это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3807930
Ознакомительный фрагмент работы:
«Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии»
Выполнила:
студент
Проверил:
2022
Содержание
Основные постулаты экзистенциальной психотерапии. 4
Экзистенциальная психотерапия (англ. existential therapy) – направление в психотерапии, ставящее целью подвести пациента к осмыслению своей жизни, осознанию своих жизненных ценностей и изменению своего жизненного пути на основе этих ценностей, с принятием полной ответственности за свой выбор[1].
Экзистенциальная психотерапия зародилась в XX веке как приложение идей экзистенциальной философии к экзистенциальной психологии, основоположником которой по праву считают датского религиозного мыслителя Сёрена Кьеркегора (Ролло Мэй в своей книге «Смысл тревоги» опирается на философию и психологию Кьеркегора) и психотерапии.
Это направление привлекло меня тем, что оно мне близко. Экзистенциально-гуманистический подход находит отражение в моих взглядах на эту жизнь, а также очаровывает меня своей глубиной и человечностью.
Источником экзистенциальной терапии является философия, а терапия соответственно выступает в качестве философского исследования жизни. В основе лежит понятие "экзистенция", что означает жизнь настоящая и реальная, пронизанная сложными взаимосвязями и противоречиями, жизнь – в которой человек справляется с возникающими трудностями и кризисами. Представителями экзистенциального направления в психологии являются: В. Франкл, Л. Бинсвангер, Р. Мэй, Дж. Бьюдженталь, И. Ялом, Э. Ван Дорцен и др.
Экзистенциальная терапия не является медицинским лечебным процессом, а является скорее, структурированной формой исследования жизни человека. Клиенты в экзистенциальной терапии соответственно рассматриваются не как больные люди, а как люди, уставшие от жизни, запутавшиеся в лабиринте своей души, либо неумело живущие. Здесь клиенту не ставят никаких диагнозов.
Основными постулатами, важными для экзистенциально-гуманистической психотерапии являются понимание всех житейских проблем любого человека в рамках:
1) осознания «конечности и бессмысленности» существования как такового. И в связи с этим, необходимости поиска своего смыслополагаюшего начала;
2) как следствие – осознание обязательной смерти и соответствующего страха перед этой смертью;
3) присутствие постоянного страха выбора и ответственности за этот выбор, в связи с данностью человеку свободы воли;
4) понимание и осознания холодности и безразличности окружающего мира, при необходимости взаимодействия с ним.
Таким образом, обозначились четыре основные проблемы, сформулированные Ирвином Ялом[2].
Вся остальная напряжённость основана на поведенческих конфликтах, которые являются производными из основных. И только осмысленный подход к этим упомянутым четырём ключевым проблемам даёт возможность найти облегчение и наполнить существование своим личностным значением.
Человеческое существование является чередой таких конфликтов, которые подвигают личность к переоценке ценностей и нахождению новых понятий «для того, чтобы…» Поэтому даже крайние формы аффективных переживаний видятся не как психолого-психиатрические проблемы, а как естественные кризисы, которые являются своеобразными ступенями для дальнейшего саморазвития.
Например, депрессия служит маркером того, что прежние ценности стали для нас незначимы, и личность готова к поиску новых. Тревожные переживания связаны с внутренним напряжением из-за необходимости важнейшего (или важнейших) выборов и, соответствующего, осознания ответственности за это.
Таким образом, задача экзистенциального психотерапевта сводится к побуждению философских размышлений над данными вещами в случае, если сам пациент откладывает или боится углубляться в эти понятия и надолго остаётся в аффективных реакциях.
