это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3849136
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc97831448 \h 3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ PAGEREF _Toc97831449 \h 61.1 Содержание и необходимость государственного регулирования регионального развития PAGEREF _Toc97831450 \h 61.2 Характеристика инструментов, субъектов и объектов региональной политики PAGEREF _Toc97831451 \h 10ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ PAGEREF _Toc97831452 \h 132.1 Характеристика региона PAGEREF _Toc97831453 \h 132.2 Региональная политика Калининградской области PAGEREF _Toc97831454 \h 18ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ PAGEREF _Toc97831455 \h 233.1 Зарубежный опыт государственного регионального развития PAGEREF _Toc97831456 \h 233.2 Перспективы развития государственного регулирования региональной политики PAGEREF _Toc97831457 \h 29ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc97831458 \h 38БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК PAGEREF _Toc97831459 \h 41ВВЕДЕНИЕРегиональная политика — это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, и каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика - не исключение. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.Для любого федеративного государства, особенно такого, как Российская Федерация, региональная политика является одним из основных предметов деятельности государства, по сути, главным способом регулирования экономического развития своих территорий. Для нашей страны с ее огромной территорией, разнообразием природных и социально-экономических условий, многонациональным населением, уникальной по своей сложности территориальной организацией государства региональная политика является необходимым условием преодоления социально-экономического кризиса, упрочения территориальной целостности страны и в конечном счете повышения уровня жизни ее граждан. Актуальность разработки новой государственной политики регионального развития для РФ определяется тем, что российское государство на протяжении последних 10-15 лет потеряло контроль над процессами пространственного и территориального развития страны. В этих условиях ведущим, жизненно важным интересом России ныне стало недопущение необратимой территориальной дезинтеграции государства. Главным же интересом каждого региона - сбалансированность социальных, экономических, природоресурсных и иных отношений; обеспечение на этой основе стабильного и согласованного развития всех элементов локализованной сферы, соответствующего потребностям человека, общества и природы. При этом подразумевается, что кроме общеэкономического, общесоциального и иного общего потенциала есть мощный внутрирегиональный потенциал, который можно реализовать исключительно на местном уровне - и это одна из первейших задач региональной политики и самих регионов, и государства.Только с осознанием общественной необходимости региональной политики, с ее разработкой и реализацией появится возможность решения общероссийских проблем.Актуальность работы обусловлена значимостью выбранной темы. Любая политика — это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью которых, данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.Объект исследования. Региональная политика на примере Калининградской области.Предмет исследования. Процесс реализации региональной политики.Цель работы. Рассмотреть теоретические основы региональной политики, в частности следует провести анализ региональной политики на примере Калининградской области. В результате следует изучить процесс совершенствования региональной политики.Задачи работы:Рассмотреть сущностные основы региональной политики;Охарактеризовать инструменты, субъектов и объектов региональной политики;Дать характеристику Калининградской области;Изучить региональную политику Калининградской области;Рассмотреть зарубежный опыт государственного регионального развития;Определить перспективы развития государственного регулирования региональной политики.Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической части в виде трёх глав, заключения и библиографического списка.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ1.1 Содержание и необходимость государственного регулирования регионального развитияРегиональная политика в государственном управлении – это целенаправленная деятельность органов государственного управления регионального уровня, ориентированная на решение региональных проблем и проблем межрегионального взаимодействия, связанных с обеспечением общегосударственных интересов.Государства, характеризующиеся определенной масштабностью и сложностью территориального устройства, для осуществления эффективного государственного управления на местах, то есть в рамках определенных территориальных единиц, нуждаются в региональном управлении, основу которого составляет региональная политика.Региональная политика выступает в качестве компонента как федерального, так и регионального управления. Помимо этого, она определяет ориентиры реализации муниципальных политик.Россия, в силу своего государственного устройства, разнообразия территорий, их ресурсного обеспечения и возможностей, не может осуществлять государственное управление без учета специфики региона. В таких условиях значение региональной политики неоценимо. Несоответствие природно-климатических условий регионов и обширность территории страны повышают актуальность проблемы гарантии равноценности экономического пространства.Региональные политики, реализуемые различными регионами, в конечном итоге призваны обеспечить формирование единого экономического пространства государства за счет межрегиональных связей и региональных рынков.Региональная политика в государственном управлении имеет различные трактовки с точки зрения разных специалистов.А. Швецов и В. Лексин под региональной политикой понимают совокупность намерений и действий, воплощающих в жизнь государственные интересы по отношению к регионам, а также интересы региональных властей. В основе такой региональной политики находится компромисс местных интересов регионов и интересов государства регионального уровня.Н. П. Иванов считает, что региональная политика выступает отражением воспроизводимых в ней интересов и целей отдельных территорий.Л. М. Махова рассматривает региональную политику как сосредоточение экономических стимулов и связей.Согласно российскому законодательству региональная политика трактуется как совокупность задач и целей органов государственного управления, реализуемых в сфере управления и контроля развития регионов государства в политическом, экономическом, социальном смысле, включающая в себя механизм реализации этих процессов.Сущность региональной политики в государственном управлении раскрывается через ее компоненты, включающие в себя ее цели, задачи, предмет и объект.К числу целей региональной политики можно отнести:формирование принципов федерализма, создание единого финансово, правового, экономического пространства и обеспечения целостности государства в правовом, бюджетно-финансовом, организационном и социально-экономическом плане;осуществление разработки минимума социальной стандартизации и равенства социальной защиты, государственных гарантий, реализуемых на уровне основного нормативного акта страны, независимо от ресурсного обеспечения и возможностей регионов за счет выравнивания региональной социально-экономической дифференциации;приоритетность развития тех регионов страны, которые характеризуются важным геополитическим и стратегическим значением для государства, обеспечение поддержки государства в отношении проблемных регионов и территорий, имеющих особые географические, экономические, национально-культурные, природно-климатические и финансовые условия;обеспечение гарантий для формирования и развития муниципального управления;охрану окружающей среды и ликвидацию ее загрязнений.