это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3904575
Ознакомительный фрагмент работы:
Эссе на тему «Современна ли современная школьная программа по литературе»
За последний век, начиная с 1921 года, школьная программа по литературе менялась пять раз. Уходили одни произведения, появлялись другие, время школьной программы сокращалось. В настоящее время в школьной программе по литературе уроков становится меньше, многие зарубежные произведения вовсе исчезают. Хотя Минпросвещения и рекомендует изучать зарубежную классику, она почти полностью пропала из российских школ. При этом сводного списка произведений для литературного разбора среди школьников нет. Но есть тенденция: как правило, педагоги в приоритет берут русскую классику за счет зарубежной.
На мой взгляд, современная школьная программа по литературе не совсем современна. Например, в школьники-старшеклассники разбирают в силу нехватки времени по уроку литературы только два иностранных произведения: «Убить пересмешника» и «451 градус по Фаренгейту». Среди русских произведений старшеклассники изучают только «Судьбу человека» и «На дне». Раньше в школьную программу у старшеклассников входили такие произведения, как «Мать» М. Горького и «В. И. Ленин». К тому же, помимо «Тихого Дона», ученики читали рассказы М. Шолохова и роман «Поднятая целина».
В Топ-10 произведений, которые школьники-старшеклассники России перечитывают, хотят перечитать и считают обязательными к прочтению в школьном возрасте входят: «Война и мир», «Мастер и Маргарита», «Преступление и наказание», «Евгений Онегин», «Отцы и дети», «Анна Каренина», «Идиот», «Тихий Дон», «Мертвые души», «Капитанская дочка». Сегодня такие произведения почти не изучают из-за нехватки времени, а ведь это классические литературные произведения «на все времена», известные во всем мире и без которых литературный кругозор школьника будет весьма скромен.
Кроме того, многим современным школьникам интересны великие произведения из мировой классики, каковых в школьной программе крайне мало. Изучается только роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Обходят стороной такие великие произведения как «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса, «Отец Горио» Оноре де Бальзака, «Исповедь» Жан-Жака Руссо и другие.
Школьники хотят видеть в программе по литературе разные произведения. Список рекомендуемой литературы постоянно растет, а количество уроков и часов неуклонно уменьшается, в связи с этим невозможно угодить всем. У школьников появляется отвращение к классической литературе, так как ее становится слишком много. Произведения основательно не разбирают на уроках, а «пробегают» по ним мельком, чтобы успеть пройти весь курс школьной программы. В ближайшее время и без того, скудный список произведений может измениться. Родители и школьники просят сократить программу, но Минпросвещения пока не убирало соответствующих книг из списка рекомендуемой литературы.
Помимо этого, сегодня в России много талантливых авторов. На мой взгляд, школьники должны знать Татьяну Толстую, так как ее литературные произведения, такие как «Кысь», «Невидимая Дева», «Птичий рынок» и другие, очень интересны. Эти рассказы — целая человеческая жизнь, показанная с определенного ракурса. А язык автора особенный: описание событий происходит досконально.
Также отмечу, что по мнению литературоведов современная школьная программа по литературе должна включать серьезные филологические учебники по литературе нового образца, написанные очень простым языком. При этом, каким бы не был этот учебник, нужно осознавать: учебник всё-таки должен быть надстроен над школьным процессом. Каким бы продвинутым он ни был, он всё равно компромиссен. Учебник даёт некоторый фундамент, на котором строится главное — здание предмета. И строит это здание учитель, а не автор учебника.
Я считаю, что, для усовершенствования школьной программы по литературе, нужно наряду с изучением классической и зарубежной литературе в достаточном для соответствующей возрастной категории уровне, развивать сам технологический процесс преподавания предмета.
Например, уже с 6 класса «современную» новую литературу вводить в виде отрывков. Главы из книг, которые вышли совсем недавно, например, из «Сахарного ребенка» Ольги Громовой. Начиная с 7 класса нужно включать произведения конца 20 века и начала 21 века. Например, «Над пропастью во ржи» позволяет обсудить проблему идеала в восьмом классе. А в седьмом классе актуальна сквозная тема путешествий: её можно связать с общим ходом мировой литературы и взять произведения от «Одиссеи» до «Властелина колец». К 8 классу нужно предлагать школьникам попробовать сделать свой сценарный план, а в школьном кружке — снять свой фильм на мобильный телефон, чтобы от видео идти к литературе и школьникам было интересно изучать произведения.
Современная литература делится на живую и мёртвую. Включая ее в учебник, нужно понимать, что, может быть, этот текст через 10 лет умрёт, не выдержав проверки временем. Главная проблема в том, что эксперты, составляющие программы, всегда считают невозможным включать ее в списки для чтения. Причины очевидны: это и малая историческая дистанция, и причина, связанная с подчас политической и социальной заостренностью, злободневностью современной литературы.
При этом никакие косметические меры не изменят современную методику преподавания в школе, чтобы в детях пробуждался интерес к русской литературе. Шанс есть только в том случае, если когда-нибудь в российском обществе учителя, эксперты, чиновники, литературоведы заново договорятся, что литература школе нужна как минимум для какой-то другой задачи, нежели воспитание «русского человека» и гражданина. Пока же такие задачи приоритетны, ничего принципиально улучшить в школьной литературе нельзя, а современная школьная программа по литературе так и останется недосовременной.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!