это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3926901
Ознакомительный фрагмент работы:
ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ 3ГЛАВА 1. СОВЕТСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ 6ГЛАВА 2. ХРОНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД С 1953 ПО 1969 ГГ. 142.1 Отношения между СССР и Китаем в период с 1953-1957 142.2 Раскол отношений между СССР и Китаем в период с 1958-1966202.3 Разрыв отношений и вооруженный конфликт26ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ33ВВЕДЕНИЕАктуальность темы курсовой работы. Взаимоотношения между современной Россией и Китаем имеет длительную историю развитию, на разных этапах которой оба государства претерпевали значительные изменения в политической, социальной и экономической сфере. Чаще всего данные отношения имели положительный и дружелюбный характер, однако в отдельные периоды истории, например в 1960-х гг. СССР и Китай столкнулись с существенными разногласиями, что внесло негативные тенденции в их взаимоотношениях. Советский Союз в значительной мере оказал положительное влияние на развитие Китая, так в период с 1948 по 1957 году при содействии Советского союза, в Китае было построено более 250 крупных промышленных предприятий, которые на то время были оснащены одним из новейших оборудований в мире. В данный период, СССР дал мощнейший толчок для развития в Китае целых отраслей промышленности, таких как авиационная, химическая, энергетическая и др. [3]В тот период в Китае, трудилось и оказывало существенный вклад в развитие страны тысячи советских инженеров, технологов, и ученных. В свою очередь и в СССР в рамках программы взаимодействия проходили обучение большое количество китайских студентов, по разным подсчетам в период с 1948 по 1957 в Союзе проходили переподготовку более 11 тысяч китайских специалистов. Кроме этого, Советский Союз передавал Китаю всю разработанную научную и проектную документацию, фактически осуществляя наставничество над молодым государством. Однако помимо широкого спектра взаимодействия между двумя государствами в промышленной сфере, в данный период было развернуто широкое сотрудничество между ними в области социально-культурной жизни. Так, в 1957 году было создано специальное общество советско-китайской дружбы, которое осуществляло планомерное сотрудничество в социальной и культурной сферы общественных отношений. Наверняка можно сказать, что в период становления Китая как независимого государства, СССР, являясь его ключевым международным партнером, сыграло определяющую роль в укреплении международного статуса союзника и существенно повлияло на развитие в Китае полноценного комплекса военно-промышленной мощи. С учетом огромного вклада СССР в экономическое и социальное развитие Китая, особенно интересным представляется изучение периода раскола сежу двумя дружескими государствами в начале 1960-х годов. Кончено единственную правильную причину данного раскола назвать невозможно, однако основные негативные тенденции в советско-китайских взаимоотношениях можно соотнести с резкими идеологическими изменениями, которые наступили в СССР после смерти его идейного вдохновителя И. Сталина. Такие нововведения как критика культа личности вождя, попытки демократизации страны, происходящие под давлением европейских стран не нашло свое понимание в Китае, который по-прежнему тяготел к стандартной политике полного тоталитаризма. Соответственно, непринятие Китаем нового политического курса СССР внесло существенное напряжение в отношении двух стран. Актуальность темы курсовой работы заключается также в том, что в сегодняшних условиях полного изменения геополитического положения в мире, современный тандем России и Китая обеспечивает не только возможность их экономического развития, но и позволяет дать отпор тем мерам, которые предпринимают недружественные страны по отношению к ним. Таким образом, взаимоотношения между этим государствами имеет не сколько внутреннее, сколько международное значение. Объектом исследования в курсовой работе является – взаимоотношения между СССР и Китаем.Предметом – исторические аспекты взаимодействия СССР и Китая в период с 1953 по 1969 г.Целью в курсовой работе является – теоретическое рассмотрение особенностей советско-китайских взаимоотношений в период с 1953 по 1969 года. На основании цели, в курсовой работе поставлены следующие задачи: Рассмотреть советско-китайские отношения в послевоенное время;Изучить отношения между СССР и Китаем в период с 1953-1957; Рассмотреть раскол отношений между СССР и Китаем в период с 1958-1966;Рассмотреть разрыв отношений и вооруженный конфликт между СССР и Китаем в период с 1966-1968 г.Теоретической базой курсовой работы послужили научные труды таких историков как Е.П. Бажанова, А.Н. Бородавкина, А.О. Виноградова, П.А. Калашникова, М.Л. Титаренко и других.Структурой курсовой работы предусмотрено введение, две главы, заключение и список использованных источников. ГЛАВА 1. СОВЕТСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯКитайская Народная республика была образована и провозглашена 1 октября 1949 года на основании решения пленарного заседания главного на тот момент для КНР законодательного органа – Народного политического консультативного органа. Данный орган исходил от имени народа Китая и, по сути, являлось Учредительным собранием новообразованного государства. [1, С.15]По мнению многих историков, предпосылкой возникновения дружеских отношений между СССР и Китаем являлось попытка оккупации их территории, в СССР немецкими оккупантами, в Китае – японскими захватчиками. Все ужасы второй мировой войны сблизили этих два государства идеологически, и сформировали идею о необходимости тесного сотрудничества как гарантии противодействия западному миру. Поэтому, на наш взгляд началом советско-китайских отношений можно считать подписание на Ялтинской конференции секретного договора, на основании которого СССР гарантировало свою поддержку Китаю против Японии, а также готовность вступить в войну с Японией на стороне Китая. Основные условия данного договора изображены на рис. 1.1.Рис. 1.1. Условия договора между СССР и Китаем 1945 г.