это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3803047
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеАктуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема долговой зависимости играет огромную роль в развитии национальной экономики государства и обеспечении экономической безопасности государства. Государственный долг имеет актуальное значение поскольку полная реализация суверенитета государства возможно только лишь при его экономической независимости.Под государственным долгом понимается совокупность финансовых заимствований государства, которые осуществляются с целью возмещения дефицита бюджета, так повышение доходов над расходами вызывает экономический избыток, если же расходы превышают доходы наблюдается экономическое нехватка или дефицит бюджета, вследствие чего государство вынуждено обращаться к иностранным кредиторам с целью погашения недостатка бюджета.Внешний долг оказывает огромное давление на развитие социально-экономических сферы государства, так как при образовании и формировании внешнего долга возникают ситуации, связанные с погашением внешнего долга и его обслуживанием, что требует дополнительных бюджетных ресурсов.В настоящее время Российская Федерация активно участвует в международных кредитных отношениях, это обусловлено как финансовыми сдвигами на мировой арене, так и внутренними процессами развития национальной экономики. Таким образом, управление государственным долгом в Российской Федерации, а также его влияние на развитие национальной экономики является одним из важнейших вопросов развития финансовых и бюджетных отношений в государстве.Целью исследовательской работы является оценка политики управления государственным долгом в системе обеспечения экономической безопасности страны в 2016-2020 гг.Задачи исследования:рассмотреть теоретические аспекты управления государственным долгом в системе обеспечения экономической безопасности;дать оценку реализации политики управления государственным долгом в 2016-2020 гг.; выявить проблемы и перспективы реализации долговой политики РФ в рамках экономической безопасности государства.Объектом исследования является государственный долг.Предметом исследования являются особенности системы управления государственным долгом при обеспечении экономической безопасности государства.Методами исследования послужили: синтез, сравнение, статистический и экономический анализ, а также табличный и графический методы. Проблемам управления государственным долгом и его влияния на национальную экономику в Российской Федерации посвящено множество монографий, статей из различных журналов.Теоретическую основу исследования составили труды зарубежных и отечественных авторов по теме исследования, таких как Еромасова Н.Б., Андреева О. В. и др.Степень изученности проблемы. различные вопросы управления государственным долгом нашли отражение в исследованиях как зарубежных, так и отечественных авторов. Основы теории управления государственным долгом заложены представителями классической школы, а также выдающимися экономистами такими как: Вавилов В.А., Барышникова А. В., Удовик Е.Э., Костенко Р.В. и пр.Следует отметить, что в настоящее время в целом сформированы основные принципы и положения теории управления государственным долгом. Тема исследования и её практическая значимость определили выбор темы данной курсовой работы.Структура исследовательской работы включает в себя введение, основную часть, разделению на три главы, заключение и список литературы.Во введении обозначена актуальность, цели и задачи темы исследования.В первой главе исследованы теоретические аспекты управления государственным долгом в системе обеспечения экономической безопасности государства.Во второй главе проведен дана оценка реализации политики управления государственным долгом в 2016-2020 гг., выявлены особенности долговой политики РФ в системе обеспечения экономической безопасности, а также исследовано влияние госдолга РФ на внутреннюю экономику.В третьей главе проведено исследование проблем и перспектив реализации государственной политики управления государственным долгом в системе обеспечения экономической безопасности страны.1 Теоретические аспекты управления государственным долгом в системе обеспечения экономической безопасности1.1 Понятие и причины возникновения государственного долгаГосударственный долг представляет собой финансовые обязательства государства перед иностранными государствами, международными организациями, либо физическими и юридическими лицами, которые являются кредиторами и имеют право предоставлять займы основе кредитных соглашений и договоров. В настоящее время, проблеме государственного долга уделяется огромное внимание, от того на сколько эффективно выстроен бюджет государства, зависит экономическое и социальное развитие государства, поэтому рассмотрение государственного долга очень актуальный вопрос. В настоящее время не сформировалось единого мнения относительно понятия государственного долга. Так, по мнению В. М. Федосова и В.М. Огородника под государственным долгом понимается задолженность по непогашенным внутренним государственным займам, а также задолженность по отношению к иностранным кредиторам.По мнению А.Н. Дж. Долана «государственный долг – это аккумулированная сумма задолженности прошлых лет.