это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3824430
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Современность – это эпоха глобализации и активного развития цифровых технологий. Поэтому использование ИКТ в логопедической практике является не только одним из возможных методов коррекции, но и реальной необходимостью в современном мире. Только такой подход к коррекционно-развивающему процессу позволяет идти в ногу со временем, делая эффективными все направления профессиональной деятельности логопеда.Использование ИКТ решает следующие задачи:- повысить у детей мотивацию к обучению;- Активизация познавательной деятельности детей.- Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.- Тренировка и развитие навыков учебной деятельности: развитие самоконтроля, активности, мелкой моторики рук, а также развитие и координация мыслительных процессов.- Обеспечить психологический комфорт на занятии.- Формирование и развитие звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, просодического, лексико-грамматического строя и связной речи.Целью данной работы является изучение использования компьютерных технологий в логопедической работе.Для достижения цели были поставлены следующие задачи:1. Иучить теоретические аспекты информационно-коммуникационных технологий в образовании;2. Рассмотреть применение компьютерных технологий в логопедической работе;3. Освоить принципы организации работы логопеда с использованием компьютерных технологий.1. Теоретические аспекты информационно-коммуникационных технологий в образовании1.1 Теоретические основы понятия информационно-коммуникационных технологий в образованииИнформационно-коммуникационные технологии – это технологии, используемые в образовании. Более подходящим термином для компьютерных технологий обучения является компьютерная технология. Компьютерные технологии обучения (новая информация) – это процесс подготовки и передачи информации обучающемуся, средством реализации которого является компьютер.При подготовке урока с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это урок, а значит, он составляет план урока, исходя из своих целей; при выборе учебного материала следует руководствоваться основными принципами обучения. При этом компьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет его.Такому уроку свойственно следующее: принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальной особенности ребенка;управляемость: преподаватель в любой момент может скорректировать процесс обучения; интерактивность и диалоговый характер образования;оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;поддерживать состояние психологического благополучия учащегося при общении с компьютером.Компьютер можно использовать на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.Образовательные средства ИКТ можно разделить на 3 категории: входные ресурсы, выходные ресурсы и другие.Многочисленные исследования по всему миру показали, что ИКТ могут улучшить результаты обучения учащихся и качество преподавания учителей.Существует большое количество технологических решений для образования в мире, и у каждого есть как недостатки, так и преимущества. Основные преимущества ИКТ в образовании:С помощью ИКТ изображения можно легко использовать в преподавании и обучении для улучшения памяти учащихся и преподавателей.С помощью ИКТ учителя могут легко объяснять сложные инструкции, обеспечивая лучшее понимание учениками;С помощью ИКТ учителя могут создавать интерактивные классы и делать уроки более увлекательными, что может улучшить посещаемость и концентрацию учащихся.Основные недостатки ИКТ в образовании:Применение техники может быть опасным.Слишком дорого покупатьВозникновение трудностей у учителей, не имеющих опыта обращения с инструментами ИКТ.Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению ИКТ в образовательный процесс детей с нарушениями речи. Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес сначала как игра, а затем как учебная деятельность. Этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание.Недоразвитие словесной памяти и снижение внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации внимания обусловливают необходимость проведения целенаправленной работы по преодолению этих нарушений. В этом случае использование информационных технологий (ИКТ) становится особенно целесообразным, так как позволяет подавать информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет хранение контента, но и делает его содержательным и долгосрочным.В процессе обучения с использованием компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия цели. Таким образом, использование средств компьютерного обучения способствует развитию таких волевых качеств, как самостоятельность, самодисциплина, сосредоточенность, настойчивость.Компьютерная техника призвана помочь педагогу-логопеду в коррекционных классах сделать то, что крайне сложно сделать без компьютера, сделать то, что раньше не делалось, сделать то, что делалось раньше, по-новому и лучше.1.2 Применение компьютерных технологий в логопедической работеКак отмечают многие авторы, использование компьютерных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.Сложная структура речевых нарушений определяет необходимость планомерной, системной коррекционной работы на основе сохранившихся типов восприятия. Оптимальному решению этой задачи способствуют специализированные компьютерные технологии.Общение с компьютером вызывает у школьников большой интерес сначала как игра, а затем как учебная деятельность. Этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, и именно эти особенности обеспечивают психическую готовность ребенка к обучению.Недоразвитие словесной памяти и нарушение внимания в виде его неустойчивости и низкой концентрации внимания заставляют проводить целенаправленную работу по преодолению этих нарушений. В этом случае использование компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет подавать информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание контента, но и делает его осмысленным и долгосрочным.