это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3931352
Ознакомительный фрагмент работы:
Первые десятилетия 19 в. в России прошли в обстановке всенародного
подъема, связанного с Отечественной войной 1812 г. Идеалы этого времени,
нашли выражение в поэзии молодого Пушкина. Война 1812 г. и восстание
декабристов во многом определили характер русской культуры первой трети
столетия.
В первые десятилетия 19 века эстетика завоевывает права гражданства,
являясь частью обязательных программ учебных заведений. Уже в начале
столетия определяется одна из центральных проблем русской эстетики -
проблема отношения искусства к действительности. В ее решении выявилось
противостояние двух направлений: представители первого утверждали принцип
«подражания природе» в качестве главного и основного, сторонники второго
пытались приблизиться к пониманию диалектической связи искусства с
действительностью, допуская определенную свободу художественного
творчества. Они видели ее в том, что художник изменяет жизненные
впечатления «по своей цели и произволению», самопроизвольно распоряжаясь
материалом, который доставляют ему наблюдения над жизнью.
Художники не имеют права нарушать закономерности природы, они должны
представлять ее, оставаясь, в то же время, творцами.
Русская эстетика формировалась как часть отечественного самосознания 19
века. Ее основная направленность только с одной стороны определяется
западноевропейским философским влиянием. С другой - эстетика развивается,
отвечая на запросы русской общественной мысли, которая во многом
определяет важнейшую сферу приложения эстетических принципов - сферу
искусства. Первая половина 19 века характеризовалась развитием
романтизма, художественной теории и практики реалистических принципов. К
началу сороковых годов реализм уже складывается как совокупность
творческой практики и теоретических воззрений целого ряда писателей и
художников. Но этому положению предшествовал сложный процесс
формирования творческого метода и в художественной практике, и в
теоретических исканиях. Ярчайшим примером этого процесса является
творческое наследие Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837). Его статьи
и письма представляют собой пример теоретических и критических поисков
той новой системы искусства, которую стремится утвердить художественными
произведениями. Пушкин затрагивает и обсуждает вопросы назначения
искусства, призвания писателя, своего творческого метода и критериев
художественного совершенства. Для развития реализма особую важность
приобретают сформулированные великим поэтом принципы правдивого
изображения человеческих характеров во всей их многосторонности,
сложности и противоречивости.
Белинский был наиболее ярким представителем эстетической теории,
формирующейся в рамках критики и публицистики.
Виссарион Григорьевич Белинский считал, что философия и эстетика
должны спуститься на землю, «возвратиться в жизнь». Эстетика не должна
предписывать искусству какие‑то надуманные схемы и идеалы, но обязана
изучать произведения искусства практически.
В критике, «движущейся эстетике», Белинский обосновывал критерии
художественности произведений искусства, их значение в пробуждении
общественного самосознания. Закономерно в таком случае введение в
эстетическое исследование понятия народность, которое неразрывно связано с
развитием реализма в искусстве.
Главная проблема русской эстетики 19 века - отношение искусства к
действительности - получила развитие у Николая Гавриловича
Чернышевского (1828-1889), заявившего об особом, эстетико-
материалистическом подходе к прекрасному в природе, обществе и искусстве.
Чернышевский исходит из следующих положений:
во-первых, искусство возникает не только из потребности человека в
прекрасном, а из совокупности потребностей;
во-вторых, содержание искусства не ограничивается прекрасным, а
включает в себя все «обще-интересное» для человека;
в-третьих, искусство служит не только предметом эстетического
наслаждения, но и средством познания жизни.
Другими словами, стремление к прекрасному не существует в человеке
автономно от других его стремлений и потребностей. Белинский и
Чернышевский подчеркивали положение, жизненно важное для общественной
мысли России 19 века: передовая тенденция способствует правдивости и
жизненности художественных образов, ложное идейное направление не только
уводит художника от жизненной правды, но и губит талант, снижает
художественный уровень произведения искусства.
Прекрасное, красота у Добролюбова носит ярко выраженный
антропологический характер, она зависит от образа жизни человека, его
отношения к труду, от всего того, что определяет «органическое развитие
человека». Не обходя проблему эстетических критериев художественного
произведения, Добролюбов, тем не менее, отодвигает их на второй план.
Главное - это «внутренние достоинства произведения», обусловленные
«общественно значимым содержанием», отвечающем идеальным
требованиям». Эстетическая теория, созданная Белинским, Чернышевским,
Добролюбовым развивалась, в значительной степени, в неразрывной связи с
революционно-демократической критикой и публицистикой, свидетельствуя о
неразрывности эстетики, политики и этики. Уже с середины 19 века любой
серьезный разговор об искусстве связывался в России с размышлениями о
судьбе народа. При таком подходе закономерна абсолютизация утилитаризма -
принципа полезности - искусства и науки о нем.
