это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3857629
Ознакомительный фрагмент работы:
Проективные методики — приемы опосредованного изучения личности,
основывающиеся на построении специфической, слабоструктурированной
стимульной ситуации, стремление к разрешению которой способствует актуализации
в восприятии установок, отношений и других личностных особенностей.
Главную особенность проективных методик можно обозначить как
относительно неструктурированная задача, т.е. задача, допускающая почти
неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы
фантазия индивида могла свободно проявляться, даются только краткие, общие
инструкции. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты или
неоднозначны. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что
способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала или «структур»
ситуации должен отражать фундаментальные аспекты функционирования
его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен
сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует»
характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и
конфликты.
Обычно проективные методики являются также методиками замаскированного
тестирования, поскольку обследуемый редко подозревает о типе психологической
интерпретации, которая будет дана его ответам.
С давних пор, вглядываясь в плывущие по небу облака, наблюдая игру света и
тени на поверхности моря, люди «видели» разных животных, существ, пытались
угадать свое будущее, рассматривая причудливые конфигурации, образованные при
попадании расплавленного воска или свинца в холодную воду. Давно было известно
и то, что личность писателя, художника всегда в той или иной степени присутствует в
его произведениях. Тем не менее, должны были пройти столетия, прежде чем всем
известные наблюдения были использованы для исследования личности.
Проективные техники берут свои истоки в исследования Ф. Гальтона,
изучавшего ассоциативный процесс. Гальтон первым убеждается в том, что так
называемые свободные ассоциации таковыми не являются, а определяются прошлым
опытом личности.
Позднее К. Юнг полагал, что эмоции влияют на способность личности к
формированию и восприятию идей. Он подготовил список из 100 слов и внимательно
следил за поведением людей, когда они пытались ответить другим словом на каждое
из предложенных.
Многие ученые приветствовали метод свободных ассоциаций как
перспективный диагностический инструмент для глубинного анализа личности.
Некоторые психологи и сам Юнг настолько полагались на эффективность теста
свободных ассоциаций, что пытались использовать его в ходе расследования
преступлений.
В Америке Г. Кент и А. Розанов пытались диагностировать психическое
расстройство на основе типичных свободных ассоциаций, воспроизведенных в ответ
на список из 100 слов. Из этого почти ничего не вышло, поскольку пациенты,
например, больные эпилепсией, практически не давали атипичных ассоциаций.
Однако важным следствием этой работы было то, что ученые, обследовав около
тысячи людей, составили обширный список ассоциаций здоровых людей (типичные
ответы). А несколько позже Розанов с соавторами опубликовали результаты нового
исследования: свободных ассоциаций у детей. Протестировав 300 детей различного
возраста, они обнаружили, что к 11 годам наблюдается значительный рост
индивидуальных ответов.
Все эти исследования следует считать предысторией проективной техники.
Проективные методы возникли в клинических условиях и остаются в основном
инструментом клинициста. Первой проективной методикой, т.е. той, которая
основывалась на соответствующей теоретической концепции – психологической
концепции проекции, считается тест тематической апперцепции (ТАТ)
американского психолога Генри Мюррея (1935). Он рассматривает проекцию как
естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей,
интересов, всей психической организации.
Понятие «проекция» характерно тем, что в разных его трактовках отразилась
свойственная психологии неоднозначность понимания даже важнейших категорий и
понятий.
Проекция (от лат. – выбрасывание) как психологическое понятие появилось
впервые в психоанализе и принадлежит Зигмунду Фрейду. Проекция
рассматривалась в качестве одного из защитных механизмов. Процесс конфликта
между бессознательными влечениями и установками общества, в соответствии с
учением Фрейда, изживается благодаря особому психическому механизму –
проекции. Фрейд, правда, упоминает и о том, что проекция не только возникает в
случае конфликта между «Я» и бессознательным, но также принимает самое большое
участие в образовании внешнего мира. Однако это расширенное толкование
проекции не было воспринято психоанализом. Понимание проекции в качестве
защитного механизма было названо «классической проекцией».
Предполагается, что классическая проекция направлена на отрицательно
оцениваемых лиц, а когда индивид осознает у себя негативные черты, он наделяет
ими лиц, к которым у него положительное отношение. Такое понимание проекции –
наделение собственными мотивами, потребностями, чувствами других людей, а
соответственно и понимание их поступков – основывается как на многовековых
донаучных наблюдениях, так и на экспериментальных исследованиях, а поэтому
многими психологами считается единственно обоснованным.
Атрибутивная проекция связана со способностью оценивать и усваивать
отрицательную информацию о собственной личности и является нормальным
процессом, не обязательно служащим защите «Я». Классическая проекция — это,
если так можно сказать, более «патологический» процесс, ибо свидетельствует о
неспособности согласиться с отрицательной информацией о себе.
