это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3908034
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕТема восприятия является актуальной не только для педагогической науки, но дошкольной педагогики в частности. Восприятие (наряду с мышлением, памятью, вниманием, воображением) входит в совокупность психических процессов человека. Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети — это цвет. Цвет как объект изучения всегда привлекал ученых, психологов, искусствоведов, естествоиспытателей. Он является одним из самых сильных средств выразительности художников-живописцев. Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт.С давних времен люди придавали цвету особое значение. Считалось, что он обладает магической силой, поскольку каждый цвет вызывает особую реакцию. Цвет может радовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Иными словами, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Японские педагоги определили, что цветовое восприятие дает возможность наиболее широко развивать органы чувств ребенка, его естественный вкус (мышление, творческие способности), что в свою очередь оказывает влияние и на общее развитие человека.Немецкие искусствоведы пришли к выводу, что цвет является средством непосредственного отображения мира переживаний и эмоций ребенка.Задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы в процессе обучения познакомить дошкольников с «сенсорными эталонами» в области цвета, научить, ими пользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего.Цель: изучить особенности восприятия цвета детьмиЗадачи:изучить теоретический материал по проблеме восприятия цвета детьми выявить знания ребёнком названий цвета и их оттенков;обработать экспериментальные данные, разработать психолого-педагогические рекомендации.Объект исследования: старшие дошкольникиПредмет исследования: изучение особенностей восприятия цвета Гипотеза: большинство детей знают и правильно называют цвет, затруднения возникают при назывании оттенков.ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАХарактеристика возрастных особенностей детей младшего дошкольного возрастаВ возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.На четвёртом году жизни у детей продолжают развиваться психические функции, возрастают физические возможности, показатели роста. Повышается активность ребёнка, усиливается его целенаправленность, более разнообразными и координированными становятся движения.С этого возраста происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в развитии отдельных психических процессов, в отношениях с окружающими. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают намеренный характер. В разных видах деятельности - в игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении, дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может теряться. Ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.В рисовании возможности ребёнка начинают определяться графическими образами - представлениями о том, как изображаемый предмет должен выглядеть на бумаге. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.В изобразительной деятельности и конструировании дети переходят к намеренному изображению предметов, хотя способы реализации этого намерения ещё несовершенны.В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.Преобладающей формой мышления становится наглядно - образное мышление. Ребёнок оказывается способным объединить предметы не только по внешним сходствам (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит объединение имеющих общее назначение или входящих в общую ситуацию объектов.В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов -- индивидуальных единиц восприятия -- переходят к сенсорным эталонам -- культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса - и в помещении всего дошкольного учреждения.Таким образом, достижения в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения.1.2 Особенности восприятия в дошкольном возрастеРебенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. В младшем дошкольном возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечеткостью. Так, дети трех-четырех лет не узнают на утреннике переодетую в костюм лисицы воспитательницу, хотя ее лицо и открыто. Если детям попадается изображение незнакомого объекта, они выхватывают из изображения какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь изображенный предмет. Например, впервые увидев монитор компьютера, ребенок может воспринять его как телевизор.Несмотря на то, что ребенок с самого рождения может видеть, улавливать звуки, его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится.Перцептивные действия, рождающиеся в предметной деятельности и заимствующие у нее многообразие подходов к предмету, обеспечивают высокий уровень константности восприятия. Благодаря применению нового варианта методики изучения константности формы у детей-дошкольников Р.И. Говоровой были получены данные показывающие, что наиболее высокой степенью константности отличается восприятие трехлетних детей, а к старшему дошкольному возрасту наблюдается ее постепенное снижение.