По сути, в широком смысле, правительство Советского Союза в данном соглашении выражало полную готовность заключить с китайскими властями соглашение и дружбе и поддержке, в том числе силой собственных вооруженных сил. Для демонстрации дружеского характера потенциального, взаимодействия, народный комиссар СССР передела китайским властям информацию, о разрыве в одностороннем порядке ранее принятого соглашения с Японией о нейтралитете. Однако, стоящее у власти на тот момент правительство Китая не удовлетворила данная новость, так как оно с существенной опаской относилась в советскому государству, которое достигало все больших побед в западном направлении. Правительство Китая опасалось, что при подписании договора о венной помощи, СССР будет вести полноценные военные действия на оккупированных территориях Китая, что может привести к еще большей популярности советского правительства среди китайского населения. По воспоминаниям очевидцев, основной особенностью советско-китайских взаимоотношений той эпохи, можно назвать напряженное беспокойство Китая о растущем влиянии Советского Союза. С их слов, среди представителей основной политической партии Гоминдан была широко распространена жесточайшая истерия и русофобия, которая была основана на страхе перед СССР, которая могла вступить в войну для завоевания территорий на Ближнем Востоке [8, С.77]. Официальная власть активно распространяло недействительную информацию о планах СССР захватить отдельные территории Китая после капитуляции Японии, такие как Манчжурия и Синьцзянь. Данная информация распространялась в средствах массовой информации, и несла в себе основный посыл убедить китайцев в имперских амбициях Советского Союза. По нашему мнению, китайская истерия того времени не имела ничего общего с действительным, так как если бы тогдашнее китайское правительство направляло бы свои действия едины фронтом с СССР, если бы при его помощи, оно бы осуществляло эффективное военное присутствие на оккупированных территориях, и самое главное, если бы оно поддерживало помощь Советского Союза в борьбе с Японией, его популярность среди населения Китая была бы максимальной. Однако, несмотря на полное отсутствие провокаций со стороны советской власти, Гоминдан принимает иное решение, и введет двойную политику в отношение с СССР. С одной стороны, выступая основным провокатором вступления СССР в войну с Японией, с другой стороны испытывая безудержный страх, что данные действия нанесут непосредственный удар по репутации самой политической партии Китая [10, С.152]. Такие противоречия наглядно показывают, что гоминдановские лидеры не были настроены на сближение с Советским союзом и по факту являлись его непримиримыми врагами. По сути китайской правительство того времени активно применяло средства политического манипулирования сознанием китайского общества, где политические манипуляции фактически носили характер пропаганды и агитации, однако данные формы воздействия по большей части отражали истинные потребности китайского правительства и были абсолютно противоположны потребностям китайского общества. Данные средства политических манипуляций были основаны на создании и внедрения в сознание больших групп людей социальных мифов, содержащих в себе социально опасную идею, которая выдвигается субъектами манипулирования для достижения собственных интересов и которая принимается большинством людей на веру, не подвергаясь логическому осмыслению. Данные политические мифы строились по точному спланированному плану с учетом психологических особенностей людей, подвергаемых внешнему воздействию и основными целями и задачами субъектов манипулирования.При этом, несмотря на попытки гоминдановского правительства внушить населению опасность тесного сотрудничества с СССР, его победа над фашистской Германией, и как следствие абсолютный рост его международного авторитета, как государства имеющего значительные военные ресурсы, ставило китайскую власть в сложное положение, где они были вынуждены изменить, или хотя продемонстрировать изменение своей позиции по отношению к Советскому союзу. Кроме внешнего политического давлению по признанию СССР дружеским государства, в Китае активизировались внутренние противоречия. Иные представители власти Китая, такие как Китайская коммунистическая партия, демократическая партия, и другие существующие институты государственной власти требовали от гоминдановского правительства проведения ряда политических реформ, а также выбора курса сближения с советским правительством. Наиболее важным событием в становлении советско-китайских взаимоотношений являлось VII съезд китайской коммунистической партии, который состоялся в апреле 1945 года [11, С.89].В ходе проведения межпарламентного совещания, китайский революционер Мао Цзэдун прямо обвинил действующую власть в разжигании русофобии в китайском обществе, в лживой модели поведения к СССР, которая выражается в двухзначной позиции: с одной стороны правящая партия вроде как сохраняла дипломатические отношения с Советским союзом, с другой стоны занимало явно враждебную позиция по отношении к нему. Донеся до присутствующих на съезде информацию, о том, что именно СССР являлось первым государством, признавшим самостоятельность Китая, с которым заключило ряд договоров, направленных на равноправное сотрудничество, дружеской страной, которая оказывала существенную поддержку в первой революционной гражданской войне и в конечном итоге первым государством, которое предложила руку помощи при борьбе с японскими захватчиками, китайский революционер от лица всего китайского общества потребовал от действующего правительства принятия мер, направленных на улучшение советско-китайских отношений. По сути, анализируя результаты VII съезда можно сделать вывод, что именно на нем прозвучали первые призывы к свержению диктатуры китайской власти и иных политических элит, к борьбе за новые народные идеи, а также за установления долгосрочных дружественных отношений с Советским союзом. В таких условиях действующему правительству становилось все сложнее уклоняться от взаимодействия с СССР, и вести в отношении него двухстороннюю политику. Кроме того, понимая, что после победы над гитлеровскими оккупантами, Советский союз неизбежно вступит в войну с Японией, как неоспоримого союзника Германии, тем самым обеспечив свое присутствие в восточных направлениях. Все вышеперечисленные факторы в конечном итоге подталкивали действующее правительство Китая к попытке стабилизации взаимоотношений с СССР. При этом, страх перед потерей власти над китайской республикой, все же пересиливал здравые призывы широких масс китайского народа, в связи с чем гоминдановское правительство неохотно шло на такое сотрудничество. Это подтверждается тем фактом, что решение съезда улучшить сотрудничество с СССР, было блокировано главами гоминдановского правительства. Отметим, что такое решение было принято на фоне требований со стороны оппозиционных властей Китая, набиравших все большее народное влияние, о заключении с Советским союзом соглашения о дружбе, взаимопомощи, построения равных международных