это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3926768
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеПравление Екатерины II историки назвали «золотым веком». Путем дворцового переворота, Екатерина взошла на престол и правила тридцать четыре года. В период дворцовых переворотов, Российская империя постепенно теряла свой мировой статус, а внутригосударственные проблемы не интересовали никого. Взойдя на престол, Екатерина стала полностью реформировать буквально каждую сферу общества. Реформы касались всего: государственного управления, внешних и внутренних проблем, экономики.Система местного и государственного управления Екатерины II опиралась в первую очередь на дворянское сословие, в последствие историки назовут это время «золотым веком дворянства».Период правления Екатерины II также связан и с становлением «просвещенного абсолютизма». Данная политика была направлена в первую очередь на переустройство всех сфер государства. Екатерина сама написала положения о переустройстве, которые легли в так называемый «Наказ».Именно в период правления Екатерины II к Российской империи присоединяется Крым, активно строятся города Одесса, Херсон, Симферополь, Владивосток и многие другие. Население Российской империи увеличивается с 23 млн. человек до 37 млн. человек.Актуальность данной темы обусловлена тем, что Екатерина Великая стала первым правителем в Российской империи, который изменил структуры управления страны, укрепив центральную вертикаль власти и управленческий аппарат. Дворяне, которые получали власть на местах, стали активно прежде всего в экономическом плане развивать свои уезды.Целью данной курсовой работы является анализ реформ государственного механизма в период правления Екатерины II Великой.В связи с поставленной целью, нужно решить следующие задачи:Проанализировать становление, предпосылки, а также сущность «просвещенного абсолютизма»,Изучить основные реформы в сфере государственного и местного самоуправления в Екатерининскую эпоху,Дать характеристику новому юридическому статусу дворянства,Рассмотреть «Наказ» Екатерины Великой и деятельность Уложенной комиссии,Проанализировать историческое значение реформ Екатерины II,Провести анализ информации, которая была взята из источников, и сделать по этой информации выводы и заключение.Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, которая включает в себя три главы. Первая и вторая главы разделяются на подпункты. Далее идет заключение и список использованной литературы.В процессе написания работы была использована следующая основная литература:- Былинин В.К., Одесский М.П. Екатерина II - человек, государственный деятель, писатель. В данной работе подробно описывается государственное управление в Екатерининскую эпоху, что в процессе написания данной курсовой работе будет отражено. В процессе написания курсовой работы, опираясь на данную монографию будет проанализирована тема введения Екатериной II нового юридического статуса дворянства. - Воропанов В.А. - история государственного управления в России в Х – ХIХ в. В данном труде описывается процесс становления абсолютизма в России, а также подробно изложены аспекты государственного и местного управления в Екатерининскую эпоху. Также, опираясь на данный труд будет проведен анализ «Наказа» Екатерины Великой.- Елисеева О.И. -Екатерина Великая. Жизнь замечательных людей. В данной работе изложена не только биография Екатерины II, но и внутригосударственное управление императрицы. Опираясь на данный труд в процессе написания курсовой работы, будут показаны те государственные деятели, которые во время правления Екатерины II, активно поддерживали и оказывали ей помощь.- Моисеев В.В. - история государственного управления в России. Данный труд очень подробно описывает не только «просвещенный абсолютизм» Екатерины II, но также и историческое значение реформ Екатерины в сфере сословных и административных реформ.- Суханова Т.В. - причины формирования абсолютизма в России XVI – XIX вв. Суханова Т.В. в данной монографии проводит глубокий анализ причин, по которым абсолютизм в истории нашей страны проходил по своему особенному направлению, практически не опираясь на Западный абсолютизм. - Чашников М.А. - реформы Екатерины II в области государственного управления. Данная монография Чашникова М.А. подробно описывает механизм государственных реформ в Екатерининскую эпоху, а также проводит анализ исторического значения данных реформ. Опираясь на данную статью, в процессе написания данной курсовой работы во второй главе будет проведен анализ государственных реформ Екатерины II.- Еще одна монография Чашникова М.А. - система местного управления в период «просвещенного абсолютизма» в России подробно описывает губернскую реформу Екатерины II. Опираясь на данный труд, в главе II данной курсовой работы, будет проведен анализ реформ местного самоуправления.Глава I Становление и сущность «просвещенного абсолютизма»1.1 Предпосылки становления российского абсолютизмаПод термином «абсолютизм» чаще всего понимают неограниченную монархию, форму государственного управления, при которой политическая власть полностью принадлежит одному лицу – монарху. Для абсолютной монархии характерна максимальная централизация государственной власти, исключающая наличие органов государственной власти, независимых от монарха.Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII- XVIII вв. В России абсолютная монархия (самодержавие) просуществовала до XX вв.История становления абсолютизма сложилась еще во второй половине XVI века, при правлении Ивана IV «Грозного». Абсолютизм как вид государственной власти возникает в России к концу XVII века. А уже в первой четверти XVIII века абсолютизм окончательно складывается и законодательно оформляется на государственном уровне в России.