Помимо двух рассмотренных важнейших видов проекции в ряде работ
выделяются и другие. «Аутической проекцией» было названо явление, которое
объясняет восприятия объекта актуальными потребностями человека. Этот феномен
был обнаружен в ходе демонстрации обследуемым на экране расфокусированных
изображений разных объектов. Оказалось, что изображения пищи ранее
распознаются голодными, чем сытыми, это и было названо «аутизмом».
Таким образом, теория проекции как теория психологическая имеет
собственный путь развития. Поэтому, при обозначении определенных методик,
существующих как проективные, применяют к ним существующие концепции
проекции, применительно к задачам диагностики личности.
Для обозначения определенного типа психологических методик понятие проекция
впервые использовалось Лоуренсом Франком (полное исследование в 1948). Им были
выдвинуты три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования
личности:
1. Направленность на уникальность в структуре личности (рассматривается как
система взаимосвязанных процессов, а не перечень способностей или черт).
2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая
система динамических процессов, организованных на основе потребностей,
эмоций и индивидуального опыта.
3. Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его
восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток
личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют
«проективной гипотезой».
Проективные методики характеризуются глобальным подходом к оценке
личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на
измерении отдельных ее свойств. Наконец, проективные методики рассматриваются
их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых,
завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается,
что чем менее структурирован тест, тем более он чувствителен к подобному
завуалированному материалу. Это следует из предположения, что чем менее
структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у
воспринимающего защитные реакции.
Общими для всех проективных методик являются следующие признаки:
1) неопределенность, неоднозначность используемых стимулов;
2) отсутствие ограничений в выборе ответа;
3) отсутствие оценки ответов испытуемых, как «правильных» и «ошибочных».
Виды проективных методик
Л. Франк первым разработал классификацию проективных методик. Эта
классификация, несмотря на обилие других с предложенными позднее изменениями
и дополнениями, сегодня наиболее полно характеризует проективную технику.
Конституитивные (испытуемому предлагают какой-либо аморфный материал,
которому он должен придать смысл. Примером может служить методика
Роршаха, состоящая из 10 таблиц, на которых изображены симметричные
одноцветные и полихромные изображения). Полагается, что в процессе
интерпретации изображений, придания им смысла, испытуемый проецирует
свои внутренние установки, стремления, ожидания на тестовый материал.
Конструктивные (предлагаются оформленные детали (фигурки людей,
животных, модели их жилищ и пр.) из которых нужно создать осмысленное
целое и объяснить его). Испытуемые, обычно дети и подростки, создают разные
сцены из своей жизни, а по определенным особенностям этих сцен и рассказов
о них делаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике их
окружения.
Интепретативные (испытуемому предлагаются таблицы-картины, на которых
изображены неопределенные ситуации, о которых необходимо составить
рассказ с указанием того, что привело к такому выводу). Предполагается, что
испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность
раскрытия внутреннего мира обследуемого, его интересов, побуждений.
Катартические (предполагается осуществление игровой деятельности в особо
организованных условиях). Например, психодрама. Это дает возможность
исследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты,
проблемы, другую эмоционально насыщенную информацию.
Рефрактивные. Личностные особенности, скрытые мотивы исследователь
стремиться диагностировать по тем непроизвольным изменениям, которые
вносятся в общепринятые средства коммуникации, например речь, почерк.
Экспрессивные (осуществление испытуемыми изобразительной деятельности,
рисунок на свободную или заданную тему, например методика «Дом – дерево –
человек»). По рисунку делаются выводы об аффективной сфере личности,
уровне психосексуального развития и других особенностей.
Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора
стимулов из ряда предложенных. Например, тест Люшера: предлагают выбрать
квадрат с наиболее приятным цветом. После повторной процедуры
определяется ряд наиболее привлекательных цветов и интерпретируется по
символическим значениям цвета. В качестве стимулов могут выступать любые
объекты неживой природы.
Аддитивные (от обследуемых требуется завершение имеющего начало
предложения, рассказа или истории). Эти методики предназначены для
диагностики разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных
поступков до отношения к половому воспитанию молодежи.
Описание проективных методик
1. Методика чернильных пятен Г. Роршаха (Rorschach Inkblot Test). Эта методика
является одной из самых популярных. Разработанная швейцарским психиатром Г.
Роршахом, она впервые была описана в 1921 г. Тестом Роршаха диагностируют
структурные характеристики личности: индивидуальные особенности аффективно-
потребностной сферы и познавательной деятельности (когнитивный стиль),
внутриличностные и межличностные конфликты и меры борьбы с ними (защитные
механизмы), общую направленность личности (тип переживания) и т.д.