отношений и укрепления советско-китайских границ. Первые переговоры между Советским Союзом и Китаем проходили 30 июня 1945 года, однако в виду проведения Потсдамской конференции, данные переговоры в дальнейшем были перенесены на более поздний период, в связи, с чем только 14 августа 1945 года было подписано основное соглашение и дружбе и союзе между Китаем и СССР. Кроме основного соглашения, в этот же момент были подписаны ряд дополнительных соглашений, которые регламентировали порядок взаимодействия обоих государств [14, С.45]. Необходимо отметить, что, несмотря на довольно широкий спектр положений основного соглашения о дружбе и союзе, его основной целью было укрепление дружественных отношений меду Китаем и СССР, их всестороннее сотрудничество в военно-технической области, которое в первую очередь будет направлено на предотвращение возможной японской агрессии. Кроме того, что данный договор гарантировал взаимную борьбу Китая и СССР против японских агрессоров, он также обуславливал обязанность обоих государств не вступать ни в какие переговоры с японским правительством без согласия друг друга, заключать с ним соглашения о перемирии. Это касалось как действующего японского правительства, так и любого другого органа власти Японии, которые бы проявляли любого рода агрессивные намерения. Также договор закреплял обязательства СССР и Китая не вступать в какие-либо иные союзы, деятельность которых была бы направлена на нанесение вреда какой либо из сторон. Также стороны договаривались о проведении планомерной и систематической работы по восстановлению территорий после окончания войны, равном уважении и признании территориальных границ, суверенитете и принципами невмешательства во внутренние дела государства. Кром того, отдельным положением заключенного договора являлись пункты, предусматривающие взаимное оказание экономической и иной помощи, которая была направлена на скорейшее восстановление двух стран в послевоенный период [13, С.89]. Действие договора подразумевала временной интервал в 30 лет, и подлежал ратификации незамедлительно. При том, в случае если ни одна из сторон не высказывает за год до окончания действия договора о желании выйти из соглашения, положения договора продлевается автоматически при условии, что стороны могут прекратить его действие в любой момент, поставив в известность другую сторону не позднее, чем за год до принятия такого решения. Отдельным соглашением регламентировалась работа вновь созданной Китайской Чанчуньской железной дороге, которая вбирала в себя собственность бывшей КВЖД и ЮМЖД и согласно положениям договора переходили в совместную собственность СССР и Китая. Работа вновь образуемой железной дороги должна была осуществлять под эгидой китайского правительства, и функционировать в качестве стандартного коммерческого транспортного предприятия, вся ответственность за функционирование которой возлагалось на китайскую сторону. Для осуществления полного контроля за дорогой и охраны общественного порядка в переделах ее нахождения, китайское правительство обязалось создать новую структуру власти – транспортную полицию. В случае проведения военных действий с Японией, железная дорога могла использовать для перевозки советских войск и оружия, при этом Китай обеспечивал право на перевозку советского имущества в запечатанных вагонах без специального досмотра. Данное имущество не должно было облагаться какими-либо налогами по пути следования, при этом его досмотр все же мог проводиться, однако только по прибытию до места назначения. Данное соглашение также как и предыдущее было заключено на период 30 лет, при этом положения соглашения определяли, что по пришествию данного срока, КЧЖД переходила в полную собственность Китая [12, С.6]. Следующее соглашение, которое было заключено 14 августа 1945 года, в рамках двухсторонних переговоров является соглашение о Порт-Артуре, которое предусмотрело преобразование данного порта в военно-морскую базу. Примечательным стало то обстоятельство, что в данном порту могли находиться только военные корабли субъектов заключенного соглашения. Председателем комиссии назначался представитель СССР, его заместителем – представитель Китая. Военное сопровождение и охрана базы возлагалась на советскую сторону, что давало дополнительные права Советскому союзу вооружать там все необходимые для обороны военные сооружения. По аналогии с предыдущим договором, срок действия данного соглашения был 30 лет, по истечению которого военно-морская база Порт-Артур переходила в полную собственность Китая. Все вышеперечисленные соглашения, включая соглашение о дружбе и союзе, были ратифицированы 24 августа 1945 года правительствами обеих стран. Таким образом, в ходе написания данной главы, можно сделать следующие выводы: заключение договоров о сотрудничестве в наиболее важных сферах жизнедеятельности СССР и Китая оказало огромное значение на общие международные процессы, создав предпосылки для их долговременного сотрудничества. Еще одной важной особенностью заключенных соглашения, являлось то обстоятельство, что они, по сути, создавали прочную гарантию мира и безопасности на Дальнем Востоке.Для СССР значение договора заключалось, прежде всего, в безопасности своих границ на восточном направлении, где под влиянием внешних враждебных сил постоянно вспыхивали различные угрозы. Для Китая же договора служили гарантом их независимости и суверенности, обеспечивая не только военную помощь со стороны Советского союза в борьбе с японскими захватчиками, но и обеспечивал экономическую поддержку республики в период ее становления как независимого государства. Советско-китайский договор гарантировал конкретные и эффективные формы дружбы и союза между двумя народами [1, С.19].