Для возникновения абсолютной монархии в России характерные следующие факторы:- Развитие мануфактурного производства, и сельского хозяйства. - экономический рост Российского государства,- укрепление внутригосударственного рынка,- международная торговля,- сближение статуса поместий и вотчин,- консолидация поместного дворянства и боярства,- С территорий запада и юга наличие угрозы. С юга – Турция и Крымское ханство, с запада Речь Посполитая и Швеция. Как бы это странно не звучало, но наличие угроз дало толчок для укрепления государства в военном плане, реформировались армия, техника, законодательство, государственные органы. Активно развивались наука и промышленное производство.Как уже было отмечено выше, абсолютизм как тип государственного устройства сформировался еще в середине XVII века. Отец Петра Великого – Алексей Михайлович Романов (1629 – 1676) стал первым государем, который начал активно реформировать государственный аппарат в России. При Алексее Михайловиче все реже созывался Земский Собой, что привело к падению Боярской власти. Активно укреплялся приказной бюрократический аппарат. Термин «бюрократия» имеет несколько значений:Это высший слой чиновников в аппарате государственной власти, обладающей определенными привилегиями.Иерархически организованная система государственного управления, осуществляемая закрытой группой чиновников, деятельность которых основана на жестком распределении функций и полномочий, четком соблюдении установленных правил и стандартов деятельности.Также постепенно при Алексее Михайловиче уходят в прошлое местничества (т.е. феодальные службы). Увеличиваются солдатские полки иностранного строя, светская культура сильно укрепляется. Именно при Алексее Михайловиче начинает формироваться европеизация Российского государства. В последствие, Петр I стал последователем своего отца, и окончательно закрепил европейскую культуру в Российском государстве.В конце XVII – начале XVIII вв. государственный аппарат окончательно меняет свой курс, боярство полностью перестает действовать как сословие, а на его смену приходит дворянство как опора монархии. Бюрократический аппарат получает значительную власть. Для становления абсолютной монархии характерной чертой является активная классовая борьба, и социальные противоречия. Зарождавшийся слой промышленников, купечества, искали у правительства покровительства, которое в свою очередь, создало оптимальные и благоприятные условия для развития отечественного производства и торговли.Абсолютная монархия в России имела свои определенные особенности:- большое влияние монарха,- непрекращающиеся военные действия, - простое население имело ряд правовых ограничений,- сословно – представительские учреждения имели слабое влияние,- государство имело право вмешиваться во все сферы жизни населения, и даже в личную жизнь.- монарх и его наследники имели полное право бесконтрольно распоряжаться ресурсами государства. И самое главное, среди особенностей абсолютной монархии в России является укрепление крепостного права. Примечательно, что в Западных странах данный процесс протекал на фоне отмены старых феодальных институтов и в условиях развития капитализма, а в России была другая система.Таким образом, монархический строй в Российском государстве опирался исключительно на служивое дворянское сословие, а государство держало под контролем все сферы общества. 1.2 Становление абсолютизма в РоссииПериод правления Петра I принято считать этапом становления абсолютизма в России, однако предпосылки формирования этой политической системы можно проследить и у его отца, царя Алексея Михайловича, и гораздо раньше — у Ивана IV Грозного.Еще во времена правления прадеда Петра I, Михаила Федоровича Романовича (1596 – 1645) и отца Алексея Михайловича Романова (1629 – 1676) в армии Российского государства стали формироваться регулярные полки нового строя. Однако, тогда производился набор большей части состава только на время боевых действий, а по их окончанию они распускались. Так, до начала военной реформы Петра Великого эти полки совмещали свою службу с ремеслом, торговлей и другими подобными занятиями. В результате же реформ Петра I, статус регулярных полков вырос в разы. Так, дворянские ополчения были полностью ликвидированы, а армии стали постоянными, при этом перестав распускаться после окончания военных компаний. Чины нижнего ранга теперь не вербовались время от времени, а регулярно пополнялись в определенные сроки рекрутами из податных сословий. Солдатские войска полностью были оторваны не только от своих семей, но и от всяких других занятий. В их деятельность входило только военное дело. Таким образом, к концу правления Петра I Великого в составе Российской империи числилось порядка 212 тысяч солдат. Численность же флота составляла: до 48 кораблей, около 800 галер, в которую входило примерно 28 тысяч экипажа.Социальные реформы Петра I полностью изменили положение трех главных сословий России – дворян, городских жителей и крестьян.Дворяне стали исполнять воинскую повинность в регулярных полках. Служить же они начинали, как и все с самого низкого чина. Те, кто был выходцами из недворянского сословия, то есть простыми людьми, могли дослужить до самых высоких званий. Регламентировался данный порядок «Табелем о рангах», который был установлен в 1722 году. Табель устанавливал 14 чинов армейской и штатской службы. Дворяне для прохождения службы также были обязаны проходить первоначальное образование: обучение грамоте, арифметики и геометрии. Тот дворянин, который не выдерживал установленного экзамена, лишался права не только на получение офицерского чина, но и на создание семьи. Важнейшая же перемена в социальном положении крестьян стала податная реформа 1718 года. Она заменила прежний подворный способ налогообложения с каждого крестьянского двора, на налогообложение с каждой души. Такая реформа имела важнейшее социальное положение. Она взимала налоги не только с крестьян, но и с не плативших частновладельческих холопов. Податная реформа сблизила социальное положение крестьянства с бесправным холопским. Городское управление тоже подверглось модернизации. Так, оно стало выстраиваться по европейским образцам. В 1699 году все города Русского государства получили право на самоуправление в лице выборных бурмистров, которые должны были составлять ратушу. Теперь горожане делились на «регулярных» и «нерегулярных». Также распределение происходило по гильдиям и роду занятий.