это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3865877
Ознакомительный фрагмент работы:
Выдающийся французский философ ХVII века Р.Декарт говорил о том, что только философия «отличает нас от дикарей и варваров». Ни дикарь, ни варвар в философии не нуждаются. Другое дело древние греки. Они высоко ставили занятия философией, полагая, что в них источник образованности, законопослушности, добропорядочности.
С изменением социально-экономических условий жизни мифологическое, синкретическое сознание требовало критического отношения к окружающему миру. Осознание себя как гражданина, живущего в соответствии с законами общества и государства, влекло за собой замену мировосприятия миропониманием. Осмысление мира в понятийной форме, попытка нахождения закономерностей, установление причинно-следственных связей природного мира свидетельствовало о мировоззренческом уровне мышления. Первыми мировоззренческими понятиями явились «мир» (космос), «человек» (душа), «бог» (мировой разум). Конечно, не только древние греки, но и в Древнем Китае и Древней Индии наряду с успехами цивилизации люди поднимались к теоретическому осмыслению мировоззренческих проблем.
Самыми распространенными вопросами, претендующими на статус «вечных вопросов» бытия являются: каким должен быть мир, чтобы он соответствовал человеку? Достоин ли мир того, чтобы в нем жить? Достоин ли сам человек того, чтобы выступать от имени других людей и понимает ли он ценность жизни? В чем смысл бытия? Подобные мировоззренческие вопросы относятся к категории «вечных». Известно, что в 2010 г. на сайте университета был опубликован документ, разработанный геологическим факультетом МГУ им. М.В.Ломоносова «Концепция геологического образования в России». Многое из него стало нормой образовательной деятельности и геологоразведочной практики нашего Вуза. Однако с течением времени менялись условия жизни, изменялись требования к подготовке специалистов, геополитика ставила задачи и диктовала решения. Произошли перемены в мировой геологоразведке и горной практике, обострилась конкуренция за доступ к недропользованию. У нас в стране снизилась потребность в разработке урановых месторождений, что привело к исключению «урановых специальностей» из реестра специальностей российского высшего образования. Достижения науки и техники приводят к развитию мировой торговли, что находит свое отражение в инвестиционной политике и организации производства.
Сложились крупные национальные корпорации, которые стали заметными игроками на мировом рынке. Такой как «Газпром». Геополитические и экономические интересы страны требуют специалистов с высшим образованием по конкретным направлениям: геофизиков, геоинформатиков, горных инженеров, специалистов в области бурения, геоэкологии. Россия имеет богатейшие месторождения на Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке. Природные ресурсы предопределяют направленность экономического развития Российской Федерации. Нас позиционируют как страну с «сырьевой экономикой». Конечно, можно быть успешной страной и в рамках «сырьевой экономики», в этом наш потенциал развития, но быть сырьевым придатком недостаточно. Необходимо в условиях санкций включаться в общемировой процесс развития экономики и социальнокоммуникативных технологий. Сократить разрыв между доходами от продажи сырья и затратами в сфере разведки, добычи и переработки сырья с помощью использования передовых промышленных технологий. Востребованность специалистов горногеологического профиля очевидна.
За последние десятилетия мало кто занимался мировоззрением молодого поколения. Ни одна страна в мире не может похвастать таким количеством гениальнейших писателей, поэтов, философов, общественных деятелей, как Россия. И то, что молодежь, забыв о литературе, утонула в интернете, социальных сетях, печально и чревато для развития образованности и общей культуры молодых людей. Но с данностью необходимо считаться. Сегодня Интернет-пространство – это общественное пространство, роль которого в формировании мировоззрения крайне велика. Его аудитория в сотни тысячи раз превосходит любую другую социальную площадку, которая есть в реальном мире. В это виртуальное пространство нередко сливается различная информация: от фейковых новостей до оскорбления и призывов к насильственным действиям против власти, государства и многое другое. Социальные сети важны с точки зрения позитивной информации, формирующей представления о тех или иных явлениях, в том числе и философской грамотности. Интернет играет большую роль, чем СМИ, кинематограф, литература.
Остановимся на мировоззренческих вопросах, сопровождающих реализацию образовательного процесса студентов горно-геологического направления на примере философии. Предметом анализа являются небольшие творческие работы студентов в преддверии знакомства с учебным курсом «Философия». Накануне великого «философствования» в них излагаются соображения о понимании философии, ее роли в жизни человека, полезности и бесполезности как научного знания.
С чем ассоциируется философия? Философское знание отождествляется с правдой, правдой жизни, индикатором которой служит мораль. Философия ассоциируется с акварелью, с помощью которой окрашивается рисунок мироздания, с колодцем, из которого человек черпает знания, с путеводителем по жизни, причем, важен процесс поиска, конечной целью которого является умение обнаружить новое на «старом» месте. Более рационально обоснованные ассоциации рассматривают философию как инструмент формирования личности. Сам процесс философствования наделяет человека мудростью, как высшей добродетелью. Именно она сеет остальные добродетели, такие как справедливость, умеренность, доброта, скромность и так до бесконечности. Согласно Сократу и Аристотелю, добродетели делают человека высоконравственными и счастливыми людьми. Наконец, философия ассоциируется с ее основным назначением – процессом философствования. По словам Им. Канта, философствование является выходом человека из состояния духовного несовершеннолетия, когда человек начинает жить своим умом, распоряжаться своей жизнью и нести ответственность за свой выбор.
