это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3891836
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Референдум - это форма прямого волеизъявления граждан, выраженная путем голосования по наиболее значимым вопросам национального, регионального или местного значения, но он далеко не новичок в решении глобальных социально-экономических и политических проблем, а также в решении территориальных и других внутренних и межгосударственных проблем.
Сам термин «референдум», производный от латинского слова, должен быть перенесен. Считается, что это дата первого референдума в истории человечества в 1439 году, а его родиной является Швейцария.
Во время референдума в Европе по всей стране было подано более 100 голосов. В России референдум существовал в форме деревенских сходов, собраний.
После Первой мировой войны референдум был включен в Конституции нескольких европейских государств. После Второй мировой войны был дан новый импульс процессу дальнейшего развития и совершенствования референдума практически во всех высокоразвитых странах.
Интенсивность использования этого учреждения значительно возросла, особенно в 60-80-е годы. В настоящее время референдум предусмотрен конституциями более чем 20 государств, еще в 13 он был проведен без закрепления в Конституции этих стран.
Впервые в нашей стране всенародное голосование (референдум) было предусмотрено Конституцией СССР 1936 года, в статье 49 говорилось, что «Президиум Верховного Совета СССР проводит всенародный опрос (референдум) по собственной инициативе или по просьбе одной из союзных республик».
Конституция СССР 1977 года и Конституция Российской Федерации 1993 года закрепили концепцию референдума. Референдумы на федеральном уровне не проводились с момента принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году.
Различные политические силы, такие как коммунисты и правые, выдвигали инициативы по организации референдумов по различным вопросам, но все эти инициативы были остановлены на стадии выдвижения кандидатов, поэтому практическое применение законодательства о референдумах не имеет достаточного опыта.
Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, а референдум является высшим прямым выражением власти народа.
Учитывая становление современной российской государственности, существует чрезвычайно сложная и противоречивая сфера, в которой происходят глубокие и быстрые изменения: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов.
Несомненно, институт прямого участия народа в управлении государством в форме выборов и референдумов имеет особое значение в процессе демократизации государства, в процессе развития конституционализма. В современных условиях при существующем низком уровне правосознания и правовой культуры российского общества наиболее сложным и актуальным вопросом является обеспечение подлинной свободы волеизъявления избирателей в ходе референдумов.
В Российской Федерации референдум впервые был закреплен Законом о референдуме 1990 года. Это был во многом противоречивый закон, который предопределил относительно редкое использование референдума, несмотря на то, что в 90-е годы в стране происходили глубокие реформы и властям необходимо было определить волю народа.
За всю историю нашей страны было проведено 3 референдума:
1) в 1991 году (неконституционное упразднение Союзного государства и его институтов);
2) Апрель 1993 года (в качестве арбитра в конфликте между законодательной и исполнительной властью);
3) Декабрь 1993 года (был проведен референдум по принятию Конституции).
В истории нашей страны в этом году 26 марта 2000 года ожидается еще один референдум. Досрочные выборы Президента Российской Федерации [14].
Референдум по Конституции таит в себе ряд опасностей. Наша юридическая наука традиционно считала, что процедура всенародного голосования «создает оптимальные условия для навязывания народу воли реакционных кругов».
Здесь есть определенная доля правды: в истории были случаи, когда определенная группа сначала захватывала власть силой, а затем организовывала легализацию государственного переворота по своему подобию, готовая к выборам или референдуму, в ходе которых граждане не могут оценить развитие расширенного проекта. Референдум по ее основным принципам делает Конституцию высшим законом, отличающимся способом принятия от обычного закона.
Референдум, как и выборы, является узаконенной формой прямого народного волеизъявления, важнейшим проявлением демократии. Именно так граждане влияют на формирование государственных органов и, следовательно, реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.
Гражданское общество, основанное на плюрализме взглядов и интересов людей, не способно обеспечить добровольное соблюдение закона гражданами, избежать острых социальных взрывов и, возможно, кровавых столкновений, если государственные органы не будут сформированы на справедливой избирательной основе, с участием самих граждан.