Под конец правления Петра ратуши преобразовались в магистраты. С 1720 года во главе магистратов стоял столичный Главный магистрат, который считался особой коллегией. В 1711 году, Петр I учреждает высший государственный орган - Правительственный Сенат. Члены Сената назначались самим государем. Сенат поначалу являлся распорядительным учреждением, который не имел законодательной функции. Петр I также сам назначал надзорного за работой Сената – генерала – прокурора. В результате административной реформы установилось множество фискалов и прокуроров, которые вели наблюдение за всеми уровнями государственного управления.В 1718 году Московские приказы были заменены двенадцатью коллегиями, которые сформировались по шведскому образцу. Каждая коллегия вела свой круг дел: военная, морская, иностранных дел, доходов, расходов, финансового контроля, торговли, добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности, юстиции, а также городская коллегия, которая стояла под предводительством Главного Магистра и церковная, в состав которого входил Святейший Синод. Одной из важнейших административных реформ Петра Великого стало разделения Российского государство на губернии, которые в свою очередь делились на провинции, а те дробились на уезды. Первоначального в стране существовало восемь губерний. Во главе их стояли губернаторы, а в провинциях и уездах коменданты или же воеводы. При воеводах во времена Петра I состояли выборные органы от дворян – ландраты и земские комиссары.В 1722 году Петр I узаконил важнейшую государственную реформу о престолонаследии. Отменялась многовековая очередность замещения трона внутри династии по родословной линии. Теперь действующий государь имел право сам выбирать себе преемника.Во время Северной войны Петром I постоянно поднимались косвенные налоги, вводилось множество новых (на бороды, бани, дубовые гробы, гербовую бумагу и т. п.), чеканилась «облегчённая» монета. В результате всех этих мер доходы казны значительно выросли. Была введена и особая финансовая должность прибыльщиков, которые указывали Петру I на новые возможные источники обложения.В конце царствования Петра I была кардинально преобразована и система прямых налогов: прежнюю подворную подать заменили подушной. На примере многих европейских деятелей конца XVII – начала XVIII века, Петр I следовал экономической политики принципа меркантилизма. Применяя этот принцип на практике, государь старался всеми средствами развивать промышленность, путем строительства заводов не только на государственные средства, но также и путем широкого спектра льгот, поощрявшим строительство частными предпринимателями. Царь приписывал к фабрикам и мануфактурам крепостных крестьян. Таким образом к концу царствования Петра Алексеевича в Российской империи функционировало более 223 заводов и фабрик. Внешняя торговля осуществлялась Петром путем ввода высоких пошлин на ввозные изделия. Это делалось для того, чтобы помешать им конкурировать с российскими продуктами. Большое применение получение государственное регулирование экономики. Огромный толчок в развитии экономики способствовала и разработка минеральных богатств на Урале, а также разведке полезных ископаемых. Император также помогал в строительстве дорог и многих других путей сообщения, а также прокладке каналов.Церковная реформа Петра Алексеевича сделала вековую самостоятельность Церкви в зависимость от государства. В 1701 году все владения Церкви передались под управление светского Монастырского приказа. А в 1721 году, после синодальной реформы их в формальном порядке передали клиру. Однако, так как клир находился в подчинении государства, этот возврат по факту не имел значения. Монастыри также были поставлены под государственный контроль. В 1698 году, Петр Алексеевич вернулся из заграничного путешествия и стал издавать указы, которые в корне меняли многовековой быт русского человека. Так, одним из первых царских указов стал «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии». Для тех, кто не хотел сбривать бороды, Петр установил особый налог, выплачивая который, человек мог ее носить.1.3 Сущность политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины IIЭпоха Екатерины Великой, стала временем «просвещенного абсолютизма», который заключался в политическом направлении Просвещения. Данная политика выражалась в проведении реформ, в процессе которых ликвидировались наиболее устаревшие феодальные институты, а также те, которые были направлены в сторону развития буржуазии. Важнейшей же целью главы Империи была ответственность за всех его подданных, не смотря на сословие или класс.Так, в XVIII веке широкое распространение получили размышления о государстве, в котором глава государства выступал бы как «просвещенный монарх», сумевший бы преобразовать общественную жизнь на разумных началах. У монархов же не было другого выбора, как только встать на путь реформ, так как начинался распад феодализма, а на его смену формировался капиталистический уклад. Таким образом, на путь реформации встали: прусский король Фридрих II (1712 – 1786), шведский король Густа III (1746 – 1792), а также австрийский император – Иосиф II (1741 – 1790). Формирование и исполнение «просвещенного абсолютизма» в Российской империи получило характер единой не только политической, но и государственной реформы, в процессе которой установился новый правовой статус абсолютной монархии. Так, в ходе данной реформы сформировалось сословное разделение: - дворянство,- мещанство,- крестьянство.