Архитектура. Архитектура первой трети века - это прежде всего решение
больших градостроительных задач. В Петербурге завершается планировка
основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Создаются лучшие
ансамбли города. Особенно интенсивно после пожара 1812 г. строится Москва.
Идеалом становится античность в ее греческом (и даже архаическом) варианте;
гражданственная героика античности вдохновляет русских архитекторов.
Используется дорический (или тосканский) ордер, который привлекает своей
суровостью и лаконизмом. Некоторые элементы ордера укрупняются, особенно
это касается колоннад и арок, подчеркивается мощь гладких стен.
Архитектурный образ поражает величавостью и монументальностью.
Огромную роль в общем облике здания играет скульптура, имеющая
определенное смысловое значение. Многое решает цвет, обычно архитектура
высокого классицизма двухцветна: колонны и лепные статуи - белые, фон -
желтый или серый. Среди зданий главное место занимают общественные
сооружения: театры, ведомства, учебные заведения, значительно реже
возводятся дворцы и храмы (за исключением полковых соборов при казармах).
Ведущим петербургским архитектором первой трети 19 в. («русского
ампира») был Карл Иванович Росси (1777-1849). Первоначальное
архитектурное образование Росси получил в мастерской Бренны, затем
совершил поездку в Италию, где изучал памятники античности.
Самостоятельное его творчество начинается в Москве, продолжается в Твери.
Одна из первых работ в Петербурге - постройки на Елагином острове (1818).
Про Росси можно сказать, что он «мыслил ансамблями». Дворец или театр
превращались у него в градостроительный узел из площадей и новых улиц. Так,
создавая Михайловский дворец (1819-1825, теперь Русский музей), он
организует площадь перед дворцом и прокладывает улицу на Невский
проспект, соразмеряя при этом свой замысел с другими близлежащими
постройками - Михайловским замком и пространством Марсова поля. Главный
подъезд здания, помещенного в глубине парадного двора за чугунной
решеткой, выглядит торжественно, монументально, чему способствует
коринфский портик, к которому ведут широкая лестница и два пандуса.
Многое в декоративном убранстве дворца Росси делал сам, причем с
безукоризненным вкусом - рисунок ограды, интерьеры вестибюля и Белого
зала, в цвете которого преобладало белое с золотом, характерное для ампира,
как и роспись гризайлью.
Скульптура. Русский классицизм нашел выражение и в станковой
скульптуре, в скульптуре малых форм, в медальерном искусстве, например, в
знаменитых рельефах-медальонах Федора Толстого (1783-1873), посвященных
войне 1812 г. Знаток античности, особенно гомеровской Греции, тончайший
пластик, изящнейший рисовальщик. Толстой сумел соединить героическое,
возвышенное с интимным, глубоко личным и лирическим, иногда окрашенным
даже романтическим настроением, что так характерно для русского
классицизма. Рельефы Толстого исполнялись в воске, а затем «старинным
маниром», как делал Растрелли Старший в петровское время, отливались самим
мастером в металле, причем сохранились многочисленные гипсовые варианты,
или переведенные в фарфор, или исполненные в мастике («Народное
ополчение», «Битва Бородинская», «Битва при Лейпциге», «Мир Европе» и т.
д.).
Живопись. Ведущим направлением архитектуры и скульптуры первой трети
19 столетия был классицизм. В живописи его развивали прежде всего
академические художники в историческом жанре. Но истинные успехи
живописи лежали, однако, в другом русле - романтизма. Лучшие стремления
человеческой души, взлеты и парения духа выразила романтическая живопись
того времени, и прежде всего портрет. В портретном жанре ведущее место
должно быть отведено Оресту Кипренскому (1782-1836). Кипренский жил в
Москве, где помогал Мартосу в работе над памятником Минину и Пожарскому.
Бесценная часть творчества Кипренского – графические портреты,
выполненные в основном мягким итальянским карандашом с подцветкой
пастелью, акварелью, цветными карандашами. Он изображает генерала Е.И.
Чаплица (ГТГ), А.Р. Томилова (ГРМ), П.А. Оленина (ГТГ). Появление быстрых
карандашных портретов-зарисовок само по себе знаменательно, характерно для
нового времени: в них легко фиксируется всякое мимолетное изменение лица,
любое душевное движение. Но в графике Кипренского также происходит
определенная эволюция: в поздних работах нет непосредственности и теплоты,
но они виртуознее и изысканнее по исполнению (портрет С.С. Щербатовой, ит.
кар., ГТГ).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!