По нашему мнению, государственный долг – это результат денежных и кредитных отношений, при которых государство является заемщиком, а сумма обязательств является государственным долгом. Заимствования возникают по причине несбалансированного бюджета, увеличением расходов и неспособностью государства развивать рыночные отношения с другими государствами.Основные причины образования государственного долга, представлены на рисунке 1.1.Рис. 1.1. Причины возникновения государственного долгаВ случае, когда возникает дефицит бюджета и государство не может обеспечить функции по выполнению своих обязательств, оно может прибегнуть к внешнему заимствованию.В современной экономике государственные заимствования необходимы для развития страны. Поэтому рациональное использование заимствований сегодня является очень необходимым для выстраиваний экономических и политических взаимоотношений между странами. Государственный долг оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на экономику государства.К положительным факторам стоит отнести:обеспечение государственного бюджета финансовыми ресурсами, так как долговые обязательства становятся важным источником финансирования дефицита бюджета;ускорение социально-экономического развития, благодаря предоставлению государственных кредитов организациям и гарантий по кредитам и займам;организация сбережений среди населения, посредством выпуска долговых обязательств государством, которые предназначены для покупки физическими и юридическими лицами;увеличение инвестиций в экономическом развитии государства.К негативным факторам государственного долга, стоит отнести: снижение инвестиционной активности, что приводит к снижению эффективности развития внутренней национальной экономики;увеличение риска неплатежеспособности при возникновении кризисных факторов, влияющих на развитие внутренних экономических и социальных процессов в государстве;увеличение зависимости государства от мировой экономики и пр.При росте государственного долга увеличивается нагрузка на экономику и социальную сферу, что в свою очередь приводит к снижению производительности экономики, повышения уровня инфляции, снижению доходов населения, усилению социальной напряженности и пр.Таким образом, государственный долг представляет собой обязательства государства, которые могут оказать как положительное влияние на развитие национальной экономики страны, так и негативное, в зависимости от цели использования государственного кредита и его условий предоставления.1.2 Виды государственного долгаРассматривая виды государственного долга необходимо в первую очередь рассмотреть составляющие внутреннего и внешнего государственного долга.Внутренний государственный долг представляет собой государственные заимствования внутри страны, которые обеспечены правительством.Внешний государственный долг представляет собой долговое обязательство перед иностранными кредиторами, которыми являются: правительства зарубежных стран, резиденты иностранных государств, а также международные фонды, к примеру МВФ.В разных странах, составляющие государственного долга могут быть различными, к примеру в Российской Федерации принято считать под государственным долгом: обязательства Центрального банка Российской Федерации;обязательства субъектов Российской Федерации;обязательства федеральных органов власти; долги третьих лиц, которые гарантированы правительством Российской Федерации. Государственные гарантии могут возникнуть в том случае, если правительство дает письменное соглашение отвечать за долги частных организаций, этот метод является одним из методов поддержки системообразующих предприятий страны, которые играют значимую роль в развитии национальной экономики. Кроме того, государственный долг можно подразделить на: капитальный;текущий. Под капитальным государственным долгом понимается общая сумма долга, которая необходима для погашения всех задолженностей государства.Под текущим государственным долгом понимается сумма долга и стоимость обслуживания государственного долга, которую необходимо погасить в текущем году.В случае если государство не имеет возможности погасить текущий долг, то оно может объявить дефолт и признает себя неплатежеспособным, то есть возникает ситуация невозможности отвечать по долговым обязательствам.По сроку погашения государственный долг подразделяется на:краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный. Краткосрочный государственный долг имеет период менее 12 месяцев, среднесрочный государственный долг имеет период от 1 до 5 лет, долгосрочный государственный долг имеет период более 5 лет.По валюте, в которой осуществляется государственный долг, он подразделяется на:в валюте, выраженный в иностранной валюте:в валюте, выраженный в национальной валюте.По инструментам кредитования государственный долг подразделяется на: общедоступные ценные бумаги; кредиты от правительственных органов других организаций; кредиты от международных финансовых организаций; ценные бумаги доступные гражданам государства и пр.На рисунке 1.2 представлена классификация государственного долга.right5143500Рис. 1.2. Виды государственного долгаТаким образом, государственный долг имеет широкую классификацию, позволяющую определить условия кредитования и спрогнозировать влияние задолженности на национальную экономику государства.1.3. Способы управления государственным долгом в системе обеспечения экономической безопасностиУправление государственного долга представляет собой совокупность мероприятий государства, направленных на повышение эффективности обслуживания и использования государственного долга, с целью развития внутренней национальной экономики и обеспечения экономической безопасности государства.