения: 10.02.2022).15. Развитие основных клинических дисциплин во второй половине XIX века. - https://studfile.net/preview/4021463/page:32/ (дата обращения: 10.02.2022).16. Развитие гигиены в Европе. - http://www.medical-enc.ru/gigiena/v-evrope.shtml (дата обращения: 10.02.2022).17. Скляров, Е.К. История медицины / Е.К. Скляров, Л.В. Жаров. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 346 с.18. Трушкевич, А.А. Краткий анализ сотрудничества европейских государств в сфере здравоохранения в XIX веке / А.А. Трушкевич // International scientific review. – 2016. – С. 27-30.19. Хаггард, Г. От знахаря до врача. История науки врачевания / Г. Хаггард. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2012. - 447 с.20. Чубарьян, А.О. Всемирная история: в 6 т., Т. 3: Мир в ранее новое время / А. О. Чубарьян. – М.: Наука, 2013. – 889 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!