это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3854524
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1. Категория понятия «качество жизни» 4
2. Влияние психологических характеристик личности на качество жизни 5
3. Уверенность в себе, как свойство личности, способствующее повышению качества жизни 6
4. Развитие уверенности в себе как условие повышения качества жизни 7
5. Рекомендации по развитию уверенности в себе с целью повышения качества жизни 8
Заключение 10
Список литературы 11
Введение
В условиях нарастающего влияния факторов невротизации общества -
экономического кризиса, риска природных и техногенных катастроф,
высокого переизбытка информации и т.п. - вопросы о качестве жизни
становятся актуальными для разных областей научного знания. Качество
жизни, становится целью развития Качество жизни становится целью
развития отдельной личности, государства, мирового сообщества в целом.
Многие отрасли науки исследуют качество жизни человека. В
медицине – особое внимание уделено физическому здоровью, в экономике –
уровню благосостояния и обеспеченности, в экологии – состоянию
окружающей среды, психология исследует потребности личности, поиск
человеком смысла жизни, его стремление к счастью.
Каждый из нас стремится жить счастливо, наслаждаться жизнью, быть
удовлетворенным социальным окружением, иметь слаженный быт и многое
другое. Ощущение стабильности, комфортности и уверенности в завтрашнем
дне, вот к чему стремится каждый человек.
Но как достигнуть того качества жизни которого хотелось бы?
Изменение работы, социального окружения, места проживания, бытовые
перестановки это лишь некоторые действия, к которым прибегают люди в
стремлении улучшить качество жизни.
По нашему мнению, качество жизни, формируется не столько под
влияние внешних составляющих, сколько от сочетания личностных качеств.
К качествам, обеспечивающим человеку высокое качество жизни, можно
отнести специфические особенности интеллектуальной сферы, развитый
социальный интеллект, коммуникабельность, целеполагание, широту
интересов, этичность и нравственность, зрелость, стремление к развитию,
способность к мобилизации, способность к самоконтролю.
Конечно, описанная нами картина, несколько абстрактна, поскольку в
реальной жизни людей стремящихся и способных практически к
постоянному саморазвитию не слишком много. К успеху стремятся
многие, а вот к саморазвитию, как средству его достижения – нет.
Одной из главных характеристик, человека с высоким качеством
жизни, которая объединяет несколько важнейших личностных свойств
можно назвать уверенность в себе.
В своей работы, мы остановимся именно на изучении степени влияния
уверенности в себе на качество жизни личности, и сформулируем
рекомендации по улучшению качества жизни, через работу с уверенностью в
себе.
1. Категория понятия «качество жизни»
Несмотря на то, что понятие качества жизни активно
используется в различных гуманитарных дисциплинах, до сих пор не
выработано единого подхода к определению, структуре и диагностике
качества жизни. В результате врач может понимать качество жизни
как отсутствие депрессии или адаптацию к заболеванию, психолог –
как удовлетворенность жизнью, экономист – как сочетание целой
серии экономических показателей, включая грамотность населения и
валовый внутренний продукт.
Качество жизни – интегральный показатель физического,
психологического, эмоционального и социального функционирования
человека, воспринимаемый им субъективно.
Исследователи сходятся в едином мнении, что качество жизни
понятие многомерное. Оно включает в себя как объективные факторы,
описывающие человеческое существование (например, владение
материальными ресурсами, состояние здоровья, наличие и качество
работы, условия жизни и многие другие), так и субъективное
восприятие этих факторов и возможностей, которыми располагает
индивид [1]. При этом важно, чтобы факторы, составляющие качество
жизни, а также их субъективные оценки позволяли их измерение и
количественное описание. Вообще говоря, качество жизни – это
уровень счастья людей, или степень их удовлетворенности своей
жизнью, а также объективные показатели благополучия, такие как
продолжительность жизни, уровень дохода, образование и так далее.
Изучение качества жизни неизбежно происходит в контексте
влияния на личность множества факторов внутренней и внешней
среды. Основополагающим при этом является вопрос о восприятии
конкретным тех составляющих среды, которые становятся значимыми
для личности в той или иной жизненной ситуации.
Восприятие именно этих элементов среды отражает не только их
значимость для субъекта, но и его отношение к ним. Порой отношение
к отдельным составляющим среды транслируется субъектом на
окружающую действительность в целом. Следовательно, качество
жизни можно представить как итог интеграции индивидом
субъективных и объективных характеристик его повседневной жизни и
деятельности [2].
Таким образом, все показатели, критерии и аспекты качества
жизни подвергаются индивидуальной, уникальной интерпретации, что
придает им несомненную психологическую подоплеку.
