это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3869552
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
В настоящее время субъекты предпринимательской деятельности являются важным элементом в экономике любой страны, РФ не является исключением. В современных экономических условиях большое внимание уделяется субъектам и среднего малого бизнеса, т.к. они непосредственно участвуют в экономических отношения, но чаще остальных субъектов подвергаются рискам (экономическим, социальным, политическим и т.д.). Именно поэтому субъектам малого и среднего предпринимательства необходимо поддержка со стороны государственных органов. Одним из главных инструментов поддержки является возможность выбора оптимальной системы налогообложения, которая будет учитывать отраслевые особенности деятельности субъекта предпринимательской деятельности. Оптимальная система налогообложения позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства снизить налоговую нагрузку и тем самым увеличить показатели финансовой деятельности. Именно поэтому данная тема является актуальной в настоящее время.Цель работы – рассмотреть действующие системы налогообложения с учетом отраслевых особенностей для субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ.Для достижения цели был ряд задач:рассмотреть сущность субъектов малого и среднего предпринимательства и их роль в развитии экономики;представить действующие системы налогообложения с учетом отраслевых особенностей.Объект исследования – субъекты малого и среднего предпринимательства. Предмет исследования – система налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников. При написании работы были использованы нормативно-правовые акты, научные публикации и интернет ресурсы.1. Малое и среднее предпринимательство: понятие и роль в развитии экономикиПод субъектами малого и среднего предпринимательства следует понимать организации и ИП, которые занимаются предпринимательской деятельность и соответствуют критериям, указанным в ст. 4 ФЗ №209- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» . В таблице 1 представлены основные критерии отнесения субъектов предпринимательства к малым и средним.Таблица 1 – Основные критерии отнесения субъектов предпринимательства к малым и среднимКритерийСубъект малого предпринимательства Субъект среднего предпринимательства Среднегодовая численность сотрудников, чел.16-1001 группа: 101-2502 группа: 251-10003 группа: до 1500Максимальная сумма дохода за год, млн.руб.8002000Особое внимание следует уделить среднегодовой численности сотрудников для субъектов среднего предпринимательства. Численность сотрудников первой группы не зависит от вида деятельности организации в отличие от второй и третьей группы. Перечень видов деятельности для второй группы утвержден Постановлением правительства №1412, в данном постановлении представлен список предприятий легкой промышленности. Третья группа действует только с января 2022 г. и в нее входят организации, осуществляющие деятельность в сфере общественного питания.На рисунке 1 представлена динамика количества малых предприятий в РФ за 2017-2021 гг.Из рисунка видно, что количество малых предприятий за анализируемый период увеличивается на 760550 ед. или на 29,79%. Однако, следует отметить, что в 2020 г. по сравнению с 2019 г. наблюдается сокращения количества малых предприятий на 301031 ед. или на 9,35%. Данная динамика связана с пандемией COVID-19, т.к. веденные ограничения поспособствовали ликвидации предприятий. Рисунок 1 – Динамика количества малых предприятий в РФ за 2017-2021 гг.В настоящее время субъекты малого и среднего предпринимательства оказывают прямое влияние на развитие экономики, как страны, так и региона. Согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики в настоящее время в РФ субъекты малого и среднего предпринимательства:занимают наибольшую долю среди организации (около 53%);являются налоговым агентом (около 34% трудоустроено на предприятиях малого и среднего бизнеса от общего количества занятого населения). В свою очередь трудоустройство населения оказывает положительное влияние на уровень и качество жизни населения и способствует снижение социального напряжения;являются плательщиками налогов (около 32% государственного и бюджета формируется за счет налоговых поступлений от субъектов малого и среднегопредпринимательства);участвуют непосредственно в формировании ВВП (около 28%).Роль субъектом малого и среднего предпринимательства в развитии экономики обсуждается в настоящее время, как государственными органами, так и современными учеными, экономистами. Так, руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москва считает, что субъекты малого и среднего предпринимательства способствуют развитию конкуренции на рынке, что приводит к повышению качества реализуемых товаров и/или оказываемых услуг и способствует формированию среднего уровня цен на рынке. Доцент Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского в своем исследовании «Роль малого предпринимательства в экономике» акцент делает на развитии экспортного потенциала за счет развития малого и среднего бизнеса. Данное направление также является важной составляющей развития экономики, т.