это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3857691
Ознакомительный фрагмент работы:
История становления и развития права социальной защиты
Подобно любому другому государству, Россия пришла к рыночной экономике по причине увеличения социальной незащищённости почти всех групп населения. Переход сопровождался непрекращающимся ростом цен, из-за чего стремительно стало ухудшаться финансовая ситуация тех социальных слоёв, которые живут на деньги из государственной казны.
Так как эти деньги резко начинают обесцениваться, правительство предпринимает попытки заменить потерю финансов разными выплатами, но и эти дотации не успевают за меняющейся ценовой политикой. Говоря о социально незащищённых слоях, имеем в виду пожилых людей, детей и женщин. Так как именно эти слои в полную силу почувствовали на себе негативные последствия перемен в экономике, которые происходят на данный момент в России. Как мы можем заметить, что и по сей день женщины встречаются с явлениями дискриминации, несмотря на то, что формально обладают теми же правами, что и мужское население.
Подобное давление и ущемление хорошо заметно в профессиональной среде, в которой, как правило, предпочитают видеть мужчин, независимых от забот о потомстве и иных проблем, а также в бытовой среде, которая довлеет над женщиной, мешая заработать с помощью дополнительных источников. Это не могут сделать и пожилые люди, которые полностью зависят от пенсии, которая зачастую является даже ниже уровня прожиточного минимума.
Переход к рыночной экономике сказался и на жизни детей, которые оказались лишены многих социальных благ. Ранее общедоступные кружки и секции стали платными. Одновременно с ухудшением экономической ситуации в стране, в подростковой среде заметным становится аморальное поведение. Также в последнее время, можно наблюдать, социальное сиротство. Отличительной чертой сегодняшнего положения в стране является то, что в группу социально незащищённого населения вошли не женщины, дети и пенсионеры, но и те люди, которые ранее можно было приравнять к так называемому среднему классу, учитывая уровень благосостояния. Здесь стоит упомянуть учёных, работников сферы культуры и образования, которые, если не считать небольшого элитарного кружка, находятся нищенского существования.
Например, работа преподавателей различных ВУЗов не может обещать им должный размер заработной платы, поэтому они вынуждены искать дополнительные источники финансирования, либо увольняться с прежней работы. Этот пример наглядно демонстрирует существующую шкалу ценностей страны, в которой высшее образование находится практически на самом последнем месте. Характерное для нашей страны обострение социальных проблем, проявляется и в увеличении маргинальности. Причиной этому явлению служит не только экономика, но и политика страны. Что касается экономических причин, здесь стоит упомянуть резкое разделение общества на богатых и бедных, а также увеличивающееся число безработных людей, которое сопутствует переходу к рыночной экономике.
К политическим причинам появившейся маргинальности хочу отнести имеющиеся в нашем государстве и в других странах, ранее входящих в СССР, очаги напряжённости. Они, в свою очередь, являются причинами конфликтов, которые часто перерастают в вооружённые восстания, которые уносят сотни жизней, а ещё больше людей вынуждены покинуть прежнее место жительство, автоматически попадая в ряды бесчисленной армии беженцев. Из роста числа бедняков, безработных и беженцев, растёт преступность, которую можно отметить в нашей стране сейчас.
С другой стороны, увеличение числа преступлений в стране приводит к усилению маргинальности, так как не все люди, покинувшие места лишения свободы, могут жить нормальной жизнью. Многие из них становятся людьми без определённого места жительства, становясь типичным представителем маргинального слоя населения. По причине усиления маргинальности в нашей стране происходит люмпенизация населения. Люмпенами именуются люди, которые утратили всякую связь с социумом. У люмпена, как правило, отсутствуют культурные традиции, поэтому он легко может стать членом опасных группировок, которые выступают за различные политические перевороты и террор. Социальные проблемы в нынешней России приводят к неуверенности жителей, связанной с расстановкой приоритетов и переоценкой ценностей. Время перехода от тоталитарного общества к демократии, основанное на рыночной экономике, предусматривает полный отказ от одних ценностей, которые ранее казались большинству бессменными догмами, и принятие других приоритетов. Однако, подобное явление особенно остро воспринимают пожилые люди. Семьдесят лет подряд общество убеждали в том, что их проблемы являются болью самого государства, поэтому люди верили, что страна помогает каждому отдельному человеку справляться с трудностями [5].