В процессе обучения с использованием компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность и оценивать результаты. Решая заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения способствует развитию у детей школьного возраста таких волевых качеств, как самостоятельность, самодисциплина, собранность, настойчивость.Большое значение для развития произвольной моторики пальцев имеют занятия на компьютере, что особенно важно при работе с детьми с речевыми нарушениями. Формирование и развитие совместной согласованной деятельности зрительного и двигательного анализаторов является важным моментом в подготовке детей к овладению почерком.Основные виды деятельности в области использования ИКТ:Использование ИКТ в работе логопеда направлено на работу с детьми, педагогами и родителями.Работа с детьми предполагает:- Проведение индивидуальных занятий с использованием специальных компьютерных технологий. Проведение познавательных речевых игр («Игры для тигров», «Учимся правильно говорить» и др.), с использованием ребусов и интерактивных логопедических тренажеров.- Проведение фронтальных и подгрупповых занятий с использованием мультимедийных презентаций.- Компьютер можно использовать для диагностики речи и психических функций.Использование компьютерных технологий в работе с педагогами позволяет быстро найти нужную информацию, поделиться ею с преподавателями и подготовить наглядный материал для участия в различных мастер-классах, презентациях, воркшопах и тренингах.Важной частью работы логопеда является общение с родителями. Использование ИКТ дает возможность проводить консультации и родительские собрания в нестандартизированной форме интерактивного взаимодействия, обеспечивать родителей домашними заданиями на переносных носителях, концертными презентациями, видеозаписями занятий с детьми и т.д.В научной и методической деятельности компьютер также незаменим. С помощью ИКТ осуществляется:- сохранить необходимую информацию;- построение графиков и диаграмм;- оформление документации и стендовой информации;- С помощью Интернета можно быстро найти необходимую информацию по любой тематике;- полный обмен информацией с коллегами;- участие в обсуждении профессиональных проблем с другими логопедами.На логопедических занятиях могут использоваться различные компьютерные ресурсы. Готовые решения:- компьютерные логопедические тренажеры;- компьютерные тесты;- Приключенческие квесты и развивающие игры;- книги, учебники и энциклопедии;- электронные рассылки;- Логопедические ресурсы;Самостоятельно-разработанный инструментарий:составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;подборки компьютерных тестов;цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.Для решения локальных коррекционных задач в работе часто используются мультимедийные презентации, созданные с помощью программы. Благодаря последовательному появлению изображений на экране дети могут более внимательно и полно выполнять упражнения. Использование анимации и неожиданных моментов делает процесс коррекции интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и от компьютера в виде фотонаград, сопровождаемых звуковым оформлением.Компьютерные технологии позволяют создавать и использовать мультимедийные презентации, игровые упражнения и классные задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка.Гармоничное сочетание традиционных средств с использованием презентаций позволяет значительно повысить мотивацию детей к учебе и, как следствие, значительно сократить время на преодоление речевых нарушений.Любая современная программа позволяет подготовить презентацию к любому логопедическому занятию, материал представлен на экране в цвете, со звуковыми и анимационными эффектами. Компьютер позволяет использовать зрительный канал восприятия информации (цветовая палитра, анимационные эффекты помогают удерживать произвольное внимание детей на занятии) и слуховой (звуковые файлы - записанный текст, музыка помогает детям лучше понимать происходящее на экране). Преподаватель-логопед имеет возможность повысить наглядность процесса обучения.Презентации могут быть любого типа:просто картинки или фотографии с подписями;по художественным произведениям;анимированные, обычно по сказкам и стихам;музыкальные для ознакомления с различными музыкальными инструментами.Таким образом, использование ИКТ в работе логопеда является необходимостью, обусловленной современными реалиями. Мир не стоит на месте и использование в логопедической практике только традиционных методов коррекции уже не актуально. Гораздо удобнее сочетать их с информационно-коммуникационными технологиями, что позволяет значительно повысить эффективность выполняемой работы.2. Практические аспекты использования компьютерных технологий в логопедической работе2.1 Характеристика основных программ и технологий в процессе работы логопедаНа сегодняшний день Институтом коррекционной педагогики РАО разработаны специализированные компьютерные программы для детей с различными отклонениями в развитии: «Мир за твоим окном», «Состав числа», «Состав слова», «Развивающие игры в среде «Logo»», «Моя жизнь», «Лента времени», «В городском дворе», «Новые средства развития письменной речи, основанные на применении информационных технологий», «Видимая речь».В общеобразовательных школах уже используются специализированные программы:логопедический тренажер «Дэльфа-142», который вобрал в себя все лучшее от своих предшественников. Кроме того, он включает в себя принципиально новые упражнения, направленные на коррекцию и совершенствование всех сторон речи школьника, в том числе тренажер может быть успешно использован в системе упражнений по коррекции письменной формы речи;программа «Игры для Тигры», предназначенная для коррекции следующих аспектов произносительной стороны речи: речевого дыхания, интенсивности голоса, логоритмической структуры речи, звукового анализа слов;программа Грамотей», позволяющая детям за более короткий промежуток времени овладеть основными навыками звукового и слогового анализа слов, приобрести умение осознанно выделять согласные и гласные звуки в словах различной слоговой структуры.