Основная задача региональной экономики состоит в обеспечении согласованности государственных интересов в сфере регионального развития с основными региональными интересами.Региональная политика реализуется в разрезе различных направлений, например, экономического, демографического, социального, иного. Все эти виды региональной политики находятся во взаимосвязи и призваны решать ряд общих задач.В качестве объекта регионального управления можно обозначить социально-экономическую систему региона, а также отдельных субъектов хозяйствования, имеющих регионообразующее значение.Субъектами региональной политики выступают органы регионального государственного управления исполнительного характера, а также органы муниципального управления, которым делегируются определенные полномочия по реализации региональной политики.Помимо этого, в реализации региональной политики участвуют домохозяйства, бизнес-структуры, профессиональные некоммерческие организации, общественные объединения.Эффективность реализации региональной политики определяется ее инициаторами и разработчиками, то есть региональными органами государственного управления. В основе региональной политики должны находиться точные принципы, обеспечивают взаимосвязь участников процесса реализации региональной политики.Методы региональной политики. Совокупность методов, обеспечивающих реализацию региональной политики в государственном управлении, делят на две группы:во-первых, прямые методы, к числу которых относятся реализация программ, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств, осуществление государственных инвестиций, размещение государственных заказов;во-вторых, косвенные методы, к числу которых относятся формирование фондов специального и особого назначения, создание условий для привлечения частных инвестиций в регионы, возмещение затрат непредвиденного характера организациям при их внедрении на региональный рынок и так далее.1.2 Характеристика инструментов, субъектов и объектов региональной политикиВ качестве важнейших принципов региональной политики следует выделить:федерализм, который позволяет обеспечить оптимальное сочетание интересов центра и регионов;обеспечение социально-экономической самостоятельности регионов;оптимизация форм самоуправления местными сообществами;децентрализация публичного управления на территории страны;трехуровневое публичное управление (федеральное, региональное, местное) при сохранении координационной роли центра, интегрирующего региональные интересы в общегосударственную политику;соблюдение прав национальных меньшинств и др.Для реализации региональной политики используются, как инструменты прямого воздействия, так и косвенного.К инструментам прямого воздействия следует отнести финансовые вложения, направляемые из федерального бюджета для поддержания социально-экономического состояния регионов, в том числе для реализации государственных региональных программ развития и др.К методам косвенного воздействия следует отнести:формирование специальных фондов на разных уровнях публичного управления для развития регионов;формирование благоприятного инвестиционного климата на территории регионов и привлечение частных инвестиций для решения проблем социально-экономического развития регионов;поддержка предприятий, размещающихся в регионах, характеризующихся значительными экономическими рисками;введение ограничений и санкций для предприятий, не выполняющих требования экологической безопасности и пр.Региональная политика в сфере экономики, как и региональная политика в целом, представляет собой элемент общей политики государства.Цели региональной политики в сфере экономики можно охарактеризовать как преодоление неблагоприятных и поддержка и развитие благоприятных условий в регионах для достижения общестратегических целей и задач развития государства.Сегодня региональная экономика претерпевает негативное влияние макроэкономических факторов – сокращение объемов национального рынка, инфляционные процессы, высококонкурентная внешняя среда и пр. При этом обострены и региональные проблемы – спад производства в промышленных регионах, недостаток ресурсов, неспособность конкурировать с зарубежным продуктом и пр.Целями региональной экономической политики являются:поддержка федерализма, местного самоуправления, внутреннего рынка для обеспечения экономического единства страны;обеспечение роста благосостояния населения страны;обеспечение равенства социальных условий в регионах;формирование на территории регионов за счет благоприятных региональных условий социально ориентированной региональной экономической системы.Названные цели реализуются с использованием следующих элементов:обеспечение устойчивого функционирования структур, обеспечивающих жизнедеятельность на территории региона;развитие инновационного, научного потенциала;развитие региональной инфраструктуры;преодоление спада производства в значимых для отечественной экономики регионах;содействие формированию в регионах финансового и ресурсного потенциала, который необходим для решения социально-экономических задач;формирование эффективных экономических межгосударственных и межрайонных каналов;развитие общенационального рынка как системы региональных рынков;применение специальных инструментов для преодоления специфических проблем регионов Крайнего Севера, восстановление социально-экономического потенциала регионов Кавказа;регулирование уровня безработицы;решение миграционных вопросов.Вывод по первой главе работы. В данной главе работы рассматривались теоретические основы региональной политики.Таким образом, региональная политика – это система публичного управления, объединяющая законодательные, административные, социальные, экономические, экологические и другие мероприятия, направленные на достижение целей и задач государственного управления в целом и реализацию интересов регионов в частности. ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ2.1 Характеристика регионаКалининградская область расположена на юго-восточном побережье Балтийского моря и является самым западным регионом Российской Федерации, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами. Область была образована в 1945 году после решения Потсдамской конференции трех великих держав (СССР, США, Великобритании) о ликвидации Восточной Пруссии, северная часть которой после Второй Мировой войны отошла Советскому Союзу.7 апреля 1946 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР", а 4 июля ее административный центр был переименован в Калининград, область - в Калининградскую.На севере и востоке на протяжении 280,5 км она граничит с Литовской Республикой, на юге на протяжении 231,98 км - с Республикой Польша, на западе область ограничивает 183,56-километровое побережье Балтики. Максимальная протяженность области с востока на запад составляет 205 км, с севера на юг - 108 км. От Калининграда до польской границы всего 35 км, до литовской - 70 км. Ближайший областной центр России - Псков - отстоит от Калининграда на 800 км, до Москвы - 1289 км, до Санкт-Петербурга - 940 км. До многих европейских столиц расстояния сравнительно небольшие:350 км до Вильнюса, 390 км до Риги, 400 км до Варшавы,600 км до Берлина,650 км до Стокгольма,680 км до Копенгагена,850 км до Осло,580 км до Таллина,510 км до Минска;1230 км до Амстердама; 160 км до Гданьска.