это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3814963
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
_______________(НАЗВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ)
Кафедра ______________
ЭССЕ
на тему: «Особенности смешанной избирательной системы по выборам депутатов Бундестаг»
Выполнил:
студент _ курса _ группы
__________ФИО
Проверил:
_____________ (должность):
__________ФИО
____________ (подпись)
Содержание
1. Избирательная система Бундестаг: понятие, правовое регулирование и особенности избирательного права ФРГ………………………………………...3
2. Особенности смешанной избирательной системы по выборам депутатов Бундестаг: процедура выборов и проблемы ее применения…………………...6
Список использованной литературы………………………………………..….10
1. Избирательная система Бундестаг: понятие, правовое регулирование и особенности избирательного права ФРГ
Тезис – Бундестаг является важным законодательным органом ФРГ, обеспечивающим не только принятие законов, но и реализующим волю населения
Бундестаг является главным законодательным органом Германии, (Парламентом) состоящим из одной палаты, и именуется народным представительством. Официального определения понятия Бундестаг в нормативно-правовых актах ФРГ не существует, а переводится оно как федеральное собрание от Bund (федерация) и Tag, Tagung (собрание).(см. рис. 1.)[1]
Рисунок 1. Структура избирательной системы ФРГ
Вопросы избрания в Бундестаг регулируются правовыми положениями Основного закона ФРГ от 23.05.1949 года, в котором избирательной системе государства уделяется целая глава. В ст. 38 Основного закона ФРГ указывается, что избирательный процесс в государстве строится на принципах всеобщих, прямых, свободных, равных и тайных выборов.[2]
Избирателями в законодательные органы ФРГ могут быть только граждане, которым исполнился 21 год, если сравнивать с нормами РФ, то правом избирать депутатов в законодательные органы власти обладают граждане с 18 летнего возраста. На основании ст. 97 Конституции депутатом Государственной Думы может стать лицо, достигшее 21 года, по нормам Основного закона ФРГ в Бундестаг в качестве депутата может быть избран гражданин, которому исполнилось 25 лет.
Если в ФРГ на основании ст. 39 Основного закона Бундестаг избирается на 4 года, то в РФ Государственная Дума избирается на 5 лет. Если рассматривать положения Основного закона ФРГ в части регулирования самого процесса избрания депутатов в Бундестаг, то данный процесс в законе не указывается, а содержаться лишь указания на основы функционирования Бундестаг, права уже действующих депутатов, порядок и процесс работы и полномочия законодательного органа.
Еще одним правовым документом, регулирующим вопросы избирательного права и процесса, является ФЗ «О выборах» от 23.07.1993 года, который содержит указание на количественный состав депутатов Бундестаг, и характеристику процедуры их избрания, этот закон является более конкретизированным. В частности, в ст. 1. ФЗ указывается, что Бундестаг Германии состоит из 598 депутатов, 299 из которых избираются по системе округов, и 299 по спискам.[3]
Избирательная система в Бундестаг характеризуется смешанным типом:
- 299 голосов избираются в одномандатных избирательных округах (территориях, которым предоставлено одно депутатское место) по мажоритарной избирательной системе относительного большинства;
- 299 голосов избираются в многомандатных избирательных округах (территориях, которым предоставлено несколько депутатских мест) по пропорциональной системе через земельные партийные списки. Таким образом, избирательная система ФРГ является смешанной, а на основании ст. 4 ФЗ каждый избиратель имеет 2 голоса:
- первый голос за избрание депутата округа;
- второй голос за избрание по списку. Избирательное право в ФРГ характеризуется несколькими особенностями:[4]
- на основании ст. 13. ФЗ гражданин страны, в отношении которого вынесены судебные иски лишается права избирать и быть избранным;
- на основании ст. 14. голосовать за кандидатов имеет право только гражданин, состоящий в списках избирателей, или обладающий избирательным талоном. Отсюда вытекает так же ограничение избирательного права, в частности:[5]
- при наличии у лица избирательного талона оно может голосовать в избирательном округе, в котором этот талон выдали;
- при наличии лица в списке избирателей он имеет право голосовать только в избирательном округе, в списке избирателей которого он находится.
Если сравнивать с избирательными правами в РФ, то граждане страны имеют право голосовать на любой территории государства, даже лицам. Не имеющим регистрации в РФ, разрешено голосовать на региональных выборах и участвовать в местных референдумах по месту постоянного пребывания, что установлено нормами Федерального закона от 29.05.2019 г. №104-ФЗ.
