это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3807637
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Личностное профессиональное самоопределение - сложный и длительный процесс, охватывающий важный период жизни. Трактовка выбора профессии как деятельности позволяет наиболее эффективно решать проблемы, связанные с профессиональным самоопределением. Изучение детерминант успешного выполнения данного вида деятельности способствует правильной организации учебно-тренировочного процесса. Исследования мотивации выбора карьеры и обучения показывают, что они определяются внутренними и внешними факторами. Актуальность работы заключается в том, что образовательная деятельность в поликультурной среде основывается на различных общепедагогических принципах: воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных ценностей; развитие умения взаимодействовать с разными социокультурными группами; готовность к взаимовыгодному сотрудничеству и взаимовыгодному сотрудничеству; ответственность за позитивный характер межличностного и межкультурного взаимодействия. Таким образом, ведущей функцией поликультурного образования является формирование поликультурной личности, ориентированной на диалог и сотрудничество, что предполагает устранение противоречий между ценностной системой и регулятивными установками, принятыми в конкретном культурном пространстве в сознании индивидов. Целью данной работы является изучение психологических условий формирования активной и пассивной позиции школьников в профессиональном самоопределении. Исходя из цели, можно обозначить такие задачи:рассмотреть самопознание и самооценку как составляющие процесса профессионального самоопределения школьников;изучить психологические аспекты профессионального самоопределения и профессионального выбора интеллектуально одаренных школьников.Структура работы предполагает введение, два пункта, заключение, список литературы. Самопознание и самооценка как составляющие процесса профессионального самоопределения школьниковПроцесс самоопределения динамичен и непрерывен и основан на формировании внутреннего мира личности. Этот мир создается и существует в процессе формирования и реализации различных отношений и взаимодействий личности внутри группы и общества в целом. В процессе такого взаимодействия в группах приобретается жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет систему ее отношений с окружающим миром и людьми. Основным условием самоопределения как готовности к жизненному выбору является способность личности самостоятельно вырабатывать жизненные принципы и руководствоваться ими в своей деятельности и поведении [4]. Самостоятельно выработанные принципы жизнедеятельности облегчают поиск путей решения всех жизненных задач, сокращают время достижения психологической и социальной устойчивости, помогают находить пути и средства согласования общественных и личных интересов. На этой основе возможно обучение навыкам принятия решений, умению делать выбор, правильно прогнозируя последствия выбора. Без этой способности, без способности к самоопределению личность лишается возможности приобрести социальный, профессиональный и жизненный статус, реализовать свою индивидуальность [2].В содержание активного профессионального самоопределения входят процессы самопознания (осознание собственных интересов, склонностей, предпочтений, характера и темперамента), самооценки (сопоставление результатов самопознания с имеющимися представлениями о себе), профессиональные требования, предъявляемые избранной профессией) и саморазвитие (сознательное формирование качеств, необходимых для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности). На основе определения того, что доминирует в текущей деятельности человека - обстоятельства ситуации или его собственные цели, - можно сделать вывод о степени его активности в процессе профессионального самоопределения. Пассивное отношение человека проявляется, когда человек «берет на себя инициативу» чужих обстоятельств или целей. Активное профессиональное самоопределение молодого человека можно считать происходящим, когда в его деятельности доминирует стремление к достижению поставленных целей, а условия социального и профессионального статуса трансформируются и учитываются в соответствии с поставленными целями [1].Высокий уровень активности в процессе профессионального самоопределения проявляется в том, что молодой человек способен преодолевать неблагоприятные условия в ходе осуществления своих намерений. Самопознание – одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии [5]. Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я». В процессе самопознания в юношеском возрасте формируется «образ «Я» в единстве трех основных составляющих (когнитивной, эмоциональной, регуляторной). В свою очередь, повышение уровня самосознания (рефлексии) обеспечивает, с одной стороны, возможность осознанного и обоснованного выбора профессий с учетом собственных психологических особенностей и, с другой - возможность более полной профессиональной самореализации в будущей профессиональной деятельности. Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в должной мере. В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. В профессиональном самоопределении личности самооценка – оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике профессии. В юношеском возрасте самооценка служит двум целям: самовоспитанию и прогнозированию будущей профессии. Структурные элементы личности, как ближайшие психологические предпосылки профессионального самоопределения, различны по характеру их функций. Всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения можно свести к двум основным группам [6]: 1) Особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека. 2) Эту группу психологических предпосылок самоопределения образуют различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность реагирования. Сюда относится потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности убеждения и установки, ценности и идеалы, и представления о жизненных ценностях. Компоненты второй группы благодаря своей связи с познавательными потребностями обладают функцией обусловливания сферы деятельности, привлекательной для человека. Старшеклассники в отличие от подростков ощущают потребность в самооценке, хотя объективно к ней не готовы. Внутренняя потребность в самооценке – залог успешного ее формирования при соответствующих условиях. Объективно и полно оценить себя в юношеском возрасте человек не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. По показаниям исследований старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи. Выбирая профессию, старшие школьники в большинстве случаев ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств. Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности. Можно выделить 3 уровня адекватности самооценки [7]: 1) Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий. 2) Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности. 3) Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно. Психологические аспекты профессионального самоопределения и профессионального выбора интеллектуально одаренных школьниковХаризматичные и талантливые дети – это те, кто, по мнению опытных специалистов, благодаря своим незаурядным способностям показывает отличные результаты [8].Высокий уровень готовности к социально-профессиональному самоопределению характеризуется наличием сформированной мотивационной базы профессионального выбора, позитивным отношением к ситуации профессионального выбора, активной позицией в профессиональном выборе, наличием плана профессионального самоопределения, включающего альтернативы профессионального выбора - наличие адекватного понимания индивидуальных особенностей, знания требований, предъявляемых профессией к личности, умения анализировать и сравнивать друг с другом [4].Ученики с данным уровнем готовности целеустремленны - исходя из типа личностного самоопределения, способны разрабатывать и реализовывать личный карьерный план, видеть краткосрочные и долгосрочные перспективы своей карьеры, могут осуществлять контроль и самоконтроль при выборе профессии.Принимая во внимание эту особенность, можно сделать вывод, что высокий уровень готовности к социально-профессиональному самоопределению может быть достигнут только у одаренных детей с гармоничным типом развития, у которых высокая успеваемость по конкретному предмету сочетается с высоким уровнем личного развития. Группа одаренных детей с гармоничным типом развития характеризуется высокой адаптацией к школе и группе сверстников, эмоциональной и физической зрелостью. Как правило, эта категория одаренных детей достигает больших успехов в выбранной ими профессиональной сфере во взрослой жизни. Процесс формирования харизмы у детей с дисгармоничным типом развития личности сопровождается различными психологическими, психосоматическими и даже психопатологическими проблемами, поэтому их можно охарактеризовать как «группу риска». Для этой категории одаренных детей нередко характерна выраженная диспропорция в психическом развитии, когда одна область (обычно психическая) значительно опережает другие области развития (эмоциональное, социальное и физическое).Среди характеристик личностного развития этой группы детей наиболее выраженными являются [4]:перфекционизм (чрезмерное стремление к совершенству), который часто не соответствует реальным возможностям; эмоциональные проблемы, повышенная впечатлительность, чувствительность, чувство вины, депрессивность, склонность к эмоциональному поведению;отсутствие навыков саморегуляции, настойчивости, самостоятельности, трудности в проявлении произвольных усилий;отсутствие творчества, трудности в решении задач, требующих проявления творчества. Все это негативно влияет на формирование готовности одаренных детей к социально-профессиональному самоопределению, устанавливая низкий уровень.