В результате подобных клинических исследований те характеристики ответов,
которые можно было соотнести с различными психическими заболеваниями,
постепенно объединялись в системы показателей. Методы определения показателей
затем отрабатывались с помощью дополнительного тестирования умственно
отсталых и нормальных людей, художников, ученых и других лиц с известными
психологическими характеристиками. Г. Роршах предложил основные способы
анализа и интерпретации ответов. В его методике используются 10 карточек, на
каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно. Пять пятен
выполнено только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи ярко-
красного цвета, а остальные три представляют собой сочетание цветов пастельных
тонов. Таблицы предъявляются последовательно с 1 по 10 в стандартном положении,
указанном на обороте. Предъявление сопровождается инструкцией: «Что это такое,
на что это может быть похоже?» Помимо дословной записи ответов испытуемого по
каждой карточке экспериментатор отмечает время ответа, непроизвольные реплики,
эмоциональные проявления и другие изменения поведения обследуемого во время
сеанса диагностирования. После предъявления всех 10 карточек экспериментатор по
определенной системе опрашивает испытуемого относительно частей и особенностей
каждого из пятен, по которым возникли ассоциации. Во время опроса респондент
может также уточнить или дополнить прежние свои ответы.
Исходя из этого, кинестезии часто связывают с творческими способностями, высоким
интеллектом, развитым воображением. Роршах рассматривал их в связи с
интраверсивной направленностью личности, т.е. умением человека «уйти в себя»,
творчески переработать (сублимировать) аффективные конфликты и тем самым
добиться внутренней стабильности.
Таким образом, человеческие кинестезии указывают на:
1) интраверсивность;
2) зрелость «Я», выражающуюся в сознательном принятии собственного внутреннего
мира и хорошем контроле над эмоциями;
3) творческий интеллект (при хорошей форме);
4) аффективную стабильность и адаптированность;
5) способность к эмпатии.
2. Тематический апперцептивный тест был разработан в Гарвардской
психологической клинике Генри Мюрреем с сотрудниками во второй половине 30-х
годов ХХ века. Правильное, квалифицированное применение этой сложной методики
позволяет получить целостное, глобальное знание о личности, в котором
представлена информация о доминирующих потребностях, степени их
удовлетворения, конфликтах со средой, целях и средствах их достижения, преградах,
состоянии аффективной сферы, психологических защитах, жизненной позиции,
мировоззрении, самооценке.
Тематический апперцептивный тест (ТАТ) представляет собой набор из 31 таблицы с
черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне.
Одна из таблиц — чистый белый лист. Обследуемому предъявляется в определенном
порядке 20 таблиц из этого набора (их выбор определяется полом и возрастом
обследуемого). Его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе
изображенной на каждой таблице ситуации.
Г. Мюррей, анализируя рассказы испытуемого, выделял несколько этапов:
1 На первом этапе следует определить героя каждого рассказа.
2 На втором этапе выявляются важнейшие характеристики героя: его стремления,
желания, чувства, черты характера, привычки. По терминологии Г. Мюррея,
это проявления потребностей. Потребность — главная категория персонологии.
Анализ потребностей необходим для уточнения индивидуальности, поскольку
каждому человеку присущ специфический их комплекс. Г. Мюррей выделил и
описал множество потребностей, которые он классифицировал по разным
основаниям. Наиболее известной среди этих классификаций, делающей акцент
на происхождении потребности и, следовательно, на направлении
деятельности, к которой она побуждает, является следующая: различаются
психические, организменные и социальные потребности. Мюррей выделил и
описал несколько базовых потребностей, среди которых доминантность,
агрессия, автономия, социальность, достижение, самозащита и др.
3 На третьем этапе после нахождения потребностей у героев рассказов психолог
должен оценить их в баллах (от 1 до 5) в зависимости от интенсивности,
длительности и частоты проявления, значения для развития сюжета.
4 Завершающий этап обработки заключается в их ранжировании с целью
выделения доминирующих потребностей, проявляющихся сильнее и чаще
всего на протяжении всего диагностирования (то есть во многих рассказах). По
гипотезе Г. Мюррея, испытуемый идентифицирует себя с героями рассказов;
поэтому найденные потребности и их иерархия характеризуют его личность.
ВЫВОД
Вопрос о применении проективных методик в отечественной психологии
остается остро дискуссионным. Между тем, представляются неверными любые
крайности при решении этого чрезвычайно важного вопроса. Сейчас, когда
психологи нуждаются в экспериментальных приемах исследования личности, тем
более важно сделать объектом специального исследования проективные методики,
своей многолетней историей доказавшие пригодность к разрешению многих задач
прикладной психологии.
