это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3829251
Ознакомительный фрагмент работы:
Эссе
Анализ генитальной стадии психосексуального развития
на примере героини фильма «Пианистка».
Эрика, главная героиня фильма «Пианистка» (режиссёр М.Ханеке, 2001 г.), снятого по одноименной почти автобиографичной книге, представляет, на мой взгляд, замечательный пример того, как можно использовать фрейдистскую теорию в качестве средства объяснения того, что происходит с человеком в определенной стадии развития и как это влияет на всю его жизнь. Более того, как мне кажется, эта история прекрасно демонстрирует последствия психологических травм, полученных в генитальной стадии развития человека и неудачную попытку их преодоления.
Сюжет фильма обусловлен внутренним конфликтом внутри Эрики, когда она оказалась перед выбором: реализовать свои сексуальные фетиши или продолжать их подавлять в соответствии с тем образом жизни, который был ей навязан мамой. [2, с.51]
Почему я считаю, что именно в генитальный период развития Эрики, то есть в период полового созревания, в подростковый период, ей был нанесён тот ущерб, который она до сих пор терпит, вплоть до взрослого состояния? На мой взгляд, это очевидно: механизмы самозащиты эго выражаются у главной героини в мазохистских сексуальных отклонениях, напрямую связанных с авторитарной мамой, в своё время не признавшей в дочери-подростке ни право на личную жизнь, ни возможность свободы в самоопределении и поиске полового партнёра.
40-летняя преподаватель фортепиано в Венской консерватории удовлетворяет себя через мазохизм и вуайеризм не случайно. Эрика живет со своей доминирующей, авторитарной матерью, которая всю жизнь не даёт дочери никакого пространства в личной жизни. И когда Эрика знакомится с молодым человеком, с которым у неё завязываются романтические отношения, она по привычке, идущей из психических травм генитального периода, оказывается не способна к «стандартным» проявлениям любви. Её любовь оказывается неудачной попыткой преодолеть власть мамы над собой как подростком, власть близкого человека, не отпускающего дочь встречаться с парнями.
Опираясь на труды З. Фрейда [3, с.193], можно сказать: когда взрослая Эрика делит брачное ложе со своей мамой (просто спят вместе), когда мама не даёт Эрике даже носить какие-то «фривольные» вещи, то это не просто натянутые отношения, а отношения, выстроившиеся тогда, когда Эрика начала созревать из девочки в девушку. Другими словами, огромное психологическое давление со стороны матери в период генитального развития выработало у Эрики форму психологической защиты – садомазохизм.
Я не буду подробно описывать многие эпизоды из фильма, чтобы подтвердить эту мысль, потому что эпизоды довольно пикантные. Но факт остаётся фактом: возбуждение Эрики от наблюдения чужого соития – это то, что характерно именно для периода подросткового созревания. В своё время героиня фильма была закрыта от этой стороны жизни и уже сейчас, спустя многие годы, она по-прежнему «застряла» в генитальной стадии, но уже не физически, а сексуально-патологически.
Эрика также проявляет склонность к скрытому насилию и перверсиям не только к себе, но и к окружающим: подкладывает стекло, посещает порно-шоу, мочится во время возбуждающих сцен, пускает себе кровь, нанося травмы половым органам, фантазирует об изнасиловании самой себя и т.д. Всё это говорит о сосредоточении, о концентрации центра сексуального внимания героини именно на половых органах, что, по сути, подтверждает именно подход Фрейда к ключевым стадиям психосексуального развития. [1, с,74]
В целом, смотря на историю «Пианистки», я бы выстроила такую схему развития Эрики и её драмы: «отношения матери и дочери в генитальной стадии развития в отсутствие отца – подростковые психологические травмы, связанные с отрицанием себя как полового субъекта – извращения – садомазохизм – суицидальное поведение».
Ничем не ограниченное материнское господство, претендующее на половую жизнь дочери, создаёт со временем смещение Эрики в сторону мазохистского влечения со всеми последующими проблемами, которые отражены в фильме. З. Фрейд в своей работе «По ту сторону принципа удовольствия» характеризует это кратким тезисом: «часть влечений «я» – либидозной природы». [5, с.28] Другими словами, дисбалансом между ид и суперэго Эрики вызван не столько нынешними отношениями с противоположным полом, сколько отношениями с матерью, правила которых были безоговорочно установлены мамой ещё тогда, когда Эрика стала созревать как женщина.
