это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3887916
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Культурный поворот в социологии: его отражение в методологии социологического исследования
Социология, как и любая другая дисциплина, периодически претерпевает научные революции. Относительно недавний «культурный поворот» можно счесть как один из признаков трансформации исследовательской парадигмы, когда функционализм и позитивизм сменился осознанием необходимости изучения процессов, которые сопутствуют появлению определенного коллективно разделяемого смысла.
Культурный поворот - это изменения, которые произошли в начале 1970-х годов в гуманитарных и социальных науках, в ходе которых культура оказалась в центре современных дискуссий; понятие культурного поворота также описывает сдвиг от позитивистской эпистемологии в сторону смысла. Культурный поворот также можно отметить как основную тенденцию в общественных науках в последнее время. Культурный поворот также можно описать как огромное количество новых теоретических импульсов из различных областей, которые ранее только косвенно относились к социальным наукам».
Культурный поворот, который произошел в конце XX века, можно отнести к социальным изменениям, к изменению научного подхода, в ходе которого социологи помещают культуру и такие связанные с ним понятия, как смысл, познание, эмоции и символы в центр методологических и теоретических исследований. Предположительно, что изменения академического знания в сущности являются частью социальных изменений.
Сама по себе культура может быть определена как «социальный процесс, с помощью которого люди делают свой мир осмысленным, определяют свои убеждения и ценности.
Культурный поворот в социологии являет собой как бы взаимодействие гуманитарных, психологических, общественных наук. Результат культурного поворота обновил облик современной социологии. За этой метафорой мы видим не только фазу движения от прежнего к новому, а открывающийся за этим поворотом горизонт освоения новых полей социологии. Поворот - это так сказать зона, место, откуда начинается плодотворное развитие, приращение знаний. Эффект этих знаний в развитии социологии проводит аналогию со временем активного развития теорий одного фактора: социология нашего времени обогащается взаимодействием с историей, географией, антропологией, лингвистикой, философией, психологией и др. Различные достижения в этих науках интегрируются в социологические знания, развивая в них новые качества, новый уровень, обоснованность.
Философские сдвиги во взглядах, на природу социальной реальности, в ее интерпретации, стали важным фактором «поворота». Гораздо более признание получила идея двойственной, дуальной, бинарной природы социальной реальности - объекта социологии.
Культурный поворот, который начался с исследований культур, утвердил в социологии осознание важности анализа особенности, индивидуальности, специфики человека и среды, а также их взаимодействия.
Культурный повороты под влиянием подвижки в философии в какой-то мере несколько обновил осознание социальной реальности: она материальна, но в то же время и не только материальна. Социальное предстало более «текстуализованным». В изучении социальной реальности стали более четко проявлять себя дуальность подхода к социальному, релятивизация, допущение влияния на научный вывод контекста, к примеру, «культуры ученых». Эта новация повлекла за собой намного большее внимание в изучении социального к действиям человека. Уникальность и парадоксальность были приняты как неотъемлемое человека.
В 1980-е годы благодаря культурному повороту произошел настоящий «взрыв» всевозможных «культурных исследований», их различных форм, «политики идентичности» и «мультикультурализм», что стало ответом на изменение структуры капитализма, а также изменений в экономическом, социальном и политическом институте.
В целом культурная область расширилась, теперь соседствуя с рыночным обществом так, что сама культура отныне не ограничена ранней, традиционной или экспериментальной формой, а повсеместно находит применение в повседневной жизни, в шоппинге, в профессиональных сферах, в разнообразных видах досуга, в производстве и потреблении продуктов рынка, практически в самых дальних и потаенных уголках повседневности. Социальное пространство на сегодняшний день всецело заполнено образом культуры.
На сегодняшний день социология обогащает и расширяет свой методологический инструментарий путем взаимодействия с такими науками, как история, география, антропология, лингвистика, философия, психология и др.
Культурный поворот, начавшийся с исследования культур, обозначил и утвердил в социологии осознание важности исследования и анализа особенностей, специфики, индивидуальности человека, его особости и среды, а также взаимодействия между ними. Такой подход показывает важность исследования всего мира, всех рас, изучения этнологии и антропологии современности. Как место возникновения культурного поворота выступает «Центр современных культурных исследований» в Бирмингемском университете в Англии; во Франции исследования такого рода освещал журнал «Tel Quel». Социология Америки в массовом порядке и очень активно повернулась к исследованию групп, которые ранее считались маргинальными. В шутливой форме социологи были разделены на «повернувшихся» и «не повернувшихся». Культурный поворот привнёс в социологию новые парадигмы, а их авторам - ранг классиков.
В социологии культура традиционно рассматривалась как зависимая переменная, на сегодняшний же день социологи утверждают, что культура относительно автономна, и самостоятельно и весьма существенно влияет на характер социальных действий людей и институтов. Таким образом, можно сказать что культурный поворот оказал большое влияние на появление совершенно нового инструментария в современной социологической теории, нацеленного на исследование производства смысла, его влияния на институты общества, характер поведения людей.
К. Гирц, обратившийся к культуре, стал рассматривать культурный феномен с помощью описательных методов, которые поначалу были характеризованы социологами как бесполезные и расплывчатые. Но культурный поворот освободил большинство социологов от иллюзий, что социум можно изучить с помощью законов и причинно-следственного анализа.
С целью понять и исследовать такие вещи, как восстание, больница, юмор, социологи стали обращаться к лингвистике, эстетике, истории культуры, литературной критике. Растет понимание того, что культура играет конститутивную роль в формировании организационных структур, стратегий и технологий.
Некоторые из социологов выступают против «культурного поворота», например, К. Рожек и Б. Тернер. Они утверждают, что текстуальный метод в социологии начинает доминировать над сравнительным и историческим анализом, релятивизм начинает торжествовать над объективностью и нейтральными оценками.
Культурному повороту сопутствовали подвижки в методологии социологического исследования. Реабилитированы методы микро-анализа, нарратива, кейс-стади, включенного наблюдения. В социологию вошли визуальные исследования.
Прожитая индивидом жизнь, ее опыт стал весьма интересен социологам; биография получила слияние с исторической социологией, таким образом сложилась автоэтнография. В контексте анализа нарративов была создана интересная формулировка: «маленькие N - большие выводы». Математики, работающие в социальных науках, более активно стали использовать нечеткие множества. В каком-то плане девальвирована жестко количественная методология, которая свойственна западным социологам.
Таким образом, на сегодняшний день социология представляется как не-вполне-наука, неспособная получать объективные знания о социальности; социология сегодня представляется как специальная эмпирическая дисциплина при философии без выраженных специфических черт, которые отличали бы ее от других социальных наук; как наука, которая не сформировала свою теорию, основные задачи которой лишь сводятся к проблеме понимания. В основе социологического анализа лежит решение герменевтических проблем и активистский принцип описания социальных процессов; в таких рамках методологическими аспектами ремесла социологов выступают положения социальной лингвистики, герменевтики, социальной семиотики и отчасти структурализма.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!