Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


История развития физиологии ВНД

Тип Доклад
Предмет Физиология высшей нервной деятельности

ID (номер) заказа
3880725

300 руб.

Просмотров
1032
Размер файла
1.1 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение. Иван Петрович Павлов – русский ученый, удостоенный
Нобелевской премии за труды по физиологии пищеварения. Ныне понятие об
условном рефлексе знакомо образованным людям всего мира. Но фактически
наибольший вклад он внес в психологию.
Основная часть. И. П. Павлов получил полярные оценки по
отношению к психологии: 1) утвердил естественнонаучный подход в
психологии и определил одно из направлений ее развития; 2) отождествил
психику с высшей нервной деятельностью (ВНД – этот термин ввел
И. П. Павлов), а психологию свел к учению об условных рефлексах.
Увлечение физиологией возникло у Павлова после прочтения книг
И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863) и Дж. Г. Льюиса
«Физиология обыденной жизни» (рус. перевод, 1876). Студентом он занялся
изучением секреторной иннервации поджелудочной железы в лаборатории
И. Циона (это его первое научное исследование было удостоено золотой
медали университета) [4].
В ВМА Павлов защитил диссертацию доктора медицины (1883),
посвященную нервной регуляции функции сердца. От назначения
приватдоцентом академии он отказался, и в 1884–1886 гг. работал в
Лейпциге с Р. Гейденгайном и К. Людвигом, выдающимися физиологами
того времени. В 1890–1925 гг. он – профессор ВМА, с 1891 г. – заведующий
физиологическим отделом Института экспериментальной медицины, с
1907 г. – академик, в 1896–1924 гг. – зав. кафедрой физиологии ВМА.
В своей книге «Лекции о работе главных пищеварительных желез» (1897,
переведена на англ. язык в 1902 г.) Павлов рассказал о методах и результатах
своих исследований (за этот труд он и получил в 1904 г. Нобелевскую
премию).
Свою теорию ВНД Павлов изложил в двух работах – «Двадцатилетний
опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения)
животных. Условные рефлексы» (1923) и «Лекции о работе больших
полушарий головного мозга» (1927) [4].
Исследования нервной регуляции внутренних органов привели Павлова
к открытию условных рефлексов. Как и многие другие научные достижения,
это произошло случайно. Исследуя работу пищеварительных желез собаки,
Павлов обнаружил, что если пища попадает в рот собаки, то рефлекторно
вырабатывается слюна. Когда собака просто видит пищу, то также
автоматически начинается слюноотделение, но в этом случае рефлекс не
постоянен и зависит от дополнительных факторов, таких, как голод или
переедание, и поэтому является «условным», т.е. один только вид и запах
пищи действует как сигнал для образования слюны. Итак, в ходе своих работ
он открыл «психическое» отделение слюны (условно-рефлекторную реакцию
слюноотделения), и поставил цель выяснить природу этого явления. Для