к. увеличивает товарооборот, потоки денежных средств, способствует налаживанию экономических и/или политических связей.Таким образом, можно сказать, что субъекты малого и среднего предпринимательства вносят значительный вклад в развитие производства, инновации и рынка труда, что в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие экономики. Кроме того именно субъекты малого и среднего предпринимательства удовлетворяю максимальное количество потребностей населения как внутри страны, так и за ее пределами, что является важным направлением в экономике любого государства. 2. Системы налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательстваВ ФЗ №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» указано, что с целью развития малого бизнеса необходимо оказывать данным предпринимателям поддержку различного рода. Цель деятельности любой организации заключается в получение максимального размера прибыли при минимальной сумме затрат. При этом предприниматели отмечают, что отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды формируют около 30% расходов субъектов малого и среднего предпринимательства, что приводит к сокращению финансовых показателей деятельности организации. Именно поэтому возможность выбора оптимальной системы налогообложения является одним из приоритетных направления поддержки субъектов малого предпринимательства. В настоящее на территории РФ действует четыре специальных налоговых режимов, которые позволяют не только оптимизировать расходы, но и учитывать отраслевые особенности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: упрощенная система налогообложения (далее – УСН), единый сельскохозяйственный налог (далее – ЕСХН), патентная система налогообложения (далее – ПСН) и налог на профессиональный доход (далее – НПД).На рисунке 2 представлена доля организации (субъектов малого и среднего бизнеса), применяющих специальные налоговые режимы в 2021 г.Рисунок 2 – Доля организации (субъектов малого и среднего бизнеса), применяющих специальные налоговые режимы в 2021 г., %Из рисунка видно, что наибольшее количество предпринимателей, владельцев малого и среднего бизнеса применяют специальный налоговый режим УСН (58,95%), а наименьшее количество предпринимателей выбирают не специальный налоговый режим, общую систему налогообложения (далее – ОСНО) (5,40%). Следует отметить, что выбор ОСНО является нецелесообразным для субъектов малого и среднего предпринимательства, т.к. не учитывает отраслевые особенности, а также считается самой «дорогой» системой, т.к. при применении налогоплательщик не освобождается от уплаты ни одного налога. Рассмотрим более подробно специальные налоговые режимы. УСН – специальный налоговый режим, который может применяться организациями и ИП, при выполнении ряда основных условий: максимальное количество сотрудников: 130 чел., максимально возможный доход: 200 млн.руб. и максимальная остаточная стоимость: 150 млн.руб.Применение данного налогового режима также дает возможность предпринимателю самостоятельно определить объект налогообложения. Процентная ставка по специальному налоговому режиму напрямую зависит от объекта налогообложения: налоговая база «Доход»: 6% и налоговая база «Доход – расход»: 15%. Следует отметить, что при данной налоговой базе действует минимальный налог по процентной ставке 1%. Минимальный налог уплачивается предпринимателем в случае получения убытка от предпринимательской деятельности. До 2021 г. если доход субъектов малого и среднего предпринимательства превышал установленные критерии, то предприниматель обязан был сменить специальный налоговый режим. Однако, с 1 января 2021 г. налогоплательщики, чьи доходы находятся в интервале 150 - 200 млн.руб., и (или) количество сотрудников находится в интервале 100 - 130 чел., не лишаются возможности применять специальный налоговый режим УСН, а уплачивают налог по повышенным ставкам: с доходов 8%, а с прибыли 20%.Следует отметить, что согласно ст.346.20 НК РФ для субъектов малого предпринимательства может быть установлена ставка в размере 0% при выполнении ряда условий:предприниматель является вновь зарегистрированным или с момента начала деятельности не прошло двух лет;предприниматель осуществляет деятельность в определенной сфере: социальная, научная, бытовые услуги для населения и услуги по предоставлению мест для временного проживания населения.