Внутренняя и внешняя политика во второй половине XVIII века, отметились не только великими победами, но также и установлениями важнейших законодательных актов, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Так, Екатерина приобрела выход к Черному морю, ликвидировала все угрозы Крымского ханства, возвратила свои территории при разделе Речи Посполитой, Грузия вошла в российский протекторат, русско – шведская война была выиграна.Доступ к Чёрному мору был получен в результате побед над Турцией (Османской империей) в русско-турецких войнах 1768-1774 и 1787-1792 годов. Все эти цели были достигнуты не только благодаря Императрице, но также и многими государственными и военными деятелями, такими как:- Граф Александр Романович Воронцов (1711 – 1805), - Полководец Петр Александрович Румянцев (1725 – 1796),- Полководец, князь Александр Васильевич Суворов (1730 – 1800),- Светлейший князь Петр Александрович Потемкин – Таврический (1739 – 1791),- Граф Алексей Григорьевич Орлов – Чесменский (1737 – 1808),- Светлейший князь Безбородко Александр Андреевич (1747 – 1799),- Флотоводец Федор Федорович Ушаков (1745 – 1817).Екатерина очень любила Россию, ее народ и вообще все, что было связано с русской деятельностью. Именно поэтому, ее цели и мотивы были так блестяще достигнуты. Однако, все – же основой классовой направленности стало дворянство. В первейшие задачи «просвещенного монарха», по мнению Екатерины, входило:Просвещение нации, в которой управляет монарх.Введение «доброго» порядка в государстве, а также осуществление поддержки общества и установление порядка, при котором будут соблюдаться законы.Учреждение точной и хорошей полиции в государстве.Способствование расцвету государства, а также сделать его изобильным.Сформировать государство таким, чтобы оно было грозным, а также внушало соседям уважение к нему.Основными же направлениями политики «просвещенного абсолютизма» стали:Развитие медицины, науки, искусства, внедрение новых технологий. Так, в 1768 г. Екатерина II впервые за всю историю России решилась на прививание от чумы. Развитие общественного образования. Увеличение грамотности населения;Введение административных и судейских должностей;Снижение налогов;Установление порядка, при котором все равны перед законом, несмотря на сословие.Введение местного самоуправления в городах и губерниях. Оно характеризовалось в распределение главных административных должностей между дворянами, а также чрезмерным умножением бюрократии и взяточничества. Екатерина грезила мечтами о том, что она сможет обеспечить благоденствие подданных. Так, для эпохи Просвещения было свойственным веровать в то, что все препятствия будут устранены путем установления «хороших» законов. Однако законодательство России было в довольно – таки запутанном состоянии. Так, Соборное Уложение 1649 года формально все еще действовало, однако же за последний XVII век издавались законы и указы, которые чаще всего были не согласованны друг с другом. Император же Петр I Великий (1671 – 1725) со своими сподвижниками хоть и принимали попытки к составлению нового свода законов, однако по разным причинам этого не сделалось.Таким образом Императрица Екатерина II взяла на себе эту задачу, при чем осуществление ее она решила провести по - новому методу: она созвала Комиссию для установления нового «Уложения». А в период с 1765 по 1767 году она трудилась над формой «Наказа», которая была впервые за всю историю России направлена на правовые системы и правовую политику государства. Глава II Государственное управление в период Екатерины Великой2.1 Сословные и административные реформыЕкатерина Великая за время своего правления провела немало реформ, касающиеся буквально каждой сферы общества. Однако реформы в сфере государственного управления и местного самоуправления стали фундаментальными. Именно благодаря им, государство стало функционировать по новым принципам, что в процессе дало свои плоды.В 1775 году Екатерина Великая проводит так называемую «губернскую реформу». Суть данной реформы состоит в разукрупнениях губерний.Примечательно, что до начала осуществления губернской реформы, в Российской империи существовало 20 губерний. Каждая губерния делилась на отдельные провинции, а они в свою очередь делились на уезды. В каждой отдельной губернии главным органом была канцелярия, а во главе стояли воеводы.Главной причиной осуществления данной реформы стало несостоятельность местной власти в губерниях. Показаниями к реформированию этой власти стало восстание Емельяна Пугачева в период с 1773 по 1775 гг. Имея в отдельных областях сильно разветвлённую сеть государственных органов, местная власть долго не могла подавить восстание и соответственно навести порядок на своих территориях. Чиновники, привыкшие к своей неограниченной власти, творили произвол и элементарно не выполняли требования центрального аппарата власти.Основным целями губернской реформы были:- Укрепление власти на местах,- Построение эффективной вертикали власти,- Усовершенствование процесса сбора налогов,- Упорядочивание административно – территориального деления.Учредив так называемый «Новый статус дворянства», Екатерина Великая тем самым сделала огромный упор на дворянское сословие, которое и поддерживало все вышеперечисленные цели.Немало важной целью для императрицы была унификация системы местного управления. Так, упразднялись автономные казачества, сечи, и вместо них образовывались гражданские правительства.Губернская реформа Екатерины Великой прежде всего состояла в принципиальных изменениях структуры административного деления, а также усовершенствования судебной и финансовой систем.