это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3925729
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.В.А. Сухомлинский Проблема владения языком издавна была актуальной и привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и бесспорно наша речь сложная и разнообразная, развивать ее необходимо с первых лет жизни.Дошкольный возраст является периодом активного становления и развития всех сторон речи − фонетической, лексической, грамматической.Основополагающим фактором необходимости развития речи дошкольников выдвигается потребность общения человека с окружающими людьми, соответственно, с целью развить речь детей в дошкольный период необходимо проводить различные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы и активно принимали участие в игровой деятельности.Развитие речи − это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, подразумевающая применение комплекс специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является важнейшим условием достижения цели умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально эмоциональный период развития. Чем раньше ребенок начнет обучение родному языку, тем легче и свободнее будет им пользоваться в будущем. В дошкольный период расширяется круг общения детей, они становятся более самостоятельными и выходят за пределы семейных связей, в частности со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами коммуникации, главнейшим из которых является речь. Высокие требования к развитию речи усложняют деятельность ребенка.С.Л. Рубинштейн [9, с. 315] говорил, что речь – это деятельность общения, выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь – это язык в действии. Речь, как едина с языком, и отлична от него, является единством определенной деятельности – общения – и определенного содержания, которое отражает бытие. Если быть точным, то речь выступает формой существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, являющаяся средством общения с ним.Цель данного исследования: изучить речевое развитие детей дошкольного возраста.Задачи исследования:рассмотреть развитие речи детей как науку;изучить особенности развития речи детей в период 3-4 лет.В исследовании были применены труды С.Л. Рубинштейна, Е.Н. Водовозовой, Е.И. Тихеевой, К.Д. Ушинской, Фридрих Фребель и др.Развитие речи детей как наукаИнтерес к вопросам речевого развития детей отражались еще в трудах древнегреческих философов − Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается необходимость развития речи, и приведены некоторые практические советы.Особый интерес развитию речи детей проявлял чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский [5, с. 113]. Им был разработан первое в мире руководство по дошкольному воспитанию − «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», становлению речи в ней отдается целая глава. Коменский утверждал, что человеку от природы присущи разум и речь, и в этом состоит его отличие от животного. Человеку необходимо развивать свой ум и язык. Развитие речи, по мнению Коменского, начинается с четкого правильного называния предметов: необходимо учить самим вещам, а не словам, их обозначающим.Похожими трудам Коменского по содержанию обучения и методическим рекомендациям выступают труды швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци. Он раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка: «Язык дает ребенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия». В обучении родному языку он выявил три важные задачи: обучение звуку, или средству развития органов речи; обучение слову, или средству ознакомления с отдельными предметами; обучение речи, или средству ясно выражаться о предметах.В первой половине двадцатого века широкую известность приобрел основатель общественного дошкольного воспитания немецкий педагог Фридрих Фребель [14, с. 98]. Язык Фребель понимал откровением духа Божьего. Он утверждал, что язык ребенка развивается с раннего детства, а основанием для его развития является богатство внутреннего мира ребенка. Задачей воспитания Фребель выдвинул обогащение содержания жизни ребенка. Следует помнить при изучении ребенком окружающего предмета, чтобы педагог давал ему необходимый словарь. Необходимо обозначать словом, как сами предметы, так и их свойства, качества, отношения предметов друг к другу.Общеизвестным методом развитие речи детей является метод итальянского педагога Марии Монтессори [7, с. 29], разработанный для детских домов. Выступая за свободное воспитание, Монтессори считала, что основными задачами должны быть воспитание чувств и развитие языка. Развитие речи включает упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте. Положительной стороной метода является обеспечение сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом (цилиндры, кубы, лестницы, вкладки, лоскуты и катушки и др.). На развитие правильной речи направлены гимнастика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка. Значительное внимание уделено сложению слов из подвижных букв и письму. Отечественные педагоги оценивали этот метод неоднозначно. В России метод Монтессори продвигала в начале двадцать первого века Ю.И. Фаусек.В отечественной педагогике сформировались давние традиции воспитания и обучения на родном языке. Речь о необходимости обучения родному языку впервые годы жизни ребенка рассматривались в трудах С. Полоцкого, А.Д. Кантемира, А.П. Сумарокова. Важнейшую роль в обучении российских детей на родном языке подчеркнул М.В. Ломоносов, принесший реформу русского языка и поддерживающий национальное образование и обучение на родном языке.Особое влияние в создании системы первоначального обучения отечественному языку оказал К.Д. Ушинский. Опираясь на прогрессивные идеи русской и западноевропейской педагогики, Ушинский основал теоретически и разработал целостную систему обучения родному языку в начальной школе. В его системе можно найти целый ряд вопросов, относящихся ее именно как систему в современном понимании: роль родного языка в жизни общества, в развитии и воспитании личности; его место в начальном обучении; цели преподавания; дидактические принципы; средства, методы и приемы обучения родному языку и развития речи.