Заключение этого договора можно считать основополагающим в становлении дружеских отношений между Китаем и Советским союзом. На основании него были достигнуты и иные соглашения, которые открыли новую веху во взаимных отношениях обеих стран. При этом наверняка можно сказать, что СССР стремился максимально помочь народному Китаю, в частности предоставил ему заем, передал управление над КЧЖД, вывел войска из порта Люйшунькоу. Учитывая необходимость становления молодой республики, как важнейшего геополитического и идеологического партнера, это было целесообразным. ГЛАВА 2. ХРОНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД С 1953 ПО 1969 ГГ.2.1 Отношения между СССР и Китаем в период с 1953-1957После смерти И. Сталина, в СССР происходят значительные изменения во внешней политике. Советское правительство делает все больший упор на мирное существования и развитие прочных дипломатических связей с другими странами, по сути, переходя от «холодной войны» к мирному урегулированию международных процессов. Такие изменения не могли не коснуться и советско-китайского взаимодействия. Как уже было упомянуто ранее гоминдановское правительство, несмотря на подписание в 1945 году данных соглашений, по-прежнему сопротивлялось советскому влиянию на внутренние процессы китайской республики. Такая позиция в конечном итоге привела к потере власти Гоминьдан и перехода ее в руки коммунистической партии Китая. Потеря власти Гоминьдана имеет несколько факторов. Первым фактором стала потеря доверия крупных землевладельцев и промышленников, что привело к тому, что гоминдановским режимом потерял огромного количества вложений в свою армию. Во-вторых, гражданская война все больше набирала обороты, включая в свои ряды все большее количество китайцев, которые противились действующему правительству. В-третьих, стремительно набирающая обороты армия коммунистической партию Китая, которая переходила в контрнаступление, нанося гоминдановское армии все большие потери. Последним, одним из самых существенных факторов, которое оказало влияние на свержение гоминдановского режима, являлось быстро растущая инфляция 1947-1948 годов. Так в этот период инфляции в Китае выросла в 30 раз, что было спровоцировано неадекватным распределением внутренних средств, постоянным увеличением денежной массы, которая не поддерживала экономику страны, а только ее разрушала. В ходе всех этих факторов, гоминдановский режим был свергнут, и в Китае к власти приходит лидер коммунистической партии Китая Мао Цзэдун [11, С.5]. В 50-е годы между СССР и Китаем хоть и по-прежнему существуют доброжелательные и добрососедские отношения, все же наступают некоторые нотки недопонимания. СССР, как и прежде, являясь самым крупным по территории оплотом социализма, оказывал поддержку представителям коммунизма и социализма во всему миру, помогая им в борьбе за власть с иными структурами, тяготеющим к капитализму. Китай же для Советского союза был неким символом, своеобразным младшим идеологическим братом, который преследовал те же цели и жил тем же духом строительства коммунизма. Так, что приходом в Китае к правлению Мао Цзэдун, первым, что сделал оппозиционный политик, был визит в Москву. В 1950 году в ходе визита, состоялось официальное подписание упомянутых в первой главе соглашений и фактическое снятия с них грифа секретности. Как уже было упомянуто ранее, в соответствии с заключенными соглашениями, СССР обязалось оказывать поддержку Китаю во многих областях, включая военную, экономическую, научно-техническую и иные виды помощи. Так, в период Корейской войны 1950-1953 голос, Советский союз оказывал существенную помощь Китаю, он обучал китайских военных в советских высших военных учреждениях, а также выделял большое количество советских офицеров для оказания методический и военной помощи в корейском конфликте. Таким обозом, на начало 1953 года можно с уверенностью сказать, что взаимоотношения межу двумя странами были взаимовыгодными и братскими. Китай нуждался в той помощи, которую СССР оказывал молодой республике, СССР же было выгодно иметь в Азии сильного союзника с большим военным потенциалом. Для западных оппонентов такая тесная коммунистическая дружба была крайне невыгодной, так как в условиях разворачивающейся холодной войны, представляла для них существенную угрозу. Однако, несмотря на видимое благополучие во взаимоотношениях Китая и СССР, в этот период проявляются первые негативные тенденции, которые впоследствии приведут к расколу между двумя братскими странами. Одной из главных причин таких тенденций, было чрезмерное навязывание Китаю советской модели политического управления, что не могло в полной мере устраивало амбициозного и сильного политического лидера Мао Цзэдуна. Еще одним аспектом недопонимания моет служить само определение братских отношений, если на русском языке они означают равнозначные отношения, которые основаны на взаимном уважении и равенстве, то в китайском языке, нет понятия братских отношений, есть два отельных слова: «старший брат» и «младший брат». Поэтому в случае с Китаем, СССР всегда выступал старшим братом, а Китай как более уязвимый младший брат вынужден был быть полностью зависимым от Советского союза. И если такое положение вещей, Мао Цзэдуна могло устраивать при правлении И. Сталина, так как он понимал, что нет смысла бороться с советским вождем, то с приходом к власти Н. Хрущева, имперские амбиции Мао Цзэдуна, наконец, могли быть удовлетворенными. Китайский правитель быстро понимает, что теперь он может стать вождем сильной и большой страной, которая может претендовать на самостоятельное существование и определение внешней политики. По мнению передовых историков, именно данный период стал ключевым в постепенном охлаждении отношений между СССР и Китаем [12, С.8]. Не последнюю роль в ухудшении отношений между странами сыграла и поведение Н. Хрущева по отношению к Китаю, и изменение его политического курса. Так, в своем докладе на заседании съезда КПСС в 1956 году, Н. Хрущев прочитал доклад, в ходе которого разоблачил культ личности И. Сталина, назвав его недопустимым. Соответственно такой удар по культу личности вождя могло непосредственно повлиять на Мао Цзэдуне, культ личности которого активно развивался в Китае. Кроме этого, Н. Хрущев высказывал недовольство деятельностью китайское коммунистической партией, так как, по его мнению, в их действиях не хватало научной составляющей теории ленинизма, а по большей части их выступления представляли из себя сбивчивые лозунги, которые не отвечали в полной мере действующей системе коммунистических принципов. Соответственно, после подобного заявления Мао Цзэдунь не мог не отреагировать и в 1960 году в китайских средствах массовой информации выходит статья под названием: «Да здравствует ленинизм!», в которой авторы статьи прямо критикует действия правящей партии Советского союза и его внешнеполитический курс. В ответ на критику китайский властей, СССР отзывает из Китая трудящихся там советских специалистов, а Китай в свою очередь принимает решение пересмотреть действующие границы между двумя государствами. С 1957 г. в отношениях СССР и КНР стало заметно охлаждение. Обострились идейные и теоретические разногласия между руководителями обеих стран, противоречия во взглядах на пути строительства социализма. Китайское руководство стремилось форсировать индустриализацию КНР, рассчитывая на продолжение массированной экономической помощи со стороны СССР. Советская сторона не считала возможным помогать Китаю и расценивала линию на ускорение индустриализации КНР как ошибочную. Вопреки мнению Москвы в 1958 г. в Китае был принят курс на осуществление «большого скачка» в экономическом развитии. Не оглашая своих разногласий с Китаем, советское руководство стало более критически относиться ко многим аспектам внутренней и внешней политики КНР, рассматривая некоторые ее конкретные проявления как авантюристичные и опасные для интересов СССР [13, С.89].