Право на установление ставки в размере 0% закреплено за региональной властью субъектов РФ. Кроме того, региональные власти имеют право понижать ставки по налогам, с целью стимулирования развития малого предпринимательства в регионе. Однако на законодательном уровне установлены ограничения: налоговая база «Доходы» до 1% и налоговая база «Доход минус расход» до 5%. Применение специального налогового режима также предпринмиателя освобождает от уплаты ряда налогов:организации не уплачивают: налог на прибыль, налог на имущество организации, налог на добавленную стоимость (далее – НДС);ИП не уплачивают: налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), налог на имущество физических лиц, НДС. Следует отметить, что освобождение от уплаты НФДЛ касается только доходов от предпринимательской деятельности. Обязанность по начислению и уплате НДФЛ с заработной платы сотрудников сохраняется за предпринимателем. На рисунке 3 представлена динамика количества предпринимателей применяющих УСН за 2017-2021 гг. Рисунок 3 – Динамика количества предпринимателей применяющих УСН за 2017-2021 гг.Из рисунка видно, что за анализируемый период количество предпринимателей, применяющих УСН значительно увеличивается. Наибольшее увеличение наблюдается в 2020 г. в рамках пандемии COVID-19, данная динамика объясняется ухудшением финансовых показателей у организации, что в результате привело к смене системы налогообложения. На основе представленной характеристики УСН можно сказать, что именно возможность выбора налоговой базы позволяет учитывать отраслевые особенности работы организации, при применении данного специального режима предпринимателю необходимо провести анализ доходов и расходов, а также рассчитать налоговую нагрузку и выбрать оптимальную налоговую базу. Также к учету отраслевых особенностей в рамках УСН следует отнести возможность применения льготных ставок для определенных видов деятельности.ЕСХН считается специфическим специальным налоговым режимом. Именно данный налоговый режим позволяет максимально учитывать отраслевые особенности деятельности организации, т.к. основным критерием использования является вид деятельности. Данный специальный налоговый режим могут применять предприниматели, осуществляющие деятельность по следующим направлениям: производство сельскохозяйственной продукции, разведение рыб и морепродуктов и вылов рыб и морепродуктов. Также имеются дополнительные критерии использования режима: количество сотрудников не должно превышать 300 чел. Объектом налогообложения по ЕСХН являются доходы уменьшенные на сумму расходов. Налог уплачивается по ставке 6%. Применение ЕСХН, также как УСН, дает возможность предпринимателю не уплачивать ряд налогов:организации не уплачивают: налог на прибыль, налог на имущество организации;ИП не уплачивают: НДФЛ (от предпринимательской деятельности), налог на имущество физических лиц, НДС. На рисунке 4 представлена динамика количества предпринимателей применяющих ЕСХН за 2017-2021 гг.Рисунок 4 – Динамика количества предпринимателей применяющих ЕСХН за 2017-2021 гг.Из рисунка видно, что за анализируемый период количество предпринимателей, применяющих ЕСХН увеличилось на 112437 ед. или на 40,55%. Следует обратить внимание, что в отличие от УСН, в период пандемии COVID-19 в 2020 г. наблюдается сокращение организации. Сокращение происходит на 20604 ед. или на 5,26%. Данная динамика объясняется ликвидацией сельскохозяйственных организации. ПСН – специальный налоговый режим, применять который могут только ИП, осуществляющие предпринимательскую деятельность по законодательно установленным видам деятельности, что также позволяет учитывать особенности деятельности организации (80). Также на законодательном уровне установлены критерии по количеству сотрудников (до 15 чел.) и сумме дохода (до 60 млн.руб.). Объектом налогообложения по ПСН является максимально возможный доход, который устанавливается на законодательном уровне региона. Налог при ПСН рассчитывается по следующее формуле:Сумма налога = Налоговая база * ставку(1)Налоговой базой при расчете налога является потенциально возможный доход, который и позволяет учитывать отраслевые особенности, т.к. он определяется для каждого вида деятельности отдельно. Также следует отметить, что потенциально возможный доход устанавливается на региональном уровне. Налоговая ставка составляет 6%. При применении УСН ИП освобождается от уплаты ряда налогов: НДФЛ (от предпринимательской деятельности), налог на имущество физических лиц и НДС.На законодательном уровне установлен период применения специального налогового режима ПСН: минимум 1 месяц, максимум 1 месяцев. Следует отметить, что для субъектов малого предпринимательства может быть установлена ставка в размере 0% при выполнении ряда условий:предприниматель является вновь зарегистрированным или с момента начала деятельности не прошло двух лет;предприниматель осуществляет деятельность в определенной сфере: социальная, научная, бытовые услуги для населения и услуги по предоставлению мест для временного проживания населения.Право на установление ставки в размере 0%, также как при УСН закреплено за региональными органами власти. Также следует отметить, что региональные органы власти могут устанавливать пониженные ставки по налогу в рамках ПСН. Так, в Республике Коми действует ставка в размере 4% от потенциально возможного дохода.