это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3827601
Ознакомительный фрагмент работы:
Эссе на тему: «Л.Фейербах «Бог есть то, чем человек хотел бы быть»
Формирование и становление учения немецкого философа Людвига Андреаса Фейербаха, проистекало на первой стадий созревания материализма, который характеризовался критичностью идеализма и обоснованием чувственности как оптимального пути познания.
Л. Фейербах полагал, что чувственность считается единым источником истинного знания. Он отвергал бытие общих понятий и признавал истинным только единичное, определенное.
Выделив три важнейших понятия: разум, волю и сердце, он не расставил отдельных акцентов, а рассматривал их как общую систему, являющуюся существенным вектором формирования человека.
Важнейшими чертами, характеризовавшими учение Фейербаха, были:
- разрыв с религией и стремление избавиться от продолжающегося на протяжении многих веков воздействия церкви на философию;
- вожделение и желание разъяснить бытие Бога или какой-то высшей силы, исходя из постулатов материализма, а также природы человеческой личности;
- разведка обоснования вопросов окружающего мира с учетом современных достижений науки философу;
- большой интерес к общественно-политическим проблемам; вера в то, что внешний мир можно легко узнать.
Он писал: «Бог - это то, чем хотел бы быть человек». Что представляют собой данные слова?
Первоначально Фейербах был приверженцем крайне левой школы в гегельянстве. С 1839 г. он переходит на позицию антропологизма, сенсуализма, материализма и атеистического гуманизма. Личный философский путь от теологии через метафизику к позитивной антропологии философ обрисовывал так, что Бог был первой мыслью, разум - второй, человек - третьей и дальнейшей [1, с. 305]. По словам Фейербаха, он не видит ни Бога, тем самым ни мира. Немецкий материалист обусловливал философию и религию как взаимоисключающие миропонимания.
Л. Фейербах сильно отличался от атеистов XVIII века в понимании психолого-исторического генезиса религии. Он отверг их «просветительскую» веру, что исторические формы религии были пробуждены необразованностью масс и преднамеренным политическим обманом со стороны сильных мира его [3]. По Фейербаху, религиозное творчество вытекает из свойственной всем людям тяги к антропоморфизму.
В древности религия олицетворяла в себе только лучшие идеи и чувства людей, объединяла все области знаний и деятельности. Но теперь она перестает быть необходимой в прежнем виде, так как призрачная сущность религии уже решена материализмом и люди уже не нуждаются в помощи выдуманных богов. Фейербах переворачивает формулу христиан «Бог есть любовь» в «Любовь есть Бог».
Философ предлагает повсюду в будущем поставить новую, гуманистическую религия есть. Для этого необходимо сакрализовать элементарные законы человеческого общежития и морали и придать религиозное значение половой любви и браку.
Таким образом, я бы сказала, что в это время люди начинают отходить от Бога и по-другому понимать мир, что мир не происходит только от Бога, и мы, люди, тоже можем сами что-то решать, творить. И в идеале получается - человек может олицетворить себя Богом, тем самым совершенным, то к чему он стремится.
Для утверждения высокого статуса человека необходимо захватить все стороны его жизни: чтобы излечить «болезни головы и сердца» (например, освободить религию), необходимо решить вопросы занятия социальной и политической жизнью. Фейербах ставил перед собой лишь воспитательную задачу тщательного изучения и выздоровления головных и сердечных болезней человека. Ему важно представить, что христианство не есть абсолютная религия, что «разум в христианстве не исчерпывается» и что «имеющиеся религии содержат бесконечно много отвратительного и несовместимого с истиной». «В чем заключается мой метод? - пишет Л. Фейербах. - Все сверхъестественное сводить к природе с помощью человека и все сверхчеловеческое сводить к человеку с помощью природы, но неизменно опираясь только на наглядные, исторические эмпирические факты и примеры» [4].
Бога запрещено отвергать, но ее необходимо осмыслить. Человек является началом, серединой и концом религии. Вместо неприступного Бога Фейербах предлагает культ человека в его крови и плоти. Суть религии в сердце человека. Каковы мысли человека, таков и его Бог. Все определения божественного на самом деле являются дефинициями человеческих свойств.
