Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


КОНЦЕПЦИЯ И СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Тип Курсовая
Предмет Экономика муниципального хозяйства

ID (номер) заказа
3849238

500 руб.

Просмотров
924
Размер файла
129.75 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

 Введение PAGEREF _Toc97739833 \h 3Глава 1. Теоретические основы формирования концепции и стратегии социально-экономического развития региона PAGEREF _Toc97739834 \h 61.1. Содержание и стадии построения концепции социально-экономического развития региона PAGEREF _Toc97739835 \h 61.2. Сущность и этапы разработки и утверждения стратегии социально-экономического развития региона. Миссия региона PAGEREF _Toc97739836 \h 131.3. Основные положения выработки сценариев социально-экономического развития региона PAGEREF _Toc97739837 \h 17Глава 2. Анализ Стратегии социально-экономического развития Мурманской области PAGEREF _Toc97739838 \h 232.1. Основные положения Стратегии социально-экономического развития МО PAGEREF _Toc97739839 \h 232.2. Реализация Стратегии социально-экономического развития Мурманской области PAGEREF _Toc97739840 \h 272.3. Направления совершенствования Стратегии социально-экономического развития Мурманской области PAGEREF _Toc97739841 \h 34Заключение PAGEREF _Toc97739842 \h 41Библиографический список PAGEREF _Toc97739843 \h 45ВведениеВ России формирование стратегического планирования как института началось лишь в 1990-х годах, причем в условиях хаоса, борьбы старого и нового, острых противоречий и поисков новых нетрадиционных методов для их разрешения. В текущих условиях отечественная теория и практика стратегического территориального планирования имеет короткую историю.Сегодня наиболее востребованной практикой современного государственного регулирования и экономической науки в целом является стратегическое обеспечение социально-экономического развития регионов и территориальных образований. Управление стратегическим развитием давно вышло за рамки государственного регулирования и стало комплексным многогранным процессом, учитывающим интересы государственного сектора, населения и хозяйствующих субъектов различных форм собственности и экономических укладов. В условиях возрастающих тенденций рыночной модели экономики, которые наблюдаются в российской системе последние десятилетия и которые внесли существенные изменения в формировании современной макроэкономической системы, актуальность этих процессов приобретает особую значимость [19; С. 1001-1005.].Смещение объекта стратегического планирования с центра на региональный отраслевой уровень отвечает интересам диверсификации экономики РФ и специфике хозяйственного уклада ее субъектов РФ в компромиссе с национальными интересами [20; С. 97.].Таким образом, развитие и совершенствование теоретических и методических подходов к стратегическому планированию социально-экономического развития территорий различных уровней (от глобального до муниципального) является актуальной проблемой в сфере исследований в экономической науке.Не используя преимущества стратегического планирования, регионы в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели или направления территориального развития. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления регионом.Объектом исследования являются теоретико-методологические основы концепции и стратегии социально-экономического развития региона.Предметом исследования в данной курсовой работе является Стратегия социально-экономического развития Мурманской области.Целью исследования является изучение основных элементов концепции и стратегии социально-экономического развития региона.Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:рассмотреть теоретические основы формирования концепции и стратегии социально-экономического развития региона;проанализировать стратегию социально-экономического развития Мурманской области;выявить направления совершенствования стратегии социально-экономического развития Мурманской области.При решении поставленных задач были использованы общенаучные методы статистического и сравнительного анализа, табличные и графические приемы визуализации данных.Тема концепции и стратегии социально-экономического развития региона достаточно подробно рассматривается в трудах зарубежных и российских экономистов, социологов и политологов (Е. Л. Плисецкий, Н.А. Каменских, И. Н. Ильина, Л. Э. Лимонов и др.), а также в нормативных актах и постановлениях органов власти разных уровней по данному вопросу. Теоретической базой исследования являются законы, иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, Мурманской области, регламентирующие процесс формирования и реализации концепции и стратегии социально-экономического развития региона, научные публикации по теме исследования, статистические материалы и отчетные данные Минэкономразвития Мурманской области. Теоретическая значимость курсовой работы заключается в систематизации и обобщении информации по теме концепции и стратегии социально-экономического развития региона.Практическая значимость курсового исследования состоит в том, что анализ Стратегии социально-экономического развития Мурманской области позволит выявить проблемы данной территории и предложить меры для преодоления сложившихся проблем, тем самым повышая эффективность управления, положительно сказываясь на всех сферах жизни населения, а также выводя регион на принципиально новый уровень развития.Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка и приложений.Глава 1. Теоретические основы формирования концепции и стратегии социально-экономического развития региона1.1. Содержание и стадии построения концепции социально-экономического развития регионаДецентрализация хозяйственной жизни и управления в России выдвинула на первый план необходимость проведения конструктивной региональной политики, которая рассматривается как органическая часть общей социально-экономической политики государства. Проведение такой политики предполагает рассмотрение хозяйств региона как подсистемы национальной экономики, функционирующей в соответствии с общими требованиями российской экономики и учитывающей специфические региональные особенности. Такой подход к региональной политике дает возможность достаточно четко разделить полномочия между федеральным центром и регионами, обосновать важнейшие принципы их хозяйствования.В системе документов, определяющих перспективы развития любого региона, ключевое место принадлежит концепции его комплексного социально-экономического развития. Она может рассматриваться в качестве документа стратегического характера и призвана выражать общий замысел, включающий определение стратегических целей развития региона и средств их достижения. Концепция должна обеспечивать сочетание государственных, региональных и местных интересов[13; С. 67].Структура концепции социально-экономического развития региона может содержать следующие основные разделы:Раздел I. Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации в регионе.Раздел II. Стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития региона.Раздел III. Основные направления реализации стратегических целей социально-экономического развития региона.Раздел IV. Механизм реализации концепции социально-экономического развития региона.Целью создания концепции развития является создание механизмов управления, которые должны гибко реагировать на возможные изменения ситуации в обществе, то есть стратегия должна адаптировать развитие к внешним изменениям. Внутренние процессы должны ориентироваться на цели концепции, а не на решение текущих местных задач. Для реализации концепции выделяются определенные этапы развития и специфические задачи с точки зрения создания необходимых предпосылок для дальнейшего развития. Концепция должна быть ориентирована не на простое наращивание потребления ресурсов, но и на повышение эффективности использования существующего потенциала.Можно выделить четыре основных этапа создания концепции развития.1. Анализ проблем (рисунок 1):Рисунок 1.1 – 1 этап создания концепции развития региона [17; С. 85]2. Формулирование целей и стратегий (рисунок 2):Рисунок 1.2 – 2 этап создания концепции развития региона [18; С. 106]Таким образом, одновременно с разработкой возможных направлений достижения каждой цели формируются и обосновываются требования к ее реализационным механизмам. Общая цель данного этапа - выделение наиболее существенных мер и обеспечение достаточной концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, предотвращая их распыление.3. Оценка возможных последствий.