Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Понятие, принципы, цели и задачи территориального планирования

Тип Курсовая
Предмет Региональное управление и территориальное планирование

ID (номер) заказа
3821956

500 руб.

Просмотров
579
Размер файла
151.63 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕТерриториальное планирование выступает в роли значимой функции государственного управления, а также является приоритетом в организации регионального и местного стратегического планирования. Актуальность проблем территориального планирования ярко выражена на современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации. Планирование территорий имеет высокую значимость в связи с тем, что именно оно определяет эффективность использования главной пространственной основы – земли. При разумном и продуктивном использовании земли достигается стабилизация экономики страны, а также устанавливается устойчивое региональное и местное социально-экономическое развитие, поскольку основа градостроительной деятельности – это организация безопасных и благоприятных условий для жизнедеятельности населения. Цель курсовой работы – исследовать основные современные проблемы территориального планирования в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели в курсовой работе поставлен ряд задач:определить понятие, цели и задачи территориального планирования;изучить методологические основы территориального планирования;проанализировать организацию процесса территориального планирования в Российской Федерации;дать характеристику территориального устройства объекта исследования курсовой работы – Ростовской области Российской Федерации;выявить проблемы территориального планирования в Ростовской области Российской Федерации;разработать оптимизационные мероприятия по повышению эффективности процесса планирования территории в Ростовской области Российской Федерации.Объект исследования в курсовой работе – Ростовская область Российской Федерации.Предмет исследования в курсовой работе – проблемы территориального планирования Ростовской области Российской Федерации.Проблемы территориального планирования возникают в виде проявлений в различных сферах жизни общества. Анализу влияния данных проблем и их последствий посвятили свои труды многие ученые российской науки. К ним относятся В.М. Груздев, Е.А. Коротаева, В.П. Петрищев, И.Е. Рисин, Д.В. Филиппов, В.А. Морозов, М.М. Губарева и многие другие. Для изучения теоретических аспектов проблемы в курсовой работе использованы различные виды источников литературы. Библиографический список включает в себя нормативные акты, учебные пособия, методические указания, научные статьи из периодических изданий, официальные сайты государственной статистики. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ1.1 Понятие, принципы, цели и задачи территориального планированияТерриториальное планирование наряду с региональным управлением как междисциплинарные науки в системе знаний о региональном устройстве изучает структуры территориального пространства, территориальные образования и управление территориальным хозяйством. Понятие «территориальное планирование» введено Градостроительным кодексом РФ. Статьи, закрепляющие положения территориального планирования территорий содержатся в 9 главе Градостроительного кодекса, а определение понятия «территориальное планирование» находится в статье 1 вместе с прочими основными понятиями, содержащимися в Кодексе. Согласно 1 статье Кодекса, территориальное планирование – это осуществление мероприятий по планированию развития территорий, включая определение планируемого размещения федеральных, региональных и местных объектов [1]. В дополнение к определению территориального управления, закрепленного в законодательстве Российской Федерации, стоит рассмотреть взгляды некоторых ученых на данное понятие. Например, О.В. Тараканов, Н.А. Киселева и М.С. Акимова, проводят аналогию понятия «территориальное планирование» с понятием «пространственного планирования» и обозначают его как создание правового поля и эффективной системы управления природопользованием в масштабах конкретной территории, а также развития отраслевой структуры экономики, транспортного и энергоресурсного обеспечения данной территории [7]. В.М. Груздев в своем учебном пособии отмечает, что под понятием «территориальное планирование» стоит понимать деятельность государственных органов власти и местного самоуправления по разработке и утверждению положений о территориальном развитии и размещении государственных и муниципальных объектов [3]. Таким образом, аккумулируя вышеизложенные подходы к определению рассматриваемого понятия, можно дать наиболее полное определение территориальному планированию. Итак, территориальное планирование – это деятельность органов государственной, региональной и местной власти, включающая в себя мероприятия по планированию территориального развития, формированию правовых основ и системы управления в области природопользования на территории, принятию решений по размещению объектов для государственных нужд. Цели и задачи территориального планирования имеют базу для своего формирования и этой базой служат принципы планирования пространственного развития:принцип устойчивого развития;принцип согласованности документов социально-экономического развития страны и территориального планирования;принцип учета факторов внешней и внутренней среды. Первый принцип предусматривает обеспечение безопасности и удовлетворительных условий для жизни населения при осуществлении деятельности по градостроительству. Второй принцип подразумевает отсутствие противоречий между территориальными нормативными документами и общей стратегией российского развития. Третий принцип относится к определению преимуществ и ограничений пространственного и экономического развития территории.