Павлова это была цель, побуждаемая другим мотивом – понять механизмы
пищеварения. Но постепенно она превратилась в самостоятельный, ведущий
мотив научной деятельности – по механизму «сдвига мотива на цель»
образовался новый мотив. Пораженный ролью условных рефлексов в
поведении, он с 1902 г. начал изучать интегративную функцию коры и
подкорки больших полушарий головного мозга (ВНД – материального
субстрата психики млекопитающих), т.е. от физиологических опытов Павлов
перешел к психологическим.
Б.М. Емалетдинов, как и ряд других ученых, считает, что историческое
значение учения И.П. Павлова для психологии заключается во введении
категории «поведения». Категория поведения зарождалась для объяснения
адаптивной гибкости реакций организма на изменчивую среду и
приобретение организмом устойчивых форм реакций, которых нет в
генетическом фонде. Поэтому и выделилась единица такого поведения –
рефлекс, названный В.М. Бехтеревым сочетательным, а И.П. Павловым –
условным.
Вклад И.П. Павлова и В.М. Бехтерева и их школ в концепцию этого
феномена состоял в объяснении модификации реакций организма исходя из
объективных отношений реакций и внешних раздражителей (не отрицая, в
отличие от бихевиоризма, роли сознания и его нейросубстрата в этом).
И.П. Павлов определял его как элементарное явление жизнедеятельности,
интегрирующее в себе физиологическое и психическое. Этим преодолевалась
дуалистическая трактовка поведения: оно рассматривалось как целостный
процесс, реализующий взаимодействие организма и среды.
Это понятие позволило объяснить приобретение организмом новых
форм поведения (научение), основу которого составляет выработка
временных связей в коре головного мозга. Возникая в ходе индивидуальной
жизни на основе врожденного безусловного рефлекса (функции подкорки,
обеспечивающей адаптацию к постоянным условиям среды), условный
рефлекс (функция коры мозга) обеспечивает заблаговременную адаптацию
организма к быстро изменяющимся условиям среды [3].
С помощью метода условных рефлексов И.П. Павлов и его школа
экспериментально установили, что в основе психической деятельности лежат
физиологические процессы в коре головного мозга и выявили их динамику
(возбуждение, торможение, иррадиацию, концентрацию, взаимную
индукцию и др). Вместо представления об органах чувств И.П. Павлов ввел
понятие «анализатор» как органа, обеспечивающего вычленение во внешней
среде значимых для организма раздражителей, которые выполняют функцию
сигналов, несущих информацию об этой среде. Под анализатором понимался
нервный «прибор», включающий в себя периферический орган (рецептор),
проводящие нервные пути и центральный отдел (мозг). Это позволило дать
новую трактовку локализации функций в коре больших полушарий и изучить
характер выработки в ней связей между разными нервными центрами.
Школа И.П. Павлова исследовала и отношения между корой и
подкорковыми центрами головного мозга, что выявило роль инстинктивных

и эмоциональных факторов в организации поведения. Эмоции изучались
также в связи с нарушением баланса между возбуждением и торможением и
ломки «динамического стереотипа», т.е. прочно сложившейся системы
условно-рефлекторных связей.
Условно-рефлекторное поведение рассматривалось как область
психологии, а не физиологии – «Экспериментальная психология и
психопатология животных» (И. Павлов, 1903), «Объективная психология» (В.
Бехтерев, 1907; вышла в 1913 г. в нем. и франц. переводах). Итак, поставив
своей задачей создание науки о поведении, Павлов первоначально назвал его
«экспериментальной психологией», но впоследствии отказался от этого
термина, считая, что задача психологии – изучение субъективного мира
человека. И. П. Павлов развивал учение И. М. Сеченова о рефлекторном
характере психической деятельности. Сеченовская программа построения
психологии (1873) как науки (в отличие от программ W. Wundt и F. Brentano)
была основана на философии материализма и дарвиновской модели
организма [1].
Определяя различия высшей нервной деятельности (ВНД) людей и
животных, Павлов выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые
(сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря
слову как «сигналу сигналов» мозг людей отражает реальность в обобщенной
форме, вследствие чего изменяется характер регуляции поведения. Павлов
выдвинул также учение о типах ВНД как основанных на определенном
сочетании свойств нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность)
устойчивые индивидуальные «картины поведения», соотносимые с четырьмя
типами темперамента в учениях Гиппократа и К. Галена. Стремясь
определить специфику типов ВНД людей, Павлов выделил, например,
художественный тип, где преобладают чувственные образы, и мыслительный
тип с преобладанием абстрактных понятий.
Между И.П. Павловым и В.М. Бехтеревым велись напряженные
научные дискуссии. Во-первых, спор о приоритете открытия и исследования
явления, которое И.П. Павлов называл условным рефлексом, а В.М. Бехтерев
– сочетательным рефлексом. Во-вторых, спор о приоритете в «объективном
изучении поведения животных и человека». В-третьих, Павлов не принимал
рефлексологию В.М. Бехтерева, т.к. она изучала не только ВНД, но и
«влияние социальных факторов» на поведение человека. И.П. Павлов в
отличие от В.М. Бехтерева считал, что, исследуя физиологию ВНД, он не
занимается психологией, он не претендовал на реформу психологии и
осторожно относился к идее соединения физиологии и психологии в одну
науку, хотя и предполагал, что в будущем оба эти аспекта изучения
рефлекторной деятельности будут соотнесены друг с другом.
В 1920-е гг. рефлексологи стали выступать против существования
психологии как особой науки, а после смерти В.М. Бехтерева они пришли к
выводу о невозможности научного познания субъективных явлений и
повторили идею философа А. И. Введенского о непознаваемости чужого «Я».
Здесь переживания субъективного явления и их научное познание были

