это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3850091
Ознакомительный фрагмент работы:
Мифы и легенды казахского народа.
Введение
В фольклоре каждого народа то, что называется легендами и то, что люди почитают и уважают. Без этих сказаний и легенд не было бы и единства, ведь они сплачивают и делают людей сильнее и мужественнее. Появившись однажды в сознании наших предков, они не могут не удивлять и проявляют небывалую живучесть. Не все конечно мифы настолько живучи, но этим то они и привлекают наше внимание, а именно своей далекостью и тайной. Как говорил (ttps://bbf.ru/quotes/?author=44882): «Мифы и легенды — это иллюзия наполненности мира нашими знаниями о нем». И это на самом деле так, ведь они помогают расширить наши знания, путем добавления в них капельки воображения. Казахский народ обладает своими мифами и легендами, которые обладают своими особенностями. Стоит разобраться какими.
Основная часть
Для того, чтобы изучить тему, важно рассмотреть теоретическую сторону. Миф — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. Легенда – это жанр несказочного прозаического фольклора, который подразумевает повествование о человеческих действиях [1]. Иными словами – это описание подвигов и походов армии, которые принесли успех и славу, а также прославили свой народ, о тех людях, которые защищали нас от врага.
Хотелось бы начать с того, что если под мифами в Европе понимаются рассказы о богах, то казахи изучают предков, зверей и птиц, которые стали частью их истории. По причине того, что казахское общество перешло от феодализма к патриархально-родовому строю, обойдя рабовладельческое устройство, мифы попросту не успевали стать некой системой, а начинали переходить в другие жанры и попросту распадаться. Так, по мнению автора, зародился особый прозаический жанр, который он в своей монографии обозначил как «быличка» [2]. Важной особенностью быличек было то, что они основывались на вере в злых существ и в то, что встреча с ними обязательно приводит к чему-то плохому, а также приносит несчастье.
Эти рассказы развивались также благодаря быту казахов, которые вели кочевой образ жизни в Центральной Азии. Разнообразный ландшафт, который не отличался обилием людей, а был скорее безлюден, не мог не породить в воображении людей чего-то сверхъестественного. Пустыни и степи, горы и сопки, леса и тугаи, озера и реки, окружающие одинокого путника, конечно же, оказывали огромное психологическое давление на абсолютно незащищенного перед дикой природой человека. Например, пастух заблудился ночью и не понимает, что ему делать. Единственный шанс на выживание – это найти свою лошадь, которая убежала. Каково ему в степи? Наверное в таких экстремальных условиях и зародились первые былички, где сюжет разворачивался вокруг одинокого человека, оставшегося наедине со своими мыслями [3]. При этом примечательно то, что все возникавшие из неоткуда мифические существа выглядели не звероподобно, а имели явно человеческий облик, например, животного, которое раньше было человеком. Тем более позже, в мифах казахского народа удается вернуть их к прежнему облику и все это благодаря силе и вере в человечность.
Важно остановиться еще на одной особенности казахских мифов. Во всех дошедших до нас быличках почти отсутствует внешнее описание того, как выглядели эти мифические персонажи. Это явление подметил А. Диваев, который в своих записках «Демонологические рассказы киргизов Сыр-Дарьинской области» описал, что все герои мифов описаны нечетко и неумело, по факту описание практически отсутствует. Вероятно, одна из причин неумения рассказчиков описать внешние особенности интересующих нас таинственных персонажей кроется не только в том, что эти существа в принципе не могли существовать, и не могли быть увиденными и изученными [4]. Например, рассказчик говорит о ой же жезтырнак, описывая ее бегло, как будто нехотя. Так, понемногу нагнетая напряжение, они бессознательно стремились посеять всевозрастающую тревогу в сердцах наивных сородичей.
Из-за этого образ чудища переставал быть настолько важен, а на первое место выходила беспомощность и острота ощущений. Хотелось бы отметить, что на первый план в быличках выходили другие детали: глухая ночь, поляна с корягами, шорохи и шумы. Например, одно то, как ни с того, ни с сего повел себя стреноженный конь охотника – говорит о многом: «Обернувшись на свою беспокойно фыркнувшую лошадь, Сумерген увидел, что та вся дорожит и мочится кровью…». Именно эти приемы должны были сыграть ключевую роль в рассказе, а не детальное описание различной нечести и чудовищ. Для пущей же убедительности все эти предания, как правило, повествовали о событиях близких ко времени рассказчика, а сами истории часто приключались с известными в округе людьми. По этой причине люди на самом деле верили в их правдивость и принимали все за чистую монету.