К началу дошкольного детства предметная деятельность теряет самостоятельное значение, включаясь в выполнение других видов деятельности, главным образом, игровой и продуктивной. Хотя ведущим видом деятельности, определяющим основные сдвиги в психическом развитии ребенка, считается игра, для развития его восприятия большее значение имеют продуктивные деятельности и, прежде всего, аппликация, рисование, лепка и конструирование. Именно в контексте этих видов деятельности восприятие ребенка полностью «очеловечивается», достигает того уровня, на котором индивидуальный опыт ребенка сливается с общечеловеческим опытом, фиксированным в системах сенсорных эталонов. Продуктивные деятельности способствуют выделению нормативных свойств самим характером используемых материалов (формы и цвета кубиков, элементов мозаики, цвета карандашей, красок и др.) и создают условия для их систематизации. Огромное значение при этом имеет специальное обучение, знакомящее детей с разновидностями и систематизацией свойств.5Дети начинают свободно использовать при овладении внешними ориентировочными действиями различного рода промежуточные средства (мерки, фишки и др.), представляющие в абстрактном виде свойства обследуемых предметов (данные исследования Т.В. Лаврентьевой). Снимается резкое различие между уровнем восприятия знакомого и малознакомого материала.С возрастом происходит не только изменение конкретных видов деятельности ребенка, в контексте которых осуществляется перцептивное развитие, но также изменение удельного веса практических и познавательных задач. Выделение познавательных задач внутри характерных для ребенка видов деятельности дает возможность, затем ставить их в виде особых игровых и учебных заданий. Применяясь в новых условиях, перцептивные действия, сформировавшиеся в конкретных видах деятельности, теряют свой «утилитарный» характер и по-новому объединяются между собой, подчиняясь логике развивающейся познавательной деятельности в целом.Такая — косвенная — связь ступеней совершенствования восприятия через деятельность дополняется прямой связью, которая заключается в том, что формирование новых типов средств осуществления перцептивных действий происходит при помощи старых, уже сформировавшихся средств. Предметные предэталоны первоначально возникают в результате, обследования объектов предметных действий при помощи сенсомоторных предэталонов, что же касается абстрактных общепринятых эталонов, то их усвоение происходит в результате преобразования и включения в новые связи предэталонов предметного типа.На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны - представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.К пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный), о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов.Система мер (миллиметр, сантиметр, метр, километр) и способы их использования, как правило, в дошкольном возрасте еще не усваиваются. Дети лишь могут обозначать словами, какое место по величине занимает предмет в ряду других (самый большой, большой, маленький, самый маленький и т. п.). Обычно к началу дошкольного возраста дети имеют представление об отношениях по величине только между двумя одновременно воспринимаемыми предметами. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой - меньше - самый маленький). В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами.6В дошкольном детстве совершенствуется восприятие пространства. Если в три-четыре года для ребенка точкой отсчета является свое тело, то к шести-семи годам дети научаются ориентироваться в пространстве независимо от собственной позиции, умеют менять точки отсчета.Старшие дошкольники активно входят в мир художественного творчества.7 Восприятие художественных произведений - это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в художественном произведении, но и воспринимать чувства, которые хотел передать его автор.В дошкольном возрасте развивается восприятие сказки. По мнению выдающегося психоаналитика, детского психолога и психиатра Бруно Бетельхейма, сказка, как почти каждый вид искусства, становится своего рода психотерапией для ребенка. В мир сказок ребенка вводят взрослые. Они могут способствовать тому, чтобы сказка действительно становилась волшебницей, которая может преобразить ребенка и его жизнь. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, так как в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок, и ребенок идет по этой трассе. Сказки, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать.Немаловажное значение имеет и то, какое эмоциональное состояние воспринимают дети: эмоцию радости и гнева, выраженную в мимике персонажей на картине, дошкольники улавливают легче, нежели выражение грусти и печали.Важную роль в развитии социальной перцепции ребенка играет взрослый. В процессе руководства деятельностью детей, их общением, восприятием ими художественных произведений взрослый (родитель, воспитатель) обращает внимание на разные стороны поведения дошкольника, его внешний вид, проявление личностных, интеллектуальных волевых качеств. Оценивая и фиксируя их, взрослый не только помогает детям лучше понять окружающих людей, но и формирует у них “точки зрения на людей”, “эталоны”, с которыми они должны “сверять” свое поведение и которыми они должны “мерить” поведение своих товарищей. Очень значимо в этом процессе поведение и внешний облик самого взрослого, сложившиеся взаимоотношения в его личной микросреде.Вывод: Восприятие – это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целый образ предмета; все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации и весь полученный опыт об окружающем мире. Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка. Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организованна целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода, может быть, не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.1.3 Общая характеристика восприятия цвета в психолого-педагогических исследованияхСогласно современным психолого-педагогическим исследованиям, ребенок обладает большими возможностями в области восприятия цвета. При нормальном умственном и речевом развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Цветом называют субъективное восприятие мозгом человека видимого света, отличий в его спектральной структуре, ощущаемых глазом. У людей способность различать цвета развита лучше, чем у остальных млекопитающих.