В системе экономической безопасности огромную роль играет долговая политика, которая представляет собой степень соответствия сфере экономики в области обеспечения финансовой безопасности. По мнению автора В.К. Шагова, в системе экономической безопасности огромную роль играет финансовая безопасность, которая может быть обеспечена за счёт грамотного управления долговой политикой, понимание финансовой безопасности в сегменте управления государственным долгом требуется грамотных управленческих решений, которые противостоят угрозам, возникающим в системе экономической безопасности государства, за счёт использования различных инструментов оценки уровня финансовой безопасности государства в сфере государственного долга.В процессе управления государственным долгом должен учитываться анализ привлечения денежных ресурсов за счет размещения ценных бумаг или иных источников, необходимых для обслуживания и погашения долговых обязательств.В настоящее время существуют различные методы управления государственным долгом.Наиболее лучший способ обслуживания и погашения государственного долга – это своевременный его возврат, а также уплата процентов по нему. Однако, планы государства не всегда могут совпадать с реальными возможностями, так могут возникнуть неожиданные обстоятельства, которые обусловлены финансовыми, политическими или социальными проблемами.Управление государственным долгом обеспечивает решение следующих задач:- обеспечить объем государственного долга на безопасном уровне;- минимизировать объем государственного долга;- обеспечить своевременность возврата государственного долга.Управление государственным долгом это постоянный процесс, который включает в себя несколько этапов, данные этапы представлена на рисунке 2.Рис. 1.3. Этапы управления государственным долгом Среди способов управления государственным долгом необходимо выделить: административные и финансовые способы.К административным способам управления государственным долгам относят проведение оценки результатов государственного долга при его росте или снижении.К финансовым способам управления государственным долгом относят выполнение обязательств органов власти по уплате процентов при обслуживании государственного долга, а также проведения анализа использования средств, полученных в результате кредитования.Среди методов управления государственным долгом следует выделить рефинансирование.Под рефинансированием понимается выпуск новых кредитов и займов, которые необходимы с целью перекрытия ранее выпущенных долговых обещаний. Следует выделить три основных метода рефинансирования:изменение условий обязательств с истекшим сроком погашения на новые; изменение условий обязательств на новые с более длительным сроком погашения; осуществление продажи новых облигаций за счёт вырученных средств погашения облигаций с истекшим сроком погашения.Следует выделить также метод конверсии займов. Данный метод предполагает использование инструментов погашения государственного долга за счет замещения его иными видами обязательств, которые обеспечивают развитие внутренней национальной экономики и не наносят существенный урон экономики государства. Среди распространенных видов конверсии займов следует выделить: обмен долга на акции или замен долга на продукты. Кроме того, существуют методы аннулирования и реструктуризации долга.Под аннулированием государственного долга понимается отказ от всех обязательств. Это не всегда ведет к экономическому эффекту, а наносит ущерб репутации государства как заемщика, вследствие чего при возникновении необходимости получения государственного долга большинство государств могут отказать.Под реструктуризацией долга понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований. Таким образом, стоит отметить, что управление государственным долгом воздействует на уровень инфляции, уровень занятости, безработицы, финансовый подъём, а также размер вложений в экономику государства и в реальный сектор экономики. Для того, чтобы эффективно управлять государственным долгом необходимо проводить своевременный анализ и оценку экономической эффективности влияния долговых обязательств на развитие национальной экономики государства.2 Оценки реализации политики управления государственным долгом в 2016-2020 гг.2.1 Характеристика экономической безопасности государстваВ силу большого количества угроз в виде санкций со стороны Западных стран, введенных еще в 2014 году, политической напряженности, проблем с Украиной, а также современными угрозами, вызванными борьбой с распространением пандемии и ростом корпоративного и государственного долга, проблемы обеспечения национальной экономической безопасности вызывают сегодня все большой интерес. Проведем анализ макроэкономических показателей национальной экономической безопасности с 2016-2020 гг. основным показателем экономического роста экономики является ВВП. Рис. 2.1. Динамика ВВП в текущих ценах РФ с 2016-2020 гг., млрд. руб.По данным рисунка 2, следует отметить, что уровень ВВП РФ в 2020 году сократился с 109241,5 млрд. руб. до 106967,5 млрд. руб.