уравнены, сознание понималось как «совокупность сознаваемых только
мною состояний» [2].
Павлов выбрал для анализа целесообразного поведения организмов
орган, соединяющий внутреннюю и внешнюю среды биосистемы – слюнные
железы. Поэтому понятия, введенные Павловым, преодолевали традиционное
деление психики и ее субстрата на два разряда, о каждом из которых Павлов
говорил отдельным языком. Павлов видел различие условно-рефлекторных
явлений и физиологических функций в том, что «в физиологической форме
опыта вещество соприкасается непосредственно с организмом, а в
психической форме оно действует на расстоянии» – в сфере сигнальных
отношений. «Сигнал» выступал как средство различения внутренних и
внешних условий работы организма, позволяя ориентироваться в
окружающем мире, улавливать объективные, независимые от биосистемы
свойства и отношения. А «потребность» приобрела у Павлова значение
мотивационного фактора, обозначенного как «подкрепление». Другими
переменными (детерминантами поведения) выступили торможение и
повторение. Павлов выделил особенность рефлекторной регуляции –
модифицируемость уже сложившихся форм поведения [1].
Итак, созданный Павловым научный язык позволил соединить
биологическую и психическую жизнь. В этом и заключается его «гениальный
взлет мысли». Несмотря на то, что И.П. Павлов не благоволил психологии,
его идее оказали на нее существенное влияние. И.П. Павлов
экспериментально показал, что ВНД можно изучать на животных в терминах
физиологии, без привлечения психологического понятия сознания. Условный
рефлекс – базовый элемент поведения, через который можно изучать
сложное поведение человека в лабораторном эксперименте.
Открытие условных рефлексов как механизма новых форм поведения
повлияло на развитие психологии. Как и всякая научная теория, теория ВНД
И.П. Павлова во всех своих частях – не абсолютная истина, ее применение
предполагало дальнейшее развитие. В США учение И.П. Павлова стало
главным источником бихевиоризма. В Советской России труды И.П. Павлова
стимулировали выдвижение новых идей в исследованиях психических
функций. И.П. Павлов подчеркивал важность союза физиологии с
психологией, прогрессивным направлением которой он считал ассоцианизм.
Учение Павлова о типах ВНД развивалось в российской школе
дифференциальной психофизиологии, позволяя с помощью
экспериментальных методов определять индивидуальные различия людей
[3].
Заключение. Психология стала превращаться в науку, когда начали
складываться ее категории (образ, действие, мотив, отношение, переживание,
личность, деятельность, общение и др.), выделяющие ее предмет, отличный
от предмета философии и физиологии. Ныне насчитываются 24 таких
категории. Наряду с языками физиологии и психологии сложился язык,
термины которого дают информацию о том уровне жизнедеятельности,
который получил благодаря И. П. Павлову название «поведение». Это

открыло путь для «перевода» психологических понятий на язык не
физиологии, а поведения. Все это стало возможно благодаря работам Ивана
Петровича Павлова.

Список использованной литературы

1. Галяутдинова С. И., Емалетдинов Б. М. Теория функциональных
систем и психологическая теория деятельности // Проблемные
вопросы физиологии и психологии: Межвузовский науч. сб. Уфа:
РИЦ БашИФК, 2008. 168 с.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: АСТ;
Астрель, 2008. 352 с.
3. Емалетдинов Б.М. Вклад И. П. Павлова в развитие психологии //
Вестник Башкирского университета, 2009. Т. 14. № 4. С. 1588-1595.
4. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова,
О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2016. - 480 c


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
46 527 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Фининсовый университет при Правительстве РФ
Заказ выполнен за один день, за очень приемлемую цену, я очень довольна, рекомендую!!!
star star star star star
АПК
Ставила средний уровень плагиата, но проверка онлайн и преподавателем прошла на 100% без м...
star star star star star
РГУТиС
большое спасибо все выполнено на высшем уровне без нареканий. приятно было поработать с вами
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.