это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3854951
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеСегодня невозможно встретить учебное заведение где бы ни разу за всё время его существования не возникало конфликтов между учителем или преподавателем, или тренером и обучающимся, воспитанником. Проблемой конфликтов между учителем и учеником занимались многие учёные, такие как В.Е. Гурин, C.В. Кондратьева, Н.Г. Полехина, И.Г. Шульц, Ш.А. Амоношвили, Б.И. Хасан, В.П. Бедерханова, Г.С. Илюшкин, В.В. Скворцов и т.д. Несмотря на то, что существует много различных научных работ по конфликтологии, многие вопросы остаются не совсем освящёнными. На сегодняшний день конфликтология– наука о конфликтах находится на этапе своего развития. Конфликты – это интереснейшее и богатейшее явление. Сегодня все люди уже знают, что конфликт – это обнаружившее себя противоречие. Именно оно и должно быть разрешено через конфликт. Но многие уже понимают, что идея победить в конфликте – это путь в пустоту, особенно в педагогическом процессе. «Я давно убедился, – пишет Ш.А.Амонашвили, – что хоть и нет такой педагогики, которая способна разрешить все возникающие конфликты, но есть путь, по которому надо идти, чтобы открыть эту педагогику» [2, c. 69].Определим понятие, которое указано в теме нашей курсовой работы «конфликт ценностей». Итак, конфликт ценностей – это конфликтные ситуации, в которых несогласие между участниками связаны с их представлениями о чем-либо, которые противоречат друг другу или являются несовместимыми, имеющими для каждого свой индивидуальный характер. Данная система ценностей человека или группы отражает то, что является для него наиболее значимым [4, c. 55].Так, к примеру ценностью образовательного процесса будет то, в чём ученик и учитель видят для себя основной смысл обучения, то есть является ли процесс обучения источником знаний, необходимых компетенций, качественных воспитательных преобразований и т.д.Умение различать характер конфликта – связан ли он с ценностями, интересами или потребностями– является очень важным умением, потому что это в большой степени определяет и характер их разрешения. Как мы могли наблюдать, эти типы конфликта отличаются тем, какие именно аспекты отношений или взаимодействия затронуты конфликтом. При этом идентичные причины могут порождать разные виды конфликтов.Таким образом, характер конфликта (конфликт ценностей, или интересов, или потребностей) определяется характером проблемы, порождающей противоречия между участниками ситуации, а причина его возникновения – конкретными обстоятельствами их взаимодействия.Естественно, что в разрешении возникающих конфликтов в системе образования огромная роль отводится педагогу. Ведь именно он управляет образовательным процессом. Поэтому для педагога очень важно обладать такими качествами как эмпатические способности, чувство такта, высокая компетентность в конструктивном разрешении конфликтов, стрессоустойчивость и т.д. Сегодня делается большой упор педагогической науки на гуманизацию образования. Но несмотря на это в СМИ, в публицистике, в интернете мы ежедневно наблюдаем конфликты учителей с обучающимися.Таким образом актуальность нашей работы определяется следующим:-противоречием между необходимостью конфликтов как способа преодоления противоречий, способа взаимодействия сложных систем (механизма развития) и сотрудничества учителя и учащихся как условия гуманизации образовательного процесса;-отсутствием теоретического обобщения различных подходов к исследованию различных видов конфликтов в теории и практике педагогической науки;-запросом педагогической практики на теоретически обоснованный подход к созданию системы работы в школе, связанной с предупреждением и разрешением деструктивных конфликтов.Объект исследования – конфликты ценностей в процессе взаимодействия и взаимоотношений между учителем и учащимися в детском центре.Предмет исследования – причины, признаки и особенности протекания ценностных конфликтов между учителем и учеником.Цель исследования – выделение и анализ структурных элементов конфликта, а также разработка эффективных способов преодоления ценностных конфликтов.Задачи исследования:-изучить проблему конфликта в психологической литературе;-провести анализ конфликтов типа учитель - ученик в детском образовательном центре;-разработать рекомендации по эффективному разрешению конфликтных ситуаций между учителем и учеником. Соответственно задачам были определены этапы исследования, которое осуществлялось в феврале-марте 2022 года.Методологической основой исследования являются философское учение о человеке как высшей ценности общества; личностный и деятельностный подходы.Теоретической основой выступают результаты исследований по социологии конфликта, проблемам конфликтологии в психологии и педагогике.База исследования– детский оздоровительный лагерь «Салют». Адрес: Нижегородская область, Городецкий р-н, Смольковский с/с, д. Ломляево. Исследованием было охвачено 8 педагогов и 25 обучающихся. Практическая значимость проведённого исследования заключается в возможности использования результатов в практике школ.Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Глава 1. Представление о конфликтах в психологии1.1.Конфликт: природа, структура, этапыКонфликт (от лат. Соnflictus - столкновение) – это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворения интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции [3, c.89].В ситуации, когда взаимоотношения между людьми складываются хорошо, не возникает ссор и противоречий, соответственно у нас не возникает вопросов, касающихся этих взаимоотношений, всё идёт своим чередом. Однако, если возникает конфликтная ситуация, мы сразу начинаем думать и анализировать что происходит, как быть, что делать. Неудивительно, что такая наука конфликтология не перестаёт терять своей актуальности. Однако, важно понимать, что не всякую ссору можно назвать конфликтом. Исходя из житейского опыта, часто люди приравнивают ссору, разногласие, недомолвку к понятию «конфликт». Толковый словарь русского языка более строг в формулировке данного понятия: столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор [9, c.100].Научное определение, предложенное психологами, еще больше сужает его значение: это вид отношений– межличностных, личности и группы, межгрупповых, – в основе которых лежит объективное несовпадение и даже противоречие целей, интересов, мнения участников [6, c.98].Отсюда можно сделать вывод, что конфликт всегда имеет под собой некую почву, фундамент, реальную причину. А какой бы то ни было спор можно прекратить, если он надоел его участникам, ссору тоже можно ликвидировать, простив друг друга, то же самое и с недомолвками. Что касается конфликта– его можно только решить. Иными словами, найти такие способы его разрешения, которые бы позволили прийти к такому результату, который бы устраивал всех его участников.