Административный центр - Калининград (бывший Кенигсберг - основан в 1255 году). Площадь Калининградской области - 15,1 тыс. квадратных км. Она является одной из самых маленьких территорий в России, но по плотности населения (63 человека на один квадратный километр) среди краев и областей она занимает третье место и уступает только Краснодарскому краю и Тульской области (в целом по России - 8.6 человека на один квадратный километр).Самые длинные реки области: Преголя — 123 км, Неман — 115 км. Самое крупное озеро Виштынецкое — 18 квадратных километров. Наибольшая высота над уровнем моря — Виштынецкая возвышенность, — 242 метра.Заливы отделены от моря узкими полосками суши — Куршской косой, 48 км которой принадлежит Калининградской области, и Балтийской косой — российская часть Вислинской косы, которая составляет 65 км. Площадь области вместе с заливами — 15,1 тыс. кв. км, суши — 13,3 тыс. кв. км. Калининград связан с открытым морем судоходным каналом, построенным в начале XX века. Максимальная протяженность области с востока на запад составляет 195 км, с севера на юг - 110 км. В Калининградской области, согласно обнародованным официальным данным Госкомстата последней переписи населения Российской Федерации, проживают 955,3 тысячи человек. Из них 456,1 тысячи мужчины и 499,2 тысячи женщин.Доля городского населения - 741,5 тысячи человек, из которых 351 тысяча мужчин и 390,5 тысячи женщин.213,8 тысячи человек проживают в Калининградской области в сельской местности. Соотношение мужчин и женщин в данном случае почти одинаковое: 105,1 к 108,7 тысячи человек. По возрасту население распределяется следующим образом: трудоспособное население - 60,9%, моложе трудоспособного - 19,6%, старше трудоспособного - 19,5%.Население области многонациональное, имеются представители 30 национальностей и народностей. Среди них наиболее многочисленны русские -78,1%. белорусы - 7,7%, украинцы - 7,6%, литовцы - 1,9%, армяне - 0,8%, немцы - 0,6%, поляки - 0,5%.Крупные города:Советск (бывший Тильзит. 43.6 тыс. чел.)Черняховск (бывший Инстербург, 43,3 тыс. чел.)Балтийск (бывший Пиллау, 31,3 тыс. чел.)Гусев (бывший Гумбинен, 28,1 тыс. чел.)Область включает в себя 22 городских округа. Городское население составляет 77,7 % от общего числа жителей. Средняя плотность населения - 63 человека на 1 кв. км. Наиболее плотно заселены Гвардейский, Гусевский, Черняховский, Багратионовский, Неманский городские округа.Курорты:Светлогорск (бывший Раушен)Зеленоградск (бывший Кранц)Пионерский (бывший Нойкурен)Поселок ОтрадноеГлавные промышленные центры: Калининград, Советск, Черняховск, Гусев, Светлый.Государственная власть в области осуществляют образуемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством и Уставом области органы государственной власти:Калининградская областная Дума - законодательный (представительный)Губернатор Калининградской области и Правительство области – исполнительные суды Российской Федерации на территории области - судебные.Исполнительным органом государственной власти Калининградской области является Правительство Калининградской области, которое возглавляет Губернатор области Алиханов Антон Андреевич.Калининградская областная Дума является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти области. В соответствии с Уставом (Основным законом) Калининградской области областная Дума формируется из 40 депутатов. Из них 20 избираются по одномандатным и многомандатным избирательным округам, 20 – по общерегиональному избирательному округу в составе общерегиональных списков избирательных объединений. Срок полномочий – 5 лет. Большую часть территории занимает низменность. На юго-востоке - Балтийская гряда с высотами до 230 м. Месторождение янтаря (одно из крупнейших в мире), глин, гравия, каменной соли и др. Климат переходный от морского к умеренно континентальному. Среднегодовая температура +8° С. Средние температуры января от -3 до -5 градусов С, июля +15-17 градусов С. Осадков около 700 мм в год.Балтийская и Куршская песчаные косы отделяют от моря два больших опресненных залива - Калининградский и Куршский. Крупные реки: Неман (с притоком Шешупе) и Преголя (с притоком Лава). Многочисленные озера.Область расположена в подтаежной (смешанных лесов) зоне. Широколиственно-темнохвойные леса (дуб, ель, сосна, береза, липа) занимают около 15 % территории. В этих лесах водятся заяц-русак, белка, куница, лисица, косуля, кабан и др. Много птиц. Воды богаты рыбой: в опресненных морских заливах - лещ, судак, снеток, угорь; в море - салака, килька, корюшка, лосось. На территории области расположен национальный парк Куршская коса. Калининградский залив располагается у южного берега Балтийского моря и отделяется от моря Балтийской косой, часть которой находится в Польше, а на координате 19° 38" в.д. находится самая западная точка России. В Калининградский залив впадает река Преголя, в устье которой расположен Калининград. Зимой залив не замерзает.Куршский залив - лагуна у юго-восточного побережья Балтийского моря. Отделена от моря Куршской косой, с морем соединяется узким Клайпедским проливом. Длина 93 км, ср. ширина 17,3 км, глубина до 7 м. Впадает река Неман. Зимой замерзает.Куршская коса - песчаный полуостров в Литве и России. Длина 98 км, ширина от 0,4 до 3.8 км. Характерны дюны высотой до 70 м, большей частью поросшие лесами (сосна, черная ольха с примесью дуба, липы, вяза).Природные условия для жизни населения весьма благоприятные. 2.2 Региональная политика Калининградской областиКонцепция национальной политики в Калининградской области является системой современных принципов и приоритетов, учитывающей национальные интересы народов, проживающих на ее территории, способствующей развитию их самобытности и равноправного сотрудничества и направленной на использование исторического опыта и культурного потенциала каждого народа в интересах и во благо многонациональной Калининградской области.Концепция национальной политики призвана стать основой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Калининградской области при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданинаНациональная политика в Калининградской области строится на основе Конституции Российской Федерации, Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека, других норм международного права, Федеральных законов «Об общественных объединениях», «О национально-культурной автономии», законов о русском языке и языках национальных меньшинств, коренных и малочисленных народов, Уставе Калининградской области. и др.Концепция призвана укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения жителей Калининградской области. Механизмами ее реализации является комплекс мер, направленных на становление и развитие гражданского общества, воспитание гражданской ответственности, патриотизма, поддержания мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии.Развитие этнических общностей и религиозных конфессий в области имеет ряд специфических особенностей, связанных с наследием общего исторического прошлого, в котором заложены положительный опыт и традиции сотрудничества и дружбы народов бывшего СССР. Население, создаваемой Калининградской области формировалось в послевоенный период, в своей основе, представителями Центральной России, республик Белоруссии, Украины, Литвы, Татарстана и др. Помимо организованного государством планового переселения, существовал также неорганизованный поток переселенцев в новую область. В начальный период формирования региона национальные традиции, этнокультурные различия были в значительной степени нивелированы в силу того, что переселенцы, убыв со своей «малой родины», «погружались» в качественно иную культурную среду, объективно лишавшую их этнографического своеобразия. С течением времени Калининградская область заселялась представителями различных наций и народностей бывшего Советского Союза, каждая из которых привносила свои национальные особенности: традиции, культуру и язык в многонациональную палитру региона. Постсоветский период, условия эксклавности, также явились факторами, влияющими на формирование этнонациональной среды в Калининградской области. Становление и развитие российской государственности, открытость границ и перспективы экономического развития региона обусловили процесс интенсивного миграционного притока населения в регион. С 2006 года в области реализуется государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В отличие от других регионов Российской Федерации, в регионе не было острых конфликтов на национальной почве. Продолжение и развитие этих традиций — одна из главных задач настоящей Концепции. «Самоидентификация» жителей области связана с процессами, происходящими в социокультурной сфере европейских государств и Российской Федерации. Законодательное признание территории Калининградской области как неотъемлемой части Российской Федерации и формирование у подрастающего поколения отношения к этой территории как к своей «малой родине» способствует укреплению национального мира и согласия в регионе.Представленные в данной Концепции идеи, нормы и приоритеты обязательны для учета и исполнения органами государственной власти и местного самоуправления.К основным принципам национальной политики в Калининградской области относятся:всестороннее развитие народов, проживающих в регионе, уважение и гарантия государственной защиты прав и свобод человека, возможностей этнокультурного самовыражения независимо от расы, языка, отношения к религии, социального положения;право каждого гражданина самостоятельно и без принуждения определять и указывать свою национальную и языковую принадлежность;запрещение любых форм ограничения прав и свобод граждан по признакам языковой, социальной, религиозной, национальной и расовой принадлежности, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;уважение прав народов при различных формах общественной самоорганизации с обязательным условием сохранения целостности России;свободный доступ граждан к информации;сохранение межнационального согласия на условиях равноправного развития и сотрудничества, своевременный учет этнокультурных потребностей народов, проживающих в Калининградской области;мирное разрешение возникающих противоречий и конфликтов между национальными общностями и их отдельными представителями;содействие развитию национальных культур и языков всех народов, проживающих в регионе;запрещение создания и деятельности общественных объединений и организаций, цели и задачи которых несут угрозу стабильности и безопасности в регионе, разжиганию расовой, национальной и религиозной розни.Национальная политика Калининградской области строится на основе чувства патриотизма, дружбы и сотрудничества между народами и всестороннего учета и согласования их национальных интересов.Основной целью национальной политики Калининградской области является создание условий полноправного социального и национально-культурного развития всех народов региона, механизмов воспроизводства национальной жизни народов во всем ее многообразии, упрочение общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина.Вывод по второй главе работы. В данной главе работы проводился анализ региональной политики на примере Калининградской области.Таким образом, в ходе реализации Концепции национальной политики Калининградской области необходимы:разработка и принятие региональной целевой программы национального развития Калининградской области;законов и нормативных актов, направленных на гармонизацию межнациональных отношений.В выработке региональной национальной политики призваны участвовать органы государственной власти и местного самоуправления Калининградской области;Для ее реализации последние предусматривают средства в соответствующих статьях бюджета, представляют национально-культурным объединениям (автономиям) иную помощь и содействие в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калининградской области. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством о местном самоуправлении решают вопросы финансирования местных программ национально-культурного развития народов и национально-культурных объединений.Настоящий проект концепции представляет собой изложение общих подходов к решению проблем в сфере национальных отношений в регионе с учетом его специфики, предложенный к рассмотрению комитету по международным и межрегиональным отношениям и Регламенту Калининградской областной Думы, с последующим принятием Концепции на заседании Калининградской областной Думы, управлением по взаимодействию с органами местного самоуправления, общественными объединениями и депутатскими фракциями совместно с Консультативным советом по делам национально-культурных автономий и национальных общественных объединений при Калининградской областной Думе.ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ3.1 Зарубежный опыт государственного регионального развитияПревращение государства в мощный субъект экономической деятельности является одной из важнейших сущностных характеристик современной системы мирохозяйствования. Поэтому, в условиях, когда в РФ происходят многотрудные процессы трансформации всех сфер жизнедеятельности общества, особый интерес приобретает использование теории и практики других стран в области государственного регулирования социально-экономического развития регионов. В таких условиях большое внимание заслуживает зарубежный опыт воздействия государственных органов власти на формирование финансовой базы регионов.Известно, что процессы государственного регулирования социально-экономического развития регионов в странах с федеративным устройством общественно-политической сферы сводятся, как правило, к перераспределению всех видов ресурсов, необходимых для обеспечения бесперебойной воспроизводственной деятельности, и, прежде всего, к перераспределению финансовых ресурсов страны и ее регионов. На общенациональном уровне подобные процессы воплощены в аккумулировании, распределении и использовании средств государственного бюджета.Важнейшая роль в формировании механизма государственного регулирования социально-экономического развития страны и ее регионов принадлежит налоговой политике. В настоящее время через налоги в государствах с экономикой социально ориентированного рыночного типа изымается от 30% до 50% доходов населения.Как свидетельствует обобщенный анализ мировой практики хозяйствования, в каждой стране можно выделить специфические особенности построения системы налогообложения. Это неизбежно отражается на ее роли в формировании доходной базы бюджетов всех уровней.