это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3815988
Ознакомительный фрагмент работы:
В течение жизнедеятельности на человека воздействует огромное
количество различных раздражителей. Но сознание человека не способно
осознать одновременно и достаточно ясно все эти объекты. Одни объекты
осознаются достаточно ясно, другие слишком неясно, третьи вообще
остаются вне поля внимания. Из всей массы окружающих его предметов и
явлений человек выделяет те, которые представляют для него интерес и
соответствуют его потребностям и жизненным планам.
Большое значение в изучении психологических особенностей
деятельности приобретает исследование произвольного внимания как
важнейшего фактора организации познавательной деятельности ребенка.
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на
каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение
уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности
индивида.
Внимание не существует само по себе. Просто быть внимательным
невозможно, для этого необходимо функционирование психических
процессов. Первоначальной формой внимания является ориентировочный
рефлекс, который является реакцией на все новое, неизвестное, неожиданное.
Внимание можно отнести к особой форме психической активности человека.
Оно является необходимым условием любой деятельности.
Существует несколько видов внимания, которые можно разбить по
определенным признакам:
1. по предмету деятельности - сенсорное, интеллектуальное,
двигательное;
2. по направленности - внешнее, внутреннее;
3. по ведущему анализатору - зрительное, слуховое, кинестетическое.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта,
на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам
и потребностям человека.
Опосредованное - регулируется с помощью специальных средств,
например жестов, слов, указательных знаков. Непроизвольное - не связано с
участием воли. Произвольное - включает волевую регуляцию.
По своему происхождению и способам осуществления обычно
выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.
Произвольное внимание обладает пятью основными свойствами:
1. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение
длительного времени концентрироваться на каком-либо объекте, предмете
деятельности, не отвлекаясь.
2. Сосредоточенность внимания (противоположное качество -
рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются при концентрации
внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
3. Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного
объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.
4. Распределение внимания состоит в рассредоточении его на
значительном пространстве, параллельное выполнение несколько видов
деятельности.
5. Объем внимания определяется количеством информации,
одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания
человека.
Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к
отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Л.С. Выготский указывал, что вместе с постепенным овладением речью
в процессе предметной деятельности и общением с взрослыми ребенок
овладевает произвольным вниманием. Ключ к генетическому пониманию
внимания Л.С. Выготский видел в том, что его корни не внутри, а вне
личности ребенка. Для становления произвольного внимания ребенка, по
мнению Л.С. Выготского, чрезвычайно важную роль играют речевые
указания взрослых, поскольку вызывание дополнительных ориентировочных
рефлексов к определенным объектам является основой влияния знаковых
систем на внимание.
Было выявлено, что внимание у детей с нарушениями речи проявляется
в неустойчивости, в трудностях при планировании своих действий и в
низком уровне произвольного внимания. Дети с трудом сосредоточивают
внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в
решении задач.
Н.Н. Трагуготт, С.И. Кайданова отмечали, что у детей с нарушениями
речи является невключаемость внимания и его быстрая истощаемость. По
данным Ю.А. Флоренской, особенностями внимания у детей с речевыми
нарушениями являются замедленность, неустойчивость. Отмечаются
нарушения произвольного слухового внимания: дети не слушают, не
вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к
звучаниям, слуховая функция истощается.
В.И. Селиверстов к нарушениям внимания у детей с НР относит:
1. Неспособность сохранять внимание (т.е. ребёнок не выполняет
задание до конца).
2.Снижение избирательного внимания (неспособность сосредоточиться
на предмете).
3. Повышенная отвлекаемость.
4.Снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо
действовать самостоятельно.
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития
составляют наиболее многочисленную группу детей с нарушениями
развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен
в трудах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.
Самым распространенным нарушением речевого развития по данным
исследований является общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые
расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов
речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны
(лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.
Наряду с нарушением речи у детей с общим недоразвитием речи
прослеживаются нарушения психических процессов, среди которых
внимание занимает важное место.
Одной из специфических особенностей внимания дошкольников с
общим недоразвитием речи является его непроизвольный характер: он легко
и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу
обучения. Ряд отечественных психологов (Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин,
А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин) связывают данное явление с возрастными
психологическими особенностями детей дошкольного возраста. По мере
расширения интересов ребёнка, внимание привлекается к более широкому
кругу явлений, действий и предметов.
У детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности в
сосредоточении внимания на чем-либо непонятном, трудном. Дети быстро
отвлекаются и очень плохо умеют управлять своим вниманием. Им трудно
искать какой-нибудь предмет, произвольно сосредотачиваясь на нём. Формы
произвольного, послепроизвольного и привычного внимания дошкольников с
общим недоразвитием речи слабо развиты.