Согласно мнению исследователей - представителей
психологического направления изучения качества жизни, именно
переживания субъектов жизнедеятельности, формирующиеся на
основе жизненного опыта, культурного уровня, эмоционального и
интеллектуального развития и т. п., могут и должны служить мерилом
качества жизни. Только исходя из специфики переживаний каждым
конкретным индивидом уровня удовлетворенности процессом и
результатом своей жизни можно дать оценку состояния сознания
субъекта, его представлений и понимания им степени собственной
удовлетворенности [3].
Таким образом, качество жизни, в психологической науки
явление субъективное, зависящее от ощущения личностью
удовлетворенности/неудовлетворенности жизнью в целом и частными
ее аспектами.
2. Влияние психологических характеристик личности на качество
жизни
Американские исследователи А. Эбби и Ф. М. Эндрюс предлагают
рассмотреть взаимосвязь между социально-психологическими
характеристиками индивида и его качеством жизни [4]. Исследователи
проследили связь между качеством жизни и такими свойствами личности,
как экстернальность / интернальность, стрессоустойчивость, уровень
тревожности и склонность к депрессивным состояниям.
Установлено, что качество жизни связано с рядом индивидуальных
характеристик, такими как копинг-стратегии, психогенные факторы
(хроническое напряжение, стресс, преморбидный пессимизм),
психосоматические симптомы (аллергические реакции, отклонения в
кровеносном давлении и т. д.), «прогностические проявления»
(эмоциональная уязвимость, отсутствие позитивного видения будущего), а
также с наличием / отсутствием социальной поддержки.
Естественным образом копинг-стиль, чувство подавленности и
излишняя сензитивность отрицательно коррелируют с качеством жизни, в то
время как уверенность в себе, эмоциональная устойчивость и независимость
мышления — положительно.
Небезынтересной представляется и попытка С.Н. Ениколопова, Е.В.
Садальской и A.M. Абразиковой, посвященная развитию концепции (модели)
психологического благополучия Кэрол Рифф. Эта концепция заслуживает
внимания с позиций уточнения состава психологических факторов,
определяющих тот аспект качества жизни, который обусловлен состоянием
самого носителя жизни - человека. Такими факторами являются шесть
измерений психологического благополучия и соответствующих показателей,
оцениваемых в баллах. Эти измерения с краткой интерпретацией высоких
баллов следующие:
1. Самопринятие. Обладает позитивным отношением к себе,
принимает разные стороны своего Я.
2. Позитивные отношения с другими. Получает удовлетворение от
теплых, доверительных отношений с другими, заботится о благополучии
других.
3. Автономность. Имеет самоопределение и независимость,
способность противостоять социальному давлению.
4. Компетентность. Обладает чувством мастерства и
компетентности в овладении средой, успешно осуществляет разные виды
деятельности.
5. Цели в жизни. Имеет цели в жизни и чувство направленности,
имеет убеждения.
6. Личностный рост. Обладает чувством продолжающегося
развития и реализации своего потенциала. [5]
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что
качество жизни личности, являясь субъективным представление о
собственной удовлетворенности всеми аспектами жизни, зависит от
эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, независимости мышления,
позитивного отношения к другим, компетентности, целенаправленности и
стремления к развитию.
3. Уверенность в себе, как свойство личности, способствующее
повышению качества жизни
Как мы уже отметили ранее качество жизни личности формируется под
влияние внешних у внутренних факторов. По мнению ряда специалистов,
именно уверенность в себе оказывает наибольшее влияние на субъективную
оценку качества жизни человека, обеспечивая адекватную регуляцию
поведения и деятельности (A.B. Баранова, Г.М. Головина, Т.Н. Савченко, М.
Argyle, С. Ryff, R. Veenhoven).
В психолого-педагогическом словаре понятие «уверенность»
определяется как переживание человеком своих возможностей, как
адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем,
которые он ставит перед собой сам [6].
Уверенность в себе, способность индивидуума предъявлять требования
и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их
осуществления. Кроме этого к уверенности относится способность
разрешать себе иметь запросы и требования (установки по отношению к
самому себе), осмеливаться их проявлять (социальный страх и
заторможенность) и обладание навыками их осуществления (социальные
навыки). [7]
В структуре уверенности в себе можно выделить три важнейших
компонента:
Общая уверенность в себе представляет собой уверенность
в правильности своих поступков, действий, а также адекватности своих
суждений.
Социальная смелость представляет способность открыто
защищать свои интересы в обществе, адекватно выражать свою
позицию, ориентироваться на собственную систему ценностей и
мнений. При этом не прибегая к проявлению агрессии.
