это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3839407
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
1.1. Поведенческая норма, патология и девиация 3
1.2.Норма, адаптивность, креативность и девиация 8
1.3.Феноменологическая диагностика поведенческих стереотипов и девиаций 10
1.4. Гармоническая личность и нормативное поведение: миф или реальность 18
1.5. Структура девиантного поведения. Взаимодействие индивида с реальностью. 22
1.6. Делинквентный тип девиантного поведения…………………………………….......25
Список использованной литературы 28
1.1. Поведенческая норма, патология и девиация
Отсутствие зависимости предполагает, что индивид соответствует
понятиям поведенческой нормы. Норма же (по мнению К. К. Платонова) — это
явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее
частых суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных
ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы
взаимодействуют и, отражая, формируют его. То есть суть поведенческой нормы —
соответствие человека разделяемым группой представлениям о норме.
Если обратиться к проблеме психоактивных веществ, можно обнаружить, что
многими подростками употребление табака, алкоголя или т. н. «легких» наркотиков не
расценивается как аномальное. Оно входит в структуру их представлений о норме,
особенно в определенных субкультурных кругах. Однако в оценке поведенческой
нормы следует учитывать реальный вред, который может приносить зависимость.
Кроме того, можно утверждать, что большинство людей все же не являются
зависимыми и, следовательно, общегрупповая норма не включает употребление
наркотиков или чрезмерное увлечение какой-либо деятельностью.
Выделяют такие поведенческие нормы, следование которым позволяет говорить
о человеке как о гармоничном или с отклонениями: 1) правовые нормы; 2)
нравственные нормы; 3) эстетические нормы.
Правовые нормы оформлены в виде свода законов и подразумевают наказание
при их нарушении. Нравственные и эстетические нормы не регламентированы столь
строго, и при их несоблюдении возможно лишь общественное порицание. В первом
случае говорят о том, что человек поступает «не по закону», во втором — «не по-
людски». Кроме того, можно выделить и нормы психологически комфортного
самочувствия (переживания), рефлексии, удовлетворенности собой, нарушение
которых способно приводить человека к эмоциональному дискомфорту и появлению
т. н. психологических комплексов.
Индивид, становясь свободным и ответственным и формируя нормативное
(недевиантное) поведение, осознанно принимает на себя ответственность за
соблюдение «писаных» законов, которые предполагают сохранение прав и свобод
окружающих его людей, а также «неписаных» норм — традиций и стереотипов
поведения, принятых в той или иной микросоциальной среде. Девиантным
поведением считается такое, когда наблюдаются отклонения хотя бы от одной из
общественных норм.
Поведенческая патология(по П. Б. Ганнушкину) подразумевает наличие в
поведении человека следующих признаков: 1) склонность к дезадаптации; 2)
тотальность; 3) стабильность.
Под склонностью к дезадаптации понимается существование шаблонов
поведения. не способствующих полноценной адаптации человека в обществе,
проявляющихся в виде конфликтности, неудовлетворенности взаимодействием с
окружающими людьми. противостояния или противоборства реальности, социально-
психологической изоляции. Наряду с дезадаптацией, направленной вовне
(межличностная дезадаптация), существует внутриличностная дезадаптация, когда
поведение человека отражает его неудовлетворенность собой, непринятие себя как
целостную и значимую личность. Признак тотальности указывает на то, что
патологические поведенческие стереотипы способствуют дезадаптации в большинстве
ситуаций, в которых оказывается человек, т. е. они проявляются «везде».
Стабильность отражает длительность проявления дезадаптивных качеств поведения, а
не их сиюминутность и ситуативную обусловленность. Поведенческая (психическая)
патология может выражаться психопатологическими проявлениями (симптомами и
синдромами, например, алкоголизма и наркомании), а также базироваться на
патологии характера, сформированной в процессе социализации.
Девиантным поведением человека можно обозначить систему поступков (или
отдельные поступки), противоречащих принятым в обществе нормам и
проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов,
неадаптивности, нарушении хода самоактуализации или в виде уклонения от
нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.
Считается, что взрослый индивид изначально обладает стремлением к
«внутренней цели», в соответствии с которой производятся все без исключения его
активные действия («постулат сообразности» по В. А. Петровскому). Речь идет об
изначальной адаптивной направленности любых психических процессов и
поведенческих актов. Выделяют различные варианты «постулата сообразности»:
гомеостатический, гедонический, прагматический. При гомеостатическом варианте
постулат сообразности выступает в форме требования к устранению конфликтности во
взаимоотношениях со средой, элиминации «напряжений», установлению
«равновесия». При гедонистическом варианте действия человека детерминированы
двумя первичными аффектами: удовольствием и страданием, и все поведение
интерпретируется как максимизация удовольствия и минимизация страдания.
Прагматический вариант использует принцип оптимизации, когда во главу угла
ставится узкопрактическая сторона поведения (польза, выгода, успех).
Выделяется несколько подходов к оценке поведенческой нормы, патологии и
девиаций: социальный, психологический, психиатрический, этнокультуральный,
возрастной, тендерный, профессиональный.
Социальный подход базируется на представлении об общественной опасности
или безопасности поведения человека. В соответствии с ним к девиантному следует
относить любое поведение, явно или потенциально являющееся опасным для
общества. окружающих человека людей. Упор делается на социально одобряемые
стандарты поведения, бесконфликтность, конформизм, подчинение личных интересов
общественным. При анализе отклоняющегося поведения социальный подход
ориентирован на внешние формы адаптации и игнорирует индивидуально-личностную
гармоничность, приспособленность к самому себе, принятие себя и отсутствие г. н.
психологических комплексов и внутриличностных конфликтов. К примеру, в плане
наркотизации в российских условиях не любое употребление алкоголя признается
отклоняющимся. Культурные границы нормы размыты. Даже абсолютный критерий
алкоголизма абстинентный синдром (синдром похмелья) не трактуется обывателями
как однозначно патологический.