В результате поиска наиболее эффективных способов решения традиционных и коррекционных задач, новых способов качественной индивидуализации обучения возникла необходимость расширить круг используемых компьютерных программ за счет неспециализированных обучающих и развивающих комплексов. Наиболее приемлемыми в работе с детьми-логопатами оказались:программный модуль «Семейный наставник» (ООО ИнисСофт), предназначенный для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребёнку индивидуальных рекомендации по устранению пробелов в знаниях. Систематическое использование программно – методического комплекса «Семейный наставник» позволяет интенсифицировать, индивидуализировать, дифференцировать процесс обучения орфографии, реализуя при этом идеи развивающего обучения, принципы системности, активности, поэтапного преодоления трудностей, связи теории с практикой.проект “Развитие творческих способностей на основе информационных технологий” – СИРС, в котором представлены необходимые в коррекции нарушений письма и чтения разделы: 1 - автоматизированное рабочее место логопеда – интерактивная обучающая среда для исправления недостатков в развитии процессов звукобуквенного анализа, синтеза и фонематического восприятия. 2 - подсистемы «Развитие памяти» и «Навыки классификации знаний», при помощи которых развиваются мнемические и интеллектуальные способности. 3 – раздел "Пространственное мышление", где используется стандартный подход, связанный с поэтапным формированием умственных действий: развиваются пространственные представления в результате последовательности из нескольких умственных операций, связанных с преобразованием в пространстве.программа SST QuickRead предназначена для быстрого чтения текстов. Метод, использованный в программе, заключается в последовательном показе слов крупным шрифтом в центре экрана. Этот метод позволяет заметно увеличить скорость чтения за счет исключения движения глаз по строке.демонстрационные презентации, выполненных в приложении Microsoft PowerPoint, которые дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому логопедом материалу, вводить учащихся в обстановку, соответствующую различным географическим объектам, историческим событиям, приобщать их к творческой лаборатории писателей, поэтов и т. д.Особое место в своей работе уделяю контролирующим программам, которые специально рассчитаны на проведение текущего или итогового опроса учащихся. Это разделы в программах:СИРС, связанные с диагностикой скорости чтения, усвоением прочитанной информации и объемом зрительной памяти;«Диктанты» в программе «Семейный наставник».Они позволяют установить необходимую обратную связь в процессе обучения, дают возможность проследить в динамике успеваемость каждого учащегося, соотнести результаты обучения с трудностью предлагаемых заданий, индивидуальными особенностями обучаемых, предложенным темпом изучения, объемом материала, его характером.2.2 Принципы организации работы логопеда с использованием компьютерных технологийОсновываясь, на исследованиях, посвящённых разработке научно обоснованных принципов и требований к информационным педагогическим технологиям обучения, реализация инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда строится на следующих принципах:1. Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.Использование информационных технологий в процессе коррекции способствует активизации компенсаторных механизмов у детей с сохранными типами восприятия. Работа по исправлению системного недоразвития речи, а также контроль результатов деятельности осуществляется на основе зрительного и слухового восприятия. Визуализация информации происходит на экране монитора в виде доступных для детей мультяшных изображений и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, можно дополнительно опираться на слух (воспроизведение определенного ритма). Это позволяет сформировать устойчивые зрительно-кинестетические и зрительно-слуховые условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки и в дальнейшем самоконтроль своей речи.2. Принцип системного подхода к коррекции речевых нарушений.Информационные технологии позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик: звукопроизношение, просодические компоненты устной речи, фонематические процессы, лексико-грамматические средства языка, артикуляционная моторика, реверсивная речевая кинестезия, мелкая моторика пальцев рук ( работа с манипулятором «мышь», клавиатурой), слуховое и зрительное восприятие, внимание, словесная и зрительная память, эмоционально-волевая и мотивационная сфера, словесно-логическое мышление детей.3. Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей с отклонениями в развитии.Компьютерные программы дают возможность объективно определять зоны текущего и ближайшего развития ребенка, индивидуально корректируя параметры программы. Упражнения программ содержат задания возрастающей сложности, позволяющие учитывать индивидуальные возможности ребенка и коррекционно-воспитательные потребности при выполнении коррекционной работы.4. Принцип систематического и последовательного обучения.Структура и содержание компьютерных программ позволяют использовать ранее полученные знания при освоении новых знаний от простого к сложному.5. Принцип доступности образования.