Также в усложнении отношений между странами сыграл вопрос Тайваня. Противоречия состояли в том, Китай считал Тайвань своей территорией и прикладывало максимальные силы, к тому, чтобы остров стал полноценной частью КНР. Сбежавшее на Тайвань гоминдановское правительство продолжало считать себя единственными легитимными правителями Китая, и международное сообщество всячески поддерживало его, так как они не признали действующий китайский режим. В 1954 году между правительством США и Тайванем был заключен договор, в соответствии с которым Америка обязывалась оказывать военную помощь по защите острова. С целью снижения напряженности, Советский союз пытался сдерживать Китай и не препятствовал развитию китайско-американских отношений. При этом ключевым в развитии Китая как сверхдержавы стало заключение в 1957 году соглашение о передаче Советским союзом Китаю на вооружение технологию производства ядерного оружия. Данное соглашение ускорило развитие КНР в качестве ядерного мирового игрока, что спровоцировало еще большую поддержку со стороны американского правительства острова Тайвань и Японии, а также развития ядерных технологий на европецских территориях. Отметим, что, несмотря на то, что прошло уже более 60 лет, территориальные разногласия Китая и США в отношении острова Тайвань по-прежнему имеют место быть. Кроме того, современному Китаю не выгодно держать возле себя соседа, который единственный в мире производит детали для изучения искусственного интеллекта, ядерные технологии и возможности применения космических ископаемых на своей территории. При этом, рассматривая вопрос о принадлежности острова, Тайвань к Китаю, необходимо отметить, что при начале проведения современной Россией специальной операции на Донбассе, Китай снова обратил свое внимание в адрес острова. По информации, имеющейся в СМИ, Китай готовит вторжение на остров, вступая в прямую конфронтацию с США. Современный Китай и Россия вновь стоят у основ главных международных геополитических игроков, которые могут оказать сопротивлению растущему давлению США и подконтрольной ей Европейскому союзу. Таким образом, при написании данного параграфа, можно сделать следующие выводы: несмотря на то, что в начале 50-х годов Советский союз оказывал абсолютное влияние на все процессы в Китае, оказывая ему всестороннюю политическую и экономическую помощь, по сути предоставляя возможность молодому государству окрепнуть в промышленном, научном и военном плане, во второй половине 50-годов, данные отношения стали стремительно ухудшаться. С этого периода началась длительная и болезненная череда постоянных недовольств и разногласий между ранее братскими странами, обе стороны обвиняли друг друга в неправильном внешнеполитическом курсе, в имеющихся послаблениях со стороны Советского союза к европейским лидерам и ее мирную направленность в отношении недружественных стран. Таким образом, к концу 50-х годов 20 столетия можно сказать о том, что взаимоотношения между Китаем и СССР находились на грани раскола. 2.2 Раскол отношений между СССР и Китаем в период с 1958-1966Как уже было определено в параграфе 2.1, к концу 1950-х годов взаимоотношения Китая и Советского союза становились все хуже. Стороны активно обменивались взаимными упреками в адрес друг друга, используя в этом как средства массовой информации, так и официальные дипломатические каналы. Китай критиковал СССР за изменение внешнеполитического курса страны, потаканию интересам американского и европейских правительств. В свою очередь СССР не понимал агрессивную внешнеполитическую деятельность Китая, и высказывал недовольство действиями китайского руководства, которое, по мнению советской, власти спровоцировали Тайваньский конфликт и чуть позднее китайско-индийский пограничный конфликт. В 1960 году СССР отозвало из Китая находящихся там советских специалистов, а также расторгнуто множество торговых договоренностей между двумя странами. На наш взгляд именно эти действия спровоцировали начало полномасштабного раскола между ранее братскими государствами. Наверняка можно сказать, что далее, вплоть до 1969 года, взаимоотношения между странами только усугублялись. Ситуацию портило принципиальная позиция советского и китайского правительства, их неспособность вести диалог в условиях кризиса. В конечном итоге, ситуация дошла до своей критической точки – начала военных столкновений, что кажется абсолютно нелогичным с учетом огромного вклада СССР в китайскую военную индустрию, а также наличия множества соглашений, на основании которого, оба государства имеют значительные военные ресурсы на территории Китая [9, С.18]. Однако после 1969 года страны все же смогли постепенно перейти к решению имеющихся конфликтов, однако вплоть до начала 90-х годов, все же обменивались взаимными упреками, и даже в некоторой степени готовились к полномасштабной войне. В 1962 году, большое количество населения, проживающего на территории Синцзяна, эмигрировали в СССР, что вызвало бурное негодование китайского правительства и агрессивные выпады в его сторону. Данные выпады были также подкреплены претензиями к советской власти в отношении его поведения в ходе Карибского кризиса. Сначала китайские власти обвинили советское управление в глупости и легкомыслии, после в попытке подчинится интересам противников в ущерб собственным. СССР же обвинял Китай в попытке ввязать СССР в новую войну так еще и применением ядерных технологий. В 60-х годах прошлого столетия, Китай активно разрушает имеющиеся культурные связи с советским государством. Такое положение вещей по большей части были вызваны политическими разногласиями двух стран. В эпоху культурной революции антисоветские настроения стали принимать массовый характер, при этом стоит отметить, что у Китая к концу 60-х годов, в связи с радикализацией его идеологической политики, испортились отношения со многими странами мира, хотя главный удар наносился по СССР. На фоне этого с начала 60-х годов в Китае на официальном уровне все чаще стали заявлять об «историческом реестре» притязаний на территории, которые, по мнению Китая, были утрачены вследствие неравноправных договоров с царской Россией (Айгунский договор 1958 г., Пекинский договор 1860г.), и которые СССР должен вернуть [10, С.12]. В 1963 г. по посольским каналам в Москву было доставлено письмо китайского руководства, в котором указывались 25 пунктов несогласий с позицией советского правительства, фактически подвергавшие резкой критике весь государственный и общественный строй СССР. Кроме этого руководство КПСС обвинялось в отходе от принципов марксизма-ленинизма и мировой революции в целом.