Хочу отметить, что большая часть проблем не решалась, как положено (например, обеспечение людей квартирами), но люди верили в то, что все проблемы решаемы. Потеряв веру во всесильную державу и встретив проблемы лицом к лицу, которые нужно решать самостоятельно, народ не только потерял опору и надежду, но стал бояться за своё будущее, что послужило появления психологических проблем, психических расстройств или суицидов. Переход от тоталитарного общества к демократии требует разительных перемен в социальной политике страны. В этой связи, основой для изменений должны стать не пустые надежды и обещания, а реальное соотношение между каждодневными нуждами жителей и возможностями их удовлетворения. Подобные перемены можно увидеть в последние годы в нашей стране, однако, пока ещё рано говорить о нормальной работе.
В период, когда существовала советская власть, было вызвано множество особых форм социальной защиты, а также новые модели социальной политики. Кроме этого различные функции, которые исполнял социальный работник, были распределены между специалистами, учреждениями, инстанциями. До того, как начался период перестройки, пожилым людям, инвалидам, сиротам оказывались социальные услуги. Важно отметить, что понятие «переходный период» относится к тому промежутку времени, когда экономика страны переходила в новое течение путем принятия кардинальных указов, экономических систем.
Таким образом, в России вышеуказанный период пришелся именно на конец 1991 г. 54, когда государство решило перейти от централизованной к рыночной экономике. Особенно сильные изменения, которые по своей глубине, силе воздействия, интенсивности, пришлись именно на 1992 г. и данное время не имеет аналогов во всей истории государства. Стоит отметить, что все реформы, которые проводились государством коснулись всех, как социума в целом, так и отдельных ячеек общества – семей, так и каждой личности в отдельности. Можно сказать, что абсолютно все сферы государства были вовлечены в проведение реформ, от экономики и политики до социальной сферы.
Таким образом, в период с 1991 по 1997 гг. было сформировано и применено огромное количество федеральных законов: «О государственных пенсиях в РФ», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», из данного списка важно отметить закон «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации», ведь именно в нем указывалось, что все функции по защите и обеспечению социальной защитой, а также по вопросам поддержки семей и детства, во многом передавались именно государственным органам социальной защиты [1].
Следующий закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" обуславливал и давал понятие социального обслуживания, которое включает в себя пять основных направлений услуг: социально-бытовое, социально-медицинское, психолого-педагогическое, социально-правовое. Ко всему этому прибавились еще социальная поддержка, материальная помощь, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан. Несмотря на то, что данные определения не были сформулированы четким образом и оставались размытыми, это стало главным шагом на пути к наполнению должным содержанием этих основных принципов и направлений.
Более того, в данный период уже были сформулированы такие понятия как: социальная служба, клиент социальной службы, социальные услуги, а также были сформированы основные принципы, которые являлись главной частью социального обслуживания. Таким образом, социальное обслуживание делилось на надомное, стационарное и полустационарное, которое заключалось в дневном пребывании в учреждении социального обслуживания. Была создана и еще одна особая форма социального обслуживания, которая была создана в виде предоставления временного приюта в специализированном учреждении.
Приход Владимира Путина к власти удивил не только отечественных политических аналитиков, но и шокировал наблюдателей за рубежом. Большая часть политических деятелей разгневалась, услышав монолог Бориса Ельцина о том, что он Путин может стать его преемником на пути обновления великой страны. Юрий Лужков назвал это явление сплошным абсурдов власти, а Борис Немцов – «актом безумия». Геннадий Зюганов был более категоричен и лаконичен, назвав происходящее в стране клиникой. Почти все СМИ исключали возможность избрания Путина на пост президента, называя слова Ельцина очередной политической фантазией. Не оправдались и предупреждения Чубайса по поводу митингов разъярённых москвичей в центре столицы. Их попросту не было. Поэтому вскоре Госдума без долгих дискуссий действительно утвердила кандидатуру В.В. Путина на посту премьера.