Еще одной особенностью избирательного процесса в ФРГ является то, что избиратель может голосовать только лично, если в РФ допускается в связи с болезнью или по иной уважительной причине голосовать из дома, или через представителя, то реализация избирательного права через представителя, а не самим лицом в ФРГ не допускается. Другими правовыми нормами, регулирующими избирательную систему в ФРГ, и процедуру избрания в Бундестаг являются Положение о федеральных выборах и выборах в Европейский парламент от 08.03.1994 г., Закон о политических партиях от 1967 г., Закон о проверке правильности выборов, которые повторяют положения Основного закона и ФЗ «О выборах» от 1993 г.
2. Особенности смешанной избирательной системы по выборам депутатов Бундестаг: процедура выборов и проблемы ее применения
Тезис – Смешанная избирательная система в современных условиях для ФРГ является механизмом подрыва политической стабильности
Смешанная система выборов в ФРГ при формировании Бундестаг является особенной ввиду того, что ориентируется на интересы народа, а избираемые депутаты являются заинтересованными в благополучии населения, и создании достойного образа жизни для граждан лицами. Бундестаг именуется органом народного представительства, так как он формируется и функционирует для реализации интересов населения, а сами выборы в орган построены так, что избираются кандидаты, которых выбирает сам народ.
При выборах по избирательным округам побеждает лицо, набравшее большее количество голосов, при избрании по спискам, победившими кандидатами являются партии, которые смогли набрать пороговый показатель в 5-ть процентов действительных вторых голосов, поданных в зоне выборов. Особенность и так же главная проблема смешанной избирательной системы в Бундестаг состоит в том, что избиратель по нормам ФЗ «О выборах» от 1993 г. имеет право на 2 голоса, а на практике это право нарушается.
В частности, в нормах ст. 6 ФЗ «О выборах» от 1993 г.[6] указывается, что при подсчете голосов, отданных за списки из общего количества исключаются те голоса, которые были поданы за кандидата, победившего в избирательном округе. В таком случае если при голосовании по мажоритарной системе победителем является кандидат от партии А, то при голосовании по пропорциональной системе голоса лиц, проголосовавших за данного кандидата из указанной партии будут удалены из списков, если они проголосуют за ту же партию, к которой относится кандидат А.
В таком случае нарушается право 2-х голосов, в частности, один и тот же человек не имеет право голосовать за кандидатов одной партии, а это является уже ограничителем избирательного права. Такая норма как удаление голосов за одного и того же кандидата способствует потере голосов на выборах, и соответственно их сомнительности. В своей работе Тимошенкова Е.П. указывает, что выборы в Бундестаг в 2017 году стали значительным событием для всей Европы, так как в выборах пороговый показатель 5% прошли сразу 7 партий, чего не случалось с 1953 года.[7]
В своей работе Бондаренко О.В. указывает, что партийная система современной Германии переживает острый кризис. По итогам последних федеральных выборов «Альтернатива для Германии», которую крупнейшие парламентские партии позиционируют в качестве объединения политических маргиналов, сформировала третью по численности фракцию в Бундестаг. Данная ситуация является серьезной проблемой для политической системы ФРГ, так как за партию «Альтернатива для Германии» проголосовали граждане бывшей ГДР, не довольные политикой А. Меркель, и тем, что на данной территории власти не разрешают такие проблемы народа как безработица, низкое пенсионное обеспечение и т.д.[8]
Своего рода недостаток смешанной системы выборов в Бундестаг состоит как в праве 2 голосов, так и в самой процедуре, опирающейся в основном на интересы населения, а сама народная ориентированность политики государства приводит к неожиданным последствиям, с которыми власти не могут бороться. Победа на выборах 7 партий приводит к тому, что политическая власть становится, сосредоточена в руках всех данных политических объединений, каждая из которых преследует свои интересы.
Так как в ФРГ главную роль отдают пропорциональной системе голосования по спискам, в результате которой определяется будущий канцлер государства, то проблема для страны и политической системы в целом заключается в возможности народа проголосовать за неугодную для власти партию. С учетом современной обстановки в ФРГ, наплывом иммигрантов, нестабильности экономики, терроризмом, население теряет доверие к Президенту, и соответственно к партии, в которой он состоит.