Так же своеобразной чертой внимания детей с общим недоразвитием
речи является сочетание его инертности и неустойчивости. Инертность
проявляется в способности к поглощенности каким-нибудь занятием, при
которой ребёнок может не реагировать на важные для него события,
впечатления или же действия. А с другой стороны ребёнок неожиданно
отвлекается на случайные обстоятельства и как следствие меняет характер
своей деятельности.
Кроме этого, у дошкольников с общим недоразвитием речи
недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом
явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не
могут. А в свою очередь напряженное и сосредоточенное внимание быстро
приводит к утомлению, потери интереса, усталости.
Ещё одной особенностью внимания старших дошкольников с ОНР
является узость объёма внимания. С физиологической точки зрения это
связано с возрастными особенностями концентрации нервных процессов,
следовательно, дошкольники с ОНР не могут провести классификацию сразу
по нескольким признакам. По мнению Ж. Пиаже, узость поля внимания
ребёнка связана с трудностью, а подчас невозможностью осуществить
мыслительный синтез. Ребёнок видит и замечает многое, но он ещё не
способен организовать своё наблюдение.
Также обнаруживаются различия в проявлении произвольного
внимания в зависимости от модальности раздражителя (зрительной или
слуховой): детям с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание
на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях
зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок,
связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме,
расположению фигур.
Стабильность темпа деятельности у дошкольников с ОНР имеет
тенденцию к снижению в процессе работы. Распределение внимания между
речью и практическим действием для детей с патологией речи оказывается
трудной, практически невыполнимой задачей. При этом у них преобладают
речевые реакции уточняющего и констатирующего характера, в то время как
у детей с нормальным речевым развитием наблюдаются сложные реакции
сопровождающего характера и реакции, не относящиеся к действию,
выполняемому в данный момент.
По данным О.Н. Усановой, Ю.Ф. Гаркуши, стабильность темпа
деятельности дошкольников с алалией также имеет тенденцию к снижению в
процессе работы. У детей с алалией ошибки внимания присутствуют на
протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и
устраняются. Характер ошибок и их распределение во времени качественно
отличаются от нормы.
Отмечают три вида контроля над деятельностью:
1. упреждающиий (связан с анализом условий задания);
2. текущий (связан в процессе выполнения задания);
3. последующий (контроль по результату, т.е. требуется
дополнительная помощь педагога, например, повтор инструкции или показ
образца)
Все виды контроля над деятельностью (упреждающий, текущий и
последующий) часто являются несформированными или значительно
нарушенными, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с
анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды
контроля. Последующий контроль (контроль по результату), его отдельные
элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога:
требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания и т. д.
Анализ результатов некоторых научных экспериментов показал далее,
что для детей с речевыми дефектами характерен в основном репродуктивный
тип деятельности, а для детей с нормальным речевым развитием -
продуктивный. К примеру, выполняя задание по конструированию, дети с
речевой патологией используют образец деятельности экспериментатора. В
норме дети, руководствуясь только инструкцией педагога, самостоятельно
создают более сложные по конструкции постройки (поезд, дом и т. п.),
отвечающие в то же время условиям задания; причем если они и делают
ошибки (по цвету, количеству деталей), то, как правило, сами находят их и
исправляют. При выполнении задачи (раскладывание элементов) в условиях
игры дети с патологией речи, как и дети с нормальным речевым развитием,
используют наиболее продуктивные типы тактики, что свидетельствует об их
способности к переносу навыков и более высоком уровне деятельности в
данных условиях.
Одним из важнейших показателей, по которым следует производить
оценку уровня произвольного внимания, является характер отвлечения.
В.А. Ковшикова говорила, отвлекаемость это и есть характерный
показатель расстройства внимания у детей с нарушениями речи. В
психических процессах у детей обнаруживается отвлекаемость не только на
незнакомый материал, но и на знакомый. Отвлекаемость может возникать
даже при выполнении той работы, которая вызывает у детей интерес.
Причины отвлекаемости могут быть самые разнообразные, например:
1. воздействие других ярких и сильных раздражителей;
2. импульсивность;
3. общая неорганизованность на проявление волевого усилия для
преодоления трудностей.
В ходе некоторых исследований удалось установить, что различия в
характере отвлечений детей экспериментальной и контрольной групп
коррелируют со степенью сформированности структуры деятельности. У
детей с речевой патологией структура деятельности или не сформирована,
или значительно нарушена, что является одним из следствий низкого уровня
развития произвольного внимания. Например, если для детей с нормой
речевого развития была характерна тенденция к отвлечению на
экспериментатора (дети смотрят на экспериментатора, в большинстве
случаев при этом пытаются определить по его реакции, правильно или нет
они выполняют то или иное задание), то для детей с патологией речи
преимущественными видами отвлечений явились следующие: «посмотрел в
окно (по сторонам)», «осуществляет действия, не связанные с выполнением
задания» и т. п.