Уже осенью 1999 г. Путин решил многие проблемы на Северном Кавказе, чем привлёк внимание общественности, обеспечив поддержку большинства населения страны правительству и военным. Это событие в корне изменило шкалу политических приоритетов, отодвинув на задний план движение «Отечество – вся Россия», по поводу которого опасался Ельцин и его свита. По воспоминаниям Бориса Ельцина, Примаков и Лужкову же на выборах в Думу могли получить большинство голосов, поэтому выбора президента стали бы бессмысленными. Этот тандем получил бы право вносить исправления Конституцию, отменив институт президентства в России. Успех на выборах в Госдуму был обеспечен центристскому объединению «Единство» с размытыми терминами и неясной программой, которая создавалась всего за пару месяцев до дня выборов. У единомышленников ещё не было своих лидеров, своей идеологии. Единственным внушительным капиталом объединения оказалась поддержка со стороны президента Владимира Путина, который публично объявил о том, что отдаст свой голос за партию Сергея Шойгу. Вскоре президент принял участие в работе новоиспеченной партии.
Борис Ельцин не стал участвовать в предвыборной гонке, высокой активности не проявляли и лидеры «Единства» Сергей Шойгу и Александр Карелин. Отметим, что в списке партии стояли неизвестные народу имена политиков и общественных деятелей. Именно поэтому безоговорочная победа «Единства» стала громом среди ясного неба не только для всех политических аналитиков, но и для самого Бориса Ельцина, который позже напишет об этом в своих мемуарах. Нельзя исключать применение «грязных методов» в процессе предвыборной кампании. СМИ оказывало давление и поливало грязью Юрия Лужкова и Евгения Примакова. Однако, этим грешили и программы на третьем канале и НТВ, за которые отвечал Владимир Гусинский и помощники Лужкова. Если говорить об общем давлении на СМИ столичные власти и группа «Медиа-Мост» превосходили медийные компании, которые выступали в поддержку президента и «Единства».
Количество негативных заявлений в адрес Бориса Ельцина и всей «Семьи» тоже превосходило негатив в адрес Примакова и Лужкова. Однако, противостоянию так и не удалось собрать компрометирующих сведений на Шойгу, Карелина и генерала милиции Гурова. Не получилось отыскать и информацию, которая бы разоблачила деятельность Владимира Путина. В подрыве столичных домов и сговоре Басаевым и Хаттабом обвиняли российские спецслужбы, но этому не поверил даже самый доверчивый электорат.
Не могу не согласиться с тем, что Путин в 1999 г. заручился поддержкой Бориса Ельцина, однако, прессу всё время интересовало, насколько искренней является помощь Ельцина? Газеты драматизировали ситуацию, говоря о том, что Ельцина начинает раздражать слава Путина. Об этом стали говорить очень часто, поэтому сам Путин начал бояться преждевременного ухода с поста премьера, хотя надеялся пробыть в этом кресле хотя бы три месяца. Стоит отметить, что Борис Ельцин старался не мешать работе правительства, при этом, он обеспечивал Кабинет новыми компетенциями. Например, силовыми структурами Ельцин доверил управлять премьеру. О своей помощи Борис Ельцин упоминает в своих мемуарах. Безосновательно полагать, что экс-президент или его литературные помощники дополнили мемуары этими записями намного позднее [7].