Таким образом, наблюдается падение экономического роста РФ, что во многом связано с негативными последствиями мер, принимаемых в первой половине 2020 года по борьбе с пандемией. Падение мировой и национальной экономики оказало негативное воздействие на развитие реального сектора экономики, в 2020 году была отмечена тенденция падения темпов роста инвестиционной активности регионов РФ, падение темпов роста промышленного производства, ускорение темпов инфляции, рост внешнего долга РФ, а также падение среднедушевых доходов населения и рост безработицы [12].Динамика основных макроэкономических показателей развития экономикой безопасности РФ представлена в таблице 1.Таблица 1Макроэкономические показатели обеспечения национальной экономической безопасности РФ с 2016-2020 гг. Наименование 2016 2017 2018 2019 2020 Темп роста, %2019/20182020/2019Темп роста экономики, %107,2113,8103,65105,1897,921,53-7,26Уровень инфляции, %5,42,54,334,9-1,31,9Индекс промышленного производства, %101,1102,6103,5103,497,2-0,1-6,2Среднедушевые доходы населения, %30865318973326635338357406,231,14Уровень безработицы, %5,45,14,84,65,8-0,21,2Исходя из данных таблицы 1, следует отметить, что темпы роста национальной экономики с 2019 года снижаются, так если в 2019 году темпы роста ВВП России составляли 1,5%, в 2020 году -7,26%, что ниже порогового значения 1,5%. Темп роста ВВП является одним из важнейших показателей развития национальной экономики, снижение темпов роста свидетельствует о наличии определенных угроз и проблем развития внутренней экономики страны, сегодня экономика России находится в застое. Уровень инфляции к концу 2020 году вырос с 3% до 4,9%. Таким образом, политика удержания инфляции в пределах 4% оказалась неэффективной. Высокие темпы роста инфляции оказывают негативное влияние на рост потребительских цен в государстве, снижая реальные доходы населения и способствующая росту дифференциации населения по доходам. В 2020 году в результате массовых сокращений и ликвидации субъектов малого и среднего бизнеса, уровень безработицы увеличился с 4,6% до 5,8%. Увеличивается социальная напряженность в обществе, что создает дополнительные угрозы экономической безопасности государства. Таким образом, в России наблюдается падение темпов развития внутренней экономики, что во многом связано с внешними факторами, усилившими негативные тенденции развития национальной экономики. Причинами низкой активности развития внутренней экономики России являются внутренние проблемы, которые во многом связаны с:повышением уровня теневой экономики, как одной из угроз экономической безопасности страны. Так, в 2020 году уровень теневой экономики в России составил чуть менее 20% от ВВП, что является достаточно высоким показателем.расслоением общества и повышением уровня дифференциации общества по доходам. Реальные доходы населения имеют динамику к снижения, социальная политика, направленная на выравнивание доходов неэффективна и требует дополнительных решений. низкой инновационной активностью экономики, обусловленной низкими затратами на НИОКР, утечкой «мозгов» и инвестиций.Данные проблемы негативно влияют на экономическое и социальное развитие государства в целом.Проведем оценку национальной экономической безопасности России, данные представим в таблице 2.Исходя из данных таблицы 2, следует отметить, что основными проблемами развития национальной экономики является высокий уровень изношенности основных производственных фондов, по данному индикатору Россия не достигает нормативных значений, так в 2020 году уровень износа ОПФ составил 38%.Кроме этого, показатель численности населения с доходами ниже прожиточного минимума превышает нормативного значения не более 7%, так в 2020 году данный показатель составил 18,1%. Однако, следует отметить, что у России достаточно низкий внешний долг, что свидетельствует о независимости России от внешнего финансирования и снижает валютные и долговые риски. Уровень теневой экономики продолжает снижаться, этому способствует ряд мер органов государственной власти, направленных на обеспечение открытости и прозрачности бизнеса страны.Таблица 2Социальные и экономические показатели национальной экономической безопасности за 2018-2020 гг.Наименование 20162017201820192020Пороговые значенияТемп роста ВВП, %107,2113,8103,5105,297,9 1,5%Дефицит/профицит, млрд. руб.2956,313362741,419744712 Дефицит бюджета к ВВП, %3,41,42,61,84,4не более 4%Внешний долг к ВВП, %19,519,114,710,212,2не более 25%Уровень инфляции, %5,42,54,334,9от 0-5%Теневая экономика к ВВП, %19,521,322,619,320,3не более 50%Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, %19,219,118,918,418,1не более 7%Уровень безработицы, %5,45,15,24,84,6не более 8%На национальную экономическую безопасность России оказывает огромное влияние уровень инфляции, следует отметить, что по данному показателю пока Россия находится в пределах нормативного значения. Так уровень инфляции 2020 году составил 4,9%, то есть менее 5%. Уровень теневой экономики находится в пределах нормативного значения на более 50%, что также свидетельствует о достаточном уровне экономической безопасности государства.Кроме того, в настоящее время реальные доходы населения снижаются, увеличивается уровень бедного населения, увеличиваются расходы государства на обеспечения социального развития в стране. Таким образом, среди экономических и социальных показателей, характеризующих уровень национальной экономики и влияющих на экономическую безопасность России, следует отметить, что негативное влияние оказывают следующие индикаторы: степень износа основных производственных фондов, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, а также уровень жизни населения.