Эта задача является совсем не из лёгких. Ведь в какой бы сфере не происходил конфликт: в образовании, в семье, в политике, в коммерческой и т.д., он всегда сопровождается острыми эмоциями, переживаниями, иногда оскорблениями. Люди не всегда видят противоречия в ценностях и убеждениях, потому что во время конфликта люди ощущают злость, гнев, раздражение. Такими сильными эмоциями очень сложно управлять, каким бы проработанным с психологической точки зрения не был бы человек. Конфликты очень разнообразны по своей форме и содержанию: он может быть международным политическим, яркий пример такого конфликта можем наблюдать сегодня между нашей страной и Украиной, противоречие ценностей, возникшие в образовательном пространстве, о котором мы будем писать в нашей курсовой работе, бывают конфликты двух влюбленных, конфликты между соседями и т.д.Отметим, что существуют и объединяющие их признаки. В первую очередь, это структура конфликта и динамика его развития. Иными словами, каждый конфликт содержит «базовый» или основной набор компонентов, и каждый в своем развитии проходит, в той или иной форме, определенные стадии.Итак, учитывая всё вышесказанное нами, остановимся на Структуре конфликта (рис.1) Любой возникающий конфликт имеет свой объект –это предмет, который послужил причиной возникновения противоречия, а также стороны. Их как минимум две, и обе претендуют на обладание объектом (если это материальный предмет, к примеру, деньги) или на его однозначное определение (если это какая-то идея, мнение, суждение, установка). В конфликтах между учеником и учителем предметами могут выступать испорченный учеником стол, нежелание ученика обучаться, неприемлемое поведение ученика или учителя, всё то, из-за чего может возникнуть конфликт. 48196559055Образ конфликтной ситуацииОбраз конфликтной ситуации Объект00Образ конфликтной ситуацииОбраз конфликтной ситуации ОбъектОбраз конфликтной ситуацииОбраз конфликтной ситуации ОбъектОбраз конфликтной ситуацииОбраз конфликтной ситуации Объект позиция позиция мотивы мотивыРис. 1 Структура конфликта Как мы видим из рисунка, каждая из сторон конфликта придерживается определенной позиции –более или менее соответствующего реальности объяснения того, почему ей столь важно обладать объектом конфликта или принять именно такого его определение. Ситуация осложняется тем, что стороны порой имеют две позиции: внешнюю, которая открыто предъявляется, и внутреннюю, которой в действительности руководствуются, но по какой - то причине скрывают от своих оппонентов (а иногда и от себя самого). Внутренняя позиция – это и есть объективные, реально существующие интересы, потребности личности, их то он и пытается удовлетворить в процессе конфликта. В частности, ученик вступает в конфликт с учителем из-за того, что учитель поставил двойку за работу, внешне он проявляет своё несогласие с отметкой, а на самом деле ему просто лень переделывать некачественную работу, лень учиться. Итак, остановимся на этапах или стадиях конфликта.В своем развитии любой конфликт, независимо от сферы, проходит четыре стадии: возникновение противоречия, инцидент, конфликтные действия сторон, исход или завершение конфликта [11, c.108].На этапе возникновения противоречия конфликт еще не осознается оппонентами, однако в отношениях уже существует его зародыш. Например, в школьный класс, со сложившийся структурой отношений, своими признанными лидерами и авторитетами, приходит новый ученик. Он тоже привык, что к нему прислушиваются, что его мнение значимо, и при этом у него, вполне вероятно, в чём - то иная система ценностей, собственные взгляды. Пока не возникло реальных разногласий между ним и новыми одноклассниками, однако они неизбежны. Рано или поздно люди, чьи интересы противоречат друг другу или пересекаются, столкнутся с инцидентом – реальной ситуацией, которая со всей очевидностью продемонстрирует наличие проблемы. Суть ее может быть еще неясна, но возникают напряженность, размолвки, взаимное непонимание.На второй стадии уже само возникновение конфликта осознаётся участниками. Возникает какая-то ситуация, инцидент, где оппоненты встречаются лицом к лицу. Очень много в конфликте определяется и решается на третей стадии конфликтных действий. Они направлены на завоевание объекта, из -за которого разгорелся конфликт, но в то же время участники всегда вольно или невольно задевают интересы, самооценку, безопасность друг друга, в результате чего их отношения заметно обостряются. Это самая бурная, драматичная и вместе с тем очень важная стадия конфликта. Как правило, именно на данном этапе люди начинают осознавать: нужно что - то делать для того, чтобы изменить ситуацию. И обычно видят единственный приемлемый способ завершить конфликт – добиться своих целей, победить оппонента. В этом и заключается ошибка, приводящая к затягиванию противостояния и нарастанию напряженности. Хотя в какой-то момент силовое давление способно принести результат, противоречие интересов, лежащее в основе конфликта, никуда не исчезает и со временем обязательно проявляется, причем в еще более тяжелой форме и с еще большей силой.Если говорить о столкновении интересов народов или стран, подобный подход в будущем может привести вынужденному силовому принуждению, иными словами, к войне, если же это конфликт между учителем и учеником, ценой победы может стать потеря доверительных отношений, репутации учителя. Именно в этом смысл конфликта: любая победа временна, долгосрочным может быть только решение.Несмотря на то, что третья стадия драматична и напряжена, она продолжается недолго: позиции заявлены, отношения обострены, эмоции выплеснуты – и конфликт вступает в завершающую стадию исхода. То, каким он будет, зависит от направления усилий, выбранного участниками [11, c.110].1.2 Педагогический конфликт ценностей: содержание, причины, специфика протеканияДля сферы образования характерны конфликты разного рода. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее смыслом является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие ментальный комфорт педагогу, ученику и родителям. Сформированные в дошкольном детстве способы понимания отношений предметного мира также вступают в противоречие с теми, которые предлагает ребенку учитель. Опытные педагоги уже знают, что следует сказать, каким образом нужно сказать, когда нужно сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи [12, c. 58].