Основанные на перечисленных принципах цели и задачи территориального планирования представлены в таблице 1. Таблица 1 – Взаимосвязь целей и задач территориального планирования ЦельЗадачаоптимизация процесса расселениядезурбанизация, подразумевающая под собой рост малых и средних городов в системе расселения;обеспечение миграционной привлекательности территории;активизация миграционных потоков с помощью стимулирующей политики в области жилищного и промышленного строительства;формирование сбалансированной системы центров обслуживания, здравоохранения и образования.развитие транспортной инфраструктуры формирование системы транспорта и связи, отвечающей современным социальным и экономическим требованиям и потребностям;создание логистической инфраструктуры, обеспечивающей оптимальные варианты грузовых и пассажирских перевозок; модернизация сетей автодорог;усовершенствование дорожной структуры путем формирования радиальных и кольцевых направлений; развитие водного транспорта и малой авиации.развитие жилищного строительствасоздание условий для реализации программ и проектов в сфере малоэтажного строительства в рамках национальных проектов и региональных программ;определение земель сельскохозяйственного назначения для перевода их в земли населенных пунктов в целях комплексного освоения данных территорий для жилищного строительства;развитие строительной промышленности и рынка строительных материалов.развитие системы образованияобеспечение доступности для жителей территории получения полноценного общего образования;совершенствование доступности среднего профессионального образования;развитие институтов высшего профессионального образования.развитие рекреационного комплексаформирование рекреационного образа территории на основе исторических и природно-ландшафтных преимуществ;развитие системы специализированных рекреационных центров;повышение качества сервисного обслуживания в рекреационных зонах территории.Таким образом, территориальное планирование подразумевает под собой деятельность органов государственной власти по пространственному совершенствованию и развитию. Территориальное планирование базируется на принципах, суть которых подробно изложена в параграфе 1.1. Деятельность по планированию территорий имеет цели и задачи, соотношение которых систематизировано в таблице 1. 1.2 Нормативно-правовые основы территориального планированияПроцесс планирования использования земель и охраны территорий в Российской Федерации базируется на основах градостроительного и земельного законодательства. Правовую основу деятельности по территориальному планированию в России составляют следующие документы:Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ;Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗФедеральный закон «О землеустройстве» от 18.06.2001 № 78-ФЗ.Законодательные документы выполняют важнейшую функцию – проведение планирования территории в рамках совершенствования рационального использования земель в целях экономического развития и улучшения территориального хозяйства [5]. Согласно перечисленным нормативно-правовым документам, в роли объектов территориального планирования выступают территории Российской Федерации, ее субъекты и муниципальные образования. Как замечено выше, перечисленные документы являются базой для формирования документации в области градостроительства, планирования территорий и землеустройства. Виды документов, которые разрабатываются и утверждаются в рамках территориального планирования определены в Градостроительном кодексе российской Федерации. Помимо положений Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации территориального планирования должна основываться также на стратегиях развития экономических отраслей, на приоритетах национальных проектов и межгосударственных программ, а также на программах социального и экономического развития субъектов страны.Документация территориального планирования является обязательной и неотъемлемой частью процесса принятия решения органами государственной власти и органов местного самоуправления. Важно, что документы территориального планирования в субъектах Российской Федерации и документы территориального планирования в муниципальных образованиях Российской Федерации не должны противоречить или нарушать положения утвержденных документов в области территориального планирования Российской Федерации. Содержание документации территориального планирования Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образования представлены на рисунке 1.Рисунок 1 – Документы территориального планирования в РФ, субъектах РФ и муниципальных образованиях РФДокументы пространственного планирования Российской Федерации представлены в виде схем территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных на рисунке 1. Данные схемы имеют в своем содержании положения о территориальном планировании и карты плана размещения объектов федерального значения. Утверждение схем территориального планирования Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации за исключением схем, касающихся обороны страны, эти схемы утверждаются Президентом Российской Федерации. Документы пространственного планирования субъектов Российской Федерации – это схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, утверждаемые Правительством Российской Федерации и включающие в себя положения о территориальном планировании и карты плана размещения объектов регионального значения, которые относятся к областям, указанным на рисунке 1.