Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Сущность и содержание территориального планирования

Тип Курсовая
Предмет Региональное управление и территориальное планирование

ID (номер) заказа
3850190

500 руб.

Просмотров
1310
Размер файла
77.61 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ51.1 Сущность и содержание территориального планирования51.2 Понятие и задачи территориального планирования71.3 Принципы территориального планирования.141.4 Уровни территориального планирования 20ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.232.1 Субъекты и объекты территориального планирования 232.2 Методы территориального планирования ..26ГЛАВА 3. Проблемы территориального планирования в современной России.27ЗАКЛЮЧЕНИЕ32СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ33ВВЕДЕНИЕАктуальность темы курсовой работы. Издавна людьми подготавливались и реализовывались различные территориальные решения, связанные с организацией пространств государства, областей, краев и городов. Однако в качестве сложной организованной совместной деятельности органов власти и специалистов различных областей знаний территориальное планирование существует около века. Современные тенденции складываются таким образом, что все большее значение приобретает пространство, территория. Они являются ключевым фактором в развитии страны, региона, муниципального образования. В связи с этим особенно важно уделять пристальное внимание территориальному планированию. Реформирование экономических, социальных и научно-технических отношений в стране, проводимое в последнее десятилетие, в значительной мере предопределило качественные изменения программ развития территорий, наделение их свойствами эффективных инструментов управления территориальным градорегулированием. Введенное Градостроительным кодексом РФ понятие «территориального планирования» как первой фазы градостроительной деятельности является аналогом общемирового процесса пространственного планирования, который предполагает создание в конкретных национальных масштабах правового поля и системы управления эффективным и устойчивым природопользованием, размещением и развитием элементов отраслевой структуры экономики, сети населенных мест, инженерно-транспортного и энергетического обеспечения территорий. Территориальное планирование, следовательно, выступает как важнейшая функция государственного управления и является приоритетной стратегической задачей местного самоуправления.Объектом исследования в курсовой работе является территориальное планирование. Предметом - сущность и содержание территориального планирования.Целью в курсовой работе является – теоретическое рассмотрение сущности и содержания территориального планирования. На основании цели, в курсовой работе поставлены следующие задачи: Рассмотреть понятие и задачи территориального планирования;Изучить принципы территориального планирования;Рассмотреть уровни территориального планирования;Изучить субъекты и объекты территориального планирования;Рассмотреть методы территориального планирования;Рассмотреть проблемы территориального планирования в современной России. Структура работы включает в себя введение, 3 главы, заключение и список использованной литературы. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ1.1 Сущность и содержание территориального планированияТерриториальное планирование включает организацию территории с учетом социально-экологических потребностей: промышленного производства, сельского хозяйства, селитебных, коммунальных, транспортных, рекреационных, экологических и других геосистем. Результатом территориального планирования являются документы территориального планирования, охватывающие весь цикл проектных работ от Генеральной схемы расселения на территории страны, схем и проектов районных планировок до разработки генеральных планов городов и сельских поселений, проектов промышленных и рекреационных зон, проектов застройки [16, с. 58].Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Планирование означает формирование идеи определенной деятельности на конкретный период времени с установлением целей, содержания, последовательности, сроков и способов осуществления. Под планом понимается некая идея, для реализации которой необходимо осуществить заранее назначенные меры, объединенные общей целью.Территориальное планирование заключается в определении траектории настоящего и будущего развития территории: страны, региона, города. Данная траектория должна учитывать интересы территории, ее ресурс и рассчитываться на конкретный период времени.Объектом территориального планирования является экономическое и социальное развитие взаимосвязанных и взаимодействующих территорий страны (регионов, городов т.д.). В отличие от отраслевого планирования, концентрирующегося на отдельных отраслях или подотраслях, оно направлено на комбинирование различных отраслей хозяйства или предприятий в рамках территорий [10, с. 77].Эффективное развитие страны, регионов, городов опирается в первую очередь на прогнозы, формируемые на их основе концепции социально-экономического развития, долгосрочные, среднесрочные и краткосрочны планы и программы. При этом первостепенное внимание уделяется прогнозированию и планированию в экономической, финансовой, трудовой и социальной сферах. Государственные и коммерческие предприятия учитывают установленные в государственных, региональных, городских планах ориентиры экономического развития в своей деятельности в больше или меньшей степени.Основное предназначение территориального планирования в рыночной экономике заключается в создании условий для социально-экономической эффективности территорий и повышении благосостояния населения. Формирование плана территориального развития осуществляется поэтапно: В сначала всем заинтересованным сторонам предлагается первый вариант поступает и учитывается обратная корректирующая связь, затем скорректированный план доносится до руководителей и сотрудников органов управления, реализующих запланированные мероприятия [8, с. 44].