Известно много исторических примеров, когда люди, имеющие высокие жизненные цели, веру, идеологическую убежденность и пр., значительно легче переносили чрезвычайно тяжелые условия и лишения. Это и протопоп Аввакум, и Эрнст Тельман, и многочисленные узники фашистских и сталинских концлагерей. Это и сам В. Франкл, мужественно переживший Освенцим и Дахау. Он считал, что в этих невыносимых для многих людей условиях преимущество получали те, кто концентрировал свои мысли и чувства не на тоске по прошлому и не на сегодняшних личных переживаниях, а на будущем, на практическом осуществлении смысла своего существования ради более высоких целей, дел и для помощи другим[3]. Именно экзистенциальный вакуум (ощущение пустоты и бессмысленности жизни) не позволяет индивиду достойно выстоять перед жизненными катаклизмами.
Даже в объективно комфортных жизненных условиях люди, не нашедшие смысла своего существования вне самокопаний и гипертрофированного восприятия внутри-личностных проблем, начинают страдать усугубляющимися неврозами, становятся более подверженными алкогольным и наркотическим зависимостям.
В. Франкл утверждал, что 90% алкоголиков и 100% наркоманов стали таковыми из-за не найденного ими или утраченного смысла жизни. Эти зависимости возникают из-за необходимости заполнить этот вакуум иллюзией удовлетворения и самодостаточности. То есть, не получив реального удовлетворения, человек заменяет его иллюзорным, за счет химического воздействия на свою нервную систему. А проблемы так и остаются нерешенными, и продолжение иллюзии удовлетворения требует продолжения алкогольного или наркотического воздействия. Образуется порочный замкнутый круг. Но даже если человек, не нашедший смысла жизни вне собственной персоны, не становится наркоманом, то он уходит в неврозы бездеятельных внутриличностных переживаний и в поиск каких-то временных удовольствий, избавляющих от гнетущего чувства бессмысленности своего существования.
При этом происходит парадоксальный процесс – рефлексия – концентрация внимания на собственной персоне в поисках счастья (или по крайне мере ухода от несчастья) уводит от возможности обретения этого счастья все дальше и дальше. Исходя именно из этой гипотезы, Франкл разработал оригинальный вид психотерапии, который он назвал в широком смысле логотерапией, а ее конкретные методы дерефлексией (то есть противодействием рефлексии, как бесполезному самокопанию), парадоксальной интенцией (парадоксальным намерением) и др[4].
Экзистенциальная психотерапия не рассматривает человека как однажды застывшую совокупность черт характера, реакций, механизмов поведения, социальных ролей и т.д. Дословно "экзистенция" переводится как "становление", "возникновение". Так и человек – непрерывно меняющийся, возникающий, становящийся – определяется своим "бытием-в-мире" (в пер. с нем. Dasein – "вот-бытие", "здесь-бытие", философское понятие М. Хайдеггера) в физическом, социальном, психологическом и духовном измерениях[5].
В течение жизни человек неизбежно сталкивается с универсальными данностями: бытие, одиночество, свобода, ответственность, смысл, бессмысленность, тревога, время, смерть. Ирвин Ялом считал, что особенно важны для психотерапии четыре из этих данностей: "неизбежность смерти каждого из нас и тех, кого мы любим; свобода сделать нашу жизнь такой, какой мы хотим; наше экзистенциальное одиночество; и, наконец, отсутствие какого-либо безусловного и самоочевидного смысла жизни".
Если хорошенько вдуматься, а затем пережить любую из этих данностей, можно испытать разные чувства, в том числе сильный ужас. Экзистенциальная картина мира напоминает анекдот: "На самом деле, жизнь очень простая, сынок. Это просто как ездить на велосипеде, который горит, и ты горишь, и всё горит, и ты в аду". "Мы все умрём", "жизнь – боль", "смысла нет" и прочие выражения удачно впишутся в попытку троллинга экзистенциального психотерапевта (их вообще принято упрекать в пессимизме). Хотя такая картина мира выглядит не пессимистичной, а, скорее, реалистичной: да, эти данности существуют, да, велосипед горит, всё горит, мы все умрём, но с этим можно быть.