Инициатива в социальных контактах представляет
стремление к взаимодействию с окружающими, используя как
вербальные, так и невербальные средства общения.
Именно уверенность в себе помогает личности ставить крупные цели,
добиваться успеха, улучшать свою жизнь и наслаждаться результатами своей
деятельности. Уверенный человек знает, чего он хочет и как этого добиться.
4. Развитие уверенности в себе как условие повышения качества
жизни
Известно, что уверенность в себе во многом определяет качество жизни
личности. Но, как работает это механизм, согласно которому чем выше
уверенность в себе, тем выше качество жизни личности?
1. Уверенность в себе побуждает не откладывать дела. Уверенные
люди начинают что-то. Они не стесняются выдвигать новую идею, даже
когда окружающие все еще обдумывают ее.
2. Уверенность в себе помогает отстаивать себя и свои интересы.
3. Уверенность в себе позволяет говорить «нет». Уверенные люди
могут сказать «нет», когда это необходимо. Они не берут на себя ненужную
или неподходящую работу.
4. Уверенность в себе помогает соглашаться даже с самыми
дерзкими авантюрами. Уверенные люди говорят «да» возможностям. Они не
упускают шансы, которые выпадают на их пути из-за стеснения или потому
что не считают себя «достойными».
5. Уверенность преодолевает страх. Отсутствие уверенности может
привести к парализующему страху. Страху перед неудачами. Страху
общественного мнения. Страху неизвестности.
6. Уверенность в себе означает веру в себя. Генри Форд сказал:
«Думаете ли вы, что можете или думаете, что не можете - вы правы в обоих
случаях».
7. Уверенные в себе люди устанавливают высокую планку и
стремятся достичь высот. Недостаток уверенности приводит к маленьким
целям, заниженной планке и посредственным результатам.
8. Уверенность в себе позволяет узнать свои пределы, проверить их
и расширить границы. Расширяя свои границы, вы их увеличиваете.
9. Уверенность в себе позволяет вам задавать вопросы, даже когда
другие молчат. Уверенность даже позволяет «попросить работу».
10. Уверенность в себе дает способность добиваться успеха.
Повышая свою уверенность в себе, можно косвенно повысить качество
жизни личности. Человек с низкой самооценкой, не верящий в себя и свои
действия, не сможет добиться успеха, не сможет насладиться происходящим,
не сможет качественно и с удовольствием проживать свою жизнь.
Именно поэтому, в работе над повышением качества жизни,
необходимо уделить большое внимание развитию личностных
характеристик, и в частности уверенности в себе.
5. Рекомендации по развитию уверенности в себе с целью
повышения качества жизни
1. Честно признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и
сформулируйте свои цели в соответствии с этим.
2. Обязательно решите для себя, что именно для Вас наиболее
ценно, какой Вы хотели видеть свою жизнь. Проанализируйте свои планы и
оцените их с точки зрения сегодняшнего дня, с тем, чтобы воспользоваться
этим, когда наступит удобный момент.
3. Проанализируйте причины всех своих успехов и неудач.
Разберитесь во всем этом честно и объективно. Постарайтесь понять и
простить тех, кто заставил Вас страдать или же не оказал Вам помощи.
Простите себе свои прошлые ошибки, заблуждения и грехи. Постарайтесь
забыть все свои тяжкие воспоминания и постарайтесь не возвращаться к ним.
Освободите место для хороших, позитивных воспоминаниях, для
воспоминаний о Ваших успехах и победах.
4. Помните, что чувства вины и стыда не помогают людям
добиваться успеха. Не позволяйте себе зацикливаться на этих чувствах.
5. Ищите причины своего поведения в физических, социальных,
экономических и политических аспектах нынешней ситуации, а не только в
недостатках собственной личности.
6. Не забывайте, что каждое событие можно оценить по-разному.
Более терпимо относитесь к людям.
7. Никогда не говорите о себе плохо, избегайте приписывать себе
отрицательные черты — «глупый», «уродливый», «неспособный»,
«невезучий», «неисправимый».
8. Ваши действия могут подлежать любой оценке, если они
подвергаются конструктивной критике — воспользуйтесь этим для своего
блага, но не позволяйте другим критиковать Вас как личность.
9. Помните, что иногда поражение можно рассматривать, как удачу
(можно сделать из него выводы, что Вы преследовали ложные цели, которые
не стоили Ваших усилий, что Вам удалось избежать возможных
последующих более крупных неприятностей).
10. Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые
заставляют Вас чувствовать свою неполноценность. Жизнь слишком коротка,
чтобы тратить ее на уныние.