Свет воздействует на фоточувствительные рецепторы глазной сетчатки, а те потом вырабатывают сигнал, передаваемый в мозг. Получается, что восприятие цвета формируется сложным образом в цепочке: глаз (нейронные сети сетчатки и экстерорецепторы) – зрительные образы головного мозга. Таким образом, цвет – это интерпретация окружающего мира в сознании человека, возникающая в результате обработки сигналов, поступающих от светочувствительных клеток глаза – колбочек и палочек. При этом первые отвечают за восприятие цвета, а вторые – за остроту сумеречного зрения. Восприятие цвета детьми складывается постепенно. Сначала они различают только теплые тона: красный, оранжевый и желтый. Затем развитие психических реакций приводит к тому, что ребенок начинает воспринимать голубой, фиолетовый, синий и зеленый цвета. И только с возрастом малышу становится доступно все многообразие цветовых тонов и оттенков. В три года дети, как правило, называют два-три цвета, а узнают около пяти. Причем некоторые дети с трудом различают основные тона даже в четырехлетнем возрасте. Они слабо дифференцируют цвета, с трудом запоминают их названия, заменяют промежуточные оттенки спектра основными и так далее. Для того чтобы ребенок научился адекватно воспринимать окружающий мир, нужно учить его правильно различать цвета. Знакомство с цветом предметов, объектов, явлений окружающей жизни и цветовое решение изображений детьми в их рисунках, аппликациях способствует развитию у них эстетического восприятия, чувства цвета. Большую роль в решении этих задач играет знакомство детей с искусством и природой. Интерес к цвету формируется у младших дошкольников постепенно и должен строиться с учётом возрастных возможностей. Цвет предметов имеет большое значение в развитии эстетического восприятия и может выступать для ребёнка как один из признаков предмета. Надо использовать только те цвета, которые характерны для предметов и явлений природы, окружающих ребёнка, и необходимо предоставлять школьникам, самим выбирать ту или иную окраску. Дети любят яркие и чистые цвета, в качестве излюбленного цвета чаще всего называют красный. Первые три цвета располагаются в следующем порядке: красный, синий, жёлтый, а остальные блеклые цвета отвергаются. Яркость и пестрота, характерны для детских рисунков, что зачастую говорит о небольшом опыте ребёнка, о недостаточном развитие цветового восприятия и культуры применения цветовой гаммы. Такой рисунок может быть нарисован под впечатлением от пестрой игрушки, книжной иллюстрации, природных явлений и так далее. При цветовом решении изобразительной задачи школьники младших классов начинают проявлять повышенную активность. Через цвет они начинают выражать своё отношение к изображаемому, цвет начинает служить средством оценки предметов и персонажей, дают им такую цветовую характеристику, которая связана с реальным изображением. Ребёнок очень восприимчив к цвету, зачастую при его помощи он передаёт своё отношение к изображаемому герою: мама, бабушка, любимый кот, собачка изображены в рисунках детей яркими радостными красками, и в то же время в изображении отрицательных героев преобладают тёмные тона. Цвет сильно воздействует на эмоциональное состояние. Детей очень радует звонкая яркость, нарядность, праздничность росписи, то есть яркие, чистые краски на белом фоне. Дети интуитивно улавливают цветовой образ, называя цвета, они сопоставляют их с сочетаниями добрыми и злыми, весёлыми и грустными. Теплыми, радостными цветами (красками) дети наделяют образы светлые, любимых, добрых героев, а злых – холодными, тёмными и даже чёрными тонами. Тёмные тона у них символизируют зло, страх, а яркие – добро, радость, счастье и так далее. Восприятие младшего школьника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета. Поэтому дети замечают в предметах не главное, важное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т.п.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. 25 Вначале учащиеся неспособны к тщательному и детальному рассматриванию предмета. Как показывают исследования, важнейшие свойства восприятия – предметность, целостность, константность и обобщенность. Предметность – это отнесенность восприятия к отображаемому объекту, способность выделять предмет из окружающего фона как отдельно взятую вещь. Целостность – органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Константность – относительная независимость образа от физических условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности. Обобщенность – отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющих название. Все эти свойства не являются врожденными и развиваются в течение всей жизни человека. Приведем несколько примеров. У маленького ребенка окружающие его предметы не сохраняют константные характеристики, т. е. постоянство размера, веса, объема. Так, у ребенка младшего дошкольного возраста константность восприятия еще очень несовершенна: воспринимаемые размеры предметов уменьшаются с их удаленностью, но в младшем школьном возрасте они устанавливаются на уровне взрослого. Предметность у него тоже еще выражена слабо, поскольку ребенок плохо выделяет себя из среды, он как бы слит с миром внешних объектов. Интересна по этому вопросу позиция Пиаже. Он считает, что константность восприятия размеров и расстояния развивается и достигает высокого уровня уже в период младенчества, но только по отношению к ближнему пространству, в котором ребенок непосредственно действует. Дальнее пространство в младенческом и детском возрасте воспринимается не константно вследствие недостатка собственного опыта в этой среде. У младших школьников восприятие уже хорошо развито. Они не только различают