это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3928539
Ознакомительный фрагмент работы:
СодержаниеВведение………………………………………………………………….………..31. Понятие, признаки и принципы государственного устройства РФ…....……52. Предметы ведения Федерации и ее субъектов…………………………..….113. Правовой статус субъектов РФ…………………………………………...….154. Проблемы государственного устройства РФ…………………..……………22Заключение………………………………………………………………...……..25Библиографический список…………………………………………………..…27ВведениеАктуальность выбранной темы исследования обусловливается тем, что российский федерализм переживает переходный период, обретая демократические формы в сложных экономических и политических условиях, и, прежде всего, обострения межнациональных отношений. Отсюда незавершенность, а иногда и противоречивость норм, определяющих правовой статус Федерации и ее субъектов. Еще не приняты многие федеральные законы, предусмотренные Конституцией, не сложилась судебная практика по спорам о компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной власти.Проблема государственного устройства наряду с проблемой формы правления относится к категории глобальных, поскольку органически связана с другой, более крупной в теоретическом плане проблемой - формы государства. Терминологически понятия, связанные с государственным устройством различаются. Это наиболее распространенное в науке и учебной литературе понятие собственно государственного устройства: форма государственного (территориально-политического) устройства.В настоящее время федеративная система существует в более чем двух десятках стран мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Также это самая сложная организация территориального устройства, требующая пристального внимания для решения существующих в таких государствах проблем.Объект исследования – федеративные отношения, складывающиеся между Федерацией в целом и субъектами, а также между субъектами в составе Федерации.Предметом данного исследования является форма государства в Российской Федерации.Целью данного исследования является выявление и изучение основных понятий, связанных с государственным устройством РФ.Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:– рассмотреть понятие, признаки и принципы государственного устройства РФ;– исследовать предметы ведения Федерации и ее субъектов;– изучить правовой статус субъектов РФ;– выявить проблемы государственного устройства РФ.Данный вопрос исследовали: Абдулатипов Р. Г., Баглай М.В., Карапетян Л.Ф., Кондрашев А.А., Некрасов С.И., Стрекозов В.Г., Смоленский М.Б., Мархгейм М.В., Тонков Е.Е. и т.д.Структура работы обусловлена задачами и представляет собой четыре раздела, введение, заключение и библиографический список.1. Понятие, признаки и принципы государственного устройства РФНаиболее удачное определение государственного устройства выглядит следующим образом: внутренняя организация государственной власти, принцип деления государства на отдельные части, юридический статус этих составных частей, принцип взаимоотношений между собой центральных и региональных (местных) государственных органов. Следовательно, государственное устройство определяет меру централизации.Федерация – сложная государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации.В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами.Принципы объединения:– добровольное объединение государств или государственных образований в федерацию;– равноправие субъектов федераций независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала;– плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами;– широкие возможности граждан активно и беспрепятственно участвовать в федеральных и региональных политических процессах;– соблюдение законности и конституционных прав, означает строгое и неуклонное соблюдение федерацией и субъектами федерации, федеративными и всеми остальными органами и организациями обычных и конституционных законов как в отношении друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и иными общественно-политическими органами и организациями.Федерализация – это процесс создания федеративного государства, децентрализации в федеративном государстве.Субъект федерации – промежуточное политическое сообщество, которое выполняет связующую функцию между федеральным центром и образованиями (по вертикали) и является независимым центром политической воли в системе горизонтальных отношений с другими субфедеральными образованиями.Федеральный центр – в нем сосредоточены важнейшие органы федеральной власти: законодательные, исполнительные, финансово-бюджетные, судебные и информационные органы; взаимодействие этих органов одновременно обеспечивает интеграцию всего гражданского сообщества и компромисс власти как по вертикали, так и по горизонтали.В контексте рамочного государства федерация в целом выступает как носитель постоянного компромисса:– по горизонтали - политического взаимодействия;– по вертикали - между отдельно взятым субъектом и федеральным центром;Труднейшей проблемой федеративного устройства является распределение компетенции между федеральной властью и властью в субъектах федерации. Трудности связаны с тем, что субъекты федерации порой претендуют на чрезмерную самостоятельность или даже на статус государственных образований с суверенитетом. В любом случае они обычно обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов федерации определяет федеральную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и совместную компетенцию. Осуществление последней носит сложный характер, нередко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.Наличие у субъектов суверенитета и права свободного выхода предполагает не федеративную форму государственного устройства, а конфедеративную. Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм.Государственная целостность гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей территории и в международных отношениях принадлежит только РФ, а не ее субъектам. Субъекты РФ не имеют права выхода из РФ.1. Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета РФ. Суверенитет РФ, в силу Конституции РФ, исключает существование 2 уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ. Конституция РФ связывает суверенитет РФ, ее конституционно-правовой статус и полномочия, а также конституционно-правовой статус и полномочия республик, находящихся в составе РФ, не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа - носителя и единственного источника власти в РФ, который реализуя принцип равноправия и самоопределения народов, конституировал возрожденную суверенную государственность России как исторически сложившееся государственное единство в ее настоящем федеративном устройстве.2. Территориальное единство - РФ имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов, на эту территорию распространяется суверенитет РФ. Под территорией понимается не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов. Отношение между территорией РФ и территорией субъектов Федерации самое простое: первая включает в себя территории своих субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия.3. Единство государственной власти - единство системы органов государственной власти - в соответствии со ст.77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. В пределах единой системы органов исполнительной власти Президент РФ вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и Федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.4. Юридическое равноправие субъектов РФ - согласно ст.5 Конституции РФ Россия состоит из равноправных субъектов РФ, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Равноправие означает равные возможности в обладании и осуществлении прав и обязанностей. Фактически различные субъекты РФ обладают различными политическими, экономическими правами.5. Равноправие и самоопределение народов в РФ. Закрепляя принцип самоопределения народов в РФ, законодатель имеет в виду не самоопределение их в виде собственного государства. Данный принцип понимает под понятием народ (население) субъект РФ как территориально-политическую общность.6. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Данный принцип должен применяться при обязательном соблюдении принципов - конституционности, верховенства Конституции РФ и федерального законодательства, равноправия субъектов РФ, соблюдения прав и интересов субъектов РФ, баланса интересов Федерации и регионов, добровольности заключения договоров и соглашений, обеспеченности финансовыми, материально-техническими, природными, энергетическими и другими ресурсами.Таким образом, форма государственного устройства — это способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Принцип федерализма в России означает: вступление нормативно-правовых актов только с момента их официального опубликования; равенство субъектов РФ в самостоятельном осуществлении бюджетного процесса; наличие собственных доходов у субъектов РФ; сбалансированность интересов субъектов РФ и Российской Федерации и т.д.2. Предмет ведения Федерации и ее субъектовГосударственный суверенитет в деятельности органов государственной власти по реализации внутренних и внешних функций государства. Только через основные функции государственной власти суверенитет воплощается в жизнь, становится фактическим свойством власти. Для того, чтобы выполнить данные функции, государство должно обладать определенной компетенцией.Компетенция — это определяемый Конституцией или законом объем полномочий государственного органа или должностного лица, за рамки которого они не могут выходить в своей деятельности.По отношению к государству — это круг прав и обязанностей в определенных сферах общественных отношений. Компетенция государства может быть реализована не только через органы государства, но и через референдум и другие институты прямой демократии.Федеративное устройство предопределяет разграничение компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов. Компетенция государственного органа по устоявшемуся в юридической науке мнению определяется через предметы ведения и полномочия. При этом предмет ведения государственного органа — это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено соответствующими нормативными актами к компетенции данного органа. Тогда как полномочия органа государственной власти включают в себя права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов и осуществления иных государственно-властных действий в определенной сфере общественных отношений.В соответствии с Конституцией РФ 1993 года компетенция государственных органов Федерации и ее субъектов разграничивается на:– исключительную компетенцию федеральных органов власти;– совместную компетенцию органов государственной власти Федерации и ее субъектов;– исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов Федерации.К исключительной компетенции федеральных органов власти относятся все вопросы, связанные с функционированием государства на международной арене, вопросы, требующие единого регулирования по всей стране (энергетическая, космическая системы, денежная система и др.), федеральная собственность и управление ею, установление федеральных налогов и сборов, федеральные органы власти, федеративное устройство и территория России. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не имеют права вторгаться в исключительную компетенцию федеральных органов.Предметы совместного ведения в отличие от предметов находящихся в исключительном ведении Федерации, предполагают, что центр и субъекты действуют, реализуют свои полномочия с учетом воли и интересов друг друга, с использованием институтов, процедур, механизмов согласования своих действий, в том числе путем взаимного делегирования полномочий.Исходя из смысла ст. 72 Конституции РФ предметы совместного ведения можно условно подразделить на несколько групп.1. Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод:– обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции России и федеральным законам;– защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон;– защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;– установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.2. Вопросы, регулирования экономики, социального и культурного развития:– разграничение государственной собственности;– установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;– общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;– охрана памятников истории и культуры;– координация вопросов здравоохранения;– защита семьи, материнства, отцовства и детства;– социальная защита, включая социальное обеспечение.3. Вопросы экологии и экологической безопасности:– вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;– природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;– особо охраняемые природные территории;– осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.4. Вопросы, деятельности правоохранительных органов и функционирования правовой системы:– кадры судебных и правоохранительных органов;– адвокатура, нотариат;– административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.5. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.Здесь действует правило о том, что если международный договор Российской Федерации затрагивает вопросы, отнесенные к ведению субъекта Федерации, то требуется согласование с его органами власти. Субъекты Федерации вправе представлять федеральным органам государственной власти рекомендации о заключении международных договоров, касающихся их интересовПод совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени, как Федерации, так и ее субъектов. Таким образом, предмет совместного ведения — это закрепленный в Конституции круг вопросов, в решении которых могут принимать участие органы государственной власти РФ и ее субъектов. Предмет совместного ведения — это сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ и к компетенции РФ, и к компетенции субъектов РФ. К совместному ведению РФ и ее субъектов Конституция относит те вопросы, по которым Федерация и ее субъекты координируют свои усилия и солидарно несут ответственность за состояние дел.3. Правовой статус субъектов РФВ составе РФ в соответствии со ст.65 Конституции РФ находится 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, одна автономная область и 10 автономных округов. На основе Конституции России и в соответствии с ней и Федеральными законами субъекты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Принципы определения полномочий органов государственной власти субъекта РФ:1) полномочия, осуществляемые по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), законами и предпринимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ;2) полномочия, осуществляемые по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, Федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;3) полномочия, осуществляемые по предметам ведения РФ, определяются Федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст.65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечислением наименований всех субъектов Федерации в Конституции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в РФ и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации. Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ в Совете Федерации Федерального Собрания, а также в порядке формирования Государственного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц всех субъектов РФ. Субъекты Федерации имеют свою правовую систему, в которую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система субъектов РФ как бы образует собственное конституционное право, которое не разрывает единого поля конституционного права РФ, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Однако требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам, находились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов, ведения субъектов Федерации. По своей юридической силе конституции республик и уставы других субъектов Федерации равнозначны, различия между ними только в терминах, присущих государствам и государственным образованиям. Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия. Система государственной власти устанавливается субъектами РФ самостоятельно. Система должна соответствовать основам конституционного строя РФ, что означает разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и судебной. Система органов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных Федеральным законом. Субъекты Федерации вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи. Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. В законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной поддержки населения, культуры.В отличии от других субъектов Федерации республики признаются государствами. Власть в этих государствах не является суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. Согласно ст.5 Конституции РФ республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно и гражданами этой республики. Конституции республик предусматривают свое гражданство. Это гражданство одновременно означает и гражданство РФ, но правом принятия в гражданство обладает только РФ. Республики самостоятельны в определении своих государственных языков. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик эти языки употребляются наряду с государственным языком РФ, то есть русским языком. В республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения, законодательно закреплено двуязычие. Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику - герб, флаг, гимн, определяют столицу. Государственная символика отражает национально-историческую символику народа. Республики вправе учреждать свои почетные звания и государственные награды. Республика также самостоятельно распоряжается своей государственной собственностью, землей, недрами, лесами и водами, ведает охраной окружающей среды, устанавливает республиканский бюджет, республиканские и местные налоги, республиканские фонды экономического, социального и культурного развития, осуществляет правовое регулирование политического, экономического и социально-культурного развития республики. В ведение республики входят заключение федеративного договора, межпарламентских соглашений, а также другие вопросы, отнесенные конституцией республики к ведению ее государственных органов. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти республики в составе РФ могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий и наоборот.Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным органом соответствующего субъекта РФ. Правовое положение автономных округов противоречиво. С одной стороны автономный округ может входить в состав края или области (9 из 10 являются такими). С другой округ, как и край, и область, рассматривается Конституцией как равноправный субъект РФ. Чтобы разрешить это противоречие, Конституция РФ предусматривает, что отношения таких округов могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области. Вхождение автономного округа в состав края, области не изменяет их конституционно-правовой природы как субъекта РФ и не означает, что автономный округ утрачивает элементы своего статуса - территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство и так далее.Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ край, область, автономный округ как самостоятельные и равноправные субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Они вправе передавать осуществление части своих полномочий друг другу на добровольной основе, по договору между соответствующими органами государственной власти либо в иной форме, в том числе путем принятия закона края, области или автономного округа.В сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ полномочия органов государственной власти края, области на территории автономного округа осуществляются в рамках, определенных федеральным законом и договорами между соответствующими органами государственной власти, которые обязаны принять все меры для достижения согласия.Автономная область и автономные округа являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в составе РФ, автономной областью, автономными округами в соответствии с Конституцией и законами РФ.Автономия - широкое внутреннее самоуправление региона государства, а также особые права в сфере местного самоуправления, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам). Видами автономии являются:1) территориальная автономия, означающая определенную степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства независимо от состава населения;2) национально-территориальная автономия, которая создается с учетом этнических, бытовых и других особенностей компактно проживающих групп населения;3) национально-культурная автономия означает предоставление национальным меньшинствам, не составляющим значительных компактных групп в населении страны, а то и вовсе разрозненным, проживающим вместе с другими этническими группами, прав и возможностей использования своих культурных традиций, языка, религии и другое.В составе РФ в качестве ее субъектов находятся национально-культурные автономии, правовое положение которых определяется Федеральным законом от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии". Национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.Образование и деятельность национально-культурной автономии регулируются указанным федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, соответствующими положениями конституций (уставов), законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина.Национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными. Они учреждаются соответственно на общих собраниях, конференциях и съездах, на которых образуются органы внутреннего управления автономии. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются национально-культурными автономиями самостоятельно в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях. Регистрация национально-культурной автономии проходит в органе юстиции в порядке, предусмотренном законодательством РФ.Национально-культурная автономия имеет право:– получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;– обращаться в органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;– создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством РФ, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;– сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;– следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла.Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры. Участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав граждан РФ, равно как и национальная принадлежность не может служить основанием для ограничения их участия или неучастия в деятельности национально-культурной автономии.Таким образом, Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Конституция закрепляет равноправные этих субъекᴛᴏʙ Федерации (ч. 1 ст. 5 Конституция РФ). Конституционно-правовой статус субъекᴛᴏʙ Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а кроме того другими правовыми актами. Так, республики принимают свои Конституции, другие субъекты, уставы.4. Проблемы государственного устройства РФНесмотря на значительное разнообразие, большинство существующих проблем российского федерализма может быть объединено в несколько групп.Первая — проблемы, порожденные несовершенством и противоречивостью исходных и доставшихся нам в наследство сложнейших проблем государственного устройства. Вторая — проблемы, обусловленные развитием федеративных отношений вне конституционного поля.Третья — проблемы критики экономики и потери управляемости единым экономическим и правовым пространством.Четвертая — проблемы, связанные с несовершенством и противоречивостью ряда положений Конституции, и особенно с противоречиями конституций и уставов субъектов Федерации.Пятая — проблемы правового обеспечения федеративных отношений по всему комплексу противоречий в Федерации.Именно из-за отсутствия законов современная практика федеративных правоотношений все более расходится с установленными в Конституции Российской Федерации нормами. Требовать изменения Конституции вместо ее использования в законодательстве — путь не очень продуктивный.Во-первых, Основной Закон Российской Федерации должен быть ориентирован на устойчивое социально-экономическое развитие государства, налаживание отношений, сотрудничество и совместную деятельность федеральных и региональных органов государственной власти. Нельзя, да и невозможно подгонять Конституцию под каждый случай, возникающий на практике.Во-вторых, срочно нужно принять предусмотренные Конституцией страны федеральные законы, предназначенные для регулирования федеративных отношений, и таким образом развивать заложенные в Конституции нормы и восполнять содержащиеся в Основном Законе Российской Федерации неопределенности и пробелы.В-третьих, недопустимо терять содержащийся в Конституции дух компромиссного Федеративного договора. Процессы развития Российской Федерации настолько сложны, что здесь не обойтись лишь сухим языком права. Нужно умело согласовывать свои интересы.Субъекты Федерации зачастую вынуждены входить в противоречия с нормами Конституции страны не столько по сути, сколько в рамках регламентации полномочий Конституции. Особенно когда региональный законодатель начинает опережать своей законотворческой деятельностью федерального законодателя. Конечно, в ходе этой работы есть и попытки установления в своих основных законах, иных нормативных актах прав и обязанностей (полномочий), отличных от установленных в Основном Законе Российской Федерации, федеральных законах, что, конечно же, недопустимо и порождает противоречивую нормотворческую практику в субъектах Федерации, а порой и случаи неисполнения федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства Российской Федерации. И здесь закономерно вмешательство Федерации.