Психологический подход, в отличие от социального, рассматривает девиантное
поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением
личности. Фактически сутью девиантного поведения нужно считать блокирование
личностного роста и даже деградацию личности, что является следствием, а иногда и
целью отклоняющегося поведения. Девиант, в соответствии с данным подходом,
осознанно или неосознанно стремится разрушить собственную самоценность, лишить
себя уникальности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки. Несомненно,
употребление алкоголя, наркотиков или неконтролируемое участие в азартных играх
приводит к саморазрушению.
В рамках психиатрического подхода девиантные формы поведения
рассматриваются как преморбидные (доболезненные) особенности личности,
способствующие формированию тех или иных психических расстройств и
заболеваний. Под девиациями зачастую понимаются не достигшие патологической
выраженности в силу различных причин отклонения поведения, т. е. те «как бы
психические расстройства» (донозологи-ческие), которые не в полной мере
соответствуют общепринятым критериям для диагностики симптомов или синдромов.
Несмотря на то что эти отклонения не достигли уровня психопатологических качеств,
они все же обозначаются термином «расстройства».
Этнокультурный подход подразумевает, что девиации следует рассматривать
сквозь призму традиций того или иного сообщества людей. Считается, что нормы
поведения, принятые в одной этнокультурной группе или социокультурной среде,
могут существенно отличаться от норм (традиций) иных групп людей. Вследствие
этого существенным признается учет этнических, национальных, расовых,
конфессиональных особенностей человека. Предполагается, что диагностика
поведения человека как отклоняющегося возможна лишь в случаях, если его
поведение не согласуется с нормами, принятыми в его микросоциуме, или он
проявляет поведенческую ригидность (негибкость) и не способен адаптироваться к
новым этнокультурным условиям (например, в случаях миграции). В этом отношении
интерес представляют традиции некоторых культур Востока, где употребление
«легких наркотиков» — обыденное дело и не считается отклонением в поведении.
Возрастной подход рассматривает девиации поведения с позиции возрастных
особенностей и норм. Поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и
традициям, может быть признано отклоняющимся. Это могут быть как
количественные (гротескные) отклонения, отставание (ретардация) или опережение
(ускорение) возрастных поведенческих норм, так и их качественные инверсии.
Научный интерес представляет тот факт, что многие зависимости носят явно
возрастной подростковый оттенок, т. е. они практически не встречаются в ином
возрасте.
Тендерный подход исходит из представления о существовании традиционных
половых стереотипов поведения, о мужском и женском стилях. Девиантным в рамках
данного подхода может считаться гиперролевое поведение и инверсия шаблонов
тендерного стиля. К тендерным девиациям могут относиться и психосексуальные
девиации в виде изменения сексуальных предпочтений и ориентации, зависимости от
пищи.
Профессиональный подход в оценке поведенческой нормы и девиаций
базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных
стилей поведения и традиций. Имеется в виду, что профессиональное сообщество
диктует его членам выработку строго определенных паттернов поведения и
реагирования в тех или иных ситуациях. Несоответствие этим требованиям позволяет
относить такого человека к девиантам.
Наиболее адекватным считается феноменологический подход к оценке
поведенческой нормы, патологии, девиаций и зависимостей. В отличие от
социального, психологического или психиатрического, он позволяет учитывать все
отклонения от нормы (не только социально опасные или способствующие
саморазрушению личности). Используя его, можно диагностировать и нейтральные с
точки зрения общественной морали и права поведенческие отклонения (к примеру,
аутистическое поведение), и даже положительно окрашенные девиации (например,
трудоголизм). Кроме того, феноменологическая парадигма дает возможность
усматривать за каждым из отклонений в поведении индивида механизмы психогенеза,
что позволяет в дальнейшем выбрать адекватную и эффективную тактику коррекции
поведения. Лишь феноменологический подход способен беспристрастно и объективно
привести к анализу отклоняющегося поведения и способствовать пониманию
сущностных мотивов поведения человека.
Феноменологический подход в оценке поведенческой нормы позволяет говорить
как о нормативном и гармоничном поведении, противостоящем девиантному и
патологическому, так и об идеальной поведенческой норме. Последняя подразумевает
не только «сообразность поведения», но и творческую его направленность —
креативность или плодотворность (по Э. Фромму).
1.2.Норма, адаптивность, креативность и девиация
Норма — понятие, используемое в медицине и психологии для обозначения
здоровья и психического развития человека. Нормальным считается состояние
организма или органа, которое не нарушает его функционирования.
Адаптивность — способность человека менять свои поведенческие паттерны в
зависимости от условий внешней среды и управлять своим психическим состоянием.
На способность адаптироваться влияют как психофизиологические факторы, так
и социальные. К первым можно отнести:
особенности высшей нервной деятельности: некоторые психические
процессы протекают медленно, реактивность практически не проявляется;
темперамент (например, флегматики чаще всего не готовы к изменениям);
акцентуации характера: могут доминировать такие черты,
как консервативность, педантичность;
возраст: чем старше человек, тем его способность адаптироваться
становится слабее; однако она не исчезает вовсе: посредством постоянного обучения
ее можно развивать;
психические травмы.
Социальные факторы, которые влияют на адаптивность:
Условия воспитания. Если же родители постоянно держали ребенка
в «ежовых рукавицах» и разрешали играть, гулять, общаться в одних и тех же
условиях, а в случае любого отклонения от нормы — наказывали, ребенок не только
не мог изменить свое поведение, но и воспринимал это негативно.
Школьная система обучения. Если преподаватели стремились только дать
определенные знания и заставить ученика вызубрить материал, то об адаптивности
не могло быть и речи.
Консервативное окружение. Если в вашем окружении большая часть
людей придерживается консервативных взглядов, это напрямую влияет на ваше
восприятие, и, как следствие, способность адаптироваться.