Истина религии - в отношении человека к его сути, а ложность религии - в восприятии данной сути не как своей, а как божественной; видите, Бог есть зеркало человека. Религия порождается нуждами, а Бог - это то, чем человек хочет стать.
«В чем суть человека?» - спрашивает Фейербах и отвечает: «В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная сущность человека как такового и цель его существования. Человек существует для того, чтобы знать, любить и хотеть. Любовь? - Любовь. Воля? - Свободная воля. Мы знаем, чтобы знать, мы любим, чтобы любить, мы хотим хотеть, то есть быть свободными. <...> Только то, что существует для своего воистину совершенен, божественен» [5]. Суть человека – это сам человек, определенный индивид. Как видим, философ, вопреки философской традиции, отождествляет сверхчувственную суть с ее внешним проявлением.
Понятие эгоизма трактуется Фейербахом обширно. Так как под эгоизмом человека он понимает соответствующее его природе, его самопознание, самоутверждение по отношению ко всем противоестественным и нечеловеческим требованиям, что ему навязывают теологическое лицемерие, религиозный и спекулятивный вымысел, политическая грубость и деспотизм. В то же время эгоизм есть, по сути, монотеизм, так как он имеет только одну цель - самого себя.
Л. Фейербах является одновременно и критиком религии, и ее защитником. Он критикует неестественную, сверхестественную религию и защищает естественную религию. Отвергая христианскую религию, он аргументировал необходимость «новой, искренней», «резко антихристианской» религии для человека. «Новая» религия обязана разрешить проблему человека, вернув ему то, что христианство приписывало Богу: совершенство, силу, святость, могущество и иные атрибуты Бога. Теология обязана обернуться в антропологию, человек обязан стать богом, а Бог обязан очеловечиться. Любовь к человеку обязана быть не вторичной, то есть производной от Бога, а изначальной. Вот как она может быть надежной силой. Для определенного человека высшим существом должен быть не Бог, а иной человек. Доброжелательные, любовные взаимоотношения между людьми, сходные тем, которые объединяют верующего с Богом, обязаны быть, по Л. Фейербаху, возведены в высший закон, потребовавший, чтобы человек был богом для человека. Сам Л. Фейербах называет свою философию антропотеизмом, т. е. человекобожеством [6].
Естественный человек, лишенный метафизических оснований, был исходным пунктом не только в философии Л. Фейербаха. Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.-Дж. Руссо обратился к данной проблеме задолго до того, как немецкий философ Т. Гоббс пессимистически истолковал природную природу человека. Человек по натуре эгоист, строящий отношения с другими людьми в режиме «война всех против всех» [2]. Отсюда необходимость строгого политического режима, чтобы люди не съедали друг друга. Дж. Локк обрисовывает блаженную картину, характеризуя естественное положение человека следующими эпитетами: сочувствие, альтруизм и доброжелательство. Правительству он отводит второстепенную роль – поддержание естественных взаимоотношений между людьми с помощью законов, не вмешиваясь в экономическую и политическую области. Л. Фейербах ближе к оценке Дж. Локком нравственной природы человека. Естественные возможности человека характеризуются у него в настойчиво-возвышенном тоне, что никак не согласуется с образом определенного эмпирического человека, далекого от совершенства. Человек есть бог для другого человека только потому, что он часть, отдельное создание целого рода. В роду Фейербаха преодолено конечное бытие отдельного индивидуума. Род способен занять место, которое принадлежит религии, или вовсе упразднить ее. Как и религия, понятие гендера не ограничено во времени, пространстве, а также этически.
Таким образом, можно сказать, что, говоря «Бог есть то, чем хотел бы быть человек», Л. Фейербах хотел оправдать человека как природное существо, натуральное, которое можно объяснить целиком, не отчуждая от него не только природных качеств, но моральные и духовные качества. Все в человеке от природы и все в самой природе. Святость, милосердие, благость, справедливость - сказуемые, которыми человек награждает Бога, имеют человеческое происхождение. А для меня данное высказывание не так справедлива, поскольку не все мы стремимся к Богу. К нему стремятся скорее очень только верующие люди и могут им олицетворяться. Для простого человека в нашем мире данные идеалы совсем другие. И многие видят себя больше в актерах, актрисах, певцах, активистах, героях нашего времени.
Список использованной литературы
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!