это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3908707
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1.Унивеситетское медицинское образование в Средние века…………..4
2. Медицина и схоластика………………………………………………..6
3. Понятие галенизма……………………………………………………..9
Заключение ……………………………………………………………….14
Список источников и литературы………………………………………15
Введение
Средние века у многих людей обычно ассоциируются с мрачной
эпохой, где основой жизни являлись суеверия.
Действительно, жители средневековья не посещали процедурные
кабинеты и не консультировались у врачей-специалистов. В подавляющем
большинстве они едва могли справиться с недугами самостоятельно. В
Средние века медицина развивалась медленно.
Но именно в этот исторический период появились первые больницы, а
также возрос интерес к ряду заболеваний, служивших причинами эпидемий.
Интересна и клиническая подготовка врачей в период средневековья,
их процесс обучения на медицинских факультетах университетов того
времени, так как в основном образование было теоретическим, более того,
схоластическим, когда студентам приходилось просто переписывать на
лекциях труды древних, причем даже не сами произведения античных
ученых, а комментарии к ним святых отцов. Сама наука была в жестких
рамках, диктуемых церковью.
Средневековые схоласты «очистили» учение Галена от достижений в
экспериментальной физиологии и анатомии, но сохранили гуморальную
теорию, а представления о пульсе, движении крови и сверхъестественных
силах возвели в религиозную догму. Так возник галенизм.
Таким образом, в Средневековье, мистицизм, суеверия и догаматизм
вытеснили научное знание.
1.Унивеситетское медицинское образование в Средние века
Большого продвижения практической медицины в Средние века не
было, хотя появились неорганические лекарства (ртуть, сера, сурьма) и
развивалось обучение клинической медицине: вначале в клинической школе,
затем в университетах на медицинских факультетах. Самые известные
университеты Средневековья, где обучали медицине были: университет в
Болонье (1158 г.), (Оксфорд, Кембридж (1209 г.), Парижский университет
(1215 г.), университет в Неаполе (1224 г.), в Кракове (1364 г.), в Кельне (1388
г.) 1 .
Обучение носило в целом схоластический характер. Изучались
античные, византийские, халифатские источники, предписывалось
строжайшее следование законом Гиппократа, Галена, Аристотеля и других
авторов античности.
Медицинские факультеты в университетах не имели клиник, а
профессора не считали целесообразным обучать студентов практическим
медицинским дисциплинам у постели больного. Вплоть до
середины XVI столетия пребывание во всех без исключения университетах
носило сугубо теоретический характер. Университеты средневековья,
выпускали беспомощных в практическом отношении врачей, будущие
доктора готовились на медицинских факультетах университета, где
практическая подготовка стояла на крайне низком уровне. Преподавание
двух важнейших предметов, патологии и терапии было в очень плохом
состоянии. Студент допускался к больному только в виде исключения,
обыкновенно же он изучал картину болезни, диагностику и лечение ее только
при помощи теоретических лекций и книг.
И лишь в XVI – XVII вв. наметился «прорыв». И связан он с именем
профессора Падуанского университета Монтано и, особенно, с клинической
школой Германа Бургаве (1668 – 1738 гг.)
1 Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. с.93
Большое влияние взгляды Бургаве оказала разработанная
Т.Сиденхемом система практической медицины. Характерной особенностью
этой школы являлся приоритет клинической практики над теорией. Бургаве
считал необходимым тщательное обследование больного с применением
систематической термометрии, которую он и ввел в клиническую практику.
Обязательным было ведение подробной истории болезни. Бургаве
усовершенствовал медицинский термометр, впервые использовал в
медицинских исследованиях лупу.
Под руководством Бургаве Лейденская клиника получила мировую
известность. Его лекции и демонстрации больных посещали не только
ученые и врачи всех европейских государств, но и политические деятели, в
том числе Петр I. Медицинские труды ученого долгое время служили
основным руководством для подготовки врачей почти во всех европейских
университетах. В России по заказу Медицинской канцелярии и за ее счет в
1761 были напечатаны на латинском языке некоторые труды ученого, их
продавали по дешевой цене или выдавали бесплатно бедным ученикам
госпитальных школ. Личный архив Бургаве был привезен в Россию его
племянником А.Бургаве-Каау и в настоящее время хранится в библиотеке
Военно-медицинской академии в Петербурге.