Идеальная поведенческая норма подразумевает не только «сообразность
поведения» (по В.А.Петровскому), но и творческую его направленность -
креативность, или плодотворность (по Э.Фромму). Гармония не может основываться
лишь на «критерии выживаемости» - способности человека быть адаптивным. Она не
может даже базироваться на критерии «удовлетворенности собой
приспособившимся». Идеальной поведенческой нормой следует признать сочетание
гармоничной нормы с креативностью индивида. Одной из форм
такого поведения признается поисковая активность, направленная на удовлетворение
потребности в новой информации, в новых переживаниях, расширении своего опыта
(В.С.Ротенберг, В.В.Аршавский). Обыватель не склонен к поисковой активности, не
склонен и не ищет знаний, ощущений и переживаний. Девиант, напротив, излишне
любознателен, крайне нестабилен и в высшей степени склонен к риску и
существованию в неопределенности.
Парадокс заключается в том, что девиантное и креативное поведение могут
носить сходные черты. Отличие заключается в том, что для
подлинного творчества (идеальной нормы) удовольствие составляет сам процесс
поиска, а отрицательный результат только усугубляет знание о предмете и
сигнализирует о том, что направление поиска должно быть изменено, в то время как
для девиантной разновидности поисковой активности основной целью является
результат - удовольствие.
Креативное мышление, характерное для идеального поведения, имеет свои
особенности. Во-первых, оно пластично. Творческие люди предлагают множество
решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два. Во-
вторых, оно подвижно: для творческого человека не составляет труда перейти от
одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь единственной точкой зрения.
И, наконец, оно оригинально, так как порождает неожиданные, небанальные и
непривычные решения (Ж.Годфруа).
Рис.1 Креативная личность и девиант: сравнительный анализ
1.3.Феноменологическая диагностика поведенческих стереотипов и девиаций
Одна из наиболее значимых теоретических и практических проблем
современной психологии девиантного поведения — диагностическая. Суть ее
заключается в выработке объективных и достоверных критериев диагностики
поведенческих отклонений человека и квалификации их как психологических
феноменов или психопатологических симптомов.
В настоящее время выделяется несколько основополагающих принципов
разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов в
сфере оценки поведенческих особенностей, базирующихся на феноменологическом
подходе к оценке нормы и патологии.
Если диагност пытается доказать наличие у человека девиаций поведения в
связи с наличием бреда (то есть ложных умозаключений), он должен делать
неложные, но верные умозаключения и обладать способом их доказательства.
Рассмотрим это положение на следующем примере. Мужчина, будучи убежденным в
том, что жена ему изменяет, устраивает за ней слежку, контролирует время прихода на
работу, проявляет грубость и раздражительность. Его поведение может иметь характер
как адекватности (в случае реальной измены супруги), так и неадекватности и
девиантности (если его умозаключения не основаны на реальности). Кроме того,
девиантным может быть признано также поведение психически здорового ревнивца в
виде настойчивых требований к жене подробно рассказать о ее прошлых (до
замужества) сексуальных связях или стремления развестись после того, как жена
«выказала знаки внимания соседу». Такой девиант может «доказывать» свое
убеждение в изменах жены следующим умозаключением: «Я убежден, что жена мне
изменяет, потому что я застал ее в постели с другим мужчиной». Можем ли мы
признать подобное доказательство истинным, а такого человека психически
здоровым? В подавляющем большинстве случаев обыватель и почти каждый
клиницист признают, что он здоров. Представим, что тот же мужчина приводил бы
иные «доказательства», например, такие: «Я убежден, что жена мне изменяет, потому
что она в последнее время стала использовать излишне яркую косметику» или
«...потому что она уже месяц отказывается от интимной близости» или «...потому что
она вставила новые зубы» и т. д. Какое из «доказательств» можно признать истинным?
На основании здравого смысла подавляющее большинство людей укажет, что все,
кроме последнего, явно недоказательны. Но найдутся и те, которые с определенной
долей вероятности могут согласиться, например, со вторым «доказательством»,
признают менее вероятным (но все же вероятным) первое «доказательство».
Для того чтобы разрешить эту типичную для диагностики задачу, необходимо,
наряду с критерием доказанности (достоверности), ввести еще один критерий из
области логики — критерий вероятности. По определению, вероятность, выражаемая
единицей (1), есть достоверность.
Для анализа случая с идеями ревности, приведенного выше, необходимо знание
и такого логического феномена, как аналогия.
Аналогией называется умозаключение, в котором, исходя из сходства двух
вещей в известном числе свойств, можно заключить о сходстве и других свойств (Г. И.
Челпанов). Например, следующее умозаключение может быть названо
умозаключением по аналогии: «Марс похож на Землю в части своих свойств — Марс
обладает атмосферой с облаками и туманами, сходными с земными, Марс имеет моря,
отличающиеся от суши зеленоватым цветом, и полярные страны, покрытые снегом, —
отсюда можно сделать заключение, что Марс похож на Землю и в других свойствах,
например, что он, подобно Земле, обитаем».
Основываясь на законах логики, понятиях вероятности, достоверности и
феномене умозаключения по аналогии, можно проанализировать диагностический
случай с мужчиной, утверждающим, что жена ему неверна. Таким образом, для
научного анализа существенным будет не нелепость «доказательства» (например,
«изменяет, потому что вставила новые зубы»), а распределение этим человеком
спектра вероятности правильности его умозаключения о неверности жены на
основании того или иного факта. Естественно, что объективно подсчитать вероятность
того, что установка новых зубов указывает на то, что жена изменяет, невозможно;
однако, основываясь на микросоциальных традиций, культурных особенностях и
других параметрах, можно говорить о том, что это маловероятно. Если же
обследуемый наделяет подобный факт качествами достоверности, то можно
предполагать, что его мышление действует уже не по законам логики, и на этом
основании предположить наличие психопатологического синдрома — бреда.