Документы пространственного планирования муниципальных образований представлены в виде схем территориального планирования муниципалитетов, а также генеральных планов поселений и городских округов. Схемы территориального планирования муниципального района включают в себя положение о планировании территории, карту плана размещения объектов местного значения, границы расположенных на территории населенных пунктов и границы функциональных зон. Генеральный план поселения или городского округа может не разрабатываться в случае, если представительный орган местной власти примет решение об отсутствии необходимости в его подготовке. Таким образом, правовая база процесса планирования территории в России представлена в виде законодательных актов: Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ, Земельный кодекс РФ от 25.01.2001 № 136-ФЗ и федеральный закон «О землеустройстве» от 18.06.2001 № 78-ФЗ. На основе положений данных законодательных актов разрабатывается документация территориального планирования, которая представлена, в основном, схемами территориального планирования и может быть дополнена на муниципальном уровне генеральными планами поселений и городских округов. 1.3 Организация процесса территориального планирования в Российской ФедерацииНа современном этапе социально-экономического развития усилилась роль территориального управления субъектов Российской Федерации. Это связано с тем, что именно через них осуществляется государственное управление России. В связи с этим возрос интерес к территориальному планированию субъектов Российской Федерации.Процесс территориального планирования имеет свой порядок и последовательность мероприятий. Первоначальным этапом процесса планирования территории является оценка территории. Проведенный анализ предполагает выявление исчерпывающих сведений о территории, которые необходимы для принятия верного решения в планировании разных ее областей. Анализ территории подразумевает оценку ресурсов, природных условий, размещения населения, характеристику резервных площадей, размещение объектов хозяйства. Поэтому под анализом территории подразумевается исследования, призванные выявить особенности территории, определяющие ее перспективные направления использования и рационального размещения отраслей хозяйства при эффективном расходовании природных ресурсов. Вторым этапом проверяется демографическая емкость территории. Под демографической емкостью понимается максимальное количество жителей территории, возможное для размещения в ее пределах при условии обеспеченности основных потребностей населения за счет собственных ресурсов территории. важно отметить, что это не нормативный показатель. Демографическая емкость выступает в роли черты, за пределами которой нарушается баланс природных и социальных условий. Третьим этапом анализируется существующая система территориальной организации. Исследуется эффективность применяемых мер по территориальному зонированию, размещению объектов и использованию ресурсов.С учетом результатов предыдущих этапов на четвертом этапе для территории разрабатывается схема перспективной планировочной структуры. Планировочная структура – это модель взаимодействия и взаимного функционирования объектов народного хозяйства [3]. Цель разработки планировочной структуры – соблюдение логичности и пошагового проведения процесса проектирования территории. Схема перспективной планировочной структуры разрабатывается в три этапа. Первый и второй предназначены для выявления основных элементов существующей планировочной структуры. Элементы подвергаются классификации и установлению взаимосвязей между ними. Для планировочной структуры проводится анализ изменений за определенный период для выявления тенденций. Результаты формирования планировочной структуры оформляются в виде картосхем. Третий этап разработки схемы перспективной планировочной структуры предполагает корректировку разработанных на первых двух этапах картосхем планировочной структуры с учетом перспективных предложений по совершенствованию отдельных отраслей хозяйства, транспортной и инженерной инфраструктуры, населенных мест, мест массового отдыха населения. Итог третьего этапа – разработанная схема перспективной планировочной структуры территории. На пятом этапе разрабатываются схемы функционального зонирования. Они включают в себя решения по использованию резервных земель. Выявить резервные площадки представляется возможным по результатам общей оценки территории и определения демографической емкости территории. Резервные площадки могут быть освоены под сельскохозяйственное, промышленное, рекреационное, гражданское строительство. Выбор того или иного вида строительства зависит от целесообразности, исходя из итогов аналитической работы на первых трех этапах. Базой для формирования схем функционального зонирования выступают схемы перспективной планировочной структуры и схемы комплексной оценки территории. Шестой этап заключается в формировании основного документа территориального планирования – схемы территориального планирования. Разработка осуществляется с учетом проведенных мероприятий вышеупомянутых пяти этапов. Во внимание принимаются схемы перспективной планировочной структуры и схемы комплексной оценки территории. Главная задача формирования схем территориального планирования – это планировочная организация территории или, существует также термин, территориальная организация. В науке территориальная организация – это совокупность процессов и мероприятий по решению вопросов природопользования, территориального разделения труда, размещения предприятий материального производства, размещения предприятий непроизводственной