Ученые пришли к выводу о том, что по мере перехода от одной стадии экономического роста к другой роль планирования меняется. На начальных стадиях — модернизации (переоснащения внутреннего производства) и инициации роста (создание рыночной инфраструктуры и постепенной децентрализации экономики) — рол индикативного планирования растет. На стадии ускоренного развития она снижается, а в условиях развитого рынка индикативное планирование не имеет решающего значения.1.2 Понятие и задачи территориального планированияТерриториальное планирование — это сфера практической деятельности, а также научная и учебная дисциплина, изучающая планирование развития территорий (в том числе муниципальных образований). Для Российской Федерации данная сфера деятельности относительно нова — о ней стали говорить после принятия Градостроительного кодекса РФ в 2004 г. Сейчас существует несколько подходов к определению понятия «территориальное планирование». Первый подход. Территориальное планирование — планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения [9, с. 16]. Этот подход — юридический, нормативноправовой, и в нем, как и в современном издании Градостроительного кодекса РФ, присутствуют некоторые пробелы и неясности. Например, понятия объектов различного уровня значения здесь связаны с сочетанием трех составляющих: 1) политико-административной; 2) технологической; 3) бюджетной. Нет и четкого перечня объектов различного назначения. Объекты федерального значения — это объекты, не являющиеся объектами инфраструктуры, привязанной к определенной территории, и связанные с использованием атомной энергии, обороной и безопасностью, космической деятельностью, обеспечением статуса и защитой государственной границы РФ. Объекты регионального и местного значения выделяются исходя из связи технологичной и бюджетной составляющих. Т. е. технологические характеристики определенных объектов (показатели их мощности, пропускной способности и т. д.) определяют объем их нагрузки на бюджет и способность бюджета того или иного уровня нести эту нагрузку. Термин «значение», таким образом, определяет, «кто» (какой уровень власти), за строительство «чего» (каких конкретно объектов, дифференцируемых по их технологическими характеристикам) отвечает перед бюджетом. Перечень объектов различного значения может определяться тремя способами [16, с. 58]: законодательно с характеристиками соответствующих объектов. Этот способ, с одной стороны, может закрепить дифференциацию объектов в зависимости от особенностей конкретных регионов, но, с другой стороны, требует постоянного изменения законодательства при изменении региональных и временных приоритетов в реализации объектов; с использованием процедур определения таких объектов в процессе территориального планирования; так как нормативно-правовые основы развития территориального планирования в РФ находятся в стадии становления, этот способ можно считать переходным, используя его в сочетании с первым; к тому же, перечень соответствующих объектов, установленный законом, пока в РФ отсутствует; сочетание первого и второго способов оптимально на сегодняшний день. Второй подход. Под территориальным планированием следует понимать деятельность органов государственной власти или органов местного самоуправления по установлению и утверждению положений о развитии территорий, местах размещения объектов для государственных и муниципальных нужд. В связи с этим задачами территориального планирования как деятельности являются [14, с. 36]: разработка предложений по совершенствованию административно-территориального деления территории субъекта Российской Федерации; подготовка предложений по перераспределению земель по формам собственности;определение по периодам динамики перераспределения земель по категориям и угодьям; определение потребности в земельных ресурсах на перспективу для различных отраслей экономики; формирование фонда перераспределения земель для обеспечения земельными участками граждан и юридических лиц в целях развития садоводства, личного подсобного хозяйства, при расселении беженцев, военнослужащих, продаже на аукционах и др.; упорядочение структуры землепользований и землевладений; разработка мероприятий по совершенствованию планирования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения; территориальная привязка всей системы природоохранных мероприятий по защите земель от негативных воздействий; определение потребности в инвестициях, необходимых для осуществления организационно-территориальных мероприятий, намеченных в схеме землеустройства; оценка экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий по планированию рационального использования земель и их охраны в регионе. С точки зрения этого подхода, у территориального планирования, как и у любого планирования, существует три вида. Стратегическое направлено на проведение анализа социально-экономического потенциала; на формирование структуры программных документов, формулировку целей и индикаторов их достижения; на выбор направлений территориального развития, обеспечивающих наибольший социально-экономический эффект с учетом современного состояния использования земель. Тактическое направлено на определение потребности в необходимой территории для конкретных отраслей экономики; на выбор территориального типа планирования; на расстановку организаций — исполнителей подготовки схем территориального планирования, подготовку и переподготовку кадров, привлечение специалистов и консультантов, организацию изучения опыта разработанных и утвержденных документов территориального планирования; на организацию публичного обсуждения документов территориального планирования. Текущее направлено на оценку выполнения плана; на напряженность плана; на динамику планируемых показателей развития территории. Данный подход помогает характеризовать место территориального планирования в управлении развитием территории (муниципального образования).