На данном этапе производится анализ стратегий с позиции:достижения ранее сформулированных целей;изменения состояния решаемых проблем территории;возможного возникновения новых проблем и обострения существующих.Оценка последствий предполагает выявление возможной реакции всех элементов системы данного уровня на оказываемые стратегические воздействия. Данный процесс может быть оптимизирован с помощью всестороннего моделирования последствий реализации различных стратегий. При моделировании ситуации целесообразно учитывать возможную реакцию не только внутренних элементов системы, но и возможную реакцию вышестоящих и соседних и органов управления. Если оценка показывает, что сформулированные цели недостижимы, нужно уточнить поставленные цели, решаемые проблемы, изменить стратегии или изменить сроки достижения поставленных целей. В результате из множества допустимых стратегий отбираются только те, которые удовлетворяют целям по качеству последствий.4. Выбор оптимальной стратегии.Производится сопоставительный анализ всех отобранных допустимых стратегий. Выбор осуществляется с помощью системы критериев, отражающих:эффективность использования ресурсов;универсальность стратегии, т.е. возможность адаптации к изменениям во внешней среде;комплексность развития;реализуемость основных функций данного уровня [10; С. 98].На данном этапе необходимо предусмотреть несколько сценариев реализации стратегии, которые применяются в зависимости от прогнозируемых изменений внешних условий в тех или иных границах. Следует провести оценку вероятности и размера подобных изменений во внешней среде и соответственно предусмотреть возможные корректировки стратегии в процессе ее реализации в зависимости от того, какой сценарий реализуется в действительности. Соответственно, необходимо наметить и оценить резервы, обеспечивающие достижение сформулированных целей, несмотря на возможные неблагоприятные изменения внешней среды. Кроме того, следует сформулировать возможные события, наступление которых будет означать необходимость полного пересмотра концепции развития.Принятая стратегия должна служить основой для разработки как долгосрочных, так и оперативных решений по управлению развитием территории. Поэтому должны быть сформулированы сроки этапов ее реализации и основные параметры, которые необходимо достичь на каждом этапе [11; С. 28].В 2008 году в РФ была утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [2]. На данный период времени (март 2022 г.) документ является действующим, ведь разработанная Минэкономразвития и утвержденная правительством Концепция долгосрочного социально-экономического развития России от 2008 года оказалась невыполнимой. В 2020 году истек формальный срок действия документа, однако многих поставленных целей Россия так и не достигла, а по некоторым целевым показателям «дедлайн фактически был продлен» — в рамках подписанного в 2018 году майского указа президента они превратились в национальные цели [27].В концепции «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» обозначено основное направление федеральной региональной политики – создание условий и содействие социальному и экономическому развитию регионов, а именно повышение качества жизни и благосостояния населения, вывод экономического роста на позиции устойчивости и высокого качества, создание условий конкурентного развития регионов.Разработчиками этой концепции считается, что только активизация региональной экономики и повышение эффективности использования имеющихся в распоряжении ресурсов позволит России выйти из затяжного экономического кризиса и существенным образом увеличить ВВП.Действия в рамках концепции проводятся взаимодополняюще и поэтапно, и при необходимости производится их корректировка. Это делает концепцию жизнеспособной и повышает ее актуальность.Для финансирования реализации концепции привлекаются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, средства муниципальных образований и внебюджетных источников.В результате реализации концепции предполагалось, что к 2020 г. общий объем средств, направляемых на развитие регионов, достигнет 1 трлн. руб. в год. Значительно повысится эффективность расходования финансовых ресурсов, что позволит создать условия для активизации экономического роста регионов. Стратегическими результатами реализации концепции являются сохранение территориальной целостности Российской Федерации, сокращение количества кризисных регионов, формирование единого экономического пространства, конкурентоспособного на мировом уровне [2].Итак, в целом, концепция развития должна содержать стратегию долгосрочного развития и ее краткое обоснование. Для эффективного использования инструмента концепций развития в масштабах всей страны необходимо, чтобы концепции развития были единообразны по структуре и методологии подготовки. Такой подход существенно облегчит вышестоящим уровням управления написание концепций развития и улучшит их качество. Вышестоящие уровни власти смогут запрашивать концепции развития подчиненных территорий и на их основе составлять обобщенные концепции развития для более крупных территориальных образований. В настоящее время отдельные субъекты Федерации подготовили концепции развития. Однако существенные различия в их структуре и содержании не позволяют проводить их объективное сопоставление. Кроме того, не все регионы могут позволить себе проводить научные изыскания и самостоятельно решать методологические вопросы [23; С. 129].1.2. Сущность и этапы разработки и утверждения стратегии социально-экономического развития региона. Миссия регионаСтратегия социально-экономического развития региона – это комплекс практически обоснованных и нормативно закрепленных мероприятий, мер и инструментов, которые направлены на решение задач эффективного социально-экономического развития региональных территорий и территории государства в целом в долгосрочной перспективе на основе анализа факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на развитие региональной территории, и планируемых показателей социально-экономического развития в соответствии с установленной ресурсной базой [22; С. 33].Социально-экономическое состояние современных регионов страны характеризуется противоречивыми тенденциями: Происходит сокращение отраслей перерабатывающего производства; Сохраняет и развивает свою значимость добывающее производство; Происходит точечное развитие сферы услуг и роста числа торговых и финансовых учреждений [23; С. 130].Названные процессы тесно взаимосвязаны: политическое, социальное и экономическое устройство страны в целом и положение страны на международной арене ведет к невозможности эффективной организации перерабатывающих производств и развитию нематериальной сферы и по-прежнему ориентируют всю экономику страны от государственного до муниципального уровня на развитие и поддержку добывающего производства как единственного ресурса, востребованного от России на международной арене. При этом такой путь в долгосрочной перспективе роста благосостояния населения региона и государства в целом обеспечить не способен.Согласно ФЗ № 172 порядок разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации определяется законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. [1; Ст. 32]Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации содержит:1) оценку достигнутых целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;2) приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики субъекта Российской Федерации;3) показатели достижения целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, сроки и этапы реализации стратегии;4) ожидаемые результаты реализации стратегии;5) оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии;6) информацию о государственных программах субъекта Российской Федерации, утверждаемых в целях реализации стратегии;7) иные положения, определяемые законами субъекта Российской Федерации [1; Ст. 32].Формирование стратегии социально-экономического развития региона является важным элементом стратегического регионального управления. Процесс формирования и реализации стратегии социально-экономического развития региона включает укрупненные этапы или стадии: разработки, принятия и реализации. Элементы данных этапов приведены в таблице 1.1.