По мере того, как распространялся ислам, все герои приобрели иную окраску и многие из них попросту перестали существовать в мифах, а перешли на страницы сказок, например, водяной – уббе, стал царем подводного мира – Су Сулейменом.
Вместе с мусульманством пришли в степь и новые мифические персонажи – Ыбылыс, Жебрейил, пери, шильтены и др. Правда, многие из них на самом деле имеют таджикско-персидское происхождение. Постепенное увеличение пантеона сверхъестественных существ у казахов и их трансформацию первым подметил Ч.Ч. Валиханов. В своих записях он беспокоился о том, что татарские муллы устраивают гонения на баксы (шаманов) и рьяно борются с древними суевериями.
Теперь давайте поговорим о казахских баксы, чьим основным ремеслом было врачевание. Они лечили разнообразные болезни, но основным занятием было излечение от психических расстройств. Народ верил, что в тело душевнобольного человека вселяется дух усопшего предка– аруах или злые духи типа джиннов. Часто таких больных мучили и всевозможные демоны – те же албасты, жезтырнак или айдахара. Для излечения, важно было изгнать этих духов, и баксы, в специальном помещении вводили человека в транс, призывая своих духов, изгоняли «бесов» из тела больного.
Казахские легенды, свидетельствующие о многих исторических процессах прошлого, стали неотъемлемой частью духовного наследия народа. Древние казахские легенды и предания, рассказывающие о том, как были названы реки, озера, горы необъятной степи, всегда были зеркальным отражением жизни далеких предков.
Чаще всего в основе легенды – действие и событие, которое было в истории. Эти легенды связаны с определённым местом, глядя на которое можно сказать: «Вот эта местность называется «Гора Казыгурт», потому что именно это описано в массах легенд для того, чтобы формировать патриотизм, который всегда поднимает боевой дух и выводит общество на новый уровень развития.
Порой трудно отличить миф от легенды, а легенду от исторического предания. Легенды, тем более, топонимические, рассказывающие о происхождении географического названия, это особый жанр казахского фольклора.
К топонимическим легендам также относятся сказания о горах Улутау, в которых зародилась казахстанская государственность, легенды о Бурабае, Баянауле, Караганде, Жеке батыре и многих других географических названиях. О том подлинна ли эта легенда судить не приходится, ведь доподлинно неизвестно, было ли это на самом деле. Здесь присутствует и народная фантазия, и преувеличение летописца.
Нельзя не сказать о любовных легендах казахского народы, ведь в ней есть все: разлуки, страдания и сама любовь. Например, к ним можно отнести историю красавицы Айши биби, девушки Балхаш, Баян сулу и Козы Корпеш.
Особое место занимают легенды о казахских батырах, показывающие героизм и смелость предков, отважно боровших в прошлом с безжалостными врагами. Именно они направлены на поддержку народа и отражение того, насколько храбрыми были люди далекого прошлого, о существовании которых также мало что известно.
Заключение
Таким образом, мифы и легенды народа – это важная составляющая жизни в целом. Они дают представление о том, как развивались и чем жили люди разных времен. Несомненно, о подлинности мифов и легенд казахского народа ничего не известно, но своими особенностями они все же обладают, ведь это великие люди, которые строили свою историю благодаря самим себе.
Список литературы
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Написать три главы по готовому содержанию курсовой работы на тему: «организация власти и управления в арабском халифате»
Курсовая, История государства и права зарубежных стран
Срок сдачи к 13 мая
Нормативно - методическая база современного делопроизводства
Курсовая, Документационное обеспечение управления
Срок сдачи к 23 мая
1 тема на выбор 1. Физическая культура в современном обществе.
Реферат, Физкультура
Срок сдачи к 10 мая
Сделать реферат на тему «Этапы объединения Руси 14-15вв»
Реферат, история россии
Срок сдачи к 12 мая
Лабораторная работа "Конденсатор и катушка индуктивности в цепи синусоидального тока"
Лабораторная, Электротехника
Срок сдачи к 13 мая
Выполнить отчет по практической работе "Определение структуры автобиографического Я-нарратива и типа нарративной согласованности"
Отчет по практике, Психология
Срок сдачи к 11 мая
Решение двух самостоятельных работ.
Контрольная, Планирование инженерных экспериментов и наблюдений на транспорте
Срок сдачи к 20 мая
Нужно написать курсовую работу на заданную тему
Курсовая, Связи с общественностью
Срок сдачи к 20 мая
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!