Третий подход — методологический. Поскольку территориальное планирование является отраслью практической деятельности, при его осуществлении используются следующие методы [7, с. 154]. 1. Метод экспертных оценок характеризует принятие решений в условиях дефицита информации, посредством получения ответов специалистов на поставленные вопросы. Он необходим для разработки предложений по совершенствованию перечня возможных вариантов административно-территориального деления административно-территориального образования (АТО); для определения возможных интервалов времени достижения перспективных техникоэкономических показателей схемы территориального планирования. 2. Экономико-статистический метод служит для выражения связи прогнозируемого показателя с основными влияющими на него факторами; дает возможность получения обоснованных вариантов прогноза для различных значений определяющих факторов, гипотез развития экономики. Он может использоваться для подготовки предложений по перераспределению земель по отраслям экономики, формам собственности; для оценки экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий по территориальному планированию в регионе или муниципальном образовании.3. Метод экстраполяции — продление на будущее тенденции, наблюдавшейся в прошлом периоде (году); при этом, как правило, прогнозируемый показатель формируется под воздействием большого количества факторов, которые либо невозможно выделить, либо по которым отсутствует информация; ход изменения прогнозируемого показателя связывается не с факторами, а с течением времени, что проявляется в образовании одномерных временных рядов. Метод применяется для подготовки предложений по перераспределению земель по отраслям экономики, формам собственности; для определения по периодам динамики перераспределения земель по категориям и угодьям. 4. Балансовый метод предполагает установление и соблюдение пропорций при распределении земель по категориям и угодьям; учет, отчетность и оценки землепользования; координацию и увязку всех показателей, характеризующих состав и соотношение земель. Данный метод обеспечивает определение по периодам динамики перераспределения земель по отраслям экономики, категориям и угодьям; единство и сбалансированность всех частей и разделов схемы территориального планирования; выявление резервов землепользования и территориального развития; предупреждение и преодоление отдельных диспропорций в использовании земель. 5. Экономико-математический метод — это установление оптимального уровня интенсивности и использования земли на перспективу, а также определение оптимального значения технико-экономических показателей схемы территориального планирования при заданных условиях и факторах развития. Метод применяется для упорядочения территориальной структуры отраслей экономики региона, землепользований и землевладений; оценки эффективности мероприятий по территориальному планированию в муниципальном образовании; определения потребности в инвестициях, необходимых для осуществления организационно-территориальных мероприятий, намеченных в схеме; формирования фонда перераспределения земель и иных специальных фондов, предназначенных для обеспечения земельными участками беженцев, военнослужащих, предоставления в целях садоводства и т. п., продажи на аукционах и конкурсах; для улучшения застройки и планировки поселений и межселенного пространства; рациональной прокладки коммуникаций и инфраструктурного обустройства дорог. 6. Метод районирования и зонирования территории — выявление единиц районирования и зонирования территории различного порядка (пояса, зоны, округа, районы, ареалы). Метод служит для адаптации унифицированных способов, форм и технологий использования и охраны земель в разрезе единиц районирования и зонирования территории региона; для разработки мероприятий по совершенствованию планирования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения; для территориальной привязки всей системы природоохранных мероприятий по защите земель от негативных воздействий. Четвертый подход — социологический, социально-психологический. Этот подход на сегодняшний день является наиболее обсуждаемым и актуальным. Он заключается пре всего в том, что территориальное планирование должно опираться и исходить из интересов населения, проживающего на территории, где осуществляется планирование. Должны прилагаться все усилия, чтобы наиболее полно выявить, сформулировать и учесть эти интересы. Именно интересы населения, а не инвесторов, застройщиков, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций и т. п. Обсуждению территориального планирования с этой точки зрения посвящено немало публикаций по социологии города и городского пространства [8, с.44]. Существенное внимание при данном подходе уделяется социальным и социально-психологическим факторам совместного проживания на территории города большого количества людей, различающихся по социальному положению, доходам, образу жизни, профессии и т. п. Цель рационального природопользования достигается в процессе комплексного использования земельных, водных, лесных и других природных ресурсов.При территориальном планировании решаются следующие задачи [11, с. 114]:усиление инновационной составляющей экономики;модернизация производства;обоснование и координация плановых решений различных ведомств в области соответствующих отраслей экономики;определение потребности в инвестициях, необходимых для осуществления мероприятий, намеченных в схеме;оценка эффективности мероприятий по планированию;рациональное использование и охрана земель региона;выстраивание на территории страны своеобразных коридоров развития, призванных обеспечить высокий уровень жизни местных сообществ;формирование фонда перераспределения земель и иных спецфондов для обеспечения земельными участками при расселении беженцев, военнослужащих, для предоставления в целях садоводства и т.