Следует особо подчеркнуть роль подоходного налога с населения в международной практике налогообложения, на основе которого государство перераспределяет от 30% до 45% доходов государственного бюджета. При этом значение этого налога как основы формирования доходной базы бюджетов низких уровней имеет тенденции к неуклонному росту на фоне параллельного и одновременного снижения ставок подоходного налога. Так, в США с конца 50-х – начала 60-х годов ставка подоходного налога составляла 91%, в период с конца 60-х до начала 80-х она снизилась до 70%, а в 1981-1985 годах составила 50%.Реформа налоговой системы, проведенная в конце 80-х годов в США способствовала тому, что вместо 14 ставок подоходного налога с населения стали действовать лишь две: 15% по нижнему пределу и 28% — по верхнему.Другой важнейшей тенденцией государственной налоговой политики в экономически развитых странах мира является тенденция постоянного снижения удельного веса налога на прибыль корпораций в доходах государственного бюджета, при одновременном росте абсолютных сумм поступлений от этого налога. Льготы по налогообложению корпораций в зарубежных странах связаны, в основном, с введением практики ускоренной амортизации, с использованием системы налоговых кредитов (суммы налогов остаются в распоряжении корпораций для осуществления инвестиций) и налоговых каникул (отмена налоговых отчислений в бюджет на определенный период времени), а также в форме скидок платежей на истощение недр, исключение из налогообложения прибыли, идущей на НИОКР, на инвестиции в основные фонды и т. д. Осуществление указанных мероприятий ведет к тому, что в США почти половина валового дохода корпораций не облагается налогом, в Великобритании примерно 2/3 валового дохода корпораций исключается из процесса налогообложения. Хотя существуют и обратные ситуации. Например, опыт Швеции, где доля налогообложения прибыли корпораций приближается к абсолютному значению (по проценту прибыли, облагаемой налогом).Огромная роль в формировании доходов бюджетов всех уровней в зарубежных странах принадлежит косвенным налогам, из которых наибольшее значение получили НДС и акцизы. Так, например, во Франции доля НДС составляет 80% всех косвенных налогов, в других странах его величина колеблется в пределах 30-50%.Отмечая общемировые тенденции развития системы налогообложения государств с экономикой рыночного типа, следует особое внимание уделить опыту США в области формирования доходной базы бюджетов штатов, графств и городов. Критическая оценка этого опыта представляет большой интерес ввиду активно предпринимающихся в настоящее время попыток практического использования достижений передовых стран в области государственного регулирования социально-экономического развития субъектов РФ.Отличительной особенностью процесса формирования доходной базы территориальных образований США является то, что вследствие снижения способности властных структур удовлетворять все возрастающие потребности и ожидания граждан, наблюдается повсеместное усиление степени давления со стороны населения на практику образования и использования региональных бюджетов.Изменения, происходящие в процессе государственного распределения бюджетных ресурсов между регионами страны тесно связаны с действующим на их уровне законодательством, определяющим разграничение полномочий и обязанностей местных органов власти в этой сфере. При этом содержание нормативно-правовой базы их деятельности ориентировано на поощрение и стимулирование конкуренции и соперничества между различными уровнями и ветвями власти в деле создания на своей территории наиболее благоприятного режима хозяйствования. Например, с целью привлечения на свою территорию предпринимателей из числа подразделений мелкого и среднего бизнеса, последовательного регулирования регионального рынка товаров и инвестиций, власти городов охотно применяют имеющееся у них право максимально возможного понижения ставки поимущественного налогообложения.В условия последовательного снижения размеров федерального финансирования местных бюджетов США повышается степень самостоятельности и ответственности бюджетов нижнего уровня, а следовательно и местных властей в решении задач социальной сферы, осуществлении природоохранных мероприятий, создание наиболее благоприятной экономической обстановки в регионе и т. д.Наиболее эффективным способом сглаживания отрицательных последствий экономической нестабильности в экономике регионов и решение других проблем является диверсификация налоговых источников и расширение налоговой базы территорий.Пристальное внимание привлекает тот факт, что внутри территориальных образований страны допускаются отклонения в величине ставок налогообложения. При этом специалистами замечено, что разница в размерах ставок налога в1% приводит к снижению налогооблагаемой базы в среднем на 6%.Большой интерес для совершенствования отечественного организационно-экономического механизма государственного регулирования экономики регионов представляет также опыт США в части использования акцизных сборов, применение которых нацелено, прежде всего, на обеспечение пополнения доходной базы местных бюджетов и решение ряда важных задач государственной налоговой политики на уровне региона.Таким образом, совершенствуя механизм государственного регулирования социально-экономического развития субъектов РФ, из зарубежного опыта можно использовать следующее:реализацию многоступенчатой практики снижения ставок налогообложения на прибыль предприятий, учреждений, организаций реального и социального сектора экономики регионов;повышение задающей роли бюджетной системы регионов за счет перераспределения функций управления (а значит и финансовых средств) и ответственности в пользу местных органов власти, с соответствующими изменениями в нормативно-правовой базе, регулирующей бюджетные отношения в субъектах РФ;максимально возможное снижение ставок поимущественного налога с граждан, что должно способствовать активизации деятельности подразделений мелкого и среднего бизнеса и росту числа вновь создаваемых рабочих мест, а, следовательно, повышению покупательных возможностей населения и дальнейшему развитию производства в регионе;использование циклов деловой активности в процессах определения и установления перечня налогов и ставок налогообложения;введение практики дополнительного увеличения ставок федеральных и региональных налогов с целью увеличения доходной базы местных бюджетов для использования их по сугубо целевому назначению;использование практики увеличения ставок федеральных и региональных налогов (сверх постоянно действующих ставок);повышение уровня диверсификации налогооблагаемой базы регионов, в частности за счет расширения доходной базы местных бюджетов, за счет развития системы акцизов, введение налогов на привилегированные профессии, на должностное право, право заниматься предпринимательской и фермерской деятельностью;предоставление региональным властям право регулировать ставки налогов, включая налоги федерального, регионального и местного уровня;введение обязательной налоговой территориальной ставки на строительство объектов социальной и вспомогательной инфраструктуры общерегионального назначения. 3.2 Перспективы развития государственного регулирования региональной политикиДля любого федеративного государства, особенно такого как Российская Федерация, региональная политика является одним из основных предметов деятельности государства, по сути главным способом регулирования экономического развития своих территорий.