Таблица 1.1 –Элементы этапов разработки, принятия и реализации стратегии социально-экономического развития региона [12; С. 256]Этап разработкиЭтап принятияЭтап реализации 1. Определение целей и задач стратегии;2. Анализ и оценка стратегического положения региона: анализ внешней среды, сильных, слабых сторон и конкурентоспособности региона;3. Анализ и оценка альтернативных вариантов развития;4. Выбор оптимального варианта, определяющего общую концепцию развития региона1. Общественные слушания по общей концепции развития региона;2. Доработка концепции до плана осуществления стратегии с учетом результатов слушаний;3. Принятие стратегии социально-экономического развития региона.1. Обеспечение обратной связи о реализации стратегии: поэтапные отчеты о реализации, оценка достижения основных параметров стратегии; 2. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.Соблюдение основных этапов формирования стратегии региона позволит свести к минимуму риски и угрозы ее реализации в условиях сложности и неопределенности внешней среды. Именно стабильный, эффективный механизм формирования стратегии во многом определяет последующие этапы ее реализации. Качество, своевременность, ритмичность прохождения этапов процесса стратегического планирования обеспечивает качество прохождения последующих процессов.Определение миссии для любого региона имеет стратегическое значение, так как позволяет понять смысл существования объекта исследования и раскрывает его внутренние возможности. Миссия региона выражается, прежде всего, через характер выполняемых функций и цели развития. Функция регионов двуедина: 1) обеспечить условия для жизнедеятельности людей, создавая гражданам равный доступ к получению доходов и работы, жизненных благ на основе принятия мер социальной политики местными и федеральными органами власти; 2) внести максимальный вклад в национальный экономический рост через: а) стимулирование притока в регион частных, смешанных и государственных компаний для расширения экономической деятельности в регионе, увеличения занятости населения и повышения доходов местных бюджетов; б) повышение конкурентоспособности региона как фактора экономического развития территории [11; С. 138].Миссия – исходный элемент стратегирования. Она определяет общественно-правовое, социально-экономическое и рыночно-производственное предназначение региона в новых условиях общественного разделения труда. В связи с этим важно каждому региону найти свое место (нишу) в развивающихся рыночных отношениях.Миссией же определяются стратегические цели и задачи развития региона на долгосрочную перспективу (на 20-25 лет). Цели развития региона определяются с учетом множества факторов, среди которых: условия и факторы внешней среды, как то социально-экономическое и политическое положение страны, стратегию его развития; конъюнктура мирового рынка; внутренние возможности региона; специализация и межрегиональные и внешнеэкономические связи и др. [14; С. 17] Определение миссии региона является логическим продолжением разработки видения. Это уже не столько образ региона в различных аспектах, сколько «амбициозное заявление о намерениях». Миссия не обязательно должна быть амбициозной, но чаще всего несколько завышенная формулировка миссии является дополнительным стимулом достижения поставленных целей. Создается ситуация, когда реализация миссии является победой над ограниченными возможностями, своеобразным «прыжком выше головы», представляя сверхзадачу, решение которой ассоциируется с общим успехом.Таким образом, стратегическая система целей определяет приоритеты развития, а они позволяют реализовывать миссию в других аспектах.1.3. Основные положения выработки сценариев социально-экономического развития регионаПоследние десятилетия преобразований политического, социального и экономического развития страны обусловили повышение самостоятельности региональных территорий в решении задач собственного социально-экономического развития. Указанным обусловлено и возложение на органы публичного управления региональными территориями большей ответственности в отношении обеспечения показателей социально-экономического роста благосостояния регионов.Стратегия социально-экономического развития региона должна содержать не просто перечень мероприятий, которые точечно воздействуют на отдельные экономические сферы региональный территории, такая стратегия должна внедрять новые управленческие методы и приемы, эффективность которых была подтверждена частной сферой. При разработке управленческих решений широкое распространение нашел метод сценариев, также дающий возможность оценить наиболее вероятный ход развития событий и возможные последствия принимаемых решений.Сценарное прогнозирование является, по сути своей, специальной методикой проведения прогнозных исследований и реализует с той или иной степенью успешности принцип системности прогноза. Окончательное формирование концепции сценарного подхода к решению задач прогнозирования оформилось к середине 60-х гг. прошлого века. Разрабатываемые специалистами сценарии развития анализируемой ситуации позволяют с тем или иным уровнем достоверности определить возможные тенденции развития, взаимосвязи между действующими факторами, сформировать картину возможных состояний, к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иных воздействий [14; С. 54].Для разработки сценариев применяют корреляционный анализ, экстраполяцию трендов, экспертный, расчетно-конструктивный методы, интервальное прогнозирование, качественный анализ и др. Основные положения и правила разработки прогнозных сценариев можно представить в следующем виде:1) общие положения разработки сценария;а) оценка уровня социально-экономического развития региона;б) определение существенных факторов стратегии региона;в) подготовка специального прогноза по факторам с неопределенными тенденциями;г) рассмотрение возможных альтернативных решений;д) оценка вероятных отклонений от основной идеи проекта при различных вариантах стратегии;2) специальные правила разработки сценариев:а) структурирование и постановка проблемы;б) определение системы действий, ведущих к достижению цели социально-экономического развития региона и показателей возможного состояния в будущем;в) разработка вариантов сценария будущего состояния региона, их анализ на необходимое разнообразие и вероятность наступления, прогнозирование перспективных показателей по вариантам сценарияг) интерпретация сценариев с учетом возможных ограничений и препятствий, введение в анализ разрушительных событий;д) доводка отобранных сценариев, оценка возможных экономических последствий для региона;е) внесение необходимых корректировок [16; С. 23].Профессионально разработанные сценарии позволяют более полно и отчетливо определить перспективы развития ситуации, как при наличии различных управляющих воздействий, так и при их отсутствии.С другой стороны, сценарии ожидаемого развития ситуации позволяют своевременно осознать опасности, которыми чреваты неудачные управленческие воздействия или неблагоприятное развитие событий.По существу, являясь гибридным, оно может объединять в рамках единой методики как интуитивные, так и формализованные методы, основанные как на фактографической, так и на экспертной информации, взаимосвязанные в рамках единой итегративной процедуры прогнозирования.Существует несколько подходов к разработке сценариев, но все они предполагают три общих положения:исходным пунктом всегда должна быть точная оценка настоящей стратегической ситуации организации, что ведет к пониманию динамики воздействующих факторов;для воздействующих факторов с неопределенными тенденциями развития должны быть выполнены специальные прогнозы и сделаны рациональные предложения экспертов;должно быть разработано множество альтернативных сценариев, представляющих собой определенную логическую картину [15; С. 237].Сценарное прогнозирование социально-экономического развития региона представляет собой методику реализации системного исследования сложных развивающихся объектов. Данная дефиниция служит основой формирования цельной процедуры проведения комплексного сценарного исследования объекта прогнозирования. В общем случае цель сценарных построений прогноза в целом может сводиться к трем базовым постановкам или их различным комбинациям:наблюдение за социально-экономическим развитием региона;обнаружение критических ситуаций, «узких мест» в развитии региона;разработка и оценка эффективных стратегий [10; С. 169].