То же самое можно предположить, если в качестве доказательства собственной
правоты обследуемый приводил бы чей-либо конкретный пример, поскольку известно,
что заключение по аналогии не может дать ничего, кроме вероятности. При этом
степень вероятности умозаключения по аналогии зависит от трех обстоятельств: 1)
количества усматриваемых сходств; 2) количества известных несходств и 3) объема
знания о сравниваемых вещах.
Доказательство наличия психического расстройства, согласно принципу Курта
Шнайдера, базируется на двух аспектах логики: а) оценке логики поведения и
объяснения этого поведения испытуемым и б) логике доказательства. В
доказательстве обычно различают тезис, аргумент и форму доказательства. Это
выглядит так: тезис — обследуемый психически болен, аргумент (аргументы) —
например, «его мышление алогично, имеется бред», форма доказательства —
доказывается, почему его мышление диагност считает алогичным, на основании каких
критериев расценивает его высказывания как бредовые и т. д.
Еще одним принципом, которому следует научная диагностическая
(феноменологическая) доктрина, является принцип «презумпции психической
нормальности».Суть его заключается в том, что никто не может быть признанным
психически больным до того, как поставлен диагноз заболевания, или никто не обязан
доказывать отсутствие у себя психического заболевания. Также как и ничье поведение
не может быть признано девиантным, пока не приведены научные доказательства
данного факта. В соответствии с этим принципом человек изначально для всех
является психически здоровым, пока не доказано противное, и никто не вправе
требовать от него подтверждения этого очевидного факта.
Основными принципами диагностики, претендующей на научность своих
взглядов, на сегодняшний день можно считать феноменологические принципы.В
сфере диагностики психических расстройств феноменологический переворот
совершил в начале XX века известный немецкий психиатр и психолог Карл Ясперс.
Базируясь на философской концепции феноменологической философии и психологии
Гуссерля, он предложил принципиально новый подход к анализу психических (в том
числе поведенческих) симптомов и синдромов.
В основе феноменологического подхода в психологии девиантного поведения
лежит понятие феномена.Феноменом можно обозначать любое индивидуальное
целостное психическое переживание и связанное с ним поведение.
Феноменологический подход в диагностике, в отличие от ортодоксального и
некоторых иных (например, психоаналитического), использует принципы
понимающей, а не объясняющей психологии. Переживание человека рассматривается
многомерно, а не толкуется (как это принято в ортодоксальных психиатрии и
психологии) однозначно. За одним и тем же переживанием и поведением может
скрываться как психологически понятный феномен-признак, так и
психопатологический симптом. Для феноменологически ориентированного диагноста
не существует однозначно патологических психических переживаний и девиантных
форм поведения. Каждое из них может относиться как к нормальным, так и к
аномальным. Если в рамках ортодоксальной психиатрии вопрос нормы / патологии
трактуется произвольно на базе соотнесения собственного понимания истоков
поведения человека с нормами общества, в котором тот проживает, то при
использовании феноменологического подхода существенное значение для
диагностики имеют субъективные переживания и их трактовка самим человеком.
Диагност же следит лишь за логичностью этих объяснений, а не трактует их
самостоятельно в зависимости от собственных пристрастий, симпатий или антипатий
и даже идеологических приоритетов.
Использование феноменологического метода в диагностическом процессе, по
Ю. С. Савенко, должно включать в себя восемь применяемых последовательно и
описанных ниже принципов:
1. Рассмотрение самого себя как тонкого инструмента, органа постижения
истины и длительное пестование себя для этой цели. Убеждение в необходимости для
этого чистой души.
2. Особая установка сознания и всего существа: благоговейное отношение к
Истине и Природе, трепетное — к предмету постижения: понять его в его
самоданности, каков он есть.
3. Боязнь не то что навязать, но даже привнести что-то инородное от себя,
замутнить предмет изображения, исказить его. Отсюда задача: не доказать свое, не
вытянуть, не навязать, не выстроить, а — забыв себя, отрешившись от всех
пристрастий, — войти в предмет изображения, раствориться в нем и уподобиться ему
и, таким образом, не построить, а обнаружить, то есть адекватно понять, постичь.
Этому служит процедура феноменологической редукции или
«эпохе» (греч. «воздержание от суждения»), представляющая последовательное, слой
за слоем, «заключение в скобки», то есть «очищение» от всех теорий и гипотез, от
всех пристрастий и предубеждений, от всех данных науки, «сколь бы очевидными они
ни были». Временная «приостановка веры в существование» всех этих содержаний,
отключение от них высвобождает феномены из контекста нашей онаученной картины
мира, а затем и повседневного образа жизни, «сохраняя при этом их содержание в
возможно большей полноте и чистоте». Эта процедура включается по мере
необходимости на любой ступени феноменологического исследования. На начальном
этапе она возвращает нас в «жизненный мир», то есть к универсальному горизонту,
охватывающему мир повседневного опыта, освобожденному от всевозможных
научных и квазинаучных представлений, заслонивших первозданную природу вещей.
4. «Феноменология начинается в молчании», внутренней тишине, забвении
всего, не относящегося к данному акту постижения, отключении от круговерти
собственных забот. Любая собственная активность — помеха. Вплоть до ведения
самой беседы, в лучшем случае — до первой встречи с психически больным. Нередко
продуктивнее «смотреть и слушать со стороны» беседу коллеги с больным.
5. Полное сосредоточение внимания на предмете, точнее, на его «горизонте», то
есть не только на моменте непосредственного восприятия, но и на всех «до» и
«после», всех скрытых, потенциальных, ожидаемых сторонах предмета, то есть на
предмете, взятом во всем его смысловом поле.