Тем не менее, в нашей стране региональная политика как предмет публично-правовой деятельности органов государственной власти до сих пор не имеет полноценного правового обеспечения. Предмет, цели и задачи региональной политики не получили закрепления ни в Конституции Российской Федерации, ни в федеральных законах. Основным нормативным актом, регламентирующим содержание региональной политики, остается Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. №803, которым были утверждены Основные положения региональной политики в Российской Федерации (далее - Основные положения).Согласно Основным положениям, под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Содержание региональной экономической политики раскрывается в этом документе через перечень, включающих девять разноплановых задач от укрепления экономических основ территориальной целостности и стабильности государства до совершенствования экономического районирования страны.Большинство специалистов совершенно справедливо сходятся во мнении, что этот нормативный акт не позволил четко определить содержание региональной экономической политики России. Внутреннее содержание «Основных положений» оказалось явно недостаточным для создания полноценной законодательной основы эффективного осуществления региональной политики. Состав задач, поставленных упомянутыми «Основными положениями» перед федеральными органами государственной власти, исключительно широк и неконкретен.Нечеткость и неконкретность целевых установок государственной региональной политики не способствуют определению государством стратегических приоритетов регионального развития, снижает эффективность межрегиональных прогнозов, концепций и программ социально-экономического развития регионов, таких, как, например, «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу» (до 2010 года) и «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу» (2002–2004 годы), не содержащих ни солидного обоснования прогнозной части, ни системной проработки механизмов реализации.Решение ключевой проблемы региональной политики выравнивания уровней социально-экономического развития территорий, осуществляется путем оказания отдельным регионам селективной поддержки за счет федеральных бюджетных и внебюджетных средств. Однако процедура, на основании которой принимаются решения об оказании поддержки субъектам Российской Федерации, не опирается на единую, строго определенную нормативными и правовыми актами базу. Используемые правовые нормы рассредоточены по множеству нормативных правовых документов, относятся к различным отраслям законодательства, при этом акты подзаконного характера фактически преобладают над собственно федеральными законами.С нашей точки зрения, в России по‑прежнему не сформировано необходимых предпосылок для эффективной реализации федеральной региональной экономической политики России. Отсутствует полноценная правовая база федеральной региональной политики. Проекты законов «Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации» и «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации» не продвинулись дальше второго чтения. Это препятствует повышению статуса федеральной региональной экономической политики в системе регулирования социально-экономического развития страны и делает невозможным долгосрочное закрепление основных приоритетов и механизмов этой политики.Кроме того, в России в настоящее время федеральная региональная экономическая политика разрабатывается и реализуется по меньшей мере тремя различными федеральными министерствами Министерством регионального развития РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ. Каждое из этих министерств придерживается собственной точки зрения на цели и задачи федеральной региональной экономической политики, а также оптимальные формы и методы ее реализации. Эффективные механизмы координации политик различных министерств в настоящее время отсутствуют. А профильное Министерство регионального развития РФ обладает несколько меньшим набором возможностей для воздействия на процесс экономического развития российских регионов, чем Министерство экономического развития и торговли РФ и Министерство финансов РФ.Несмотря на появление новых инструментов государственной экономической политики (особые экономические зоны — ОЭЗ), способных оказывать существенное влияние на экономическое развитие отдельных регионов, в связи с принятием и началом реализации Федерального закона №116-ФЗ от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в настоящее время ФЦП остаются одним из механизмов федеральной региональной экономической политики, обеспечивающим решение проблем стратегического характера. Особая роль ФЦП определяется тем, что программы в силу своего инвестиционного характера в принципе способны оказывать реальное позитивное влияние на структурную перестройку экономик слаборазвитых и депрессивных регионов при условии оптимального выбора направлений использования выделенных на их реализацию финансовых ресурсов.Вместе с тем, назрела необходимость совершенствования программно-целевых инструментов социально-экономического развития регионов. Нужны новые, современные механизмы инвестирования средств в регионы, позволяющие обеспечить заметные сдвиги в экономике и существенно повысить качество услуг населению, особенно в сферах, обозначенных в качестве приоритетных национальных проектов.ФЦП (как инструмент государственной региональной экономической политики) появились в начале 90-х годов. В больших количествах ФЦП социально-экономического развития регионов стали появляться во второй половине 90-х годов. К 2002 году число таких программ достигло 32. Они полностью или частично охватывали территорию более чем 50 субъектов Федерации, причем некоторые их них попадали под действие нескольких программ.Некоторые из этих программ оказали позитивное влияние на развитие регионов и позволили смягчить сложности процесса трансформации региональных экономических систем. В то же время характерной чертой периода 1990-х годов можно считать практически полное игнорирование требований системного подхода при отборе региональных проблем для программной разработки. Нередко по благополучному региону разрабатывалась ФЦП, а по явно депрессивному нет. Решающее значение имел лоббистский потенциал руководителя региона, а не научно обоснованная система приоритетов федеральной региональной экономической политики. Количество принимаемых программ быстро нарастало, что привело к разрыву между потребностями в ресурсном обеспечении программ и финансовыми возможностями федерального бюджета и вызвало значительное недофинансирование программ, не позволившее добиться реализации заявленных в программах целевых установок.Нужно учитывать, что тогда были совсем другие экономические условия и другие федеративные отношения. Перед страной стояли иные задачи. Экономика и финансовая система были скованы системным кризисом.Сегодня, по сравнению с 90-ми годами, условия изменились. Мы находимся на более позитивной волне. Задачи, которые ставит Президент в своем Послании Федеральному Собранию, направлены на повышение уровня благосостояния и улучшение качества жизни наших граждан.