Ельцин признаёт, что осенью 1999 г. большая часть населения страны надеялась на премьера. Подобная надежда была при Примакове, но при Путине она возросла в разы. Путинские фразы, его манеры и поведение пришлись по вкусу большинству. При этом, размышляя о Путине, никто не считал Ельцина источником перемен в России и на Северном Кавказе. Ельцин вынужден признать, что народ поверил в то, что Путин сможет защитить население, даст гарантии безопасности, именно поэтому он стал столь популярен в стране. Становится понятно, что в середине 2000-х годов в России начался новый этап разработки системы социальной защиты населения. Можно сказать, что в большей степени она проводилась в рамках административной реформы. 22 августа 1994 г. был принят Федеральный закон № 122 – ФЗ, в котором были изменены условия, формы и объемы социальной поддержки и социальных услуг, кроме этого было зафиксировано разделение полномочий, которые требуется выполнять в рамках социальной защиты между органами государственной власти федерального и регионального уровней. Более того, опять же некоторая часть функций была передана органам муниципального управления, что повлияло в значительной степени на структуру и функции системы социальной защиты населения. Как следствие, все внимание было направлено именно на то, чтобы уменьшить количество государственных расходов в данной сфере, что и отразилось на перераспределении функций между органами государственной власти и местного самоуправления, так и в перерождении системы органов власти, которые осуществляли управление в сфере социальной защиты. Также были внесены корректировки в формы управленческой деятельности и создана новая нормативно-правовая система, которая применяется в сфере поддержки и обслуживания населения. В ходе данных событий, создавали проекты по созданию качественно отличной структуры системы по социальному предоставлению услуг и поддержки населения, которые включали бы новые сегменты в форме государственных муниципальных услуг, государственно-частного партнерства и формирование фрагментации негосударственной системы социального обслуживания населения.
Таким образом, общий объем предоставляемых услуг органами социальной защиты и подведомственными учреждениями, но при этом увеличилась часть платных социальных услуг.
В период 2003 г., был утверждённой федерально-правовой закон о системе местного самоуправления, который из всех органов социального обслуживания к спектру местного назначения отнес лишь организацию ритуальных услуг. Итогами стали преобразования, протекающие в период 2000-х гг., когда концептуальная социальная защита в узком спектре была составлена из трех сегментов: социальное обслуживание, государственная социальная помощь малоимущим и социальная поддержка лиц, которые пребывают в трудном жизненном обстоятельстве. Вскоре были проведены операции по корректировке социальной политики и формированию развития системы социальной защиты, где в качестве главного социального слушателя и помощника выступает президент Российской Федерации [2].
В рамках преобразований в сфере социальной защиты народа, проведенные политическим руководством, были расписаны и отправлены новые составленные идеи Федеральному собранию Президента В.В. Путина 8 июля 2000 г. Главная суть данных изложений – «Сокращение избыточных социальных обязательств» государства. В последующих письмах основной упор делался на конкретизацию и уточнение текущих задач социальной политики, то есть сосредоточивали все внимание на ее приоритеты, при этом главная цель оставалась неизменной.
При переходе к общей концепции социальной защиты, где основным условием служит переход к страховым формам, необходимо было как можно скорее стабилизировать экономику страны хотя бы на относительно-высокий уровень, которая могла бы свободно протекать в процессах оплаты по страховым взносам граждан, а также и по текущему потреблению граждан. Однако данный переход на страховые формы был произведен без наличия относительно высокого уровня политики, фактически на грани перманентного экономического кризиса, поэтому формирование и развитие социальных служб Российской Федерации было затруднено. Если говорить о социальной сфере, то успехов в этом вопросе достиг Дмитрий Анатольевич Медведев. Весной 2008 г. президент подписал указ, призванный облегчить жизнь бизнесменам. С предпринимательской деятельности снимались некоторые запреты, упрощалась процедура начала бизнеса, и уменьшалось число разрешительных для ведения дела документов. Успехи в демографической политике стали главным достижением страны. В 2008-2011 гг. государство пришло к одному из самых высоких показателей нескольких десятков лет. На 45% увеличилось количество семей, в которых стал появляться второй ребёнок, и на 62% возросло количество семей, родивших третьего малыша58.
В 2011 г. население страны стало превышать 143 млн. человек. В период правления Д. Медведева реальные доходы россиян выросли в 2008 г. на 2,4%, в 2009 г. на 3,1%, в 2010 г. – 5,1%, а в 2011-м г. поднялись только на 1%. За четыре года средняя зарплата увеличилась на 18% в реальном выражении и на 75% в номинальном. В это же время увеличивались и государственные зарплаты, однако, уровень жизни не стал лучше, также особых изменений не претерпело и качество услуг. В 2,5 раза с 2008 г. возрос средний размер пенсионных выплат [4].