Так, в содержание реформы входило:- Упразднялось понятие «провинция». Утверждалась новая структура: «губерния - уезд»;- Образовывались генерал – губернаторства, которые включали в себя и сами губернии;- Численность губерний должна была составлять 300 – 400 тысяч человек;- Численность уездов должно было составлять 200 – 300 тысяч человек;- Вместо 20 губерний, учреждались 50 губерний.- Все воинские образования подчинялись губерниям и их губернаторам;- Формировались системы сословной суда. Дворяне должны были обращаться в суд, горожане – в магистрат, крестьяне – в расправу;- Власть на местах разделялась на финансовые, административные и судебные сферы.1 ноября 1175 года все вышеперечисленные изменения были внесены в указ об «Учреждении для управления губерний Всероссийской империи».Таким образом, в результате изменений, у государственных органов на местном уровне сформировались определенные границы и полномочия. Так, каждое из сословий получило определенную вертикаль власти в виде управляющих и судебных органов. Были введены новые должности и институты:- Вводился генерал – губернатор. Он руководил генерал – губернаторством, которое в свою очередь подчинялось губернаторам;- За поддержание общественного порядка в городе отвечал городничий. Также он руководил полицией;- В земском суде председательствовал капитан – исправник;- Новый орган – приказ общественного призрения контролировал школы, приюты, а также госпитали;- Распределением финансов и сбором налогов в уездах занималась Казенная палата.- Административной единицей империи стал город. Крупные поселения в свою очередь делились на кварталы, за которым закреплялся квартальный надзиратель.Также, как уже было отмечено выше, изменениям подверглась и судебная власть. Новая структура судебной власти делилась на три сословные категории, которые в свою очередь делились на два уровня: губернский и уездный.Сенат стал высшей инстанцией. Он проводил судебные разбирательства над государственными преступникам, а также разбирал особо важные дела. В состав Сената входили две палаты: Гражданская и Уголовная. Каждая их них в свою очередь также делилась на два уровня.Губернский суд решал споры между разными уездами. А на уровне уезда разбирались городские тяжбы и внутриуездные вопросы.Также был введен особый орган судебный системы, который получил название «Совестный суд». В составе данного суда были шесть человек (от каждого сословия по два человека). Данный суд занимался урегулированием разного рода разногласий между представителями сословий.2.2 Новый юридический статус дворянстваКак уже было отмечено в первой главе, время правления Екатерины Великой вошло в историю как «золотой век российского дворянства». Начиная с времени правления Петра III, особое положение дворян было закреплено Манифестом 1762 года, который получил название «о вольности дворянства». Главным пунктом в данном Манифесте было отмена обязательной государственной службы дворян, как благородного сословия.В 1785 году Екатерина II подписала документ, который получил название «Жалованная грамота». Данная грамота была направлена на дворянское сословие и закрепляла их особое положение. Официальное название грамоты следующее: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства».Грамота гласила, что дворянское звание, является потомственным, наследственным и неотъемлемым качеством, которое распространяется на всех членов семьи дворянина. Лишать дворянского статуса могли лишь при совершении уголовных преступлений. Примечательно, что ни при каких обстоятельствах, данные уголовные преступления не могли расширяться, они были фиксированными и не изменялись ни при каких условиях. В перечень таких уголовных преступлений входили: измена, разбой, нарушение клятвы, воровство, ложь в тех или иных поступках, особые преступления, при которых закон предусматривал лишение всякой чести и телесное наказание, подстрекательство к совершению вышеперечисленных преступлений или же к другим преступлениям.Однако была оговорка:«Дело благороднаго, впадшаго в уголовное преступление и по законам достойнаго лишения дворянскаго достоинства, или чести, или жизни, да не вершится без внесения в Сенат и конфирмации императорскаго величества».При этом, в Жалованной грамоте прописывалось, что дворянин имеет достоинство, защиту чести и жизни, может не служить на государственной службе, а также «Телесное наказание да не коснется до благородного».Таким образом, по факту, Жалованная грамота имела противоречивые аспекты.По Жалованной грамоте, дворяне, независимо от титула и рода обладали одинаковыми правами, как личными, так и иными. Дворянское сословие получило неограниченное и полное право наследовать собственность и иметь любой вид имущества, в том числе и крестьян.В экономическом плане, дворяне имели следующие привилегии:Имели право покупать целые деревни;Имели право продавать оптом продукты питания, которые были произведены в их деревнях;В деревнях дворяне имели право строить и использовать по назначению фабрики и заводы;Дворяне имели право покупать, строить дома в городах;Дворяне имели право осуществлять предпринимательство;Дворяне имели право заниматься морской торговлей;Также имели право иметь в собственности недра, воду, земли, а также леса;дворянские дома освобождались от постоя (стоянки воинских частей и военнослужащих в частных, гражданских домах), сами дворяне — от личных податей.Не мало важным фактором также является и то, что дворянство обладало и специальными привилегиями. Только равный дворянину сословный суд мог лишить или же частично ограничить его в личных и имущественных правах. Также судиться дворянин мог только с равным себе сословием.Дворяне имели право также и формировать свои общества, так называемые Дворянские Собрания. Эти собрания обладали капиталом, недвижимой собственностью, а также наделялись политическими правами. Состав Собрания включал в себя всех дворян, которые были в той или иной губернии.