Вскоре китайское руководство предъявило Советскому Союзу значительные территориальные претензии, касающиеся Дальнего Востока, части Восточной Сибири, а также отдельных областей Таджикистана, Киргизии и Казахстана. Мао Цзэдун требовал ревизии российско-китайских договоров XIX в. Пекин выдвинул тезис о том, что царская Россия захватила более 1,5 млн. кв. км «исконно китайских земель».В это же время стали наблюдаться частые незаконные пересечения китайскими гражданами советско-китайской границы. СССР в данной ситуации пошел уступки. Так, только в период 1962 года на советско-китайской границе произошло более 5000 различных нарушений. Особенностью советско-китайских отношений того периода, является еще и то обстоятельство, что по сравнению с мирной позицией СССР, Китай отстаивал явно нереалистичные планы построения коммунизма во всем мире, и вместо налаживания дипломатичных международных связей, предпочитал конфронтацию. Наверняка можно сказать, что Китай в тот период претендовал на роль мирового господства, и искренне не понимал, почему Советский союз, который имел огромное вооружение и армию не поддерживал его в данных амбициях. СССР же наоборот искренне пытался нормализовать отношения с Китаем, но понимал, что имперские амбиции бывшего дружеского государства не будет способствовать нормализации отношений. Стремление к улучшению отношений проявлялись и в официальных кругах, где в качестве основного виновника осложнения советско-китайских отношений выставляли Н. Хрущева. Многие политики советского периода прямо говорили, о том, что данный конфликт имеет исключительно личностный характер, и призывали советского руководителя пойти на уступки и восстановить добрососедские отношения с Китаем. Существует предположение, что одной из причин свержения с власти Н. Хрущева являлся именно конфликт с Китаем, а занявший его место Л. Брежнев обещал этот конфликт разрешить [12, С.6]. Однако напряженные отношения между СССР и Китаем нельзя связать только с позицией советского руководителя, скорее можно сказать, что основной причиной охлаждения отношений являются идеологические разногласия в вопросах теории марксизма, а также расхождения в вопросах строительства государственного строя страны. При этом необходимо отметить, что данные разногласия существовали в течение всего периода советско-китайских отношений, однако первоначальный договор о дружбе и сотрудничестве нивелировал все имеющие разногласия, однако не ликвидировал их полностью. Да и Китай теперь находился в более выгодном экономическом и политическом положении, чем в начале советско-китайских отношений. Мнения Китая и СССР, прежде всего теперь не совпадали в стратегически важных вопросах, вопросах мира и войны. Если Советский союз активно продвигал идею мира во всем мире, то Китай придерживался идеи мирового господства коммунизма и считал неизбежным начало новой войны, которая стала бы войной между двумя политическими системами. Данная позиция Китая сохранялось вплоть до окончания культурной революции.Взгляды политиков также не совпадали и в отношении Албании, государством с которым у СССР в начале 1960-х годов обострились отношения, вследствие чего немного позднее они были полностью разорваны. При этом, практически сразу после разрыва Москвой дипломатических отношений с Албанией, Китай в противовес заключил соглашение с этим государством, которое предусматривала меры финансовой поддержки и иные экономические меры поддержки. Кроме того, Китай поддерживал экономически и такие страны как Румыния, КНДР, некоторые страны Латинской Америки. В основном Китай предпочитал взаимодействовать не с официальным правительством определенных стран, а с революционерами, которые силовыми методами пытались захватить власть. Полярно разные взгляды между советским и китайским правительствами возникли также и при оценке Карибского кризиса. Китай открыто раскритиковал позицию Советского союза о размещение на Кубе ракет, а после их отвода озвучил, что советское правительство своим поступком полостью убило уважение к себе. Окончательно, статус врага Советский союз получил в середине 60- гг., когда в китайской пропаганде уже открыто, говорили об угрозе с севера. Когда в 1964 г. в КНР прошло первое испытание атомного оружия, было официально заявлено, что это сделано «во имя защиты суверенитета, против угроз США т великодержавности СССР». Разрыв отношений между двумя партиями произошел в марте 1966 г. В официальном письме от 22 марта 1966 г. ЦК КПК заявил о своем отказе направить делегацию на ХХШ съезд КПСС, тем самым фактически объявив о том, что встает в открытую оппозицию КПСС.Необходимо отметить, что обвинения советского руководителя в адрес китайского правительства в развязывании войны тоже нельзя считать полностью справедливым, так как китайский лидер неоднократно говорил о том, что ядерное оружие является самым страшным изобретением человечества и не должно применяться с целью достижения мирового господства [9, С.18]. Анализ литературы о советско-китайских отношения изучаемого периода позволяет сделать вывод, что несмотря на значительные разногласия между двумя странами, Н. Хрущев все же не имел намерения нарушать суверенитет Китая и проводить военные действия в его адрес, кроме того в Китае по-прежнему располагался военно-морской флот и СССР и между двумя странами по-прежнему осуществлялись торговые и иные экономические отношения. Однако, несмотря на это, импульсивные поступки советского лидера наталкивали китайскую сторону на мысли о возможной агрессии Советского союза в отношении Китая. Кроме того, на осложнение отношений сказалось личная неприязнь руководителей СССР и Китая, их непонимание и непринятие друг друга. Необходимо отметить, что если в начале сотрудничества между Советским союзом и Китаем были достаточно тесные политические контакты, то к 1960-х годах под влиянием множества различных факторов, в том числе внутренней политики, такие контакты были практически разорваны. В политических кругах был сделан вывод, что международные отношения, в том числе отношения с СССР не могут строиться на основании симпатий или антипатий политиков, а должны, прежде всего, отражать истинные потребности государства и его национальные интересы. При этом культурная революция только усугубило ситуацию, так как именно в этот период стало очевиден факт невозможности дальнейшего тесного и дружеского отношения между двумя странами. Привело это все к тому, что политические разногласия фактически переросли в вооруженные столкновения на китайско-советской границе. 