У него появилось много последователей, в том числе, такие известные
врачи, как Ван Свитен из Вены, А. Галлер из Германии, русские врачи Петр
Постников и Николай Бидлоо 2 .
2 Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. с.94
2. Медицина и схоластика
Средневековая схоластика - тип религиозной философии,
характеризующийся принципиальным подчинением мысли авторитету
догмата веры.
Классическая средневековая схоластика XIII в. была основана на трех
главных положениях:
1. все знания содержаться в трудах авторитетных авторов,
признанных церковью
2. наука сводится к умению выводить низшие понятия из высших
посредством формальной логики
3. преподавание – процесс теоретический, абсолютно
исключающий опыт
В области медицины главными авторитетами были Гален, Гиппократ и
Ибн Сина. Их сочинения, отобранные и отрецензированные церковными
служителями, заучивались наизусть.
Из всех сочинений «Гиппократова сборника» к изучению допускались
лишь «Афоризмы» и «Прогностика», в которых не содержалось
философских рассуждений и анализа практического опыта. «Канон» Ибн
Сины читался с комментариями преподобного отца Якова Фривульского, а
Галлена - с комментариями отца Трузиана.
Об отступлении от заданного текста не могло быть и речи. А в 1300 г.
Буллой папы Бонифация VIII было запрещено рассечение человеческих
трупов под угрозой смертной казни.
Попытки заново осмыслить или переработать освященные церковью
догматы жестоко преследовались. Примером тому может служить судьба
Роджера Бэкона (1215—1294) - выдающегося мыслителя своего времени,
воспитанника Парижского и Оксфордского университетов, обратившегося к
первоисточникам и опытному методу исследования: он провел в тюрьме 24
года и вышел оттуда глубоким стариком.
Деятельность Р. Бэкона, получившего прозвище «чудесный доктор»,
теснейшим образом связана с развитием средневековой алхимии
Часто алхимию называют лженаукой. На самом деле это закономерный
исторический этап становления современной химии, которая прошла в своем
развитии несколько периодов.
Истоки алхимии восходят к искусству древнеегипетских жрецов,
которые изготовляли сплавы различных металлов (в них входило и золото).
Перевод арабских алхимических рукописей на латинский язык,
начавшийся в XI в., подготовил «алхимический бум» в Западной Европе. В
период с XII по XVI в. европейские алхимики открыли железный купорос,
углекислый аммоний, сурьму и ее соединения, освоили способы
приготовления бумаги и пороха. Ставя перед собой определенные
практические задачи, они разработали много химических методов и создали
соответствующую своему времени теорию вещества.
Однако мертвящее влияние схоластики сказалось и на алхимии, а
вместе с ней - на фармации. Главной целью европейской средневековой
алхимии стало превращение «неблагородных» металлов в «благородные»
(золото и серебро). Полагали, что оно происходит под влиянием
«философского камня», на поиски и открытие которого были направлены
усилия многих поколений алхимиков. «Философскому камню»
приписывались также чудодейственные свойства исцеления от всех болезней
и возвращение молодости. Алхимией стали заниматься короли и вельможи,
богословы и врачи и даже люди без определенных занятий 3 .
Тем не менее, подлинные ученые периода развитого средневековья
стремились подойти к вопросу о превращении веществ с естественных
позиций. Среди них были Арнольд из Виллановы, написавший трактат «О
ядах», и Роджер Бэкон — автор трудов «Могущество алхимии» и «Зеркало
3 Заблудовский П.Е. История медицин:. Учебник.М.: «Медицина», 1981. с.103
алхимии». В понятие «алхимия» Р. Бэкон включал изучение растений, почв,
животных, а также и медицину.
В то время алхимия и врачебное искусство тесно соприкасались друг с
другом, замечательные врачи и лекарствоведы были одновременно и
великими алхимиками.
4. Галленизм
Великий врач и не менее великий писатель Древнего Рима Клавдий
Гален родился в Пергаме, государстве, расположенном в северо-западной
части Малой Азии, в правление императора Адриана.