Таким образом, опосредованное насилия в фильме – это следствия, идущие из прошлого, в котором: не было отца и иных мужчин, но зато была авторитарная, доминирующая мама. Фиксация на половых органах тем самым случилась у Эрики на фоне преград воспитания, создаваемых близким человеком, от которого невозможно было отказаться, убежать, которого нельзя было переубедить. Отсюда и тот огромный и почти больной перфекционизм, с которым Эрика подходит к музыке и обучению. Эго героини в конечном итоге, не найдя свойственных подростку способов гармонизации, реагирует на тревогу спустя многие годы путем срабатывания мазохистских механизмов самозащиты.
Фиксация Эрики не генитальной стадии можно обосновать еще и тем, что в её поведении для защиты эго она использует отрицание, вытеснение и фантазирование на фоне интеллектуального восприятия происходящего (это выражается, например, в письме своему возлюбленному).
Психологическая динамика Эрики тесно связана с ее сексуальным влечением в области гениталий, которое, как известно, является ключевым именно в генитальной, подростковой стадии развития. Будучи взрослым человеком, Эрика по-прежнему идентифицирует себя [4, с.19] с подростком, который недополучил того, что ему всегда запрещали, но поскольку важный этап развития уже пройден, привязанность к этим проблемам остаётся и продолжает влиять на поведение. Не будучи удовлетворенным, данное влечение привело к раздвоению героини: на людях она уважаемая и опрятная, строгая и грациозная преподаватель фортепиано. Однако в глубине души Эрика - настоящий вуайерист и мазохист, но не потому, что она такой родилась, а как раз потому, что в определенный период своего полового созревания её мать не дала её свободы этого развития. З. Фрейд так характеризует это явление: «Перенесение влечения объекта на «я» принципиально ничем не отличается от перенесения с «я» на объект... Мазохизм, обращение влечения против собственного «я», в действительности был бы возвращением к более ранней фазе, регрессом.» [5, с.25] Получается, что мазохизм Эрики – это её регресс к генитальной стадии развития, где проблема принятия себя и своего влечения так и осталась нерешённой.
Для гениальной стадии, которая приходится в основном на подростковый возраст, характерна сублимация. Именно так и ведёт себя Эрика, которая годами сублимирует своё либидо в творчестве, в музыке. Переживаемые ею проблемы тесно связаны с ее неспособностью выразить свои подавленные сексуальные интересы в течение многих лет, начиная с того момента, как она стала половозрелой. Многолетние попытки превратить сексуальные интересы в нечто социально приемлемое, потерпели крах и теперь получается так, что Эрика живёт «находясь в заложниках» у травм своего отрочества.
Таким образом, описанные в фильме механизмы самозащиты Эрики в форме сублимации, отрицания и вытеснения [6, p.134] убедительно подтверждают то, что генитальная стадия развития крайне важна ещё и с педагогической точки зрения, с точки зрения воспитания и семейного окружения.
Список источников
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Отношение гос органов власти к физической культуре (Волгоградская...
Статья, Физическая культура
Срок сдачи к 25 дек.
Есть файл с готовой курсовой но ее нужно корректировать
Курсовая, Техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Срок сдачи к 25 дек.
Выполнить практическую. Методы и средства исследований метрологических характеристик. С-07368
Контрольная, Метрология
Срок сдачи к 27 дек.
Нужно подправить программу исследования ВКР
Другое, Дизайн психологического исследования
Срок сдачи к 25 дек.
«Кластерный анализ: иерархические методы кластеризации и метод к-средних»
Лабораторная, Статистическое моделирование и прогнозирование, статистика
Срок сдачи к 31 дек.
Необходимы выполнить задание как в примере файл оиуз ...
Контрольная, Теория организации и управление изменениями
Срок сдачи к 26 дек.
сделать отчет по практике производственная практика, с поэтапным открыванием практических работ
Отчет по практике, Юриспруденция
Срок сдачи к 4 янв.
надо сделать только задачи, все 5 штук, титульник сама оформлю
Контрольная, Основы математической обработки информации, математика
Срок сдачи к 30 дек.
Решить контрольную из 5 задач по элтеху
Контрольная, Электротехника и электроника
Срок сдачи к 26 дек.
Сделать презентацию на ~10-15 слайдов и написать к ней спич
Презентация, Информационная безопасность
Срок сдачи к 25 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!