Низкий уровень представлен учащимися, недостаточно ориентированными на свои индивидуальные особенности, на черты своего характера, не занимающимися самообразованием. Они не сосредоточены и малоподвижны. У них слабо развита мотивационная основа социально-профессионального самоопределения, у них отсутствует позитивно-деятельностное отношение к состоянию выбора, вследствие чего отсутствует план профессионального самоопределения, не определена их ближайшая профессиональная перспектива. Средний уровень готовности к социально-профессиональному самоопределению характеризует студентов, у которых слабо сформирована мотивационная база выбора профессии, имеют смутное представление о своей будущей профессиональной деятельности в силу недостаточности информации о своих качествах и мире профессий. Они не оценивают и не всегда адекватно определяют свои профессионально важные качества и способности, нерегулярно пополняют информацию о профессиях и характеристиках человека. Расплывчатые представления о характере различных профессиональных сфер не позволяют им иметь обоснованного карьерного плана, не задумываются об альтернативах выбора профессии и не всегда способны правильно оценить свою квалификацию и профессиональные требования и соотнести их друг с другом. Этот уровень готовности характерен для одаренных детей с гармоничным и дисгармоничным типами развития. Переход с одного уровня на другой зависит от многих факторов, например, от качества профориентационной работы с одаренными детьми, развития тех или иных личностных качеств и др [3]. Таким образом, группа одаренных детей неоднородна по личностным качествам, влияющим на их личностное и профессиональное самоопределение.Наряду с чертами личности, характеризующими многих одаренных детей, можно выделить индивидуальные черты личности, которые обусловлены особенностями социального статуса развития одаренного ребенка. Знание этих особенностей позволит педагогам определить направления психолого-педагогической коррекции личностного развития одаренных детей, разработать целевые программы личностного развития одаренных детей и предупредить трудности в их профессиональном становлении и личной жизни.
Заключение
Таким образом, на основании изложенного можно сделать следующие выводы: Профессиональное самоопределение является важным элементом социализации студентов. По мере того, как подростки стремятся войти в мир взрослых на равных, они начинают искать свое место в обществе, в связи с чем для них становится важным вопрос о выборе профессии как пути интеграции в общество, который будет одобрен взрослыми. Кризис идентичности, поиски идентичности, попытки самоидентификации и самоидентификации подталкивают подростков к саморефлексии, выработке комплекса ценностей, взглядов и интересов, с которыми они будут связывать свою идентификацию. Общество, в свою очередь, в лице родителей и педагогов старается побудить подростков включить в свою идентичность профессиональную самоидентификацию. С этой целью в большинстве учебных заведений регулярно реализуется комплексная программа профориентационных мероприятий, особенно для аспирантов. Формирование профессионального будущего – это не безусловная данность, а сложный и зачастую длительный процесс, связанный с успешным освоением духовных новаций юношеского возраста. Сформировавшись, эти новообразования создают у подростков потребность составить ясное и полное представление о себе во всех ее аспектах. Одним из таких системных аспектов является профессиональное самоопределение. Очень часто школьники идут к школьным вожатым и посещают занятия, упуская возможность освоить профессию. Абитуриентам важно как можно раньше открыть для себя профессию и максимально приблизиться к реальной работе. Это позволяет им сделать более осознанный выбор профессии и решить, среди прочего, хотят ли они учиться в высшем учебном заведении, профессиональном учебном заведении или пройти курсы профессионального обучения. Важно дать понять молодежи, что не так важно, сколько денег ты зарабатываешь или на кого ты работаешь. Главное, чтобы это нравилось. Когда человек уверен в своем выборе, когда он знает, что делает свое дело, он полон энтузиазма, готов учиться новому, креативен и становится большим профессионалом.
Список литературы
Бабаева Ю.Д. Организация психологического сопровождения одарённых подростков в процессе их профессионального самоопределения: Методические рекомендации / Ю.Д. Бабаева, В.В. Белоусова, Л.В. Попова. – М.: МГППУ, 2014. – 77 с. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. Пособие/Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей.- М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. – 256 с.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304 с. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников: Учебное пособие для студ. пед. вузов. – М.: Academia, 2013. – 320 с. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В Шелобанова // Вопросы психологии. 2001.- № 1. – С.91 – 96. Мартынова А.В. Методика формирования и развития профессионального самоопределения подростков как средство профилактики дезадаптации / Под науч. ред. профессоров С.А. Лисицина, С.В. Тарасова. – СПб: Изд-во ЛОИРО, 2006. – 124 с.Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М., Просвещение, 1987. – 224 с. Пряжникова Е.Ю., Н.С. Пряжников. Профориентация. – М.: Академия, 2013. – 496 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!