6. Далее следует процедура «свободной вариации в воображении», в которой
совершается абсолютно произвольная модификация предмета рассмотрения в
различных аспектах посредством мысленного помещения его в разнообразные
положения, ситуации, лишения или добавления различных характеристик,
установления необычных связей, взаимодействия с другими предметами и т. д. Задача
— уловить в этой игре возможностей инвариантность варьируемых признаков. Этим
достигается усмотрение сущности в виде конституирования феномена в сознании в
ходе постепенной «кристаллизации» его формы. Это и есть «категориальное
созерцание» (в отличие от чувственного), или «эйдетическая интуиция».
7. Описание. По словам Гуссерля, «лишь тот, кто испытал подлинное изумление
и беспомощность перед лицом феноменов, пытаясь найти слова для их описания,
знает, что действительно значит феноменологическое видение. Поспешное описание
до надежного усмотрения описываемого предмета можно назвать одной из главных
опасностей феноменологии». В связи с частой уникальностью описываемого
используется описание через отрицание, описание через сравнение (метафоры,
аналогии), описание через цитирование и передачу целостных картин поведения.
Необходимо взыскательное отношение к лексическому выбору и терминологии,
внимание к оттенкам не только смыслового поля, но и этимологических истоков, к
звуковому и зрительному гештальту слов.
8. Истолкование скрытых смыслов, герменевтика — позднейшее дополнение
феноменологического метода — фактически представляет самостоятельный метод
следующей ступени, выходящий за пределы феноменологии в собственном смысле
слова.
Для приближения теории феноменологической психологии к повседневной
практике выделим и прокомментируем четыре основных ее принципа.
Принцип понимания,как уже упоминалось выше, используется как
противопоставление принципу объяснения, широко представленному в
ортодоксальной психиатрии и психологии и основанному на критерии понятности или
непонятности для нас (сторонних наблюдателей) поведения человека, его способности
поступать правильно и исключать нелепые высказывания и поступки. В рамках
феноменологического подхода критерий понятности переходит в русло понимания и
согласия диагноста с логичной трактовкой собственных переживаний и реакций на
них. Продолжим начатый выше анализ случая с поведением ревнивца. Если для
ортодоксального психиатра базой для диагностики бреда ревности будет выступать
«нелепый характер высказываний, поведения и умозаключений больного» («жена
изменяет, потому что вставила новые зубы»), то для феноменологически
ориентированного диагноста существенным, наряду с другими параметрами, будет
анализ понимания человеком сути измены («что вкладывать в понятие измены»). Ведь
под этим термином может скрываться целый спектр толкований: измена — это
интимная близость, это — флирт, это — нахождение с другим человеком наедине, это
— поцелуй, это — любовное чувство и т. д. Следовательно, без оценки субъективного
понимания смысла «измены» невозможно говорить о генезе «ложной» убежденности,
характерной для бреда. Без понимания субъективности переживания человека нельзя
сделать вывод об их обоснованности и логичности.
Принцип понимания позволяет отделить психологические феномены от
психопатологических симптомов, а в некоторых случаях и постараться их
противопоставить чисто лингвистически. Один и тот же феномен после акта
понимания, вчувствования может быть назван аутизмом или интраверсией,
резонерством или демагогией, амбивалентностью или нерешительностью и т. д. (см.
тезаурус в приложении).
Следующим феноменологическим принципом является принцип
«эпохе»,или принцип воздержания от суждения.В диагностическом плане его можно
было бы модифицировать в принцип воздержания от преждевременного
суждения. Его суть заключается в том, что в период феноменологического
исследования необходимо отвлечься, абстрагироваться от симптоматического
мышления, не пытаться укладывать наблюдаемые феномены в рамки нозологии, а
пытаться лишь вчувствоваться. Следует указать, что вчувствование не означает
полное принятие переживаний человека и исключение анализа его состояния. В своем
крайнем выражении вчувствование может обернуться субъективностью и, так же как в
ортодоксальной психиатрии, привести к неправильным выводам. Примером подобной
крайности может служить высказывание X. Рюмке о «чувстве шизофрении», на
основании которого рекомендуется постановка этого диагноза.
Принцип беспристрастности клинического феномена заключается в требовании
исключить любые личностные (присущие диагносту) субъективные отношения,
направленные на высказывания обследуемого, избежать субъективной их переработки
на основании собственного жизненного опыта, морально-нравственных установок и
прочих оценочных категорий. Точность описания требует тщательности в подборе
слов и терминов для описания состояния наблюдаемого (см. тезаурус в приложении).
Особенно важным в описании становится контекстуальность исследуемого феномена,
то есть описание его в контексте времени и пространства — создание своеобразных
«фигуры и фона». Принцип контекстуалъности подразумевает, что феномен не
существует изолированно, а является частью общего восприятия и понимания
человеком окружающего мира и самого себя. В этом отношении контекстуальность
позволяет определить место и меру осознания проводимого человеком феномена.
Психиатрические истории болезни изобилуют выражениями типа: «У больного
печальное, скорбное выражение лица», «Пациент ведет себя неадекватно, груб с
медицинским персоналом, гневлив», «Больной переоценивает свои способности». Они
приводятся врачом зачастую в качестве «доказательства» наличия
психопатологической симптоматики, дезадаптивных, болезненных проявлений.
Однако эти обоснования теряют вес в связи с тем, что приводятся изолированно вне
контекста ситуации, вызвавшей психические феномены. Печальное, скорбное
выражение лица в палате психиатрической лечебницы может быть расценено как
нормальная реакция на госпитализацию, а печальное, скорбное выражение лица при
встрече с любимым человеком после разлуки несет иную смысловую нагрузку.
Грубость человека при любезном с ним обращении, по крайней мере, неадекватна, а
грубость пациента, насильственно помещаемого санитарами в психиатрический
стационар, может быть вполне адекватной. Анализ переоценки испытуемым
собственных способностей нуждается в экспериментальном и документальном
подтверждении, в противном случае возникает законный вопрос: «А судьи кто?»