цвет, форму, величину предметов и их положение в пространстве, но и могут правильно назвать предлагаемые формы и цвета, правильно соотнести предметы по их величине. Они могут изобразить простейшие 26 формы и раскрасить их в заданный цвет. Однако в первом и в начале второго класса восприятие еще весьма несовершенно и поверхностно. Дети допускают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию и произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами сходные предметы. Часто выделяют случайные детали, а существенное и важное не воспринимают. Таким образом, они не умеют еще хорошо рассматривать предметы. Другой особенностью восприятия младших школьников является его тесная связь с действиями. Для младшего школьника воспринять предмет – значит что-то сделать с ним, как-то изменить, взять, потрогать. Вместе с тем, его восприятие отличается остротой и свежестью, своего рода созерцательной любознательностью.ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА2.1 Исследование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста.Изобразительное творчество — это особый процесс, поскольку его результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Строя отношения со специалистом, владеющим языком искусства, ребенок получает новый опыт, который он может нести в жизнь. Главное — это создать пространство безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка, на время, становится чистый лист бумаги. Через творчество ребенок адаптируется, "примеряет" себя к окружающему миру. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в символической, значимой для ребенка и, возможно, необычайной для всех остальных форме. Истоки изобразительного творчества ребёнка относятся к раннему возрасту, а к началу дошкольного детства ребёнок, как правило, уже имеет некоторый (хотя и ограниченный) запас представлений, позволяющих ему создавать отдельные образы. В детский рисунок внедряются разные формы опыта, который ребёнок получает в процессе действий с предметами, их зрительного восприятия, самой графической деятельности и обучения со стороны взрослых. В ходе развития рисования у ребёнка появляется потребность пользоваться цветом. При этом начинают проявляться две тенденции в использовании цвета. Одна тенденция заключатся в том, что ребёнок использует цвет произвольно, т.е. может раскрашивать предмет или его части любимыми красками, часто не соответствующими реальному цвету предмета. Так, у нарисованного человечка одна рука может оказаться красной, а другая синей; отдельные пряди волос на голове могут быть нарисованы разными цветами. Другая тенденция заключается в том, что ребёнок стремится окрасить изображаемый предмет в соответствии с его действительным цветом. При этом дети используют цвет некоторых предметов в качестве их обязательного признака и закрашивают изображение предмета однотонно, без передачи. Это объяснятся тем, что дети пользуются знанием цвета предмета, установленным со слов взрослых, минуя с собственное восприятие.В младшем дошкольном возрасте складываются предпосылки для усвоения детьми системы основных цветов и некоторых оттенков. Как и в постижении других свойств предметов, дети первоначально усваивают основные, бессознательно отбрасывая детали. Характерно, что в этом возрасте в процессе продуктивной деятельности усвоение названий цветов происходит как бы «незаметно», словно без обучения. Но это не так. Окружающие взрослые в процессе общения в повседневной жизни многократно повторяют ребёнку название того или иного цвета и устанавливают взаимные связи между цветами окружающих объектов, цветами изобразительных средств и цветами – определениями. В результате ребёнок запоминает систематичность красок в наборе. По мнению Е.А. Флериной, к 3-4 годам у детей возникает потребность знать, называть и различать 5-6 различных цветов. Основное внимание дети обращают на передачу формы и строения предмета, а передачу цвета производят лишь в отдельных случаях, когда цвет интенсивен, ярок, пробуждает эмоции, привлекает внимание детей. В этом возрасте отношение к цвету как свойству, присущему данному предмету, неустойчиво: повторяя изображение предмета, ребёнок может изменить окраску по своему вкусу. Так, нередко первое изображение ёлки выполняется зелёным цветом; второе – любым другим цветом: красным, синим и т.д. Лишь постепенно локальный цвет некоторых предметов усваивается детьми как обязательный признак. В то же время дети способны найти подходящий цвет к создаваемому образу и правильно воспринимать основные качества цветов. Н. П. Сакулина рекомендует знакомить детей с цветами в процессе самой изобразительной деятельности. Знать отвлеченные цвета детям нужно лишь после того, как у них путем наблюдения окружающего накоплен достаточный опыт цветовых представлений. Такого рода опыт накапливается у детей относительно рано, и в 3 - 4 года уже возникает потребность знать названия и различать пять - шесть наиболее отличных друг от друга и насыщенных цветов. Без обучения могут быть усвоены только часто встречающиеся цвета: красный, зелёный, жёлтый, синий. Названия цветов – серый, голубой, розовый – устанавливаются позднее и обычно после особого к ним внимания. Вследствие небольшого опыта особую трудность для детей представляет то, что не все предметы и их цвета соответствуют представлениям о них детей. Вступая в дошкольный возраст, ребёнок может владеть действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве. Глаз детей приучается вначале к простейшим, а затем к более сложным цветовым сочетаниям. Дети начинают предпочитать одни цветосочетания другим, употребляя выражения: ʺэто красивоʺ, ʺмне нравится этот цветʺ, ʺэто некрасивоʺ, ʺмне не нравится такой цветʺ и т.