это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3858837
Ознакомительный фрагмент работы:
Эссе
на тему
«Психоанализ огня»
В своей книге Башляр рассматривает феномен огня. В данном случае огонь предстает не как природное явление, а как социокультурный феномен, своими свойствами соответствующий человеческой натуре. Изучая огонь, мы приходим к понимаю того, что действительно привычное для нас явление природы может быть более сложным опытом понимания себя и своей человеческой природы.
Огонь, как следует из книги, — одно из универсальных начал объяснения мира, ключ к пониманию множества вещей и явлений. Обращаясь к человеческому опыту, мы найдем множество поводов согласиться с данным тезисом. Огонь сопровождал человека с первых шагов первобытного общества и был его безмолвным спутником во время войн, голода и тяжелых перемен. Сейчас огонь уже не является загадкой природы, а научные достижения и технологии могут создавать огонь на ровном месте. Современный огонь потерял сакральное значение и нашим современникам не понять первобытного трепета при виде священного огня. Огонь не загадка для современного жителя мегаполиса, но тем не менее, изучая его сущность и природу, мы можем увидеть сходства с человеком, или точнее сказать, с человеческой природой.
Башляр, как Юнг, много внимания уделяет архаическому мышлению, начиная свое исследование с древних представлений об огне. Изучая концепцию Юнга, я пришел к выводу о том, что огонь – это мир мысли, идеи. Причем процесс происходит на абстрактном плане и может быть воспринят лишь столь же абстрактным инструментом, каковым у нас является мышление. Если Огонь – это ум, способность мыслить, понимать, работать с идеями, то Огонь несомненно подразумевает Мудрость. В древности с огнем связывались в первую очередь сакральные события: принесение в жертву, погребальный костер, сжигание быков, сожжение ведьм как акт избавления от нечистой силы.
Каждая стихия в отдельности может быть рассмотрена как архетип, который ассоциируется с определенными чертами характера человека. Каждый может обнаружить, что в его характере больше черт, которые могут ассоциироваться с той или иной стихией мироздания.
Эти образы восходят к самым древним архетипам и ассоциируются во всех мифологиях с мировыми стихиями, лежащими в основе мироздания.
К мифологии обращается и Башляр. Вот отрывок из его произведения: «У одного австралийском племени существует очень забавная легенда - точнее, согласно этой легенде, похищение огня удалось именно благодаря забаве. Некогда глухой аспид был единственным обладателем огня, храня его в своей утробе. Все попытки птиц завладеть огнем были безуспешны до тех пор, пока не появился маленький сокол. Он пустился в такие потешные проделки, что аспид не смог удержаться от смеха. Стоило ему рассмеяться, как огонь вылетел наружу и сделался их общим достоянием».
Пытаясь определить место огня в научном мышлении, Башляр приводит массу невольных заблуждений, отличительной чертой которых являются субстанциализм и анимизм — следствия наивного понимания феномена огня. Однако эти наивные представления неизымаемы из человеческого бессознательного. Таково, скажем, восприятие огня как своего рода личности. Ребенок видит сопротивление огня, ведь его сложно как зажечь, так и погасить, «субстанция капризна; значит, огонь — личность». А кроме того, устоявшееся за счет языковых метафор, дошедших до нас еще с древних времен, представление о том, что огонь питается, словно живое существо, имеет порой больше власти над нами, нежели самые строгие научные доказательства. Персонификация огня древними – вполне закономерный процесс на пути становления мировоззрения. Придавая живую форму объекту или явлению (стихиям, как в нашем случае), человек таким образом создает иную реальность, в рамках которой он может вступить в диалог с Огнем или иной стихией. Поклонение Огню не просто обязательный процесс ритуального характера, но также и попытка постигнуть тайну, неизвестную людям.
Огонь сжигает свое старое, получая новое. Древесина становится пеплом, металл переплавляется, лед становится первозданной стихией воды, пластик переходит в состояние дыма. Мы видим подсказки в природе, словно бы дающие нам ответ: огонь противоречив, но он всегда есть движение. Об этом нам говорит Холостяк в первой главе: «Все, что быстро меняется, объясняется огнем». Автор любит показывать противоречивый аспект одного и того же элемента, он думает, что именно в этом заключается оригинальность такой мысли.
Чрезвычайно интересны размышления Башляра о связи огня и фантазии, об особого рода сосредоточенности, которая возникает только близ огня, причем это созерцание способно вызвать различные реакции у человека. Башляр характеризует последние как «зов огня», или «комплекс Эмпедокла». По его мнению, тотальная, бесследная смерть в огне является для человека некой гарантией перехода в иной мир, он оказывается прямо-таки завороженным идеей смерти в момент созерцания того, как огонь пожирает поленья. Огонь же как побудитель биофилического начала в человеке наделен сексуальным смыслом и связан с изначальным стремлением к любви. Даже Эдипов комплекс Башляр умудряется истолковать в контексте огня.