Две первые цели исследования соответствуют пассивной функции прогноза, последняя - отражает его активную составляющую. Таким образом, как любой метод научного познания, сценарный прогноз во всей его полноте реализует все основные функции научного исследования: описательную, объясняющую, предсказательную и предписательную.В целом, построение сценариев направлено на решение двух основных проблем. Во-первых, выделение ключевых моментов развития исследуемого объекта и разработка на этой основе качественно различных вариантов его динамики. Во-вторых, всесторонний анализ и оценка каждого из полученных вариантов, изучение его структурных особенностей и возможных последствий реализации.Использование сценарного прогнозирования в условиях рынка обеспечивает:лучшее понимание ситуации, ее эволюции;оценку потенциальных угроз;выявление благоприятных возможностей;выявление возможных и целесообразных направлений деятельности;повышение уровня адаптации к изменениям внешней среды.Построение прогнозных сценариев социально-экономического развития региона - это гипотетическая картина последовательного развития во времени и пространстве событий, составляющих в совокупности эволюцию всей социально-экономической системы. Метод моделирования сценариев способствует созданию адекватного «видения» и насыщенных информацией «сценариев» на пути к нему [15; С. 241]. Следует отметить, что разработка различных вариантов развития региона предусмотрена также Требованиями (техническим стандартом) к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ. Этот нормативный документ предполагает создание 2-3 наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу. Причем сценарный анализ должен осуществляться с использованием многофакторной модели. Кроме того, обязательно должен быть рассмотрен инерционный сценарий. Выбор целевого сценария развития субъекта Российской Федерации должен быть основан на оценке рисков и ресурсных возможностей. Разработка системы приоритетных направлений развития субъекта Российской Федерации должна вестись в рамках выбранного целевого сценария [4].Ситуативный и сценарный подходы должны опираться на знание закономерностей социально-экономического развития и его использование в формировании стратегии. В стратегических трендах необходимо учитывать цикличность динамики рыночной экономики, неизбежность кризисов как способа ее самонастройки и обновления хозяйственного устройства. Как показал опыт последних лет, долгосрочные стратегии в регионах России не учитывали этого.Таким образом, подводя итог главе 1, можно сделать несколько выводов.Концепции социально-экономического развития – документ стратегического характера и призван выражать общий замысел, включающий определение стратегических целей развития региона и средств их достижения.Существует четыре основных этапа создания концепции развития:1. анализ проблем;2. формулирование целей и стратегий;3. оценка возможных последствий;4. выбор оптимальной стратегии.Стратегия социально-экономического развития региона – это комплекс практически обоснованных и нормативно закрепленных мероприятий, мер и инструментов, которые направлены на решение задач эффективного долгосрочного социально-экономического развития региональных территорий.Процесс формирования и реализации стратегии социально-экономического развития региона включает укрупненные этапы или стадии: разработки, принятия и реализации.Миссия региона – исходный элемент стратегирования. Она определяет общественно-правовое, социально-экономическое и рыночно-производственное предназначение региона в новых условиях общественного разделения труда.Стратегия социально-экономического развития региона должна содержать не просто перечень мероприятий, которые точечно воздействуют на отдельные экономические сферы региональный территории, но варианты (сценарии) развития событий.Для разработки сценариев применяют корреляционный анализ, экстраполяцию трендов, экспертный, расчетно-конструктивный методы, интервальное прогнозирование, качественный анализ и др.Разработка альтернативных вариантов социально-экономического развития региона позволяет более полно определить критические ситуации для принятия решений, а также возможные последствия предполагаемых альтернативных вариантов решений с целью их сопоставления и выбора наиболее эффективного сценария.Теперь представляется необходимым перейти к анализу Стратегии социально-экономического развития Мурманской области.Глава 2. Анализ Стратегии социально-экономического развития Мурманской области2.1. Основные положения Стратегии социально-экономического развития МОМурманская область расположена на Северо-Западе Европейской части России, на Кольском полуострове, омываемом водами Баренцева и Белого морей, обеспечивает открытый выход в Атлантику и через Северный морской путь - в Тихий океан. На западе регион граничит с Финляндской Республикой и, следовательно, с Европейским союзом, на северо-западе - с Королевством Норвегия. Мурманская область входит в Северо-Западный федеральный округ и Арктическую зону Российской Федерации. Площадь области составляет 144,9 тыс. кв. км (0,85 % площади России), численность населения на 1 января 2022 года – 724,2 тыс. чел. [26] Плотность населения региона является самой высокой среди субъектов Арктической зоны Российской Федерации и составляет 5,2 чел. на кв. км, что существенно ниже, чем в среднем по Российской Федерации (8,57). В состав области входят: 12 городских округов (город Мурманск - областной центр), 5 муниципальных районов, 23 поселения, из них 13 городских, 10 сельских. 5 городских округов имеют статус закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО Александровск, ЗАТО г. Североморск, ЗАТО г. Заозерск, ЗАТО г. Островной, ЗАТО п. Видяево). Помимо особенностей, обусловленных территориально-географическим положением Мурманской области, основным при определении приоритетов, целей и задач государственного управления на долгосрочный период является анализ влияющих факторов внешней и внутренней среды, определяющих сильные и слабые стороны, возможности и угрозы социально-экономического развития региона [25]. 25 декабря 2013 года в Мурманской области была принята Стратегия социально-экономического развития до 2020 года и на период до 2025 г.Главная (стратегическая) цель социально-экономического развития Мурманской области - обеспечение высокого качества жизни населения региона. Основой для ее реализации служит устойчивый как в темпах динамики ВРП, так и в части рачительного характера природопользования и освоения территории экономический рост с новым качеством, т.е. рост, связанный с расширенным использованием человеческого капитала, талантов жителей и вновь прибывающих в регион людей, с созданием в новом качестве разнообразной и более сбалансированной структуры экономики, включающей в себя высокотехнологичные сектора. В значительной степени его динамика и направленность будут связаны с успехами в создании привлекательных условий для жизни и работы, модернизации городов, социальной и инженерной инфраструктуры региона [7].Для достижения стратегической цели сформулированы 4 взаимосвязанные стратегические направления (рисунок 2.1): Рисунок 2.1 – Направления социально-экономического развития Мурманской области [7]Каждому из четырех стратегических направлений соответствует по несколько задач (всего 29). Вот некоторые из них:Создание необходимых условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения региона, поддержания долголетней активной жизни каждого человека;Повышение доступности и качества образования и обеспечение его соответствия запросам населения, требованиям инновационной экономики и потребностям рынка труда;Создание необходимых условий для формирования сбалансированного, эффективно функционирующего рынка труда;Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природной среды;Повышение уровня общественной безопасности;Формирование благоприятной инвестиционной среды;Повышение роли туризма в экономическом и социокультурном развитии региона;Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы региона как базового принципа ответственной бюджетной политики и т.