Исходя из показателей, характеризующих национальную экономическую безопасность государства можно сделать следующий вывод: национальная экономическая безопасность имеет тенденцию к снижению, если в 2018 году показатели экономической безопасности были относительно стабильны, то к концу 2020 года наблюдается ухудшение ситуации, что связано с: падением курса рубля, увеличением государственного долга, снижение темпов роста внутренней экономики, обусловленной внутренними причинами нестабильности развития, что, несомненно, негативно отражается на экономической безопасности государства.2.2 Особенности долговой политики РФ в системе обеспечения экономической безопасностиВ настоящее время в Российской Федерации активно реализуется долговая политика, которая непосредственно связана с понятием заемная политика, которая успешно функционирует за счёт создания действующего механизма рыночного привлечения заёмных ресурсов.Основные направлением заемной политики для государства в настоящее время является внутренний рынок капитала и его развитие за счет совершенствования механизма размещения облигации федерального займа. Данное направление это является приоритетным и позволяет сохранить присутствие РФ на международном рынке капитала и обеспечить необходимый уровень экономической и финансовой безопасности страны.Для того, чтобы рассмотреть особенности реализации долговой политики РФ проведем анализ динамики и структуры государственного долга с 2016-2020 гг. Рис. 2.2. Динамика внешнего долга РФ с 2016-2020 гг., млн. долл.По данным рисунка 2.2, видно, что с 2016-2018 гг. объем государственного внешнего долга снизился на 4,1% по отношению к 2016 году, однако, с 2018 года динамика объема внешнего государственного долга имеет тенденцию к росту, что во многом зависит от многочисленных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие государства.В настоящее время внешний долг России во многом зависит от мировых цен на энергоносители, так как федеральный бюджет России имеет огромную сырьевую зависимость, кроме этого на формирование внешней задолженности нашего государства оказывают влияние санкции со стороны Запада. В течение последних трех лет с 2018-2020 годы наблюдается увеличение внешней задолженности РФ, так на 1 января 2019 года общая внешняя задолженность нашего государства составила 49156,5 млн. долл., на 1 января 2021 года объем внешней задолженности увеличился до 56702,9 млн. долл.При этом, наибольшую долю в структуре внешнего долга занимает задолженность по внешним облигационным займам – 67,47% в 2020 году, при этом доля задолженности по внешним облигационным займам ежегодно сокращается, так в 2018 году данный показатель составлял 74,4%, в 2020 году – 67,47%. Причиной сокращения внешних облигационных займов является увеличение доли государственных гарантий, которые к 2020 году увеличились до 31% в структуре внешнего долга РФ.Структура внешнего государственного долга РФ в 2020 году представлена на рисунке 2.3.Рис. 2.3. Структура внешнего долга РФ в 2020 году, %Рост внешнего долга РФ в 2020 году обусловлен влиянием внешних факторов, которые оказали существенное значение для развития внутренней национальной экономики. Так, вследствие принятия ограничительных мер, связанных с борьбой с коронавирусной инфекцией 2020 года, и падением мировой экономики в целом, наблюдался дефицит бюджета, вызванный снижением темпов роста доходной части и увеличением расходной частей бюджета.Таким образом, на увеличение и структуру внешнего долга РФ огромное влияние оказывают негативные факторы, связанные с коронакризисом 2020 года.Проведем анализ динамики внутреннего долга РФ с 2016-2020 гг.Рис. 2.4. Динамика внутреннего государственного долга РФ с 2016-2020 гг., млрд. руб.Исходя из данных рисунка 2.4, следует отметить, что динамика внутреннего долга в отличии от внешнего имеет тенденцию к росту с 2016-2020 гг. Так, на конец 2020 года внутренний долг увеличился по отношению к 2016 году практически в 2 раза. Внутренний государственный долг состоит из государственных внутренних гарантий и государственных ценных бумаг.В 2020 году объем государственных гарантий снизился на 95% по сравнению с 2019 годом, при этом объем государственных ценных бумаг увеличился на 12,3% по сравнению с 2019 годом до 13708,89 млрд. руб.Росту объема ценных бумаг способствует проводимая политика Минфин РФ, направленная на повышение объема выпуска ценных бумаг внутри государства.Наибольшую долю в структуре государственных ценных бумаг занимают облигации федерального займа с переменным купоном – 62,3% в 2020 году, наименьшую долю составляют облигации с фиксированной ставкой дохода – 1,1% или 132 млрд. руб в 2020 году. Рис. 2.5. Структура внутреннего долга РФ в 2020 году, %Таким образом, в настоящее время государственный долг РФ имеет тенденцию к увеличению, однако темпы роста, как внешней, так и внутренней задолженности ниже, чем пять лет назад, что может свидетельствовать об эффективных мерах по снижению и оптимизации государственного долга России.2.3 Оценка влияния государственного долга на экономику РФ и систему экономической безопасностиКак внешний, так и внутренний государственный долг имеют положительное и негативное воздействие на экономику России.При увеличении внешней и внутренней задолженности правительство снижает инвестиции в экономику страны, что негативно влияет на развитие экономических структур государства.