Каковы ценностные ориентиры философии? Как и в предыдущем ассоциативном ряду, разброс ценностных ориентиров философского знания велик. Выделим некоторые из них. Одним из главных ориентиров философии называется Духовность и мораль. Последняя понимается предельно широко и даже несколько метафорично. Раскрываемое с помощью данных категорий содержание сравнивается с тайной, осознание которой позволяет прикоснуться к почти «божественному и невиданному» остальным. Мораль пересекается с Совестью, так как сложно представить высокоморального человека, поступающего бессовестно и ведущего бесчестный образ жизни. Теоретикогносеологические установки философии раскрывают Ценность самой жизни. Одной из самых важных ценностей выступает смысл жизни. Некая неопределенность и нечеткость в определении целеполагания своих поступков приводит к свершению «откровенной ерунды» или созиданию больших дел. Простейшие ответы на вопросы о том, был ли я сегодня лучше, чем вчера, могут помочь осознать себя и последствия своих действий. Чем больше познаешь, тем больше открывается закономерностей и взаимосвязей. Теоретикопрогностическая ценность философии вытекает из тех задач, которые возлагаются на нее. Она рассматривается как универсальное гиперзнание, осознающее все глубинные процессы и дающее практические советы. Преувеличеие возможностей философии уравновешивается более взвешенными оценками: она, хотя и не дает точного ответа, но пытается успокоить наше бренное тело и примитивное человеческое Я. В отличиие от родственных форм общественного сознания ценностью философского знания является его рациональность. Любые философские рассуждения, независимо от исходных посылок, строятся рационально, в соответствии с принципами логических правил вывода. Наконец, онтологическая ценность философии обусловлена фундаментальными закономерностями бытия. Поиск истины приводит человека к анализу реального жизненного процесса – будь-то моральные, нравственно-политические или вопросы о создании мира. Мировоззренческая ценность философии делает каждого из нас философом. Философствуя, человек формирует индивидуальное мировоззрение, основанное на личной системе ценностей. Мировоззрений столько, сколько личностей. Будучи носителем мировоззрения каждый и понимает философию по-своему. Отсюда колоссальный разброс мнений и оценок. Но не следует забывать, что философия не только мировоззрение, но и наука, которая имеет тот же набор формальных признаков, которые делают любую науку наукой.
Пожалуй, самым актуальным вопросом в нашем небольшом исследовании является вопрос о полезности изучения философии. Что получаешь от знакомства с философскими школами и направлениями? Ответы разные, как и их обоснования, разделяемые студенческой аудиторией. Философия – одна из самых интересных наук. В соединении с любой другой наукой дает нечто новое и удивительное. Философию необходимо изучать, так как она является источником мудрости. В ней много маршрутов и путей, которыми может пройти человек, разнообразя свою жизнь, а также по-новому оценивая старое или естественные науки, обосновывающие философский взгляд на мир. Философия тесно связана с этической проблематикой. Изучение морали и нравственности надо начинать с изучения философии и ее принципов. Очевидна тесная связь философии с правдой жизни. Философия - это своеобразный инструмент, позволяющий выковать правду. На пути подобного понимания философии следует различать мнимую правду от настоящей. В случае «мнимой» правды насаждаемую ложь можно принять за истину. Примером может служить идеология национал-социализма. Из-за отсутствия высокой морали ложь, принимаемая за истинную правду, стала оружием в руках лидеров движения. Полезность философского знания раскрывается через способность человека мыслить, рассуждать, давая информацию человеческому мозгу. Рассуждая, человек формирует свободу ума, а она ведет к свободе личности. Философствующий человек – это свободный человек, независимый от мнений и умеющий аргументированно отстаивать свои убеждения. И наоборот, отсутствие способности философствовать создает удобства для тех, кто управляет. Вспомним слова Им. Канта, где он призывает своих соотечественников рассуждать, критиковать, но … повиноваться. Последний призыв философа корректирует свободу мысли. Управлять единообразно мыслящими людьми гораздо проще и легче.
Приведенные положения о философии и философствовании могут не иметь прямого студенческого авторства. Но, если они об этом размышляют, то тема «пробивает» брешь равнодушия. Правда, далеко не все четко представляют себе отличие «домашней» философии от философии теоретической. Кроме того, есть позиция, где заявляется о бесполезности философского знания вообще и отсутствии необходимости изучения философии в частности. Аргументы: каждый способен обсуждать философские вопросы, базируясь на личном опыте и собственном мировоззрении. Этого достаточно и не надо прибегать к специальным научным знаниям, во-первых. Во-вторых, признается, важно быть мудрым, что обычно приходит с возрастом, но … (и здесь остается небольшая лазейка для дальнейшей дискуссии) все-таки, с философией этот процесс пошел бы быстрее. Ну, что же? Это тоже позиция!!!
Понимание важности, силы науки и технологий расширяет мировоззренческий потенциал и знания современных молодых людей о мире. С течением времени многое меняется, но философские вопросы остаются. Польза изучения философии - в развитии навыков критического и творческого мышления, необходимых для формирования гражданской позиции человека, независимо от рода его деятельности. Философия не поучает. Она воспитывает и «образует» человека (в смысле формирует его), развивая в нем свободу мышления и понимание существующей картины мира. Будущее человечества – это соревнование между технологической мощью и степенью человеческой мудрости. Последнюю мы будем использовать, чтобы управлять этой мощью. Для победы мудрости необходимы компетентность, образованность и профессионализм.
Литература
1. Бердяев Н.А. О русской философии// 1993. Ч.1. Гл.1.
2. Федотов Г.П. Судьба и грехи России// Избранные статьи по философии, русской истории и культуры. М. 1991.Т.1.
3. https:// theoryandpractice.ru 4. Зеньковский В.В. История русской философии// М., 2001
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!