д. [7]Стратегия реализуется в два этапа: I этап (2014-2016 годы) - завершен. В ходе его реализации основные усилия исполнительных органов государственной власти Мурманской области, в том числе финансовые ресурсы, были сконцентрированы на достижении целевых ориентиров, определенных в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 - 606, и выполнении предписаний, установленных в данных указах Президента Российской Федерации, а так же принятых в целях их реализации иных нормативных правовых актах Российской Федерации; II этап (2017-2025 годы). На данном этапе, начиная с 2018 года, наивысший приоритет отдается достижению национальных целей и решению стратегических задач развития Российской Федерации, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204, и декомпозированных в Стратегии [3].Реализация предложенных мероприятий приведет к следующим результатам:валовой региональный продукт на душу населения - увеличится в 2025 году в 2,5 раза к уровню 2012 года, при этом производительность труда к уровню 2012 года возрастет в 1,5 раза; уровень общей безработицы снизится до 5,3 % в 2025 году; рост производительности труда и повышение эффективности использования трудовых ресурсов во всех секторах экономики региона будут способствовать повышению сбалансированности модели социально-экономического развития региона с учетом условий ведения хозяйственной деятельности и замедления темпов снижения численности населения. В связи с этим среднегодовая численность населения региона составит в 2025 году 723,7 тыс. человек; доля инвестиций в основной капитал в ВРП возрастет в 2025 году до 28,5 %; доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения снизится в 2025 году до 5,5 %; региональный децильный коэффициент сократится до 8,2 раза к 2025 году [7].2.2. Реализация Стратегии социально-экономического развития Мурманской областиДля качественной реализации Стратегии социально-экономического развития Правительством Мурманской области был разработан План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года.Как было сказано ранее, 1 этап реализации Стратегии завершен, а потому необходимо перейти к рассмотрению 2 этапа.Итак, основные показатели реализации стратегической цели социально-экономического развития Мурманской области представлены в таблице 2.1.Таблица 2.1 – Основные показатели реализации стратегической цели социально-экономического развития Мурманской области [7]Стратегические направления, задачи социально-экономического развития, комплексы мероприятий, целевые показатели социально-экономического развитияИсходная точкаII этапIII этап Срок выпол-нения201320202025Стратегическая цель социально-экономического развития Мурманской области – обеспечение высокого качества жизни населения регионаВаловой региональный продукт на душу населения, тыс. рублей396,4694,31357,02014-2025Индекс производительности труда к уровню 2012 года, %101,7113,4124,0Доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения Мурманской области, %10,810,09,5Соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного и 10 процентов наименее обеспеченного населения (региональный децильный коэффициент), раз1410,66,5Темп роста реальных располагаемых денежных доходов населения к предыдущему году, %105,3105,0105,0Темп роста реальной начисленной заработной платы к предыдущему году, %104,6105,0105,0Уровень общей безработицы, %7,26,54,5Продолжение таблицы 2.1Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, %22,035,050,0Численность населения (среднегодовая), тыс. человек775,7749,0736,9Итак, из таблицы видно, что к началу второго этапа планировалось следующее:увеличение ВРП на душу населения должен на 297,9 тыс.руб.;увеличение индекса производительности труда на 11,7%; уменьшение доли населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения Мурманской области на 0,8%;рост реальной начисленной заработной платы к предыдущему году на 0,4%;сокращение уровня безработицы на 0,7%;увеличение доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств на 13%;сокращение численности населения на 26,7 тыс. чел. [6]Итак, какие результаты были достигнуты к началу второго этапа?По оценке, показатель валового регионального продукта на душу населения составил 720,3 тыс. рублей, увеличившись по сравнению с 2018 годом на 12,07 %.Благодаря своевременной модернизации и повышению эффективности производства практически все крупные промышленные компании показали устойчивый рост производства. Объем инвестиций достиг уровня 171,4 млрд рублей и возрос за прошедший год на 15 млрд рублей (по внебюджетным инвестициям увеличение в сопоставимых ценах на 6,0 %), объем строительных работ возрос в 1,4 раза. Драйверами инвестиционного роста являлись активная строительная фаза на объектах Центра по строительству крупнотоннажных морских сооружений в с. Белокаменка, транспортной инфраструктуры, а также выполнение подрядных работ на объектах металлургического производства. Новые масштабные инвестиционные проекты реализуются в запланированные сроки. Дальнейшему наращиванию инвестиционного потенциала региона будет способствовать созданная в регионе территория опережающего социально-экономического развития «Столица Арктики». [24] Реализация мероприятий по модернизации производства крупных промышленных предприятий региона, по оценке, позволила обеспечить рост индекса производительности труда к уровню 2012 года до 123,0 % (в 2018 году - 117,4).Производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики за 2 года (за 2018-2019 годы) возросла на 12,9 % (112,9 %). Мурманская область по значению данного индикатора заняла 9-ю позицию в России и 1-ю в СЗФО.Уровень общей безработицы – отношение среднегодовой численности безработных к экономически активному населению в 2019 году составил 5,4 %, что на 1,4 процентного пункта меньше, чем в 2018 году (улучшение показателя на 25,9 %). Следует отметить, что значение данного показателя впервые снизилось до 5,4 % к численности рабочей силы. Численность безработных (по МОТ) сократилась на 21 %. Положительная динамика связана с расширением возможностей и предложений рынка труда региона для трудоустройства жителей. Уровень зарегистрированной безработицы на конец 2019 года остался на уровне 1,6 %.В 2019 году в общей численности безработных (в возрасте от 16 лет и старше) 25,1 % (5,7 тыс. человек) составляли пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях и 4,9 % (1,1 тыс. человек) – обучающиеся дневной формы обучения, которые не могли быть признаны безработными в органах службы занятости населения, но в соответствии с критериями Международной организации труда могут считаться безработными. Суммарная доля этих категорий населения в общей численности безработных по сравнению с 2018 годом увеличилась на 6,5 п.п. Уровень безработицы без учёта этих лиц в 2019 году составляет 3,9 % (в 2018 году – 5,4 %).Значение регионального децильного коэффициента (соотношение доходов 10 % наиболее обеспеченного и 10 % наименее обеспеченного населения) снизилось по сравнению с 2018 годом и составило 9,4 раз.Реальная заработная плата превысила уровень 2018 года на 4,8 % (по темпу роста регион на 27-м месте в рейтинге по России и на 4-м месте – в СЗФО). Среднемесячная начисленная заработная плата составила 63 716 рублей, по ее размеру регион входит в ТОП лидеров в стране: 12-е место в РФ и 3-е – в СЗФО. Однако темп роста реальной заработной платы в 2019 году замедлился в связи с «эффектом высокой базы» в 2018 году, в котором увеличение было рекордным - 108,4 % и имело восстановительный характер после умеренной динамики в 2017 году (101,7 %). [24] Вместе с этим реальные располагаемые денежные доходы населения (99,6 % к 2018 году) не смогли выйти на траекторию положительных значений. Снижение обусловлено более низким ростом номинальных доходов по сравнению с ростом потребительских цен.Среднедушевые денежные доходы населения региона составили 43 915 рублей в месяц, что на 5,7 % больше, чем в предыдущем году, в реальном исчислении – выше на 0,8 %. По величине среднедушевых денежных доходов Мурманская область среди регионов России занимает 12-е место, среди регионов СЗФО – 3-е место. Опережающий рост прожиточного минимума при невысоких темпах роста номинальных денежных доходов населения стали причиной того, что доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в 2019 году превысила уровень 2018 года на 0,9 процентных пункта и составила по предварительным данным 10,8 %.Социальные гарантии и меры социальной поддержки по итогам 2019 года предоставлены 341,0 тыс. граждан на общую сумму 8,7 млрд рублей. Доля граждан, охваченных мерами социальной поддержки, от общего числа населения области составляет 45,58 %. В 2019 году социальные выплаты проиндексированы на 4 % с 1 июня, меры социальной поддержки на оплате ЖКУ – на 5 %. В 2020 году принято решение об их индексации с 1 июня т.