Первоначальное образование Гален получил у своего отца Никона,
получившего известность как философ, математик и зодчий. Гален изучал
философию с 15 лет, причем из древних мыслителей наибольшее влияние на
него оказал Аристотель. Отец Галена хотел сделать сына философом, но
посетившее однажды отца сновидение, а им римляне придавали огромное
значение, заставило Галена заняться медициной. Избрав специальность
врача, он обстоятельно изучал медицину под руководством пергамских
ученых: анатома Сатирика, патолога Стротоника, Эсхриона, Эмпирика,
Фициана и других видных ученых врачей Пергама. После смерти отца Гален
предпринял путешествие, во время которого изучал анатомию в Смирне. Его
учителем был знаменитый анатом Пелопс, предложивший термин «аура» -
греческое слово, обозначающее легкий ветерок или дыхание. Он считал, что
этот ветерок проходит по сосудам. Там же под руководством Альбина Гален
изучал философию. Позже отправился в Коринф, где занимался у учеников
известного Квинтуса, изучая естествознание и лекарствоведение. Затем
объехал Малую Азию. Наконец, он попал в прославленную Александрию,
где усердно занимался анатомией у Гераклиона. Здесь он познакомился с
некогда знаменитой врачебной школой и работами ее ярких представителей -
Герофила и Эразистрата.
Ко времени посещения Галеном Александрии здесь было запрещено
анатомирование человеческих тел. Строение и функции органов изучались на
обезьянах и других млекопитающих. Разочарованный Гален после шести лет
путешествий возвратился в Пергам. В родном Пергаме 29-летний Гален в
продолжение 4 лет был врачом-хирургом при школе гладиаторов и
прославился своим искусством лечения ранений, вывихов и переломов.
Когда в 164 году в городе вспыхнуло восстание, Гален отправился в
Рим, где вскоре стал популярен как образованный лектор и опытный врач.
Римский патриций Бэций вместе с друзьями Галена настоял на открытии
курса лекций по анатомии, и Гален читал их в Храме Мира при обширной
аудитории врачей и интересующихся наукой граждан. Вскоре Гален
поселился во дворце Марка Аврелия и стал его домашним врачом.
Галена с полным на то основанием можно назвать создателем
этиологии как науки, поскольку он систематизировал учение о причинах
болезней своего времени. Он разделял болезнетворные факторы на ingesta
(наносные), circumfuse (твердые, механические), excreta (жидкие,
обливающие), вызывающие рост и др. Он впервые указал, что болезнь
развивается от воздействия причинных факторов на соответствующее
предрасполагающее состояние организма больного. Внутренние
болезнетворные факторы Гален называл «приготовляющими» организм для
развития болезни. Гален разделял болезни на внешние и внутренние, их
причины - на причины непосредственного и отдаленного действия. Он
показал, что анатомия и физиология - основа научной диагностики, лечения
и профилактики.
Впервые в истории медицины Гален ввел в практику эксперимент, и
поэтому его можно считать одним из предшественников экспериментальной
физиологии. Изучая в эксперименте функцию легких и механизм дыхания, он
установил, что диафрагма и грудные мышцы расширяют грудную клетку,
втягивая воздух в легкие. Гален много писал о функциях отдельных органов.
Некоторые его взгляды, например, на кровообращение, пищеварительную и
дыхательную систему были ошибочны. Он писал многие подробности
строения человеческого тела, дал названия некоторым костям, суставам и
мускулам, сохранившиеся в медицине до настоящего времени. Гален ввел в
медицину вивисекцию, эксперименты на животных, впервые разработал
методику вскрытия мозга. Опыты производились на свиньях, коровах и др.
Особо надо подчеркнуть, что Гален никогда не делал вскрытий
человеческого трупа, все его анатомические представления были выстроены
по аналогии со строением тела животных 4 .
Занимаясь лечением гладиаторов, Гален смог существенно расширить
свои анатомические познания, которые в целом грешили множеством
ошибок. Гален одним из первых экспериментально установил отсутствие
боли при рассечении мозгового вещества. Он изучал вены головного мозга и
подробно описал носящую его имя нижнюю полую вену, которая собирает
кровь от нижних конечностей, стенок и органов таза, от стенок брюшной
полости, от диафрагмы, некоторых органов брюшной полости (печени,
почек, надпочечников), от половых желез, спинного мозга и его оболочек
(частично).