Формальные принципы построения проективного эксперимента, его так
называемая проективность - «глухая» инструкция, отсутствие оценки со стороны
экспериментатора, акцент на мотивационном аспекте деятельности - широко
используются в любом личностно ориентированном исследовании. Отметим, кстати,
что на этих принципах давно уже строятся эксперименты в нашей
патопсихологической практике. Это не исключает, а, напротив, делает более
необходимой исследовательскую работу по обоснованию проективного метода с
позиций советской психологии, по созданию нового «словаря» объяснительных
понятий. Нужны новые схемы анализа и интерпретации экспериментальных данных,
отвечающие теоретическим подходам к исследованию личности, разрабатываемым в
марксистской психологии.
Исследования в этом направлении представляются перспективными и по
следующим соображениям. Дело в том, что связь частных методик с той или иной
теорией не является абсолютно жесткой и неизменной, и проективные методики,
порожденные психоанализом, впоследствии начинают «отвязываться» от него,
приобретать относительную автономию и включаются в иные концептуальные
системы. Это дает нам право ставить вопрос о возможности соотнесения
проективного метода и с определенными концепциями отечественной психологии.
Продуктивность использования проективных методик в прикладных
психологических исследованиях не вызывает сомнения, но этапу широкого
внедрения их в практику должен обязательно предшествовать этап теоретической
апробации.
В частности, проективный метод может быть обоснован исходя из
общетеоретического положения о пристрастном характере психического отражения и
отношения человека к миру социальных явлений. Согласно развиваемому тезису
специфика проективного метода состоит в его направленности на выявление прежде
всего субъективно-конфликтных отношений и их представленности в
индивидуальном сознании в виде «личностных смыслов» или «значимых
переживаний». Однако, в отличие от традиционно психоаналитической точки зрения,
мы рассматриваем конфликт не как следствие борьбы между разными инстанциями,
или уровнями, «внутри» личности, а как порождение структуры и динамики условий
самой жизнедеятельности субъекта. В предложенной парадигме можно объяснить и
многие явления, традиционно обозначаемые в зарубежной психологии термином
«проекция». Например, известный социально-психологический феномен «козла
отпущения» возникает из-за противоречия между испытываемой субъектом
потребности в агрессии и отсутствием подходящего с точки зрения общественных
норм объекта ее удовлетворения. Здесь, как и в других случаях, мы имеем дело с
преградным характером обстоятельств конкретной деятельности человека и их
отражением в виде личностного смысла этих обстоятельств.
В проективном исследовании моделируются (конечно, в обобщенно-
схематической форме) наиболее распространенные жизненные ситуации. Но именно
потому, что они не реальность для испытуемого, он обладает как бы большей
свободой поведения в них, чем в жизни. А это значит, что в подобных «модельных»
ситуациях проявляются не только закрепленные привычкой стереотипы
эмоционального и поведенческого реагирования, не только потребности и мотивы,
открыто демонстрируемые каждодневно, но и оставшиеся «непроигранными»,
нереализованными субъектом. В качестве барьеров, преград, затрудняющих их
реализацию, выступают объективные или субъективные обстоятельства деятельности
- жесткие и порой не поддающиеся изменению требования действительности,
нравственные или правовые нормы, качества собственной личности. Можно думать,
что именно преграда в деятельности побуждает субъекта к смыслообразованию -
оценке жизненного значения для него преградных обстоятельств и его действий в
этих обстоятельствах. Этот процесс и воссоздается в проективном исследовании,
однако в воображаемых ситуациях он может быть не вполне тождествен процессу
смыслообразования в реальной жизнедеятельности. Так, далеко не всегда он
выступает в форме сознательной рефлексии личностного смысла тех или иных
преградных обстоятельств, но может проявляться и более непосредственно - в форме
переживания потребности, стремления, чувства радости или обиды. Нередко, правда,
деятельность по поиску смысла заменяется деятельностью по его маскировке, и в
этом случае мы будем иметь дело с процессом смыслообразования, но
осуществляющимся в искаженной форме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анастази, А., Урбина, С. Психологическое тестирование / Пер. с англ. - СПб.:
Питер, 2017. - 688с.
2. Бурлачук, Л.Ф. Введение в проективную психологию. - Киев: Вист-С, 2019 -
128с.
3. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов / Бурлачук Леонид
Фокич. - СПб.: Питер, 2016. - 351с.: ил. - (Учебник нового века).
4. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике -
СПб.: Питер Ком, 2019. - 528 с.: (Серия «Мастера психологии»)
5. Проективная психология: Пер. с англ. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-
Пресс, 2000. - 318с.
6. Психологическая диагностика : учебник для студентов вузов/ под ред. М.К.
Акимовой, К.М. Гуревича. -3-е изд., перераб. и доп. -СПб. [и др.]: Питер, 2017. -
650с., [1] с.: табл. - (Учебник для вузов) .
7. Соколова, Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: МГУ, 2020. -
150с.
8. Шапарь, В.Б., Шапарь, О.В. Практическая психология. Проективные методики.
/ В.Б. Шапарь, О.В. Шапарь. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 480 с.
(Психологический факультет).
9. Интернет-ресурсы
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!