Последовательницей Ушинского была Е.Н. Водовозова [1, с. 267]. Важное внимание она уделяла содержанию и методике воспитания в семье. Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи и творчестве.Значительную роль в становлении советского дошкольного воспитания сыграла Н.К. Крупская. В своих педагогических трудах она изучала вопрос о формировании речи дошкольников. Н.К. Крупская считала речь основой умственного воспитания; богатство словарного запаса − важнейшей стороной речи.Особое влияние на содержание и методы работы детского сада также оказала работа Е.И. Тихеевой [10, с. 72], которая известна как общественный деятель в области дошкольного воспитания. Главное место в ее педагогической деятельности заняли задачи речевого развития детей. Она создала свою уникальную систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания.Тихеева выявила основные разделы работы по развитию речи детей в детском саду: развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой.Большое влияние на развитие методики оказала доктор педагогических наук, Е.А. Флерина [13, с. 81]. Ее научные работы связаны с двумя областями дошкольного воспитания − развитием детского изобразительного творчества и развитием речи. Флериной принадлежит заслуга разработки общих основ эстетического воспитания дошкольников. Многие ее работы направлены на развитие речи детей. «Живое слово в дошкольном учреждении», как она называет методику развития речи, входит как составная часть в общую, разработанную ею систему эстетического воспитания.Значительное влияние на программы данного периода оказали научные исследования детской речи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Гвоздев, А.М. Леушина и другие [3, с. 210].2. Особенности развития речи детей в период 3-4 летВажнейшим периодом развития речи считается возраст с одного года до четырех лет, когда ребенок овладевает основными закономерностями языка. Ребенок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, эмоции, в связи с чем, происходит развитие его умственных способностей, соответственно и речи. Дети дошкольного возраста очень любознательные, они любят, когда им читают или рассказывают сказки, рассказы о растениях, животных, о мальчиках и девочках, таких же, как они сами. У детей изначально существуют все возможности для освоения речи. В любой стране мира новорожденный обладает задатками для освоения того языка, на котором говорят окружающие его люди. Кроме того детей очень интересует языковая деятельность. Интересный феномен детской речи заключается в том, что дети создают свои слова (детское словотворчество), ориентируясь на смысловую и грамматическую сторону родного языка, т.е. эти слова не понятны для других людей, но в них отражен правильный смысл.Работа по развитию детской речи должны быть комплексной и решать задачи связанные со всеми сторонами речевого развития – фонетической, лексической, грамматической. Всестороннее влияние на речь ребенка является обязательным условием развития связной речи. Но стихийное развитие речи не может поднять речь ребенка на высокий уровень, необходима помощь взрослого, т.е. целенаправленное обучение и общение. Кроме того, взрослый пробуждает у ребенка интерес к языку и побуждает его к творчеству.Развитие речи дошкольников является важнейшей задачей, так как все чаще во время поступления детей в начальную школу, выявляются большие проблемы в их речевом развитии. Дети не умеют грамотно выстраивать свои высказывания, им сложно рассказать о чем-либо, описывать какое-либо явление, отсутствует умение рассуждать. Так же они имеют определенные трудности в работе с текстом. Возрастной период 3-4 года – очень важный этап в жизни ребенка. В этом возрасте формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому [6, с. 307]. Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребенок к трем годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь детей этот период растет буквально не по дням, а по часам, примерно до ста новых слов за месяц. Если в три года ребенку для общения достаточно несколько сотен слов, в четыре года эта цифра достигает от полутора до двух тысяч слов.Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трем годам часто и правильно произносят слова, а другие говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, третьи говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замены звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры.Речь трехлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыш о прошлом и будущем еще ограниченно. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, а потом сказуемое затем дополнение. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Они пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова («кружинка», вместо пружинки). Детей привлекает звуковое оформление слов, и он даже пытается исправить плохо говорящих сверстников, хотя еще не может определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно.В период 3-4 лет дети уже соотносят знания с речевой формой. Наличие определенного жизненного опыта помогает им обогащать свои монологи словами – определениями. По картинке дети даже могут рассказать небольшую знакомую им сказку. Они способны воспринимать короткие рассказы без картинок. В этом возрасте детям свойственна диалогическая речь. Ребенок много говорит сам, любит слушать короткие сказки, рассказы, запоминает стихи и с удовольствием их рассказывает.В четыре года фразы, произнесенные ребенком, включают уже предложения, состоящие из пяти-шести слов. Встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляют предлоги «по, до, вместо», союзы «что, куда, сколько». В этом возрасте они начинают сопровождать свою игру речью. Они активно применяют обобщающие слова (одежда, овощи, животные и т.п.), могут назвать широкий круг предметов и явлений окружающей действительности.