это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3847904
Ознакомительный фрагмент работы:
Этот текст направлен на изучение лишь части большого вклада
социальной психологии в коммуникологию. Социальная психология
рассматривается как исторический источник коммуникологической мысли, а
не как самостоятельная дисциплина. В этом смысле интересно поразмышлять
о связи и общих элементах между социальной психологией и
коммуникологией. Представленные размышления являются частью работы,
по изучению материала таких авторов как: Н. Хэйс и С. Оррелл «Введение в
психологию» 1 , Р. Аткинсон, Р. Аткинсон и др. «Введение в психологию», 2 Д.
Майерс «Психология» 3 .
На протяжении всей своей истории коммуникация определялась как
область мысли с помощью самых разных подходов. Коммуникация как
основа социального взаимодействия — это механизм, который сделал
возможным существование того, что мы называем обществом. Это основной
принцип социальной организации и, как таковой, необходимое требование
для социальных отношений. Все это показывает, что коммуникация — это
социальный процесс, артикулированный вокруг феномена разделения,
объединения, связывания.
Знание механизмов общения необходимо для решения ряда задач
общественной практики: повышения эффективности организационно-
управленческой деятельности в народно хозяйстве, идеологической и
воспитательной работы, профессионального обучения, формирования и
развития личности.
Объект исследования – психология человека, общение и коммуникация
с психологической точки зрения.
Предметная область исследования – исследование общения как
психического процесса.
1 Хейс Н., Оррелл С. Введение в психологию. М.: Издательство Эксмо, 2003, с. 5-8
2 Рита Л. Аткинсон, Ричард С. Аткинсон, Эдвард Е. Смит, Дэрил режим доступа
https://studylib.ru/doc/3654690/rita-l.-atkinson--richard-s.-atkinson--e-dvard-e.-smit--de-ril дата обращения
04.03.2022 г)
3 David Myers "Social Psychology", 7th ed., 2002
Мы проанализировали литературу по теме и обратились, в частности, к
вопросам кризисов коммуникации и культуры общения. Иногда наши
возможности из-за волнений не реализуются полностью. Ник Хейес и Сью
Оррелл в своей книге "Что такое психология?" пишут, что счастье или
радость, с одной стороны, и страх или гнев, с другой, способны повысить
эффективность задачи только до определенного предела, а затем
работоспособность снижается. Если мы слишком увлечены чувствами
страха, гнева или радости, то мы вряд ли справимся с задачей. Оптимальный
(наиболее благоприятный) уровень возбуждения не совпадает с
максимальным. Эта взаимосвязь между производительностью и
возбуждением известна как закон Йеркса-Додсона. Закон устанавливает, что
связь между работоспособностью и возбуждением представляет собой
перевернутую U-образную кривую и что оптимальный уровень
работоспособности достигается при разных уровнях возбуждения в
зависимости от степени сложности выполняемой задачи. Чрезмерное
возбуждение может затруднить выполнение сложной задачи, например,
сдачи теста. Один из способов значительно улучшить результаты тестов —
выполнять дыхательные упражнения, способствующие расслаблению при
подготовке к ответу.
Таким образом, «Закон Йеркса-Додсона» предупреждает нас, что при
чрезмерном возбуждении производительность падает. Многие авторы
рекомендуют различные методы снижения высокой тревожности. Например,
обратите внимание на ваши социальные контакты. Как давно и качественно
вы разговаривали с близкими или с кем-то обсуждали обычные бытовые
проблемы, а может обсуждали ваши планы на будущее? Людям не хватает
общения по разным причинам. Согласно изучению работы «Введение в
психологию» (Р. Аткинсона) общение помогает понять фактор
возникновения барьеров при коммуникации между людьми, например,
внутреннее смущение, стресс вплоть до глубокой депрессии. Добровольная
или вынужденная социальная изоляция приводит к губительным
последствиям независимо от типа личности. Главное последствие отсутствия
общения – тяжелое эмоциональное состояние. Это влияет на все сферы
жизни, негативное отношение и даже ненависть к себе. При появлении таких
ощущений необходимо немедленно принимать активные меры.
В этих критических и сложных ситуациях общение — лучший способ
образовать систему связей, которая поддержит ментальное состояние, даст
возможность почувствовать себя частью сообщества. Возможно, нам также
следует отметить тот факт, что общение это сложный процесс, поскольку
проблемы могут начаться еще на уровне различия конструкций в языке, в
представлениях, в логике организации материала, в способах изъяснения, в
средствах влияния и воздействия. В основном это ситуации, когда стороны
желают общаться, предпринимают все возможное для этого, но в силу
объективных обстоятельств и условий не могут донести свою мысль.