сферы, размещения населения. Разработка территориальных организаций в схемах территориального планирования призваны решать ряд задач:исследование современной планировочной ситуации объекта с выделением основных структурных элементов природно-географического и народнохозяйственного характера;определение основных тенденций освоения планируемого пространства;координирование перспективных планов с максимальным содействием тенденциям исторического развития планировочной структуры объекта;корректировка перспективных планов с противодействием регрессивному историческому развитию планировочной структуры объекта;создание схемы планировочной структуры местности (области, края, республики) с указанием ее основных элементов и их роли в общей системе территориальной организации на планируемый срок и дальнейшую перспективу. Важно отметить, что при формировании схемы территориального планирования в Российской Федерации рекомендуется выделять три основных типа элементов схемы. Характеристика данных типов представлена в таблице 2.Таблица 2 – Типы элементов схемы территориального планирования и их характеристикаТип элемента схемы территориального планированияХарактеристика типа элемента схемы территориального планированияточечныйПланировочные центры. Большие давно существующие города или интенсивно развивающиеся новые, крупные комплексы промышленности и энергетики, транспортные узлы, ценные месторождения полезных ископаемых.линейныйПланировочные оси. Важнейшие газо- и нефтепроводы, транспортные магистрали, объемные лесные массивы, вытянутая форма месторождений полезных ископаемых, речные долины, горные долины, побережья водохранилищ, озер, рек, морей. зональный Планировочные зоны. Достаточно большие территории невыраженной геометрической формы, имеющие выраженные природно-хозяйственные особенности. Например, зоны орошения, пустынь, зоны с высоким уровнем урбанизации. Приведенные в таблице 2 типы элементов территориального планирования могут быть как отдельными объектами планирования, так и подвергаться планированию в совокупности друг с другом. Таким образом, процесс территориального планирования в Российской Федерации организован поэтапно. В данном параграфе описаны шесть этапов этого процесса. главным документом территориального планирования является схема территориального планирования. Итак, подводя итоги первой главы, можно утверждать, что в курсовой работе достаточно полно и многогранно изучен теоретический материал по вопросу территориального планирования. В первой главе дано определение территориальному планированию, освещены его задачи и цели, а также принципы, на которых основаны упомянутые задачи и цели. Во втором параграфе проанализирована нормативно-правовая база, являющейся основой деятельности по планированию территорий в России. Основными законодательными актами, регулирующими деятельность по пространственному планированию, являются Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ, Земельный кодекс РФ от 25.01.2001 № 136-ФЗ и федеральный закон «О землеустройстве» от 18.06.2001 № 78-ФЗ. В третьем параграфе изучен алгоритм проведения территориального планирования в Российской Федерации. Подробно описан шестиэтапный процесс и дана характеристика основным документам, формируемым при территориальном планировании.ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ2.1 Основные положения о территориальном планировании Ростовской области Российской ФедерацииРостовская область является субъектом Российской Федерации на юге европейской части страны и имеющим границу с Украиной на западе. Субъект входит в Южный федеральный округ. Административным центром области является город Ростов-на-Дону. В своем составе Ростовская область имеет 463 муниципальных образования, которые, в свою очередь, состоят из 12 городских округов, 43 муниципальных районов, 17 городских поселений и 391 сельских поселений [19]. Схема территориального планирования Ростовской области была выполнена Федеральным государственным унитарным предприятием «РосНИПИУрбанистики» в 2005 году. Цели территориального планирования Ростовской области направлены на выявление назначения территорий, полагаясь на социальные, экологические, экономические и другие факторы [20]. При этом в территориальном планировании области главной установкой, как и в мировой практике, является направленность на устойчивое развитие. То есть вносимые изменения должны способствовать решению текущих вопросов, а также позитивному территориальному развитию в будущем.Территориальное планирование в Ростовской области выступает в роли одной из важнейших государственных функций и значимой приоритетной стратегической задачей регионального уровня власти в субъекте государства. Как и другие стратегические задачи, деятельность по территориальному планированию в Ростовской области осуществляется в рамках государственной программы. Ее название – «Территориальное планирование и обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области». Данная программа утверждена в 2018 году Правительством Российской Федерации и предполагает свою реализацию до 2030 года. Для эффективности и прозрачности результатов программы, в начале каждого года реализации госпрограммы составляется план реализации, а в конце формируется отчет реализации программы. Главная цель государственной программы – устойчивое планирование территории и обеспечение лучшими жилищными условиями отдельных категорий граждан. Задачи госпрограммы заключаются в обеспечении территорий документами территориального планирования, формирование благоприятных условий для стимулирования строительства жилищного назначения, повышение качества строительства жилья, формирование условий для оказания государственной поддержки отдельным категориям граждан в улучшении условий жилья. Качество деятельности по территориальному планированию в Ростовской области оценивается рядом целевых показателей. Среди них доля перспективных участков земли, на территории которых планируется или уже реализуется строительство и обеспечивается коммунальная инфраструктура; темп ввода в эксплуатацию жилья; коэффициент доступности жилья; доля молодых семей, получивших государственную поддержку по улучшению условий жилья; уровень доступности жилья. На сегодняшний день в Ростовской области территориальное планирование направлено на улучшение жилищных условий населения. Мероприятия, включенные в план реализации госпрограммы на 2022 год представлены в таблице 3.