Интересно рассмотреть явление огня в контексте межличностной психологии. Башляр пишет об этом так: «Вследствие холодного и влажного темперамента женщины не так сильны, как мужчины, более застенчивы и менее храбры, потому что сила, смелость и решительность зависят от огня и воздуха, являющихся активными началами, отчего их и называют мужскими, тогда как другие начала - воду и землю - считают пассивными и женскими». В данном высказывании интересна еще и мысль о том, почему воздух дополняет огонь. Известные трактовки астрологов приводят следующую мысль: воздух раздувает огонь, не давая ему погаснуть. Собственно, в этом схожи астрологические доводы и психоанализ огня Башляра, однако, мое утверждение иное. Огонь и воздух, как стихии исключительно активные и связанные с постоянным движением больше подходят женщинам с их неподконтрольным обилием эмоций и чувств. Холодные стихии - вода и земля – подчеркивают рассудительность, рациональность, спокойствие и анализ, предпочтительны мужчинам. Стоит заметить, что попытка установить взаимосвязь между стихиями и личностными характеристиками может привести к самым разным и противоречивым результатам.
Огонь — это нечто сугубо личное и вместе с тем универсальное. Он способен принимать противоположные значения, как ни одно другое, явление. Он — добро и зло, ангел и демон. Огонь противоречив и требует к себе почтительного отношения. Его сущность скорее общественна, нежели природная. Осторожность в действиях с огнем внушается нам в детстве: «Спички детям не игрушка». Стоит ребенку потянуться к пламени, и ему тут же достанется по рукам. Отсюда Башляр делает вывод: «Социальный запрет — это наше первое всеобщее знание об огне. Раньше всего мы узнаем об огне то, что его нельзя трогать». Но как познать то, к чему запрещено прикасаться? Преодолев в себе страх наказания, мы, маленькие Прометеи, убегаем с дачного участка в поля и разжигаем костер Комплексом Прометея - Башляр называет все те влечения, в силу которых мы стремимся сравняться в знаниях со старшим поколением, добиться того, чего достигли они. Дети бросают вызов олимпийским богам – своим родителям – в попытке обрести тайное знание и мудрость. Как и прежде мы вновь встречаем формулировку «огонь равен мудрости».
С огнем связаны прочные сексуальные ассоциации. Иногда он даже выступает символом греха и зла. Борьба с запретными сексуальными влечениями в сновидениях может символически представляться как борьба с огнем. Подобные толкования можно встретить и у Зигмунда Фрейда, и у Карла Юнга. Легко можно вспомнить тексты, где явно выражен или подразумевается демонический характер огня. Описания ада в литературе, картины, изображающие дьявола с огненным языком, дают повод для недвусмысленного толкования в стиле того же Фрейда. Интересно, что автор определяет двойственность природы огня, ссылаясь на его местоположение: он и в раю, и в аду.
Но огонь соединяет противоположности. В то же время он — символ чистоты. Башляр упоминает о его «дезодорирующем способности». Психология первобытного человека уделяет особое внимание его обонятельным впечатлениям, ведь обонятельный мозг — самое древнее образование в филогенезе. Огонь все очищает, устраняет все неприятные запахи.
По мнению Башляра, чтобы понять психологию первобытного человека, надо проанализировать реакцию, которую вызывает новое научное знание у неподготовленных людей. Очень забавны приводимые в тексте научные теории XVIII века об электричестве и не только о нем. Полагая трение причиной электрического огня, Югженер в 1753 году развивает электрическую теорию пола: «Женский пол выступает хранителем мельчайших сферических тел, носителей человеческой сущности. Они составляют электрическое вещество в инертном, безжизненном состоянии. Его можно сравнить с незажженной свечой, зерном или семенем, с лучиной в ожидании огненной вспышки...». И без всякого психоанализа ясно, что интересует ученого, якобы всецело поглощенного «чистой механикой».
В сексуальном образе огня заложено все. Он объединяет тело и душу, добро и зло. Он двойственен от начала до конца, а это так созвучно человеческому сердцу. С огненной стихией связывают чувственную сторону человеческой деятельности. Человек пытается придать чувствам и эмоциям описательные характеристики: «пылкий» от слова пылать, «разожги во мне чувства» от значения разжечь костер, «огненная страсть», «пыл любви», «в огне ревности», «огонь ее любви». Таким образом, огонь выступает олицетворением нашей чувственной сущности в противовес рациональному единству (обычно разум ассоциируют с холодной расчетливостью, хладнокровием и т.д.).
Мне запомнилось выражение, что мы (люди) и звезды состоим из одной материи. Так обычно говорят в контексте того, что человеку достижимы любые свершения (слово «звезды» можно заменить на «мечты»), но более глубинный смысл фразы означает еще и признание общего начала для всего во Вселенной. В этом смысле огонь и человек производны от одного общего единства. Эмоции человека и есть отражение огня внутри нас.
Тем не менее автор сводит свою мысль к тому, что воображение является самой силой психического производства, плодотворной и позитивной свободы. Я же считаю, что огонь в равной мере притягателен для познания и для поэтической фантазии. Книга Башляра — это прежде всего обширное поле деятельности для мысли самого читателя. Повод задуматься о вещах, которые нас окружают и вместе с тем, могут быть частью нас самих.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!