Таким образом, в ходе экзистенциальной терапии человек имеет шансы обнаружить в себе мужество и храбрость для принятия реальности. Более того, экзистенциальная картина мира способна быть оптимистичной: ведь несмотря на тревогу и страх по поводу неопределённости мира и отсутствия смысла, "судьба человека полагается в нём самом".
Экзистенциализм привнёс интерес к становлению человека, проявлениям человеческого бытия, феноменология же предложила описательный подход к человеку, без предварительных теорий, интерес к субъективной реальности, личностному феномену в исследовании и понимании человека. Несомненное влияние на создание и развитие гуманистического направления психотерапии оказали идеи восточных философских учений, стремящихся к соединению души и тела в единстве человеческого духовного начала.
Представители данного направления склонны видеть человека прирождённо активным, борющимся, повышающим свои возможности, с удивительной способностью к позитивному росту. В качестве основной потребности, детерминанты поведения и развития личности ими рассматривается потребность в самоактуализации, стремление к развитию и реализации своих потенциальных возможностей, к осуществлению конкретных жизненных целей[6].
Выразители экзистенциально-гуманистического направления психотерапии используют такие широкие понятия, как «сознание», «самосознание», «самоопределение», «творчество», «способность строить планы», «способность принимать решения и ответственность за них», «подлинность»; методологию, стремящуюся к максимальной интеграции ума, тела и души человека при отсутствии или нарушении его целостности.
К основным принципам построения психологической концепции этого направления следует отнести: роль сознательного опыта, целостный характер природы человека, свободу воли, способность к росту, спонтанность и творческие возможности человека.
Экзистенциальная психология продолжает лучшие традиции гуманистически ориентированных психологов ХХ в. В центре ее внимания – наиболее острые проблемы, переживаемые человеком, проблемы, связанные с фундаментальными задачами его жизни. Эта обращенность к проблемам своего времени – безусловно, то, в чем нуждается психология. Речь идет о необходимости развития тех областей психологии, которые отвечают потребностям современной ситуации, включая помощь человеку в решении фундаментальных экзистенциальных задач его существования, в полноте реализации им своих жизненных возможностей, что, в свою очередь, предполагает научное исследование и обоснование жизненных стратегий существования человека в этом мире.
Экзистенциальные подходы обеспечивают переход от изучения отдельных психологических реакций к изучению «психологического бытия человека существующего». Именно экзистенциальные подходы открывают возможность преодоления традиционной ориентации психологии исключительно на изучение отдельных психических феноменов, преодоления ограничений, которые связаны с «проблемой игнорирования в психологии онтологических оснований человеческой жизни, когда нивелируются проблемы пространственно-временной развертки бытия, включая проблемы предметности, реальности и действительности мира».
Таким образом, перспективы экзистенциальной психологии – в сфере фундаментальной психологии – связаны с ее ориентацией на разработку онтологической проблематики. В области практической психологии экзистенциальная психология ориентирована на решение жизненных задач, которые современная реальность ставит перед человеком.
История становления практической психологии, психологической практики показывает, что по мере своего развития она оказывается перед необходимостью решения все более сложных задач – от помощи человеку в решении проблем адаптации и самореализации до решения экзистенциальных проблем, поиска смысла своего существования
1. Дружинин, В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2000. – 401 с;
2. Знаков, В. В. Психология понимания: проблемы и перспективы. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2005. – 378 с;
3. Леонтьев, Д. А. Что такое экзистенциальная психология? // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, B. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 40-54;
4. Франкл, В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. – 483 с;
5. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Смысл, 1999. – 507 с.
[1] Леонтьев, Д. А. Что такое экзистенциальная психология? // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, B. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 41.
[2] Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Смысл, 1999. С 31.
[3] Франкл, В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 251.
[4] Франкл, В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 334.
[5] Дружинин, В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2000. С 283.
[6] Знаков, В. В. Психология понимания: проблемы и перспективы. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2005. С. 115.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!