п., для продажи на конкурсах и аукционах;создание целостной системы населенных мест на основе производственно-экономических, культурно-бытовых и прочих межселенных связей в пределах ареалов их взаимосвязанного развития;выявление зон градостроительной активности и комплексного промышленного развития, агропромышленных зон, зон рекреационной и туристской деятельности, развития транспортной инфраструктуры и иных;улучшение застройки и планировки поселений и межселенного пространства;разработка мероприятий по упорядочению системы землепользований и землевладений;разработка мероприятий по оптимизации структуры земельных угодий и устройства их территории;определение потребности в земельных ресурсах на перспективу для различных отраслей экономики;уточнение размещения и местоположения границ территорий с особым правовым режимом и условиями использования;иные задачи по оптимизации землепользования.Таким образом, имеются различные подходы к рассмотрению сущности территориального планирования, отличающиеся не только содержанием, но и сферой использования. Выбор конкретного подхода зависит от целей исследования или планируемой деятельности, а также обуславливается актуальными изменениями в законодательстве, регламентирующем данную деятельность.1.3 Принципы территориального планированияВ общем случае смысл территориального планирования, по мнению большинства авторов, состоит в определении основных направлений социально-экономического развития субъектов территориального управления.При этом практически все авторы сходятся также во мнении, что территориальное планирование как система, лежащая в основе разработки планов и программ социально-экономического развития муниципальных образований, должно базироваться на некотором обязательном наборе принципов, обеспечивающим методологическое единство форм и методов разработки плановых и прогнозных документов от уровня поселения до уровня страны.В экономической литературе в настоящее время присутствует достаточно значительное количественное и понятийное разнообразие основных принципов территориального планирования и прогнозирования. Однако сколько-нибудь единого мнения, как по количеству, так и по формулировкам предлагаемых принципов по-прежнему нет.Так, например, в основе планирования должны лежать пять основных принципов [16, с. 87]:1. Принцип единства, т.е. использование показателей в направлении единого вектора цели, что требует координации и интеграции действий служб и подразделений системы, отражаемых в соответствующих плановых показателях.2. Принцип непрерывности, который, по мнению автора, определяет кругооборот и последовательность этапов планирования. Этот принцип, как считает автор, определяет обязательность интеграции краткосрочного плана в среднесрочный, а среднесрочного - в долгосрочный. Такое понимание включает и связь планирования с прогнозированием, когда план есть производная от прогноза.3. Принцип гибкости - способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы. Принцип диктует наличие механизма изменения плановых величин, т.е. их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса.4. Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам его исполнителей.5. Принцип участия, означает, что в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты объекта планирования.К.Н. Знаменская считает, что в основе территориального планирования должны быть положены шесть общеметодологических принципов и шесть дополнительных. Под общеметодологическими принципами планирования она понимает следующие принципы [15, с. 29]:1. Научность - плановые документы разрабатываются на основе познания и использования экономических законов и теорий.В процессе разработки планов анализируются тенденции и перспективы экономического и социального развития субъекта, разрабатываются прогнозы, ТЭО темпов и прогнозов его экономического роста.2. Системность - в процессе обоснования, разработки и принятия плановых решений учитывается сложный характер функционирования и развития того или иного элемента национальной экономики как определенной социально-экономической системы.3. Комплексность - в процессе обоснования и принятия планового решения в расчет необходимо принимать все возможные последствия его реализации, как в самом объекте планирования, так и во внешней по отношению к нему среде.4. Оптимальность - означает ориентацию планового решения на обеспечение наибольшей эффективности функционирования и развития планируемого объекта.5. Адаптивность - предусматривает возможность адаптации плана к постоянно происходящим изменениям как в самом объекте планирования, так и во внешней среде.6. Ограниченность ресурсных возможностей - ориентируется на обеспечение рационального и эффективного использования всех видов ресурсов.Дополнительными принципами планирования, по мнению, являются:1. Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей в государственном планировании исходит из интересов человека и общества, поэтому цель всякого планирования должна исходить из целей удовлетворения потребностей населения.2. Принцип повышения эффективности общественного производства предусматривает осуществление всех целей и задач планирования с наименьшими затратами.3. Принцип пропорциональности и сбалансированности - влияние государства на формирование пропорций и структуру общественного производства (эквивалентность результатов деятельности общественного производства, равновесие спроса и предложения, рациональное соотношение между потребностями и ресурсами, паритет различных форм собственности).4. Принцип приоритетности - необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики в настоящий момент.5. Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач предполагает сочетание текущих целей и задач социально-экономического развития страны с достижением стратегических целей, позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности.6. Принцип экономического стимулирования и правовой ответственности.Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают работы Э.А. Уткина, так как он отталкивается в определении принципов планирования и прогнозирования, прежде всего, от принципов построения системы управления обществом.Общими принципами управления, на которых, по мнению Э.А. Уткина, должны базироваться плановые документы являются [17, с. 9]:1. Принцип единства экономики и политики при приоритете политики. Содержанием этого принципа является требование, согласно которому разработчики прогнозов, стратегических программ и планов должны исходить из целей политики, намеченной к реализации соответствующими субъектами управления.2. Принцип единства централизма и самостоятельности. Сущность этой закономерности стратегического планирования состоит в том, что подготавливаемые регулирующими органами проекты решений в форме прогнозов, стратегических задач и планов должны базироваться не только на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывать их интересы, но и обеспечивать воздействие на них в нужном для общества направлении.3. Принцип научной обоснованности и эффективности управленческих решений.4. Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирование личной и коллективной заинтересованности в выполнении управленческих решений.Кроме общих принципов управления, как считает автор, планирование опирается на три локальных принципа планирования:1. Принцип оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев состоит, по мнению Э.А. Уткина, в планомерном, сознательном формировании, соответствующими субъектами управления, пропорций, соответствий между структурными элементами управляемой подсистемы, исходя из определенного критерия оптимальности (временной промежуток, объем финансовых ресурсов, количество трудозатрат).2. Принцип единства и комплексности прогнозов, стратегических планов и программ. Единство, на взгляд автора, должно обеспечиваться едиными формами, показателями, таблицами расчетов показателей, а комплексность - в результате учета в процессе планирования всех внешних и внутренних факторов, определяющих развитие объекта планирования.3. Третьим локальным принципом, как следует из работ Э.А. Уткина, является принцип единства процесса разработки, обеспечения возможности выполнения и проверки выполнения программ и планов. Его содержание состоит в том, что должны обеспечиваться внутренняя согласованность всех разделов и показателей плановых и прогнозных документов, точность плановых расчетов, а также возможность их последующей проверки.В ранее изданных работах нами также были даны рекомендации придерживаться при формировании комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований пятнадцати принципов, на которые необходимо опираться при формировании плановых и прогнозных документов для административно-территориальных единиц муниципального уровня.Это принципы: непрерывности, субсидиарности, системности и комплексности, целенаправленности, социальности, синергии, адаптивности, эффективности, баланса интересов, легитимности, профессионализма, персональной ответственности, минимизации риска и принцип единого экономического и социального пространства.При разделении принципов территориального планирования на базовые, обязательные для применения, и вспомогательные необходимо иметь ввиду, что:Во-первых, территориальное планирование и прогнозирование социально-экономического развития любого административно-территориального образования является составной частью системы его управления. Это, очевидно, обуславливает необходимость и обязательность учета при формировании планов и программ муниципальных образований, прежде всего, общих принципов управления этими административно-территориальными единицами в современных условиях.Во-вторых, муниципальные образования являются экономическими и социальными подсистемами более крупных систем - субъектов Российской Федерации и должны рассматриваться только как часть целого.В-третьих, муниципальные образования, не смотря на то, что являются частью целого, имеют отличный от субъектов Российской Федерации статус и отличные от регионов задачи и «вопросы ведения». Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством не входят в систему органов государственной власти.В-четвертых, на развитие экономических и социальных процессов в муниципальных образованиях оказывают финансовые и иные воздействия, в основном, три субъекта: власть, хозяйствующие субъекты и население. При этом финансы, которыми располагают и распоряжаются юридические и физические лица на территории муниципальных образований, как правило, значительно превосходят финансы муниципальных бюджетов.1.4 Уровни территориального планированияК методам планирования использования земельных ресурсов и объектов недвижимости относится также территориальное планирование.Как мы уже определили в параграфе 1.2 территориальное планирование — это планирование развития территории, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения.Из определения следует, что территориальное планирование осуществляется на трех административно-территориальных уровнях: на федеральном (уровень Российской Федерации), региональном (уровень субъектов РФ) и местном (уровень муниципальных образований) (рис. 1.1).Рис. 1.1 Система территориального планированияГрадостроительный кодекс Российской Федерации определяет, что документы территориального планирования подразделяются на [2]: 1) документы территориального планирования Российской Федерации;2) документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации; 3) документы территориального планирования муниципальных образований. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования носят стратегический, долгосрочный характер. Так, схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок не менее чем десять лет. Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. При этом на протяжении периода их утверждения возможно внесение коррективов в эти документы. Документы территориального планирования состоят из двух основных частей: положения о территориальном планировании; карты планируемого размещения объектов. Помимо положений и карт к схемам территориального планирования прилагаются материалы по их обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Процесс территориального планирования предполагает установление нормативов градостроительного проектирования. Нормативы градостроительного проектирования – это совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными градостроительным Кодексом, населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ2.1 Объекты и субъекты территориального планированияОбъектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.Объектами территориального планирования являются [16, с. 65]:территории администраций, административных районов, областей, краев, республик;зоны размещения отраслей экономики;природные территории и территориальные зоны с ограничениями в использовании (районы добычи полезных ископаемых и др.);территории национальных сообществ.Субъектами и землеустройства и территориального планирования выступают органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, юридические и физические лица.При разработке схемы землеустройства, под анализом использования земельного фонда региона, понимается сбор материалов по распределению земель по категориям, угодьям, землепользованиям, формам собственности, оценка природных условий региона, оценка качественного состояния земельных угодий.Для анализа ресурсного потенциала территории, исследуемой при территориальном планировании, характерна социально-экономическая оценка региона, нежели земельно-ресурсная.Схемой территориального планирования предусматривается введение в строй новых объектов капитального строительства, что позволяет своевременно зарезервировать площади для дальнейшего отвода земельного участка для реализации проекта. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в процессе градостроительной деятельности, одним из видов которой и является территориальное планирование.Таким образом, на базе землеустроительной и градостроительной документации формируется система государственного планирования и рационального использования земель.По сути, планирование - это программирование органами государственной власти и органами местного самоуправления отдельных сторон использования земель.Планирование и организация рационального использования и охраны земель - одна из основных задач Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Целью планирования и организация рационального использования и охраны земель является совершенствование распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшение организации территории и определение иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.Дополнительное развитие институт территориального планирования получил после принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от 29.12.2004 г. №190-ФЗ, в соответствии с которым «территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий».Территориальное планирование, как уже было указано, является одним из видов градостроительной деятельности. Согласно ст. 9, п. 1 ГК РФ «территориальное планирование направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований».Территориальное планирование способствует достижению ряда целей [7, с. 154].Экономическая цель заключается в повышении эффективности региональной и муниципальной экономик при оптимизации затрат в производственную и социальную сферы.Социальная цель заключается в обеспечении конституционных, социальных прав и гарантий при использовании социальных стандартов и норм.Цель формирования среды обитания достигается в процессе улучшении застройки и планировки поселений и межселенного пространства, оптимизации размещения инженерных и транспортных коммуникаций, охраны и улучшения окружающей среды, создания инженерной защиты поселений и коммуникаций от природных и техногенных катастроф.Если исходить из интересов государства, призванного создать благоприятные условия для проживания населения (благоприятная среда обитания, в том числе экологическая безопасность, обеспечение рабочими местами и социальной инфраструктурой, создание развитой инженерной, транспортной инфраструктур, оборудованные места для рекреации и пр.), то вполне правомерно рассматривать территориальное планирование как важнейший элемент процесса управления территорией, без которого этот процесс не может осуществляться, хоть сколько-нибудь эффективно. Кроме того, территориальное планирование определяет цели регионального развития.Территориальное планирование не только создает базу для разработки стратегии регионального развития, но и отражает последствия неадекватного управления, т.е. является своеобразным «барометром», показывающим необходимость уточнения или смены стратегического курса развития региональной экономики. Следовательно, схемы территориального планирования - не разовый акт, а постоянно действующий способ контроля развития территории, мониторинга социально-экономического и экологического развития субъекта РФ. Такие функции территориального планирования в полной мере отвечают принципам устойчивого развития, предотвращают возникновение опасных территориальных диспропорций в региональной экономике.2.2 Методы территориального планированияК методам территориального планирования относятся [10, с. 56]: 1) метод экспериментальных оценок - принятие решений с помощью специалистов по конкретным вопросам.2) экономико-статистический - связь явлений между собой. Позволяет выявить связь какого-либо результата с возможными факторами на него воздействующих, оценка конкретного мероприятия.3) метод экстраполяции - продолжение на будущее, тенденции наблюдаемые в прошлом. 