11. Позволяйте себе иногда расслабиться, прислушаться к своим
мыслям, заняться тем, что Вам по душе. Чаще оставайтесь наедине с собой,
так Вы сможете лучше себя понять.
12. Практикуйтесь в общении. Будьте конструктивны, наслаждайтесь
ощущением той энергии, которой обмениваются люди. Поймите, что люди
очень непохожи друг на друга и очень своеобразны. Каждый человек — это
индивидуальность. Решите, что Вы хотите получить, и что можете дать
людям. Учитесь быть открытыми для такого обмена. Представьте себе, что
каждый может испытывать страх и неуверенность, постарайтесь помочь
такому неуверенному человеку.
13. Перестаньте чрезмерно охранять своё "Я" — оно гораздо крепче
и пластичнее, чем Вам кажется. Оно гнётся, но не ломается. Пусть лучше
ваше "Я" испытает кратковременный эмоциональный удар, чем будет
пребывать в бездействии и изоляции.
14. Выберите для себя несколько серьезных отдаленных целей, на
пути к которым необходимо достижение целей более мелких,
промежуточных. Трезво взвесьте, какие средства необходимы для того,
чтобы достичь этих промежуточных целей. Не оставляйте без внимания
каждый свой успешный шаг и не забывайте подбодрить и похвалить себя. Не
бойтесь оказаться нескромным, ведь Вас никто не услышит.
15. Всегда помните, что Вы — не пассивный объект, на который
валятся неприятности. Вы — вершина эволюционной пирамиды. Вы —
воплощение надежд Ваших родителей. Вы — неповторимая личность,
активный творец своей жизни. Если Вы уверены в себе, то любое
препятствие становится для Вас вызовом, который побуждает к новым
свершениям. [8]
Заключение
Качество жизни феномен многомерный и разноплановый. Трактовка
его в разных науках не одинаково.
Психологическая наука, изучая качество жизни, ориентируется на
представления личности об удовлетворенности жизнью. Значение качества
жизни отражено в субъективных ощущениях, формирующихся на основе
конкретных условий, эмоционального состояния и т.д.
Согласно множественным исследованиям на качество жизни личности
влияют внешние: социальные, экономические, политические и т.д., а так же
внутренние причины: эмоциональная устойчивость, уверенность в себе,
независимость мышления, позитивное отношение к другим, компетентности,
целенаправленность и стремление к развитию.
По нашему мнению, качество жизни обретается людьми в процессе
преобразования среды и самих себя. Именно поэтому в работе мы сделали
акцент на необходимости самосовершенствования и развития личностных
характеристик, с целью повышения качества жизни.
Уверенность в себе является одним из необходимых компонентов для
достижения любой намеченной цели и жизненного успеха. Она способствует
достижению высокого качества жизни.
В рамках нашей работы мы исследовали феномен «качества жизни»,
определили какие личностные характеристики, способствуют достижению
высокого качества жизни, изучили, как уверенность в себе влияет на качество
жизни, и сформулировали правила развития уверенности в себе.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется заметить, что качество
жизни каждого из нас, в наших руках, оно зависит от наших действий и от
того, как мы относимся к самим себе и миру вокруг нас. Каждый из нас
может добиться успеха и начать получать удовольствие от жизни, стоит лишь
начать работать над собой, самосовершенствоваться и развиваться, и
изменения вокруг не заставят себя ждать.
Список литературы
1. Зубец А. Н., Белоконев С. Ю. Качество жизни населения в городах
россии с учетом состояния жилищно-коммунального хозяйства и
оценка эффективности работы городских властей // Власть. 2020. №6.
С. 9-17.
2. Головина Г. М., Савченко Т. Н. Субъективное качество жизни:
подходы, методы оценки, прикладные исследования. М., 2006 176 с.
3. Юдина Н.А. Психологические подходы к изучению субъективного
качества жизни // Известия Уральского федерального университета.
Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23. № 2
(162). С. 104—110.
4. Abbey A., Andrews F. M. Modeling the psychological determinants of Life
Quality // Research of the Quality of Life / by F. M. Andrews. Ann Arbor,
1986. P. 85–118.
5. Скорынин А.А. к вопросу о структуре психологического благополучия
личности // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология.
2020. №2. С. 87-93.
6. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещерякова, В. П.
Зинченко. – Москва : АСТ, 2015 – 811 с.
7. Ромек В. Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной
психологии // Психологический вестн. Вып. 1. Ч. 2. Ростов н/Д : Изд-
во РГУ, 1996. С. 132-138.
8. Меланьин Д.В. Саомучитель практического гипноза. М.: Дельта-
Пресс, 2008. - 123 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!