2.3 Разрыв отношений и вооруженный конфликтНачавшаяся в КНР в 1966 г. «культурная революция» привела к полной узурпации власти в стране Мао Цзэдуном. Курс на углубление культурной революции в стране сопровождался обострением отношений КНР практически со всеми странами-соседями, и в первую очередь с СССР. Отношения между двумя компартиями были разорваны. Произошло ряд неприятных инцидентов, в феврале 1967 г. советская сторона была вынуждена эвакуировать из Пекина семьи советских дипломатов.Кульминацией советско-китайской конфронтации стал пограничный вооруженный конфликт в марте 1969 г., на реке Уссури за остров Даманский, который продолжался в течение двух недель. В течение апреля-августа 1969 пограничные конфликты вспыхивали и на других участках границы. Крупномасштабные провокации могло перерасти в реальное военное столкновение двух государств. Силовой отпор явился главной причиной, заставившей руководство Китая согласиться на проведение дипломатических и пограничных консультаций [3].До Даманского советская сторона не считала, что между Советским Союзом и Китаем может быть война. Однако в 1963 г. Мао начал готовить жителей к борьбе против СССР. Была острейшая полемика на Политбюро, где Лю Шаоци, Чжу Дэ и ряд военных высказались за то, чтобы полемику вести в более аргументированном стиле, без ругательств, и сохранить межгосударственные связи. Мао Цзэдун резко осудил эти взгляды и призвал военных «превратить китайско-советскую границу в сплошную кровоточащую рану».После срыва попытки примирения, поводом чему послужили слова Малиновского в 1964 году, А.Н. Косыгин при поддержке Ю.В. Андропова пытался продолжить поиск путей для ослабления напряженности в советско-китайских отношениях. В 1965 г. Косыгин снова полетел в Китай. У него была встреча с Мао Цзэдуном и беседы с Чжоу Эньлаем. Мао Цзэдун умышленно устроил прием так, чтобы продемонстрировать отрицательное отношение к миссии и ее главе. До глубокой ночи делегация сидела в приемной. Наконец, Мао принял ее лежа в постели. Огромная кровать была обложена старыми китайскими книгами-свитками. Рядом сидело все Политбюро. Мао потребовал пересмотра политической линии Советского Союза. Попытка Косыгина к примирению была отвергнута Мао Цзэдуном. Он заявил: «Вы защищайте нас, а мы будем критиковать Вас до тех пор, пока камни не выступят из морских глубин» [1, С.15].Необходимо отметить, что вплоть до 1960 г. никаких споров между двумя соседними государствами по поводу границы не возникало. Советско-китайская граница образовалась исторически, она была определена целым рядом договоров и различных соглашений, подписанных полномочными представителями обеих стран. Но с середины 60-х гг. провокационная деятельность китайской стороны на советской границе значительно активизировалась. С конца марта 1965 г. участились попытки захватить отдельные участки советской территории. Китайские военнослужащие и гражданские лица стали демонстративно нарушать границу. Более того, нарушения границы приобретали все более вызывающий характер. Так, 11 апреля 1965 г. около двухсот китайцев под прикрытием военных вспахали участок советской территории. Встретив на своем пути заслон советских пограничников, китайские военнослужащие попытались его прорвать, допуская при этом насильственные и оскорбительные действия. Китайские власти искусственно накаляли обстановку, сосредоточив в приграничных с СССР районах воинские части и многочисленные подразделения так называемой «трудовой армии». Они развернули строительство крупных военизированных госхозов, по сути, представляющих собой воинские поселения. Активизировалось создание «кадровых отрядов» народного ополчения, которых привлекали к охране границы, а также использовали для поддержания «чрезвычайного положения» в прилегающих к границе населенных пунктах.Что касается позиции советского руководства, то оно неизменно придерживалось мнения, что никакой территориальной проблемы между двумя соседними странами нет, что советско-китайская граница имеет прочную договорную основу и какой бы то ни был пересмотр ее недопустим.Эскалация провокационной деятельности китайской стороны проявлялась в расширении масштабов нарушений советско-китайской границы. В 1967 г. их число, по сравнению с предыдущим годом, увеличилось более чем в 2 раза.Масштабность и частота пограничных столкновений наглядно свидетельствовали о стремлении пекинского руководства к развязыванию крупных конфликтов на границе. Об этом, в частности, откровенно заявил в феврале 1967 г. министр иностранных дел КНР Чжэнь: «Возможен разрыв отношений, возможна война». В марте того же года премьер Китая Чжоу Эньлай в одном из своих публичных выступлений отметил, что кроме большой войны «существуют пограничные войны», что «пограничная война между Китаем и СССР начнется раньше, чем война с США». [4, С.88].Апогеем антисоветского курса Пекина явились крупномасштабные вооруженные провокации на советской границе в марте 1969 г., которые, по признанию Мао Цзэдуна, должны были на многие годы вызвать ненависть населения Китая к СССР.2 и 15 марта 1969 г. китайские военнослужащие нарушили советско-китайскую границу на реке Уссури - в районе острова Даманский. Здесь произошло вооруженное столкновение, в ходе которого китайским войскам пришлось уйти с территории границы.Советское правительство 2 марта направило правительству КНР ноту, в которой заявило решительный протест по поводу вооруженного вторжения в пределы советской территории и потребовало немедленного расследования и самого строгого наказания лиц, ответственных за организацию провокации. Советская сторона настаивала на принятии мер, которые исключали бы всякое нарушение советско-китайской границы, подчеркивая при этом, что в отношениях с китайским народом она руководствуется чувством дружбы и намерена дольше проводить эту линию.Однако китайская сторона оставила эти предложения без внимания, готовя новую вооруженную провокацию на границе, которая была осуществлена 15 марта 1969 г. В районе Даманского было развернуто мотострелковое соединение со всеми полагающимися ему средствами огневой поддержки, а также ряд других воинских частей. Более того, были предприняты меры по дезинформации противника. Когда китайцев вытеснили с острова, все подходы к нему с китайской стороны были заминированы, а прилегающий участок границы с советской стороны заблокирован частями Советской Армии.