Таблица 3 – мероприятия плана реализации государственной программы в области территориального планирования Ростовской областиПодпрограмма государственной программыОсновные мероприятияОжидаемый результатТерриториальное планирование и развитие территорий, включая жилищное строительствоформирование условий территориального развития с помощью вовлечения земельных участков;финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг государственным автономным учреждением Ростовской области «Региональный научно-исследовательский и проектный институт градостроительства»обеспечение площадью 68,2 гектара территории федерального значения в поселке Золотой Колос района Аксайский дорожной инфраструктурой, а также сетями водоотведения, связи и газоснабжения;обеспечение площадью 250 гектаров территории федерального значения в поселке Золотой Колос района Аксайский внутриплощадочными сетями водоснабжения, электроснабжения, водоотведения и дорожной инфраструктурой.;завершенная научно-исследовательская работа и разработанная документация территориального планированияСтимулирование рынка жильяформирование благоприятных условий для развития на рынке доступного жилья;модернизация строительства жильяввод в эксплуатацию общей площади жилья не менее 4836,0 тыс. кв. м.;строительство социальных объектов инфраструктуры в районах новой застройки;эффективная система контроля объектов собственности областиОказание государственной поддержки в улучшении условий жилья отдельным категориям гражданпереселение жителей из аварийного многоквартирного жилищного фонда, который признан непригодным для жилья и подлежащим сносу;приобретение помещений жилого назначения для переселения жителей аварийного многоквартирного фонда;выплата возмещений жильцам за жилые помещения;обеспечение жильем молодых семей;строительство жилья для сирот;выделение бюджетных субсидий отдельным категориям граждан;предоставление земельных сертификатов на строительство или приобретение жилых помещенийликвидирование аварийного многоквартирного жилищного фонда;переселение граждан из аварийного фонда;сокращение непригодного для жилья аварийного фонда, начиная с 2017 года;заключенные контракты на муниципальном уровне на приобретение помещений жилого назначения для переселения граждан из аварийного фонда;возмещение стоимости гражданам за жилые помещения в размере 50 000 тыс. руб.;выдача свидетельств о праве получения социальных выплат на строительство или приобретения жилья 185 молодым семьям;муниципальные контракты на сумму 81 153,8 тыс. руб. на обеспечения сирот жильем;предоставление субсидий 950 гражданам;перечисление 800 гражданам средств земельных сертификатовОбеспечение реализации государственной программырасходы, обеспечивающие деятельность аппарата министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской областиформирование условий для эффективной системы управления и реализации государственной программы Согласно данным таблицы 3 видно, что основной упор в территориальном планировании Ростовской области на современном этапе сделан на улучшения качества жилищного фонда субъекта страны. Большая часть финансирования и проектной работы планируется направить на переселение граждан из аварийных домов, обеспечение жильем молодых семей и сирот. Таким образом, территориальное планирование в Ростовской области осуществляется в рамках государственной программы, принятой в 2018 году и рассчитанной на реализацию до 2030 года. В соответствии с данной программой и с общей стратегией развития России и ее регионов, разрабатываются ежегодные планы по реализации госпрограммы. На современном этапе в Ростовской области сделан акцент на стимулирование жилищного строительства и улучшений жилищных условий отдельных категорий граждан. 2.2 Проблемы территориального планирования Ростовской области Российской ФедерацииДля выявления проблем территориального планирования Ростовской области следует для начала выделить проблему, характерную для всего российского пространственного планирования. Данной проблемой является переломный период в российском градостроительстве, связанный со сменой типа урбанизации. Происходит трансформация источников урбанизации и преобразуется ресурсная база российского градостроительства. Ранее урбанизация имела экстенсивный характер, что соответствует индустриальной фазе государственного развития. Теперь наблюдается переход к интенсивному характеру урбанизации, что свидетельствует о перестроении в постиндустриальную фазу развития. Главными моментами для территориального планирования в этой проблеме являются:высокая мобильность интеллектуальных и трудовых ресурсов;развитие субурбанизации, что означает активное развитие пригородных зон крупных городов.