В экспериментах Т.С. Овчинниковой при выполнении «Корректурной
пробы» дошкольники со стертой дизартрией значительно отличались от
нормально говорящих детей. В среднем дети с дизартрией просматривают за
одно и то же время в 1,3 раза меньше знаков по сравнению с детьми с
нормой. При этом у детей с дизартрией коэффициент вариативности,
характеризующий степень изменчивости количества просмотренных знаков,
более выражен, чем у детей с речевой нормой. Особенности внимания детей
с дизартрией проявляются в характере допущенных ошибок. Отмечено, что
пропуски знаков у детей с дизартрией преобладают над другими видами
ошибок. Также они имеют низкую концентрацию внимания. Многие дети не
могут проследить фигуры на одной строчке, «прыгают» по всему листу,
отыскивая ту или иную фигуру, или начинают заполнять таблицу
последовательно, фигура за фигурой, что говорит о недостаточности
распределения внимания и низкой сформированности зрительно-
пространственных представлений. Характерная особенность внимания
дизартриков - отвлекаемостъ под воздействием ярких и сильных
раздражителей, импульсивность, общая неорганизованность, неумение
проявить волевое усилие для преодоления трудностей. Чем выше уровень
организации и саморегуляции, тем меньше пропусков. У детей с
преобладанием процесса возбуждения процент ошибок больше, чем у детей
тормозимых.
Результаты оценки внимания с помощью корректурных методик
(Мюнстерберга, таблицы Шульте-Платонова, кольца Ландольта) показали,
что у заикающихся школьников отмечается замедление выполнения заданий
по сравнению с детьми без речевой патологии. У заикающихся снижение
всех основных свойств внимания - избирательности, объема, устойчивости и
переключения. Использование методик с различной степенью вербализации
материала позволило выявить тенденцию к связи внимания с наличием в
предъявляемом материале речевых элементов (букв, слов). Также
прослеживается связь между степенью нарушения внимания и тяжестью
речевого расстройства. Установлено, что в наибольшей степени у
заикающихся страдает произвольное внимание.
Результаты выполнения корректурной пробы Бурдона младшими
школьниками с ОНР и речевой нормой свидетельству- ют о более высоких
его показателях (объем, концентрация, продуктивность, точность, наличие
ошибок) в группе детей с речевой нормой, что свидетельствует о более
высокой общей психической работоспособности детей с речевой нормой,
устойчивости внимания, меньшей утомляемости.
Таким образом, в результате анализа данных различных
экспериментальных исследований произвольного внимания у детей с речевой
патологией можно сделать ряд выводов. Уровень количественных
показателей произвольного внимания у детей с речевой патологией
значительно ниже, чем у детей с нормой речевого развития. Для детей с
нарушенным речевым развитием характерным является репродуктивный тип
деятельности (в норме - продуктивный) и меньшая (в сравнении с нормой)
вариабельность тактики деятельности. При выполнении задачи в условиях
игры дети с речевой патологией, как и дети с нормально развитой речью,
используют наиболее продуктивные типы тактики, что свидетельствует об их
способности к переносу навыков, а также о более высоком уровне
деятельности в данных условиях. Различия в характере отвлечений детей
коррелируют со степенью сформированности структуры деятельности.
Расстройство произвольного внимания как важнейшего фактора организации
деятельности ведет к несформированности или значительному нарушению
структуры деятельности.
При этом страдают все основные звенья деятельности:
а) инструкция воспринимается детьми неточно, фрагментарно; им
чрезвычайно трудно сосредоточить свое внимание на анализе условий
задания и поиске возможных способов и средств его выполнения; дети с
речевой патологией, как правило, не используют речевые высказывания с
целью уточнения инструкции;
б) задания выполняются детьми с ошибками, характер ошибок и их
распределение во времени качественно отличается от нормы;
в) все виды контроля (упреждающий, текущий и последующий)
являются несформированными или значительно нарушенными, причем
наиболее страдают упреждающий и текущий виды контроля.
В целом, у детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной
нормой наблюдается снижение концентрации, переключения, распределения,
объема и устойчивости внимания.
Использованные источники:
1. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и
развития. Изучение внимания дошкольников. - М., 2008. - 196 с.
2. Детская психология / Под ред. А.А. Люблинской. - М., 2006. - 415 с.
3. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. - М.: Академия, 2006 - 320 с.
4. Косякова О.О. Логопсихология / О.О.Косякова. - Ростовн/Д: Феникс,
2007. - 230 с.
5. Логопсихология: учебно-методическое пособие / авт.-сост. С.В.
Лауткина. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007 - 173
с.
6. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В.Кузнецовой.
М.Издательский центр «Академия» , 2008.- 408 с.
7. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию / Под
ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М., 2009. - С. 66-102.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!