г. При сохранении всех действующих мер социальной поддержки в 2019 году также введен ряд новых мер социальной поддержки лиц старшего поколения. Причиной сокращения среднегодовой численности населения (на 0,8 % по сравнению с 2018 годом), которая за 2019 год составила 744,7 тыс. человек, являлась миграционная и естественная убыль жителей региона. При этом негативная динамика (темп роста) данных индикаторов в 2019 году замедлилась. Ожидаемая продолжительность жизни населения региона за 2019 год увеличилась до 71,75 года (2018 год – 71,68). В целях замедления миграционного оттока населения, сокращения отъездов из региона и увеличения приездов принят Закон Мурманской области от 02.03.2020 № 2465-01-ЗМО по «поляркам для молодежи» [5].Итак, сравнение фактических и ожидаемых результатов реализации Стратегии представлено в таблице 2.2Таблица 2.2 – Сравнение фактических и ожидаемых результатов реализации Стратегии социально-экономического развития Мурманской области к 2020 г. Стратегическая цель социально-экономического развития Мурманской области – обеспечение высокого качества жизни населения регионаФактические показателиОжидаемые показатели20202020Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. рублей720,3694,3Индекс производительности труда к уровню 2019 года, %123113,4Доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения Мурманской области, %10,810,0Соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного и 10 процентов наименее обеспеченного населения (региональный децильный коэффициент), раз9,410,6Темп роста реальных располагаемых денежных доходов населения к предыдущему году, %99,6105,0Темп роста реальной начисленной заработной платы к предыдущему году, %113,2105,0Уровень общей безработицы, %5,46,5Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, %45,5835,0Численность населения (среднегодовая), тыс. человек744,7749,0Сравнение фактических и ожидаемых результатов дает основание сделать вывод, что по большинству показателей наблюдается превышение.ВРП на душу населения превышает ожидаемый показатель на 26 тыс. руб.Индекс производительности труда к уровню 2019 года на 9,6%.Доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения Мурманской области, к сожалению, осталась на уровне 2013 года. Значит, цель не была достигнута. Соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного и 10 процентов наименее обеспеченного населения (региональный децильный коэффициент), раз на 1,2 меньше, чем ожидалось.Темп роста реальных располагаемых денежных доходов населения к предыдущему году отстает от ожидаемого на 5,4%.Темп роста реальной начисленной заработной платы к предыдущему году, напротив, превысил ожидаемые результаты на 8,2%.Уровень общей безработицы лучше ожидаемого на 1,1%.Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств практически приблизилась к показателям, ожидаемым в 2025 году.Численность населения меньше ожидаемой на 4,3 тыс.чел.Таким образом, из 9 показателей только 3 оставляют желать лучшего.Из 223 мероприятий, запланированных к выполнению в 2019 году, в полном объеме выполнено 160 (71,7%), 32 мероприятия выполнено частично, 31 – не выполнены. Из невыполненных основную долю составляют мероприятия по строительству и реконструкции объектов социальной сферы, реализация которых не осуществлялась в связи с отсутствием потребности ввиду реорганизации учреждений и применения стационарозамещающих технологий, а также мероприятия, по которым отсутствовало финансирование в необходимом объеме либо осуществлялся поиск инвестора.Из 99 показателей задач значения 45 показателей улучшились по сравнению с предыдущим годом, 37 – сохранились на уровне 2018 года (в диапазоне от 99 до 101%), значения 13 показателей ухудшились, мониторинг 4 показателей не осуществлялся. [24] Все это говорит о среднем исполнении Стратегии социально-экономического развития Мурманской области, а потому документ нуждается в коррекции.Итак, теперь необходимо перейти к предложениям по совершенствованию Стратегии социально-экономического развития Мурманской области.2.3. Направления совершенствования Стратегии социально-экономического развития Мурманской областиОсновной целью государственной региональной политики на современном этапе развития является создание условий, которые дадут возможность регионам полностью реализовать имеющийся потенциал, сделать максимальный вклад в национальную экономику, получить конкурентные преимущества на внешнем рынке [21; С. 3].Итак, совершенствование Стратегии социально-экономического развития Мурманской области в первую очередь предполагает корректировку данного документа. Корректировка осуществляется по следующим направлениям:включение новых мероприятий;исключение ранее запланированных мероприятий, утративших свою актуальность;корректировку фактических и плановых значений показателей социально-экономического развития;уточнение наименований, сроков выполнения, ожидаемых результатов реализации мероприятий [8].Следует обратить внимание на запланированное в Стратегии сокращение численности среднегодового населения. Согласно Отчету о ходе реализации Стратегии в целях снижения естественной убыли и обеспечения естественного прироста населения Мурманской области в 2019 году в регионе реализуется широкий спектр мер, направленных на повышение рождаемости и снижение смертности [8]. Учитывая, что целью ставится именно увеличение населения, цель сокращения населения в Плане является некорректной. В Стратегии было бы целесообразно:включить самостоятельные разделы «Национальные интересы в стратегическом курсе экономического, социального и экологического развития региона», а также «Уровень жизни населения», в котором следовало бы проанализировать доходы и расходы населения, условия проживания, расслоение населения по уровням материального благосостояния, пути ликвидации бедности;раздел «Краткая характеристика Мурманской области, анализ внутренних и внешних факторов социально-экономического развития Мурманской области» дополнить проблемами сокращения населения;Кроме того, необходимы направления, связанные с дальнейшим развитием агропромышленного комплекса и легкой промышленности. Необходимо включить ряд задач, например, создание инновационных кластеров.Помимо этого, исполнительным органам государственной власти Мурманской области необходимо принять меры по повышению эффективности реализации государственных программ Мурманской области, комплекс мероприятий в рамках которых является составной частью Плана, принять меры по привлечению внебюджетных средств в решение вопросов создания и модернизации объектов социальной, жилищно-коммунальной инфраструктуры, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Также в целях недопущения срыва сроков выполнения работ и ввода объектов в эксплуатацию повышена координация работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства в рамках реализации национальных проектов, государственных и муниципальных программ, усилить контроль за контрактованием данных работ.Учитывая то, что Стратегия экономического и социального развития Мурманской области до 2025 г. объединяет государственные и региональные приоритеты, схема мониторинга должна формироваться в два этапа:1 этап - мониторинг показателей достижения целей по государственным приоритетам относительно развития региона;2 этап - мониторинг показателей относительно выполнения региональных стратегических целей.Объективные показатели связаны с особенностями развития современной социально-экономической ситуации в стране, динамикой структурных изменений, реформированием собственности, состоянием природоохранной деятельности, созданием рыночных механизмов и рыночных институтов, соответствующих законодательной базе. К субъективным показателям принадлежат, в частности: отношение населения к процессам реформирования собственности; оценка им как общей социально-экономической ситуации, так и условий своей жизни; уровень понимания хозяйственными руководителями и работниками сути социально-экономических изменений, путей преодоления современного кризиса, задач, которые стоят перед страной, трудовым коллективом, каждым работником того или другого региона [18; С. 107].