д. Считая проблему художественного восприятия цвета наиболее существенной в изобразительной деятельности, Е.А. Флерина отмечала, что дети любят цвет, он доставляет им ʺэстетическое наслаждениеʺ. Рисуя красками, маленький ребёнок не столько занят цветовым отображением предмета, сколько окраской своего рисунка в тот цвет, который его особенно привлекает. Он пользуется цветом как выразительным средством (яркая расцветка того, что особенно нравится, что он любит). Имея представления о жёлтом и красном цветах, но не зная оранжевого цвета, дети склонны оранжевые предметы воспринимать как красные или жёлтые. Усвоенные эталоны влияют не просто на название, но прежде всего на само восприятие свойств, когда детям предлагают молча подбирать к образцу объекты точно такого же цвета. Трёхлетние дети во многих случаях по жёлтому образцу подбирают только жёлтые объекты, а по красному – красные и оранжевые, по синему образцу они подбирают только синие, а по голубому – и голубые, и синие. Особенно ярко это обнаруживается в случае, если образец сначала показывают детям, потом убирают и выбор надо произвести по памяти. По образцу выбор производится правильно в случае, если цвет знаком, а по образцу малознакомого цвета – ошибочно. Причина в том, что, получая, например, жёлтый образец, дети сразу же соотносят его с имеющимся у них эталоном и узнают как жёлтый. После этого они отбирают жёлтые объекты, а остальные отбрасывают, как ʺне такиеʺ. Оранжевый образец ставит ребёнка в затруднительное положение, так как у него нет представления об оранжевом цвете, и он использует жёлтый. Усложнение продуктивной деятельности ведёт к тому, что ребёнок постепенно усваивает всё новые и новые цвета.Значительный вклад в развитие у детей чувства цвета внесли работы Е.А. Аркина. Он использовал три метода работы с цветом: метод подбора, метод называния, метод выбора по называнию. Это позволило установить, что уже в 4 года у детей развита способность к цветоощущению.Следуя методамЕ.А. Аркина, была обследована группа детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). С целью выявления уровня знаний основных цветов детям были даны три задания. При работе с детьми был использован специально подобранный дидактический материал: игрушки –кубики, колечки от пирамидки, различные мелкие предметы четырёх цветов: красного, жёлтого, синего и зелёного.Задание 1. Взрослый показывает предмет, ребёнок называет цвет, его обозначающий.Задание 2. Взрослый называет цвет, ребёнок показывает предметы данного цвета.Задание 3. Взрослый показывает карточку с изображением цветного круга, ребёнок подбирает предметы того цвета, в который окрашен круг. 2.2 Диагностика развития цветовосприятия у детей дошкольного возрастаВ ней приняли участие 20 обучающихся дошкольного возраста (5-6 лет). Опытная работа включает констатирующий, формирующий и контрольный этапыВыбраны три задания, выявляющие условный уровень развития способности цветовосприятия у участников художественной студии «Акварелька». Охарактеризуем подробнее.Задание № 1: Игра «Цвета природы», упражнение «Какого цвета мир зимой». Обучающимся дается задание вспомнить и сказать, какой цвет является главным зимой. Необходимо заметить не только основной цвет снега, но и назвать возможные увиденные оттенки. Можно заметить на белом снегу голубые, сиреневые, серые тени, и коричневые стволы деревьев, и синее или жемчужно-синее небо, и еще много разных оттенков.Задание № 2: «Окраска воды». Цель задания: сформировать у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте. В задании необходимо окрасить воду красками в разных баночках, при этом получить окраску, различную по светлоте. Например, в первой баночке нужно получить светло- красную воду. А в другую баночку положить побольше краски: обмакнуть кисть полностью в краску, промыть, ещё раз набрать краску и снова промыть в той же баночке. Получится тоже красная вода, но уже темнее.Задание № 3: «Найди предметы такого же цвета». Задание направлено на развитие умений сопоставлять цвета, а также способствует закреплению знаний и системе цветов. Обучающимся дается задание при появлении педагога найти в помещении предметы названного (красного/светло- зеленого/темно-синего) цвета. Педагог называет цвет, выходит на короткий промежуток из кабинета, и возвращаясь, проверяет правильность выполнения задания, которое повторяется несколько раз.Результаты выполнения заданий представлены в таблице 1.Таблица 1-Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работыФИО1 задание2 задание3 заданиеА. АлисаВСНБ. ПавелНВВВ. ВасилисаСННВ. КириллСССГ. СергейСССИ. АртемВННК. ИннаСССМ. НастяВССН. ЖеняВННО. ЛевНННО. ПолинаНСНП. СоняСССП. ДанилНННП. ДарьяСВСП. АрсенийСССС. ОскарНВВС. ИванСССФ. КсенияВВВЧ. ЛизаСССШ. КатяНННКак видно из таблицы 1:высокийуровеньразвитияцветовосприятияотмечену20% обучающихся. Этих обучающихся отличает способность к цветовосприятиюи классификации цвета, умение самостоятельно выбрать цвет в соответствии с художественным замыслом;средний уровень развития цветовосприятия отмечен у 50 % обучающихся, характеризующихся достаточной способностью к цветовосприятию и классификации цвета, умением выбрать цвет в соответствии с художественным замыслом при помощи педагога;низкий уровень развития цветовосприятия отмечен у 30 % обучающихся, характеризующихся недостаточной способностью к цветовосприятию и классификации цвета, неумением выбрать цвет в соответствии с художественным замыслом.По нашим наблюдениям подавляющее большинство обучающихся (80%) в процессе выполнения игровых упражнений умеют самостоятельно находить и комбинировать цвета.