Кроме этого, при увеличении долговых обязательств увеличиваются расходы бюджета на обслуживание государственного долга, при этом снижаются расходы на более приоритетные задачи экономического развития.При этом, в случае с внешней задолженностью расходы могут увеличиваться в зависимости от роста процентных выплат за использование займа.Как уже было выявлено ранее, внешний государственный долг рассчитывается и уплачивается в иностранной валюте, поэтому, увеличение внешнего долга всегда связано с валютным риском.Так в 2019 году доля внешней задолженности в ВВП увеличилась по сравнению с 2018 годом с 3,7% до 4%, что было вызвано ростом курса валют, при этом в связи с введением санкций со стороны западных стран в 2019 году доля внутренней задолженности в ВВП увеличилась с 9,5% до 10,6%.В 2020 году, в связи с ростом расходов федерального бюджета, вследствие чего возник дефицит бюджета, государственный долг увеличился, что в свою очередь увеличило нагрузку на экономику государства. Так, доля внешней задолженности к ВВП увеличилась до 4%, внутренней до 11,7% к ВВП.Данные представлены на графике ниже.Рис. 2.7. Объем государственного долга РФ в % к ВВП с 2018-2020 гг.Увеличение доли внутренней задолженности в ВВП обусловлено ростом внутреннего долга в РФ в течение пяти последних лет. Рост доли внешней задолженности обусловлен нестабильностью развития мировой экономики в 2020 году, вызванной коронакризисом.Рассмотрим показатели долговой зависимости государства исходя из показателей долговой устойчивости.Исходя из данных таблицы 3, стоит отметить, что все показатели находятся в пределах нормы, а риски рефинансирования находятся на приемлемом уровне.Благодаря росту государственного долга в РФ в 2020 году была перекрыта большая часть дефицита бюджета, что снизило нагрузку на федеральный резерв, из которого в 2020 году было выделено 290 млрд. руб. на погашение дефицита бюджета.Таблица 3Показатели долговой устойчивости РФ, % НаименованиеНа 01.01. 2017На 01.01.2018На 1.01. 2019На 1.01. 2020На 1.01.2021НормаОтношение государственного долга к ВВП15,915,214,715,215,7<20Доля расходов по обслуживанию госдолга в общем объеме расходов федерального бюджета6,35,84,55,35,4<10Отношение государственного долга к доходам федерального бюджета96,397,594,995,499,8<100В настоящее время государственный долг РФ среди государств мира является одним из самых низких, однако, при неправильном управлении государственной задолженностью, объем государственного долга и его структура могут негативно повлиять на развитие национальной экономики.К негативным последствиям влияния внешнего государственного долга на развитие национальной экономики РФ следует отнести:- увеличение политической зависимости от внешних кредиторов, которыми являются международные организации, зарубежные страны или резиденты зарубежных стран;- сдерживание роста инвестиций, направленных на развитие экономики, так как существует необходимость погашать не только долг, но и проценты;- повышение риска неуплаты при возрастании финансового кризиса внутри государства.Так, сегодня, несмотря на то, что объем инвестиций в экономику с 2018 года увеличивается, так если в 2018 году инвестиции в основной капитал составляли 17782 млрд. руб., то к 2020 году объем инвестиций в основной капитал увеличился до 20118 млрд. руб., темп роста капиталовложений снизился практически в 2 раза (рис. 2.8.)Рис. 2.8. Темп роста инвестиций в РФ с 2016-2020 гг., %Таким образом, рост государственного долга оказывает как положительное влияние, так и негативное на развитие национальной экономики России и обеспечение экономической безопасности. При увеличении государственного долга в первую очередь снижается развитие национальной экономики, так как темпы роста инвестиций и капиталовложений в развитие национальной экономики снижаются, снижаются доходы населения, снижается развитие социальной сферы, причиной этого является то, что РФ зависима от цен на нефть, что снижает доходы бюджета, а национальная валюта рубль нестабилен по сравнению с иностранной валютой – доллар и евро.3 Проблемы реализации долговой политики РФ в рамках экономической безопасности государства и пути их решенияОсновными проблемами развития финансовой политики и обеспечения экономической безопасности в РФ являются:нарастающий дефицит бюджета РФ;низкий инвестиционный климат государства;отток капитала из страны;низкая конвертируемость национальной валюты;стагнация развития внутренней экономики;недостаточная эффективность социальной политики и пр.Проект федерального бюджета на 2021–2023 годы направлен на устранение последствий экономического и социального кризиса, вызванного распространением новой коронавирусной инфекции, а также реализацию национальных целей и ключевых приоритетов на период до 2030 года.При формировании бюджета учитывается также изменения законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, оказывающие влияние на бюджетные параметры в 2021–2023 годах. Объем дефицита федерального бюджета может снизиться в 2021 году почти в 2 раза по сравнению с 2020 годом и составит 2 755,0 млрд. рублей, или 2,4% от ВВП. В дальнейшие периоды 2022–2023 годов объем дефицита будет находиться на уровне 1 247,5–1 408,6 млрд. рублей, что соответствует 1% ВВП.В 2021-2023 гг. бюджет страны подвергнется некоторым изменениям. 2020 год для России был одним из сложнейших годов после периода финансового кризиса 2014 года. В условиях пандемии Министерство Финансов РФ увеличило рост расходов на поддержку и стабилизацию экономического и социального развития. 