По Жалованной Грамоте губернский предводитель управлял дворянским самоуправлением, которого утверждал губернатор или представитель монарха в губернии. Выдвижение кандидатов было раз в три года. Также собрание имело право избирать полицейских должностных лиц земской полиции и заседателей в сословные суды губернии.У дворян были и ограничения в Дворянских Собраниях. Дворянин не имел права участвовать в выборах, если ему не исполнилось 25 лет, а также если у него не имелось земли в губернии.Таким образом, «Жалованная грамота дворянству», предоставляла целый ряд возможностей дворянскому сословию в сфере управленческих способностей, тем самым показывая себя как движущая сила общества.2.3 Жалованные грамоты21 апреля 1785 года императрица издала еще один важный документ, а именно Жалованную грамоту городам. Ее сутью стали отношения органов местного самоуправления и государственной власти. Все горожане были разделены по имущественным и социальным признакам на 6 «разрядов»: - Купцы трех гильдий (в зависимости от размера капитала (до 50 тысяч)); - Именитые граждане (банкиры с состоянием свыше 100 тысяч, купцы с капиталом более 50 тысяч, оптовые торговцы, «почётные обыватели», академики и ученые с дипломом, владельцы кораблей, артисты и художники); - «Городские обыватели» (имеющие недвижимость или земли); Ремесленники, записанные в цехи; Иностранные поданные и иногородние граждане; - Посадские люди (остальные жители, обеспечивающие себя промыслом или рукоделием). Грамота 1785 года фактически разделила городское население на 2 сословия: купечество и мещанство (городские обыватели, «среднего рода люди», мелкие торговцы и ремесленники). Эти разряды получили право на сословное самоуправление. В городах на постоянной основе функционировала общая городская дума (избирательное собрание). Она избирала «шестигласную думу», состоявшую из городского головы и 6 гласных (по 1-му представителю от каждого из 6-ти разрядов). Эти органы издавали постановления для жителей города, распоряжались городским имуществом, устанавливали размеры налогов и прочее.Две грамоты, подписанные Екатериной II в 1785 году, завершили устройство областного управления. Теперь дворяне могли созывать собрания, участвовать в политической жизни губернии и выносить свои законопроекты на рассмотрение губернатору. Таким образом, грамота дворянам закончила правовое закрепление этого сословия, позволила им реализовать свои управленческие способности и стать «движущие силой общества».Грамота городам определила статус городского населения как особого сословия. В связи с этим были созданы органы местного самоуправления, которые возглавили обеспеченные горожане (купцы и банкиры). Таким образом, императрица перенесла центр тяжести государственного управления в регионы (губернии).2.4 «Наказ» Екатерины и деятельность Уложенной комиссииКак известно, сам «просвещенный абсолютизм» предполагал равенство всех жителей страны, независимо от их сословия, перед единым законом. Так, в 1767 году была созвана Уложенная комиссия Екатерины II, целью которой было учреждение нового свода законов, защищающих интересы всех сословий граждан. Императрица полагала, что ее достаточно вольная для России идея найдет поддержку у представителей многих чинов и сословий, а, следовательно, укрепит ее положение на императорском троне. Итак, Уложенная комиссия представляла собой коллегиальный орган, созванный для систематизации законов, которые вступили в силу в далеком 1649 году. Всего за историю существования российской империи было созвано семь подобных комиссий. Самым крупномасштабным был созыв Уложенной комиссии Екатериной Второй, который отличался от предыдущего широкого представительства (теперь к избиранию в депутаты допускались горожане – по одному представителю от города, дворяне, крестьяне, инородцы). Комиссия была сформирована в 1767 году и в её состав вошли 564 депутата:· тридцать четыре иноверца;· пятьдесят четыре казака;· семьдесят девять крестьян;· двадцать восемь правительственных заседателя;· двести восемь горожан;· сто шестьдесят один представитель от дворянства.Каждому из депутатов необходимо было собрать наказ от собственной губернии, в которых её жители выказывали свои проблемы. Однако, положение в государстве было настолько плачевным, что были депутаты, привезшие не один, а сразу несколько наказов. Депутатам Уложенной комиссии была предоставлена масса привилегий. Так, они получили дополнительное жалование, не могли быть подвергнуты телесным наказаниям, пыткам и смертной казни, их имения не могли быть конфискованы ни при каких обстоятельствах (кроме как за долги). Нанесение оскорбления депутату каралось наложением серьезного штрафа. После открытия комиссия тридцать первого июня 1767 года заседателям следовало сесть за изучение наказов, вот только десять заседаний были полностью посвящены присвоению титула Екатерине Второй. И только после решения присвоения императрице титула «Великой» комиссия занялась делами.Уже с десятого июня 1768 года Уложенная комиссия начинает собираться всё реже и реже, а число заседаний сокращается до двух раз в неделю.Наблюдая полное бездействие комиссии, Екатерина Вторая принимает решение о её роспуске восемнадцатого декабря 1768 года.Невозможность воплотить в жизнь идею комиссии стала для императрицы «тревожным звонком», который свидетельствовал о её бессилии в делах изменения внутренней политики страны.Императрица Екатерина II изложила все свои мысли, цели и сущность о «просвещенном абсолютизме» в аллегории с текстом «Наказа» (уложенная комиссия). Этот документ был ее совместным трудом с западными просветителями: Дидро, Вольтера, Руссо. После того, как его выслушали депутаты, они преподнесли ей титул «Мать Отечества».