Содержание заданий специализированных компьютерных программ и способы их представления соответствуют возрастным особенностям детей. Домашнее задание представлено в игровой форме. Визуализация деятельности ребенка и ее объективная оценка происходит на экране монитора в виде доступных мультипликационных образов и символов. Художественное исполнение программ отражает основные существенные детали изображаемых предметов, выдержано в едином стиле и подчинено решению задач коррекционного воспитания детей.6. Принцип индивидуализации обучения.Специализированные компьютерные программы предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми и позволяют строить коррекционную работу с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.7. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.Ведущая роль в обучении с использованием компьютерных программ принадлежит педагогу-логопеду, но решение поставленных задач в рамках компьютерной среды деятельности осуществляется с использованием доступных ему средств от ребенка.8. Принцип объективности оценки результатов деятельности ребенка.В программах результаты деятельности ребенка представляются наглядно на экране в виде мультяшных изображений и значков, исключающих субъективную оценку. Кроме того, программы содержат цифровые оценочные шкалы, позволяющие определить объективное состояние речи и языковых средств ребенка. Деятельность оценивается по программе и устно. Он намеренно исключает отрицательную оценку с целью создания ситуации успеха и формирования у детей положительного настроя на преодоление трудностей, возникающих при выполнении заданий. Таким образом, программы обеспечивают объективную оценку результатов деятельности в трех вариантах - визуальном, звуковом и цифровом. Это позволяет ребенку в дальнейшем развивать способность к самоконтролю над своей речью.9. Принцип игровой стратегии обучения и введения ребенка в проблемную ситуацию.Практический опыт показывает, что использование игрового принципа обучения и создание проблемной ситуации на основе жизненного опыта позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные особенности детей. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретной задачи, которая варьируется в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно-воспитательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования к доступности компьютерного обучения. инструменты. Один из способов создать проблемные ситуации — привлечь героев-помощников. Общение с компьютерным героем и специально подобранные задания позволяют детям развивать коммуникативные навыки, моделируя ситуацию общения.10. Принцип воспитывающего воспитания.Работа с компьютерными программами позволяет воспитывать нравственные качества и силу воли. Этому также способствует активность ребенка, направленная на решение проблемной ситуации, стремление к достижению желаемого результата при повышенной мотивации деятельности.11. Принцип интерактивности компьютерных учебных материалов.Использование компьютерных программ в условиях моделируемой проблемной ситуации происходит одновременно с реализацией обратной связи в виде анимации изображений и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов выполнения. Со стороны компьютера выступает веселый и веселый компьютерный герой, который объясняет цель и правила выполнения предложенного задания, помогает ему, дает итоговую или промежуточную оценку деятельности, что создает дополнительную положительную мотивацию при работе с программами.
Заключение
Специализированные компьютерные программы позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик: звукопроизношения, просодических компонентов устной речи, фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка, артикуляционной моторики, слухового и зрительного восприятия, внимания, зрительной памяти, эмоционально-волевое и мотивационное, логико-словесное мышление детей.Использование офисных компьютерных программ позволяет самостоятельно разрабатывать упражнения-презентации, направленные на коррекцию тех или иных компонентов речи. Упражнения позволяют разнообразить проведение занятий, повысить мотивацию и стимулировать коррекционно-развивающий процесс.Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе логопеда помогает решить следующие задачи:Педагогические: развитие способностей лингвистического анализа и синтеза; уточнение, расширение и активация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие орфографической зоркости.Коррекционная: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие мелкой и общей моторики.Таким образом, на уроках с использованием ИКТ осуществляется универсальная учебная деятельность. Использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет обоснованно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, тем самым повышая интерес к изучаемому материалу.
Список использованных источников
Босова Я.М. Использование цифрового образовательного ресурса в логопедической работе с детьми / Я.М. Босова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №4. — С. 49-51.Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2014. – 164 с.Дмитриева, О. И. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми / О. И. Дмитриева, Е. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 149-151.Иванова Е. В. Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ //Старший воспитатель. - 2014г. – 123 с.Ковригина, Л.В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе / Л.В. Ковригина // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 3. – С. 57-59Лынская, М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ / М.И. Лынская // Логопед в работе. - 2017. – № 6. – С. 48-52.Левина Е.В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях // Логопед. - 2016. - № 3. - С. 68-73Миккоева Н.В. Программно-аппаратные методы изучения особенностей познавательного интереса у дошкольников с ОНР / Миккоева Н.В.// Специальное образование. — 2016. — №1. — С. 66-75.Попова Е.Ф. Влияние компьютерных технологий на коррекционно-развивающее обучение детей с общим недоразвитием речи / Попова Е.Ф. // Логопедия сегодня. — 2014. — №2. — С. 20-25.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!