2021 год должен стать переходным периодом, Правительство РФ совместно с Минфином РФ планирует провести рекордную оптимизацию бюджета за счет сокращения дефицита и роста доходов. Важнейшим направлением бюджетной политики в период на 2021-2023 гг. остается социальная политика развития государства. Для того, чтобы обеспечить полное финансирование таких статей бюджета как: национальная экономика, здравоохранение, образование и социальная политика, в 2021 году планируется перейти на 10-ти процентную оптимизацию незащищенных статей бюджета, а также сократить расходы на военное вооружение на 5%. При нарастании дефицита бюджета в Российской Федерации в 2021-2022 годах, Министерство Финансов планирует увеличить объем государственного долга до 20% к ВВП.Следует отметить, что с одной стороны уровень государственного долга Российской Федерации нельзя назвать критичным, так как он находится на безопасном уровне для такого типа стран и не достигает более 40% ВВП. Однако, не стоит забывать, что Российская экономика во многом зависима от нефтегазового сектора, поэтому неаккуратное наращивание государственного долга и его неконтролируемый уровень может негативно оказать влияние на экономическое развитие государства, а именно, одной, из проблем экономики может стать затяжной экономический кризис, вызванный не сколько коронавирусом, сколько нестабильным развитием внутренних структур развития экономики.Сегодня одной из проблем управления государственным долгом РФ является:высокая стоимость международных кредитов;нестабильность внешнеполитических отношений;проблема рефинансирования.Для эффективного управления внешней задолженностью, а также снижения зависимости от внешних кредитов целесообразно: поддерживать безопасный уровень внешнего долга, который бы не достигал 40% ВВП; максимально эффективно расходовать финансовые ресурсы, которые были привлечены вследствие внешних заимствований; обеспечить выгодные условия внешнего заимствования при низкой процентной ставке; стараться возмещать государственный внешний долг при низком валютном курсе иностранной валюты по отношению к национальной валюте.Таким образом, при увеличении государственного внешнего и внутреннего долга увеличивается не только долговая зависимость, но и снижается развитие экономики, снижается развития социальной сферы и пр., так как бюджетные средства уходят на погашение и обслуживание государственного долга. Решение проблемы растущего внешнего долга в России в условиях затянувшейся макроэкономической нестабильности является ключом к сбалансированности бюджета, стабильности национальной валюты, экономики в стране, а также обеспечению стабильных позиций в мировой финансовой системе. Важным моментом управления государственным долгом для современного этапа российской экономики и бюджетной системы является отрицательное влияние пандемии коронавируса. Это привело к тому, что на фоне пандемии у регионов резко сократились доходы. По итогам 2020 года бюджеты регионов не досчитались 9% доходов. В деньгах эта сумма составляет 1,3 миллиарда рублей.С целью решения данной проблемы, 23 июня, во время обращения к россиянам, президент Владимир Путин заявил, что регионам будет оказана дополнительная финансовая поддержка в размере 100 миллиардов рублей. Также, 30 апреля 2020 года принято Постановление Правительства No619, согласно которому в 2020 году регионы полностью освобождаются от погашения долга. В 2021–2024 годах будут выплачивать по 5% задолженности ежегодно, в 2025–2029 годах – остаток равными долями с возможностью досрочного погашения.В 2020 году в результате разработок вакцины от коронавирусной инфекции РФ сможет по прогнозным данным заработать 30 млрд. долл. до 2023 года. Как отмечают аналитики, такие показатели сопоставимы с ключевыми статьями российского экспорта. На этом фоне экономисты не исключают, что в ближайшие несколько лет реализация вакцины от коронавируса станет одним из крупных направлений несырьевых поставок России в другие страны.По последним данным Российского фонда прямых инвестиций, вакцина «Спутник V» одобрена в 58 странах с общим населением свыше 1,5 млрд человек. Как ранее отмечали в организации, стоимость одной дозы препарата для международных рынков составляет менее $10 (для вакцинации одного человека необходимы две дозы).Рост экспорта вакцины приведет к росту выручки и возможному сокращению внешнего государственного долга.Тем не менее, с целью совершенствования системы государственного контроля и управления финансирования бюджетного дефицита и государственного долга России для стимулирования роста экономики необходимо решение проблем следующими путями:- создание эффективной системы управления и регулирования государственных финансов;- повышение эффективности бюджетной политики в сфере доходов;- реализация качественной системы бюджетных расходов;- эффективное управление активами и пассивами государства;- обеспечение прозрачности бюджетов и бюджетных процедур, обязательная публикация бюджетной отчетности в соответствии с разделами бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы.Таким образом, государственные кредиты и государственный долг в России на сегодняшний день актуальная проблема, ведь за период последних лет соотношение госдолга к ВВП выросло до 17%.