Нередки в традиционных историях болезни и преувеличения, которые могут
приводить к недоразумениям при их интерпретации. Например, замечание «Больной
Ч. постоянно, где бы ни находился, теребил свои половые органы» вызывает сомнение
в истинности и точности наблюдения. Налицо неудачный художественно-
литературный прием, который может привести к неправильному диагностическому
анализу психического состояния пациента. В этом отношении показательным является
пример, приводившийся психиатром Рюмке, с таким психологическим феноменом,
как плач. Охарактеризовать и описать его как будто бы несложно, но без реального
контекста описание теряет смысл. Можно описать плач как раздражение слезных
желез, как признак слабости («Ты слишком большой, чтобы плакать»), как реакцию на
несчастье или на счастливое событие («слезы радости»). И каждый раз эффект-
понимание может оказаться разным.
В феноменологии должен существовать не плач сам по себе, а «плач, потому
что...».
1.4. Гармоническая личность и нормативное поведение: миф или реальность
Для человека характерно большое количество различных свойств и
особенностей. Они включают специфику протекания познавательных процессов,
интеллектуальные и иные способности, стили мышления, восприятия, общения,
эмоционального отреагирования, морально-нравственные качества и множество иных
составляющих. Однако при ограниченном объеме таких психологических качеств и
свойств их сочетание может иметь уникальный характер и формировать
специфический, ни на что и ни на кого иного не похожий человеческий образ.
Характерные различия индивида, то есть отдельного человека, взятого в совокупности
всех присущих ему качеств (биологических, физических, социальных,
психологических и др.), с другими индивидами проявляются на разных уровнях
индивидуальности. Это обусловлено тем, что индивидуальность представляет собой
интегративное и многоуровневое образование, в котором каждый из уровней обладает
набором существенных признаков. Девиантное поведение может обусловливаться
отклонениями в функционировании любого из уровней индивидуальности. Под
индивидуальностью в современной психологии понимается неповторимость,
уникальность сочетания различных свойств и качеств человека, отражающихся в его
поведенческих стереотипах. По набору отдельных качеств и свойств люди могут быть
принципиально сходны (например, близнецы), однако по сочетанию этих качеств
также кардинально различаться. Существует множество разнообразных
классификаций уровней индивидуальности. Однако все они сходятся в том, что
уровни делятся на четыре блока специфических качеств и свойств.
В. С. Мерлин включает в первый уровень (уровень индивидуальных свойств
организма) биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства,
разделяя перечисленные свойства на основании параметров интенсивности, скорости,
регуляции и некоторых иных. Существенным является то, что биохимические
свойства и свойства нервной системы обеспечивают создание индивидуального стиля,
но не деятельности человека, а жизнедеятельности организма, который косвенно
способен влиять на психическую деятельность в целом. Особенно ярко данный тезис
представлен в клинике, когда многие социально-опосредованные действия человека
начинают учитывать и особенности жизнедеятельности, в частности, количественные
и качественные параметры функционирования различных органов и систем организма
(пищеварения, дыхания) и такой специфичный для пациентов соматической клиники
параметр, как переносимость боли. Клинически различия на первом уровне
проявляются в соматической конституции, или морфофенотипе.
Морфофенотип (соматотип, соматический тип, конституционально-
морфологический тип) — макроморфологическая подсистема общей конституции и в
целом отражает основные особенности динамики онтогенеза, метаболизма, общей
реактивности организма и биотипологию личности (энерго-динамические свойства).
Выделяют три типа соматической конституции человека: астенический,
нормостенический и пикнический. Ориентиром в соматоскопической диагностике
трех основных конституциональных типов являются перечисленные ниже
характеристики (Н. А. Корнетов). Астенический тип телосложения. Череп небольшого
объема, средней ширины. Лицо яйцевидного контура с сужением как в лобной части,
так и в подбородочной. Наблюдается также овальный контур с наибольшей шириной
на уровне глаз и постепенным сужением к подбородку. Часто отмечается и так
называемый «угловой профиль», который выражается прогнатизмом средней части
лица и гипоплазированным, отступающим подбородком. Шея тонкая с выступающими
щитовидным хрящом и седьмым шейным позвонком. Небольшой кифоз в шейном и
верхнегрудном отделах позвоночника, в результате которого голова наклонена над
туловищем. Плечи при фронтальном рассмотрении узкие или широкие. Грудная
клетка длинная, уплощенная в передне-заднем направлении. При малом
жироотложении ребра в местах сочленения с грудиной выступают в виде четок.
Эпигастральный угол меньше 90 градусов, острый. Выражены над- и подключичные
ямки. Руки сухие, тонкомышечные и тонкокостные с удлиненными кистями.
Распределение жировой ткани при ожирении по женскому типу в тазовом поясе. Вес
тела у характерных типов отстает от длины. Слабый рост в ширину при среднем не
уменьшенном росте в длину. У высоких астеников нередко отмечается гинекоморфия.
Нормостенический тип телосложения. Череп средней длины и объема, иногда
высокий. Лицевой скелет рельефный с развитыми надбровными дугами, скуловыми
костями, нижней челюстью. Часто отмечается ширококостность в дистальных отделах
конечностей. Трофический акцент на плечевом поясе. Форма туловища в виде
усеченного конуса книзу. Грудная клетка при фронтальном рассмотрении
представляется равномерно округленной в виде цилиндра и имеет одинаковую
величину в верхнем и нижнем отделах. В передне-заднем направлении она не кажется
ни узкой, ни широкой. Эпигастральный угол около 90 градусов. Кожа обладает
эластичным тургором или пастозностью. Жировой слой сравнительно умерен. Мышцы
хорошо развиты, рельефны. У ожиревших нормостеников контуры тела смягчены.