На этом этапе мы проверяли на практике комплекс общепедагогических и специфических изобразительных методов обучения, обеспечивающих развитие способностей цветовосприятия у детей дошкольного возраста на занятиях в изостудии: объяснительно- иллюстративный, метод упражнения, метод инвариантности впечатлений, сюжетно-изобразительная игра, метод копирования, рисование с натуры. Мы предположили, что применение комплекса методов обеспечит как освоение приемов и способов работы с красками, развитие и автоматизацию навыков смешивания цветов, так и развитие способности цветовосприятия у обучающихся в изостудии «Акварелька».Тематика вариативных заданий подобрана нами с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, последовательности и систематичности изучаемого материала, его проблематизации. Назовем следующие задания:«Радуга»; 2) «Фонарики»; 3) «Груша»; 4) «Золотая хохлома»;«Осенний листик»; 6) «Подсолнухи»; 7) «Замерзшее дерево»;«Замерзающие цветы»; 9) «Фея Красной страны»; 10) Пейзаж «Весеннее тепло».Опишем результаты выполнения заданий на формирующем этапе опытно-поисковой работы.Задание № 1: «Радуга».у 15 % обучающихся отмечен высокий уровень выполнения задания, динамичность использования цветов, умение самостоятельно создавать необходимый цвет в палитре;у 70 % обучающихся отмечен средний уровень выполнения задания, характеризующийся выразительностью, умением создавать необходимый цвет при помощи преподавателя;у 15 % обучающихся отмечен низкий уровень выполнения задания, характеризующийся отсутствием выразительности, неумением создавать необходимый цвет при выполнении задания.Задание № 2: «Фонарики». По нашим наблюдениям:у 25 % обучающихся отмечен высокий уровень: они показали умение самостоятельно смешивать цвет и создавать градацию цвета, получать необходимое количество оттенков для выполнения задания;у 70 % участников условно отмечен средний уровень; дошкольники проявили умение смешивать цвета и получать необходимое количество оттенков при помощи преподавателя;у 5 % обучающихся отмечен низкий уровень, характеризующийся неумением выполнить задание в полном объеме, неумением получить необходимое количество оттенков при выполнении задания.Задание № 3: «Груша». Анализ результатов показал:25 % справились с заданием на высоком уровне, обучающимся удалось передать объем изображаемого предмета, и работа получилась выразительной;у 65 % работа была выполнена при помощи преподавателя;10 % обучающихся частично справились с заданием, показав низкий уровень выполнения задания.Задание № 4: «Золотая хохлома». Анализ результатов показал:у 30 % обучающихся отмечен высокий уровень: начальное упражнение было выполнено по всем требованиям, и итоговая композиция имела законченность, использовано достаточное количество цветов;у 60 % участников отмечен средний уровень, задание выполнено в полном объеме, но использовано недостаточное количество цветов;у 10 % обучающихся отмечен низкий уровень выполнения задания, начальное упражнение выполнено, но итоговая композиция оказалась не законченной.Задание № 5: «Осенний листок». По нашим наблюдениям:у 20 % обучающихся отмечен высокий уровень, задание выполнено максимально выразительно, отличается точностью передачи формы изображаемого предмета и пятен нужного оттенка;70 % участников выполнили задание на среднем уровне, смешивая цвета и повторив форму листа при помощи преподавателя;у 10 % обучающихся отмечен низкий уровень выполнения задания, характеризующегося отсутствием выразительности, неумением выбрать или создать необходимый цвет.Задание № 6: «Подсолнухи». Результаты:у 10 % обучающихся отмечен высокий уровень выполнения задания, выполнены все требования к работе;у 80 % обучающихся отмечен средний уровень, задание выполнено при помощи преподавателя;у 10 % обучающихся отмечен низкий уровень, работа оказалась не оконченной, были трудности со смешением необходимых оттенков.Задание № 7: «Замерзшее дерево». Анализ результатов выполнения задания:у 30 % обучающихся отмечен высокий уровень выполнения задания, участники продемонстрировали множественность вариантов впечатления,«вжились» в роль и сопереживали холодному природному состоянию;70 % обучающихся выполнили задание на среднем уровне, образ дерева передан в полном объеме, но использовано недостаточное количество необходимых оттенков;низкий уровень не выявлен.Задание № 8: «Замерзающие цветы». По нашим наблюдениям:у 5 % обучающихся отмечен высокий уровень, им удалось создать необходимый образ и подчеркнуть переход от теплых оттенков к холодным максимально плавно;у 70 % обучающихся отмечен средний уровень, плавная цветовая градация выполнена с помощью преподавателя;у 25 % обучающихся отмечен низкий уровень, появились затруднения в создании формы изображаемого и в применении определенного оттенка в определенном месте.Задание № 9: «Фея Красной Страны». Анализ результатов показал:20 % обучающихся выполнили задание на высоком уровне, продемонстрировали умение пользоваться ограниченной цветовой гаммой, но палитра их была насыщена разнообразием оттенков с применением только трех цветов, как и заявлено в задании;75 % участников закончили работу, не используя достаточное количеством оттенков;у 5 % выявлен низкий уровень, работа не была выполнена в полном объеме.Задание № 10: Пейзаж «Весеннее тепло».Выполнение задания у всех обучающихся отличалось выразительностью цветов, умением выполнять задание на хорошем уровне при помощи преподавателя. Отмечен средний уровень у 100 % дошкольников изостудии.Высокий и низкий уровни не выявлены.В таблице 2 можно увидеть суммарный показатель вариативных заданий.Таблица 2 Результаты формирующего этапа опытно-поисковой работыФИО1з.2з.3з.4з.5з.6з.7з.8з.9з.10з.