Смешанная система, подразумевающая в ФРГ 5% пороговый показатель для победы по пропорциональной системе, может стать причиной победы на грядущих выборах в Бундестаг партии, которая как опасаются, многие немецкие политики будет распространять маргинальные настроения среди народа. Существует в современных условиях либо изменить пороговые значения для пропорциональной системы голосования, либо изменить избирательную систему со смешанной, на мажоритарную.[9]
В своей работе Киреев Д.А. указывает, что смешанная избирательная система была создана в результате стремления объединить преимущества пропорциональной и мажоритарной систем, но не является достаточно эффективной. Вторые голоса (голоса за список) являются в избирательной системе ФРГ основными, и определяют суть немецкой избирательной системы. Серьезной проблемой для смешанной избирательной системы ФРГ является негативный эффект голосования, выраженный в искажении пропорциональности голосов за кандидатов в Бундестаг.[10]
Партиям выгодно получать «лишние» мандаты, превышающие число мест, предназначенных им по «вторым голосам». Чем больше голосов получает партийный список в одной земле, тем меньше мандатов эта партия получит в другой земле. Таким образом, крупной партии выгодно не получить «вторые» голоса за свой список в земле, где ее окружные кандидаты имеют значительные шансы на избрание, ведь в таком случае возникнут «избыточные» мандаты. Если же число «вторых» голосов за список этой партии будет выше достаточного, то она, во-первых, может не получить «избыточный» мандат, становящийся обыкновенным, а во-вторых, утратить мандаты в другой земле.[11]
Для разрешения указанных проблем смешанной избирательной системы в ФРГ необходимо внести новый порядок распределения мандатов, в соответствии с которым будут предусмотрены компенсационные мандаты, выравнивающие искажение путем предоставления дополнительных мест партиям, оставшимся без «избыточных» мандатов.
Список использованной литературы
1. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23.05.1949 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: (ttps://www.1000dokumente.de/?c=dokument_de&dokument=0014_gru&object=translation&l=ru).
2. Федеральный закон «О выборах» в редакции уведомления от 23.07.1993 года (BGBl. I стр. 1288, 1594), с последними изменениями, внесенными статьей 2 Закона от 03.06.2021 года (BGBl. I стр. 1482). [Электронный ресурс]. Режим доступа: (ttps://www.gesetze-im-internet.de/bwahlg/BJNR003830956.html).
3. Бондаренко О.В. Политические партии и избирательный процесс в современной Германии: социокультурные аспекты // Социодинамика. 2019. №2. С. 34-42
4. Киреев Д.А. Искажения пропорциональности в избирательных системах РФ и ФРГ // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2019. №4. С. 92-105
5. Тимошенкова Е.П. Успех "Альтернативы для Германии" на выборах в Бундестаг 2017 г.: вызов для немецкой партийно-политической системы? // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. №1. С. 9-15
[1] Основной закон Федеративной Республики Германия от 23.05.1949 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: (ttps://www.1000dokumente.de/?c=dokument_de&dokument=0014_gru&object=translation&l=ru).
[2] Основной закон Федеративной Республики Германия от 23.05.1949 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: (ttps://www.1000dokumente.de/?c=dokument_de&dokument=0014_gru&object=translation&l=ru).
[3] Федеральный закон «О выборах» в редакции уведомления от 23.07.1993 года (BGBl. I стр. 1288, 1594), с последними изменениями, внесенными статьей 2 Закона от 03.06.2021 года (BGBl. I стр. 1482). [Электронный ресурс]. Режим доступа: (ttps://www.gesetze-im-internet.de/bwahlg/BJNR003830956.html).
[4] Федеральный закон «О выборах» в редакции уведомления от 23.07.1993 года (BGBl. I стр. 1288, 1594), с последними изменениями, внесенными статьей 2 Закона от 03.06.2021 года (BGBl. I стр. 1482). [Электронный ресурс]. Режим доступа: (ttps://www.gesetze-im-internet.de/bwahlg/BJNR003830956.html).
[5] Федеральный закон «О выборах» в редакции уведомления от 23.07.1993 года (BGBl. I стр. 1288, 1594), с последними изменениями, внесенными статьей 2 Закона от 03.06.2021 года (BGBl. I стр. 1482). [Электронный ресурс]. Режим доступа: (ttps://www.gesetze-im-internet.de/bwahlg/BJNR003830956.html).
[6] Федеральный закон «О выборах» в редакции уведомления от 23.07.1993 года (BGBl. I стр. 1288, 1594), с последними изменениями, внесенными статьей 2 Закона от 03.06.2021 года (BGBl. I стр. 1482). [Электронный ресурс]. Режим доступа: (ttps://www.gesetze-im-internet.de/bwahlg/BJNR003830956.html).
[7] Тимошенкова Е.П. Успех "Альтернативы для Германии" на выборах в Бундестаг 2017 г.: вызов для немецкой партийно-политической системы? // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. №1. С. 10
[8] Бондаренко О.В. Политические партии и избирательный процесс в современной Германии: социокультурные аспекты // Социодинамика. 2019. №2. С. 36
[9] Бондаренко О.В. Политические партии и избирательный процесс в современной Германии: социокультурные аспекты // Социодинамика. 2019. №2. С. 38
[10] Киреев Д.А. Искажения пропорциональности в избирательных системах РФ и ФРГ // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2019. №4. С. 95
[11] Киреев Д.А. Искажения пропорциональности в избирательных системах РФ и ФРГ // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2019. №4. С. 101
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!