Все перечисленные особенности развития речи детей дошкольного возраста, характерны для развития ребёнка без отклонений от нормы.У педагогов есть основания для беспокойства за речь ребенка, если:он недостаточно хорошо понимает речь взрослых и просьбы;ребенок неактивен в речевом общении, предпочитает молчать;искажает слоговую структуру слов (к примеру, вместо «поросенок» говорит «посек», вместо «велосипед» – «выписед»);неправильно произносит звуки или вообще их пропускает в словах («корова» – «коова»);не может связно рассказать о происходящих событиях;у него ограничен бытовой словарный запас (мало сведений о предметах и явлениях, непосредственно его окружающих);ребенок не может сгруппировать и назвать предметы по одному обобщающему признаку, одним словом (например, овощи, одежда);затрудняется заменить слово синонимом, подобрать антоним;у него носовой оттенок голоса, заикание или смазанная нечеткая речь.Для нормального становления речи необходимы:определенная степень зрелости различных структур головного мозга;координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;развитие слуха, зрения, двигательных навыков, эмоций;формирование потребности в общении.Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи ребенка необходимо учесть следующие моменты:следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь;если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам. Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических);нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи − сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать как минимум и умение рассказывать стихи как минимум. Поэтому необходимо стремиться, как можно раньше научить ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются. Чтение и письмо − только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п. овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей. Развитие речи у ребенка длится на протяжении всего дошкольного детства и имеет свои особенности. От того каким образом организовывается работа по развитию речи зависит будущее ребенка и его успешная реализация в обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, дошкольный возраст является периодом интенсивного развития коммуникативных форм и функций языковой деятельности, практических речевых навыков, осознания речевой деятельности.Развитие речи у ребенка совершается как процесс овладения родным языком, богатством его словаря и грамматических форм, необходимых для понимания каждым человеком других людей и умения выразить свои мысли, желания, переживания.Речь развивается в процессе повседневного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Успех развития речи обеспечивается не только богатством и правильностью речи взрослого, но и растущими потребностями ребенка. Потребность в общении, желание узнать, понять новое, стремление быть понятым, сообщить другому о чем – то, необходимость воздействовать на другого являются теми мотивами, которые побуждают ребенка к активному овладению языком.Речь тесно связана со многими психическими функциями: познанием, мышлением, эмоциями, личностью человека, и оказывает значительное влияние на их формирование. Она играет исключительно важную роль в становлении человеческого сознания, высших психических функций, развитии и социализации личности. Соотношения речи и мышления у детей показывают, что все психические процессы у ребенка развиваются с прямым участием речи. Формирование грамматики связано у ребенка не только с использованием соединения слов, но и с построением внутренней системы категорий слов и словесных элементов. Развитие грамматики языка ребенка выражается в том, что ребенок вырабатывает способность называть объекты своего высказывания, присоединяя к нему глагол для обозначения действия, научается сближать слова, обозначающие объект и его признаки, использует словоизменительные формы слов.Речевое развитие не задерживается, если ребенок получает новые, яркие впечатления и создана обстановка, в которой у него появляется желание говорить и вступать в речевое общение. Одним из главных критериев развития ребенка является развитие речи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее происходит его психическое развитие.Речь ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми и сверстниками. Овладение речью позволяет ребенку воспринимать явления, более осознано и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста: кн. для воспитателей. 7-е изд., перераб. и доп. СПб., 1913. 365 с. Володина В. О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет / В. Володина // Дошкольное воспитание. 2002. № 8. 52 с.Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский − М.: Педагогика, 1991. 311 с.Жинкин Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин − М.: Просвещение, 1982. 198 с.Коменский Я. А. Антология гуманной педагогики. / Я. А. Коменский. − М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. 224 с.Леонтьев А. Н. Речевая деятельность / А.Н.Леонтьев // Хрестоматия по психологии: Учебное пособие. − М.: Просвещение. 1997. 405 с. Монтессори М. Разум ребенка книга / М. Монтессори. М, 1999. 28-93 с.Новотворцева Н. В. Развитие речи детей / Н. В. Новотворцева – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.Рубинштейн С. Л. Развитие связной речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 560 с. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М., 2002.Ушакова Т. Н. Детская речь − ее истоки и первые шаги в развитии / Т. Н. Ушакова // Психологический журнал. − 1999. − N3. 59-69 с.Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения (комплект из 2 книг) / К. Д. Ушинский. − М.: Педагогика, 2012. 946 c.Флерина Е. А. Педагогическая оценка производственных книг для дошкольников // Из опыта исследовательской работы по детской книге. М., 1964.Фридрих Фребель. Будем жить для своих детей. Педагогика детства / Сост. и пред. Л.М. Волобуева. – М., 2001.Чуковский К. И. От двух до пяти / К. И. Чуковский. М., 1966. – 245 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!