На рисунке 5 представлена динамика количества предпринимателей применяющих ПСН за 2017-2021 гг.Рисунок 5 – Динамика количества предпринимателей применяющих ПСН за 2017-2021 гг.Из рисунка видно, что в анализируемом периоде наблюдается положительная динамика количества предпринимателей применяющих ПСН. Увеличение происходит на 160726 ед. или на 30,48%. Специальный налоговый режим НПД не подходит для субъектов малого и среднего предпринимательства, т.к. по критериям применения его могут применять самозаныые лица, не имеющее наемных сотрудников, т.к. данный режим применяется микропредприятиями. На основе представленной информации можно сказать, что в настоящее время на территории РФ налогообложение в области учета отраслевых особенностей осуществляется преимущественно через специальные налоговые режимы. Использование специальных налоговых режимов позволяют предпринимателям уплачивать отраслевые особенности, которые выражаются в возможности применения отдельных налоговых режимов в зависимости от видов деятельности, кроме того понижение налоговых ставок также зависят от вида деятельности. В свою очередь выбор оптимальной системы налогообложения с учетом отраслевых особенностей приводит к сокращению налоговой нагрузки и увеличению финансовых показателей. Заключение
В рамках написания работы поставленная цель на начальном этапе была достигнута. В работе рассмотрены действующие системы налогообложения с учетом отраслевых особенностей для субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ. Цель была достигнута за счет последовательного решения поставленных задач. При решении первой задачи дано определение субъектов малого и среднего предпринимательства и определены критерии отнесения организации к данной категории согласно ФЗ №209- ФЗ. Также представлен краткий статистический анализ динамики количества малых и средних предприятии и определен их роль в развитии экономики. В результате решения задачи был сделан вывод: количество малых предприятий за 2017-2021 гг. увеличилось на 760550 ед. или на 29,79%. Однако, следует отметить, что в 2020 г. по сравнению с 2019 г. наблюдается сокращения количества малых предприятий на 301031 ед. или на 9,35%. Данная динамика связана с пандемией COVID-19, т.к. веденные ограничения поспособствовали ликвидации предприятий. Также в выводе отмечено, что субъекты малого и среднего предпринимательства вносят значительный вклад в развитие производства, инновации и рынка труда, что в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие экономики. В рамках решения второй задачи рассмотрены специальные налоговые режимы, позволяющие субъектам малого и среднего предпринимательства учитывать отраслевые особенности. На основе рассмотренной информации был сделан вывод, что в настоящее время на территории РФ налогообложение в области учета отраслевых особенностей осуществляется преимущественно через специальные налоговые режимы. Использование специальных налоговых режимов позволяют предпринимателям уплачивать отраслевые особенности, которые выражаются в возможности применения отдельных налоговых режимов в зависимости от видов деятельности, кроме того понижение налоговых ставок также зависят от вида деятельности. В свою очередь выбор оптимальной системы налогообложения с учетом отраслевых особенностей приводит к сокращению налоговой нагрузки и увеличению финансовых показателей.
Список литературы
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) [Электронный ресурс]: федеральный закон от 31.07.1998 N 146–ФЗ (действующая редакция) // режим доступа: справочно–правовая система КонсультантПлюс.Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»» [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.11.2018 N 422–ФЗ (действующая редакция) // режим доступа: справочно–правовая система КонсультантПлюс.Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24.07.2007 N 209–ФЗ (действующая редакция) // режим доступа: справочно–правовая система КонсультантПлюс.Постановление правительства «О предельном значении среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности, и об утверждении Правил формирования перечня хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности» [Электронный ресурс]: Постановление правительства от 22.11.2017 N 1412 (действующая редакция) // режим доступа: справочно–правовая система КонсультантПлюс.Юсупова, С.В. Роль малого предпринимательства в экономике // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 9. – С. 86-89.Официальный сайт Большой портал для малого бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.business.ru/. (дата обращения: 23.03.2022).Официальный сайт Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москва [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cashback.moscow.business/ (дата обращения: 22.03.22).Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/ (дата обращения: 22.03.22).Официальный сайт Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 22.03.22).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!