Для повышения экономической эффективности российских внешних заимствований необходимо совершенствование системы управления внешним государственным долгом. Для России решение проблем внешнего долга должно предполагать наличие долговременной стратегии, ориентированной на обеспечение устойчивого развития экономики и целостной системы управления внешним долгом страны. Существующая в России система управления внешним долгом позволяет решать текущие задачи по реструктуризации обязательств, но ее эффективность в качестве полноценного инструмента макроэкономического управления остается низкой. В настоящее время бюджетное законодательство регулирует в основном вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга. Однако эффективная система управления государственным долгом должна включать в себя более значительный набор инструментов (рыночные операции по выкупу и досрочному погашению долга, операции по конверсии (обмену) долга на инвестиции, товары, ценные бумаги, другие финансовые активы и прочие). В этой связи необходимо разработать нормативные акты, детализирующие полномочия правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти по проведению вышеуказанных операций.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа сегодняшний день вопрос обеспечения экономической безопасности РФ имеет особую актуальность, так как от того насколько эффективно развивается национальная экономика зависит социально-экономическое положение населения страны. В условиях нарастающих глобальных вызовов, обусловленных падением мировой экономики, коронавирусной инфекцией, обострением торговых войн, снижением эффективности внутренней экономики, нарастанием конкуренции на мировом рынке, санкционным давлением и пр., обеспечение национальной экономической безопасности является достаточно актуальным вопросом.Государственный играет огромную роль в развитии финансовой политики государства и системе обеспечения экономической безопасности. С одной стороны, международное кредитование способствует росту экономики, повышению уровня благосостояния в государстве, росту производства и способствует внешней торговле на мировом рынке. С другой стороны, внешнее заимствование увеличивает долговую зависимость и риски, связанные с уплатой долга. Россия играет важную роль в международных отношениях, связанных с мобилизацией экономических ресурсов. Стоит отметить, что основной целью внеэкономической политики России в настоящее время является снижение долговой зависимости и ограничение внешнего кредитования. В связи со сложными экономическими процессами, которые обусловлены ростом дефицита бюджета РФ за счет скачков цен на нефтяном рынке, а также за счет введения новых экономических санкций со стороны Западных стран, внешний долг России в течение последних трех лет имеет динамику к увеличению.Так, на начало 2020 года внешняя задолженность России увеличилась по сравнению с началом 2019 года на 32,9% до 149,69 млрд. долл США.При этом стоит сказать, что государственный долг РФ является достаточно низким по мировым показателям.Сегодня одной из проблем управления государственным долгом РФ является: высокая стоимость международных кредитов; нестабильность внешнеполитических отношений; проблема рефинансирования.Для эффективного управления внешней задолженностью, а также снижения зависимости от внешних кредитов целесообразно поддерживать безопасный уровень внешнего долга, который бы не достигал 40% ВВП и максимально эффективно расходовать финансовые ресурсы, которые были привлечены вследствие внешних заимствований.Список литературыУказ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»Барышникова А.В. Проблема государственной задолженности. Модель формирования долга страны // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.– С. 478.Внешний долг России Шаймарданова А., Удовик Е.Э., Костенко Р.В. В сборнике: междисциплинарность науки как фактор инновационного развития. Сборник статей Международной научно - практической конференции: в 4 частях. – 2016. – С. 3-6Вавилов, Ю.Я. Государственный долг / Ю.Я. Вавилов. - М.: Перспектива, 2016. – 101 c.Родионова, Л.Н. Экономическая безопасность: концепция, стандарты / Л.Н. Родионова. - М.: Русайнс, 2019. – 32 c.Рябичева О.И. Анализ состава и структуры внешнего государственного долга РФ // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 57-6. – С. 37-40Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс] // URL: http: //minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/Официальный сайт Центробанка РФ [Электронный ресурс] // URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/Санкции против России. Список. Газета «Аргументы и факты»- [Электронный ресурс] // URL: http://www.aif.ru/dontknows/actual/1159761Государственная политика России в области обеспечения национально безопасности на период до 2021 г.. [Электронный ресурс] // URL: http://oruzhie.info/voennaya-sluzhba/937-strategiya-natsionalnoj-bezopasnosti-rossiiТренин Д. Внешняя политика России в ближайшие пять лет: цели, стимулы, ориентиры. [Электронный ресурс] // URL: https://carnegie.ru/2016/04/28/ru-pub-63462 Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом РоссийскойФедерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://kremlin.ru/acts/news/785Караганов С., Суслов Д. Россия в мире после коронавируса: новые идеи для внешней политики // Россия в глобальной политике. 2020. № 3. [Электронный ресурс] // URL: https://globalaffairs.ru/articles/rossiya-mir-koronav.. Росстат [Электронный ресурс] // URL: http:// www.gks.ru.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!