Из-за «запаздывания» федерального законодателя в принятии федеральных законов по предметам совместного ведения (в основном из-за отсутствия механизмов реализации ст. 71, 72 Конституции Российской Федерации) субъекты Федерации осуществляют «опережающее» нормотворчество. В результате этого действующие в настоящее время в субъектах Российской Федерации отдельные нормативно-правовые акты противоречат принятым позднее федеральным законам.В случае нарастания кризисных явлений и неуправляемости возможна утрата государственного суверенитета России над отдельными территориями субъектов РФ. Это могут быть не только республики Северного Кавказа, как об этом пишут, но Дальний Восток, Калининградская область, Курильские острова. Эту проблему необязательно рассматривать только через призму этнического фактора. Нужно находить эффективные правовые механизмы своевременного решения таких проблем.Таким образом, главным фактором на данном этапе развития Российской Федерации может быть разрешение проблем российского федерализма на основе совершенствования законодательства и координации действий федеральных и региональных органов государственной власти в рамках действующей Конституции страны.ЗаключениеТаким образом, Конституция 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Она закрепляет положение, которое позволяет преодолеть крайние подходы к государственному устройству, которые культивируются определенными политическими силами: сепаратизм республик, т. е. их выход из состава РФ, с одной стороны, и возврат к унитарной структуре регионов – с другой. Таким образом, только демократический федерализм способен внести политическую стабильность в межнациональные отношения. Идя по этому пути, новая Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномочий федеральной власти и власти субъектов Федерации.РФ возникла в силу определенных исторических причин. И хотя эти причины в наше время потеряли смысл, федерализм выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством. Вхождение в состав Федерации субъектов явилось результатом включения всех автономий и административно-территориальных единиц, далеко не равных в экономическом отношении. Отсюда выдвижение определенными кругами различных проектов по сокращению числа субъектов Федерации, часто обоснованных необходимостью создания крупных экономических комплексов. Экономико-географический федерализм в будущем, несомненно, испытает влияние интеграционных процессов развития рыночных отношений, подгонять которые политическими методами нельзя.Поскольку любое федеративное государство состоит из частей, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношении частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности: скатиться к унитарному и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях, как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает конституция, закрепляющая статус федерации и ее субъектов, то есть основы их взаимоотношений между собой.В мире нет "легких" федераций, все федеративные государства сталкиваются с какими-то трудностями или проблемами. Особенностью России на ее нынешнем этапе развития является то, что ее федерализм переживает переходный период, обретая демократические формы в сложных экономических и политических условиях, и прежде всего обострения межнациональных отношений. Отсюда незавершенность, а иногда и противоречивость норм, определяющих правовой статус Федерации и ее субъектов. Еще не приняты многие федеральные законы, предусмотренные Конституцией, не сложилась судебная практика по спорам о компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной власти. Выравнивание прав и обязанностей субъектов Федерации составляет важное направление совершенствования государственного устройства России.В результате можно сделать три важных правовых вывода:1) Россия не является национальным государством, это многонациональное государство;2) республики – субъекты Федерации признаются национальными государствами, несмотря на многонациональный состав их населения;3) русская нация не имеет в составе РФ собственно национальной государственности, из чего следует, что русская нация видит воплощение своих национальных интересов в создании многонационального демократического правового государства – Российской Федерации.Библиографический список:Нормативно–правовые акты:1. Конституция Российской Федерации. – М., 2015. – 51с.2. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"3. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1119 "О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью".Специальная литература:1. Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. – М.: Юрайт, 2010. – 117с.2. Агабеков Г.Б Андриченко Л.В. Федеративное устройство России. – М.: Проспект, 2010. – 323с.3. Алфёров В.А. Федеративное устройство России. – М.: Инион–Ран, 2011. – 206 с. 4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – M.: Норма, 2011. – 768с.5. Виноградов В.А., Мазаев В.Д., Масленникова С.В. Конституционное право Российской Федерации. – M.: Юрайт, 2014. – 692с. 6. Добрынин Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы. – М.: Проспект, 2013. – 298с.7. Карапетян Л.Ф. Федеративное устройство Российского государства. – М.: Норма, 2011. – 352с. 8. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. – М.: Проспект, 2014. – 125с.9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – M.: Проспект, 2012. – 592с.10. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и проблемы реализации. – СПб.: Юридическая литература, 2009. – 82с.11. Лексин В.Н Швецов А.Н. Бюджет и межбюджетные отношения Системная модернизация российской модели бюджетного федерализма. – М.: Проспект, 2013. – 89с.12. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций. – M.: Юрайт, 2012. – 171с. 13. Стрекозов В.Г. Конституционное право России: Учебник. – M.: Юрайт, 2013. – 316с.14. Смоленский М.Б., Мархгейм М.В., Тонков Е.Е. Конституционное право Российской Федерации. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 446с.15. Шурухнов Н.Г., Мечиков В.В. Конституционное право Российской Федерации в схемах. – M.: ЭКСМО, 2010. – 240с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!