Во взаимодействии педагога и обучающегося важно не только содержание речи, но и её тон, мимика, жесты. Все педагогические конфликты можно проанализировать с точки зрения трёх позиций:1. с точки зрения объективных особенностей организации учебно-воспитательного процесса в школе;2. с точки зрения социально-психологических особенностей класса, педагогического коллектива, конкретных межличностных отношений учителя и ученика;3. с точки зрения возрастных, половых, индивидуально-психологических особенностей его участников [11, c. 111].Воспитательное воздействие педагога во многом определяется теми отношениями, которые сложились между ним и его учениками: у одних учителей ученики «открыты» для педагогического воздействия, правильно реагируют на замечания, готовы выполнять указания учителя, часто советуются с ним. А у других педагогов наблюдаются частые конфликты, замечания вызывают возражения учеников, поэтому учитель недоволен учениками, жалуется на них родителям, но отношения от этого не становятся благоприятнее.Социальные психологи и педагоги выделяют пять типов отношений:-отношения диктата – строгая дисциплина, четкие требования к порядку, к знаниям при официально-деловом общении;-отношения нейтралитета - свободное общение с учениками на интеллектуально - познавательном уровне, увлеченность учителя своим предметом, эрудированность;-отношения опеки - забота до навязчивости, боязнь всякой самостоятельности, постоянный контакт с родителями;-отношения конфронтации - скрытая неприязнь к ученикам, постоянное недовольство работой по предмету; пренебрежительно деловой тон в общении;- отношения сотрудничества - соучастие во всех делах, интерес друг к другу, оптимизм и взаимное доверие в общении.Чаще всего для обучающихся более желательны отношения нейтралитета. Отношения конфронтации и опеки встречаются достаточно часто, но реально ликвидировать их в педагогическом процессе почти невозможно. Отношения сотрудничества многие учителя и учащиеся называют как желаемую форму взаимоотношений. Но даже в условиях педагогики сотрудничества велика вероятность появления конфликтов и нестандартных ситуаций, выход из которых требует от учителя определенной подготовки и компетентности.В основе педагогики лежит общение, и зачастую очень сложно для педагога подобрать вербальные и невербальные средства её выражения, чтобы не преступить этические нормы, не навредить психике ребёнка, не потерять свой авторитет в детском коллективе, не потерять доверие своих учеников. Слово педагога имеет для обучающегося вес тогда и только тогда, когда учитель через совместную деятельность выстроил хорошие, доверительные отношения с обучающимся, к примеру, как-то помог, поддержал, чему-то научил. Тем не менее, некоторые педагоги считают, что сам по себе его слово, должно привести обучающегося к послушанию. Педагогические конфликты образуются чаще всего из-за желания педагога утвердить свою позицию, и из-за желания подростка или более младшего ученика продемонстрировать свой протест к несправедливому решению, убеждению учителя. Педагогические конфликты имеют свои отличительные особенности, они связанны прежде всего со спецификой учебно-воспитательной деятельности, различием в статусе и возрасте взаимодействующих сторон: 1. профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, и, кроме того, уметь поставить интересы обучающегося выше своих, так как он является формирующейся личностью [9, c. 98]; 2. учитель несет ответственность за правильный исход конфликта на профессиональном уровне, так как школа или любое другое образовательное пространство – модель общества, где обучающиеся усваивают социальные нормы отношений между людьми [14]; 3. В сфере образования гораздо проще осуществить профилактику конфликта, чем конструктивно разрешить его [14, с. 89]; 4. разный социальный статус субъектов конфликта;5. возрастные различия участников конфликта, это влечёт за собой разную степень ответственности за ошибки при его разрешении [14]; 6. если присутствуют свидетели конфликта, как правило, это другие обучающиеся, то конфликт носит уже воспитательный характер [14].7. если при разрешении конфликта учитель ошибётся, это может послужить поводом для возникновения других конфликтов; 8. различное видение конфликта учителем и учеником, в этом случае учителю нужно стараться посмотреть на ситуации с позиции ученика, а обучающемуся нужно стараться справиться со своими импульсивными эмоциями [14].1.3. Способы разрешения педагогических конфликтовПсихолог К.У. Томас выделяет пять основных стратегий поведения в конфликте: сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление и избегание [11, с. 37]. Охарактеризуем каждую из них.Сотрудничество. Эта стратегия характеризуется тем, что один конфликтующий человек сосредоточен не только на своих интересах и их «настойчивом» отстаивании, но и на интересах и принципах другого конфликтующего человека. При этом они оба принимают активное участие в разрешении конфликта. Сотрудничество –очень сложный и длительный по выходу из конфликта стиль, потому что оппоненты должны сначала честно изложить и определить все свои цели, мотивы и интересы, выслушать друг друга и, только потом пытаться найти конструктивный выход из сложившейся ситуации, чтобы он не был противоположным ничьим принципам. Данная стратегия подходит для разрешения конфликта, когда имеются различные скрытые потребности, которые нельзя отметить сразу. Однако, если предмет конфликта является принципиальным и жизненно важным хотя бы для одной из сторон, то данная стратегия вообще бесполезна. Поэтому сотрудничество можно и нужно применять, когда субъекты конфликта имеют своей целью сохранить долгие отношения, достигнув полного удовлетворения всех сторон, или, когда необходимо найти точки соприкосновения интересов и идей для приобретения опыта совместной деятельности.Соперничество. Эта стратегия является противоположной сотрудничеству. Люди, которые выбирают сотрудничество для разрешения конфликта, не заботятся об интересах другого, удовлетворяют только собственную позиции. Всегда уверенны, что добьются своей цели и достигают её с помощью своих волевых качеств, которые в значительной степени развиты. К. Томас считает, что человек использует этот стиль в тех случаях, когда целью конфликтного взаимодействия является удовлетворение собственных интересов в ущерб интересам противоположной стороны. Когда человек использует стратегию соперничество, он прибегает к манипуляции и авторитету. Соперничество – достаточно неэффективная стратегия, потому что даже при окончании активной фазы конфликта и воображаемом его решении, оппонент, который подчинился напору другого оппонента, из-за своих личностных особенностей или влияния авторитета, все равно пребывает в состоянии латентного конфликта, который в любой момент может возобновиться снова из-за той же причины или из-за другой. Следовательно, эту стратегию используют либо в безысходном случае, либо, когда итог конфликта важен только для одного субъекта.