Наиболее сложные случаи затрудненного общения возникают в ситуациях
осуществления ролевых предписаний (педагог - трудновоспитуемый,
следователь - обвиняемый). В этих случаях один человек стремится к
общению и делает для этого все возможное, в то время как другой человек не
только не поддерживает это стремление, но и прямо уклоняется от начала
общения. В результате, с одной стороны, оказывается давление, а с другой
стороны - отсутствие согласия на обмен информацией. Стремление к
сближению и стремление к избеганию приводит к «полуконтакту -
полуконфликту».
Коммуникация как основа социального взаимодействия — это
механизм, который сделал возможным существование того, что мы называем
обществом. Это основной принцип социальной организации и, как таковой,
необходимое требование для социальных отношений. Все это показывает,
что коммуникация — это социальный процесс, артикулированный вокруг
феномена разделения, объединения, связывания. В процессе общения
субъекты проецируют свои субъектности и модели мира, взаимодействуют с
местами смыслообразования. В самых общих чертах взаимодействие можно
понимать как «обмен и согласование значений между двумя или более
участниками, находящимися в социальном контексте. Мы можем выделить
три стороны общения (рисунок 1).
Рисунок 1 - Стороны общения
В процессе совместной деятельности реализуются коммуникативные
функции общения: информационная, регулятивная и аффективная.
Информационная функция связана с процессами приема и передачи
информации. При этом важно отметить, что в процессе общения людей
информация не только передается и принимается, но и формируется.
Изучение процессов формирования информации особенно большое значение
имеет для оптимизации группового принятия решений и осуществления
совместных управляющих действий (Рисунок 2).
Рисунок 2 - Процесс принятия решения
Другая функция общения связана с регуляцией поведения, которое
люди осуществляют по отношению к другим. В процессе общения
формируются цели, мотивы и программы поведения людей, входящих в одну
группу. В этом процессе также имеет место взаимная стимуляция и взаимный
контроль поведения. Если ценности новые, общественное мышление
оптимально решает задачи и человек сознательно закрепляет
конструктивную социальную позицию. Если человек с таким осознанием
настроен оптимистично, эти компоненты умножаются и усиливают друг
друга, укрепляя позиции субъекта, а значит, повышают его способность
адаптироваться к изменениям. Если старые и новые ценности противоречат
друг другу, то это противоречие становится основой проблемы для
выстраивания конструктивного обмена информацией. Критичность
субъективной позиции способствует обострению противоречий, что
приводит к неопределенности отношений индивида с обществом.
Аффективная функция общения относится к эмоциональной сфере
человека. Общение оказывает влияние на различного рода
психофизиологическое состояние человека, влияет на уровень
эмоциональной напряженности. Вопрос о том, как разум и эмоции
соотносятся друг с другом, конечно, касается не только коммуникативных
исследований, но является центральным практически для любой области
исследований, претендующей на способность объяснить причины того или
иного поведения. При соответствующих условиях эта функция обеспечивает
также эмоциональную разрядку. В реальном акте общения рассмотренные
функции выступают в тесном единстве. При этом они так или иначе
реализуются по отношению к каждому участнику процесса, но происходить
это может различными способами.
Социальная и психологическая природа общения может помочь нам
понять какое место занимает психология в ряду других дисциплин (рисунок
3).
Рисунок 3 - Место психологии в ряду других дисциплин
Рассматривая психологическую природу общения необходимо
учитывать, что:
1) общение является формой психической деятельности;
2) общение является формой поведения человека;
3) общение представляет собой межличностное взаимодействие
индивидов;
4) в общении проявляются психологические свойства личности, её
темперамент и другие психолого-типологические характеристики;
5) личность человека формируется в процессе общения.
Список использованной литературы
1. Хейс Н., Оррелл С. Введение в психологию. М.: Издательство Эксмо,
2003, с. 5-8
2. Рита Л. Аткинсон, Ричард С. Аткинсон, Эдвард Е. Смит, Дэрил режим
доступа https://studylib.ru/doc/3654690/rita-l.-atkinson--richard-s.-
atkinson--e-dvard-e.-smit--de-ril дата обращения 04.03.2022 г)
3. David Myers "Social Psychology", 7th ed., 2002
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!