В 2012 г. более чем в полтора раза увеличилась пенсия военных пенсионеров. Реальной помощью для россиян оказалась государственная программа прямой поддержки, благодаря которой квартиры получили около 1,5 млн жителей. С помощью средств материнского капитала жилищные условия смогли улучшить свыше 1 млн. семей. Однако, в этот же период возросла безработица, составив в 2011 г. 4,6%. Кроме того, в реальный сектор отечественной экономики вкладывалось недостаточно средств, пострадало и здравоохранение, испытав на себе нехватку медикаментов, также увеличилась коррупция в сфере образования (посредством ЕГЭ).
Через год Медведев встретился со студентами-победителями, рассказав о своих планах создать в Сколкове ультрасовременный научнотехнологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий. Позже президент объявил, что исследовательский центр в Сколкове с российской стороны возглавит глава группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг. Вскоре после принятия страховых взносов, социальная политика в условия рынка стала резко эволюционировать, поскольку большая часть функций перешла от социального обеспечения к социальному страхованию, что являлось современным условиям на текущий период, то есть перешла на цивилизованную форму защиты населения наряду с повышением роли ответственности личного характера для обеспечения благосостояния своей семьи.
На текущий период система социальной защиты Российской Федерации классифицируется на следующие функциональные блоки:
• Социальная поддержка населения;
• Обязательное социальное страхование;
• Социальные выплаты гражданам по категориям не учитывая нуждаемость, различного рода льготы, выплаты по адресам путем проверки нуждаемости, пособия;
• Социальное предоставление услуг населению.
Благодаря данному эволюционному процессу, сфера деятельности страхового предоставление услуг значительно расширилась: сформировалось пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и социальное страхование.
Как мы видим, эффективность страхового обеспечения напрямую зависит от политики доходов, совершенствованием трудоспособности, увеличением заинтересованности граждан в рентабельной работе, поскольку пенсионные накопления формируются на основе величины заработка, те самым протекает материальное обеспечение граждан в нетрудоспособном возрасте. Система социальной поддержки на фоне протекания экономической неустойчивости и кризисов финансового характера на текущий период обладает качественно антикризисными свойствами в целях сохранения социальной стабильность.
В такой поддержке социума нуждается все больше и больше граждан, так как с каждым разом возникают риски на снижение доходов в семье из-за влияния внешних и внутренних факторов [6]:
В рамках проводимых мероприятий и проектов по развитию роста заработной платы и общих доходов населения, роста материального благополучия граждан должным образом должен снижаться показатель числа реципиентов (получатели социальной поддержки).
Программы и идеи по социальным поддержкам могут финансироваться из бюджетов различных уровней и средств источников вне бюджета. Блок социального обслуживания играет важную роль в перспективном направлении по предоставлению условий населению, которые нуждаются в специализированных социальных услугах, за счет роста граждан, пребывающие в пожилом возрасте. Данная сеть социальных учреждений расширяется и финансируется она как за счет государственного бюджета, так и благотворительными фондами.
В общей сущности и при совместном взаимодействии всех блоков протекает выполнение следующих десяти социальных гарантий: МЗП (минимальная заработная плата); пенсионные начисления; пособие на детей; стипендии; доходовая индексация за счет инфляции; возмещение средств от потерь стихийным бедствием; пособие по безработице; медицинское страхование; защита условий трудовой деятельности; предоставление социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидов.
Подводя итоги сказанному, хочется выделить момент, что переход социальной защиты к рыночной экономики по сей день актуален и нельзя точно определить его окончательную конфигурацию. Предусматривают, чтобы плодами данной структуры являлось гарантированное пользования на момент необходимости всеми членами общества, а показателем эффективности служило своевременное оказание услуг, в соответствие с реальной нуждой и в целях роста материального благополучия граждан.
Список использованных источников
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!