А. АлисаСВССССВСНСБ. ПавелСНСВССВСССВ. ВасилисаСВСВВСССССВ. КириллССВСССССССГ. СергейСССНСССНССИ. АртемНССССВСНССК. ИннаССВВССВСССМ. НастяСВСВНСВСВСН. ЖеняССВССНССССО. ЛевССССНСССССО. ПолинаССНССССНССП. СоняССССССССССП. ДанилНССНСНСНССП. ДарьяССССВСССССП. АрсенийССНСССССССС. ОскарВСССССВВВСС. ИванСВВВССССССФ. КсенияВВССВСССВСЧ. ЛизаВССВВВВСВСШ. КатяНСВССССНССКак видно из таблицы, все обучающиеся справились с заданиями, направленными на точное воспроизведение предметов или объемов.Представим результаты оценивания вариативных заданий на формирующем этапе опытно-поисковой работы:у 18 % обучающихся отмечен высокий уровень, характеризующийся способностью цветовосприятия и классификацией цвета, способностью самостоятельно выбрать цвет в соответствии с художественным замыслом;73 % обучающихся отличает выполнение заданий на среднем уровне, который характеризуется способностью цветовосприятия и классификацией цвета, способностью самостоятельно выбрать цвет в соответствии с художественным замыслом при помощи преподавателя;9 % обучающихся характеризует выполнение вариативных заданий на низком уровне, который характеризуется невысокой способностью цветовосприятия и классификацией цвета, неумением выбирать цвет в соответствии с художественным замыслом.Охарактеризуем результаты итогового этапа опытной работы, проходившего в мае 2019 года.Нами выбраны три задания, выявляющие уровень развития способности цветовосприятия обучающихся художественной студии:игра «Цветное фигурное лото». Цель: развитие зрительного восприятия, закрепление понятий формы и цвета. Специально подготовленные геометрические фигуры цветов радуги выдаются детям в определенном количестве. Педагог показывает одну фигуру, ребенок смотрит, есть ли у него изображение такой фигуры. Участник сообщает о найденном изображении (или его отсутствии), проговаривает цвет и название фигуры и кладет на соответствующее место;упражнение «Назови оттенки». Обучающийся называет количество известных ему оттенков по заготовленной карточке, на которой показан основной цвет и его оттенки (например, красный и оттенки розового, бордового). Преимуществом является то, если ребенок озвучил придуманное название, или назвал предмет, который имеет максимально похожий цвет(бордовый – гранат – гранатовый оттенок; желтый – грязно-желтый – горчичный);задание «Сказочная гжель». Это задание связано с зимней цветовой гаммой, как и цвета у всеми известного народного вида росписи. Вначале обучающиеся выполняют упражнение – рисуют основные элементы на листе бумаги, знакомятся с завитками, пробуют разные сочетания цветов, смешивая белую и синюю краску в разных соотношениях, затем на картонной тарелочке выполняется итоговый вариант росписи.Результаты выполнения заданий на итоговом этапе опытно-поисковой работы представлены в таблице 3:Таблица 3Результаты выполнения заданий на итоговом этапе опытно-поисковойработыФИО1 задание2 задание3 заданиеА. АлисаСССБ. ПавелВВВВ. ВасилисаНННВ. КириллСССГ. СергейСССИ. АртемНННК. ИннаСССМ. НастяВВВН. ЖеняСССО. ЛевНННО. ПолинаСССП. СоняСССП. ДанилНННП. ДарьяВВВП. АрсенийСССС. ОскарВВВС. ИванСССФ. КсенияВВВЧ. ЛизаСССШ. КатяСССКак показывает таблица 3, на итоговом этапе опытно-поисковой работы:у 25% обучающихся отмечен высокий уровень, характеризующийся высокой способностью цветовосприятия и классификацией цвета;у 55% обучающихся отмечен средний уровень, характеризующийся способностью цветовосприятия и классификацией цвета при помощи преподавателя.у 20% обучающихся отмечен низкий уровень, характеризующийся низкой способностью цветовосприятия и классификацией цвета.Приведем сравнительный анализ констатирующего и итогового этапов опытно-поисковой работы:Таблица 4 - Сравнительный анализ результатов констатирующего и итогового этапов опытно-поисковой работыУровниКонстатирующийэтапИтоговый этапВысокий20 %25 %Средний50 %55 %Низкий30 %20 %Сравнительный анализ результатов констатирующего и итогового этапа показал: высокий уровень увеличился на 5 %, средний уровень увеличился на 5 %, низкий уровень уменьшился на 10 % (рис. 1).Следовательно, проведение опытно-поисковой работы показывает, что применение комплекса общепедагогических (объяснительно- иллюстративный, метод упражнения) и специфических методов обучения (метод вариантности впечатления, метод копирования, сюжетно- изобразительная игра, рисование с натуры) в процессе выполнения вариативных заданий обеспечивает развитие цветовосприятия у дошкольников на занятиях в изостудии.60504030Констатирующий этапИтоговый этап20100ВысокийСреднийНизкий60504030Констатирующий этапИтоговый этап20100ВысокийСреднийНизкий60504030Констатирующий этапИтоговый этап20100ВысокийСреднийНизкий60504030Констатирующий этапИтоговый этап20100ВысокийСреднийНизкийРис 1. Сравнительный анализ результатов констатирующего и итогового этапов опытно-поисковой работыТаким образом, в параграфе описаны результаты опытной работы по развитию способностей цветовосприятия у дошкольников на занятиях в изостудии.Охарактеризованы констатирующий, формирующий и итоговый этапы опытной работы.На констатирующем этапе выявлен уровень развития способностей цветовосприятия у дошкольников на занятиях в изостудии (сентябрь 2018): высокий уровень развития цветовосприятия отмечен у 20 % обучающихся; средний уровень у 50 % обучающихся; низкий уровень у 30 % обучающихся.На формирующем этапе опытной работы мы проверяли на практике комплекс общепедагогических и специфических изобразительных методов обучения, обеспечивающих развитие цветовосприятия у дошкольников на занятиях в изостудии: объяснительно-иллюстративный, метод упражнения, метод вариантности впечатления, метод копирования, сюжетно- изобразительная игра, рисование с натуры. На формирующем этапе опытно-поисковой работы отмечен:у 18% обучающихся высокий уровень, который характеризуется высокой способностью цветовосприятия и классификацией цвета, способностью самостоятельно выбрать цвет в соответствии с художественным замыслом;у 73% обучающихся средний уровень, который характеризуется способностью цветовосприятия и классификацией цвета, способностью самостоятельно выбрать цвет в соответствии с художественным замыслом при помощи преподавателя;9 % обучающихся низкий уровень, который характеризуется невысокой способностью цветовосприятия и классификацией цвета, неумением выбирать цвет в соответствии с художественным замыслом.