Гален внес вклад в описание нервной системы человека, указав, что она
представляет собой ветвистый ствол, каждая из ветвей которого живет
самостоятельной жизнью. Нервы построены из того же вещества, что и мозг.
Они служат ощущению и движению. Галеном различались чувствительные,
«мягкие» нервы, идущие к органам, и связанные с мышцами «твердые»
нервы, посредством которых выполняются произвольные движения. Он
указал на зрительный нерв и установил, что нерв этот переходит в сетчатку
глаза.
Органами души Гален считал мозг, сердце и печень. Каждому из них
приписывалась одна из психических функций соответственно разделению
частей души, предложенному Платоном: печень - носитель вожделений,
сердце - гнева и мужества, мозг - разума. В мозге главная роль отводилась
желудочкам, в особенности заднему, где, по Галену, производится высший
вид пневмы, соответствующий разуму, который является существенным
признаком человека, подобно тому как локомоция (имеющая свою «душу»,
или пневму) типична для животных, а рост (опять-таки предполагающий
особую пневму) - для растений.
4 Заблудовский П.Е. История медицин:. Учебник.М.: «Медицина», 1981. с.49
Дальнейшее развитие получило у Галена учение о темпераметрах. Оно,
так же, как и у Гиппократа, базировалось на гуморальной концепции.
Отводит Гален место и практической медицине. В его трудах нашли место
болезни большого числа органов человеческого тела; подробно описаны
глазные болезни; даны ряд практических советов по лечебной гимнастике и
рекомендации, как надо прикладывать компрессы, ставить пиявки,
оперировать раны. Он лечил людей электричеством, пользуясь живыми
электростанциями обитателей морских глубин - рыб 5 .
Лечение мигрени, по Галену, заключалось в закапывании в нос сока
дымянки с маслом и уксусом. Приводит Гален и целый ряд рецептов на
порошки, мази, настойки, вытяжки и пилюли. Его рецепты, в несколько
измененном виде, применяются до сих пор и носят название «галеновских
препаратов» - лекарственные средства, изготовляемые путем обработки
растительного или животного сырья и извлечения из него действующих
начал. К галеновым препаратам относят настойки, экстракты, линименты,
сиропы, воды, масла, спирты, мыла, пластыри, горчичники.
Средневековые схоласты исключили из учения Галена его выдающиеся
экспериментальные достижения в области строения и функций живого
организма, в то время как некоторые его теоретические представления (о
целенаправленности всех жизненных процессов в организме человека, о
пневме и сверхъестественных силах) были возведены в религиозную догму и
стали знаменем схоластической медицины средневековья. Таким образом,
возник галенизм – искаженное, одностороннее толкование учения Галена.
Галенизм – концепция, согласно которой влияние телесных соков на
темперамент и генезис болезней является решающим.
Опровержение галенизма, восстановление истинного содержания
учения Галена, а также анализ и исправление его ошибок потребовали
5 Заблудовский П.Е. История медицин:. Учебник.М.: «Медицина», 1981. с. 50
колоссального труда и титанических усилий многих медиков эпохи
Возрождения и последующего периода.
Заключение
Средневековье - эпоха господства религиозного сознания. Поэтому
медицина в эпоху Средневековья развивалась медленно, но все – же это была
одна из ступеней развития этой науки.
Но за этот период был накоплен большой опыт в области хирургии,
распознавания и предупреждения инфекционных болезней, осуществлен ряд
мер по организации медико-санитарного дела.
В результате развития экономики созрели условия для коренных
преобразований в сфере идеологии, культуры и естественных наук, начало
которым было положено эпохой Возрождения.
Список источников и литературы
Гезер Г. Основы истории медицины. - Казань, 1890. - 488 с.
Заблудовский П.Е. История медицин:. Учебник.М.: «Медицина», 1981.
Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник. - М.: ГЭОТАР-МЕД,
2004. - 400 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!