Компромисс «характеризуется взаимными уступками для выработки обоюдного компромиссного решения. В результате чего происходит частичное удовлетворение потребностей обеих сторон» [11, с. 44]. Обратим наше внимание на то, что все субъекты конфликта должны жертвовать своими принципами и идеями для достижения компромисса. Отсюда возникает довольно частое заблуждение, что компромисс – это наиболее эффективный и популярный выход из конфликтной ситуации, это заблуждение можно считать неверным, так как данная стратегия является лишь этапом в разрешении конфликта. Такой стиль поведения применим, когда субъекты имеют одинаково убедительные аргументы или обладают одинаковой властью и авторитетом; предмет конфликта не имеет особой важности для субъектов; конфликтующим сторонам необходимо найти хоть какое-то временное решение за неимением лучшего.Приспособление означает, «что субъект жертвует своими интересами в пользу другой стороны, полностью уступая её интересам» [11, с. 48]. Причинами такого стиля поведения в конфликте могут быть личностные особенности человека, такие как нежелание конфликтовать, неумение вести себя в конфликте, эмоциональная неустойчивость и другие. Кроме того, данная стратегия может быть применена, когда главная задача оппонентов не разрешение конфликта, а восстановление благоприятного эмоционального климата в коллективе или стабильности в отношениях; сохранение отношений является главенствующей задачей, вместо «слепого» отстаивания своих интересов. Также, считается, что приспособление наиболее эффективно, когда предмет конфликта и его исход является неважным для одного из субъектов, тогда как для другого, он очень важен. Приспособление может служить в качестве своеобразного перемирия, когда конструктивное решение конфликта пока не найдено.Избегание. «Этот стиль реализуется в том, что человек не отстаивает свои интересы, он не готов сотрудничать с другой стороной для выработки наилучшего совместного решения и потому уклоняется, уходит от разрешения конфликта» [11, c. 55]. Стратегия избегания совсем неэффективна, потому как ни одна из сторон не достигает своей желаемой цели, отсюда следует, конфликт нельзя считать разрешённым. Однако, избегание используют, когда предмет конфликта важен только для одной из сторон; участник конфликта не готов решать конфликт в свою пользу по различным причинам: авторитетный и вышестоящий по статусу «соперник», психологические особенности личности; оппоненту необходимо выиграть время перед окончательным принятием решения по дальнейшему развитию конфликта; субъекты сознают, что не в силах разрешить конфликт или, что открытое обсуждение проблемы приведет к худшим последствиям.Психолог С.А. Мустафаева в своей научной работе представляет некоторые упражнения, которые могут помочь справиться с конфликтной ситуацией [5]. Рассмотрим, некоторые упражнения, которые позволят разрешить эффективно педагогический конфликт. 1. Нежность («психологическое поглаживание»). Этот способ прост для тех, кто в разгар конфликта не опускается до уничижения достоинств своего оппонента, а всегда настроен на уважение. Для педагога этот способ является основополагающим, так как в своей работе он всегда должен помнить с кем имеет дело и относиться бережно к эмоционально-психическому состоянию обучающихся. Опять же, проявление нежности подходит больше младшим школьникам, так как подростки вряд ли оценят такой порыв, так как считают себя уже взрослыми личностями. Но это не значит, что нужно полностью отвергать этот способ в решении конфликтов с подростками, просто можно использовать другие выражения и другой подход.2. Третейский суд. Прибегнуть к помощи третьего лица субъекты конфликта могут, когда сами они не видят выхода из него или их взгляды диаметрально противоположны. Третье лицо обязательно должно быть «авторитетным для обоих субъектов», а его решение принимается беспрекословно. Это может быть директор или совет профилактики. 3. Анализ ситуации. Данный способ достаточно сложный и очень редко подходит для решения конфликтов между педагогами и обучающимися из-за интеллектуальных различий субъектов. Педагог в силу своего возраста, опыта, сферы деятельности и уровня развитости интеллекта становится лидером в анализе конфликта, тогда как обучающемуся приходится лишь подчиняться выводам педагога. При этом, часто, каждый остается при своем мнении.Выводы по главе 1Итак, проанализировав научную литературу, мы можем сделать вывод о том, что конфликтом не может называться любая ссора, спор. Конфликт имеет свою структуру, в которую входят два или более участников, у каждого свои мотивы и видение конфликта, а объект- это то, из-за чего произошёл конфликт. Педагогический конфликт ценностей имеет свои отличительные особенности: конфликтующие имеют разный социальный статус и разный возраст, ответственность за конструктивное решение конфликта целиком и полностью лежит на педагоге, в образовательном процессе легче предупредить конфликт между учителем и учеником, чем разрешить его конструктивно, если педагог совершит ошибку в разрешении конфликта, это может породить новые конфликты. Поэтому личность педагога играет огромную роль в эффективном исходе противоречия.Отметим, что существует пять стратегий выхода из конфликта: соперничество, сотрудничество, избегание, приспособление, компромисс. В последнем пункте второй главы мы перечислили характерные особенности каждой из них, а также степень их эффективности. Стоит отметить, что при разрешении ценностных конфликтов для педагога очень важно сохранять доброжелательный настрой, чтобы не ухудшать психологический климат в детском коллективе. Важно постоянно работать над выражением собственных эмоций, речи, жестов, тона. Без этих умений справиться с конфликтом будет чрезвычайно сложно. Глава 2. Анализ конфликтов типа учитель - ученик в детском образовательном центре2.1 Примеры конфликтовНаше эмпирическое исследование проходило в несколько этапов, с которыми можно ознакомиться в таблице 1, ниже. Таблица 1Этапы эмпирического исследования№п/пНазвание этапа эмпирического исследования и содержаниеДата Подготовка диагностических методик, направленных на изучение типов конфликта, а также на исследование стратегий выхода из конфликта21.02.2022Поиск испытуемых(педагогов) и места проведения.22.02.2022Проведение анкетирования и диагностики 23.02.2022Обработка, анализ результатов исследования24.02.2022-25.02.2022Представление результатов исследования26.02.2022Составление практических рекомендаций, направленных на эффективное разрешение ценностных конфликтов учитель-ученик27.02.2022-02.03.2022Итак, наше исследование конфликтов типа учитель - ученик проводилось в детском оздоровительный лагере «Салют». Адрес: Нижегородская область, Городецкий р-н, Смольковский с/с, д. Ломляево. Это место, где обучающиеся проводят свободное время в атмосфере дружбы, добра, творчества, приобретают новых друзей, посещают оздоровительные мероприятия, процедуры и заряжаются позитивными эмоциями. Отсюда можно сделать вывод, что педагог, работающий в данной организации, несомненно, должен уметь конструктивно решать конфликтные ситуации, которые могут возникнуть между учителем и учеником. Данное исследование проводилось с 23.02.2022 по 02. 