Если проанализировать содержание ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию за несколько лет, то становится очевидно, что курс преобразований переходит из политического русла в экономическое и социальное. Проведенные преобразования по укреплению государственности, повышению эффективности управления и разграничению полномочий позволяют строить долгосрочные экономические цели. От регионов требуются более высокие темпы роста промышленности и ВВП. Но для этого центр должен обеспечить необходимые условия. В частности, я целиком поддерживаю позицию большинства регионов, о том, что новая система разграничения полномочий требует пересмотра подходов к использованию ФЦП и программной части ФАИП, и остаюсь последовательным сторонником того, чтобы решающую роль в процессе программно-целевого регулирования экономики отвести регионам. Территории нуждаются во вложении инвестиционных средств федерального бюджета в развитие инфраструктурных объектов, позволяющих им наиболее эффективно использовать свои географические, природно-климатические, промышленные и другие ресурсы для повышения темпов экономического роста.Полагаю, что в русле основных направлений бюджетной политики, определенных Президентом В. Путиным в Бюджетном послании, многие наработки нашего Комитета, которые мы последовательно отстаиваем, будут реализованы в ближайшее время. В первую очередь речь идет о существенном обновлении федеральной региональной экономической политики России. Предстоит решить целый ряд фундаментальных задач. Прежде всего, необходимо будет окончательно определиться с целями экономической поддержки регионов будет ли она предназначена только для наиболее проблемных регионов или же средства будут вкладываться и в так называемые «точки роста». Если будет выбран второй вариант, тогда предстоит сформулировать цели региональной политики для проблемных регионов, т. к. продолжающееся ухудшение ситуации в данных субъектах Федерации может привести к весьма печальным последствиям для функционирования и развития всего государства.Скорее всего, встанет вопрос о целесообразности повышения роли инвестиционной поддержки регионов. В настоящее время последняя продолжает играть относительно небольшую роль по сравнению с текущей поддержкой. Как показывает опыт других стран, встанет и вопрос о необходимости координации региональной политики с другими элементами экономической политики государства, использования возможностей отраслевой, социальной политики федеральных властей для решения проблем наименее экономических развитых регионов.Первое, что предстоит сделать — это обеспечить конструктивный диалог регионов с Правительством РФ. Совет Федерации как 'палата регионов' российского парламента традиционно выступит в качестве площадки для такого диалога, и объединит усилия в деле совершенствования региональной политики.Вывод по третьей главе работы. В данной главе работы рассматривалось совершенствование региональной политики.Таким образом, пространственное развитие российской экономики является важнейшим условием ее устойчивого роста и сохранения территориальной и экономической целостности российского государства.В постсоветский период проблемы регионального развития значительно расширились и усугубились. Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России многократно возросла при нарастании кризисных явлений в экономике и переходе к рыночным реформам в связи с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; возможностям адаптации к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения. Значительное ослабление регулирующей роли государства выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В результате по величине среднедушевого производства валового регионального продукта и среднедушевым реальным доходам населения субъекты Российской Федерации стали различаться более чем в 20 раз. Такая резкая дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение ареалов депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий. Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций.Современное экономическое пространство Российской Федерации включает множество проблемных и депрессивных регионов, число которых в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Наряду с этими проблемами обозначился ряд актуальных вопросов, связанных с:дезинтеграцией экономического пространства Российской Федерации в 90-х годах вследствие ослабления многих прежних экономических связей, вытеснения межрегиональных связей внешнеэкономическими;спецификой геоэкономического, а также геополитического положения Российской Федерации в современном мире: она соприкасается с крупнейшими мировыми экономическими группировками. Соседство с развитыми, быстро развивающимися странами дает для приграничных регионов определенные экономические преимущества, но создает и немало проблем, связанных с конкурентоспособностью местного производства, трансграничной миграцией, предотвращением контрабанды, защитой природных ресурсов;интеграцией в мировое экономическое пространство в условиях глобализации. Наряду с позитивными последствиями этот процесс будет иметь негативный эффект для развития регионов с моноотраслевой структурой экономики при неблагоприятной мировой конъюнктуре на производимую продукцию;развитием приграничных и прибрежных регионов России, имеющей самую протяженную в мире границу и самое большое число стран-соседей.Для решения этих и других сложных и многоаспектных проблем необходима взвешенная государственная региональная политика, новая стратегия территориального развития, основной целью которой должно стать создание благоприятных условий для обеспечения максимально полного преодоления инфраструктурных ограничений экономического роста и снижения дифференциации в уровне и качестве жизни населения.Пространственное развитие в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития определяется не только перестройкой региональной политики на федеральном уровне, но и созданием условий для максимального раскрытия инициативы регионов, создания конкуренции за перспективные проекты и улучшение качества жизни в регионах.Реализация государственной региональной политики зависит от правильно подобранного инструментария, заложенного в федеральной инвестиционной и бюджетной политике, развитии межбюджетных отношений и региональных аспектов налогообложения. ЗАКЛЮЧЕНИЕРегиональная политика - очень важная составляющая практически любой политики, как на федеральном, так и на местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства.Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев.Поэтому назрела необходимость проведения не только различных экономических и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной ''региональной'' реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.В отдельных странах существуют разные принципы разделения центральными и региональными властями функций в сфере региональной политики, специфические схемы сочетания макро- и микроинструмента. Под макроинструментом мы понимает рычаги монетарной, фискальной и торговой политик, под микроинструментом - рычаги непосредственного воздействия на рабочих (труд) и на предпринимателей (капитал).Ни в одной стране нет монополии какого-либо одного центрального государственного органа, ответственного за регулирование регионального развития. Так или иначе, эта функция государства разделяется между несколькими или многими центральными ведомствами. Как правило, выделяется один-два ведущих или координирующих органа.