Именно второй момент переходит в зону проблемных вопросов Ростовской области. На сегодняшний день активной точкой роста являются растущие вокруг Ростова-на-Дону агломерации. Эта проблема является ярко выраженной, ведь Ростовская агломерация занимает третье место по численности населения после Санкт-Петербургской и Московской. В ее пределах проживают 2,4 миллиона человек. При этом прогноз, заявленный в проекте команды ростовских управленцев «Ростов-на-Дону – первый мегаполис юга России», предвещает рост агломерации Ростова до 3 миллионов человек за десятилетие. Проблемой в этом случае является не сам факт существования агломерации Ростовской области, а недостаточное ее развитие для эффективного проведения стимулирующей экономической политики. Второй проблемой территориального планирования Ростовской области является демографическая ситуация региона. Поскольку основной целью территориального планирования является достижение устойчивого развития субъекта страны, то негативная тенденция в демографии Ростовской области представляется угрозой для достижения этой цели.Динамику численности населения Ростовской области позволит наглядно изучить таблица 4.Таблица 4 – Численность населения Ростовской области за период 2019-2020 гг. [18].2019 год2020 год2021 годАбсолютное изменениеОтносительное изменение2021/2019, тыс. чел.2021/2019, %Все население, тыс. чел.4202,34197,84181,5-20,899,5из них городское2863,72862,92850,8-12,999,5сельское1338,61334,91330,7-7,999,4Исходя из данных таблицы 4 можно сделать вывод, что количество населения в области сокращается на протяжении всего анализируемого периода. За три года население сократилось почти на 21 тысячу человек, из которых большая часть – городское население. В 2020 году количество умерших почти вдвое превышало количество родившихся человек (64773 человек и 36485 человек соответственно) [18]. Сильное сокращение населения за анализируемый период связано, в первую очередь, с пандемией коронавируса, начавшейся в 2019 году и оказавшая пагубное влияние на демографию региона и страны в целом. При этом на фоне негативного тренда в динамике численности населения Ростовской области наблюдается дисбаланс мужского и женского населения. В 2020 году женщин было на 292915 человек больше, чем мужчин (2245368 человек и 1952453 человек соответственно) [18]. Третьей проблемой территориального планирования Ростовской области является трудность в освоении информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. На сегодняшний день в градостроительном законодательстве предусмотрено, что организация документооборота и ведения электронных систем в градостроительной сфере должна осуществляться с использованием федеральной государственной информационной системой территориального планирования (ФГИС ТП). Правила ведения информационной системы устанавливает Правительство Российской Федерации. Система предназначена отобразить в едином пространстве информацию, которая требуется для стратегического территориального планирования и которая находится в распределенном виде в информационных системах органов власти по все стране. Таким образом в курсовой работе выявлены три основные проблемы территориального планирования Ростовской области. Первая относится и к общему территориальному планированию Российской Федерации – смена типа урбанизации. Вторая, демографическая, проблема территориального планирования субъекта Российской Федерации связана с снижением количества населения области и превышением смертности над рождаемостью. Третья проблема связана с внедрением новой информационной системы и трудностями в ее освоении. В совокупности перечисленные проблемы оказывают влияние на эффективность процесса территориального планирования и осуществления контроля над мероприятиями, предусмотренными схемами территориального планирования.2.3 Пути оптимизации территориального планирования Ростовской области Российской ФедерацииДля решения проблемы растущей агломерации вокруг Ростова-на-Дону необходим тщательный и разумный подход. Некоторые мероприятия, в какой-то степени, снижают социальную и бюджетную нагрузку с центра региона. Но важнее не подавить рост периферии, а превратить увеличивающиеся окраины города в перспективное и выгодное направление развития субъекта Российской Федерации. Большей проблемой является дисбаланс в самой агломерации Ростовской области. С одной стороны, в данных районах сосредоточены важнейшие рынки региона, но, с другой стороны, несбалансированность территории агломерации дает негативный эффект для ее социально-экономического развития. Конкуренты в образе соседних крупных городов Ростова-на-Дону перетягивают часть населения и рынка, что не позволяет наращивать тепы роста агломерации Ростовской области и замедляет процессы инновационного и экономического развития. Необходимо сосредоточить внимание на привлечении федеральных ресурсов и формирования благоприятного инвестиционного климата в районах агломерации, а также создать необходимые условия для населения, чтобы сработал «эффект масштаба». При этом важно привлекать миграционные потоки не из самой Ростовской области, а из страны в целом. Существует еще один тормоз социально-экономического прорыва агломерации Ростова – это недостаточное количество населения для создания инновационной экономики. Министр экономики Ростовской области Максим Папушенко отметил, что для создания инновационной экономики необходима плотность населения численностью не менее 200 человек на квадратный километр. В Ростовской агломерации данный показатель равен 147 человек на квадратный километр. В этом случае проблема может найти свое решение в естественном приросте населения и миграции населения из других городов страны. Демографическая проблема во многом является неконтролируемой и сложно управляемой. По этой причине возможно дать рекомендации общего