03. 2022. Количество испытуемых: 6 педагогов мужского и женского пола в возрасте от 18 до 23 лет. Используемые методики: анкетирование (приложение А), которое позволило рассмотреть примеры ценностных конфликтов, тест-опросник К. Томаса «Типы поведения в конфликте» (приложение Б). Итак, когда мы провели методику К. Томаса, которая направлена на определение поведения, стратегии выхода из конфликта, мы получили следующие результаты, которые представлены ниже (рис.2).Рис.2 Результаты исследования тактики поведения в конфликте педагогов детского центра «Салют».Итак, из рисунка 1 мы видим, что стратегию соперничество и компромисс выбирают по 2 испытуемых, сотрудничество и приспособление- по одному испытуемому и к стратегии избегания не приходит ни один из педагогов. Как мы отмечали в главе 1, наиболее эффективными и продуктивными стратегиями в разрешении педагогических конфликтов будут компромисс и сотрудничество. Мы видим, что данные стратегии выбрали 50% испытуемых, это значит, что остальные используют не совсем эффективные стратегии выхода из конфликта и нуждаются в рекомендациях как вести себя в конфликте с учеником.Рассмотрим конкретные примеры конфликтов ценностей учителя и ученика, которые испытуемые представили в процессе анкетирования (приложение А).Ситуация № 1. Анжелика - ученица шестого класса, девочка средних способностей, очень самоуверенная, в коллективе дружит только с одной девочкой, в общественной жизни практически не участвует. По телефону рассказывает родителям обо всем, что происходит в центре, искажая факты или просто придумывая их. По её рассказам, многие ребята пьют спиртные напитки в центре, ругаются матом. Педагоги несправедливы.Отец Анжелики приезжает в центр с обвинениями в адрес учителей, воспитателей и администрации. Никакие уговоры и убеждения, что Анжелика видит жизнь коллектива в кривом зеркале, не успокаивают отца. Он требует справедливого отношения к ее дочери, наведения порядка в центре, угрожает жалобой в прокуратуру. Никакие конструктивные беседы с отцом не помогают. Конфликт то затухает, то снова разгорается. Ситуация № 2. Учитель поставил шестикласснице Оксане тройку по математике. В центре «Салют» девочка на тот момент находилась 5 дней, а в её школе по месту жительства, у нее по математике были отличные отметки. Ученица сказала, что не удовлетворена оценкой. Оксана пожаловалась маме, что учитель несправедлив к ней. Мать позвонила учителю по телефону и выразила ему свое недовольство. На уроке он иронически отозвался о том, как Оксана и её мать воспринимают Оксанины отметки по математике. В знак протеста Оксана самовольно вышла из класса.Ситуация № 3. Ученица 7 класса уверена, что по русскому языку она достойна иметь «пять», а не «четыре». Свои претензии она высказывает не учителю, а сразу к директору центра. Учитель, с которым девочка предварительно не поговорила, считает этот поход к директору некорректным и не желает давать никаких объяснений.Ситуация № 4. После отбоя воспитатели делали обход и обнаружили девятиклассника Андрея в постели у восьмиклассницы Наташи. Воспитательница отчитала, отвела Андрея в его комнату и добавила: «Не хватало ещё, чтобы Вы тут занимались сексом». На утро в детском коллективе все шептались о том, якобы Наташа беременна. Наташа в слезах пришла к воспитательнице с претензией, что воспитательница поспособствовала рождению сплетней, а с Андреем они просто дружат и никакой интимной связи между ними нет. Ситуация № 5. Воспитатели обнаружили в комнате семиклассников бутылку пива. Они её изъяли и сказали о случившемся администрации центра. Мальчики, которые попались с данным напитком стали распространять слухи о том, что вожатые забрали и сами выпили эту бутылку пива с директором, а потом пьяные проводили воспитательные мероприятия. Многие ученики верят в это. Ситуация № 6. Олег, ученик 4 класса не убирает за собой посуду в столовой после завтраков, обедов и ужинов. Воспитательница каждый раз делает замечание Олегу, но Олег отвечает, что дома за ним убирает горничная и он не привык это делать затем убегает, сказав на последок воспитательнице, что здесь она прислуга и пусть сама убирает. Воспитательница в гневе кричит на Олега, а тот только смеётся в ответ. 2.2 Выделение и анализ структурных элементов конфликтаВ этом параграфе мы рассмотрим подробнее стороны, предмет и объект описанных нами конфликтов в предыдущем параграфе, а также опишем субъективное восприятие и мотивы. Итак, рассмотрим ситуацию № 1. В данной ситуации сторонами конфликта являются ученица, учитель, отец девочки, который по сути выступает законным представителем дочери и представляет её интересы. Особенность этого конфликта заключается в том, что девочка транслирует отцу ложные факты о положении в детском центре. А отец является очень вспыльчивым и эмоциональным. Предмет конфликта – это воображаемая девочкой ситуация несправедливости к ней. А повод (объект конфликта) –ложные жалобы девочки. Мотивом девочки служит привлечение внимания к собственной персоне, мотивом отца в конфликте является благополучие, мотивом учителя– благоприятный климат в центре и доказательство правды. Теперь рассмотрим конфликтную ситуацию № 2. В данной ситуации стороны конфликта: Оксана и её мама, учитель математики. Мотив Оксаны и мамы- получение хорошей отметки по математике. Мотив педагога: доказать, что он справедливо оценивает знания девочки. Предметом является отметка ученицы. Объектом– ироничное высказывание учителя и уход девочки из класса. Рассмотрим ситуацию №3. В этой ситуации стороны конфликта– учитель и ученица. Мотив ученицы– получение отметки «пять», мотив учителя– показать целесообразность жалобы девочки, утвердить свой авторитет. Предмет– отметка ученицы, объект–жалоба девочки на учителя директору центра и отказ учителя что-либо объяснять. Теперь разберём ситуацию № 4. В этой ситуации оппонентами являются педагог и ученица. Мотив ученицы–сохранение своей репутации среди сверстников, мотив педагога– предотвращение необратимых ситуаций, обеспечение соблюдения учениками правил проживания в детском центре. Предмет– репутация ученицы в глазах сверстников, объект– высказывание педагога в присутствии