Кроме административных и законодательных органов государственной власти важную роль в регулировании регионального развития играют разного рода консультативные, проектные, экспертные исследовательские организации.В территориальной системе России в зависимости от критерия классификации регионов можно выделить несколько однородных региональных структур: региональная структура, отвечающая критерию национально-государственного устройства и определяющая в соответствии с Конституцией страны совокупность равноправных субъектов Российской Федерации; региональная структура, отражающая территориально-административное устройство каждого субъекта Федерации; структура, образуемая в соответствии с экономическим районированием на основе территориального разделения труда; районы реализации региональных комплексных программ.Выделение каждой из четырех перечисленных региональных структур происходит не только в соответствии с определенным критерием, но и с учетом многих факторов - природных, экономических, социальных. Но в каждом случае преимущество отдается тому или иному фактору или их сочетанию.Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными проблемами, но должны играть активную роль в политической и экономической жизни всего государства. Для осуществления задач научного прогнозирования и индикативного планирования необходима подготовка комплексного прогноза развития и размещения производительных сил Российской Федерации, который должен включать научные обоснования рациональной специализации всех регионов России.Комплексный прогноз должен отражать структурную перестройку в регионах, процессы демонополизации и приватизации, меры по стабилизации социально-экономического развития, преодолению отставаний в уровнях развития отдельных регионов, развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей с учетом конъюнктуры внутреннего и мирового рынка.Россия - особое государство. Нахождение ее на стыке Востока и Запада, а также огромная территория не позволяют применить в полной мере опыт других стран. Поэтому нужно искать не универсальную ''формулу'' выхода из кризиса, а ''формулу'', учитывающую специфику России. Региональная политика должна во многом способствовать этому.Успех экономической реформы в России предполагает сочетание разнообразия конкретных подходов к решению проблем в отдельных регионах и в то же время единства общих принципов функционирования рынка на всей территории страны. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативно-правовые акты"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Указ Президента РФ от 16.01.2017 N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года"Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция)Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "О промышленной политике в Российской Федерации"Список литературыАврамчикова, Н. Т. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 174 с. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 194 с. Большаков, С. Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И. Чекалев // Экономика и политика. – 2020. – № 1(15). – С. 16-22.Борщевский, Г. А. Государственно-частное партнерство: учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 412 с.Борщевский, Г. А. Институт государственной службы в политической системе российского общества: монография / Г. А. Борщевский. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.Васильева, В. М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором: учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 324 с. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.Государственная и муниципальная служба: учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.]; под общей редакцией Е. В. Охотского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 409 с.Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы: учебник для вузов / Л. В. Сморгунов [и др.]; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 395 с.Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт: учебник для вузов / А. П. Альгин [и др.]; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 484 с.Государственное антикризисное управление: учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.]; под общей редакцией Е. В. Охотского. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 371 с.Государственное и муниципальное управление: учебник / под ред. Н. И. Захарова. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 288 с.Государственное и муниципальное управление: учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.]; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 608 с.Дзакоев, З. Л. Опыт проектного управления в муниципальном образовании / З. Л. Дзакоев, Н. Р. Хачатурян // Матрица научного познания. – 2020. – № 3. – С. 15-21.Дзина, М. А. Совершенствование механизма управления муниципальным образованием / М. А. Дзина // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 1(114). – С. 512-517.Еремин, С. Г. Управление государственными и муниципальными закупками: учебник и практикум для вузов / С. Г. Еремин, А. И. Галкин; под редакцией С. Е. Прокофьева. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 405 с. Зелинская, М. В. Проблемы модернизации инструментов государственного и муниципального управления / М. В. Зелинская // Проблемы развития современного общества: Сборник научных статей 5-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 23–24 января 2020 года / под редакцией: Кузьминой В.М. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. – С. 240-243.Иванов, В. В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 383 с.Иншакова, Е. Г. Электронное правительство в публичном управлении: монография / Е. Г. Иншакова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 139 с. Кнутов, А. В. Управление государственными и муниципальными закупками и контрактами: учебник и практикум для вузов / А. В. Кнутов. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 316 с. Козлова, Л. С. Административные регламенты: учебное пособие для вузов / Л. С. Козлова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 415 с.Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Г. Л. Купряшин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 574 с. Манина, М. В. О цифровом государственном управлении в России / М. В. Манина // Цифровая экономика и финансы: Материалы III Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19–20 марта 2020 года / Под научной редакцией Е.А. Синцовой [и др.]. – Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2020. – С. 44-48.Меркулов, А. В. Проектный подход в системе государственного стратегического управления / А. В. Меркулов, Л. В. Тугачева // Фундаментальные научно-практические исследования: основные итоги — 2020: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, Анапа, 29 февраля 2020 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2020. – С. 17-22.Местное самоуправление: учебник для вузов / Н. С. Бондарь [и др.]; под редакцией Н. С. Бондаря. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 386 с. Морозова, О. А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: учебное пособие для вузов / О. А. Морозова, В. В. Лосева, Л. И. Иванова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 142 с. Мухаев, Р. Т. История государственного управления в России: учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 770 с. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 299 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!