После этого конфликта Китай пожаловался на Советский Союз в ООН.Окончательно ситуацию вокруг Даманского разрешила встреча на высшем уровне председателей правительств СССР и КНР в сентябре 1969 г. в Пекине. Подписанное соглашение сохраняло статус-кво границы и исключало применение оружия при решении спорных вопросов.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, по результатам написания курсовой работы были сделаны следующие выводы: Предпосылкой возникновения дружеских отношений между СССР и Китаем являлось попытка оккупации их территории, в СССР немецкими оккупантами, в Китае – японскими захватчиками. Все ужасы второй мировой войны сблизили этих два государства идеологически, и сформировали идею о необходимости тесного сотрудничества как гарантии противодействия западному миру. Поэтому, на наш взгляд началом советско-китайских отношений можно считать подписание на Ялтинской конференции секретного договора, на основании которого СССР гарантировало свою поддержку Китаю против Японии, а также готовность вступить в войну с Японией на стороне Китая.Несмотря на довольно широкий спектр положений основного соглашения о дружбе и союзе, его основной целью было укрепление дружественных отношений меду Китаем и СССР, их всестороннее сотрудничество в военно-технической области, которое в первую очередь будет направлено на предотвращение возможной японской агрессии. Кроме того, что данный договор гарантировал взаимную борьбу Китая и СССР против японских агрессоров, он также обуславливал обязанность обоих государств не вступать ни в какие переговоры с японским правительством без согласия друг друга, заключать с ним соглашения о перемирии. Это касалось как действующего японского правительства, так и любого другого органа власти Японии, которые бы проявляли любого рода агрессивные намерения. На начало 1953 года можно с уверенностью сказать, что взаимоотношения межу двумя странами были взаимовыгодными и братскими. Китай нуждался в той помощи, которую СССР оказывал молодой республике, СССР же было выгодно иметь в Азии сильного союзника с большим военным потенциалом. Для западных оппонентов такая тесная коммунистическая дружба была крайне невыгодной, так как в условиях разворачивающейся холодной войны, представляла для них существенную угрозу. Однако, несмотря на видимое благополучие во взаимоотношениях Китая и СССР, в этот период проявляются первые негативные тенденции, которые впоследствии приведут к расколу между двумя братскими странами. Одной из главных причин таких тенденций, было чрезмерное навязывание Китаю советской модели политического управления, что не могло в полной мере устраивало амбициозного и сильного политического лидера Мао Цзэдуна. С 1957 г. в отношениях СССР и КНР стало заметно охлаждение. Обострились идейные и теоретические разногласия между руководителями обеих стран, противоречия во взглядах на пути строительства социализма. Китайское руководство стремилось форсировать индустриализацию КНР, рассчитывая на продолжение массированной экономической помощи со стороны СССР. Советская сторона не считала возможным помогать Китаю и расценивала линию на ускорение индустриализации КНР как ошибочную. Вопреки мнению Москвы в 1958 г. в Китае был принят курс на осуществление «большого скачка» в экономическом развитии. Не оглашая своих разногласий с Китаем, советское руководство стало более критически относиться ко многим аспектам внутренней и внешней политики КНР, рассматривая некоторые ее конкретные проявления как авантюристичные и опасные для интересов СССР.В 1960 году СССР отозвало из Китая находящихся там советских специалистов, а также расторгнуто множество торговых договоренностей между двумя странами. На наш взгляд именно эти действия спровоцировали начало полномасштабного раскола между ранее братскими государствами. Наверняка можно сказать, что далее, вплоть до 1969 года, взаимоотношения между странами только усугублялись. Ситуацию портило принципиальная позиция советского и китайского правительства, их неспособность вести диалог в условиях кризиса. В конечном итоге, ситуация дошла до своей критической точки – начала военных столкновений, что кажется абсолютно нелогичным с учетом огромного вклада СССР в китайскую военную индустрию, а также наличия множества соглашений, на основании которого, оба государства имеют значительные военные ресурсы на территории Китая.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБажанов Е.П. Китай и внешний мир // Международные отношения. - 1990. - С.352. Бородавкин А.Н. Россия и Китай: по пути добрососедства и сотрудничества// Проблемы Дальнего Востока. - 2009. - №5. - С.12-20.. Виноградов А.О. Внешняя политика Китайской Народной Республики в 1949-1976 гг. // Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.08.2016. -URL: http://www.perspektivy.info/history/vneshnaja_politika_kitajskoj_narodnoj_respubliki_v_1949__1976_gg_2016-08- 15.htm (дата обращения: 03.05.2018)Калашников П.А. Советско-китайские культурные отношения. Дисс. … канд. ист. наук. - М., 2010. - 211с. Каримова М. Перспективы экономического сотрудничества Таджикистана со странами ШОС// Центральная Азия и Кавказ. - 2012. - Т15. - №1. - С.159-168. Китайская Народная республика. Конституция и законодательные акты/ Перевод с китайского. Сост.: Егоров К.А., Под ред.: Гудошников Л. М.; Пер.: Ахметшин Н.Х. - М.: Прогресс, 1984. - 470 с. Конфликт на КВЖД. Из истории Советских Вооруженных Сил / Под ред. В.П. Зимонина. Хабаровск: Кн. изд-во, 1989. - 173 с.Мировицкая Р.А. Китайская государственность и советская политика в Китае: Годы Тихоокеанской войны, 1941-1945. М.: Памятники ист. мысли, 1999. - 311 с.Мичурин А.Н. Советская помощь Китаю в годы Второй мировой войны // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2015.- № 3 (227). C. 18- 19.Рахманин О.Б. К истории отношений России и Китая – М., 2002. C. 378Рахманин О.Б. Из истории отношений СССР и Китая (1917-1991 гг.). М.: Ин-т воен. истории МО РФ, 1994. - 64 с.Титаренко М.Л. Курсом дружбы, сотрудничества и соразвития (к десятилетию Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР от 16 июля 2001 г. // КНР политика, экономика, культура. - М.: ИДВ РАН, 2011. - С. 6-20.Ткаченко Б.И. Восточная граница между Россией и Китаем в договорах и соглашениях XVII-XX веков. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998. - 159 с.Чжао Инцун. Экономическая помощь Советского Союза Китайской Народной Республике в 1949-1959 гг. Дисс. … канд. ист. наук. - М., 2003. - 189 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!