В духе «Наказа» проходило и его обсуждение. Еще в период работы над ним Екатерина показывала свое произведение сподвижникам и под влиянием их замечаний сожгла добрую половину написанного. Однако главное обсуждение этого документа намечалось на заседании специальной Уложенной Комиссии для кодификации законов.В состав «Наказа» входило двадцать глав, а со временем туда включили еще две. Главы в свою очередь делились на 655 статей, 294 которых были заимствованы из трактата «О духе законов» (1689 – 1755) Шарля де Монтескье. В десятой главе 104 из 108 статей Екатерина взяла из тракта «О преступлениях и наказаниях» (1764) Черазе Беккариа Бонезана. Однако, все же «Наказ» стал самостоятельным трудом Екатерины, который выражал в первую очередь «просвещенный абсолютизм» российской идеологии. «Наказ» гласил, что важнейшей целью власти является не то, «чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра». Также Императрица отмечала, что: «Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить». На этом основании она предписывала: «Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством толь великого государства». Вольность в понимании Екатерины означала «право все то делать, что законы позволяют». Свобода в ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием.Так, идеи Екатерины не во всем были схожи с Монтескье, который хотел установления ограниченной и конституционной монархии. Ближе для Екатерины были идеи тех просветителей, которые все- же предпочитали абсолютизм, с просвещенным монархом. Данные идеи поддерживал Вольтер. Гарантией от превращения такого монарха в деспота должны были послужить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Идея была заимствована опять-таки у Монтескье, но при этом - совершенно искажена. Французский философ представлял эти «последующие власти» относительно независимыми от престола, а у Екатерины они создаются и действуют исключительно по воле монарха. Значительно решительнее императрица высказывалась за реформу судопроизводства. Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина провозглашала: «Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать».Все рассуждения о свободе звучали довольно – таки странно в государстве, где большая часть населения являлась закрепощенной, иными словами, почти в рабстве. В 1762 году, после вступления на престол, Императрица Всероссийская Екатерина II, издала Манифест, в котором говорилось, что: «Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать». Указы 1765 и 1767 гг. еще больше усилили зависимость крепостных от их господ.Однако, Екатерина видела в крепостном праве «несносное и жестокое иго», «человеческому роду нестерпимое положение», чреватыми серьезными потрясениями для государства. Правда, и «генеральное освобождение» она считала несвоевременным и опасным, а для «приготовления умов» к освобождению императрица за тридцать четыре года своего царствования раздала генералам, сановникам и фаворитам около восьми ста тысяч казенных крестьян и мужского и женского пола, а также распространила крепостное право на Украине.Екатерина II хоть и считала, что все ее подданные должны были иметь равные права, но все же дворянскому сословию предоставлялись очень многие привилегии, которые только ухудшали положение крестьян. На этом фоне начали происходить восстания крестьян, которые длились в период с 1773 – 1775 года.После этих восстаний крестьян еще больше закрепостили. Теперь, помещики имели право без суда ссылать своих крестьян в Сибирь на каторгу, если считали, что крестьянин провинился. Также сам крестьянин не имел права жаловаться на своего помещика, так как это приравнивалось к преступлению.Глава III Историческое значение реформ государственного механизма в Екатерининскую эпохуРеформы Екатерины II имела большое значение для страны, так как ее следствием стало кардинальное изменение структуры управления. Дворяне получили власть на местах, начали проявлять заинтересованность в экономическом развитии своих уездов.Для всей страны были разработаны единые нормы административного-территориального деления и управления, что позволило укрепить центральную вертикаль власти, создать стройный управленческий аппарат.Впервые в России появился законодательный акт, определяющий деятельность суда и органов государственного управления. Историки оценивают это событие как логическое завершение реформы Петра I, запущенных им изменений.В результате подписания Екатериной II документа «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» был изменен принцип административно-территориального деления губерний. По новому закону губернии делились исходя из численности проживающего и способного к уплате налогов населения — податных душ. Кроме того, была выстроена иерархичная система учреждений, между которыми разделялись функции управления и суда.В результате преобразований общее число бюрократического аппарата существенно возросло, как и затраты на него. В сравнении с расходами на армию, на зарплаты чиновников выделялось в два раза больше. Рост численности бюрократов всех видов и рангов в совокупности с фаворитизмом, многочисленными военными расходами и отсталостью экономики привел к систематической нехватке денег в бюджете, которую не удалось ликвидировать до самой смерти Екатерины II.Первыми изменения во внутренней жизни ощутили на себе жители Тверской губернии. В 1872 году новый порядок дошел до Малороссии. Благодаря всем изменениям в судебной и административной части, положение в государстве улучшилось, а вертикаль власти укрепилась. В результате контроль со стороны столицы удаленных районов усилился. По сути, реформа продолжалась до конца правления императрицы. При этом созданная ею система функционировала вплоть до 1917 года.