других детей. В этой ситуации импульсивность педагога сыграла злую шутку, но и учащиеся также не должны были нарушать правила проживания. Далее рассмотрим ситуацию № 5. В данной ситуации воспитанники нарушили правила проживания в детском центре. Участники конфликта- обучающиеся и педагоги. Мотив педагогов– обеспечение безопасного пространства и соблюдения правил проживания в детском центре. Мотив учеников в данном конкретном случае оправдать себя в глазах сверстников. Ученики грубо нарушив правила поведения и проживания в детском центре, стали винить педагогов в их действиях, оболгав их. Предмет–нарушение правил обучающимися, объект– ложь обучающихся о действиях педагогов. Этот конфликт сложен тем, что оппоненты из разных возрастных категорий и социальных положений. Далее рассмотрим конфликтную ситуацию № 6, которая произошла между обучающимся начальных классов и педагогом в столовой. Оппонент №1 –ученик Олег, оппонент № 2– воспитатель детского центра. Мотив ученика– убеждение, что за ним должен убирать педагог, мотив педагога– создать условия для формирования у обучающегося самостоятельности, аккуратности. Предмет– нравственные качества обучающегося, объект– оскорбления со стороны ученика, его непослушание. Данная конфликтная ситуация усугубляется тем, что ученик имеет диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Такие дети нуждаются в особых образовательных условиях и педагогу нужно проявлять особую гуманность и терпение. Проанализировав, полученные ответы в ходе анкетирования педагогов детского центра «Салют», мы получили следующие результаты: во время всех этих конфликтов педагоги чувствовали такие чувства как обиду, злость, возмущение, недоумение, бессилие, страх, возмущение, желание уйти из профессии, желание «хорошенько всыпать» ученику. Мнения педагогов, принимавших участие в нашем исследовании. о том, кто ответственен за конструктивное решение конфликтов «учитель-ученик». 60% испытуемых считают, что ответственность лежит на педагоге и 40% испытуемых считают, что всё же ответственность должны нести оба оппонента в равной степени. Самым сложным в разрешении конфликтов для испытуемых является сдерживание своих эмоций, таких как гнев, злость. Испытуемые в анкете поделились тем, что порой сложно не повысить голос на учеников, не оскорбить как-то. На вопрос о том, как должен вести себя учитель во время конфликта, все испытуемые сошлись во мнении, что педагог должен быть терпеливым, спокойным, доброжелательным, гуманным, но при этом твёрдо предъявлять свои требования, чтобы это не привело в конечном счёте к попустительству.Отметим, что в нашем исследовании приняли участие достаточно молодые педагоги, которые только начинают свой педагогический путь. Далее мы опишем каким образом педагоги нашли конструктивный способ выхода из конфликтных ситуаций, предложим свои варианты, а также представим рекомендации по разрешению ценностных конфликтов «учитель-ученик». 2.3. Способы эффективного преодоления конфликтовИтак, вернёмся к нашим рассматриваемым ситуациям. Ситуация № 1 конфликтна, потому что отец Анжелики стремится уличить педагога в профессиональных ошибках, а педагог настаивает на правильности своих действий. То, что предпринимает педагог, не приводит к разрешению конфликта, а, наоборот, поддерживает его.Конфликт неконструктивен. Он держит в напряжении учителя и администрацию центра, к которой время от времени обращается отец Анжелики. Внутренний конфликт отца не снимается: он по-прежнему раздражен на педагога. Анжелика в этой ситуации проигрывает больше всех, поскольку коллектив отворачивается от нее.Цель, которая могла бы сплотить педагога и отца Анжелики, - благополучие девочки в общении со сверстниками, участие ее в общих делах. Это было бы реально, если бы Анжелика стала доброжелательнее к ребятам, захотела установить контакт с ними и перестала бы лгать отцу.Как следовало бы вести себя педагогу, чтобы погасить конфликт? Прежде всего пытаться установить отношения сотрудничества, показать свою готовность помочь девочке. Следовало бы работать и с коллективом, расположить ребят к Анжелике. Особое внимание надо было уделить Анжелике. По существу, конфликт отца с детским центром спровоцирован ею (разумеется, бессознательно) и отражает собственный внутренний конфликт девочки. Отец взрастил этот конфликт, внушая дочери чрезмерные притязания и недоверие к людям. При этом у Анжелики нет средств реализовать свои притязания, нравиться окружающим, как ей того бы хотелось. Обличительными рассказами Анжелика вымещает свой эмоциональный дискомфорт.Ситуация № 2. Учитель обратился к директору с жалобой на Оксану и её мать. Директор предложил ему пригласить мать на урок, спросить девочку при матери и другом учителе. Матери Оксаны обещали, что при ней комиссия проверит Оксанины знания, а учитель согласится с решением комиссии. И мать Оксаны, и учитель приняли предложения директора, который обещал присутствовать на уроке.В доброжелательной обстановке Оксану спрашивал другой учитель. Знания девочки были оценены как посредственные, и матери пришлось удовлетвориться решением комиссии. Учитель предложил Оксане программу индивидуальных занятий. Он рассказал об этом ребятам и обещал разработать аналогичные программы для всех желающих.Конфликт учителя и матери Оксаны открытый, острый. Мать не соглашается с тем, как учитель оценивает знания ее дочери, а учителя задевает недоверие к его объективности. Мать Оксаны начинает конфликтные действия телефонным звонком и высказыванием претензий. В ответ учитель привлекает к участию в столкновении класс и директора детского центра.Ситуация разрешилась благодаря разумному поведению директора. Он нашел правильный подход и к учителю, и к матери ученицы. Каждый из них принял условия директора, поскольку увидел возможность преодоления конфронтации и поиска путей к сотрудничеству. Привлечение другого учителя оказалось эффективным, поскольку подтвердило объективность Оксаниных оценок.Конфликт разрешился конструктивно. Ситуация была исчерпана снятием противоречий между ее участниками. Очень важно, что учитель сам предложил Оксане свою помощь, сделал это при ребятах, тем самым признав, что был неправ, когда втянул класс в столкновение с Оксаной и её матерью. Это укрепило авторитет учителя.Развитие столкновения можно было бы предотвратить, если бы учитель после звонка матери Оксаны не иронизировал над девочкой и ее матерью перед всем классом, не стремился бы доказать, что он объективен, а сразу предложил Оксане свою помощь.