характера, способные улучшить ситуацию. Для этого необходимо повысить качество жизни жителей Ростовской области. Этому способствует модернизация строительства жилых помещений, развитие рекреационных зон, повышение качества системы здравоохранения, повышение уровня доступности медицинских и профилактических услуг. Многие заболевания возможно выявить на ранних стадиях, поэтому важно разработать эффективную систему здравоохранительных мероприятий по профилактике и раннему выявлению смертельных и тяжелых заболеваний. Помимо этого, важно оказывать социальную поддержку разным категориям населения. В особенности, в поддержке нуждаются молодые семьи и дети, оставшиеся без попечения родителей. Для данных категорий граждан необходимо максимально тщательно разработать систему государственных мероприятий для обеспечения жильем, услугами здравоохранения и доступности к рекреационным ресурсам региона. Перечисленные меры позволят не только стабилизировать демографическую обстановку, но и увеличить продолжительность жизни населения Ростовской области. Информационно-технологические мощности Ростовской области не в полной мере позволили освоить ФГИС ТП. Работа с ФГИС ТП эффективно протестирована и хорошо развита на федеральном уровне. На уровне регионов и местных самоуправлений этот процесс требует скорейшего совершенствования и адаптации. Информационная система чрезвычайно важна для осуществления деятельности по территориальному планированию на современном этапе развития страны. Решение вопроса эффективной работы ФГИС ТП позволит упростить процесс принятия решений и позволит оптимизировать разработку документации территориального планирования. Решение может заключаться в привлечении квалифицированных кадров в структуру министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области. Альтернативой может стать приглашение экспертов для урегулирования и наладки работы с информационной системой ведущих сотрудников, задействованных в работе в области территориального планирования. Для дальнейшей оптимизации работы с системой следует разработать четко сформулированную инструкцию, которая сократит временные издержки на поиск верного способа работы с системой. Таким образом, подводя итоги второй главы курсовой работы, возможно заключить, что в территориальном планировании Российской Федерации и, в частности, в Ростовской области существует ряд проблем. Основной тенденцией современного положения территориального планирования является увеличение процесса урбанизации и, одновременно с этим, смена его типа. Экстенсивный тип урбанизации меняется на интенсивный, характерный для переходных к постиндустриальному развитию стран. В Ростовской области увеличивается роль агломерации, которая уже имеет большой вес, но не обладает достаточным потенциалом для проведения инновационной политики в целях экономического прорыва территории. Для Ростовской области выделены также демографическая и информационная проблемы. Демография населения области имеет негативную тенденцию и наблюдаемое преобладание доли умерших по сравнению с показателем рождаемости. Информационная проблема связана с внедрением ФГИС ТП в деятельность по территориальному планированию Ростовской области и других субъектов Российской Федерации. Сложность освоения и ведение электронной документации сказывается на эффективности проведения территориального планирования и, в особенности, осуществления контроля над мероприятиями в области территориального планирования. Для преодоления возникших трудностей и решения перечисленных проблем в третьем параграфе второй главы курсовой работы представлены практические рекомендации по повышению эффективности процесса территориального планирования Ростовской области. Осуществление данных мероприятий позволит повысить качество территориального планирования и нивелирует негативные эффекты от указанных ранее проблем.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроанализированный теоретический материал и исследованный практический опыт территориального планирования Российской Федерации и, в частности, Ростовской области позволяет утверждать, что поставленная во введении курсовой работы цель достигнута. Достижение уели представилось возможным благодаря решению ряда задач, обозначенных также во введении работы. Теоретические аспекты курсовой работы посвящены определению понятия, целей, задач, принципов, способов организации, нормативно-правовой базы территориального планирования Российской Федерации. Под территориальным планированием понимается деятельность органов государственной, региональной и местной власти по планированию территориального развития, формированию правовых основ и системы управления в области природопользования на территории, принятию решений по размещению объектов для государственных нужд. Российское законодательство предусматривает положения, закрепляющие основные аспекты деятельности в области территориального планирования. Данные положения закреплены в Градостроительном кодексе, Земельном кодексе и федеральном законе «О землеустройстве». Практическая часть курсовой работы посвящена анализу территориального планирования в Ростовской области. На примере данного субъекта Российской Федерации выявлено три проблемы территориального планирования и предложены практические рекомендации по направлениям стабилизации ситуации и дальнейшему развитию региона. При выполнении курсовой работы были использованы методы научного познания: анализ, синтез, дедукция, сравнение. С помощью данных методов удалось сформировать текстовый, графический и табличный материал, представленный в содержании курсовой работы. Содержание курсовой работы включает в себя введение, основную часть из двух глав, заключение и библиографический список. Библиографический список состоит из разных источников литературы. В него входят нормативные акты современного законодательства, учебные пособия, статьи периодических изданий, данные официальной статистики и официальных порталов Правительства. Рассмотренная в курсовой работе тема имеет перспективу для дальнейших исследований. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКГрадостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ / сайт Консультант-Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (дата обращения: 22.02.2022). Постановление Правительства Ростовской области от 17.10.2018 № 642 об утверждении государственной программы Ростовской области «Территориальное планирование и обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области» / Официальный портал Правительства Ростовской области URL: https://www.donland.ru/documents/9722/ (дата обращения: 26.02.2022).Груздев, В.М. Территориальное планирование. Теоретические аспекты и методология пространственной организации территории; учебное пособие / В.М. Груздев; Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. – Н. Новгород. 2014. 146 с. Коротаева, Е.А. Региональное управление и территориальное планирование; учебное пособие / Е.А. Коротаева. – Ижевск, Изд-во «Удмуртский университет». 2014. 111 с. Петрищев, В.П. Территориальное планирование и прогнозирование; методические указания / В.П. Петрищев; Оренбургский гос. ун-т – Оренбург: ОГУ. 2015. 49 с. Рисин, И.Е. Региональное управление и территориальное планирование (для бакалавров) / И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский. - М.: КноРус. 2018. 286 c.Тараканов, О.В. Территориальное планирование как основа управления развитием территорий; учебное пособие / О.В. Тараканов, Н.А. Киселева, М.С. Акимова; под общ. ред. д-ра тех. наук, проф. Ю.П. Скачкова. – Пенза. 2014. 124 с.Филиппов, Д.В. Региональное управление и территориальное планирование; учебное пособие / Д.В. Филиппов. – Новосибирск: изд-во СибАГС. 2014. 237 с. Груздев В.М., Кулакова Е.Д. Вопросы территориального планирования сельских поселений для целей принятия управленческих решений / Материалы 9-ой региональной научно-практической конференции «Культура управления территорией: экономические и социальные аспекты, кадастр и геоинформатика» (декабрь 2020 г.): сборник трудов / НИзд-во ННГАСУ. 2021. С. 31-34. Губарева, М. М. Современные проблемы территориального планирования / М. М. Губарева // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова: Материалы конференции, Белгород, 30 апреля – 20 2021 года. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2021. С. 6756-6761.Морозов, В. А. Проблемы современного регионального управления и территориального планирования в РФ / В. А. Морозов // Научное обеспечение развития АПК в условиях импортозамещения: Сборник научных трудов. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет. 2018. С. 159-161.Овчинникова Н. Г., Жидкова Е. И., Тимофеева В. А. Проблемы территориального планирования в контексте рационального использования территорий муниципальных образований // Экономика и экология территориальных образований. 2020. №4. С. 33-39.Песня И.А., Волохов Д.А., Миронов Е.В. Проблемы реализации системы территориального планирования // Научный журнал молодых ученых. 2019. №1 (14). С. 68-70.Судакова, Д. И. Тенденции территориального планирования Ростовской области / Д. И. Судакова // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 2-4. С. 86-88.Судакова, Д. И. Оценка возможности освоения резервных территорий Ростовской области как перспективы развития территориального планирования региона / Д. И. Судакова, Л. Г. Долматова // Основные принципы развития землеустройства и кадастров : Материалы XVII Всероссийской научно-практической конеренции, Новочеркасск, 12–15 мая 2020 года. – Новочеркасск: Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А.К. Кортунова ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет». 2020. С. 239-242.Чумакова, О. В. Правовые проблемы территориального планирования / О. В. Чумакова // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9. № 5-1. С. 157-162.Чирков, К. И. Актуальные проблемы территориального планирования в России / К. И. Чирков, Л. П. Гармаш // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 74-3. С. 112-113. Ростовская область в цифрах 2020: крат. Стат. сб. / Ростовстат. _ Ростов-н/Д. 2021. Чарахчян Константин Каренович, Корниенко Татьяна Анатольевна, Оганян Анжелика Гамлетовна Территориальное стратегическое планирование: проблемы и поиски решений // Концепт. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/territorialnoe-strategicheskoe-planirovanie-problemy-i-poiski-resheniy (дата обращения: 22.02.2022).Схема территориального планирования Ростовской области / Официальный портал Правительства Ростовской области URL: https://www.donland.ru/activity/860/ (дата обращения: 25.02.2022).Федеральная государственная информационная система территориального планирования / Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации URL: https://fgistp.economy.gov.ru/ (дата обращения: 26.02.2022).


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТИ НИЯУ МИФИ
Все отлично, курсовая написана на "Ура!", все замечания сразу были исправлены, спасибо, Ал...
star star star star star
лгу им пушкина
Работу выполнили быстро, как и хотела. Большой объём за короткий срок. Креативный подход, ...
star star star star star
МГИМО
Огромное спасибо исполнителю за внимательное отношение к моему заказу и подробные ответы н...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.