Императрице удалось создать четкую систему управления губернии, которая практически не изменилась до 1917 года. Впрочем, отрицательные эффекты от реформы также были. В первую очередь речь идет о резком росте уровня коррупции на местах. Очевидцы утверждали, что власть губернаторов была хуже царской. Были и отрицательные результаты реформы. Главное последствие — коррупция, которая расцвела на административном уровне. Многие утверждали, что власть губернаторов оказалась хуже царской.Если говорить о результатах губернской реформы Екатерины II кратко, то с её помощью был устранён беспорядок, который образовался после правления Петра Великого. Новая реформа смогла вывести государство в число мощных европейских держав.Екатерина II первая в Европе положила в основу реформы административно-территориального деления России буржуазный принцип, опередив государства Западной Европы, в которых уже прошли буржуазные революции. Данный принцип позволял, по мнению Екатерины II, в дальнейшем надеяться на создание более гибкого и эффективного механизма управления огромными территориями Российской империи и развития вновь образованных губерний.Итогом Губернской реформы 1775-1785 годов стало территорий на наместничества (губернии) и уезды по принципу численности налогооблагаемого населения (из 23 старых губерний к концу правления Екатерины II было выделено 51 новая). Часть судебных и административных должностей стали выборными, города — выделились в отдельную административную единицу.Итогом административных нововведений Городской реформы 1785 года стало введение выборных органов на уровне города — общегородской и шестигласной думы. Горожане (мещане) в результате издания Жалованной грамоты городам в 1785 году были разделены на 6 разрядов, для формирования местных органов управления — общегородской и шестигласной дум.ЗаключениеХоть Екатерина и не была из рода Романовых, она очень любила Россию, и считала, что делает все только для блага государства Российского.При Екатерине Российская империя прочно утвердила себя как великая и непобедимая держава. Императрица считала, что страна должна следовать собственным интересам, не подчиняясь влиянию других государств. Немецкая принцесса, ставшая российской императрицей, искренне считала, что русский народ являлся особенным народом на свете.Просвещенный абсолютизм придерживался позиции равенства людей, независимо от должности и сословия. Однако, система Екатерины II поставила дворян выше остальных. На дворянские земли был наложен запрет конфискации, имения могли передаваться по наследству, дворяне не подвергались телесным наказаниям.Система местного самоуправления способствовала зарождению взяточничества и бюрократии. Данная реформа была направлена на недопущение повторения крестьянской войны. Ряд реформ был направлен на реанимирование экономики Российской империи (запрет на монополию, снижение налогов, разрешение предпринимательства). Однако, феодальный строй очень сильно укоренился в России. Помещикам было выгоднее использовать крестьянский труд, чем оснащать свои хозяйства техникой, которая хоть и ускоряла процесс, но была более затратной. Екатерина Великая за время своего правления провела много реформ, но далеко не все из них положительно повлияли на состояние империи. Были дарованы права городам и дворянскому сословию, но вместе с тем положение крепостных крестьян стало еще хуже.За время своего правления Екатерина II фактически окончательно «закрепостила» крестьян, поставив их в положение рабов для дворянства. Самому же дворянству были предоставлены самые широкие привилегии в результате издания Жалованной грамоты дворянству в 1785 году.Период просвещенного абсолютизма Екатерины II не стал кардинальной реформаторской деятельностью. Однако, он имел большое значение для будущего и заложил фундамент для дальнейших изменений в государстве. Список использованной литературыАкишин М.О. Конституционные идеи эпохи просвещения и правовая доктрина Екатерины II / Статья // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина, 2021 г. – 9 – 18 с. 2) Былинин В.К., Одесский М.П. Екатерина II. Человек, государственный деятель, писатель // Статья // Среднерусский вестник общественных наук, 2020 г. 113 – 115. Воропанов В.А. История государственного управления в России в Х – ХIХ в. Курс лекций. // Проспект, 2019 г. – 224 с.;Воропанов В. А. Национально – религиозный вопрос в судебной политике Екатерины II // Статья // Российский фонд фундаментальных исследований № 04 – 06 – 96020, 2020 г. 72 – 80. Ссылка Елисеева О.И. Екатерина Великая. Жизнь замечательных людей. // Молодая гвардия. – 2018 г. – 640 с.Дурина Г.В. Русский социально – политический язык: «Наказ» Екатерина II / Статья // Вестник Московского университета, Управление (государство и общество), 2019 г. № 1, 3 – 11 с. Курукин И. Романовы. Жизнь замечательных людей. // Молодая гвардия, 2019 г. – 512 с.Моисеев В.В. История государственного управления в России. // Учебное пособие. Кнорус, 2018 г. – 438 с.Мясников А.Л. Романовы. От царства до империи. // Вече, 2017 г. – 512 с.Погорелый Д.Е., Фесенко В.Ю., Филиппов К.В. Новейший политологический словарь. // Феникс, 2018 г. – 318 с.Соловьев С.М. История России с древнейших времен. // Издательство АСТ, Москва, 2018 г.Суханова Т.В. Причины формирования абсолютизма в России XVI – XIX вв. / Статья // Проблемы науки, 2019 г. – 15 – 22 с.;Новикова И.А., Рогачевская М.А. Экономическая деятельность Екатерины II // Статья // Сибирская академия государственной службы, 2020 г. - 159 – 175. Стародубцев М.П. Истоки формирования просветительских и педагогических взглядов Екатерины II // Статья // Санкт – Петербургский университет МВД России, 2021 г. – 6 с. Орлов А.С. История России. Учебник. // Проспект, 2019 г. – 528 с.;Чашников М.А. Реформы Екатерины II в области государственного управления / Статья // Вестник науки, 2021 г. – 17 – 22 с.;Чашников М.А. Система местного управления в период «просвещенного абсолютизма» в России / Статья // Вестник науки, 2021 г. – 28 – 35 с.;
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!