Итоговый этап опытно-поисковой работы в изостудии (май 2019) показал:у 25 % обучающихся отмечен высокий уровень, характеризующийся высокой способностью цветовосприятия и классификацией цвета, умением самостоятельно выбрать цвет в соответствии с художественным замыслом;у 55 % обучающихся отмечен средний уровень, характеризующийся способностью цветовосприятия и классификацией цвета, умением самостоятельно выбрать цвет в соответствии с художественным замыслом при помощи педагога;у 20 % обучающихся отмечен низкий уровень, характеризующийся низкой способностью цветовосприятия и классификацией цвета, неумением выбирать цвет в соответствии с художественным замыслом.Сравнительный анализ результатов констатирующего и итогового этапов показал: увеличение высокого уровня на 10 %, увеличением среднего уровня на 5 %, уменьшение низкого уровня на 15 %.Опытно-поисковая работа показала, что применение разработанного комплекса методов в процессе выполнения вариативных заданий эффективно для развития цветовосприятия у детей дошкольного возраста на занятиях в изостудии.ЗАКЛЮЧЕНИЕРаботая над данной проблемой, мы изучили особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста. Для решения задач, поставленных перед нами, мы создали необходимые условия. В практической части определили наиболее эффективные способы и средства развития восприятие цвета детьми старшего дошкольного возраста в процессе художественного творчества. Разработали систему работы, мероприятия, по восприятию детьми основных и составных цветов, а также их оттенков.Задачи, поставленные в начале работы, выполнены. Восприятие – процесс активный. Направляясь первоначально только внешними воздействиями, деятельность человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздражителях и тем более информативный голод не позволяют восприятию выполнять свои функции и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде.Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия, при формировании конкретного образа, направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.Основные свойства образа – константность, предметность, целостность, обобщенность – свидетельствуют об определенной независимости его от изменения условий восприятия в конкретных пределах: константность – от изменений физических условий наблюдения, предметность – от разнообразия фона, на котором воспринимается объект, целостность – от искажения и замены частей фигуры, обобщенность – от вариаций свойств объектов в границах данного класса. Можно сказать, что обобщенность – это константность внутри класса, целостность – структурная константность, а предметность – семантическая константность. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАфонькин, С.Ю., Афонькина, Е.Ю. Игрушки из бумаги / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. – Санкт-Петербург: Регата, 2000,- 192с. Дубровская, Н.В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения / Н.В. Дубровская. - Санкт-Петербург: «ДетствоПресс», 2005. -375сДубровская, Н.В. Приглашение к творчеству / Н.В. Дубровская. - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2002. – 241с.Доронова, Т.Н. Развитие детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова. - Москва, 2003. – 234с.Доронова, Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова. - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2003. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова. - Часть 1. Москва, 2007. -361с.Езикеева, Н.А. Влияние изобразительного искусства на развитие творчества в рисунках детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Давыдова. - В кн.: Художественное творчество и ребенок. Москва,1972. Евдокимова, М.М. Учимся рисовать красками / М.М. Евдокимова. - Москва: «Дрофа», 2006. -148с.Комарова, Т.С., Размыслова, А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников / Т.С. Комарова, А.В. Размыслова. - Москва: Педагогическое общество России, 2005. – 78с.Комарова, Т.С., Антонова, A.B., Зацепина, М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина. - Красота, Радость, Творчество. Изд. 2-е. - Москва, Педагогическое общество России, 2002, 128 с. Комарова, Т.С., Зырянова, О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе / Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова. - Москва, Педагогическое общество России, 2002, 160 с. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники / Р.Г. Казакова – Москва: ТЦ Сфера, 2004, 128 с. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников / О.В. Коротких; Учеб-метод. пособие под ред. О.В. Коротких. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 320 с. Нищева, Н.В. Разноцветные сказки / Н.В. Нищева. - СанктПетербург: «Детство-Пресс», 2004. 24. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В. Никитина. – Санкт-Петербург: КАРО, 2008.– 90 с. Новикова, Г.П. Инновационные подходы к развитию детского художественного творчества / Г.П. Новикова // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов / Ред. Е.А. Леванова. - Калининград, 2000. - Вып. 8. - С.99-104. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Москва, 2004. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г.С. Швайко. – Москва: Владос, 2002, 176 с. Штейнлен, Н.Ф. Изобразительная деятельность / Н.Ф. Штейнлен. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!