4) балансовый метод - широко используется в региональной экономики, управления земельными ресурсами. 5) экономико-математический метод - оптимизация, повышение эффективности, установление наиболее эффективного использования земель.6) метод райнирования и зонирования территорий - разделение на зоны, районы в соответствии с конкретными целями использования.7) нормативный метод - определение целей использования в соответствии с нормой.8) программно-целевой.ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИВ современном мире процесс градостроительства является достаточно сложной системой, управление которой осуществляется на разных уровнях — федеральном, региональном и муниципальном. Это многоступенчатый процесс, включающий в себя плановую, проектную и градостроительную деятельность. Значимость градостроительного вопроса на сегодняшний день трудно переоценить, при этом особую роль в сложившихся социально-экономических условиях все большую актуальность приобретает задача планировки городов. Основным законом, регулирующим градостроительство в РФ, является Градостроительный кодекс (ГрК РФ), в статье 1 которого обозначено следующее определение: «Градостроительная деятельность — это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий» [2].. В более узком смысле градостроительство также можно определить как область строительства и архитектуры, в комплексе решающую функционально-практические и эстетические задачи [11, с.39]. В регулировании и развитии городских территорий основными участвующими субъектами являются органы государственной власти и органы местного самоуправления (МСУ), городское население, а также строительные организации и частные инвесторы. При этом в формировании направлений развития градостроительства и территориального планирования главная роль отводится органам местного самоуправления. В целях обеспечения благоприятной обстановки в рассматриваемой нами области, органы государственной власти и местного самоуправления имеют свои специфические обязанности и права. К полномочиям органов МСУ относятся: проведение публичных слушаний, подготовка и утверждение документов территориального планирования, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры. В то время как управление на государственном и региональном уровне преимущественно связано с осуществлением регулирующей и контрольной деятельности в области государственной градостроительной политики, органы МСУ призваны осуществлять непосредственную градостроительную деятельность на своей территории, реализовывая муниципальные программы и проекты. Именно ими определяется градостроительная политика на данной территории, именно они привлекают частных инвесторов и строительные организации, занимаются решением возникающих в процессе социально-экономических проблем и отчитываются перед местным населением за результаты проделанной работы Полномочия органов МСУ в области градостроительной деятельности указаны в ст. 8 ГрК РФ. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных районах, городских округах и поселениях, поэтому объем полномочий органов МСУ в рассматриваемой сфере деятельности зависит от конкретного вида муниципального образования [2]. В первую очередь, полномочия органов МСУ в сфере градостроительства заключаются в подготовке и утверждении документов территориального планирования. Территориальное планирование направлено на определение в документах назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Исходя из вышеизложенного определения, становится понятно, что решение многих немаловажных вопросов, которые относятся к качеству жизни населения, земельным отношениям, а также охране окружающей среды должно находить свое сбалансированное, комплексное решение именно в рамках территориального планирования. Однако на сегодняшний день многие жители не довольны условиями, в которых они проживают и одной из причин неблагоприятной среды городов является недостаточный учет «человеческого» фактора в проектировании [13, с.15]. Проанализировав данную ситуацию, мы пришли к выводу, что проблема заключается в процессе подготовки документов территориального планирования, где принимаются попытки одновременно реализовать: Цели государства, которые связаны со строительством инфраструктур и объектов государственного и регионального значения. Сюда же входит реализацией задач гражданской обороны, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Общественные интересы территориального сообщества, выражающиеся в обеспечении безопасности проживания, улучшении экологической ситуации, а также развитии муниципальных инженерных и социальных инфраструктур. Частные интересы инвесторов, застройщиков, права собственников недвижимости, а также права жителей на благоприятные условия жизнедеятельности [16, с.15]. В такой ситуации сложно обеспечить учет всех целей и интересов участвующих субъектов и найти компромисс между противоречивыми и порой взаимоисключающими предложениями при подготовке схемы территориального планирования. Поэтому при строительстве, которое осуществляется на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории зачастую не учитывают мнения местных жителей. Например, при формировании территориальных планов не всегда берется в расчет необходимость постройки объектов социально-культурного назначения. Причинами принятия решений, не соответствующих желаниям населения, проживающего на данной территории, может быть то, что их просто-напросто не услышали или же не стали слушать в силу каких-то обстоятельств. Порой случается так, что в пакет этих документов вносятся изменения, связанные с производственной и строительной необходимостью, при этом мнения граждан не учитываются. Мнения граждан не учитываются, даже несмотря на то, что целью территориального планирования является — «обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека», а градостроительство вообще можно определить как один из решающих факторов реализации конституционного права гражданина РФ на благоприятную окружающую среду, обеспечение безопасности и устойчивого социально-экономического развития страны.