Ситуация № 3. Данный конфликт не является острым, однако задевает учителя и ученика. Выход из данной ситуации был найден конструктивным, директор в доброжелательной обстановке поговорил с педагогом, провёл контрольный диктант и выявил, что девочка написала его не на «пять», далее педагог дал методический материал, который помог девочке восстановить пробелы в знаниях, и девочка попросила прощения у педагога при всём классе за то, что пожаловалась на него директору. В данной ситуации педагог использовал тактику приспособление, что не плохо, ведь конфликт решился конструктивно. Ситуация № 4. Оппонентом данной ситуации стал авторитетный педагог, который в ситуации конфликта не смог сдержаться от комментариев о сексе. Конфликтная ситуация разрешилась тем, что совместно со своим напарником, педагог провёл собрание всего отряда и провёл воспитательную беседу, где напомнил о правилах проживания, а также принёс извинения за свой провокационный комментарий сторону Наташи. В конце собрания напряжение среди участников снизилось и многие стали шутить, при этом не задевая чьих-то чувств. Педагогу удалось отстоять свой авторитет и не потерять доверительных отношений с учениками. Педагоги– тоже люди и иногда ошибаются, главное– вовремя признать свои ошибки и исправить их. Ситуация № 5. Эту ситуацию можно охарактеризовать как из ряда вон выходящую, т.к. данный инцидент является единичным. Здесь ученики целиком и полностью спровоцировали, и организовали данное столкновение. В отличии от предыдущей ситуации, педагогам не удалось решить конфликт без вмешательства администрации. Администрация вызвала родителей нарушителей на так называемый педагогический совет, педагоги отдали ту самую бутылку пива родителям нарушителей, администрация предупредила родителей и учеников, что в случае повторного подобного инцидента, ученики будут исключены из центра «Салют». Ученики признали свою неправоту и извинились перед всеми участниками образовательного процесса за свои поступки. Педагоги, простили обучающихся и предложили не повторять подобное и больше не вспоминать об этом, далее педагогами данного отряда был проведён классный час о вреде алкоголя. Эту ситуацию можно было бы решить избеганием, то есть просто забрать бутылку пива и не сообщать никуда, но тогда бы педагоги поставили под удар свой авторитет и дали бы повод ученикам нарушить правила ещё раз. Ситуация № 6. Оппонентом в данной конфликтной ситуации стала очень гуманная учительница. Разрешилась данная ситуация тем, что педагог пригласила родителей мальчика и доброжелательно поговорила с ними о данной проблеме. Родители с пониманием отнеслись к ситуации и забрали мальчика домой в качестве наказания. Педагог дала рекомендации родителям, как вести себя с сыном, а также рассказала о психологических особенностях детей с СДВГ. Если анализировать эту ситуацию, то нельзя сказать, что данный конфликт разрешился конструктивно. Ведь мальчик так и не понял, что нужно убирать за собой, а педагог просто устранил оппонента. В этой ситуации можно было бы попробовать привлечь администрацию или устроить в отряде систему поощрений, что-то вроде званий «Самый аккуратный», «Джентльмен дня», «Мистер или миссис Вежливость» и т.п. Как можно заметить, мы представили разные ситуации, но их объединяет одно. Ответственность за конструктивное решение конфликта ценностей лежит в большей степени на учителе. Поэтому мы разработали несколько упражнений, которые помогут педагогам в конфликтных ситуациях (приложение В). Выводы по главе 2 Итак, в главе 2 нашей курсовой работы мы исследовали стратегии поведения в конфликте педагогов ДСООЦ «Салют», а также провели анкетирование и выяснили с какими конфликтами ценностей пришлось столкнуться каждому педагогу, далее мы выявили структурные элементы каждого конфликта, проанализировали разрешение конфликтов, предложили свои варианты конструктивного исхода конфликтов, а также разработали несколько рекомендаций по преодолению конфликтных ситуаций для молодых педагогов (приложение В). Эти рекомендации могут применяться не только педагогами, но и учениками. Важно отметить, что ответственность за конструктивное разрешение педагогического конфликта целиком лежит на педагоге. Поэтому любому педагогу важно работать над своей конфликтоустойчивостью, гуманностью и эмоциональной стабильностью. Ведь успешность процесса обучения не возможно без зрелой личности учителя. Умение решать конфликты приходит с опытом, чем больше опыта конфликтов у педагога, тем проще он их решает и ведёт себя в них более уверенно. Стоит отметить, что педагоги тоже люди, и им свойственно ошибаться. Главное не навредить психике ученика, ведь любое слово может так ранить ещё неокрепшую психику, что потом это может отразиться не самым лучшим образом во взрослой жизни ученика. Заключение Проанализировав научную литературу по данной теме, можем сделать вывод, о том, что роль педагога имеет огромное значение для успешного разрешения конфликтов между учителем и учеником. К сожалению, конфликты ценностей не редкость в образовательном процессе. Педагогический конфликт имеет такую же структуру, как и обычный конфликт, однако имеет ряд своих особенностей. Это разный возраст оппонентов, а также разный социальный статус, возгорание такого конфликта реальнее предотвратить, чем погасить, нередко участниками конфликта становятся и родители учеников, педагогический конфликт может быть поучительным для учеников, которые в него не вступали. Мы провели исследование в ДСООЦ «Салют», в ходе которого выясняли с какими конфликтными ситуациями сталкивались педагоги, что было для них сложным, как они нашли конструктивный выход, исследовали, какой стратегии они придерживаются в конфликтной ситуации. Мы разработали комплекс рекомендаций для педагогов, которые способствуют конструктивному поведению в ходе конфликта. Эти рекомендации касаются не только отношений «учитель-ученик», но и «учитель-родитель», потому что родители учеников являются полноправными участниками образовательного процесса, и задача учителя сделать так, чтобы родитель стал союзником учителя, а не врагом, ведь у них общая цель – эффективное обучение и воспитание их детей.Мы считаем, что несмотря на то, что тема курсовой работы кажется несложной, выполнять рекомендации, касающиеся конструктивного выхода из конфликта, не всегда и не каждому педагогу легко, что ещё раз подчёркивает актуальность и значимость нашей работы. Таким образом, можно сказать, что цель нашей курсовой работы изучить проблему конфликта ценностей учителя и ученика, достигнута. Поставленные задачи в начале нашей курсовой работы были выполнены. Ситуации, которые мы представили в главе 2, могут послужить хорошим уроком для начинающих педагогов, а рекомендации (приложение В), могут быть использованы педагогами, обучающимися, а также психологами. Список использованной литературы1. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. -М.: МГУ, 1993. -808с. 2. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. -М. 1996-690 с.3. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 551 с.4. Богданов Е.Н., Засекин В.Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2004. - 224 с5. Даниленко, С.В. Педагогические конфликтные ситуации, технологии их разрешения / С.В. Даниленко // Молодой ученый, 2014 №7. - С. 500-5026. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед / И. В. Дубровина. - М.: Издат. центр «Академия», 2012. - 368 с.7. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии [Текст] / С.М. Емельянов: СПб. Питер, 2003. -400 с8. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. -М.: Педагогика, 1979. - 908с.9. Мельник, Н.Б. Педагогическая конфликтология учеб. Пособие / Н.Б. Мельник, М.В. Осипова. - Екатеринбург, 2017. - 212 с.10. Психологическая диагностика: учебное пособие / под ред.М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.11. Темина, С.Ю. Конфликты школы или школа конфликтов. Введение в конфликтологию образования / С.Ю. Темина. -М.: МПСИ: МОДЭК, 2002. – 144с.12. Шапарь В. Б. Практическая психология / В.Б. Шапарь: Ростов н/Д. Феникс, 2012. - 688 с.13. Юрчук В. В. Современный словарь по психологии [Текст] / В. В. Юрчук. - М.: Элайда, 2011. - 704 с.14. Ерушова, Н. А. Педагогический конфликт. Технология разрешения конфликтов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://anybook.org (дата обращения 22.02.2022) 15. Исаева, А. Г. Педагогический конфликт. Технология разрешения педагогического конфликта [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rastut-goda.ru (дата обращения 22.02.2022) ПРИЛОЖЕНИЯПриложение ААнкета исследования конфликтов в детском центре№вопросаВопрос Ответ испытуемого 1Приведите пример конфликта ценностей, (опишите подробно) который случался между Вами и учеником. 2Какие эмоции Вы испытывали во время конфликта?3Как разрешился данный конфликт?4Какую стратегию выхода из конфликта Вы выбрали? (см. результаты методики «Типы поведения в конфликте» К.Томаса, приложение Б)5Как считаете, кто ответственен за конструктивное решение конфликта?6Как считаете, каковы основные причины возникновения конфликтов между учителем и учеником?7Как должен вести себя педагог в конфликте?8Что самое сложное для Вас, как для педагога в разрешении конфликта с учеником? Приложение БМЕТОДИКА «ТАКТИКА ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ»К.У.ТОМАСАИнструкция: вам предлагается ряд утверждений. Выберите из каждогоодин ответ: либо «А», либо «Б».Опросник:1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себяответственность за решение спорного вопроса.Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить вниманиена то, с чем мы оба не согласны.2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моихсобственных.3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересовдругого человека.5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержкуу другого.Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избегать бесполезной напряженности.6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.Б. Я стараюсь добиться своего.7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы современем решить его окончательно.Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят всезатронутые интересы и вопросы.9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающихразногласий.Б. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение. 11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят всезатронутые интересы и вопросы.Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить нашиотношения.12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая вызовет споры.Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, еслион идет навстречу.13. А. Я предлагаю среднюю позицию.Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.Б. Я пытаюсь показать другому преимущества моих взглядов.15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить нашиотношения.Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.16. А. Я стараюсь не задеть чувств других.Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.18. А. Если это сделает другого счастливом, я дам ему возможностьнастоять на своем.Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем, мнении, еслион также идет мне навстречу.19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят всезатронутые интересы и спорные вопросы.Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы современем решить его окончательно.20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обоих.21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниямдругого.Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине междумоей позицией и точкой зрения другого человека.Б. Я отстаиваю свой желания.23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желаниякаждого из нас.Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себяответственность за решение спорного вопроса.24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсьпойти навстречу его желаниям.Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.26. А. Я предлагаю среднюю позицию.Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить интересы каждого.27. А. Зачастую я стараюсь не занимать позицию, которая может вызватьспоры.Б. Если это сделает другого счастливым; я дам ему возможность настоятьна своем.28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.29. А. Я предлагаю среднюю позицию.Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающихразногласий.30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мысовместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха. Приложение ВУпражнения и рекомендации для педагогов по преодолению сложностей в конфликтной ситуации с ученикамиУпражнение «Скафандр». Это упражнение для тех случаев, когда неприятно что-то выслушивать. Мысленно наденьте воображаемый скафандр, через который ничего не слышно. Несите добро. Если Вам сказали что-то неприятное, в ответ сделайте комплимент вашему оппоненту. Это вызовет у него некий сбой программы и нести негатив уже не захочется.Не говорите на эмоциях. Не стоит продолжать диалог, если чувствуете, что настроены агрессивно. Не забывайте глубоко дышать.Спросите себя, а будет ли это важно для меня через год-два-пять лет? Ответ обычно говорит сам за себя. Видите, что отношения зашли в тупик — не спешите жестко вмешиваться в спор. Просто дайте совет, как лучше поступить, чтобы исправить сложившуюся ситуациюВ первую очередь сами будьте примером для учеников, образцом уважительного и справедливого отношения к окружающим, в том числе к детям. Ваш стиль взаимодействия и педагогическая тактика (особенно если вы классный руководитель) влияют на формирование межличностных отношений в классе.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!