Построение динамического ряда отмеченных показателей в их взаимосвязи и взаимодействии составляет суть социально-экономического мониторинга. Целью мониторинга, его главной задачей является объективная оценка реальной социально-экономической ситуации, анализ главных тенденций ее развития, прогнозирование перспективных направлений социально-экономической политики, внесение необходимых корректив в концептуальную модель и практику рыночных преобразований. В то же время, чрезвычайно актуальной и перспективной, прежде всего с практической точки зрения, является разработка и реализация региональной (областной) программы социально-экономического мониторинга, которая бы позволяла фиксировать в системе объективных и субъективных показателей разнообразные аспекты социально-экономической ситуации в регионе, своевременно отслеживать тенденции ее развития, предусматривать возможные социальные и экологические последствия и вносить необходимые коррективы в практическую деятельность местных органов управления.Социально-экономический мониторинг как инструмент региональной политики дает возможность следить за динамикой интегральных показателей развития и осуществлять корректирующее воздействие.Таким образом, научно обоснованная политика регионального развития в современных условиях становится реальным гарантом экономической, социальной и экологической безопасности. Поэтому в мониторинг необходимо кроме приоритетов и их индикаторов включать объективные и субъективные показатели по таким группам: состояние экономики региона; социальные показатели региона; социально-политические факторы; духовная жизнь общества. Институциональные условия нужно дополнить такими показателями: количество принятых нормативных актов для развития экономики конкретной территории; ликвидация задолженности по выплате заработной платы; сокращение безработицы; налоговые поступления; источник финансирования стратегии (государственный бюджет, областной бюджет, собственные ресурсы субъектов хозяйствования, привлеченные средства, заемные ресурсы) [23; С. 126].На основе мониторинга стратегии реально будут отслеживаться конкретные действия органов власти по ресурсному обеспечению, срокам выполнения, исполнителям, источникам и объемам финансирования и ожидаемым результатам.Итак, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что Мурманская область уже через 5 лет станет инновационной, конкурентоспособной, безопасной, процветающей и комфортной для проживания территорией с развитой экономикой, обеспечивающей стабильный рост качества жизни, и современной инфраструктурой, а также с подготовленными профессиональными кадрами. Таким образом, подводя итог главе 2 можно сделать несколько выводов.25 декабря 2013 года в Мурманской области была принята Стратегия социально-экономического развития до 2020 года и на период до 2025 г. Главная (стратегическая) цель социально-экономического развития Мурманской области - обеспечение высокого качества жизни населения региона. Для достижения стратегической цели сформулированы 4 взаимосвязанные стратегические направления: развитие человеческого капитала, обеспечение комфортной и безопасной среды проживания населения региона, обеспечение устойчивого экономического роста, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления.Каждому из четырех стратегических направлений соответствует по несколько задач (всего 29), решение которых измеряется показателями (перечень показателей и их значения до 2025 года). Для каждой задачи определены приоритеты и иные основные направления региональной политики, предусмотренные к реализации в целях их решения.Для качественной реализации Стратегии социально-экономического развития Правительством Мурманской области был разработан План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года.Сравнение фактических и ожидаемых результатов дает основание сделать вывод, что по большинству показателей наблюдается превышение. Из 9 показателей только 3 оставляют желать лучшего.Из 223 мероприятий, запланированных к выполнению в 2019 году, в полном объеме выполнено 160 (71,7%), 32 мероприятия выполнено частично, 31 – не выполнены. Направления совершенствования Стратегии социально-экономического развития Мурманской области следующие:включить самостоятельные разделы «Национальные интересы в стратегическом курсе экономического, социального и экологического развития региона», а также «Уровень жизни населения», в котором следовало бы проанализировать доходы и расходы населения, условия проживания, расслоение населения по уровням материального благосостояния, пути ликвидации бедности;раздел «Краткая характеристика Мурманской области, анализ внутренних и внешних факторов социально-экономического развития Мурманской области» дополнить проблемами сокращения населения;Кроме того, необходимы направления, связанные с дальнейшим развитием агропромышленного комплекса и легкой промышленности. Необходимо включить ряд задач, например, создание инновационных кластеров.Возникает необходимость создания региональной программы мониторинга показателей достижения целей по государственным приоритетам относительно развития региона и мониторинга показателей относительно выполнения региональных стратегических целей.На основе мониторинга стратегии реально будут отслеживаться конкретные действия органов власти по ресурсному обеспечению, срокам выполнения, исполнителям, источникам и объемам финансирования и ожидаемым результатам.Таким образом, научно обоснованная политика регионального развития в современных условиях станет реальным гарантом экономической, социальной и экологической безопасности.ЗаключениеТаким образом, из всего вышеизложенного можно сделать несколько выводов. Концепции социально-экономического развития – документ стратегического характера и призван выражать общий замысел, включающий определение стратегических целей развития региона и средств их достижения.Существует четыре основных этапа создания концепции развития:1. анализ проблем;2. формулирование целей и стратегий;3. оценка возможных последствий;4. выбор оптимальной стратегии.Стратегия социально-экономического развития региона – это комплекс практически обоснованных и нормативно закрепленных мероприятий, мер и инструментов, которые направлены на решение задач эффективного долгосрочного социально-экономического развития региональных территорий.Процесс формирования и реализации стратегии социально-экономического развития региона включает укрупненные этапы или стадии: разработки, принятия и реализации.Миссия региона – исходный элемент стратегирования. Она определяет общественно-правовое, социально-экономическое и рыночно-производственное предназначение региона в новых условиях общественного разделения труда.Стратегия социально-экономического развития региона должна содержать не просто перечень мероприятий, которые точечно воздействуют на отдельные экономические сферы региональный территории, но варианты (сценарии) развития событий.Для разработки сценариев применяют корреляционный анализ, экстраполяцию трендов, экспертный, расчетно-конструктивный методы, интервальное прогнозирование, качественный анализ и др.Разработка альтернативных вариантов социально-экономического развития региона позволяет более полно определить критические ситуации для принятия решений, а также возможные последствия предполагаемых альтернативных вариантов решений с целью их сопоставления и выбора наиболее эффективного сценария.В 2013 году в Мурманской области была принята Стратегия социально-экономического развития до 2020 года и на период до 2025 г. Главная (стратегическая) цель социально-экономического развития Мурманской области - обеспечение высокого качества жизни населения региона. Для достижения стратегической цели сформулированы 4 взаимосвязанные стратегические направления: развитие человеческого капитала, обеспечение комфортной и безопасной среды проживания населения региона, обеспечение устойчивого экономического роста, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления.Каждому из четырех стратегических направлений соответствует по несколько задач (всего 29), решение которых измеряется показателями (перечень показателей и их значения до 2025 года). Для каждой задачи определены приоритеты и иные основные направления региональной политики, предусмотренные к реализации в целях их решения.Для качественной реализации Стратегии социально-экономического развития Правительством Мурманской области был разработан План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года.