Поэтому одним из вариантов решения обозначенных проблем является возможность включения в ГрК РФ положения о необходимости проведения по итогам публичных слушаний социологического опроса населения. К данному процессу должен быть подключен профессионал-социолог, обладающий инструментами для выявления социальных факторов и интересов. После того как социологический опрос будет завершен в пакет градостроительной документации обязательно должны быть внесены изменения с учетом высказанных мнений и предложений. Участие граждан в процессе территориального планирования должно рассматриваться как: право вносить предложения, право собственника, право человека на благоприятные условия жизнедеятельности. Данные предложение будут являться гарантией того, что если интересы инвесторов и войдут в противоречие с интересами городского сообщества в целом, то мнение последних будет услышано и учтено. На сегодняшний же день результаты публичных слушаний носят лишь рекомендательный характер, вследствие чего и складываются конфликтные ситуации между населением и местным самоуправлением. При подготовке подобных проектов, должна проводиться большая работа по разъяснению населению смысла и содержания инициатив властей. Таким образом, решив проблему прямого взаимодействия муниципальных органов власти и гражданского общества, можно значительно улучшить положение дел в градостроительной области.ЗАКЛЮЧЕНИЕПо результатам написания курсовой работы можно сделать следующие выводы:1. Территориальное планирование - планирование различных территорий, для установления функциональных зон, определение планируемого размещения объектов различного значения (федерального, регионального, местного).2. Перечень объектов различного значения может определяться 3 способами: а) законодательно - с перечислением характеристик соответствующих объектов; б) определение этих объектов в процессе территориального планирования; в) сочетание двух первых считается наиболее оптимальным.3. Градостроительная документация разрабатывается с учетом того, что ее реализация - сложный процесс, развивающийся во времени и в пространстве.4. Значительное место в Кодексе уделено регламентации территориального планирования. Оно должно быть направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.5. Принципы территориального планирования направлены на сохранение и повышения качества жизни населения района. Что подразумевает обеспечение для населения равного доступа к социальным и экономическим благам, обеспечение социальной устойчивости за счет развития образования, здравоохранения, учреждений досуга и обеспечение доступа к оплачиваемому труду.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые актыРоссийская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ [Электронный ресурс]: [ред. от 13.05.2008]. – Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ [Электронный ресурс]: [ред. от 16.05.2008]. – Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство. 3. Российская Федерация. Законы. Лесной кодекс Российской Федерации от 4.12.2006 № 200-ФЗ [Электронный ресурс]: [ред. от 13.05.2008]. – Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ: [ред. от 07.02.2011]. – Режим доступа: КонсультантПлюс. ЗаконодательствоРоссийская Федерация. Законы. О землеустройстве. [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 18.06.2001 №78-ФЗ: [ред. от 23.07.2008]. – Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство.Российская Федерация. Законы. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 25.06.2002 №73- ФЗ: [ред. от 22.08.2004]. – Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство.Основная литератураБезбородова, А. А. Проблемы реализации территориального планирования на муниципальном уровне / А. А. Безбородова, Л. Р. Шакирова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 154-156.Береговских, А. Н. Комплексный подход к управлению градостроительным развитием территорий / А. Н. Береговских. // Землепользование. – 2011. – № 10. – С. 44–50.Вильнер, М. Я. Методологические подходы и некоторые методики анализа и комплексной оценки территории в территориальном планировании: [о городе как об уник. социокультур. пространстве] / М. Я. Вильнер // Вестник «Зодчий. 21 век». – 2009. – № 1 (30). – С. 16–23.Груздев В. М. Территориальное планирование. Теоретические аспекты и методология пространственной организации территории [Текст]: учеб. пос. для вузов / В. М. Груздев; Нижегород. гос. архит. строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2014. - 146 с.Каменских, Н.А. Региональное управление и территориальное планирование: стратегическое партнёрство в системе регионального развития: Учебное пособие / Н.А. Каменских. - М.: Инфра-М, 2018. - 189 c.Каменских, Н.А. Региональное управление и территориальное планирование: стратегическое партнёрство в системе регионального развития: Учебное пособие / Н.А. Каменских. - М.: Инфра-М, 2018. - 304 c.Митягин, С. Д. Территориальное планирование и районная планировка / С. Д. Митягин // Промышленное и гражданское строительство. – 2007. – № 1. – С. 13–15.Попов, Р.А. Региональное управление и территориальное планирование: Учебник / Р.А. Попов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 288 c.Разработка стратегического выбора муниципального образования: уч. пособие / авт. кол. под рук. К.Н. Знаменской. М.: РНЦГМУ, 2004. – 356 с. Рисин, И.Е. Региональное управление и территориальное планирование (для бакалавров) / И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский. - М.: КноРус, 2018. - 286 c.Стратегическое планирование / Под ред. Э.А.Уткина. - м.: тандем, 2008. - 440с.Щербина, Е.В. Муниципальное управление и территориальное планирование / Е.В. Щербина. - М.: МГСУ, 2019. – 597 c.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.