это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3874136
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение. Скульптура в культуре древнейшей цивилизации на Земле
играет важнейшую роль. Согласно представлениям египтян, одна из
человеческих душ — ка — обладает способностью пребывать сразу в двух
мирах: земном и загробном. Отсюда стремление любыми способами
сохранить тело умершего человека (бальзамирование и мумифицирование), а
также создание большого количества скульптур, которые могут служить
оболочкой для души «ка».
Другая особенность скульптуры Египта — строгие каноны (правила),
по которым создавались все изображения. С одной стороны, скульптура
должна была быть достаточно реалистичной, чтобы душа могла «распознать»
свою оболочку, с другой стороны, канон требовал полной симметричности в
изображении человека, а телосложение также подчинялось строгим
правилам. Именно поэтому многочисленные изображения фараонов, жрецов
и богов кажутся однотипными, а различия существуют лишь в чертах лица.
Отход от правил допускался лишь при изображении людей низкого сословия:
чиновников, военных и т. д.
Основная часть. В период Древнего царства сложились канонические
типы статуй:
1) стоящая (фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова
высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к
телу);
2) восседающая на троне (руки симметрично положены на колени или
одна рука согнута в локте) или сидящая на земле со скрещенными ногами.
3) композиция песцов;
4) кубические статуи;
5) осирические стати (только фараоны);
6) сфинксы [2].
Все они производят впечатление торжественной монументальности и
строгого спокойствия; для них характерны скованность позы, бесстрастное
выражение лица, крепкая и сильная мускулатура (статуя вельможи Ранофера)
(рис. 1); перед нами — некий обобщенный социальный тип, воплощающий
власть и могущество. В особой степени эти черты присущи огромным
статуям фараонов с преувеличенно мощным торсом и величавой
бесстрастностью поз (статуи Джосера (рис. 2), Хафра); в своем
максимальном выражении идея божественной царской власть представлена в
гигантских каменных сфинксах-львах с головой фараона (первые царские
статуи вне пределов храмов). В то же время связь скульптурного
изображения с заупокойным культом требовала его сходства с оригиналом,
что обусловило раннее появление скульптурного портрета, передающего
индивидуальное своеобразие модели и ее характер (статуи зодчего Хемиуна
(рис. 3), писца Каи, царевича Каапера, бюст царевича Анхаафа) [1].
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
От эпохи Древнего Царства сохранилось много скульптурных
памятников, большинство из которых имело ритуальное назначение.
Погребение и храмы изобилуют портретными изображениями двойников
умерших — ка, в которых сложились портретного искусства Египта.
Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. К их
числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и
«гизехские головы» — слепки и скульптуры голов, не имеющих
традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для
портретных изображений [3].
Статуарные композиции в Древнем Царстве строго следовали
определённому количеству канонизированных типов. Особенное
распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой
ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые. Широко применялся
канонический тип статуи писца. В связи с ритуальными целями в обиход был
издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по
контуру век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые,
несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную
живописную интерпретацию. Таковы скульптурные портреты зодчего
Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет (рис. 4) — живостью и
выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи,
проводившие раскопки; царских писцов, племянника фараона Хеопса,
зодчего Хемиуна. Высокого мастерства древнеегипетские художника
достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера, известной под названием
«Сельский староста») (рис. 5). Скульптура изображает дородного и
степенного пожилого египтянина, держащего в руке посох из египетской
смоквы. Статуя настолько поразила нашедших ее рабочих удивительным
сходством с их сельским старостой, что за ней навсегда сохранилось это
название — «Сельский староста» [4].
Рис. 4 Рис. 5
Иногда в семейных группах фигурируют дети. Как, например, в
семейной группе карлика Сенеба, найденной в одной из гробниц в Гизе.
Карлик сидит, поджав под себя ноги, со сложенными на груди руками. Его
жена сидит рядом, обнимая мужа за плечи. Дети — мальчик и девочка —
стоят, прислонившись к каменному сиденью в том месте, где располагались
бы ноги Сенеба, не будь он карликом (рис. 6). Скульптор придал членам
группы разные выражения лиц: у Сенеба оно серьезное, у его жены —
сладострастное, у детей — робкое.
Рис. 6
В гробницах достаточно часто встречаются небольшие статуэтки,
изображающие прислугу в момент совершения ею разнообразных
хозяйственных работ. Скульптуры, изображающие людей из низшего
сословия, полностью нарушают канонические принципы, применявшиеся для
изображения фараонов [1]. Таковы относящиеся ко времени V династии
статуэтка служанки, стоящей на коленях и перемалывающей зерно, а также
статуэтка женщины-пивовара, наклонившейся над чаном для выжимки
ячменя.
Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. В них
появляется сюжетная повествовательность, особенно характерная для
ритуальных изображений в гробницах. Постепенно складывается строгая
система их размещения: у входа в храм или в гробницу помещаются фигуры
двух божеств или владельца гробницы во весь рост. Далее вдоль стен
коридоров следуют изображения носителей даров, сюжетно направленные к
средней нише с ложным входом [2]. Над нишей дверного проема обычно
располагалось изображение покойного перед жертвенником. Такие ансамбли
выполнялись группой мастеров по единому замыслу, строго
соответствующему характеру архитектурного решения. Рельефы (барельеф и
рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и
обычно расписывались красками. Рельефные композиции дополнялись
росписью.
Заключение. Таким образом, в египетской скульптуре холодная
надменность облика и торжественная поза сочеталась с реалистической
передачей лица и тела; она несла в себе идею социального назначения
человека и одновременно идею его индивидуального существования.
Скульптура малых форм оказалась менее каноничной, поскольку ее объектом
могли быть представители низших слоев (статуэтки слуг и рабов в процессе
работы).
Список использованной литературы
1. Матье, М. Э. Искусство Древнего Египта / М.Э. Матье. - М.:
Издательство В. Шевчук, 2010. - 672 c.
2. Павлов, В. В. Искусство Древнего Египта / В.В. Павлов. - М.:
Издательство Академии художеств СССР, 2011. - 383 c.
3. Роз-Мари Искусство Древнего Египта / Роз-Мари, Райнер Хаген. -
М.: Taschen, Арт-Родник, 2009. - 763 c.
4. Ходж, Сюзи Искусство Древнего Египта / Сюзи Ходж. - М.: Арт-
Родник, 2010. - 128 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!