Ноги часто вальгусного типа. Атлетический тип следует рассматривать как
гиперпластический вариант нормостенического телосложения. Женщины
атлетоидного типа в связи с особенностью распределения жировой ткани
ширококостны и массивны. Пикнический тип телосложения. Череп круглый и
широкий. Лицо пятиугольного контура со сглаженным рельефом. Шея короткая,
массивная, у молодых пикников, как правило, среднего размера. Гортань выдается
незначительно. Часто отмечаются жировые отложения на седьмом шейном позвонке, в
надключичных ямках. Грудная клетка широкая, короткая, развита в передне-заднем
направлении. Увеличена окружность груди. Расширяющаяся книзу грудная клетка
конической формы с тупым эпигастральным углом более 90 градусов переходит в
объемный живот, увеличенный в горизонтальном и передне-заднем направлениях.
Жировой слой, покрывая мышечный, подчеркивает плавность линий. Кисти, стопы
часто укорочены с увеличенным поперечным размером. Кожа мягкая и хорошо
облегает тело. У похудевших пикников в местах жироотложения обнаруживаются
кожные складки. Мышцы средней силы и мягкой консистенции. В целом трофический
акцент лежит в центре туловища на грудной клетке и животе с обильным
жироотложением, которое особенно выражено после 40 лет.
Психическую индивидуальность человека можно представить как переплетение
различных психофизиологических, психологических и социально-психологических
свойств. При этом они, так же как и индивидуальность в целом, построены по
иерархическому принципу, то есть на более низшие (ранние) наслаиваются более
высшие (поздние) психические образования. Ядром психической индивидуальности
считается темперамент (биологическая составляющая психической
индивидуальности). На его основе формируется характер (психологическая
составляющая психической индивидуальности), а затем происходит становление
личности (социальной составляющей психической индивидуальности) (рис. 6). В
центре внимания психологии девиантного поведения находится проблема
реагирования, мотивации поведения, выработки системы поступков человеком. С
большой долей условности и терминологической допустимости можно говорить о том,
что человек в различных фрустрирующих ситуациях (например, болезни или
конфликта) «реагирует темпераментом, характером или личностью». За столь
нетрадиционным использованием подобных научных терминов скрывается оценка
значимости одного из трех способов мотивации поведения человека — на
биологическом, психологическом и социальном уровнях. Разделение имеет как
дидактический, так и практический характер. Если психолог расценит, что
определенный девиантный тип психического реагирования (например, аутоагрессия
— суицидальная попытка — онкологически больного с синдромом хронической боли)
обусловлен свойствами темперамента, то он обязан будет предложить какие-либо
биологические методы коррекции выраженности или направленности реакции. Ведь
свойства темперамента относятся к конституциональным и функционируют по
биологическим законам. Если подобная реакция будет расценена как признак
характерологических особенностей (например, типичным паническим настроением
психастеника), то выбор тактики коррекции данной реакции будет базироваться на
психокоррекционных и психотерапевтических мерах, поскольку характерологические
реакции обусловлены психологически.
Если же специфика реагирования будет понята и объяснена личностными
параметрами (например, атеистическими убеждениями пациента, считающего, что он
волен распоряжаться своей жизнью и добровольно уйти из жизни), то необходимыми
будут меры социального воздействия — переубеждение, изменение социальных
условий и т. д.
1.5. Структура девиантного поведения. Взаимодействие индивида с реальностью.
Индивидуальные (изолированные) девиации - включают в себя типы
отклоняющегося поведения и клинические формы, при которых оно не носит
характера зависимости от поведения окружающих. Нередко индивид осознанно
стремится к выбору изолированной девиации, желая кардинально отличаться от
окружающих. Особенно ярко эти девиации проявляются при психопатологическом и
патохарактерологическом типах отклоняющегося поведения. К изолированным
девиациям относятся коммуникативные формы отклоняющегося поведения
(аутистическое поведение, нарцисстическое поведение, гиперобщительность),
аутоагрессивное поведение в виде суицидальных попыток, аномалии сексуального
развития и поведения, нарушения пищевого поведения (анорексия или булимия).
Сверхценные психопатологические увлечения (клептомания и др.), злоупотребление
веществами, вызывающими изменения психической деятельности (наркотическая и
алкогольная зависимость).
Групповые девиации носят характер зависимости от поведения окружающих
(подростковые варианты отклоняющегося поведения; музыкальный, религиозный,
спортивный фанатизм и др.).
В основе групповых разновидностей девиантного поведения лежит принцип
группового давления и толерантности к этому давлению. Групповое давление на
индивида способно оказывать как референтная группа, так и семья.
Временные девиации - характеризуются малой длительностью существования
отклоняющегося поведения, часто связаны с групповым давлением и невозможностью
быть вне группы (подросток в лагере отдыха).
Постоянные девиации имеют склонность к длительному существованию и малой
зависимости от внешних воздействий. Они составляют большинство девиантных форм
поведения.
Устойчивые девиации - характеризуются тем, что в
поведении человека преобладает лишь какая-либо единственная форма
отклоняющегося поведения.
Неустойчивые девиации - наблюдается склонность к частой смене клинических
проявлений (злоупотребление наркотическими веществами и нарушение пищевого
поведения).
Стихийные девиации имеют склонность к быстрому, хаотичному и
неспланированному формированию. Они возникают под влиянием внешних
обстоятельств и характеризуются временным характером. Стечение обстоятельств и
эмоциональный настрой индивида являются решающими в появлении неадекватного
поведения. Провоцирующим моментом могут служить действия окружающих.
Нередко стихийно совершаются агрессивные и ауто-агрессивные поступки при
делинквентом и патохарактерологическом типах девиантного поведения.
Спланированные девиации носят характер регламентированности, заданности строгой
очерченности (например, азартная игра, употребление алкоголя).
Структурированные девиации - групповая форма, в рамках которой четко
расписаны роли всех ее участников.
Неструктурированные (слабоорганизованные) девиации - разновидность групповой
формы при отсутствии иерархических взаимоотношений.