Сравнение фактических и ожидаемых результатов дает основание сделать вывод, что по большинству показателей наблюдается превышение. Из 9 показателей только 3 оставляют желать лучшего.Из 223 мероприятий, запланированных к выполнению в 2019 году, в полном объеме выполнено 160 (71,7%), 32 мероприятия выполнено частично, 31 – не выполнены. Направления совершенствования Стратегии социально-экономического развития Мурманской области следующие:включить самостоятельные разделы «Национальные интересы в стратегическом курсе экономического, социального и экологического развития региона», а также «Уровень жизни населения», в котором следовало бы проанализировать доходы и расходы населения, условия проживания, расслоение населения по уровням материального благосостояния, пути ликвидации бедности;раздел «Краткая характеристика Мурманской области, анализ внутренних и внешних факторов социально-экономического развития Мурманской области» дополнить проблемами сокращения населения;Кроме того, необходимы направления, связанные с дальнейшим развитием агропромышленного комплекса и легкой промышленности. Необходимо включить ряд задач, например, создание инновационных кластеров.Возникает необходимость создания региональной программы мониторинга показателей достижения целей по государственным приоритетам относительно развития региона и мониторинга показателей относительно выполнения региональных стратегических целей.На основе мониторинга стратегии реально будут отслеживаться конкретные действия органов власти по ресурсному обеспечению, срокам выполнения, исполнителям, источникам и объемам финансирования и ожидаемым результатам.Таким образом, научно обоснованная политика регионального развития в современных условиях станет реальным гарантом экономической, социальной и экологической безопасности.В ходе выполнения работы была достигнута цель – изучены основные элементы концепции и стратегии социально-экономического развития региона.Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:рассмотрены теоретические основы формирования концепции и стратегии социально-экономического развития региона;проанализирована стратегия социально-экономического развития Мурманской области;выявлены направления совершенствования стратегии социально-экономического развития Мурманской области.Библиографический списокФедеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения 07.03.2022)Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"). – URL: https://docs.cntd.ru/document/902130343 (дата обращения 07.03.2022)Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с изменениями и дополнениями). – URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения 08.03.2022)Министерство регионального развития Российской Федерации. Приказ от 27 февраля 2007 года N 14. «Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации» – URL: https://docs.cntd.ru/document/902343834 (дата обращения 07.03.2022)Закон Мурманской области от 2 марта 2020 года N 2465-01-ЗМО О внесении изменения в статью 6 Закона Мурманской области "О государственных гарантиях и компенсациях, правовое регулирование которых отнесено к полномочиям органов государственной власти Мурманской области, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера". – URL: https://docs.cntd.ru/document/561756970 (дата обращения 08.03.2022)Постановление Правительства Мурманской области «О внесении изменений в План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года». – URL: https://minec.gov-murman.ru/activities/strat_plan/sub02/ (дата обращения 08.03.2022)Постановление Правительства Мурманской области от 25 декабря 2013 года N 768-ПП/20. «О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года». – URL: https://docs.cntd.ru/document/465602093 (дата обращения 08.03.2022)Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Мурманской области «О внесении изменений в План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года». – URL: https://minec.gov-murman.ru/activities/strat_plan/sub02/ (дата обращения 09.03.2022)Основы региональной экономики : учебник для среднего профессионального образования / Е. Л. Плисецкий [и др.] ; под общей редакцией Е. Л. Плисецкого. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 338 с.Региональная экономика : учебник для вузов / Е. Л. Плисецкий [и др.] ; под редакцией Е. Л. Плисецкого. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 532 с.Региональная экономика и пространственное развитие в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Л. Э. Лимонов [и др.] ; под общей редакцией Л. Э. Лимонова ; под редакцией Б. С. Жихаревича, Н. Ю. Одинг, О. В. Русецкой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 319 с.Региональная экономика и управление развитием территорий : учебник и практикум для вузов / И. Н. Ильина [и др.] ; под общей редакцией Ф. Т. Прокопова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 355 с.Региональное управление и территориальное планирование в 2 ч. Часть 1. : учебник и практикум для вузов / Ю. Н. Шедько [и др.] ; под редакцией Ю. Н. Шедько. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 205 с.Стратегия социально-экономического развития территории : учебное пособие / Т. В. Базиль, Е. Ю. Выголов, А. Ю. Живага [и др.] ; под общ. ред. Н. Н. Лысенко. – Южно-Сахалинск : СахГУ, 2019. – 242 с.Угрюмова А. А. Региональная экономика и управление : учебник и практикум для вузов / А. А. Угрюмова, Е. В. Ерохина, М. В. Савельева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 477 с.Концептуальные основы формирования стратегии социально-экономического развития региона. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес». Курчаев Ш.В. – 2020. – С. 21-28. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-formirovaniya-strategii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona (дата обращения 07.03.2022)Концепция регионального развития. Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география». Полозюк А.Г. – 2019. – С. 84-89. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-regionalnogo-razvitiya (дата обращения 07.03.2022)Концепция устойчивого развития региона. Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география». Антонян Г.А., Салмин М.В. – 2019. – С. 105-107. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-ustoychivogo-razvitiya-regiona (дата обращения 07.03.2022)Мандрик А.А. Стратегическое планирование деятельности предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. Т. 11. С. 1001-1005. – URL: http://e-koncept.ru/2019/86217.htm. (дата обращения 05.03.2022)Семенов С.А., Филатова О.В О направлениях совершенствования механизмов стратегического планирования и мониторинга развития территорий // Управленческое консультирование. 2020. № 5. С. 96-102. – URL: https://doi.org/10.22394/1726-1139-2017-5-96-102. (дата обращения 05.03.2022)Совершенствование стратегии развития экономики региона. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес». Рожкова А. Ю. – 2020 г. – С. 1-12. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-strategii-razvitiya-ekonomiki-regiona (дата обращения 09.03.2022)Стратегия социально-экономического развития регионов. Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география». Чупина И.П., Зарубина Е.В., Симачкова Н.Н. – 2020. – С. 33-38. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regionov (дата обращения 07.03.2022)Тенденции социально-экономического развития регионов. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес». А. А. Давыдова – 2019. – С. 125-133. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regionov (дата обращения 07.03.2022)Отчет о ходе исполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года за 2019 год. – URL: https://minec.gov-murman.ru/activities/strat_plan/sub02/ (дата обращения 08.03.2022)Официальный сайт министерства развития Арктики и экономики Мурманской области. – URL: https://minec.gov-murman.ru/ (дата обращения 08.03.2022)Предварительная оценка численности постоянного населения на 1 января 2022 года и в среднем за 2021 год. – URL: https://murmanskstat.gks.ru/folder/72764 (дата обращения 08.03.2022)Концепцию развития России до 2020 года не удалось выполнить. 02.11.2019. – URL: https://www.forbes.ru/newsroom/obshchestvo/386685-koncepciyu-razvitiya-rossii-do-2020-goda-ne-udalos-vypolnit (дата обращения 07.03.2022)


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.