Актуальность темы исследования. Демократические преобразования современного общества, формирование правового государства в России способствуют развитию демократии, совершенствованию форм общественного участия в управлении и решению вопросов местного значения. Признание многонационального народа РФ единственным источником власти означает необходимость создания правовых и организационных условий для прямого осуществления власти гражданами Российской Федерации.
Цель исследования - выявить концепцию и функционирование института референдума в Российской Федерации, выявить правовые пробелы и сформулировать предложения по улучшению механизма референдума в Российской Федерации.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить процесс развития института референдума в отечественной политической и юридической практике;
2. Охарактеризовать институт референдума в современном Российском законодательстве;
3. Проанализировать практику проведения референдумов в России;
4. Анализировать порядок назначения, подготовки и проведения референдума в России.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при организации и проведении референдума в Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые акты, материалы судебной практики, составляющие нормативную и правоприменительную основу в сфере организации и проведения референдума в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных и специальных методов анализа и обобщения нормативных правовых актов и материалов судебной практики, касающихся организации и проведения референдума в Российской Федерации. При исследовании и анализе института референдума, раскрытии его сущности и правовой природы использовались такие общенаучные методы познания, как анализ, синтез, логический метод. В работе использованы системный, структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой и историко-правовой методы, а также отдельные частно-научные методы исследования.
Теоретическая основа исследования. Степень разработанности темы определяется тем, что проблемы прямой демократии были в центре внимания не только специалистов в области конституционного права, но и теоретиков государства и права, историков, социологов, политологов. Многим аспектам рассматриваемой темы посвятили свои работы С.А. Авакьян, М,В.Баглай, О.Е. Кутафин, М.Н. Марченко, И.П. Трайнин, В.Е.Чиркин, М.Ф. Чудаков, Д.Ю. Шапсугов и другие специалисты.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) / Российская Федерация // Собрание законодательства РФ. – 2009. – N 4. –Ст. 445.
2. Федеральный закон от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 30 марта 1999 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 38. - Ст. 4339.
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2010. – 800 с.
4. Габричидзе Б. Н., Елисеев В. Н. Конституционное право современной России: Учебник для вузов / В.Н. Габричидзе, В.Н. Елисеев. - М.,Норма-М, 2009. – С. 45-46
5. Государственное право РФ. / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юрид. Лит, 2006. – 532 с.
6. Егоров С. А. Бедна ли Россия демократическими традициями? / С.А. Егоров // Государство и право. - 2007. - № 6.
7. Катков Д.Б. Конституционное право России / Д.Б. Катков. - М. «Юриспруденция», 2009. - С.108
8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: Юристъ, 2011. – 520 с.
9. Комарова В.Ф. Формы непосредственной демократии в России / В.Ф. Комарова. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2008. – 208 с.
10. Нуденко Л.А. Конституционное право гражданина Российской Федерации на референдум и международные стандарты / Л.А. Нудненко // Конституционное и муниципальное право. - 2005. -№ 1. - С. 26-29
11. Лучин В.О., Мазуров А.В. Референдум в России: конституционно-правовое регулирование и практика / В.О. Лучин, А.В. Мазуров // Право и политика. - 2007. - N 9. - С. 49.
12. Маклаков В.В. Государственное право зарубежных стран / В.В. Маклаков. - М., БЕК, 2007. - 415с.
13. Мартышин О.В. Российская Конституция 1993 года и становление новой политической системы / О.В. Мартышин // Государство и право. - 1994. - №10.
14. Марченко М.Н. Референдум как форма непосредственной демократии / М.Н. Марченко // Вестн. Моск.ун-та. сер.11, Право. - 2003. - №6. - С.14.
15. Мишин А.А. Конституционное государственное право зарубежных стран / А.А. Мишин. - М., «Белые альвы», 2006. - 400с.
16. Платковский В.В. Референдум в России: итоги демократических преобразований / В.В. Платковский // Социс. - 2005. - № 10. - С. 12.
17.Синцов Г. Конституционно-правовой институт референдума Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. / Г. Синцов. -М., 2003. - С. 17 - 18.
18. Смоленский М. Б. Конституционное право Российской Федерации: история и современное состояние: Учеб. пособие/ Рост. гос. экон. Акад / М.Б. Смоленский.- Ростов н/Д, 2006. – С. 90-102.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!