Экспансивные девиации характеризуются вторжением в сферы жизни
и деятельности окружающих людей, зачастую склонностью игнорировать их интересы
и даже посягать на их свободу (например, агрессивное или гиперобщительное
поведение, сексуальные аномалии). При неэкспансивных девиациях индивид
формально может не задевать интересы окружающих (аутизм).
Эгоистические девиации отличаются нацеленностью на получение
удовлетворения или личной выгоды (например, злоупотребление алкоголем,
наркотическими веществами, сексуальные девиации).
Альтруистические девиации направлены на интересы других людей, нередко
сочетаются склонностью к самопожертвованию и самоуничижению.
Осознаваемые девиации представляют собой отклоняющиеся формы поведения,
которые человек осознает как отклоняющиеся от нормы и по отношению к которым
он может испытывать негативные эмоции и желание их исправить. Критичность чаще
носит волнообразный характер.
Неосознаваемые девиации встречаются в рамках психических расстройств.
Первичные девиации представляют собой любые формы ненормативного
поведения.
Вторичные девиации возникают в результате вольного или невольного следования
девиантом за приклеенным ему обществом ярлыком, оправдывать их ожидания,
стремиться подтвердить справедливость их мнений в отношении собственного
отклоняющегося поведения.
Психическую индивидуальность человека можно представить как переплетение
различных психофизиологических, психологических и социально-психологических
свойств. Ядром психической индивидуальности
считается темперамент (биологическая составляющая). На его основе
формируется характер (психологическая составляющая) и происходит
становление личности (социальная составляющая). Поскольку в центре внимания
психологии девиантного поведения находится проблема
реагирования, мотивации поведения, то с долей условности можно говорить, что
человек в различных фрустрирующих ситуациях «реагирует темпераментом,
характером или личностью».
Нормативное гармоничное поведение предполагает «сбалансированность
психических процессов (на уровне свойств темперамента), адаптивность и
самоактуализацию (на уровне характерологических особенностей), духовность,
ответственность, совестливость (на личностном уровне)».
Так же как норма поведения базируется на этих трех составляющих
индивидуальности, так аномалии и девиации основываются на их изменениях,
отклонениях и нарушениях. Таким образом, девиантное поведение человека можно
обозначить как систему поступков (или отдельные поступки), противоречащих
принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности
психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или в
виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным
поведением.
Поскольку гармоничное поведение - это поведение, адаптивное к реальному
окружению индивида, то при оценке девиантного поведения существует особое
взимодействие индивида с реальным окружением. В.Д. Менделевич выделяет
несколько способов взаимодействия индивида с реальностью:
противодействие реальности - наблюдается при антисоциальном
поведении, когда человек пытается разрушить действительность, изменить её в
соответствии со своими установками и ценностями;
уход от реальности - наблюдается при аддиктивном поведении : человек
оценивает реальность негативно и оппозиционно, считая себя неспособным
адаптироваться к ней;
игнорирование реальности - наблюдается на базе гиперспособностей,
когда человек не принимает в расчёт требования и нормы реальности и живёт в
собственном узкопрофессиональном мире;
болезненное противостояние реальности - наблюдается на
базе психопатологии и психических расстройств личности, когда окружающий мир
воспринимается враждебным в связи с субъективным искажением его восприятия и
понимания.
1.6. Делинквентный тип девиантного поведения
Делинквентное поведение — нарушение социальных норм, при котором
происходят противоправные действия.
Факторы, формирующие делинквентное поведение:
1. Социальные условия.
2. Индивидуальные особенности.
3. Половой фактор;
4. Возрастной фактор;
5. Конституциональные особенности;
6. Психические отклонения.
Табл.1 Объяснение девиации и деликвентности
Объяснение
девиации и
делинквентности
Его сущность
Биологическое По своей сущности в каждого человека заложен определенный
склад ума, который предрасполагает к конкретному типу поведения.
Психологическое Девиантность — следствие индивидуальных качеств индивида,
его внутренних жизненных установок, целей и мечт, которые могут
быть как врожденными, так и приобретенными. Делинквентный
поступок может привести психику к нарушению.
Социологическое Концепция аномии — делинквентное поведение
объясняется аномическим состоянием общества (аномией), другими
словами, разрушением устоявшихся идеалов и норм общества.
Теория стигматизации — девиантность определяется не
единичным деянием, а оценкой всех отклонений индивида.
Существует первичная и вторичная девиация. В первом случае
индивид время от времени нарушает некоторые социальные порядки.
Но окружающие не придают этому значения, а человек вовсе не
считает себя девиантом. Вторичная девиация объясняется тем, что на
человеке ставят ярлык «девианта» и отношение к нему начинает резко
отличаться от отношения к окружающим.
Человек с данным типом поведения может быть как мужчиной, так и женщиной.
Главное его отличие от остальных — замкнутость, возможна некая угрюмость. Часто
бывает так, что преступник внешне красив, чем располагает к себе людей. Он умен,
мнителен, может иметь детские травмы.
Нередко в классической литературе можно встретить героев, обладающих
делинквентностью, которая отражается на их поступках. Так в своем произведении
«Леди Макбет Мценского уезда» Лесков повествует об Екатерине, убивающей свекра,
мужа, племянника, девушку, приглянувшуюся любовнику. В конце она также
заканчивает жизнь самоубийством. Это наглядный пример поступков, отклоняющихся
от нормы.
Ни для кого не секрет, что Родион Раскольников из романа «Преступление и
наказание» — еще один представитель делинквентного поведения: он убивает
старуху-процентщицу и крадет у нее драгоценности.
Список использованной литературы
1. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.
2. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.
3. Ганнушкин П. Б. Избранные труды. М., 1964.
4. ДорфманЛ. Я. Метаиндивидуальный мир. М., 1995.
5. Менделевии В. Д. Психическая диагностика. Казань, 1991.
6. Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию: В 2 т.
М., 2000.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М, 1989.
8. Ясперс К. Обшая психопатология. М., 1997
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!